Угон самолета, судна или ж/д транспорта: тонкости преступления, ответственность в 2019 году

Угон воздушного судна – тяжкое преступление, которое всегда содержит умысел, цель, а потому практически не бывает смягчающих вину обстоятельств.

За это преступление в УК РФ есть статья, классифицирующая деяние и определяющая меру наказания. Это статья 211 и все пункты с указанием характера угоняемого судна, не только воздушного вида транспорта.

Характеристика злодеяния

Основная особенная черта этого вида преступления, отличающая его от прочих — предмет посягательства.

Особенность преступного деяния в том, что причина его совершения не важна. Главное сам факт, а для какой цели совершены действия, не существенно.

Уголовная статья не распространена на все виды указанного транспорта, к примеру, в понятие водного (в понимании статьи 211 УК РФ), не входят маломерные суда.

Именно по этой причине следует привести основную терминологию, используемую при рассмотрении дел, касающихся угона злоумышленниками судна, воздушного или водного транспорта.

Понятия и статистика

В указанной уголовной статье фигурирует всего 5 основных понятий, входящих в структуру предмета нарушения и его объективной стороны.

Водный — вид транспорта, используемый в целях перемещения по различным видам водоемов (над водой или под водой), пассажиров, объектов, относящихся к грузам и прочего, и который приводится в движение различными видами тяги (двигателем или ветром).


Сюда также можно отнести:

  1. Баржи с паромами.
  2. Разные виды плавучих сооружений.
  3. Подводные лодки.

Подобный транспорт может иметь различное назначение: исследовательское, спортивное, строительное и т. д.

Преступления совершаются на воздушном транспорте, следовательно, нужно рассмотреть и это понятие.

Воздушный — один из видов транспортных средств (летательных устройств), используемых в целях перемещения пассажиров (разных грузов), приводящихся в движение двигателями, силой воздушных потоков, выталкивающей силой газовых потоков.


К авиатранспорту также относят:

  1. Дирижабли.
  2. Воздушные шары.
  3. Мотодельтапланы.

Назначение его также может быть различным.

Железнодорожный подвижный состав — одно из средств передвижения, перемещающееся по рельсам, используемое для грузоперевозок, перевозок пассажиров, в строительных целях.


К нему отнесен и иной состав, предназначенный для надлежащего функционирования железнодорожной инфраструктуры, выполнения указанных видов ж/д перевозок:

  1. Вагоны.
  2. Электро- или автодрезины.
  3. Мото-, тепло-, электровозы.

Угон — способ противоправного завладения указанными объектами, соединенный с насилием или без такового, примененный в период стоянки объекта или движения его по установленному маршруту, с дальнейшим использованием его угонщиком по маршруту следования или вне его.

Вид завладения относится к каждой разновидности транспорта: совершение угона преступниками воздушного суда, угон злоумышленниками железнодорожного состава, или угон ими водного транспорта — во всех трех случаях способ завладения один.

Расстояние перемещения угнанных средств передвижения роли не играет.

Захват преступниками воздушного, водного судна, состава — незаконное обеспечение контроля указанными видами транспорта, с использованием насильственных действий и без таковых, в ходе остановки или движения средства по заданному маршрутом пути.

Захват предполагает контроль над захваченным судном (составом), при котором дальнейшее его передвижение определяет сам угонщик, самостоятельно управляющий им, или принуждающий сделать это путем угроз или с применением насильственных действий против пассажиров, представителей экипажа, прочих лиц. Выполнение по указанию угонщика иных действий в отношении захваченного объекта также входит в понятие захвата. До угона обычно выполняют захват.

Бывают и ситуации, когда все ограничивается только угоном, без захвата:

  • если преступниками являются посторонние лица, угоняющие пустое средство передвижения (в отсутствие экипажа, машиниста состава или представителей охраны);
  • когда угонщиками становится машинист или кто-то из экипажа, обслуживающего средство;
  • за угон ТС ответственны сторонние лица, вступившие в сговор с машинистом, кем-то из охраны или экипажа.

Статистика указывает лишь на незначительное количество фактов совершения таких преступлений за последнее время. Отдельные дела поверхностно затрагивают статью, но только при наличии подозрений о возможном совершении акта терроризма.

Виды и квалифицирующие признаки

Преступление в соответствии со статьей может совершаться при различных обстоятельствах, что позволяет разделить его на несколько видов:

  • когда угонщик совершает незаконные действия в одиночку (первая часть).

Остальные виды относятся к квалифицирующим составам;

  • когда угонщиков несколько — группа (вторая часть);

Группой лиц могут признаваться двое и больше преступников, решившихся на преступление, заранее не договорившись об этом. Однако в этом случае речь идет о действии в группе лиц по предварительному сговору.

  • когда применено насилие, вызвавшее опасность для здоровья и жизни граждан, либо применялась угроза его использования (вторая часть);
  • когда для достижения преступной цели использовалось оружие и другие, заменяющие его предметы (вторая часть).

Используемое оружие может быть любым, даже если оно не внесено в перечень, определенный соответствующим законом. Вид приспособленного под оружие предмета может быть любым, если виновник решил использовать его в целях нанесения вреда потерпевшему, принеся его заблаговременно или взяв на месте;

  • когда действует организованная группа — устойчивая группа лиц, целью объединения которых является совершение незаконных действий (+ 2 часть статьи);
  • когда преступные действия привели к смерти человека, при неосторожности виновных лиц (+2 часть статьи);
  • когда преступление привело к иным последствиям, отнесенным к категории тяжких (+2 часть статьи).

