Статья 2 ТК РФ. Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений

Кому необходимо знать ТК?

Статья 2 ТК РФ. Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений

В основных положениях ТК должны разбираться, в первую очередь, работники и работодатели.

сотрудница на работеРаботникам нужно знать основные положения законов для того, чтобы не быть обманутыми при финансовых выплатах, ущемленными в своих правах, в том числе права на отдых.

Работодатели должны знать положения кодекса для того, чтобы обеспечить все права работников и избежать ненужных конфронтаций и конфликтов с работниками. При этом почти все возникающие конфликты между двумя сторонами, участвующими в трудовом процессе, можно уладить с помощью ТК.

Основные положения ТК надо представлять и молодым людям, которые только вступают в трудовую деятельность. Зная свои права и обязанности, описанные в ТК, они смогут правильно оценить правильность заключаемого с работодателем трудового договора.

Статья 2 ТК РФ. Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений

Точное знание ТК необходимо для тех людей, которые часто сталкиваются с практическим применением кодекса. Это касается работников отдела кадров, руководителей предприятий и компаний, сотрудников отдела охраны труда.

Таким образом, с помощью ТК РФ регулируется весь спектр взаимоотношений, существующих в процессе трудовой деятельности.

( 2021)

2. , ,
15.
16.
17. ,
18. ,
19. ,
19.1 , , – ,
20.
21.
22.
II

II. 2021

3.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
4.
29.
30.
31.
32. ,
33.
34.
5.
35.
35.1.
6.
36.
37.
38.
39. ,
7.
40.
41.
42.
43.
44.
45. .
46.
47.
48.
49.
50. ,
51. ,
8.
52.
53.
53.1.
9.
54. , , ,
55. ,
III

III. 2021

10.
56. .
56.1.
57.
58.
59.
60. ,
60.1.
60.2. (). , . ,
61.
62. , ,
11.
63. ,
64.
64.1.
65. ,
66.
66.1.
67.
67.1
68.
69. ()
70.
71.
12.
72.
72.1. .
72.2.
73.
74. ,
75. , , ,
76.
13.
77.
78.
79.
80. ( )
81.
82. ,
83. ,
84.
84.1.
14.
85. .
86.
87.
88.
89. ,
90. ,

Комментарии к ст. 2 ТК РФ

1. Принципы трудового законодательства обеспечивают в силу объективных требований рынка труда единство правового регулирования трудовых отношений во всей Российской Федерации.

Принципы права определяют общую направленность развития правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

2. Трудовое законодательство выполняет регулятивную функцию посредством создания эффективного механизма правового регулирования содержания трудовых отношений. Этот механизм включает правовые средства регулирования трудовых и тесно связанных с ними отношений, направленных на обеспечение поддержания экономической заинтересованности в соблюдении норм трудового права. Принципы реализуются в содержании конкретных норм права как исходные начала, основные положения, которые определяют взаимосвязь и внутреннюю согласованность правовых норм отрасли трудового права и ее институтов.

Принципы трудового права обеспечивают единство норм отрасли трудового законодательства.

3. Принципы трудового законодательства:

  • позволяют уяснить смысл и сущность законодательства о труде и его связи с экономикой и моралью;
  • определяют общую направленность и тенденции совершенствования законодательства о труде;
  • помогают органам и субъектам трудовых отношений в правильном применении норм трудового законодательства и в решении вопросов, не урегулированных нормами законодательства о труде. Они выражают сущность и особенности трудового законодательства и специфику отдельных его институтов.

Принципы реализуются в нормах трудового законодательства, а последние соответственно выступают проявлением правовых принципов.

4. В зависимости от целевой направленности и содержания норм принципы делят на группы. В первую группу включены принципы, обеспечивающие функционирование рынка труда. Анализ комментируемой статьи позволяет отнести к этой группе: свободу труда, включая право на труд, который каждый гражданин свободно выбирает или на который свободно соглашается; право распоряжаться своими способностями к труду; выбор профессии и рода деятельности; равенство субъектов рынка труда (работника и работодателя); запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда; обеспечение права каждого работника на своевременную выплату заработной платы, защиту от безработицы и содействие в трудоустройстве.

