Анонимное обращение в прокуратуру

Прокуратура – надзорный государственный орган, задача которого – обеспечение соблюдения гражданских прав жителей Российской Федерации. Согласно законодательным нормам РФ, ни один гражданин не может обратиться в органы государственного управления, не назвав себя. Анонимные обращения в прокуратуру не принимаются. Федеральный закон №59 «Об обращении граждан» говорит о том, что обращаясь с жалобой в прокуратуру, суд или полицию, гражданин обязан указать свои личные данные. Это означает, что жалоба, в которой не заполнена графа «Заявитель» не будет принята к рассмотрению. А если жалоба все-таки поступила, но заявитель, опасаясь преследования оппонентов, не назвал себя, прокуратура самостоятельно должна найти недостающие данные. Правда, это займет время, срок подачи апелляции может пройти, и тогда уже жалобы подавать поздно. Чтобы не просрочить оформление нужного документа, нужно ознакомиться с регламентом подачи заявления во все подразделения прокуратуры РФ. Он прописан в Федеральном законе N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 и Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора РФ от 30.01.2013 No45.

Можно ли подать анонимную жалобу в прокуратуру?

Прокуратура — государственная служба, основной задачей которой является надзор за соблюдением гражданских прав. В её задачи входит прием обращений, проведение разбирательств по факту нарушений и привлечение виновных к ответственности.

Для того чтобы сообщить о нарушении, потребуется составить жалобу в прокуратуру. Жалоба в прокуратуру имеет весьма строгую форму, от которой нельзя отступать. И в каждом образце заявления в прокуратуру обязательно фигурирует поле «Заявитель». В связи с этим у многих возникает вопрос — как направить жалобу в прокуратуру и остаться при этом неизвестным. В этой статье мы расскажем об анонимных жалобах и их особенностях.

Законодательный регламент

Регламент подачи заявления во все подразделения прокуратуры РФ прописан в Федеральном законе N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 и Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора РФ от 30.01.2013 No45.

Именно этими актами будут руководствоваться работники данной госструктуры при работе с жалобами и заявлениями.

Основания для обращения к прокурору

Прокуратуру не нужно рассматривать как орган исключительно карательного характера – её функции включают в себя защиту граждан, и её сотрудники много работают с заявлениями от них. Однако у прокуратуры есть свой чёткий круг обязанностей, а значит и обращения в работу она принимает лишь по входящим в него вопросам.

Как гласит статья 10 ФЗ № 168, органы прокуратуры работают с заявлениями, в которых содержатся сведения о нарушении законодательства. Значит, основанием для обращения в прокуратуру может стать лишь такое нарушение, в других случаях гражданам следует подавать заявления в иные инстанции. Конечно, это определение не назвать чётким, и на деле даже не все жалобы о нарушении закона будут рассматриваться именно в этой инстанции: иногда это будет вопросом другого государственного органа, и заявление передадут в него. К примеру, это касается заявлений о преступлениях.

Именно в прокуратуру обращаются, прежде всего, по вопросам нарушения прав граждан властями различного уровня. Например, при совершении административного правонарушения чиновниками или работодателями также быть сделано обращение в прокуратуру, чтобы её сотрудниками была проведена проверка. Участник уголовного процесса может оформить жалобу, если органы предварительного расследования как-либо нарушили закон. Отметим, что исключением станут решения судов – в данном случае жаловаться нужно в вышестоящие судебные инстанции.

После получения обращения и признания его находящимся в компетенции, работники прокуратуры начинают проведение различных действий: обращаться в суд, направлять представления и протесты нарушителям, указывая на факт нарушения и выдвигая предложения по устранению. Не всегда это дает эффект – дело в том, что у прокуратуры нет в распоряжении механизмов, чтобы обеспечивать выполнение своих требований в принудительном порядке, а значит, если нарушители отказываются идти на сотрудничество, приходится давать делу ход в других органах.

Помимо этого, стоит понимать, что процесс будет довольно долгим, и от обращения до ответа на представление могут пройти месяцы, иногда к тому же заявление возвращают, чтобы гражданин предоставил дополнительные сведения. Процесс может затянуться и из-за того, что сотрудники просто не успевают оперативно отреагировать на обращения из-за их количества.

За всё время, пока тянется этот процесс, может подойти к концу срок, даваемый чтобы обратиться в суд, или срок исковой давности – а обращение в прокуратуру не будет считаться уважительной причиной при пропуске. Потому стоит проконсультироваться со специалистами относительно того, в какие органы подавать заявления, иногда, помимо прокуратуры, следует сразу же обратиться и в другие.

Как пишется жалоба?

