Ответственность, предусмотренная за препятствие журналистской деятельности

Журналисты знают о своих правах, которые касаются их профессиональной деятельности. Не всегда условия благоприятствуют их журналистской работе. В результате нарушаются их права, за что обязаны правонарушители нести уголовную ответственность. Статьи 144–145 УПК РФ знакомят с главными параметрами, с составом преступления, мерами наказания за препятствование профессиональной деятельности журналистов.

Общие понятия

Для начала необходимо определиться с тем, в чем же заключается эта профессиональная деятельность. Основным нормативно правовым актом, регулирующим журналистскую деятельность, является ФЗ № 2124-1 «О средствах массовой информации». В контексте данной темы, особое внимание следует уделить статье 47 ФЗ №2124-1, в которой прописаны права сотрудников СМИ, например:

  • искать, запрашивать, получать и распространять информацию;
  • получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;
  • производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Этот список состоит из 12 частей, но не является исчерпывающим, так как другие права и обязанности установлены еще множеством других Федеральных законов, а охрана этих прав возлагается на Административный и Уголовный кодексы.

Главная характеристика

В случае поступления сообщения о правонарушении уполномоченное лицо должно в обязательном порядке оценить качество информации.

Должны быть даны ответы на следующие насущные вопросы:

  • выступает ли заявитель по форме и по существу;
  • являются ли полученные факты действительными, а сведения достоверными;
  • имеет ли совершенное действие признаки преступления;
  • можно ли приписать правонарушение к какой-либо статье действующего Уголовного Кодекса Российской Федерации;
  • нужно ли организовывать комплекс мероприятий для предотвращения последствий противоправного действия;
  • необходимо ли оказать пострадавшей стороне квалифицированную помощь или, как минимум, моральную поддержку;
  • нужно ли установить действительного нарушителя;
  • поступили ли в обработку сведения о противоправном действии, которые сами по себе не представляют угрозу общественности из-за незначительности;
  • относится ли рассмотрение к компетенции контролирующих органов;
  • нужно ли передать дело органам территориальной подсудности.

Стоит отметить, что центральным вопросом в рамках рассмотрения поступившего сообщения считается выявление объективных оснований для возбуждения уголовного дела по УК РФ.

В чем заключается воспрепятствование деятельности репортеров согласно закону?

В статье № 29 Конституции РФ сообщается, что каждому гражданину предоставлено право на сбор, получение, передачу, производство и распространение различных сведений любым доступным методом в рамках закона, не считая сведений, которые расцениваются как государственная тайна. Граждане имеют конституционное право на свободу массовой информации.

Такая свобода может быть реализована различными способами:

  • при помощи письма;
  • используя устную речь;
  • посредством СМИ;
  • с привлечением других законных методов.

Наиболее популярным способом для реализации прав, закрепленных 29 статьей основного документа государства, выступают средства массовой информации.

Препятствование нормальной работе прессы встречается очень часто и касается как газетчиков, так и работников телерадиовещания.

Так, свобода слова репортеров может быть ущемлена следующими способами:

  1. Установка цензуры.
  2. Осуществление прекращения работы СМИ незаконным путем.
  3. Вторжение в работу и помеха профессиональной независимости редакций.
  4. Принуждение представителя прессы к распространению или отказу от распространения каких-либо сведений.

Несмотря на то, что в создание помех СМИ в осуществлении их непосредственной работы рассматривается в Уголовных и Административных правовых нормах, криминальную ответственность за ущемление свободной деятельности средств масс-медиа предусматривает лишь 144 статья Уголовного кодекса РФ.

Ст. 144 УК РФ состоит из трех частей, каждая из которых определяет меру наказания для человека, совершившего противозаконное деяние в отношении журналистов, в зависимости от отягчающих обстоятельств.

Согласно этой статье, уголовному преследованию подвергаются люди, которые мешают деятельности прессы только путем принуждения к распространению конкретного рода сведений или отказу их распространять.

В остальных же случаях, например, при помехе собрать материал, криминальная ответственность не предусмотрена. И это большая погрешность в законе, ведь зачастую именно при попытках собрать информацию страдают работники СМИ.

В связи с этим юридические коллегии все чаще поднимают вопрос о том, что статья требует внесения изменений. Если все же будет новая редакция, то в ней следует предусмотреть наказание лицам, которые чинят препятствия журналистам в процессе сбора и обработки данных.

Состав и ответственность

Далее следует перейти к Уголовному кодексу, к статье 144, которая носит название «Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов». Но что же включает в себя это понятие — воспрепятствование? На этот вопрос в достаточно понятной форме отвечает статья 58 ФЗ № 2121-1, а именно:

  • применение цензуры;
  • оказание влияние на работу и профессиональную самостоятельность редакции;
  • несанкционированное изъятие полученного законным путем материала;
  • недопущение лица к контакту с представителем СМИ.