Вторую группу образуют основополагающие принципы трудового законодательства, касающиеся фундаментальных трудовых прав работников: свобода объединяться и право на коллективные переговоры; искоренение всех форм принудительного труда и ограничение использования детского труда; обеспечение безопасных условий труда и охрана здоровья работника и др.

Принципы, указанные в комментируемой статье, могут быть использованы в качестве специфического регулятора трудовых отношений, если существует пробел в трудовом законодательстве, т.е. отсутствует правовая норма, которую следует применить, например, при разрешении индивидуального трудового спора.

5. Правоприменительный орган при разрешении трудового спора в конкретном случае может использовать ст. 2 ТК, т.е. исходя из содержания и смысла принципа (общих начал и смысла отраслевого законодательства) разрешить этот спор. Принципы трудового права используются в качестве правовой базы для дальнейшего совершенствования законодательства о труде.

6. В каждом принципе трудового законодательства отражены основные субъективные трудовые права и обязанности и их юридические гарантии. Поэтому формулировка каждого принципа, указанного в комментируемой статье, начинается со слова “обеспечение” соответствующего трудового права и исполнения обязанностей как работодателем, так и работником.

7. Сформулированные в комментируемой статье принципы конкретизируются в статьях отдельных институтов ТК, что обеспечивает единство трудового законодательства и правильное его применение.

8. В число основных принципов трудового законодательства РФ (ст. 2) включаются право на защиту от безработицы и содействие в трудоустройстве. Конкретизируется этот принцип как в ТК, так и в Законе РФ “О занятости населения в Российской Федерации” (в ред. Федерального закона от 20 апреля 1996 г. N 36-ФЗ) и иных нормативных правовых актах о труде. Для реализации этого принципа, например, в Федеральном законе от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” установлена квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников организации, но не менее 2 и не более 4%.

9. При формулировании основных принципов трудового законодательства законодатель использовал: нормы международного права; нормы Конституции РФ; нормы трудового законодательства; основные направления политики Российского государства в области регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений.

10. Некоторые принципы трудового законодательства конкретизируются в правовых нормах, касающихся возникновения трудовых отношений, иные – в период действия трудового договора, так как направлены на защиту трудовых прав работников на всех стадиях функционирования трудового отношения.

Основные принципы правового регулирования трудовых отношений – это главные положения, отражающие сущность и содержание норм трудового законодательства, политику государства в области занятости граждан. Из этих принципов следует исходить при применении любой статьи ТК и иных нормативных актов о труде.

Принцип “обязанность обеспечить безопасные условия труда” определяет основные трудовые обязанности работодателей всех организаций независимо от их организационной формы и вида собственности по созданию условий труда, исключающих причинение вреда здоровью работника.

Принципы ст. 2 ТК полностью соответствуют содержанию норм Конституции РФ и нормам международного права. Они пронизывают все институты трудового права и более детально раскрываются в конкретных нормах трудового законодательства.

11. Прямая связь положений комментируемой статьи с общепризнанными принципами и международными нормами, регулирующими трудовые отношения, вытекает из самого содержания этих положений. Отраженные в статье принципы и нормы закреплены прежде всего в Декларации МОТ “Об основополагающих принципах и правах в сфере труда” (1998 г.) и в основных конвенциях МОТ, среди которых: N 29 “О принудительном или обязательном труде” (1930 г.), N 87 “О свободе ассоциаций и защите права на организацию” (1948 г.), N 98 “О праве на организацию и на ведение коллективных переговоров” (1949 г.), N 100 “О равном вознаграждении” (1951 г.), N 105 “Об упразднении принудительного труда” (1957 г.), N 111 “О дискриминации в области труда и занятий” (1958 г.), N 138 “О минимальном возрасте для приема на работу” (1973 г.) и др.

В упомянутой Декларации перечислены следующие принципы: свобода объединения; действенное признание права на ведение коллективных переговоров; упразднение всех форм принудительного или обязательного труда; действенное запрещение детского труда; недопущение дискриминации в области труда и занятий.

