Ответственность, предусмотренная законодательством за недоброкачественный ремонт транспортного средства

Любое транспортное средство рано или поздно ломается. Продлить срок его службы может ремонт. От этого зависит жизнь людей – пассажиров и водителя.

Ответственность за ремонт несут те, кто отвечает за работы по восстановлению функций транспортного средства. Статьи 263 и 264 УК РФ классифицируют правонарушение и обозначают меры наказания.

Субъекты и объекты преступлений – кто и за что несет ответственность

Объекты преступления – безопасность эксплуатации ТС и их нормальное функционирование, перечисленные в ст. 263 и ст. 264 УК РФ. В этой статье выделяются два вида посягательства на этот объект: некачественный ремонт и выпуск его в эксплуатацию с техническими неполадками. Оба происшествия взаимосвязаны, так как они предполагают использование ТС, которые не должны эксплуатироваться, что, в свою очередь, может повлечь нанесение тяжких телесных повреждений людям или их массовую гибель.

Дополнительными объектами выступают здоровье и жизни граждан, а факультативным – чужие объекты собственности. Определение субъекта правонарушения зависит от характера объективной стороны. Он бывает как общим, так и специфическим. В первом случае это вменяемый гражданин, достигший 16 лет, который выполняет ремонт ТС после того, как другое должностное лицо уже проверило его и не обнаружило технических неполадок. Во втором случае это человек, который отвечает за допуск ТС к эксплуатации после всех проверок либо предоставляющий свой личный транспорт для эксплуатации другим гражданам. Это могут быть ИП, у которых есть соответствующая лицензия, либо работники транспортных или ремонтных организаций.

Справка. Если ТС находилось в собственности у компании, то ответственность накладывается на ее руководителей и прочих должностных лиц. Те, кому был предоставлен транспорт во временное использование, уже не отвечают за его техническое состояние.

Как доказывается правонарушение

К особенностям доказывания этого преступления относится, в первую очередь, установление причинно-следственной связи между некачественным ремонтом ТС или его допуском к эксплуатации и непосредственно причинением тяжкого вреда здоровью или гибели людей. Ведь преступные последствия наступают не напрямую, вследствие действий отвечающих за ремонт лиц, но по причине эксплуатации ТС другими гражданами. Поэтому при квалификации деяния по ст. 266 УК РФ тщательно проверяется техническое состояние транспорта, какие неполадки у него были, а также устанавливается, кто выполнял ремонт и кто отвечал за выпуск ТС с серьезными поломками. Иногда сделать это крайне сложно, ввиду почти полного разрушения транспорта. Например, как в случае авиакатастроф, когда анализ данных и причин аварии занимает от года до 2–3 лет.

Основные методы доказательств: проведение судебно-технической экспертизы ТС и допрос всех должностных лиц, которые были причастны к ремонту транспорта.

Если не было доказано, что авария ТС произошла именно по причине некачественного ремонта или его допуска к эксплуатации с явными поломками, то такое деяние квалифицируется уже по другим статьям УК РФ или КоАП РФ. Допустим, и сам собственник ТС, и водители знали заранее об имеющихся неполадках, но по преступной небрежности не стали ими заниматься. Тогда их действия квалифицируются по ст. 264 УК РФ.

Суть ст. 266 УК РФ с комментариями

Статья содержит перечень наказаний за недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями лицом, которое было ответственно за их состояние, если результатом подобных деяний стало причинение серьезного вреда здоровью человека. В ч. 2 и ч. 3 этой статьи указаны меры ответственности за те же преступления, но в случаях, когда они повлекли за собой смерть одного или нескольких человек соответственно.

Под недоброкачественным ремонтом понимается частичное исправление дефектов ТС, транспортного оборудования или путей сообщения. В этом случае ответственность по статье несет лицо, которое занималось ремонтом транспорта.

Недоброкачественным ремонтом признаются следующие виды работ:

  • опасные для эксплуатации дефекты не были ликвидированы;
  • установка нового, но некачественного оборудования или запасных частей.

Отремонтированные ТС должны отвечать определенным стандартам, правилам и руководствам по их технической эксплуатации. Это проверяют уже другие должностные лица, отвечающие за проверку транспорта перед его отправкой.

Комментарий к статье 266 УК РФ

  1. В качестве основного объекта преступного посягательства выступают нормальное функционирование транспортных средств и безопасность их эксплуатации. Дополнительными объектами являются здоровье (ч. 1), жизнь (ч. 2, 3) человека. Факультативный объект – чужая собственность.
  2. Предмет посягательства образуют:

а) транспортные средства (указанные в коммент. к ст. 263, 264);

б) пути сообщения – обладающие определенной протяженностью участки местности (включая поверхность вод), предназначенные или используемые для обеспечения движения транспортных средств (рельсы, шпалы, насыпь, взлетно-посадочные и рулежные полосы, проливы, каналы, фарватер и т. п.);

в) транспортное оборудование – любые средства и сооружения, предназначенные обеспечивать нормальную работу транспорта: средства сигнализации (семафоры, маяки, радиооборудование), средства связи (телефонные, телеграфные, телевизионные передающие и принимающие устройства), стрелки, шлагбаумы и т. п.

  1. Объективная сторона составов преступления выражается в:

а) недоброкачественном ремонте названных предметов либо выпуске в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств;

б) причинении тяжкого вреда здоровью (ч. 1) или лишении жизни (ч. 2, 3) человека;

в) наличии причинной связи между указанным деянием и наступившим последствием.