Последствия тяжкого характера — оценочный термин. К таким можно отнести: факты крушения или попадание захваченного транспорта в аварию, причинение значительного финансового ущерба (уничтожен, поврежден транспортируемый груз, имущество), пострадало здоровье нескольких граждан, была загрязнена природа, нарушена работа транспортной структуры и прочее;

  • если противозаконный акт сопряжен с актом терроризма (+2–3 часть статьи);
  • если преступление сопряжено с другими видами террористических действий (+2–3 часть статьи).

Действия, охваченные частью 1, являются тяжким преступлением, остальные — особо тяжким.

Состав преступления

Предмет посягательства ограничен тремя объектами:

  1. Авиатранспортом.
  2. Водным транспортом.
  3. Ж/д составами.

Объективную сторону определяют действия, направленные на угон судна, железнодорожного состава на пути его следования или же в период стоянки, и в равной степени — факт захвата для дальнейшего угона.

Состав — формальный. Завершенным деяние считают, как только захваченное ТС будет приведено в движение или же при получении злоумышленником полного контроля над судном (составом), возможности управлять им, в том числе через других лиц и распорядиться по своему желанию.

Субъективную сторону отражает прямой умысел преступного элемента. То есть, последний осознанно идет на преступление, планируя завладеть судном (составом).

Если допущена смерть человека от неосторожных действий угонщика и прочие тяжелые последствия, вина приобретает двойную форму — в одной части умысел прямой, во второй, идет речь о наступлении непредвиденных, но сопутствующих последствий по неосторожности, выраженной в виде небрежного поведения или легкомыслия.

Обязательная черта субъективной стороны — совершение захвата объекта для последующего его угона.

За последствия отвечает только лицо с 16 лет, при условии его вменяемости.

Методика расследования

В расследовании угона воздушного или водного судна рассматривается несколько ситуаций:

  • Отсутствие предмета преступления и виновного на месте совершения преступления.
  • Расследование по факту задержания обвиняемого после совершения преступления.

Независимо от вида ситуации происходит осмотр места преступления и опрос очевидцев, допрос потерпевшего.

  • В первом случае список дополняется распоряжением о старте розыскных мероприятий.
  • Во втором – дополняется допросом обвиняемого.

Уголовно-правовая характеристика преступления

Этот вид преступлений законодателем размещен в отдельном разделе преступлений, нацеленных на нарушение общественной безопасности (наряду с бандитизмом и терроризмом).

Отвечать виновным лица придется по ст. 211, предусмотренной УК РФ.

Из-за угонщиков часто:

  • гибнут люди, наносится урон их здоровью;
  • причиняется различный вред (материальный, моральный и т. д.);
  • незаконно пересекаются границы страны;
  • незаконные действия приводят к захвату заложников из числа пассажиров и других лиц.

Угон водного судна или транспортных средств, определенных статьей, нарушает определенный законом режим пространства (водного, воздушного) использования транспортных линий и потенциально опасен для каждого человека, волей случая оказавшегося в захваченном транспорте.

Алгоритм расследования

В ходе расследований дел этой категории обычно вырисовываются такие обстоятельства:

  • Виновного на месте не обнаружено, отсутствует предмет преступления.
  • Подозреваемого (и его сообщников) задержали после совершения ими незаконных действий.

Вне зависимости от указанных обстоятельств, правоохранители организовывают осмотр места, где было совершено преступление. Обязательно допрашиваются очевидцы. Устанавливаются потерпевшие, организуется их допрос.

Первый случай обязывает инициировать розыскные меры, о чем выдается соответствующее распоряжение с оформлением процессуальных документов.

Второй — в дополнение к указанным шагам расследования, происходит допрос подозреваемого лица (лиц).

Отграничение от смежных преступлений

Смежными преступлениями признаются грабежи и кражи, в результате которых также совершаются угоны. Напомним, что такие преступления легко разграничить по объекту и объективной стороне. Именно эти два аспекта наталкивают на мысль о том, что необходимо разграничивать все эти деяния.

Примеры судебной практики

  1. Подсудимый нес службу в составе своего подразделения и, находясь в лагере, умышленно совершил ряд незаконных действий. Затем ему потребовалось добраться до противоположного берега реки, для чего он использовал находящийся поблизости буксировочный катер. Судном владела воинская часть. После признания вины обвиняемый был осужден по ст. 211 УК РФ к четырем годам тюрьмы.
  2. Мужчина в состоянии алкогольного опьянения захотел самостоятельно угнать теплоход буксировочного типа. Он перепрыгнул к нему на борт и, отвязав судно, оттолкнул его от берега. Так как судно не было приведено в движение, то вскоре попросту село на мель. Несмотря на то, что вина полностью признавалась подсудимым, суд не усмотрел в его действиях признаков статьи 211, поскольку отсутствовал факт завладения — мужчина не завел судно. Статья была переквалифицирована.

Если же преступления — составная часть террористического акта, то дополнительной квалификации не требуется, поскольку террористический акт включает в себя любые, вплоть до убийств, действия, совершенные на борту воздушного судна. Под действие Конвенции подпадают преступления на самолетах, совершающих международные или внутригосударственные рейсы. Преступления, связанные с уничтожением или повреждением оборудования самолета, подпадают под действие Конвенции лишь в случае совершения самолетом международного рейса.

Загрузка ...