Принципы и права установлены исходя из следующих убеждений:

  • социальная справедливость играет существенную роль в обеспечении всеобщего и прочного мира;
  • экономический рост имеет важнейшее значение, но недостаточен для обеспечения равенства, социального прогресса и искоренения бедности, что подтверждает необходимость в усилиях МОТ, направленных на поддержку сильной социальной политики, справедливости и демократических институтов;
  • МОТ должна использовать ресурсы в области нормотворческой деятельности, технического сотрудничества и исследовательский потенциал в таких областях, как занятость, профессиональная подготовка и условия труда, добиваясь в рамках глобальной стратегии социально-экономического развития того, чтобы экономическая и социальная политика взаимно усиливали друг друга, создавая условия для широкомасштабного и устойчивого развития;
  • МОТ должна обращать серьезное внимание на проблемы, стоящие перед лицами, особенно перед безработными и трудящимися-мигрантами, и мобилизовать предпринимаемые на международном, региональном и национальном уровнях усилия, направленные на разрешение их проблем, способствовать проведению действенной политики, нацеленной на создание рабочих мест;
  • для усиления связей между социальным прогрессом и экономическим ростом важное значение и смысл имеет гарантия соблюдения основополагающих принципов и прав в сфере труда, так как она позволяет заинтересованным лицам свободно и на равных условиях требовать своей справедливой доли в богатстве, созданию которого они способствовали, а также дает им возможность полностью реализовать свой потенциал;
  • МОТ – международная организация, наделенная по своему Уставу мандатом, являющаяся компетентным органом в области принятия и применения международных трудовых норм и пользующаяся всеобщей поддержкой и признанием в применении основополагающих прав в сфере труда, выражающих ее уставные принципы;
  • в условиях растущей экономической взаимозависимости настоятельно требуется подтвердить неизменность основополагающих принципов и прав, провозглашенных в Уставе МОТ, и содействовать их всеобщему соблюдению.

12. Трехсторонняя декларация принципов, касающихся многонациональных корпораций и социальной политики, принята Административным советом Международного бюро труда на его 204-й сессии (Женева, ноябрь 1977 г.), поправки приняты на 279-й сессии (Женева, ноябрь 2000 г.) (далее – Декларация).

  • МОТ в течение многих лет занималась определенными социальными вопросами, касающимися деятельности многонациональных корпораций, которые играют важную роль в экономике большинства стран и в международных экономических отношениях, вызывая тем самым растущий интерес со стороны правительств, а также работодателей и трудящихся и их соответствующих организаций. Многонациональные корпорации – такие корпорации (государственные, смешанные или частные), в собственности или под контролем которых за пределами страны их базирования находятся производство, распределение, обслуживание и другие виды деятельности. Посредством осуществления прямых иностранных инвестиций и другими методами эти корпорации могут предоставить значительные выгоды принимающим странам и странам базирования, содействуя более эффективному использованию капиталов, технологии и рабочей силы. В рамках разработанной правительствами политики развития они могут также внести весомый вклад в достижение экономического и социального благосостояния, повышение уровня жизни и удовлетворение основных нужд, создание (прямо или косвенно) рабочих мест и обеспечение соблюдения основных прав человека, включая свободу ассоциации, во всех странах мира. Выход многонациональных корпораций при организации своей деятельности за национальные пределы может привести к злоупотреблению сосредоточившейся в их руках экономической мощью и к проявлению противоречий с целями национальной политики и интересами трудящихся. Кроме того, сложность многонациональных корпораций и трудность четкого определения их разветвленной структуры, деятельности и политики иногда вызывают озабоченность либо в принимающих странах, либо в странах базирования, либо и в тех и в других одновременно.

Цель принципов Декларации заключается в том, чтобы поощрять тот положительный вклад, который многонациональные корпорации могут внести в дело экономического и социального прогресса, и преодолеть трудности, вызванные различными видами их деятельности, с учетом резолюций ООН, направленных на установление нового международного экономического порядка. Эта цель достигается посредством принятия правительствами законов и осуществления соответствующих решений, а также путем сотрудничества между правительствами и организациями трудящихся и работодателей всех стран.

Изложенные в Декларации принципы адресуются правительствам, организациям работодателей и трудящихся принимающих стран и стран базирования, а также самим многонациональным корпорациям.

Правительства, организации работодателей и трудящихся и многонациональные корпорации должны руководствоваться этими принципами при принятии мер и осуществлении действий и социальных мероприятий, в том числе основанных на принципах, изложенных в Уставе и соответствующих конвенциях и рекомендациях МОТ, которые содействовали бы социальному прогрессу.

