Квалификация нарушения правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней

Статья 192 УК РФ классифицирует правонарушение и определяет меры наказания за нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней. Существуют правила и нормативы сдачи драгоценных металлов и камней, добытых из недр, государству. Ответственность за уклонение от обязательной сдачи на аффинаж или обязательной продажи государству добытых из недр, полученных из вторичного сырья, а также поднятых и найденных драгоценных металлов или драгоценных камней, наступает, если это преступление совершено в крупном размере – более пятисот минимальных размеров оплаты труда.

Признаки состава преступления

В статье содержатся признаки ряда составов преступления, различающихся по объективной стороне и предмету преступления. Наступления преступных последствий не требуется.

При уяснении вопросов применения данной статьи следует учитывать, что она заменила ст. 167 УК РСФСР в части, относящейся к нарушению правил сдачи государству добытого из недр земли золота или других драгоценных металлов либо драгоценных камней. Изменения состоят в следующем: ответственность предусмотрена только за уклонение от обязательной сдачи на аффинаж или обязательной продажи, а не за любое нарушение правил сдачи государству золота, драгоценных металлов или драгоценных камней; предметом преступления являются не только добытые из недр земли, но и полученные из вторичного сырья, поднятые и найденные драгоценные металлы и драгоценные камни; обязательным признаком состава преступления стало совершение деяния в крупном размере.

Социально-поведенчески деяния являются не слишком распространенными. Они связаны с деятельностью по добыче драгоценных металлов и драгоценных камней. Как и в иных случаях, деяния такого рода могут совершаться профессиональными преступниками и организованными преступными группами как высокодоходная преступная деятельность. Наряду с этим следует учитывать, что нарушения правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней были следствием трудного экономического положения, по существу вынужденными действиями. Это привело к принятию решений, резко расширяющих сферу рыночных отношений и права работающих в этой отрасли лиц.

Общественная опасность преступления состоит в подрыве установленного в законе порядка оборота драгоценных металлов и драгоценных камней. При оценке общественной опасности следует учитывать тенденции изменения нормативного регулирования оборота драгоценных металлов и драгоценных камней.

Правила сдачи драгоценных камней, и какими законами они регулируются

Следующие нормативно-правовые акты содержат нормы касательно вышеуказанного вопроса:

  • ст. 2 ФЗ №41 от 26.03.1998 г. (содержит трактовки понятий добычи и производства драгоценных камней, а также правила обязательной сдачи камней на аффинаж);
  • Приказ Гохрана РФ №44 от 18.02.1997 г. (указывает на порядок поставки аффинированных драгоценных металлов, которые были получены в результате переработки);
  • Приказ Минфина России №77н от 09.09.2004 г. (содержит порядок переработки лома и отходов драгоценных камней);
  • Постановление Правительства РФ №1419 от 01.12.1998 г. (в нем есть порядок совершения операций с минеральным сырьем);
  • Постановление Правительства РФ №972 от 17.08.1998 г. (им был утвержден порядок работы организаций, которые занимаются аффинажем драгоценных камней).

Государственное регулирование в области геологических исследований осуществляется с целью стимулирования добычи и производства драгоценных камней и металлов, развития рынка этих ценностей и их рационального использования.

Что такое аффинаж

Это слово пришло из французского языка и дословно означает “очистка”. Это металлургический процесс, заключающийся в очистке некоторых тяжелых металлов (золота, серебра, платины, плутония) от примесей. Аффинаж осуществляется на специальных предприятиях, где для этого есть необходимое оборудование и технологии. Процедура выполняется по-разному, в зависимости от тех металлов, которые проходят обработку. Например, золото очищают путем насыщения расплава хлором или серой, и в результате его проба достигает 99,65%. А платина очищается влажным способом, путем растворения в минеральных кислотах и выделения из раствора специальными реагентами.

Квалификация нарушения правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней (ст. 192 УК РФ)

Общественная опасность деяния, ответственность за которое предусматривается ст. 192 УК РФ, заключается в посягательстве на монополию государства, связанную со сдачей или продажей драгоценных металлов или природных драгоценных камней.

Характеристика родового и видового объектов указанного деяния практически совпадает с аналогичными элементами, предусмотренными ст. 191 УК РФ.

Непосредственным объектом рассматриваемого деяния являются общественные отношения, обеспечивающие интересы экономической деятельности в сфере финансов в части обращения драгоценных металлов, природных камней или жемчуга.

Предметом преступления, предусмотренного ст. 192 УК РФ, могут быть драгоценные металлы в любом виде и состоянии, кроме ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов, изделий с незначительным содержанием драгоценных металлов, в том числе списанных изделий и лома таких изделий, образующих вторичное сырье. Эти предметы во всех случаях не обременены требованием их обязательной сдачи на аффинаж или обязательной продажи государству.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации

«О драгоценных металлах и драгоценных камнях» правила обязательной продажи государству (на условиях предварительного авансирования поставок) распространяются на природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде и уникальные янтарные образования. Соответственно эти драгоценные камни являются предметом преступления, предусмотренного ст. 192 УК России. Включение в объем предмета преступления каких-либо других минералов «с особыми свойствами» не оправданно и противоречит действующему законодательству.

