Предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителя бюджетного учреждения и работников

Содержание
  1. Комментарии к законам
  2. Соотношение зарплаты руководителя и работников бюджетной сферы, генерального директора и сотрудников частных организаций 
  3. Нормативно-правовая база: ТК РФ, постановления Правительства РФ, указ Президента РФ 
  4. Кто должен соблюдать правила в отношении предельного уровня и соотношения зарплат?
  5. Перечень должностей и организаций
  6. В каких случаях от этого правила можно отказаться?
  7. Размер зарплаты руководителя
  8. Чьи зарплаты надо обнародовать
  9. Как рассчитать соотношение зарплат?
  10. Приложение. Предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров федеральных учреждений, находящихся в ведении Министерства финансов Российской Федерации, и среднемесячной заработной …
  11.  Подсчет средней зарплаты руководящего состава
  12. Когда к руководителям в бюджетной сфере не применяются показатели предельного соотношения 
  13. Как обеспечить конфиденциальность доходов руководителей
  14. Ответственность за нарушение правила о соотношении зарплаты 
  15. Проводки по заработной плате в бюджетном учете

Комментарии к законам

2. Педагогическим работникам образовательных учреждений минимальные ставки заработной платы и должностные оклады устанавливаются в размере, превышающем уровень средней заработной платы в Российской Федерации.
3. Размер средней ставки заработной платы и должностного оклада педагогических работников образовательных учреждений устанавливается на уровне:
для педагогических работников из числа профессорско – преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования – в два раза превышающем уровень средней заработной платы работников промышленности в Российской Федерации;
для учителей и других педагогических работников – не ниже средней заработной платы работников промышленности в Российской Федерации;
для иных работников образовательных учреждений – средней заработной платы аналогичных категорий работников промышленности в Российской Федерации.
4. Образовательное учреждение в пределах имеющихся у него средств на оплату труда работников данного образовательного учреждения самостоятельно определяет форму и систему оплаты труда, размеры ставок заработной платы и должностных окладов, а также размеры доплат, надбавок, премий и других мер материального стимулирования.
Изыскание средств на эти цели путем превышения максимально допустимых учебных нагрузок на педагогического работника образовательного учреждения запрещается.
Комментарий к статье 54
§ 1. На работников образовательных учреждений распространяется общее законодательство о труде, предусматривающее, что заработная плата и должностной оклад выплачиваются им за выполнение функциональных обязанностей и работ. Должностной оклад принимаемого на работу по контракту максимальными размерами не ограничивается, но в то же время не может быть ниже минимального должностного оклада, установленного по соответствующей должности законодательством РФ. Должностной оклад, установленный контрактом, можно увеличить или уменьшить (до минимального должностного оклада) в зависимости от качества работы преподавателя. Условия увеличения или уменьшения должностного оклада заранее оговариваются в контракте.
Выполнение работником образовательного учреждения других работ и обязанностей, в том числе и педагогической (преподавательской) работы сверх установленных норм, оплачивается по дополнительному договору. В отдельных случаях деятельность подобного рода запрещается. Так, в частности, в бюджетных образовательных учреждениях дополнительные платные образовательные услуги не могут быть оказаны в рамках основной образовательной деятельности. В противном случае средства, заработанные такой деятельностью, изымаются учредителем (см. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденное Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 26 июня 1993 г. N 597 .
——————————–
Бюллетень Государственного комитета по высшему образованию. 1993. N 8.
Определение педагогическим работникам бюджетных образовательных учреждений минимальных ставок заработной платы и должностных окладов, превышающих по своему размеру уровень средней заработной платы в Российской Федерации, возможно только с принятием специальных решений Правительства РФ и Министерства труда и социального развития РФ. Внебюджетные образовательные учреждения и организации могут устанавливать подобные минимальные ставки заработной платы и должностные оклады по собственной инициативе.
Исходя из имеющихся средств, внебюджетные образовательные учреждения вправе устанавливать работникам размер средней ставки заработной платы, превышающий уровень средней заработной платы, существующей в Российской Федерации (см. п. 3 ст. 54 Закона).
Средняя заработная плата педагогических работников бюджетных образовательных учреждений повышается до такого же уровня путем: а) принятия правовых решений о вводе денежных доплат и надбавок стимулирующего характера; б) распространения действия правовых решений о тех или иных льготах, преимуществах.
В частности, с 1 июня 1994 г. работникам, занимающим штатные должности в государственных высших учебных заведениях, помимо должностных окладов устанавливаются доплаты за ученые степени доктора наук в размере пяти и кандидата наук в размере трех минимальных размеров оплаты труда. Эти доплаты введены с целью нормализации финансового обеспечения ученых России Постановлением Правительства РФ “Об установлении окладов за звания действительных членов и членов – корреспондентов Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии художеств и Российской академии архитектуры и строительных наук и доплат за ученые степени доктора наук и кандидата наук” от 6 июля 1994 г. N 807 .
——————————–
СЗ РФ. 1994. N 21. Ст. 2392.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ “О материальной поддержке профессорско – преподавательского персонала образовательных учреждений высшего профессионального образования” от 9 сентября 1994 г. с 1 января 1995 г. в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования выплачиваются надбавки в размере 60 процентов к должностному окладу работникам, занимающим должность профессора, и в размере 40 процентов к должностному окладу работникам, занимающим должность доцента .
——————————–
Там же.
С 1 сентября 1994 г. осуществляется доплата за ученые степени доктора и кандидата наук (соответственно в размере пяти и трех минимальных окладов) работникам образовательных учреждений федерального подчинения в системе повышения квалификации. Эти правовые предписания исполняются на практике в соответствии с Постановлением Правительства РФ “Об установлении доплат работникам бюджетных образовательных учреждений повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов за ученые степени доктора наук и кандидата наук” от 26 сентября 1994 г. .
