Порядок рассмотрения обращения бывшего госслужащего о возможности трудоустройства

Содержание
  1. Уведомление о приеме на работу бывшего госслужащего
  2. В чем специфика приема на работу бывшего госслужащего?
  3. Перечень должностей при приеме на работу бывшего госслужащего
  4. Расширение толкования
  5. Должности, в отношении которых действуют правила
  6. А если со служащим заключается гражданско-правовой договор?
  7. Обязанности работодателя
  8. Порядок направления уведомления предшествующему нанимателю
  9. Какие обязанности у бывшего работодателя?
  10. Особенности уведомления
  11. Процедура найма бывшего госслужащего
  12. Статья относится и к адвокатам и нотариусам
  13. Особое положение госслужащих
  14. Если бывший работодатель расформирован
  15. О каких госслужащих можно не сообщать
  16. Совместительство госслужащего
  17. ЧТО ГРОЗИТ И КТО ОТВЕЧАЕТ?
  18. Работодатель рискует
  19. Вы уверены, что новый работник не был госслужащим?
  20. Ответственность работодателя за непредставление уведомления
  21. Где скачать бланки уведомлений о госслужащем?

Уведомление о приеме на работу бывшего госслужащего

О требовании нового работодателя уведомлять государственную структуру предыдущего места службы работника указано в ст. 12 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ. Основаниями для уведомления служат наличие ряда условий трудоустройства.

Условие Описание
Форма договора Наем на основании трудового договора или ГПХ
Замещение определенных должностей при несении госслужбы Должности устанавливаются правовыми нормативными актами РФ
Период трудоустройства после увольнения Срок трудоустройства не более 2 лет с момента увольнения с госслужбы. По истечении двухлетнего срока обязанность уведомления не возникает

Лица, принятые на работу после замещения должностей, обозначенных в нормативных актах, должны сообщать об этом новому работодателю и предоставить подтверждающие документы – трудовую книжку и другие. Обязанность работодателя уведомить предыдущего нанимателя возникает при одновременном наличии всех условий.

Перечень должностей, после замещения которых о трудоустройстве необходимо сообщать бывшему нанимателю, утвержден Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 557. В целях противодействии коррупции созданы комиссии, выдающие разрешения для лиц, замещающих ряд должностей. Целью создания и деятельности комиссий является обеспечение государственной тайны, доступ к сведениям имели госслужащие. Порядок действий комиссий определен Указом Президента от 01.07.2010 № 821.

Образец уведомления

В чем специфика приема на работу бывшего госслужащего?

Если ваш новый сотрудник ранее работал в госорганах, и с момента его увольнения не прошло более 2 лет, вы должны сообщить о найме такого человека его бывшему работодателю-госоргану (ст. 64.1 ТК РФ). Бывший бюджетник должен сам сообщить вам, что ранее трудился на государственной либо муниципальной службе (ст. 12 Закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ). Зачем это нужно?

Формальная цель процедуры уведомления госорганов о новом месте работы бывшего сотрудника — противодействие коррупции. На деле за неуведомление о приеме на работу бывшего госслужащего для работодателя предусмотрен штраф по ст. 19.29 КоАП:

  • 20-50 тыс. руб. для должностных лиц и предпринимателей;
  • 100-500 тыс. руб. для юридических лиц.

Согласитесь, внушительная сумма. Разберемся, как не получить штраф.

Перечень должностей при приеме на работу бывшего госслужащего

В перечень Указа № 557 включены должности федеральной государственной гражданской службы: заместители министра, начальники, руководители подразделений и их заместители органов МВД, МЧС, Минобороны РФ, Фельдъегерской службы РФ, Службы внешней разведки РФ, ФСБ РФ, Росгвардии РФ, ФСО РФ, ФСИН РФ, Службы специальных проектов, Таможенной службы, Прокуратуры РФ, Следственного комитета. С перечнем нужно работать очень внимательно: некоторые должности совпадают с теми, которые прописаны в Указе, а часть не указана дословно, но перечислена в пункте «другие», где могут быть обобщены сразу несколько должностей.