13. В целях повышения эффективности трудового законодательства, его качества целесообразно повысить роль комментируемой статьи. В каждом разделе ТК целесообразно изложить принципы правового регулирования. Кроме того, целесообразно каждую статью ТК проверить на соответствие принципам, изложенным в комментируемой статье, и если необходимо – внести коррективы.

Слишком хорошие, не сочетаются с реальной обстановкой на рынке труда

Принципиальная основа трудового законодательства РФ иногда слишком хороша, чтобы воспринимать её всерьёз. В результате создаются психологические основы для того, чтобы относиться к законам, как к актам, которые не имеют связи с действительностью. В результате у того, кто начинает изучать Трудовой кодекс с его первых статей, сразу же создаётся впечатление о том, что это какая-то фантастика.

К примеру, в этой статье содержится принцип «обеспечения права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда».

На момент написания этого текста МРОТ в РФ равняется 12 130 рублей в месяц. Следует ли в таком случае считать достойной зарплату в 15 тыс. рублей?

По логике российской власти — очень даже, если глава государства относит к среднему классу людей с доходом в 18 тыс., то 15 тыс. по этой логике — зарплата, позволяющая жить достойно.

А теперь отнимем от этой суммы отчисления в ПФР, ОМС и НДФЛ и получим остаток что-то около 9 тыс. рублей. Потом нужно будет заплатить всё то, что требуют а так называемые ЖКУ, что позволит тратить на себя около 200 руб. в сутки. Хотите завтракайте, хотите обедайте, по своему выбору.

Всё это никак не совмещается с трескучими терминами о достойной жизни, даже если под достоинством понимать полуголодное и полунищее существование. Это самая настоящая абсолютная нищета, а не полунищета.

Между тем зарплата в 15 тыс. рублей — это реальность РФ. Для её получения люди не тортики в Интернете выпекают, а ходят на работу к работодателю, где и трудятся по 8 часов. Есть, конечно же, возможность и заработать чуть побольше, проработав не 8, а 12 часов. Это позволит не только завтракать и обедать, но ещё и ужинать. Хотя рацион вряд ли будет здоровым. Какое уж тут достоинство?

Трудовое законодательство РФ — основное понятие

Определение

Трудовое законодательство — это свод законов, содержащих нормы трудового права и регулирующее трудовые отношения.

Основные законы:

  • Конституция РФ;
  • Трудовой кодекс РФ;
  • постановления Правительства РФ;
  • нормативные правовые акты (НПА);
  • коллективный договор между работниками и работодателем.

Что мы получаем в результате действия трудового законодательства:

  • право на труд;
  • благоприятные условия труда (безопасность, соблюдение гигиены);
  • право на отдых, выходные и нерабочие дни, обеденный перерыв;
  • предоставление ежедневного обеденного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, а также оплачиваемого ежегодного отпуска;
  • четко прописанное каждое действие: устройство на работу, увольнение, повышение квалификации, трудовые споры, охрана труда и так далее.

Основные задачи Трудового Кодекса

  1. Создать необходимые правовые условия и гарантии для согласования интересов сторон трудовых отношений;
  2. Правовое регулирование трудовых отношений, связанных с разными аспектами трудовой деятельности;
  3. Создать благоприятные условия для труда и оптимальные возможности для управления персоналом.

Общие положения Трудового кодекса

Общие положения прописаны в первом разделе документа и включают в себя 22 статьи. В каждой из них подробно прописаны основы трудового законодательства и трудовые отношения. Главное — предмет рассмотрения права и обязанностей работника и работодателя.

Трудовой Кодекс Российской Федерации со всеми изменениями на 2021 год можно посмотреть здесь.

Сравнение ТК и КЗОТ

По сравнению с КЗоТ ТК имеет следующие основные отличия:трудовое право

  1. в ТК содержится 424 статьи, тогда как в КЗоТ было всего 225 статей. Это говорит о расширениях границ действия законов о труде;
  2. ТК ориентирован на рыночные отношения в стране, многообразие форм собственности, принятие трудовых ресурсов как товара, тогда как КЗоТ был рассчитан на регламентированный труд;
  3. ТК регламентирует все разнообразие трудовых отношений без отсылки к каким-то подзаконным актам. В КЗоТ по вопросам, связанным с рыночными отношениями были отсылки в другим законам;
  4. в ТК приведен минимальный набор прав и обязанностей для работников и работодателей, что дает широкий простор для условий реального трудового соглашения. По КЗоТ все работодатели и работники имели одинаковый набор прав и обязанностей;
  5. в ТК введено новое понятие «социальное партнерство». Таким образом, декларируется договорный характер труда и равенство (партнерство) работников и работодателей;
  6. по ТК при выходе на работу требуется обязательное письменное трудовое соглашение. По КЗОТ такое подтверждение необязательно — достаточно было выйти на работу.