——————————–
СЗ РФ. 1994. N 23. Ст. 2572.
Образовательные учреждения (как бюджетные, так и внебюджетные) самостоятельно утверждают форму и систему оплаты труда, точнее, обладают правом выбора одного из следующих двух вариантов определения заработной платы: установление должностных окладов или ввод почасовой оплаты труда. Должностные оклады выплачиваются штатным сотрудникам. Привлекаемые для преподавания в учреждениях, организациях, на предприятиях работники трудятся, как правило, на условиях почасовой оплаты. Должностные оклады являются фиксированной величиной, соответствующей тому или иному разряду. В свою очередь, разряды находятся в определенной зависимости от категории или должности работника, закрепленной законодательным путем, в частности, в приложении N 3 к Постановлению Правительства РФ от 14 октября 1992 г. N 785.
В этом приложении речь идет об основных должностях служащих отраслей бюджетной сферы, разряды оплаты труда которых образуют так называемую Единую тарифную сетку.
Раздел, посвященный образованию, условно подразделяется на две части.
В одной из них установлены разряды оплаты труда в зависимости от категории работников различных видов образовательных учреждений, например, внешкольных, детских дошкольных учреждений, школ, интернатов, детских домов, лицеев, гимназий, колледжей и др.
Другую часть образуют категории работников и соответствующие им разряды оплаты труда только высших учебных заведений.
При всем сходстве принципов оплаты труда педагогических работников разного рода между ними есть и существенное различие.
Диапазон разрядов оплаты труда профессорско – преподавательского состава высших учебных заведений, как правило, выше диапазона разрядов, присваиваемых работникам остальных образовательных учреждений.
Как в той, так и в другой группе образовательных учреждений выделяются их руководители: директор, ректор, заведующий, руководитель структурного подразделения. Чаще всего им присваиваются предельно допустимые для работников того или иного вида образовательных учреждений разряды оплаты труда.
В общей сложности диапазон разрядов оплаты труда в области образования колеблется от одного до восемнадцати .
——————————–
Подробнее см.: “Разряды оплаты труда Единой тарифной сетки по основным должностям служащих отраслей бюджетной сферы” в приложении к данному Комментарию (приложение не приводится).
Тарифная ставка (оклад) первого разряда устанавливается в официальном порядке и может периодически (как правило, один раз в квартал) повышаться с принятием правительственного решения. Тарифные ставки (оклады) других разрядов (2 – 18) рассчитываются посредством умножения тарифной ставки (оклада) первого разряда на соответствующий тарифный коэффициент.
Соотношение разрядов и тарифных коэффициентов установлено в приложении к Постановлению Правительства Российской Федерации “О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы” от 24 августа 1995 г. . Для него характерен рост коэффициентов по мере увеличения соответствующих разрядов. Иными словами, чем выше разряд, присвоенный работнику образовательного учреждения, тем больше его тарифный коэффициент. Соблюдение данной пропорции при определении конкретного должностного оклада является важной правовой гарантией для работника. Она не допускает установления промежуточного оклада, поскольку основная заработная плата рассчитывается только исходя из рассматриваемых параметров.
——————————–
СЗ РФ. 1995. N 35. Ст. 2524.
Разряды оплаты труда работников устанавливаются по результатам аттестации в соответствии с квалификационными требованиями. В сфере образования существуют свои квалификационные требования по каждой категории работников, разработанные тем или иным министерством или ведомством Российской Федерации и утвержденные по согласованию с Министерством труда и социального развития РФ.
Аттестация работников высших учебных заведений производится с учетом требований, закрепленных в приложении N 2 к Постановлению Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ “О повышении уровня оплаты труда работников высшей школы” от 14 ноября 1992 г. N 108.
Смысл принятия данного нормативного правового акта состоит в том, чтобы показать специфику складывающихся в области высшего образования отношений, продемонстрировать необходимость наличия у соответствующих работников специальной подготовки.
Основным квалификационным требованием по должностям работников высших учебных заведений является высшее образование. Оно обязательно для всех без исключения работников данной категории, начиная с преподавателя – стажера и заканчивая руководителем студенческого исследовательского бюро.
В рассматриваемом правовом акте проводится также распределение по должностям. Различаются должности, на которые зачисление производится независимо от стажа научно – педагогической или практической деятельности (ассистент, преподаватель и др.) или с его учетом в обязательном порядке. Например, должность старшего преподавателя без ученой степени предполагает стаж научно – педагогической деятельности не менее 3 лет.
По самым высоким разрядам (14 – 17), как правило, принимаются на работу лица, имеющие ученые звания доцента (старшего научного сотрудника) и профессора, а также ученые степени доктора и кандидата наук.
В порядке исключения высокие разряды могут быть присвоены высококвалифицированным специалистам, не имеющим ученого звания и не обладающим ученой степенью.
Повышенные требования предъявляются к руководящему составу вузов и их структурных подразделений. Так, должность ректора 17 разряда предполагает наличие ученого звания или ученой степени. Ректору устанавливается 18 разряд только в том случае, если ему присвоены и ученое звание, и ученая степень.
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в отличие от должностей профессорско – преподавательского состава на руководящие должности вуза в порядке исключения работники не принимаются. Это требование относится не только к руководителям учебных и хозяйственных структур, но и к главным специалистам: главному бухгалтеру, главному инженеру, юрисконсульту, главному энергетику (механику).
В примечании к Квалификационным требованиям уточняется порядок дополнительной оплаты труда ректора вуза. Это сводится к тому, что доплаты и надбавки к его должностному окладу (до заключения контракта) определяются органом управления, в ведении которого находится учебное заведение.