Если на работу принимают бывшего руководителя подразделения одной из перечисленных служб, то в этом случае все понятно. Сложнее с разделом III Указа № 557, в котором говорится о других должностях, связанных с коррупционными рисками без отнесения к конкретным госструктурам. В этом случае следует пользоваться нормативными документами соответствующих ведомств, принятых на основании Указа № 557.

Например, компания принимает на работу бывшего сотрудника городской инспекции ФНС, занимавшего должность «государственный налоговый инспектор». В этом случае нужно обратиться к приказу ФНС РФ от 25.09.2017 № ММВ-7-4/754@, утвердившему перечень должностей, связанных с коррупционными рисками. Т.к. данная должность включена в ведомственный перечень, то сообщение о приеме на работу такого сотрудника направлять нужно.

А вот сотрудники внебюджетных фондов госслужащими не являются, хотя на них и накладываются отдельные ограничения в соответствии с постановлением Правительства от 05.07.2013 № 568. Но этот документ ничего не говорит об обязанности работодателя информировать о приеме на работу таких лиц, поэтому в данном случае закон № 273-ФЗ не применяется.

Также не признаются госслужащими сотрудники учебных заведений (в т.ч. руководители – директора школ, ректоры вузов и т.п.). Исключением являются только руководители ведомственных учебных заведений, должности которых перечислены в Указе № 557.

Поскольку ведомственных перечней существует множество, работодателю зачастую лучше перестраховаться и сообщить о приеме бывшего работника любой госструктуры, даже если однозначного требования о таком уведомлении в нормативных актах не найдено.

Расширение толкования

Верховный суд также отметил, что под это антикоррупционное требование подпадают не только чиновники, работавшие на должностях, включенных в перечни, утвержденные для этой нормы (в этом случае их трудоустройство должно быть рассмотрено на комиссиях по конфликту интересов), но и те бывшие госслужащие, которые обязаны были представлять декларации о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также своих супругов и несовершеннолетних детей. Тем самым Верховный суд фактически расширил круг экс-чиновников, о чьем трудоустройстве надо уведомлять их прежнее место работы на госслужбе. Как отметил судья-докладчик Сергей Никифоров, было два варианта толкования, в итоге пленум остановился на более широком. “Эта формулировка наиболее полно отвечает указу президента от 2010 года”, – отметил Никифоров, заметив, что при соблюдении ограничений для госслужащих “должен быть единый подход”.

Более того пленум разъяснил, что обязанность информировать о приеме на работу экс-чиновника лежит на всех организациях независимо от их организационно-правовой формы, то есть не только частными компаниями. Исключением являются лишь государственные или муниципальные органы, куда бывший чиновник может устраиваться в том числе уже не на госслужбу.

Должности, в отношении которых действуют правила

ВАЖНО! Уведомление о приеме на работу бывшего госслужащего от КонсультантПлюс доступно по ссылке

Не все госслужащие имеют доступ к государственной тайне. Следовательно, ограничения действуют в отношении не всех соискателей. Перечень госслужащих оговорен в Указе Президента от 18.05.2009 №557.

Рассмотрим его:

  • Руководство, представляющее исполнительную власть.
  • Военное руководство.
  • Административно-хозяйственные работники.
  • Сотрудники, занятые на организационно-распорядительной, контрольной работе.
  • Распорядители бюджетных средств.
  • Распорядители имущества.
  • Лица, занятые выдачей лицензии.
  • Распределители технических объектов.

Все эти госслужащие должны соблюдать установленные ограничения.

А если со служащим заключается гражданско-правовой договор?

