Ответственность за ДТП с летальным исходом по ст. 264 УК РФ

ДТП с летальным исходом регулируется ст. 264 УК РФ. Кроме возникновения смерти в результате эксплуатации транспортного средства, статья регламентирует преступления по причинению тяжкого вреда здоровью в результате аварий.

Условий для дорожно-транспортного происшествия всегда в достатке: погода, превышение скоростного режима, лихачество, внезапная потеря сознания, сердечный приступ.

Состав и особенности преступления

Объектом преступления в данном случае выступает жизнь и здоровье человека, а также безопасность на дороге.

Объективная сторона квалифицируется при установлении причинно-следственной связи между нарушением конкретного правила ПДД и возникшими последствиями аварии в виде смерти человека.

Субъективная сторона преступления характеризуется наличием неосторожной вины в результате халатного или небрежного вождения.

Субъектом может выступать лицо, управляющее транспортным средством, при достижении им возраста в 16 лет. Чтобы авария подпала под ст. 264 УК РФ, должна быть проведена экспертиза, подтвердившая связь между действиями водителей и последствиями столкновения. Нередко встречаются случаи, когда человек за рулем погибает от сердечного приступа, в результате чего теряет управление автомобилем и создает ДТП. Никто не будет виновен в его смерти, это лишь стечение обстоятельств.

Действия на месте аварии, которые влияют на наказание

Авария, в результате которой есть пострадавшие, обязательно сопровождается вызовом скорой помощи. Обязанность каждого водителя сначала позаботиться об оказании помощи, а уже потом сообщать об аварии в полицию и в страховую компанию. Игнорирование этой законодательной нормы впоследствии может привести к переквалификации деяния, и речь уже пойдет не о нарушении ПДД, а о преступном бездействии. Но в любом случае нельзя просто уехать с места столкновения. Даже если никто и не пострадал, то за оставление места ДТП предусмотрена административная ответственность в виде лишения прав или ареста. А когда речь идет о погибших, то разыскивать сбежавшего водителя будут как преступника, для суда же это будет поводом ужесточить наказание.

Когда нарушение ПДД квалифицируется как преступление

Уголовная ответственность наступает только тогда, когда в результате аварии ее участники получили средние или тяжелые повреждения, и в случае если кто-то не выжил. Но не всегда сразу на месте ДТП можно говорить о наличии жертв с тяжелыми повреждениями, которые оказываются несовместимы с жизнью. Медиками фиксируются случаи, когда во время первичного осмотра у участника ДТП не было обнаружено серьезных повреждений, а на следующий день человек умирал. В таких случаях важно установить взаимосвязь между ДТП и смертью. И наоборот, не всегда погибшие, найденные на месте аварии, умерли от столкновения. Человек со слабым сердцем вполне может умереть от инфаркта, испугавшись удара от подрезавшего его автомобиля.

По общему правилу водитель, виновный в нарушении ПДД, впоследствии приведшего к аварии со смертельным исходом, привлекается именно к уголовной ответственности, вопрос об административном проступке даже не ставится. А смерть должна быть вызвана именно столкновением. Но при этом у водителя не должно быть умысла убить другого участника движения. При выявлении таких обстоятельств, преступление будет квалифицироваться как убийство, а автомобиль будет выступать в качестве орудия.

Варианты трактовки вины

Если же будет доказано, что у виновника аварии были умышленные намерения причинить вред жертве, то смерть квалифицируется как убийство, совершенное при помощи автомобиля. Наказание предусматривается по статьям Особенной части УК РФ о преступлениях против личности (минимально по ст. 105 УК РФ — от 6 до 15 лет тюрьмы). Однако чаще гибель людей в ДТП квалифицируют как лишение жизни по неосторожности, когда обвиняемый имел возможность предвидеть последствия, но по преступному легкомыслию или небрежности не предпринял действий, способных предотвратить трагедию. Или предпринял, но недостаточные.

