Загрязнение атмосферы: ответственность по УК РФ и проблемы привлечения к уголовной ответственности

Ст. 251 УК РФ УК и Конституция РФ регулируют ответственное отношение к загрязнению атмосферы соответствующими статьями. Кроме того, действует ст. 77 и 79 КоАП РСФСР, другие регламентирующие документы. Все, что предусмотрено Законом, действует во имя жизни и здоровья человека. Нарушение влечет ответственность, согласно законодательству.

Контроль качества атмосферы

В целях наблюдения за качеством атмосферного воздуха, комплексной оценки и прогноза его состояния, а также обеспечения государственных органов, организаций и населения текущей и экстренной информацией о качестве атмосферного воздуха уполномоченный государственный орган в области охраны атмосферного воздуха, местные исполнительные органы организуют государственный мониторинг атмосферного воздуха, обеспечивают его осуществление на соответствующих территориях России.

Государственный мониторинг атмосферного воздуха является составной частью государственного мониторинга окружающей среды и осуществляется в соответствии с законодательством России в области охраны окружающей среды.

Территориальные подразделения уполномоченного государственного органа в области охраны атмосферного воздуха устанавливают перечень организаций, которые должны осуществлять производственный мониторинг атмосферного воздуха.

Разрешенные выбросы

Существуют загрязнения атмосферы, которые считаются легальными. Они допускаются после получения специального разрешения от территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или Министерства природных ресурсов и экологии РФ. Разработан порядок получения этого разрешения. Организации, имеющие источники выбросов, собирают большой пакет документов. Среди них есть предельно допустимые выбросы (ПДВ), разработанные по проектным документам и данным инвентаризации выбросов с санитарно-эпидемиологическим заключением.

Обязательный пункт в списке документов — план снижения выбросов. Выдача разрешения — процедура не бесплатная, за нее платят госпошлину. В разрешении прописывают легальный размер сбросов вредных веществ от источника и условия по охране атмосферного воздуха. Допустимые нормы выбросов устанавливают для конкретных источников. Кроме получения разрешения на выбросы, организации вносят плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Как учитывают выбросы в атмосферу

В России ведется учет загрязнений воздуха. Официально фиксируют их количество, состав и источники. Этим занимаются Государственный комитет РФ по охране окружающей среды, Министерство здравоохранения РФ и Федеральная служба государственной статистики. Уполномоченные ведомства ведут банк данных об организациях, имеющих источники выбросов. Эти организации регулярно отчитываются о количестве и составе выбросов – сдают статистические отчеты. А если случаются аварии, то подают информацию о превышении нормативов вредных воздействий на воздух.

Ответственность за нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха

В ненарушенной природной среде удерживается четкое равновесие между количеством углекислого газа, выдыхаемого живыми существами и выделяемого при разложении растений, и количеством углекислого газа, потребляемого в процессе фотосинтеза. Первоочередная задача каждого человека – не нарушать это равновесие, первоочередная задача государства – предпринять меры по охране источника жизни (каким по праву может считаться воздух).

Большое число статей, связанных с охраной атмосферного воздуха, имелось в КоАП РСФСР.

Основанием для ответственности за нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха являются правонарушения, предусмотренные в Законе. В соответствии с действующим законодательством, должностные лица и граждане подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке, или предупреждению за совершение следующих правонарушений:

  • нарушение нормативов предельно допустимых выбросов или временно согласованных выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; превышение нормативов предельно допустимых вредных физических воздействий на атмосферный воздух; выброс загрязняющих веществ в атмосферу без разрешения специально уполномоченных на то государственных органов; вредное физическое воздействие на атмосферный воздух без разрешения специально уполномоченных на то государственных органов в случаях, когда получение такого разрешения необходимо в соответствии с законодательством (ст. 77 КоАП РСФСР); нарушение правил эксплуатации, а также неиспользование установленных сооружений, оборудования, аппаратуры для очистки и контроля выбросов в атмосферу (ст. 79 КоАП РСФСР); ввод в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий и других объектов, не удовлетворяющих требованиям по охране атмосферного воздуха (ст. 78 КоАП РСФСР); выпуск в эксплуатацию автомобилей, самолетов, судов и других передвижных средств и установок, у которых содержание загрязняющих веществ в выбросах, а также уровень шума производимого ими при работе, превышают установленные нормативы (ст. 80 КоАП РСФСР);
  • нарушение правил складирования промышленных и бытовых отходов, несоблюдение требований по охране атмосферного воздуха при сжигании указанных отходов (ст. 82 КоАП РСФСР); нарушение правил транспортировки, хранения и применения средств защиты растений, стимуляторов роста, минеральных удобрений и других препаратов, повлекшее или могущее повлечь загрязнение атмосферного воздуха (ст. 83 КоАП РСФСР);
  • эксплуатация автомототранспортных и других передвижных средств, установок, у которых содержание загрязняющих веществ в выбросах, также уровень шума, производимого ими при работе, превышают установленные нормативы (ст. 81 КоАП РСФСР);
  • невыполнение предписаний органов, осуществляющих государственный контроль над охраной атмосферного воздуха, об устранении нарушений правил по охране атмосферного воздуха (ст. 84 КоАП РСФСР).