Если работодатель заключает не трудовой договор, а договор ГПХ с бывшим служащим, это не означает, что представлять уведомление не придется. Однако здесь необходимо учитывать некоторые особенности. Если по служащему, должность которого включена в перечни, и с которым заключается трудовой договор, уведомление представляется всегда, то по договору ГПХ – только при определенных условиях. Уведомление по заключенному ГПД нужно будет подать, если (ч. 1, 4 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ, п. 2 Постановления Пленума ВС от 28.11.2017 № 46):

  • или стоимость выполняемых работ (оказываемых услуг) по договору (договорам) превышает 100 000 рублей в месяц;
  • или стоимость выполняемых работ (оказываемых услуг) по договору (договорам) превышает 100 000 рублей, но такой договор (договоры) заключен на срок менее месяца.

Обязанности работодателя

Получив от нового работника уведомление, работодатель должен в 10-дневный срок сообщить  о новом трудоустройстве в государственный или муниципальный орган, где ранее трудился данный гражданин.  Эта обязанность также установлена ст. 64.1 ТК РФ и ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Срок для уведомления исчисляется в календарных, а не рабочих днях.  При этом применяются общие правила законодательства о сроках:  если его конец приходится на нерабочий день, срок автоматически переносится на первый следующий за ним рабочий день.

Порядок направления уведомления предшествующему нанимателю

Форма уведомления не установлена законодательством. Вероятно, предусмотрена возможность представления уведомления в устной форме, но доказать, что работодатель выполнил обязательства, будет сложно. Оптимальным вариантом направления сведений служит письменная форма. Для направления уведомления потребуется:

  1. Использовать фирменный бланк предприятия с необходимыми реквизитами.
  2. Подтвердить сведения подписью и печатью предприятия.
  3. Направить в адрес организации государственной или муниципальной структуры письмо с представителем либо почтой с обеспечением гарантированной доставки.
  4. Соблюсти десятидневный срок направления уведомления.

Работодатель должен иметь доказательства получения уведомления адресатом. При доставке представителем необходимо получить отметку о получении. Почтовое отправление потребуется сопроводить уведомлением о вручении.

Какие обязанности у бывшего работодателя?

В целом у государственного или муниципального органа, в котором раньше трудился гражданин, не так уж и много обязанностей. Если работник, занимавший должность, которая входит в список из Указа Президента № 557, уволился, и спустя 6 месяцев не сообщил о новом месте работы, бывший работодатель обязан обратиться в прокуратуру. Уже правоохранительные органы будут разбираться, чем занимается экс-чиновник.

Еще одна обязанность – реагировать на заявления бывших сотрудников о новом месте работы или заказчике, если планируется заключить договор ГПХ. В таком случае проверяется, нужно ли созывать специальную комиссию и давать разрешение на работу. Как правило, этим занимаются уже не кадровые работники, а администрация и секретариат государственного или муниципального органа.

Особенности уведомления

При оформлении трудового соглашения с бывшим трудящимся, который работал в государственных органах менее 2 лет назад, нужно направить в эти органы уведомление в письменной форме. Отправляется оно именно в тот орган, в котором работал сотрудник. Уведомление нужно направить так, чтобы не допустить появления претензий. В частности, нельзя допустить, чтобы государственные структуры обвинили работодателя в отсутствии уведомления. Для этого нужно иметь документы, подтверждающие отправку и доставку.

К примеру, это может быть заказное письмо с уведомлением. Отправлять его нужно по точному адресу государственной структуры.

Уведомление отправлять нужно обязательно. Обусловлено это тем, что в течение 2 лет государственные структуры имеют право следить за деятельностью своих бывших сотрудников. Это оговорено в статье 12 ФЗ «О противодействии коррупции» №280. Аналогичная норма содержится в статье 64.1 ТК РФ. Однако работодатель может не отправлять уведомление в том случае, если служащий был занят на должностях, не включенных в этот список:

  • Содержащийся в Указе №557.
  • Установленный законом федеративного субъекта, в котором работал госслужащий.