В остальном в примечании кратко излагаются некоторые условия оплаты труда, общие для работников всех образовательных учреждений. В частности, говорится о самостоятельном выборе форм и оснований дополнительной заработной платы (надбавок и доплат), определяются условия заключения контрактов и введения почасовой оплаты труда, еще раз уточняется порядок принятия на работу сотрудников в порядке исключения .
——————————–
Квалификационные требования (требования к квалификации по разрядам оплаты) по должностям работников высших и приравненных к ним по оплате труда учебных заведений см. в приложении к данному Комментарию (приложение не приводится).
Аттестация работников образовательных учреждений, за исключением работников высших учебных заведений, производится в соответствии с требованиями, установленными Приказом Минобразования РФ и Госкомвуза России от 31 августа 1995 г. N 463/1268 и Приказом Минобразования РФ и Госкомвуза России от 14 декабря 1995 г. N 622/1646 .
——————————–
Тарифно – квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации см. в приложении к данному Комментарию (приложение не приводится).
Тарифно – квалификационные характеристики (требования) по указанным должностям в совокупности представляют собой многоцелевой правовой документ. Они используются при составлении положений о структурных подразделениях образовательного учреждения.
Ими детализируется порядок приема и оформления на работу соответствующих лиц.
Большое значение данные тарифно – квалификационные характеристики имеют для организации трудового процесса в образовательном учреждении. В них приводятся наименования должностей работников образования, которые могут быть обозначены в штатном расписании. Права и обязанности работников составлены по каждой должности в отдельности. Такой же порядок должен соблюдаться и при разработке образовательным учреждением должностных инструкций.
При аттестации работников особое значение имеют требования, предъявляемые к конкретным должностям. Каждая группа такого рода требований состоит из трех разделов: “Должностные обязанности”, “Должен знать”, “Требования к квалификации по разрядам оплаты труда”.
В разделе “Должностные обязанности” указаны основные функции, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему ту или иную должность.
Раздел “Должен знать” содержит требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний.
Раздел “Требования к квалификации по разрядам оплаты” содержит сведения о необходимом уровне образования и стаже работы (по специальности или педагогическом).
Рассматриваемые тарифно – квалификационные характеристики допускают принятие на педагогическую работу лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, в порядке исключения.
По должностям главных специалистов образовательных учреждений (главного бухгалтера, главного инженера и др.) тарифно – квалификационные характеристики не приведены. Их должностные обязанности и требования к знаниям определяются на основе общеотраслевых тарифно – квалификационных характеристик, утвержденных Постановлением Минтруда России от 10 ноября 1992 г. N 30.
Здесь же содержится перечень условий оплаты труда руководителей и специалистов образовательного учреждения, имеющих почетные звания “Народный учитель”, “Заслуженный учитель”, “Заслуженный преподаватель”.
Некоторые квалификационные требования включены в указанный правовой документ в интересах охраны прав обучающихся (воспитанников). В нем, в частности, говорится о том, что оформлению лица на должность руководителя учреждения (структурного подразделения) или приему на работу специалиста (учителя, преподавателя и т.д.) должна предшествовать проверка его знаний Конституции РФ, законов РФ, решений Правительства РФ и органов управления образованием, Конвенции о правах ребенка.
Тарифно – квалификационные требования особо подчеркивают творческий характер педагогической деятельности, составляющей предмет трудового договора (контракта) работников образования с образовательным учреждением. В большинстве своем этим работникам полагается знать не только педагогику, но и достижения современной психолого – педагогической науки и практики; психологию личности; основы физиологии; теорию и методы управления образовательными системами, а также основы других наук. Подобные знания необходимы при создании благоприятных условий усвоения обучающимися (воспитанниками) учебных дисциплин. Они важны также при проведении культурно – просветительских и оздоровительных мероприятий, оснащении мастерских, учебных лабораторий, кабинетов наглядными пособиями, техническими средствами обучения и прочее.
Однако решающее значение в процессе присвоения работнику образования соответствующего разряда имеют все же такие квалификационные признаки, как специальная подготовка (высшее профессиональное или среднее профессиональное образование) и стаж педагогической деятельности.
В общей сложности диапазон разрядов работников образования колеблется от 7 до 16.
Ставки почасовой оплаты труда образовательные учреждения устанавливают, как правило, самостоятельно. При этом ставки почасовой оплаты труда определяются исходя из должностного оклада штатного преподавателя и коэффициентов, утвержденных Постановлением Министерства труда РФ от 21 января 1993 г. N 7.
Коэффициенты ставок почасовой оплаты труда работников, привлекаемых к проведению учебных занятий в учреждениях, организациях и на предприятиях, находящихся на бюджетном финансировании, выглядят следующим образом:
—————————–T———————————–¬
¦ Контингент обучающихся ¦ Размеры коэффициентов ¦
¦ +———-T————T———–+
¦ ¦профессор,¦ доцент, ¦ лица, ¦
¦ ¦ доктор ¦ кандидат ¦не имеющие ¦
¦ ¦ наук ¦ наук ¦ ученой ¦
¦ ¦ ¦ ¦ степени ¦
+—————————-+———-+————+———–+
¦Обучающиеся в общеобразо- ¦ ¦ ¦ ¦
¦вательных учреждениях, уч- ¦ ¦ ¦ ¦
¦реждениях начального и сред-¦ ¦ ¦ ¦
¦него профессионального обра-¦ ¦ ¦ ¦
¦зования, другие аналогичные ¦ ¦ ¦ ¦
¦категории обучающихся, рабо-¦ ¦ ¦ ¦
¦чие, работники, занимающие ¦ ¦ ¦ ¦
¦должности, требующие сред- ¦ ¦ ¦ ¦
¦него профессионального обра-¦ ¦ ¦ ¦
¦зования, слушатели курсов ¦ 0,20 ¦ 0,15 ¦ 0,10 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Студенты ¦ 0,25 ¦ 0,20 ¦ 0,10 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Аспиранты, слушатели учеб- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ных заведений по повышению ¦ ¦ ¦ ¦
¦квалификации руководящих ¦ ¦ ¦ ¦
¦работников ¦ 0,30 ¦ 0,25 ¦ 0,15 ¦
L—————————-+———-+————+————
Ставки почасовой оплаты определяются исходя из размера ставки первого разряда Единой тарифной сетки, устанавливаемого Правительством РФ, и данных коэффициентов ставок почасовой оплаты труда.