Административная ответственность наступает в случае, когда совершенные правонарушения не влекут уголовной ответственности. Административные взыскания налагаются административными комиссиями при органах местного самоуправления, а также в определенных случаях, по решению главных врачей санитарно-эпидемиологической службы Минздрава Российской Федерации.

Уголовная ответственность за загрязнение атмосферного воздуха предусмотрена ст. 251 УК РФ («Загрязнение атмосферы») и соответствующими статьями уголовных кодексов республик. Данные статьи предусматривают ответственность за загрязнение воздуха вредными для здоровья людей отходами промышленного производства в виде штрафа от 100 до 200 МРОТ или исправительными работами на срок до года; те же действия, причинившие существенный вред здоровью людей, наказываются лишением свободы на срок до 3 лет, а в случае гибели человека – до 5 лет. К указанному составу преступления относятся разъяснения Пленума Верховного Суда СССР № 4 от 7 июля 1983 г. «О практике применения судами законодательства об охране природы». В п. 4 этого постановления отмечается, что загрязнение воздуха рабочей зоны производственных помещений вредными для здоровья людей веществами (выше предельно допустимых концентраций) надлежит рассматривать при наличии к тому оснований как нарушение правил охраны труда.

По ст. 336 УК РФ «Экоцид»: «… отравление атмосферы…, вызвавшее экологическую катастрофу, наказывается лишением свободы на срок от 12 до 20 лет».

Предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны возместить вред, причиненный нарушением законодательства об охране атмосферного воздуха, в размерах и порядке, устанавливаемых законодательством.

О судебной практике

Рассмотрим, какие актуальные решения проблемы уголовной ответственности за загрязнение атмосферы применимы на практике.

Судебная практика неоднозначна. Уголовные дела возбуждаются не так часто. Преступлением признают превышение допустимых концентраций (ПДК) загрязнений. В обстоятельствах, когда эти показатели близки к пределу, но не превышены, выбросы не считают преступлением. Если источник загрязняет воздух незначительно, но продолжительное время, то уголовная ответственность не наступает. Особое внимание уделяют оценке вреда здоровью людей.

Например, одним из судов Кировской области рассматривалось уголовное дело о нарушении в области экологии в связи с нанесением вреда здоровью граждан. Из материалов дела следует, что группа людей обратилась в суд с иском о признании производства по изготовлению брикетов объектом повышенной опасности.

Производственный процесс велся в жилом районе на протяжении нескольких лет. Основным сырьем для производства были отходы деревообработки (5 класс опасности). При нагреве и прессовке производственной массы возникал ядовитый газ. Опасные выбросы шли в окружающую среду жилого квартала без очистки или фильтрации.

Экологическая опасность выбросов подтверждалась протоколом исследований, проведенных специалистами «Областного природоохранного центра». Истцы считали, что действия владельца производства были преднамеренными. Они заявили, что их здоровью был причинен вред по неосторожности. Иск призывал признать действия владельца производства преступлением по ст. 251 УК РФ.

Ответчик предоставил суду документы, подтверждающие, что его деятельность соответствует всем санитарным нормам. Кроме того, он поставил под сомнение заявленный гражданами вред. Суд отказал в иске.

В заключение

В нашей стране инспектируется уровень выбросов в атмосферу. Четко прописаны правила этих выбросов и порядок эксплуатации опасных объектов. Есть выбросы, которые разрешены. В пределах назначенных показателей загрязнение атмосферы не считается нарушением экологического законодательства. Нарушения в этой области чреваты наказанием по УК РФ. Привлекают к ответу лицо, ответственное за соблюдение порядка выбросов или эксплуатации загрязняющего объекта. Уголовное наказание исключено в том случае, если не будет доказана связь между вредными выбросами и нанесением вреда здоровью.

Загрузка ...