Действующий трудовой кодекс[править | править код]

Новый трудовой кодекс был принят в 2001 и вступил в силу в 2002 году. По мнению профсоюзов, этот кодекс предусматривает увеличение сверхурочного рабочего времени (как рабочей недели, так и рабочего дня), в результате чего увеличилось число ДТП с «перерабатывающими» водителями[6]. Профсоюзы окончательно потеряли возможность как представлять интересы работников, так и сопротивляться массовым сокращениям[7]. Вместе с тем, кодекс ввел запрет на увольнение во время болезни или отпуска, а также на увольнение без выплаты двухмесячного содержания[8]

Осенью 2010 года Российский союз промышленников и предпринимателей (Шохин) разработал поправки к Трудовому кодексу России для борьбы с кризисом и безработицей и предложил увеличить рабочую неделю до 60 часов, рабочий день до 12 часов.[9][10] По действующему кодексу рабочая неделя не может превышать 40 часов, требований к продолжительности рабочего дня действующий кодекс не устанавливает (за исключением отдельных категорий работников).

Введены новые понятия «дистанционной работы» (Удалённая работа), и, соответственно, «дистанционных работников». Также внесены изменения в Закон об электронной подписи[11] для облегчения процесса подписания Трудового договора с подобного рода сотрудниками: «Трудовой договор о дистанционной работе и соглашения об изменении определенных сторонами условий трудового договора о дистанционной работе могут заключаться путём обмена электронными документами» При этом работодатель обязан в течение 3 рабочих дней после обмена электронными подписями выслать своему работнику его копию ТД, оформленную надлежащим образом, по почте заказным письмом с уведомлением. // «Глава 49. Особенности регулирования труда дистанционных работников» // Федеральный закон Российской Федерации от 5 апреля 2013 г. N 60-ФЗ[12].

2021 –

IV. 2021

15.
91. .
92.
93.
94. ()
95.
96.
97.
98.
99.
16.
100.
101.
102.
103.
104.
105.

V. 2021

17.
106.
107.
18. .
108.
109.
110.
111.
112.
113. .
19.
114.
115.
116.
117. , ()
118.
119.
120.
121. ,
122.
123.
124.
125. .
126.
127.
128.

VI. 2021

20.
129.
130.
131.
132.
21.
133.
133.1.
134.
135.
136. ,
137.
138.
139.
140.
141. ,
142. ,
143.
144.
145. , ,
146.
147. , , ()
148.
149. ,
150.
151. (), , ,
152.
153.
154.
155. , ()
156. ,
157.
158. ()
22.
159.
160.
161.
162. ,
163.

VII. 2021

23.
164.
165.
24. ,
166.
167.
168. ,
168.1. , , , ,
169.
25.
170. ,
171. ,
172. , ,
26. , , ,
173. , , ,
173.1 , – , ,
174. , , ,
175. ,
176. , ()
177. ,
27. ,
178.
179.
180. ,
181. ,
181.1 ,
28.
182.
183.
184.
185. , ()
186.
187. ,
188.

VIII. . 2021

29.
189.
190.
30.
191.
192.
193.
194.
195. , ,

IX. , 2021

31.
195.1. ,
195.2.
195.3.
196. ,
197. ,
32.
198.
199.
200.
201.
202.
203.
204.
205.
206.
207.
208.