Абсолютно все жалобы прокуратуру пишутся по одной и той же схеме, так как имеют строгую форму. Состоит обращение из трех частей: заголовка, информационной части и заключения. При их написании категорически запрещено использование ненормативной лексики и оскорблений, сам текст заявления в прокуратуру должен быть написан деловым стилем, коротко и, что самое главное, информативно. Итак, рассмотрим все три части подробнее:

  1. Заголовок. В нем указывается основная информация о том, от кого и кому подается заявление. В нем потребуется указать полное наименование отделения прокуратуры (Полное название, адрес), ФИО и звание руководителя отдела (посмотреть можно либо в интернете, либо в самом отделении), ФИО и адрес заявителя, его контакты;
  2. Информационная часть. В ней описывается само происшествие и требования. В первую очередь описываются обстоятельства — где, когда и как произошло событие, нарушившее ваши права. Затем в ней описывается само правонарушение. Далее по тексту жалобы в прокуратуру указываются требования и их обоснование согласно законам РФ;
  3. Заключение. Его цель — завершение жалобы в прокуратуру и указание дополнительной информации. В нем обязательно требуется перечислить копии всех документов, которые прилагаются к заявлению. После завершения списка ставится подпись и дата подачи жалобы в прокуратуру.

Скачать образец анонимного обращения в прокуратуру.

Отправка жалобы по почте

Такой способ подачи вашего обращения достаточно сложен по одной простой причине — почта работает очень плохо. Ваша жалоба вполне может потеряться. К тому же само письмо будет идти достаточно долго.

Если же вы все-таки решите отправить жалобу, то обязательно пересылайте её заказным письмом с ценными бумагами. В само письмо дополнительно вложите ксерокопию паспорта. Обратите внимание на то, что, отправляя жалобу по почте, вы не получите никакого документа, свидетельствующего о том, что она принята к рассмотрению.

Отправка жалобы через интернет

Если вы хотите подать жалобу, вообще не выходя из дома, то можете воспользоваться официальным порталом Генеральной Прокуратуры. Просто перейдите по ссылке. Внимательно ознакомьтесь с правилами заполнения, прочитайте соответствующие законодательства. Обратите внимание на то, что вам все равно придется указать ваши ФИО и адрес. Обратите внимание на документы и то, как их правильно прикреплять к электронной жалобе. В целом заполнение формы не вызывает трудностей, так как каждый шаг подробно описан в самой форме.

С помощью доверенного лица

Самый надежный способ передачи заявления в прокуратуру — отдать его кому-либо из доверенных лиц. Для этого вам нужно будет оформить доверенность. Делается это у нотариуса. Отнеситесь к выбору типа доверенности особенно внимательно — с доверенностью на управление автомобилем подать жалобу в прокуратуру не выйдет. Лучше всего оформить генеральную доверенность.

При подаче заявления в прокуратуру доверенное лицо обязательно должно будет предоставить документ, удостоверяющий личность. Он должен быть аналогичен тому, который прописан в самой доверенности. Кроме того, к самому заявлению потребуется приложить копию паспорта.

Анонимный звонок на горячую линию

Если гражданин не хочет или не имеет возможности отправить письменную жалобу, обратиться в прокуратуру можно, позвонив на горячую линию надзорного органа по телефону +7 (495) 987-56-56. В этом случае всю необходимую информацию нужно передать оператору.

Исключение из правил. Когда можно подать анонимную жалобу?

Возможно только одно обстоятельство, при котором в отделение прокуратуры подается жалоба или обращение без подписи — если в ней говорится о готовящемся преступлении. При этом не только в отделении прокуратуры подобные жалобы могут подаваться — их примет полиция или другой правоохранительный орган.
Однако у подобного анонимного заявления есть одна особенность — рассматривать его будет не прокуратура. Она послужит своеобразным посредником для передачи заявления о готовящемся преступлении и позволит информации максимально быстро попасть туда, куда нужно.

Когда ждать ответной реакции?

Каковы сроки ответа на заявление в прокуратуре? Анонимные жалобы принимаются к рассмотрению только в случае, если они несут в себе информацию о преступлении.

Подобные дела не берутся в работу непосредственно самими сотрудниками прокуратуры, а подлежат передаче в Управление внутренних дел или иные компетентные органы.

Закон предусматривает следующий порядок работы с обращениями: при поступлении жалоба в обязательном порядке регистрируется и в течение семи дней с момента регистрации переадресовывается в структуру, уполномоченную решать заявленные вопросы.

В том случае, когда заявление содержит сведения о готовящемся преступлении и требует действий по его предотвращению, либо необходимо принять меры по сохранению следов преступления совершенного, компетентные следственные органы ставятся в известность незамедлительно.

В обычных случаях обо всех действиях, предпринятых относительно поданного обращения, заявитель уведомляется. Анонимная жалоба контактных данных обратившегося лица не содержит, соответственно отчет о действиях должностных лиц в связи с подобным обращением направлен не будет.

Возможность пожаловаться в прокуратуру на незаконные действия — важное право, которым граждане обеспечены законодательно.

Подробное указание контактных данных заявителя призвано оградить работников прокуратуры от потока несущественных жалоб. Но иногда анонимные обращения способствуют предотвращению преступлений или помогают в раскрытии совершенных противоправных деяний.

Загрузка ...