Как подать жалобу на адвоката?

Защита прав и интересов клиента – прямая обязанность адвоката по уголовным делам. Его полномочия распространяются на посещение подозреваемого или обвиняемого в СИЗО, участие в следственных действиях и допросах, присутствие при аресте, сбор доказательной базы, предоставление характеристик клиента и многое другое. Помощь правозащитника не только обеспечит контроль над действиями силовых структур, но и позволит обжаловать решения суда в случае необоснованности обвинения. Задача адвокатов — помогать гражданам защищать свои законные интересы и права от посягательств других граждан и организаций. Но что делать, если услуги адвоката вредят клиенту? Как поступить, если адвокат некомпетентностью портит дело? Обвиняемый или потерпевший имеет право заявить отвод адвокату – заменить его. Или написать жалобу.

Кто может подать жалобу на адвоката?

Если защитник некачественно выполняет свои профессиональные обязанности, его доверитель имеет полное право обратиться в адвокатскую палату с жалобой. Цель подобной жалобы – возбудить производство дисциплинарного характера, чтобы по его завершении привлечь адвоката к дисциплинарной ответственности.

Помимо доверителя адвоката, подать жалобу на бывшего защитника могут следующие лица:

  • Другой адвокат.
  • Заместитель президента адвокатской палаты или его уполномоченное лицо.
  • Доверенное лицо клиента адвоката.
  • Судья.

Куда обращаться?

Список мест, в которых примут вашу жалобу на адвоката, весьма сильно органичен. В их число входят:

  • Руководство организации, которую юрист представляет.
  • Адвокатская палата вашего региона.
  • Прокуратура.
  • Суд.

Каждое из этих мест имеет свои особенности, причины для подачи претензии и правила работы. Поэтому рассмотрим их по отдельности.

Обращение к руководству

При первых признаках нарушений и отказе адвоката соблюдать какие-то нормы следует незамедлительно обращаться напрямую к руководству организации, в которой вы наняли некомпетентного юриста. Сделать это очень просо, так как не нужно соблюдать каких-то строгих правил обращения. Претензию можно подать как устно, так и письменно на имя руководителя организации. Устная претензия хороша тем, что она проста в подготовке: вам нужно просто четко сформулировать вашу мысль и донести её уполномоченному лица. Если у вас есть возможность и время, жалобу лучше подать письменно в двух экземплярах, после подписи оставив одну копию у себя — так вы задокументируете свое обращение к руководству для будущих разбирательств.

Стоит отметить, что передача претензии к руководству при работе с адвокатами отличается удивительной эффективностью. Связано это с тем, что для юридических контор главное — репутация и работа без ошибок. Так что, если вы обратитесь к руководству еще до того, как мелкое нарушение перерастет в конфликт, то у вас будут все шансы его полностью избежать.

Обращение в Адвокатскую палату

Перейдем к более серьезным инстанциям для обращения, а именно – к Адвокатской Палате. Эта организация — своего рода Роспотребнадзор, но для контроля юридических организаций. В его задачи входят:

  • Установка нормативов работы юристов.
  • Контроль над качеством работы адвокатов.
  • Урегулирование споров между адвокатом и клиентом.
  • Проверка деятельности юриста с целью выявления ошибок и нарушений.
  • Проверка, как документации самих контор, так и используемых материалов дела.

Адвокатская палата хороша тем, что в ней вам помогут решить споры с юристом даже в том случае, если о нормативах или законах вы не знаете вообще ничего. Но обращаться туда стоит только в том случае, если юрист в своей работе совершил серьезный проступок, а руководство вам помочь отказалось без объяснения логичной причины. Именно в этом случае вам смогут помочь в Адвокатской палате максимально эффективно.

Жалоба в прокуратуру

Перейдем к претензиям в органы охраны правопорядка, а именно в прокуратуру. Особенность этой службы в том, что она рассматривает только проблемы нарушения прав граждан. То есть она не возьмется за дела, касающиеся проблем сервиса, качества работы адвоката или иных вопросов, не затрагивающих гражданские права клиента. Претензию можно подавать только по серьезным поводам, таким как мошенничество или распространение информации.

Обращение в прокуратуру уже имеет строгую форму, и составить его на порядок сложнее. Начнем с общих правил. Каждое обращение в прокуратуру должно быть написано в деловом стиле, в нем не должно быть угроз или оскорблений, а все описанные факты и события должны быть правдивыми и подтвержденными. Если хотя бы одно из этих правил будет нарушено, то вам уже не смогут помочь и обращение вернут.

Жалоба в суд

Последнее место, в котором можно защитить свои интересы, станет суд. Вы имеете полное право подавать иск на адвоката по любому значительному поводу. Но при этом стоит помнить, что вы будете судиться с юристом, так что вам может пригодиться помощь такого же, но более компетентного адвоката. Если вы смогли заручиться поддержкой, у вас есть доказательства вины и возможность участвовать в судебных тяжбах, то смело пишите и подавайте исковое заявление. Его форма полностью аналогична претензии в прокуратуру за исключением того, что не нужно указывать уполномоченное лицо. Подать же готовое обращение вместе с документами можно лично, по почте или представителя.

Стоит учесть, что жалоба на адвоката в суд — самая эффективная и разносторонняя мера, так как с его помощью вы можете требовать компенсаций расходов, возмещения морального вреда и иных мер наказания к нарушителю.