Возможные варианты наказания

Последствия ДТП с летальным исходом расписаны в ст. 264 УК РФ. Когда суд установит, что водитель все же виновен в нарушении ПДД, что смерть потерпевшего имеет прямую связь со столкновением, он принимает во внимание все наличествующие смягчающие и отягощающие обстоятельства, чтобы принять решение. Вышеуказанная статья устанавливает следующие виды наказания, действующие в 2018 году:

  • Если умер один человек, тогда виновнику ДТП грозят принудительные работы до 4 лет или лишение свободы до 5 лет. Вместе с этим он будет лишен водительских прав на срок до 3 лет.
  • Если водитель был пьян, тогда срок лишения свободы увеличивается до 7 лет. О принудительных работах речь уже не идет, а прав лишают на срок до 3 лет.
  • Если погибло два и более человека, тогда суд может назначить принудительные работы (до 5 лет), или лишение свободы (до 7 лет). Водителя лишают прав на срок до трех лет.
  • Если погибло два и более человека, а водитель был пьян, тогда максимальный срок принудительных работ остается 5 лет, а вот срок лишения свободы увеличивается уже до 9 лет. Лишение прав при этом не может превышать 3 лет.

Стоит отметить, что в статье указаны только максимальные сроки наказания, которые суд не может превысить, зато имеет полное право уменьшить. Адвокат, представляющий интересы виновника ДТП, разрабатывая стратегию защиты своего подопечного, старается максимально задействовать смягчающие обстоятельства, перечисленные в уголовном законодательстве, а именно: наличие малолетних детей или беременность, незначительность нарушения ПДД и совершение его в первый раз, оказание помощи потерпевшему. Ни о какой ответственности и речи быть не может, если сам виновник ДТП разбился насмерть. Но в российском законодательстве существует еще один способ избежать ответственности – это примирение с потерпевшими. Если договориться с родственниками погибшего и компенсировать им ущерб, то можно стать освобожденным не просто от наказания, но и от уголовной ответственности. Виновному в ДТП с летальным исходом, если он не сумеет договориться с родственниками погибшего, в первую очередь грозит наличие судимости. Меру наказания определяет суд, и зависеть она будет от множества деталей, но в основном от активности защитника, который должен добиваться смягчения наказания на всех этапах уголовного разбирательства.

В данном случае предусмотрена выплата денежной компенсации за нанесенный моральный ущерб, после которой уголовной ответственности может и не быть.

При этом виновное лицо не должно иметь судимостей в прошлом. Меру наказания здесь определяет суд, но она во многом зависит от стороны защиты.

Отягощающие обстоятельства

Наказание водителю будет избираться на основании неких обстоятельств его жизни и поведения на дороге в момент ДТП. В частности, отягчающим обстоятельствами могут быть признаны:

  • Оставление места аварии.
  • Употребление наркотиков или алкоголя в день ДТП.
  • Пристрастие к употреблению наркотиков или алкоголя, нахождение на учете у нарколога.
  • Наличие информации у водителя о технических неисправностях автомобиля.
  • Большое число штрафов и иных административных проступков у водителя.
  • Управление автомобилем без водительского удостоверения.
  • Участие несовершеннолетних в преступлении.

Все эти действия подтверждают недобросовестность злостного нарушителя.

ОСАГО

Выплаты страховки ОСАГО по ДТП со смертельным исходом могут быть гарантированы родственникам погибшего. Это, как правило, предусмотрено самим полисом. Сумма выплаты в каждой конкретной ситуации определяется индивидуально. Право на получение выплаты по ОСАГО при смерти водителя в ДТП можно только при условии, что полис был оформлен не ранее 1 апреля 2017 года. В 2018 году максимальный размер выплаты по ОСАГО за причинение смерти при ДТП по неосторожности был равен 500 000 рублей. Лишь единожды выплата за смерть в аварии составила 50 000 рублей. В среднем ее размер держится в пределах 150 000–400 000 рублей.

Как получить компенсацию за моральный вред?