Необходимо отметить, что в ч. 3 ст. 22 Федерального закона Российской Федерации «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» установлено, что драгоценные камни, не пригодные для изготовления ювелирных изделий, используются как продукция производственно-технического назначения без ограничений, установленных этим Федеральным законом. Следовательно, даже крупные кристаллы по своим цветовым и другим качественным характеристикам, признанные непригодными для изготовления ювелирных изделий, не могут являться предметом рассматриваемого преступления.

Предмет нарушения правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней характеризуется таким количественным признаком, как стоимость. В соответствии с примечанием к ст. 169 УК РФ крупным размером уклонения от обязательной сдачи на аффинаж или продажи указанных предметов государству является размер, превышающий полтора миллиона рублей.

Следует также отметить, что правомочием распоряжения (а именно оно необходимо для совершения такого юридического акта, как сделка) в отношении драгоценных металлов и драгоценных камней обладает собственник ценностей, а иногда другие законные владельцы. В случае незаконной добычи право собственности (а соответственно, и правомочие распоряжения) в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» принадлежит государству. В случае же незаконных производства или обращения право собственности не принадлежит никому, однако ценности подлежат изъятию и обязательной сдаче в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации (фактически, как и в случае с незаконной добычей, государство выступает собственником указанных предметов).

Под незаконной добычей драгоценных металлов и драгоценных камней следует понимать извлечение их из коренных, россыпных и техногенных месторождений любыми лицами, не имеющими соответствующей лицензии, либо в нарушение условий лицензирования. А добыча алмазов должна быть признана незаконной и в случае ее осуществления старателями (ч. 3 ст. 4 Федерального закона Российской Федерации «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»).

Производство драгоценных металлов – это извлечение драгоценных металлов из добытых комплексных руд, концентратов и других полупродуктов, а также из лома и отходов; аффинаж драгоценных металлов. Производство и аффинаж драгоценных металлов могут осуществлять только организации. Осуществление данной деятельности физическими лицами всегда незаконно. Кроме того, аффинаж драгоценных металлов могут осуществлять только организации в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации. Следовательно, аффинаж является незаконным в случае его осуществления какими-либо организациями, не включенными в такой перечень.

Субъектами добычи драгоценных металлов и драгоценных камней являются организации, получившие в порядке, установленном ФЗ № 41 1998 г. и другими федеральными законами, специальные разрешения (лицензии).

Старательская добыча может применяться при добыче драгоценных металлов и драгоценных камней, за исключением алмазов, всеми организациями, независимо от их организационно-правовых форм, в том числе артелями старателей.

В ст. 192 УК России установлена уголовная ответственность за уклонение от обязательной сдачи на аффинаж или обязательной продажи государству добытых из недр, полученных из вторичного сырья, а также поднятых и найденных драгоценных металлов или драгоценных камней, если это деяние совершено в крупном размере.

Диспозиция ст. 192 УК России, устанавливающая уголовную ответственность за нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней, носит ярко выраженный бланкетный характер. Для уяснения содержания некоторых признаков этого состава преступления необходимо обращаться к нормативно-правовым актам, не относящимся к отрасли уголовного законодательства.

Российской Федерации и субъектам Российской Федерации принадлежит преимущественное право на заключение договоров о приобретении в собственность добытых и произведенных драгоценных металлов и драгоценных камней с субъектами их добычи и производства в целях пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, золотого запаса Российской Федерации, государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации.

Добытые и произведенные драгоценные металлы, за исключением самородков драгоценных металлов, после необходимой переработки должны поступать для аффинажа в организации, включенные в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации.

Лом и отходы драгоценных металлов и драгоценных камней подлежат сбору во всех организациях, в том числе, в воинских частях и воинских формированиях, в которых образуются указанные лом и отходы. Собранные лом и отходы подлежат обязательному учету и обработке для вторичного использования или для дальнейшего производства и аффинажа драгоценных металлов и рекуперации драгоценных камней.

Данные правила регулируют деятельность организаций, осуществляющих добычу и использующих драгоценные металлы и драгоценные камни. В соответствии с действующим законодательством в Российской Федерации геологическое изучение и разведка месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добыча осуществляются на основании лицензий.

Отдельные положения этих правил уточняются на уровне указов Президента России, постановлений Правительства России и инструкций Министерства финансов.

В отношении физических лиц действуют положения постановления Правительства России «О добыче и использовании драгоценных металлов и алмазов на территории Российской Федерации и усилении государственного контроля над их производством и потреблением» от 4 января 1992 г. № 10.

Рассматриваемый состав преступления по своей юридической конструкции является формальным, соответствующее преступление считается оконченным с момента совершения противоправного деяния.

Нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней совершается путем бездействия, то есть общественная опасность данного преступления кроется в воздержании от выполнения некоторых обязательных действий. Объективную сторону характеризуют следующие деяния:

  • уклонение от обязательной сдачи на аффинаж драгоценных металлов;
  • уклонение от обязательной продажи государству драгоценных металлов и драгоценных камней.