X. 2021

33.
209.
210.
34.
211.
212.
213.
214.
215.
35.
216.
216.1.
217.
218. ()
36.
219. ,
220. ,
221.
222.
223. – –
224.
225.
226.
227. ,
228.
228.1.
229.
229.1.
229.2.
229.3.
230.
230.1.
231. ,

XI. 2021

37.
232. ,
233.
38.
234. ,
235. ,
236. ,
237. ,
39.
238. ,
239. ,
240.
241.
242.
243.
244.
245. ()
246.
247.
248.
249. ,
250. ,
IV

XII. 2021

40.
251.
252.
41. ,
253. ,
254. ,
255.
256.
257. ,
258.
259. , , ,
260.
261.
262. , -, ,
262.1 , –
263. ,
264. ,
42.
265. ,
266. ()
267.
268. , , ,
269.
270.
271.
272.
43.
273.
274.
275.
276.
277.
278.
279.
280.
281.
44. ,
282.
283. ,
284.
285. ,
286.
287. ,
288. ,
45. ,
289.
290.
291.
292.
46. ,
293.
294.
295. ,
296. ,
47. ,
297.
298.
299.
300.
301.
302. ,
48. , –
303.
304.
305.
306.
307.
308.
309. , –
48.1 , – ,
309.1
309.2 – , , , ,
49.
310.
311. ,
312.
49.1
312.1
312.2 ,
312.3
312.4
312.5
312.6
312.7
312.8
312.9
50. ,
313. ,
314. ,
315.
316.
317.
318. ,
319.
320.
321.
322.
323.
324. ,
325.
326. ,
327.
50.1 ,
327.1
327.2 ,
327.3 ,
327.4 ,
327.5 ,
327.6 ,
327.7 ,
51.
328. ,
329. ,
330. ,
51.1. ,
330.1.
330.2.
330.3. () ,
330.4. ,
330.5.
52.
331.
331.1
332. ,
333.
334.
335.
336.
52.1 , ,
336.1
336.2 ,
336.3 ,
53. , ,
337. , ,
338. ,
339. ,
340. ,
341.
53.1 , ()
341.1.
341.2. , ()
341.3. , , , ()
341.4. , , ()
341.5. , , ()
54.
342.
343.
344.
345. ,
345.1.
346.
347.
348.
54.1.
348.1.
348.2. ,
348.3. ()
348.4.
348.5.
348.6. ,
348.7. ,
348.8.
348.9.
348.10. ,
348.11.
348.12. ,
55.
349. , , , ,
349.1. , – ,
349.2. , , , , , , ,
349.3. ,
349.4.
349.5. , – “”
350.
351. , , – , , , , () ()
351.1. , , , , , , – ,
351.2. , FIFA 2018 FIFA 2017
351.3.
351.4. ,
351.5. , –
V

XIII. . . ,

56.
352.
57. () ,
353. () ,
353.1. ,
354.
355.
356.
357.
358.
359.
360.
360.1. , () ,
361.
362. ,
363.
364.
365. ,
366.
367.
368.
369.
58.
370. , , ,
371.
372.
373.
374. ,
375.
376. ,
377.
378.
59.
379.
380.
60.
381.
382.
383.
384.
385.
386.
387.
388.
389.
390.
391.
392.
393.
394.
395.
396.
397. , ,
61.
398.
399.
400. ,
401.
402.
403.
404.
405.
406.
407.
408. ,
409.
410.
411. ,
412.
413.
414.
415.
416. , , ,
417.
418.
62. ,
419. ,
VI

XIV. 2021

420.
421. , 133
422.
423.
424. ,

 

Фигуранты ТК и их права

В трудовом праве существует только три субъекта. Это:

  • работодатель;
  • работник;
  • государство как гарант законности реализации прав людей на труд.

Считается, что ТК РФ, выполняя функцию посредника между сторонами производственного процесса, защищает преимущественно права наёмных работников. В какой-то степени это так. Однако существование чётких правил взаимодействия сторон выгодно и работодателю, поскольку государственные нормативы всегда создают стабильную и предсказуемую ситуацию.

В соответствии с нормами ФЗ №197, работники имеют право на:

  • своевременную выплату заработной платы;
  • обеспечение постоянных и адекватных условий труда в соответствии с договором и существующими нормативами;
  • защиту от произвольного увольнения;
  • сорокачасовую рабочую неделю;
  • отдых в соответствии с режимом и графиком;
  • защиту персональных данных;
  • отпуск по беременности и родам и уходу за ребёнком.

Следует отметить ещё одну особенность Трудового кодекса РФ – базовой регламентацией рабочего времени является количество часов в неделю, а не в день (ст. 91). Это даёт возможность работодателю устанавливать свой график в соответствии с договором. Увеличено и максимально допустимое количество часов сверхурочной работы. Конкретной регламентации ежедневного количества часов подвержены только особые условия труда или отдельные категории сотрудников. К последним относятся лица, совмещающие работу и учёбу, несовершеннолетние, инвалиды I и II групп.