3.1. Недоброкачественный ремонт – неполное исправление дефектов транспортного средства, транспортного оборудования или путей сообщения.

3.2. Выпуск в эксплуатацию – разрешение уполномоченного лица на использование транспортного средства, имеющего неисправности. Основные требования, связанные с выпуском в эксплуатацию транспортных средств, в наиболее общем виде представлены в соответствующих законодательных актах и конкретизируются в ведомственных инструкциях (Воздушный кодекс, Правила дорожного движения, Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения и т. п.).

3.3. О последствиях в виде причинения тяжкого вреда здоровью человека см. в ч. 1 ст. 111.

3.4. Особенности установления причинной связи между недоброкачественным ремонтом или выпуском в эксплуатацию технически неисправного транспортного средства заключаются в том, что вред (физический, имущественный, организационный, экологический и т. п.) причиняется не фактическим пользователем транспортного средства, а лицом, производящим такой ремонт либо дающим разрешение на его эксплуатацию.

  1. Специфика субъекта преступного посягательства определяется характером объективной стороны. Субъект может быть как общий, так и специальный. УО физического вменяемого лица, достигшего 16-летнего возраста (общий субъект), может наступать в случаях, когда такое лицо фактически осуществляет ремонт транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи, в тех случаях, когда приемщик (старший смены, мастер и т. п.) непосредственно сам проверил качество ремонта транспортного средства и положительно его оценил (речь идет только о выпуске транспортного средства в эксплуатацию с техническими неисправностями). Обязательное наличие специального субъекта имеет место при выпуске в эксплуатацию технически неисправного транспортного средства. Лицами, ответственными за техническое состояние транспортных средств, в частности, являются ответственные по службе лица автопредприятий, аэропорта, дока, железнодорожного депо, а равно владельцы личного транспорта, предоставившие свое технически неисправное транспортное средство третьим лицам. Вместе с тем лица, которым предоставлен служебный транспорт (автомобиль, самолет и т. п.), не несут ответственности за его техническое состояние.
  2. Субъективная сторона составов преступления характеризуется неосторожной формой вины. Речь может идти о легкомыслии либо небрежности при недоброкачественном ремонте, либо выпуске в эксплуатацию технически неисправного транспортного средства. Умышленный характер таких действий свидетельствует о наличии в деянии виновного иного состава преступления (против жизни, здоровья, собственности).
  3. Квалифицированный состав данного преступления образует последствие в виде причинения смерти по неосторожности одному человеку (ч. 2); особо квалифицированный – в виде причинения смерти по неосторожности двум или более лицам (ч. 3).
  4. Деяния, описанные в ч. 1, относятся к категории преступлений небольшой тяжести, в ч. 2 и 3 – средней тяжести.

Другой комментарий к ст. 266 Уголовного кодекса Российской Федерации

  1. Предметом преступления являются все виды транспортных средств (автомобиль, самолет и проч.), пути сообщения (взлетно-посадочная полоса, направляющая рельсовая колея, дорога с твердым покрытием и т. п.), средства сигнализации (семафоры, светофоры, бакены), средства связи (телекс, рация), иное транспортное оборудование (причал, оборудование для заправки воздушных судов, устройства освещения и проч.).
  2. Объективная сторона преступления представлена тремя признаками: а) два варианта деяния: недоброкачественный ремонт всех указанных выше предметов либо выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств; б) общественно опасные последствия в виде тяжкого вреда здоровью (по ч. 2 – смерти одного, а по ч. 3 – двух и более лиц); в) причинная связь между соответствующими деяниями и указанными тяжкими последствиями.
  3. Недоброкачественным ремонтом признается ремонт, сопровождающийся: а) неустранением опасных для движения и эксплуатации дефектов либо б) установкой нового некачественного оборудования и запасных частей. Выпуск технически неисправного транспортного средства в эксплуатацию – это выдача разрешения уполномоченным лицом на выезд (выход) соответствующего средства в рейс при наличии дефектов, исключающих, согласно действующим правилам и нормативам, его использование. В обоих случаях совершения рассматриваемого деяния при производстве по делу необходима судебно-техническая экспертиза.
  4. Специфика причинной связи при совершении рассматриваемого преступления состоит в том, что предусмотренные законом общественно опасные последствия (например, смерть человека) в физическом смысле причиняются не самим виновным, а действующим виновно или невиновно третьим лицом, чаще всего – оператором соответствующего вида транспорта.
  5. В качестве специального субъекта преступления практика рассматривает индивидуальных предпринимателей, имеющих соответствующую лицензию, и работников транспортных, специализированных ремонтных или иных организаций, обязанных в силу выполняемой работы или занимаемого служебного положения обеспечивать надлежащий ремонт либо отвечающих за техническое состояние соответствующих средств (например, главный механик строительной организации). Частные владельцы транспортных средств не привлекаются к ответственности по комментируемой статье, хотя закон и не исключает этого применительно к ненадлежащему ремонту.

Заключение

В заключение стоит отметить, что наличие вины проверяющего и допускающего в эксплуатацию далеко не всегда снимает ответственность за совершение ДТП с водителя.

Так как действующим законодательством в части установления правил дорожного движения прописано, что перед осуществлением движения водитель обязан проверить техническую исправность управляемого им транспортного средства, даже при наличии специализированных служб, подтвердивших исправность. Есть такое мнение: что бы ни случилось, в ДТП виноват водитель, и оно демонстрирует действительность применения подобного суждения в реальной практике, в том числе и в судебной.

Загрузка ...