В ставки почасовой оплаты включена оплата за отпуск.
Ставки почасовой оплаты труда лиц, имеющих почетные звания типа “Народный учитель”, устанавливаются в размерах, предусмотренных для профессоров, докторов наук.
Ставки почасовой оплаты, рассчитанные с применением данных коэффициентов, вводятся в учреждениях, организациях и на предприятиях, находящихся на бюджетном финансировании, за исключением учреждений, организаций и предприятий, где предусмотрен иной порядок почасовой оплаты труда работников.
Оплата труда членов жюри конкурсов и смотра, а также рецензентов конкурсных работ производится по ставкам почасовой оплаты труда, предусмотренным для лиц, проводящих учебные занятия со студентами .
——————————–
Бюллетень Министерства труда РФ. 1993. N 4. С. 9 – 10.
Коэффициенты ставок почасовой оплаты труда демонстраторов пластических поз, участвующих в проведении учебных занятий, в зависимости от сложности пластической позы устанавливаются в размере 0,03 – 0,04 .
——————————–
Там же. С. 20.
§ 2. В рассматриваемой статье говорится также о праве образовательных учреждений применять меры материального стимулирования по своему выбору. Одной из таких мер является выдвижение работников или подготовленных ими научно – практических работ на соискание премий, учрежденных Президентом РФ и Правительством РФ.
На данный момент существуют:
15 премий Президента РФ работникам образования – лауреатам конкурса “Учитель года России” ;
——————————–
См.: Указ Президента РФ “О премиях работникам образования – лауреатам конкурса “Учитель года России” и обучающимся в общеобразовательных учреждениях – победителям международных олимпиад по учебным предметам” от 6 мая 1994 г. N 1144 (СЗ РФ. 1994. N 7. Ст. 686).
15 ежегодных премий Президента РФ в области образования ;
——————————–
См.: Указ Президента РФ “Об учреждении премий Президента РФ в области образования” от 30 ноября 1995 г. N 1200 (СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4772).
15 ежегодных премий Правительства РФ в области образования .
——————————–
См.: Постановление Правительства РФ “Об учреждении премий Правительства РФ в области образования” от 12 декабря 1995 г. N 1221, в ред. Пост. N 51, ст. 5068 (СЗ РФ. 1996. N 19. Ст. 2305). Постановление Правительства РФ “О присуждении премий Правительства Российской Федерации в области образования за 1996 год” (РГ. 1997. 4 нояб.).
Указанные премии объединяет прежде всего то, что деятельность конкурсантов или выполненные ими работы должны быть направлены на достижение определенных общественно полезных целей.
Предметом конкурса могут быть авторские программы, учебные пособия, научные труды и т.д., опубликованные в печати и использованные в педагогической деятельности.
Непременным условием возникновения отношений между организаторами и участниками конкурса является соблюдение порядка представления работников образования или их работ на соискание премий.
При этом важно иметь в виду, что порядок выдвижения работников или работ на соискание различных премий неодинаков.
Работы и другие необходимые материалы на соискание премий Президента РФ в области образования направляются в Правительство РФ ежегодно не позднее 31 марта. Помимо работ в Правительство РФ направляются: письмо о выдвижении работы на соискание премии; коллегиальное решение образовательного учреждения о выдвижении работника на соискание премии, справка о творческом вкладе авторов выдвигаемой работы, анкетные сведения о каждом из авторов. Указанные документы заверяются выдвигающей стороной.
Работы, материалы и документы кандидатов на соискание премии Правительства РФ в области образования направляются ежегодно в Совет по присуждению премий Президента РФ и премий Правительства РФ в области образования не позднее 1 мая. Выдвижение работ и кандидатов на соискание данных премий предусматривает их предварительное и всестороннее общественное обсуждение. Причем выдвижение на соискание правительственных премий работ и кандидатов, удостоенных или выдвинутых на соискание других премий государственного значения в области образования, не допускается. Коллектив, представляемый на соискание премии, должен состоять лишь из основных авторов, чей творческий вклад был решающим, и не должен превышать 10 человек.
Необходимо также отметить, что включение в состав коллектива соискателей премий как Президента РФ, так и Правительства РФ в области образования лиц по признаку административной, консультативной или организационной работы не допускается.
Выполнение всех перечисленных выше указаний создает предпосылки для рассмотрения деятельности участников конкурса или представленных на конкурс работ компетентными органами. В случае признания лица победителем, а также при вынесении другого положительного решения, у кандидатов на соискание премий Президента РФ и Правительства РФ возникает право требовать выплаты награды. Размер существующих в области образования денежных наград различен.
Для лауреатов конкурса “Учитель года России” на основе месячной тарифной ставки (оклада) 14 разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы устанавливаются 15 премий, распределяемых в следующем порядке: победителю – одна премия в размере шести тарифных ставок; финалистам – четыре премии в размере пяти тарифных ставок каждая; лауреатам – десять премий в размере четырех тарифных ставок каждая.
Лицам, которым присуждена премия Президента РФ в области образования, выдается денежная награда в сумме 600-кратного минимального размера оплаты труда.
Лицам, получившим премию Правительства РФ в области образования, выдается денежная награда в сумме 400-кратного минимального размера оплаты труда.
Организационная работа по присуждению премий Президента РФ и Правительства РФ в области образования координируется специально созданным Советом. Совет по присуждению премий Президента РФ и премий Правительства РФ в области образования объявляет о проведении конкурсов, определяет требования по оформлению представленных работ и материалов, осуществляет их прием и рассмотрение, подготавливает предложения по присуждению премий и т.д. .
——————————–
См.: Положение о Совете по присуждению премий Президента РФ и премий Правительства РФ в области образования, утв. Пост. Правительства РФ от 1 мая 1996 г. N 543 (СЗ РФ. 1996. N 19. Ст. 2305).
Присуждение премий в области образования производится:
лауреатам конкурса “Учитель года России” – распоряжениями Президента РФ;
лицам, удостоенным премии Президента РФ в области образования, – указами Президента РФ;
лицам, удостоенным премии Правительства РФ в области образования, – решениями Правительства РФ.