Смерть родственника, особенно трудоспособного возраста – это не только трагедия, но существенное ухудшение материального положения семьи. В гражданском порядке родственники имеют право потребовать выплаты им компенсации за моральные страдания, понесенные в результате смерти родного человека. Размер возмещения морального вреда нигде не прописан и может иметь абсолютно любое значение. Другое дело, что судья в процессе анализа преступления и обстоятельств жизни подсудимого, может существенно снизить размер такой выплаты. Чтобы получить больше, нужно похлопотать о сборе необходимых документов, подтверждающих Ваше финансовое состояние. Итак, для выплаты морального вреда потребуются следующие документы:

  • Материалы ДТП.
  • Документы из ЗАГСа, подтверждающие степень родства с погибшим в ДТП.
  • Заключение медицинского эксперта, которое подтвердит тот факт, что погибший скончался от действий подсудимого на дороге.
  • Документы, которые подтверждали бы доходы погибшего, которые он вносил в семейный бюджет.
  • Медицинские справки и показания свидетелей и близких, которые удостоверят факт обращения родных в больницу за помощью в лечении депрессии и нервных истощений.

Для определения компенсации суд будет учитывать возраст и материальное положение подсудимого, его способность выплатить взыскиваемую сумму. Нередко обвиняемый, не желая выплачивать компенсацию, скрывает доходы, избавляется от имущества и любыми другими способами пытается доказать свою финансовую несостоятельность. Обратитесь за помощью к приставам, чтобы максимально получить от виновника размер установленного судом взыскания. Если у погибшего остались несовершеннолетние дети, представлять их юридические интересы в суде будут законные представители.

Примирение с потерпевшей стороной

Если суд сочтет, что совершенное преступление относится к категории небольшой или средней степени тяжести, а виновник совершил такое впервые, то появляется шанс, согласно ст. 76 УК РФ, на примирение с потерпевшей стороной. Погибшему возместить уже ничего не получится. Потерпевшую сторону будут представлять близкие родственники погибшего, опекуны и т. д. Если потерпевшая сторона подаст ходатайство о прекращении дела в связи с примирением, в этом случае возбужденное дело прекращается. Однако закрытие уголовного дела за примирением сторон (ст. 25 УПК РФ) — право, а не обязанность суда. Суд должен всесторонне изучить:

  • общественную опасность содеянного;
  • сведения о личности виновника;
  • оказывалось ли давление на потерпевшего;
  • что было предпринято подсудимым, чтобы загладить причиненный вред (п. 16 действующей редакции Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9.12.2008 г. N 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением ПДД и эксплуатации ТС, а также с их неправомерным завладением без цели хищения»).

Судебная практика

При квалификации преступления по ст. 264 УК РФ возникают сложности в установлении причинно-следственной связи между нарушением ПДД и смертью другого человека. Как правило, водитель, обвиняемый в преступлении, всеми силами стремится доказать свою невиновность и неосторожность. При этом точно доказать, как действовал погибший на дороге до столкновения, практически невозможно, если, конечно, нет видеозаписи. Судья в большинстве случаев снижает размер требуемой моральной компенсации, но незначительно. Поэтому лучше требовать больше. В судебной практике нередко встречаются дела, в которых ДТП происходит с участием водителей больше грузов, официально трудоустроенных в конкретных компания по перевозке товаров. Здесь, как правило, ответчиком по выплате компенсации признается сама организация, а не водитель. Он исполнял свои трудовые обязанности, и если не допустил серьезных нарушений ПДД, не будет признан виновным в этом преступлении. Компания же за смерть человека от ее машины обязана будет выплатить моральный ущерб.

Автомобили – самый опасный вид транспорта. Ежегодно в России погибает на дорогах порядка 40 000 человек. Эта страшная цифра свидетельствует о беспределе, царящем на дорогах, безнаказанности и коррупции среди органов, отвечающих за порядок на дороге. Чтобы не попасть в ДТП и не стать жертвой, нужно думать не только о себе, но и обо всех окружающих участниках дорожного движения.

Загрузка ...