Федеральным законом Российской Федерации «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (ст. 20) устанавливается, что добытые и произведенные драгоценные металлы, за исключением самородков драгоценных металлов, должны поступать для аффинажа в организации, имеющие право на его осуществление (перечень таких организаций и порядок их работы утвержден Постановлением Правительства России от 17 августа 1998 г. № 972 «Об утверждении Порядка работы организаций, осуществляющих аффинаж драгоценных металлов, и перечня организаций, имеющих право осуществлять аффинаж[CCXXIV] драгоценных металлов»).

Постановлением Правительства России от 1 декабря 1998 г. № 1419 утвержден порядок совершения операций с драгоценными металлами до аффинажа. Им установлено, что минеральное сырье, не обремененное обязательствами в соответствии с ранее заключенными договорами на поставку аффинированных металлов, может быть реализовано до аффинажа субъектами их добычи и производства юридическим лицам, в том числе, через биржи драгоценных металлов и драгоценных камней или использовано в качестве залога или иного финансового обязательства.

Постановлением Правительства России от 30 июня 1992 г. № 756 установлено, что вторичное сырье продается (поставляется) его владельцами Гохрану при Минфине России, предприятиям-заготовителям и скупочным предприятиям.

Предприятия-заготовители и скупочные предприятия продают (поставляют) вторичное сырье Гохрану при Минфине России, а также заключают договоры с аффинажными заводами на оказание услуг (выполнение работ) по переработке вторичного сырья.

Продажа (поставка) предприятиями-заготовителями и скупочными предприятиями вторичного сырья другим субъектам не допускается.

Таким образом, уголовно наказуемым деянием, выразившимся в уклонении от обязательной сдачи на аффинаж, считается:

  • сокрытие драгоценных металлов, непредставление их для аффинажа, если в соответствии с ранее заключенными договорами данное минеральное сырье должно после аффинажа перейти в собственность другого юридического лица или государства (в данном случае имеют значение установленные сроки для выполнения обязанности по сдаче на аффинаж);
  • самостоятельные действия по аффинажу драгоценных металлов или совершение с ними других работ, не предусмотренных технологиями добычи и обогащения руды;
  • сокрытие вторичного сырья, непредставление его для аффинажа предприятием-заготовителем или скупочным предприятием (если установлен срок сдачи на аффинаж), сопряженное с его незаконной продажей другому субъекту (квалифицируется по совокупности со ст. 191 УК России).

В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» устанавливается приоритетное право покупки аффинированных металлов в стандартном виде, а также добытых из недр или рекуперированных драгоценных камней в рассортированном виде — уполномоченным органам исполнительной власти России или субъектов России для пополнения соответствующих государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней. Перечисленные органы пользуются этим правом только на условиях предварительного авансирования поставок драгоценных металлов и драгоценных камней. Учет драгоценных камней в рассортированном виде ведется в стоимостном выражении в соответствии с расценками за единицу массы продукции, указанными по каждому месторождению отдельно.

Состав преступления

Его предмет – это драгоценные камни и металлы. Их добывают из недр, получают из вторичного сырья (лома и отходов переработки минерального сырья) или находят на/в земле.

Внимание! Организации, которые занимаются добычей или производством таких минералов, обязаны иметь лицензии для этого. Камни, которые они добыли или создали, без лицензии не определяются в качестве предметов правонарушения по ст. 192 УК РФ.

Объективная сторона деяния состоит в игнорировании исполнения вышеуказанных требований по сдаче на аффинаж или по продаже драгоценных камней, так как тем самым наносится непоправимый вред минеральным запасам государства.

Субъективная сторона правонарушения – это прямой умысел, так как юрлицо понимает, что идет на преступление, но, тем не менее, допускает его, а также сознает всю негативность от наступивших последствий вследствие такого деяния.

Правонарушение относится к категории преступлений средней тяжести. Оно считается оконченным в тот момент, когда предприятие отказалось от сдачи камней для аффинажа или их продажи.

Объекты и субъекты

Объект деяния – это общественные отношения в области госрегулирования оборота драгоценных камней и металлов. Его субъект – специальный: лицо, в функции которого входит сдать камни на аффинаж или продать их госинстанциям, обладающим правом покупки драгоценных металлов.

Это гражданин, не имеющий каких-либо отклонений в психике и уже достигший на момент совершения правонарушения 16 лет. Им может быть руководитель самого предприятия или ИП, который решил заниматься вышеуказанными видами деятельности.

Как определяется размер преступления

Мы разобрали состав преступления по ст. 192 УК РФ, но для квалификации огромную роль играет определение его размера. Он рассчитывается исходя из стоимости драгоценных камней и металлов. Ее, в свою очередь, определяют эксперты при изъятии во время расследования правонарушения.

Заключение

Если предприятие или ИП не сдали драгоценные камни на аффинаж или не продали их госинстанциям, их действия квалифицируют по ст. 192 УК РФ с учетом, что они были совершены в крупном размере. Он определяется как сумма от 1 млн. 500 тыс. руб. и рассчитывается исходя из ценности драгоценных металлов. За эти правонарушения назначают такие виды наказаний, как штраф, принудительные работы, арест или даже заключение в тюрьму.

Загрузка ...