Вернутся в раздел Комментарии к законам

Соотношение зарплаты руководителя и работников бюджетной сферы, генерального директора и сотрудников частных организаций 

Трудовым кодексом РФ максимальный размер заработной платы прямо не ограничен. В ст. 132 ТК РФ по этому поводу говорится, что заработная плата зависит:

  1. От квалификации работника.
  2. Уровня сложности выполняемых работ.
  3. Количества затраченного времени.
  4. Качества произведенного труда. 

Однако ТК РФ содержит отсылку на допустимость установления некоторых ограничений в отношении размера выплачиваемых денежных вознаграждений, иными словами, установление предельного уровня соотношения зарплаты руководителя и работников.

К числу исключений, в отношении которых вводятся ограничительные нормы, можно отнести заработную плату руководителей государственных органов.

Важно! Для юрлиц-работодателей, созданных государством или муниципальными органами, таких как учрежденные государством внебюджетные фонды или унитарные предприятия (например, ФГУП «Почта России»), установлено правило (ч. 1 ст. 145 ТК РФ) о соотношении средней зарплаты работников бюджетной сферы и зарплаты руководителей:

  • директора учреждения, председателя фонда;
  • его заместителей;
  • главбуха;
  • члена наблюдательного совета госкорпорации. 

Обратите внимание! Предельная разница между зарплатой генерального директора и сотрудников юрлиц, основанных частным капиталом, не ограничивается. 

Нормативно-правовая база: ТК РФ, постановления Правительства РФ, указ Президента РФ 

Рассматриваемый вопрос регулируется общими и специальными нормами ТК РФ, а также подзаконных актов:

  1. Собственно ТК РФ (ст. 145, 278, которые устанавливают, кто именно вправе вводить ограничения по соотношению зарплаты, и предусматривают ответственность за нарушение этих ограничений).
  2. Законом «О внесении изменений…» от 03.07.2016 № 347-ФЗ. Указанный нормативный акт интересен не только текстом вносимых в ТК изменений, но и определением момента их применения к конкретной зарплате.
  3. П. 6 положения…, утв. постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 № 2 (далее — положение № 2), который распределяет обязанность по установлению конкретных ограничений, пределы таких ограничений (показатели кратности) и способ расчета предельной зарплаты.
  4. Положением «Об установлении систем оплаты труда…», утв. постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 (далее — положение № 583), конкретизирующим вышеуказанные нормы для учреждений.
  5. Постановлением Правительства РФ «О предельном уровне соотношения…» от 29.11.2016 № 1259, ориентированным на внебюджетные фонды (постановление № 1259).
  6. Нормативными актами ведомственного, регионального и муниципального уровней, содержащими сами показатели кратности. 

Инициированы все перечисленные правила о соотношении зарплаты руководителя и работников Указом Президента РФ «О мероприятиях…» от 07.05.2012 № 597, чтобы зарплата руководителей юрлиц, финансируемых из федерального бюджета, стала прозрачной. 