Если у работодателя возникли сомнения в необходимости отправки уведомления, отправить сообщение все-таки рекомендуется. Это позволит не допустить применения штрафных санкций.

ВАЖНО! Уведомление нужно отправлять в течение 10 суток со дня подписания трудового соглашения.

У бывшего госслужащего также возникает ряд обязанностей. В частности, он должен уведомить работодателя о своей работе в государственных структурах в прошлом. Также он должен рассказать, на какой именно должности он работал. Письменного уведомления составлять не требуется. Вполне достаточно устного предупреждения. Связана эта особенность с тем, что все требуемые сведения и так содержатся в трудовой книжке.

Процедура найма бывшего госслужащего

Документооборот при найме работника по трудовому договору требуется соблюсти в соответствии с ТК РФ.

Пошаговая процедура приема на работу Описание
Обращение соискателя к руководителю предприятия При собеседовании достигается договоренность об условиях труда
Предоставление документов Работник должен подтвердить личность, квалификацию, соответствующую должности
Выявление наличия предыдущей должности в перечне, необходимом для уведомления Работодатель должен сразу по получении трудовой книжки определить необходимость уведомления бывшего нанимателя лица
Ознакомление будущего работника с документами предприятия Лицу предоставляются локальные акты, регулирующие внутренний распорядок, систему оплаты
Заключение трудового договора Документ подписывается обеими сторонами с последующим получением на руки экземпляра
Издание приказа О назначении сотрудника работодатель обязан издать приказ в течение 3 дней
Направление уведомления предыдущему нанимателю лица Информацию о госструктуре можно получить из трудовой книжки, предоставленных справок
Прохождение первичного инструктажа по охране труда Работник должен приступать к исполнению обязанностей после прохождения инструктажа
Внесение записи в трудовую книжку Документ предоставляется работодателю для внесения записей и хранения
Оформление личной карточки По данным работника открывается карточка Т-2

Статья относится и к адвокатам и нотариусам

К гражданам, которые подлежат административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ, “могут быть отнесены занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и другие лица, занимающихся частной практикой”, пояснил пленум.

Без уведомления бывшего места работы на госслужбе экс-чиновник сможет обойтись в случае регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или учрежденя им своей компании – это не подпадает под обязанность, установленную законом “О противодействии коррупции”, пояснил пленум.

Особое положение госслужащих

Как уже было сказано, особые права и обязанности для бывших сотрудников органов государственной власти и служащих муниципалитетов предусмотрены законодательством по двум основным причинам — это:

  1. Пресечение коррупционной деятельности и возможных злоупотреблений властью или связями в государственных структурах.
  2. Пресечение попыток разглашения государственных тайн или служебной информации с целью получения коммерческой или личной выгоды.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей

Если бывший работодатель расформирован

Реорганизация или полное расформирование госоргана не является препятствием для направления уведомления о приеме на работу госслужащего.  Изменения в структуре госорганов происходят с передачей их функций правопреемнику или нескольким правопреемникам. В этом случае сообщение необходимо направить в тот орган, к которому перешли функции расформированного органа.

Если таких органов-правопреемников несколько, уведомление можно направить в любой из них.  На это указан Верховный суд РФ в п. 8 Постановления Пленума ВС РФ от 28 ноября 2017 года № 46.

О каких госслужащих можно не сообщать

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.11.2017г. №46 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» определено, в частности, что антикоррупционное законодательство, а именно требования ст. 12 Закона № 273-ФЗ новый работодатель бывшего госслужащего обязан выполнять независимо от суммы месячного вознаграждения, назначенного этому госслужащему. 

Если должность бывшего государственного служащего на момент заключения с ним трудового договора отсутствует в перечне, утвержденном указом Президента РФ от 18.05.2009 № 557, то сообщение можно не отправлять.

При переводе работника на другую должность или приеме его в порядке внутреннего совместительства в рамках одной и той же компании направлять сообщение по месту прежней госслужбы работника также не требуется.