Итак, теперь непосредственно о самом преступлении. Как уже было сказано выше, оно уголовно наказуемое, что подтверждают положения статьи 144 УК РФ, а именно:

Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов путем принуждения их к распространению либо к отказу от распространения информации наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

Субъект преступления — общий, то есть лицо, достигшее 16-ти лет, признанное вменяемым. На основе всего вышеперечисленного можно привести следующий пример:

Гражданин «А» являлся штатным сотрудником в одной крупной газете и занимался вопросом исследования событий, носящих уголовно-правовой характер. Во время одного из расследований ему стало известно, что высокопоставленное лицо, находящееся в управленческом составе города, в котором базируется редакция, а также несколько крупных бизнесменов косвенным образом замешаны в преступлении. Данные сведения он получил от неизвестного человека, который предупредил гражданина А. о возможных для него последствиях. Каким-то образом одному из бизнесменов стало известно об осведомленности А., и он незамедлительно произвел телефонный звонок.

В ходе телефонного диалога позвонивший не раз и достаточно «прозрачно» намекал на последствия, которые могут возникнуть, если эта информация станет общеизвестной, и чем это в итоге обернется для самого журналиста. Стоит отметить, что не было произнесено ни слова о насильственных действиях ни в форме прямой угрозы, ни в форме намека. После телефонного разговора А., боясь озвученного сценария, решился удалить полученные эксклюзивные сведения. Этим решением он поделился со своим коллегой, который и стал инициатором обращения в суд.

Из примера видно, что прямого (физического) принуждения или воздействия не было. Давление осуществлялось психологическое, что и привело в итоге к таким результатам.

Предусмотренное по ч. 1 наказание достаточно суровое — это штраф в сумме дохода за полгода или в размере до 80000 рублей, обязательные работы на 360 часов и исправительные на один год.

То же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

В части 2 субъект может быть только специальный — то есть должностное или другое уполномоченное лицо, использующие свои должностные возможности как инструмент давления на потерпевшего. Например, предположим ту же ситуацию, что и в примере выше, только с несколькими изменениями:

Гражданин А., получив анонимку и поняв серьезность ситуации, обратился за советом к своему другу, а по совместительству начальнику редакции гражданину Б. Выслушав все имеющиеся сведения, Б. посоветовал другу не лезть в это дело, а, как его непосредственный начальник, приказал оставить расследование незавершенным, в ином случае А. должен был написать заявление на увольнение, или же Б. его сам уволит по статье, так как не желает связываться с «такими людьми».

Здесь налицо воспрепятствование профессиональной деятельности гражданина А. путем прямого приказа со стороны руководителя, что идет вразрез не только с действующим законодательством, но и нарушает негласный журналистский кодекс.

Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, соединенные с насилием над журналистом или его близкими либо с повреждением или уничтожением их имущества, а равно с угрозой применения такого насилия, наказываются принудительными работами на срок до пяти лет или лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Рассматриваемая в настоящей статье профессия крайне опасна и непредсказуема. И не всегда это зависит от местонахождения сотрудника СМИ, например, освещение ситуации в «горячей точке», на месте аварии или во время чрезвычайных ситуаций. Порой, как, например, в ситуации, приведенной выше, напряженную обстановку создает сама информация, которая была получена законным образом, но при этом не стала менее опасной для журналиста. В качестве примера можно привести следующее развитие событий:

Гражданин В., работающий корреспондентом на местном телеканале, вместе со своим оператором стали свидетелями страшной аварии, в которой пострадали 10 человек. Получив задание от редакции осветить данное происшествие, съемочная группа отправилась на место аварии. В этот момент там находились выжившие потерпевшие и убитые горем родственники погибших, тела которых извлекали из покореженных автомобилей. В. подошел к одному из пострадавших (Г.) с целью взять небольшой комментарий о произошедшем, на что получил крайне резкий ответ, касающийся его человеческих качеств и совести. В., попытавшись настоять на своем, услышал в свой адрес угрозу причинения вреда ему и его оператору, если они не прекратят снимать. Проигнорировав угрозу, съемочная бригада направилась далее, но снова столкнулась с мужчиной Г., у которого, возможно, в результате произошедших событий помутился рассудок. Г. отобрал у оператора камеру и бросил ее в овраг, тем самым разбив объектив, и нанес 2 удара кулаком в область головы самому корреспонденту. А после того как потерпевший упал, продолжил избивать его ногами, нанося беспорядочные и ненаправленные удары по всему телу. Общий материальный ущерб составил 100000 рублей, а физический вред здоровью корреспондента получил среднюю степень тяжести.

Необходимо понимать, что угроза применения насилия или фактическое применение создает условие для осуществления квалификации по совокупности преступлений. В контексте примера квалификация будет по ч. 3 ст. 144 УК РФ и ч. 1 ст. 112 УК РФ:

Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, не опасного для жизни человека, но вызвавшего длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть.

Говорить о применении ст. 113 УК РФ («Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта») неуместно и неправильно, так как потерпевший корреспондент не оказывал никакого влияния – ни психологического, ни физического на обвиняемое лицо. Но то обстоятельство, что ситуация получила свое развитие на фоне сильных эмоциональных переживаний, так как обвиняемый был участником и пострадавшим в ДТП, судом может быть признано смягчающим и существенно снизить окончательное наказание.