Кто должен соблюдать правила в отношении предельного уровня и соотношения зарплат?

Это относится к руководству тех юридических лиц, которые являются госучреждениями, а также к их заместителям и работающим в этих организациях главным бухгалтерам.

Перечень должностей и организаций

Обязанности следить за уровнем зарплат предусмотрены для следующих категорий лиц:

  • начальников различных внебюджетных фондов России;
  • тех, кто руководит фондами, занимающимися медстрахованием;
  • начальников госучреждений;
  • начальников унитарных государственных или муниципальных предприятий.

При создании госорганизаций могут быть установлены нормы, определяющее пропорцию зарплаты начальника и средней величины заработной платы всего остального коллектива. Однако существуют для данной цели предельно допустимые величины, определяемые соответствующими нормативными актами:

  1. Ограничения, относящиеся к начальникам и руководству упомянутых организаций федерального уровня, устанавливаются в документах, принимаемых Правительством страны.
  2. Когда рассматриваются такие же должности, но они относятся к уровню субъектов Российской Федерации, то в этом случае лимиты определяются нормативными актами соответствующих регионов.
  3. Когда речь идёт о работающих в муниципальных учреждениях или унитарных предприятиях, то максимальная величина соотношения определяется на основании нормативных документов, принятых местными органами власти.

В каких случаях от этого правила можно отказаться?

В некоторых случаях руководящий состав назначать оклад без необходимости проверять соотношение сумм выплат. Такие предприятия, учреждения, для которых это возможно, устанавливаются в нормативных актах органов власти соответствующего уровня.

Например, это относится к тем, кто упомянут в перечне, включённом в Распоряжение от Правительства России № 2627-р от 30 декабря 2012 года. В этом списке есть большое число различных государственных предприятий и учреждений. В частности в него входят:Соотношение зарплат2

  1. Государственная корпорация «Роскосмос».
  2. Министерство юстиции РФ.
  3. Федеральная налоговая служба.
  4. Ряд государственных образовательных учреждений высшего образования.
  5. Различные государственные учреждения культуры (МХАТ им. Чехова, Академический театр драмы им. Пушкина и другие).
  6. Другие государственные предприятия и учреждения.

В данное распоряжение Правительства вносятся изменения и дополнения, последнее из которых это было 22 сентября 2018 года — Распоряжение № 2015-р.

Размер зарплаты руководителя

Как было отмечено выше, оплата труда руководителей учреждения спорта, его заместителей и главных бухгалтеров имеет соответствующие границы. В силу ст. 145 ТК РФ она должна соотноситься со среднемесячной зарплатой работников учреждения.

Чьи зарплаты надо обнародовать

Все сведения о зарплатах руководящего звена нужно опубликовать на официальных сайтах органов власти, органов местного самоуправления. Порядок установит Правительство РФ, региональные власти и органы местного самоуправления (ст. 349.5 Трудового кодекса РФ). По решению учредителей информацию можно разместить на сайте самого учреждения.

На федеральном уровне разработан проект постановления Правительства РФ. Согласно ему, данные о зарплатах необходимо будет выложить в свободном доступе на сайте в течение I квартала 2017 года. Информацию нужно разместить в специально созданном для этого тематическом разделе, ссылка на который должна быть на главной странице официального сайта учредителя.

В сведениях надо указать:

  • полное наименование федерального учреждения;
  • должность, занимаемую руководящим работником, его фамилию, имя и отчество.

Как рассчитать соотношение зарплат?

Согласно ст. 145 ТК РФ величина среднемесячной зарплаты рассчитывается за календарный год, при этом учитываются выплаты за счет всех источников финансового обеспечения. Расчеты ведутся отдельно по должностям руководителя, его заместителя и главного бухгалтера. Порядок расчета установлен п. 20 Положения  № 922[3]. Приведем алгоритм, общий для всех учреждений. 

1. Определить выплаты, учитываемые при расчете. Здесь действует следующее правило: если начисление связано с оплатой  труда, оно входит в расчеты, а если имеет социальный характер – не учитывается. Что именно относится к тому или иному виду выплат – указано в п. 2 и 3 Положения № 922. Так, оклад, оплата за работу по сдельным расценкам, гонорары и авторские вознаграждения, надбавки за профессиональное мастерство, стаж работы, расширение зон обслуживания, отпускные, стимулирующие и компенсационные выплаты в расчет включаются, а оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг – нет. 

Несколько сложнее с совмещением профессий (должностей) и совместительством. Если руководитель, его заместитель или главный бухгалтер совмещает должности либо исполняет обязанности временно отсутствующего сотрудника без освобождения от основной работы, этот заработок учитывается в фактически начисленной зарплате по руководящей должности. Но если руководитель работает по совместительству (например, как научно‑педагогический работник), его зарплата по совместительству учитывается в фонде оплаты труда работников учреждения, а не руководящего состава (Письмо Минобрнауки РФ от 31.10.2017 № 12-1066). 

2. Определить среднесписочную численность работников учреждения. В этот показатель не включаются руководитель, его заместители и главный бухгалтер. Внутренние совместители учитываются полностью. 

3. Рассчитать среднемесячную зарплату работников (без учета руководящего состава учреждения). Сумма фактически начисленных выплат, относящихся к оплате труда, делится на среднесписочную численность работников за соответствующий календарный год, а потом на 12 (количество месяцев в году). 