Как правильно подать жалобу на некомпетентного адвоката?

Перед подачей заявления доверитель имеет право переговорить со своим адвокатом, или обратиться к нему в официальном письме в целях возвращения гонорара или его доли.

Кроме этого, если у адвоката есть вышестоящее руководство (например, если он работает в адвокатском бюро или в юридической консультации), то заявитель может обратиться непосредственно к нему.

Здесь же стоит отметить, что обращения, направленные по электронной почте, считаются анонимными. А анонимные заявления рассмотрению не подлежат.

Содержание жалобы на адвоката

В ст. 20 Кодекса Профессиональной Этики адвоката регламентируются требования, благодаря которым жалоба заявителя может быть признана потенциальным поводом для возбуждения производства дисциплинарного характера.

В обязательном порядке жалоба должна содержать следующие сведения:

  • Полное название адвокатской палаты, куда заявитель обращается с жалобой.
  • ФИО заявителя, его адрес.
  • ФИО адвоката, против которого написана жалоба, реквизиты адвокатского ордера или договора об оказании помощи юридического характера, информация об адвокатском образовании, к которому принадлежит бывший защитник.
  • Описание определённых действий или бездействия бывшего защитника, в которых проявились нарушения его обязанностей – согласно мнению доверителя.
  • Основания для выдвижения против адвоката определённых требований, а также доказательства.
  • Список документов, прилагаемых к заявлению.
Скачать образец заявления

Меры ответственности

В случае признания проступка адвоката, при нарушении им этики адвоката, на него накладываются определённые меры ответственности дисциплинарного характера, а именно:

  • Замечание – при небольшом нарушении этического характера.
  • Предупреждение – при более грубых нарушениях.
  • Прекращение статуса адвоката – недопустимые нарушения, влекущие за собой высшую меру дисциплинарного взыскания.

На применение к адвокату вышеописанных мер отводится ровно полгода с момента обнародования нарушения. В случае если срок применения мер вышел, то его восстановление невозможно, а дисциплинарное производство возбуждено не будет.

Возможно ли отклонение жалобы

В заявлении на защитника действительно может быть отказано.

При составлении жалобы стоит учитывать, что, обвиняя адвоката, Вы обязательно должны представлять доказательства своих слов. К примеру, заявитель утверждает, что заплатил защитнику деньги, а он работу не выполнил. Здесь необходимо объяснить, какую сумму денег заплатил заявитель, приложить документ, подтверждающий то, что оплата действительно произошла. Необходимо уточнить, какую работу должен был выполнить адвокат, и представить необходимые документы.

Однако если на деле доверитель не располагает никакими доказательствами того, что адвокат не выполнил работу, в удовлетворении жалобы отказывают.

Как происходит дисциплинарное производство?

В случае удовлетворения жалобы заявителя начинается дисциплинарное производство, которое имеет следующий порядок:

  1. Рассмотрение дела в квалификационной комиссии. По завершении совета составляется постановление о том, есть ли в действиях бывшего защитника несоблюдение этики адвоката, или нет. А также о том, были ли выполнены им профессиональные обязательства в полной мере, или они не были выполнены вовсе;
  2. Рассмотрение дела на совете. По его итогам объявляется заключение о том, что в действиях (бездействии) защитника допущены нарушения этики адвоката и закона о деятельности адвокатского характера, что обязанности адвоката не были выполнены или были выполнены не полностью. Выносится решение либо о том, чтобы применить к адвокату меры ответственности дисциплинарного характера, либо о том, чтобы прекратить дисциплинарное производство.

Если один или несколько участников производственного процесса не явятся на собрание квалификационной комиссии и совета, то это не означает, что разбирательство дела будет отложено.

Заявитель имеет право забрать жалобу (например, в случае примирения с защитником), после чего дисциплинарное производство будет прекращено. Однако сделать это можно до того, как совет вынесет решение. Здесь стоит учитывать, что впоследствии возбудить производство по этому же предмету и основанию будет невозможно.

Сроки рассмотрения

Сроки рассмотрения жалобы коллегией, как и палатой, одинаковы. Они регулируются законодательством страны. Сотрудникам этих органов дается не более двух месяцев на то, чтобы принять решение по заявлению и предпринять определенные меры. В случае положительного исхода, виновнику могут выдать предупреждение либо сделать замечание (в течение шести месяцев после вынесения решения). Крайняя мера наказания – лишение статуса адвоката. В таком случае гражданин не сможет более заниматься адвокатской деятельностью. Однако принимается оно довольно редко. В большинстве случаев имеют место именно предупреждения. Если же компетентные органы отказались рассматривать заявление гражданина, они должны уведомить его об этом в течение десяти дней.

Возвратят ли заявителю средства, потраченные на оплату услуг адвоката

Ни адвокатская палата, ни квалификационная комиссия не могут заставить нарушителя возвратить средства обманутому клиенту. Даже если по результатам проверки была установлена его вина. Однако в некоторых случаях предупреждение о подаче жалобы в ответственный орган может привести к тому, что адвокат сам вернет средства. Кроме того, не стоит забывать, что законодатель разрешает гражданам защищать свои интересы в судебном порядке. Поэтому лицо, пострадавшее от действий своего защитника, может составить исковое заявление. В таком случае истец вправе требовать возвращения денег, потраченных на оплату услуг адвоката, а также материальной компенсации.

Загрузка ...