Таким образом, ТК РФ содержит нормы, направленные на то, чтобы совместить интересы работников и их нанимателей. Однако любой закон, регламентирующий взаимоотношения сотрудников и их нанимателей, призван, прежде всего, защищать права наёмных работников, что является объективной необходимостью.

Основные вопросы практического применения ст. 52 ТК

Какие ещё российские нормативные акты упоминают возможность сотрудников принимать участие в управленческой деятельности на предприятии?

Прежде всего следует упомянуть ст. 27 ТК. В этой статье, посвящённой различным формам социального партнёрства, упомянуто, что одной из этих форм является допуск сотрудников к участию в управлении организацией-нанимателем. Также эта опция отдельно отмечена в ст. 2 ТК. В статьях 21 и 22 ТК прямо прописаны возможности сотрудников участвовать в процессах управления. Основные формы участия персонала в управленческих процедурах перечислены в ст. 53 ТК.

Также нужно подчеркнуть, что на конец 2020 года возможность участия сотрудников в управленческих процессах отдельно упоминается в четырёх законах федерального уровня, на которые ссылается рассматриваемая статья.

Особо отметим, что эта опция реализуется в русле мировых трендов, когда работники повсеместно становятся акционерами предприятий, на которых они трудятся, что способствует их вовлечению и в процессы менеджмента, особенно на низовом уровне.

Какие нормативные акты международного уровня предусматривают участие сотрудников в управлении компаниями?

Такие возможности прямо или косвенно предусматриваются в следующих документах Международной организации труда (МОК):

  • Конвенция №154 1981 года.
  • Конвенция №135 1971 года.
  • Рекомендация №94 1951 года.
  • Рекомендация №129 1967 года;
  • Рекомендация №143 1971 года.

Многие из перечисленных документов официально действуют и в РФ. Примером является Конвенция №135, вступившая в силу в 2011 году, после её ратификации СФ.

Какие формы участия сотрудников в управлении доминируют на практике?

На индивидуальном уровне сотрудник чаще всего реализует своё право на участие в управлении следующими способами:

  • формирует предложения по совершенствованию экономических процессов;
  • вносит замечания по корректировке производственных планов в зоне своей ответственности;
  • информирует о недостатках в производственной деятельности.

В коллективном формате реализация прав на участие в управлении чаще всего касается:

  • вопросов соцзащиты персонала;
  • параметров безопасности осуществления трудовой деятельности;
  • корректировки производственных планов;
  • вопросов, связанных с зарплатами сотрудников.

Обращения сотрудников к нанимателю могут происходить как индивидуальным путём, так и через посредничество соответствующих представительных органов. В подавляющем большинстве к этим органам относятся профорганизации. Также ст. 22 ТК предусматривает возможность формирования нанимателем производственного совета из его сотрудников на добровольной основе.

Нормативные правовые акты

Основы ТК

Этот раздел формулирует цели и задачи трудового законодательства. В нем изложены основные принципы трудовых отношений.

Например, статья 3 говорит о запрещении дискриминации в сфере труда, статья 4 — о том, что у нас в стране запрещен принудительный труд. Статья 8 посвящена локальным нормативным актам, которые имеет право принимать работодатель.

Таким образом, этот раздел посвящен порядку действия ТК.

Трудовые отношения

Трудовые отношения возникают, когда заключен трудовой договор. Они включают в себя непосредственно саму работу, оплату труда, соблюдение условий труда, выполнение правил внутреннего трудового распорядка.

В этой главе описаны все основания, по которым наступают трудовые отношения. Чаще — это трудовой договор. Кроме того, это происходит при избрании на должность, назначении на должность, судебном решении и т.д.

Статья 21 содержит основные права и обязанности работника, статья 22 — обязанности работодателя.

Социальное партнерство

Определение

Социальное партнерство — это система взаимоотношений между работниками, работодателями и органами власти и местного самоуправления.

Оно нужно для того, чтобы при необходимости можно было вести коллективные переговоры, проводить консультации, создавать комиссии и решать возникающие трудовые вопросы и споры, тем самым повышая уровень эффективности.