4. Рассчитать среднемесячную зарплату отдельно по каждой руководящей должности. Сумма выплат, фактически начисленных по каждой должности за календарный год, делится на 12. Если руководитель, его заместитель или главный бухгалтер отработал неполный календарный год, вместо 12 месяцев берется фактически отработанное количество полных календарных месяцев. 

5. Определить по каждой должности руководящего состава соотношение зарплат. Для этого среднемесячная зарплата руководителя (заместителя, главного бухгалтера) делится на среднемесячную зарплату остального персонала.

Покажем на примере, как ведется расчет соотношения зарплаты руководителя.

Пример.

Штатная численность работников автономного учреждения составляет 70 человек, из них четверо – это руководитель, два его заместителя и главный бухгалтер. Фактически начисленная за 2019 год зарплата основных  работников  –  28,5  млн  руб.,  руководителя  –  1,5  млн  руб.  (из  них  100 тыс. руб. – плата за работу по совместительству преподавателем). Рассчитаем соотношение зарплаты руководителя и основного персонала.

Сначала  определим,  какая  часть  зарплаты  руководителя учитывается по руководящей должности: 1 500 000 – 100 000 = 1 400 000 (руб.). Соответственно в фонд оплаты труда основного персонала войдет зарплата руководителя  за  работу  по  совместительству:  28 500 000  +  100 000  =  28 600 000 (руб.).

Численность сотрудников составит 67 чел. (66 чел. основного персонала + 1 совместитель). 

Вычислим среднюю зарплату основных сотрудников: 28 600 000 руб. /  67 чел. / 12 мес. = 35 572 (руб.). 

Затем  определим  среднюю  зарплату  руководителя  учреждения:  1 400 000 руб. / 12 мес. = 116 667 (руб.). 

Рассчитаем соотношение зарплат: 116 667 руб. / 35 572 руб. = 3,28. 

Если орган-учредитель утвердил предельный порог кратностью 5, 4 или даже 3,5, требование к соотношению зарплат автономное учреждение выполнило, если же необходимо соблюдать кратность 3, зарплата руководителя АУ не укладывается в установленные границы.

Приложение. Предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров федеральных учреждений, находящихся в ведении Министерства финансов Российской Федерации, и среднемесячной заработной …

Приложение
к приказу Министерства финансов
Российской Федерации
от 29 июля 2019 года N 116н

(с изменениями на 22 июня 2020 года)

N п/п

Наименование федерального учреждения

Предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы
руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера федерального учреждения и среднемесячной заработной платы работников учреждения (без учета
заработной платы руководителя, заместителей руководителя и главного
бухгалтера)

1.

Федеральное казенное учреждение “Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней (Гохран России) при Министерстве финансов Российской Федерации”

8

2.

Строка утратила силу с 10 октября 2020 года – приказ Минфина России от 22 июня 2020 года N 116н..

3.

Федеральное казенное учреждение “Государственный
научно-технический центр “Гарант”

8

4.

Федеральное казенное учреждение “Государственное учреждение по эксплуатации административных зданий и дачного хозяйства Министерства финансов Российской Федерации”

8

5.

Федеральное казенное учреждение “Государственное учреждение “Ведомственная охрана Министерства финансов Российской Федерации”*

15

________________
* Включено в перечень федеральных учреждений, в которых условия оплаты труда руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров могут быть установлены без учета предельного уровня соотношения размеров среднемесячной заработной платы руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных учреждений и среднемесячной заработной платы работников этих учреждений, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. N 2627-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 2, ст.153; N 39, ст.5011; 2015, N 12, ст.1799; 2016, N 51, ст.7391; 2017, N 33, ст.5257; N 43, ст.6371; 2018, N 20, ст.2879; N 40, ст.6165).

6.

Федеральное государственное бюджетное учреждение
“Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов Российской Федерации”

8

7.

Федеральное государственное бюджетное учреждение “Многофункциональный комплекс Министерства финансов Российской Федерации”

8

Редакция документа с учетом

изменений и дополнений подготовлена
АО “Кодекс”

 Подсчет средней зарплаты руководящего состава

При расчёте оплаты труда руководящего состава учитываются не только выплаты согласно штатному расписанию, но и различные премии.

Важно отметить, что возможны ситуации, когда имеет место совместительство. В качестве примера можно привести ситуацию, когда главный бухгалтер подрабатывает на этом предприятии, дополнительно выполняя другую работу.

В этом случае возникает вопрос о том, в какой раздел учитывать его вторую зарплату. Ответ прост: при расчёте соотношения зарплат указанная сумма учитывается в составе дохода главного бухгалтера и не входит в расчёт средней зарплаты остального коллектива.

Когда к руководителям в бюджетной сфере не применяются показатели предельного соотношения 

Важно! В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 145 ТК РФ правила о предельном соотношении для должностей в учреждениях и фондах, внесенных в определенные списки, утвержденные Правительством РФ, могут:

  • не соблюдаться;
  • вводиться повышенные по сравнению с общей нормой из положений № 2 и 583. 