При заключении договора ГПХ с бывшим госслужащим, сообщение по месту его прежней службы направляется только в случае, когда стоимость работ (услуг) превышает 100 000 рублей.

Совместительство госслужащего

Служащий государственной или муниципальной службы не имеет права на дополнительное трудоустройство. Условие направлено на предупреждение случаев злоупотребления должностным положением. Учитываются требования:

  • Получение доходов из других источников запрещено законодательством.
  • Госслужащие и приравненные к ним лица не должны трудоустраиваться по совместительству к другому нанимателю.
  • Лица, замещающие государственные должности, обязаны сообщать о полученных доходах. Сведения тщательно проверяются, что исключает вероятность их сокрытия.

Работодатели, трудоустроившие госслужащих по совместительству, не несут обязанности по уведомлению предыдущего нанимателя лица. Требование обязательно только при найме уволившегося с госслужбы лица.

ЧТО ГРОЗИТ И КТО ОТВЕЧАЕТ?

Работодатель рискует

Ответственность за не уведомление о трудоустройстве бывшего чиновника достаточно жесткая.

В соответствии со ст. 19.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях привлечение к трудовой деятельности или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом № 273-ФЗ, влечет наложение административного штрафа:

• на граждан в размере от 2000 до 4000 руб.;

• на должностных лиц — от 20 000 до 50 000 руб.;

• на юридических лиц — от 100 000 до 500 000 руб.

Вы уверены, что новый работник не был госслужащим?

Для того чтобы работодатель считался уведомленным о предыдущей службе работника, последнему достаточно представить свою трудовую книжку[9].

То есть работодатель может избежать административной ответственности, если докажет, что работник скрыл от него информацию о своей бывшей службе. Сделать это можно только в том случае, если трудовая книжка не была представлена работником либо в ней отсутствуют соответствующие записи.

Порядок рассмотрения обращения бывшего госслужащего о возможности трудоустройства

Вместе с тем, любой работник кадровой службы отлично знает, что записи в трудовой книжке могут вообще не содержать никакой информации о должностях, в которых работал бывший служащий. В этом случае у работодателя также есть вероятность избежать ответственности.

Порядок рассмотрения обращения бывшего госслужащего о возможности трудоустройства

Если в трудовой книжке есть специфические записи или ее нет вообще, можно предложить работнику составить расписку в свободной форме о том, что он в течение последних двух лет не состоял в должностях, подразумевающих особый коррупционный контроль (пример 3).

Порядок рассмотрения обращения бывшего госслужащего о возможности трудоустройства

Ответственность работодателя за непредставление уведомления

Если работодатель был обязан сообщить о приеме на работу бывшего служащего, но не сделал этого, законодательством предусматривается наложение штрафа (ст. 19.29 КоАП РФ):

  • на руководителя – от 20 000 до 50 000 рублей;
  • на организацию – от 100 000 до 500 000 рублей.

Работодатель может быть привлечен к такой ответственности в течение 6 лет со дня совершения правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, п. 15 Постановления Пленума ВС от 28.11.2017 № 46).

Конечно, если бывший служащий не сообщил вам сведения о своем предыдущем месте работы и такие сведения в трудовой книжке не были отражены, привлечь работодателя к ответственности нельзя (п. 12 Постановления Пленума ВС от 28.11.2017 № 46, п. 68 Методических рекомендаций, утв. Письмом Минтруда от 11.05.2017 № 18-4/10/П-2943).

Где скачать бланки уведомлений о госслужащем?

Примерные бланки уведомлений можно скачать  ниже.

Бланк уведомления при заключении трудового договора (скачать):

Принимаем на работу госслужащего

Бланк уведомления при заключении гражданско-правового договора (скачать):

Прием на работу бывшего госслужащего

Чтобы свериться, не пропустили ли вы еще какие-то обязательные процедуры при приеме на работу, ознакомьтесь с нашей статьей.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...