Самый яркий пример социального партнерства — это коллективный договор, который заключается между тремя или двумя перечисленными сторонами. Этот документ разрабатывается в процессе переговоров и принимается на общем собрании коллектива.

Цель социального партнерства — принятие решений, которые обеспечивают эффективность работы организации и создают систему гарантии трудовых прав работника.

Трудовой договор

Этот документ подробно описан в Трудовом кодексе. Это главный документ, который подписывается работником и работодателем при приеме на работу.

По сути, это двухстороннее соглашение, в котором четко прописано, какую работу будет выполнять работник, сколько ему будет за эту работу платить работодатель.

При этом, обязательным пунктом считается выплата зарплаты не реже двух раз в месяц в определенные дни, установленные Правилами внутреннего трудового распорядка.

Подробно содержание трудового договора описано в статье 56 ТК РФ.

Примечание

Очень важны сроки трудового договора: неопределенный и определенный. Надо понимать, если срок в договоре не указан, то договор считается заключенным на неопределенный срок.

В разделе подробно описывается порядок заключения, изменения и прекращения трудового договора. Отдельная глава (14) посвящена защите персональных данных работника.

Рабочее время

Определение

Рабочее время — это время, в течение которого работник должен исполнять трудовые обязанности.

В нашей стране законодательно установлена продолжительность рабочего времени. Она не должна быть больше 40 часов в неделю.

Кодекс предусматривает также сокращенную продолжительность рабочего времени для определенных категорий населения. Например, для работников в возрасте до шестнадцати лет не более 24 часов в неделю. От шестнадцати до восемнадцати лет рабочий день должен составлять не более 35 часов в неделю. Это условие в обязательном порядке прописывается в Трудовом договоре.

В Кодексе установлены нормы работы в ночное время, порядок сверхурочной работы. Также даются понятия о том, что такое ненормированный рабочий день, сменная работа и т.д.

Время отдыха

Это время, которое работник использует по своему усмотрению, т.е не работает. Почему тогда это понятие включено в ТК?

Это право закреплено в статье 37 Конституции РФ, а Трудовой кодекс обеспечивает реализацию этой гарантии.

В ТК перечислены все виды отдыха при осуществлении трудовых обязанностей:

  • перерывы в течение рабочего дня (смены);
  • ежедневный (междусменный) отдых;
  • выходные дни (еженедельный непрерывный отдых);
  • нерабочие праздничные дни;
  • отпуска.

Продолжительность такого отдыха устанавливается отдельными нормативными документами. Например, еженедельные выходные дни должны длиться не менее 42 часов.

Примечание

Ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется работнику согласно Конституции РФ. Срок отпуска составляет 28 календарных дней. Это минимальный отпуск.

Удлиненный отпуск определяется нормативными документами и предоставляется работниками со специфическими условиями труда, здоровья, возраста. Например, работникам моложе 18 лет отпуск предоставляется продолжительностью не менее 31 календарного дня. Работодатель обеспечивает в период отпуска сохранение за работником рабочего места.

Статья 19. Трудовые отношения, возникающие на основании трудового договора в результате назначения на должность или утверждения в должности

Трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате назначения на должность или утверждения в должности в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Ссылки

  1. Международная деятельность — локальная культура
  2. Работник «взаймы»

Это заготовка энциклопедической статьи по данной теме. Вы можете внести вклад в развитие проекта, улучшив и дополнив текст публикации в соответствии с правилами проекта. Руководство пользователя вы можете найти здесь

Значение Трудового кодекса для общества и государства

Трудовой кодекс — это защита и помощник для каждого из нас. Законы, из которых он состоит, помогают нам достойно отстаивать свои права и соблюдать все нормы и правила. 

Если  человек, вступая в трудовые отношения, знает и понимает свои права, обязанности, это помогает ему правильно выстраивать отношения на работе и, как результат, способствует успешности его работы.

Руководитель, принимающий человека на работу, обеспечивает все права работника, требует с него работу в рамках трудового договора и оценивает его деятельность по достоинству.

Все вместе это помогает избегать конфликтов, обеспечивает стабильность в обществе.

Другие кодексы РФ

  • Налоговый кодекс РФ 2019
  • Кодекс об Административных Правонарушениях РФ 2019

Подпишитесь на свежие новости

Важно знать!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...