Посредничество во взяточничестве – характеристика преступления

В Уголовном Кодексе Российской Федерации статья за взяточничество. В связи с тем, что коррупционеры стараются уйти от ответственности и ищут посредников для передачи мзды. За посредничество при передаче взятки в Уголовном Кодексе Российской Федерации предусмотрено наказание по статье 291.1 УК РФ.

Что такое посредничество во взятке

Ввод санкций закреплен

Федеральным законом от 04.05.2011 № 97-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции».

Ст. 291.1 УК РФ определяет, что посредничество во взяточничестве – это:

непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки.

Для квалификации преступления установлен минимальный порог, при котором посредника будут привлекать к уголовной ответственности. На момент июня 2018 года минимум равен сумме, определяющей значительный ущерб, — 25 тысяч рублей. Если взятка оказалась меньше, чем 25 тыс. рублей, то деяние не признается уголовно наказуемым. Уголовно-правовая характеристика взяточничества включает в себя два отдельных действия: получение взятки и её дача. Посредничество во взяточничестве относится к обоим составляющим: посредник может, как давать, так и получать деньги или другие материальные ценности.

Вопрос квалификации преступления

Состав преступления в делах о посредничестве при взяточничестве состоит из:

 

  1. Объектом признаются общественные отношения – порядок реализации государственной власти.
  2. Субъектом может быть любой дееспособный человек. Дополнительным ограничением для субъекта является возраст – минимум 16 лет.
  3. Объективная сторона характеризует механизм того, как осуществлялось посредничество во взяточничестве.
  4. Субъективная сторона – наличие умысла обязательно. Мотивы могут быть разными.

Состав преступления по ст. 291.1 УК РФ схож с другими статьями, затрагивающими вопрос подкупа представителя власти. Комментарии к статье подробно раскрывают формы реализации посредничества:

  • прямая передача/получение;
  • обещание передачи;
  • предложение получения;
  • иные формы достижения договоренности.

Составом учитываются не только материальные формы деяния. Уголовно наказуемым признаётся предоставление помощи иного рода для получения или передачи каких-либо ценностей, например, интеллектуальное содействие (ведение почтовой переписки и т. п.).

Отдельного внимания в характеристике состава заслуживает момент оконченности преступления. Несмотря на то, что преступления имущественного характера признаются завершёнными с момента причинения ущерба, в отношении посредничества в даче/получении взятки законодатель установил исключение. Уголовно наказуемым деяние становится уже на этапе предложения посредничества (п. 5 ст. 291.1 УК РФ).

Состав преступления устанавливает обязательность наличия умысла. Комментарий к статье гласит, что посредничество во взяточничестве не является преступлением, если виновное лицо действовало под принуждением. То есть, если посредник был вынужден совершить преступные действия, то это исключает уголовную ответственность по ст. 291.1 УК РФ. Уголовное дело по ст. 291.1 УК РФ может быть возбуждено и в случае, если все участники цепи – должностные лица.

Наказание

В России установлена уголовная ответственность за посредничество во взяточничестве. Существует пять степеней тяжести действий посредника, сопоставимых с пятью санкциями, применимых к преступникам.

Посредничество во взяточничестве, то есть непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере

наказывается:

  • штраф – до 700 тыс. руб.; 20–40 кратной суммы взятки;
  • лишением свободы – до 4 лет.

Посредничество во взяточничестве за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) либо лицом с использованием своего служебного положения

наказывается:

  • штраф – до 1 млн. руб.; 20–50 кратной суммы взятки;
  • лишением свободы – от 3 до 7 лет.

Посредничество во взяточничестве, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) в крупном размере,

наказывается:

  • штраф – 1–2 млн. руб.; 50–70 кратной суммы взятки;
  • лишением свободы – от 5 до 10 лет.

Посредничество во взяточничестве, совершенное в особо крупном размере

наказывается:

  • штраф – 1,5–3 млн. руб.; 60–80 кратной суммы взятки;
  • лишением свободы – от 7 до 12 лет.

Обещание или предложение посредничества во взяточничестве

наказывается:

  • штраф – до 3 млн. руб.; до 60-кратной суммы взятки;
  • лишением свободы – до 7 лет.

Как видно из положений санкционной части статьи, наказание за содействие дачи/получению ценностей установлено серьёзное. Дополнительно может быть вынесен запрет на занятие определённой деятельность сроком до трёх лет, а лишение свободы может применяться параллельно с наложением штрафа.

Освобождение от уголовной ответственности

Законодателем установлены основания, посредством которых происходит освобождение виновных от предусмотренной в санкциях ответственности. Обратите внимание на то, что данные основания носят самостоятельный характер. Подразумевается, что может быть выполнено одно из оснований. В их число входит:

  • виновный на добровольных началах сообщает в органы, имеющие право вести предварительное расследование, о том, что ему дано поручение передать взятку;
  • вознаграждение может вымогаться чиновником.

При рассмотрении первого признака следует иметь в виду, что сообщение совершается лицом по доброй воле, то есть никто его не вынуждал к сообщению данных. Лицо должно быть убеждено в том, что правоохранительным органам еще неизвестно о совершенном преступлении.

При освобождении от ответственности во внимание не принимаются причины, по которым преступник передал информацию полиции или другому органу, кроме того, не имеет значения, сколько времени прошло с того момента, как произошла передача денег.

В случае, когда речь идет о коммерческом подкупе, подобное сообщение может иметь признаки добровольности, если сообщивший руководствуется причинами, согласно которым, принявший вознаграждение не выполнил того, что обещал сделать за него. Правоохранители должны выяснить, осведомлен ли сообщающий о том, что сотрудникам известно уже о факте совершения противоправного деяния.

Уголовным законодательством предусматриваются несколько степеней тяжести совершенного преступления. Зависят они от того, какой максимальный срок лишения свободы грозит за совершение данного деяния. Одна статья может предусматривать в себе деяния небольшой, средней тяжести, а также тяжкие и особо тяжкие. Связано это с тем, что наказание назначается, в зависимости от наличия квалифицирующих признаков.

Предусматривается срок давности за совершение того или иного деяния. Зависит он от того, какая степень тяжести присуща преступлению. Чем выше тяжесть – тем больше устанавливается срок давности. После истечения данного срока лицо не может быть наказано.

Пример из судебной практики

Судебная практика по делам о взяточничестве достаточно объёмная. Российская правовая система привлекает к ответственности за получение или передачу взяток ещё со времен СССР.

Гражданка А. получила предложение от своего знакомого гражданина К. участвовать в передаче взятки. А. должна была передать врачу военного комиссариата полученные от К. деньги. Врач после получения денежных средств должен был оформить фиктивное медицинское заключение с комментариями, освобождающее К. от срочной службы. Реализация преступного замысла была пресечена. Гражданка А. обвинена по ст. 291.1 УК РФ и привлечена к уголовной ответственности (приговором суда назначен штраф).

Проблема взяточничества и уровня коррупции в аппарате государственной власти в России остается высоким, несмотря на ужесточение наказания за участие в механизме взяточничества. Юридический феномен проблемы заключается в том, что менталитет граждан допускает подкуп чиновников. Борьба против коррупции должна вестись не только в разрезе ввода санкции уголовного права, но и в обществе – должен быть преодолён моральный барьер, делающий передачу денег нормальным элементом взаимодействия с госслужащими.

Загрузка ...