Рассмотрим сказанное на примерах. Так, перечень федеральных бюджетных и казенных учреждений…, утв. распоряжением Правительства РФ от 30.12.2012 № 2627-р, содержит список учреждений, где зарплата руководящего состава не ограничена общим правилом «от 1 до 8». Одно из таких учреждений — ФГБОУ ВО «Всероссийская академия внешней торговли Минэкономразвития РФ». Соответственно, приказом Минэкономразвития России от 31.03.2017 № 155 показатель кратности для руководящего состава академии установлен, но в значительно повышенном размере: он равен 14. 

Для ФКУ «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России», включенного в перечень, утв. распоряжением № 2627-р также установлена повышенная кратность — 17 (приказ Казначейства России от 31.07.2019 N 24н).  

Как обеспечить конфиденциальность доходов руководителей

В большинстве компаний стараются сохранить в тайне сведения о заработке сотрудников, сумме премиальных администрации и основного персонала, о размере окладов, расчете отпускных или компенсаций.

Разглашение данной информации внутри предприятия ведет к созданию недовольства, конфликтам сотрудников. Так, некоторые организации при трудоустройстве просят подписать документ о неразглашении информации о зарплате коллегам.

Но наиболее остро стоит проблема с сохранением конфиденциальности размера выплат ТОП-менеджменту. Когда расчет зарплаты ведет штатная бухгалтерия, «засекретить» данную информацию не получится, потому что бухгалтер-расчетчик точно будет в курсе. А уже от него информация, чисто по-дружески, может стать доступной кому-то еще. И так далее.

В 1С-WiseAdvice обеспечивается полная сохранность конфиденциальных файлов. Никто из сотрудников компании-клиента не будет знать, сколько зарабатывают руководители.

О нашем подходе к начислению зарплаты

Ответственность за нарушение правила о соотношении зарплаты 

Ст. 278 ТК РФ устанавливает ответственность руководителей предприятий за несоблюдение требования по установлению предельного соотношения заработной платы заместителя руководителя или главбуха со среднемесячной зарплатой работника.

В частности, трудовые отношения с таким работодателем могут быть прекращены не только по общим основаниям, но и из-за несоблюдения предельной разницы в зарплате в соответствии со ст. 145 ТК РФ. Иными словами, это дополнительное (специальное) основание для увольнения по инициативе работодателя.

Вывод! Таким образом, нарушение, описанное в ст. 278 ТК РФ, — дисциплинарный проступок, субъектом которого является руководитель соответствующей организации.

Ответственность за несоответствие зарплаты руководителя рассмотренным выше требованиям прямо в ТК РФ не установлена, однако, как считает Минэкономразвития (разъяснения опубликованы на официальном сайте министерства), несет таковую должностное лицо учредителя юрлица — работодателя по правилам ст. 57 закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ. 

*** 

Соотношение средней заработной платы руководителей и работников ограничено законом только для внебюджетных фондов и бюджетных учреждений, предприятий, государственных корпораций. Учитывая отсылочный характер норм ТК РФ и актов Правительства РФ, в конкретном случае определить размер показателя предельного соотношения можно по ведомственным актам или непосредственно по трудовым договорам. Нельзя говорить о разнице в зарплате начальника и подчиненного, т. к. введенное ТК РФ ограничение — не по разнице, а по отношению (устанавливается путем деления, а не вычитания), а кроме того, для сравнения используется усредненная величина зарплаты работников, а не зарплата конкретного работника, напрямую подчиненного руководителю.

Проводки по заработной плате в бюджетном учете

Важной частью бухгалтерского учета в бюджетных организациях являются проводки по зарплате. Они регулируются, согласно Единому плану счетов бухучета для госорганов, органов местного самоуправления №157н от 2010 года и Инструкции по применению плана счетов №174н от 2010 года.

Корректное отражение зарплаты на счетах бухучета позволяет без ошибок распределять движение бюджетных средств по статьям расходов. В частности, для начисления зарплаты бухгалтеру следует использовать такие коды:

  • 211 «Заработная плата»: сюда относят все выплаты в пользу работника, согласно договорным обязательствам, а также удержания (например, взносы в профсоюз, НДФЛ, расходы на возмещение морального вреда, алименты и пр.);
  • 212 «Прочие выплаты»: используется для начисления расходов, которые не связаны с зарплатой (например, компенсаций на использование автомобиля, суточные в командировках и пр.);
  • 213 «Пособия», которые выплачиваются из средств ФСС (например, больничные, пособия по беременности и родам и пр.).

Проводки при начислении заработной платы в бюджетном учреждении будут иметь вид: Дебет 0401 20-211 «Расходы по зарплате», Кредит 0302 11-730 «Увеличение кредиторской задолженности по зарплате».

При начислении НДФЛ проводки такие: Дебет 030211 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по зарплате», Кредит 030301 730 «Увеличение кредиторской задолженности по НДФЛ».

Когда выплачена зарплата наличными из кассы организации: Дебет 0 30211-830, Кредит 0 20134-610. Если заработная плата перечислена на банковские карточки: Дебет 0 302 11-830, Кредит 0 20111-610.

Таким образом, предельный уровень соотношения среднемесячной зарплаты руководителей и работников представляет собой определенные ограничения размера заработной платы высшего руководства учреждений, финансируемых из бюджета. С 2017 года данные ограничения распространяются на федеральные, региональные, автономные и муниципальные учреждения. Под действие закона подпадают не только руководители, но и их заместители и главные бухгалтеры.

Ольга Зинченко
Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии. Это бесплатно.

8 (800) 350-31-84

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...