Какие законодательные меры предусмотрены за совершенное правонарушение?

В Уголовном кодексе первой частью статьи 144 УК РФ предусмотрено наказание за склонение корреспондентов к освещению каких-либо данных или же к отказу от огласки сведений в виде:

  • взыскания, сумма которого не превышает 80 тыс. руб. либо же равна полугодовой зарплате или любой прибыли осужденного за указанный период;
  • выполнения обязательных работ в течение срока, не превышающего 360 часов;
  • выполнением исправительных работ в течение одного года или меньше.

Объективный приговор будет вынесен судом после рассмотрения всех материалов дела.

В ч. 2 статьи 144 УК России указаны меры пресечения для лиц, совершивших те же нарушения, которые описаны в части первой, но с той поправкой, что виновный человек использовал свое служебное положение для совершения преступного деяния.

В этом случае наказание может быть таким:

  1. Выплата штрафа в объеме от 100 до 300 тыс. руб. или же в количестве зарплаты либо денежных средств злоумышленника, полученных из других источников за период от одного до двух лет.
  2. Выполнение обязательных работ длительностью до 480 ч.
  3. Выполнение исправительных работ в течение 2 лет и менее.
  4. Принудительный труд на протяжении 2 лет, а также лишение возможности работать на определенных постах или заниматься конкретной деятельностью в течение 3 лет.
  5. Заключение сроком до двух лет с запретом работать в должностях и быть задействованным в деятельности, указанной судом.

Ограничение в виде запрета на ведение осужденным определенной деятельности применяется не всегда.

Статья 144 Уголовного кодекса РФ в своей третьей части определяет меру пресечения за совершение ранее описанных действий, осложненные дополнительными обстоятельствами в виде насилия или угрозы насилия над работником СМИ или над его семьей, а также в виде порчи или уничтожения имущества потерпевших.

Виновник может быть приговорен:

  • к принудительному труду максимальной длительностью 5 лет;
  • к тюремному заключению на шестилетний период или меньше.

Вдобавок судья может ввести ограничение на возможность работать в определенной сфере или занимать указанные судом посты.

Комментарии к статье и примеры из юридической практики

Комментарии к статье разъясняют, что же кроется за объективной стороной правонарушения.

Итак, в качестве принуждающих действий на сотрудника СМИ может использоваться:

  1. Психологическое давление в любом его проявлении, например, шантаж или запугивание расправой, касающиеся непосредственно работника информационных средств, а также его семьи и приближенного окружения.
  2. Физическое насилие над репортером или дорогими ему людьми.
  3. Порча или полное уничтожение профессионального или личного имущества человека.

Состав преступления будет считаться готовым после осуществления вышеуказанных поступков, независимо от того, добился ли злоумышленник требуемых деяний (или же бездействия) от пострадавшей стороны.

Российские работники газет, журналов, телерадиокомпаний, несущие слово в массы, сталкиваются с постоянным противодействием в осуществлении рабочего процесса со стороны, как частных, так и государственных лиц. Однако формулировка статьи позволяет легко отказать пострадавшей стороне в заведении уголовного дела, именно поэтому в нашей стране так мало возбуждается дел по 144 статье УПК, а еще меньше доходит до зала суда.

Хотелось бы привести пример судебного процесса, который завершился успешно в пользу пострадавших. Осенью 2008 года съемочная группа муниципальной ТРК «Краснодар» снимала репортаж об одном из ДТП на дорогах региона. Три человека, угрожая физической расправой, потребовали остановить съемочный процесс, после отказа журналистов, путем применения силы, видеоматериал у группы репортеров отобрали, а также один из дебоширов нанес некоторые увечья двоим членам команды.

Было возбуждено уголовное дело, в ходе расследования был установлен тот факт, что потерпевшие находились на месте ДТП по долгу службы, вели сбор данных с целью осветить происшествие в СМИ. Виновные граждане прекрасно этот факт осознавали и умышленно чинили препятствия работе корреспондентов.

Основываясь на неопровержимых доказательствах, осенью 2009 года судом был вынесен обвинительный приговор в отношении нарушителей порядка.

Следует знать, что потерпевшим репортер будет считаться только в том случае, если на него было оказано давление при исполнении должностных обязательств.

Трактовка 144 статьи УК России неоднозначна, поэтому на помощь может прийти только квалифицированный юрист, имеющий опыт в решении подобных вопросов.

Заключение

Итак, выше были рассмотрены нормативно-правовые положения действующего законодательства, которые устанавливают права и обязанности граждан по отношению к журналистской деятельности. Стоит отметить, что ситуативные примеры, приведенные выше, случаются в реалиях не так часто, журналисты в большинстве подобных нарушений слышат просто угрозы в свой адрес. А также достаточно часто нарушение носит характер закрытости доступа к информации, то есть это банальный недопуск сотрудников СМИ в здание, а также проявляется в форме недопуска на территорию, где произошли какие-либо события, освещение которых не является нарушением закона.

Загрузка ...