Правовые основы социальной поддержки безработных и членов их семей

Статус безработного

Чтобы гражданина признали безработным, он должен:

  • быть трудоспособным гражданином, не имеющим работы и заработка;
  • зарегистрироваться в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы;
  • искать работу и быть готовым приступить к ней.

Регистрация граждан в качестве безработных осуществляется службой занятости по месту жительства. Решение о регистрации должны принять не позднее 11 дней со дня предъявления необходимых документов.

К последним относятся:

  • паспорт или заменяющий его документ (например, временное удостоверение личности);
  • трудовая книжка или заменяющий ее документ (к примеру, дубликат трудовой книжки);
  • документы, удостоверяющие квалификацию гражданина (например, диплом о профессиональной переподготовке, свидетельство о профессии рабочего либо иной документ, удостоверяющий присвоение разряда, класса или категории по результатам профессионального обучения);
  • справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы.

Впервые ищущие работу и не имеющие квалификации должны представить только паспорт и документы об образовании.

Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным (ст. 3 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 “О занятости населения в Российской Федерации”; далее – закон о занятости).

Кто может получить пособие по безработице?

В соответствии с законом Российской Федерации о занятости населения пособие по безработице может получить гражданин, потерявший работу или не имеющий работы, обратившийся в службу занятости населения и поставленный на учет как безработный. Вы не можете получить пособие по безработице, если вы:

  • моложе 16 лет;
  • получаете пенсию по старости или за выслугу лет;
  • находитесь в местах лишения свободы или на исправительных работах;
  • работаете по трудовым договорам;
  • выполняете оплачиваемую работу или реализуете продукцию по договорам;
  • являетесь индивидуальным предпринимателем, нотариусом, адвокатом или самозанятым;
  • проходите военную, альтернативную гражданскую службу или службу в иных органах;
  • обучаетесь по очной форме обучения;
  • заняты в подсобных промыслах, являетесь членом крестьянско-фермерских хозяйств, производственных кооперативов, артелей;
  • являетесь учредителем (участником) коммерческих организаций.

Организация оплачиваемых общественных работ

Организация оплачиваемых общественных работ

Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.

Государственная услуга по организации проведения оплачиваемых общественных работ направлена на обеспечение права граждан на труд и на вознаграждение за труд, удовлетворение потребности граждан, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения в целях поиска подходящей работы, и безработных граждан в работе и заработке.

Общественные работы призваны обеспечивать:

  • осуществление потребностей территорий и организаций в выполнении работ, носящих временный или сезонный характер;
  • сохранение мотивации к труду у лиц, имеющих длительный перерыв в работе или не имеющих опыта работы.

Участники работ

Получателями государственной услуги являются:

  • ищущие работу,
  • безработные граждане.

Преимущественным правом на участие в общественных работах обладают безработные граждане:

  • не получающие пособия по безработице;
  • состоящие на учете в центрах занятости населения свыше шести месяцев.

Основные виды работ

Общественные работы могут быть организованы по следующим направлениям:

  • строительство автомобильных дорог, их ремонт и содержание, прокладка водопроводных, газовых, канализационных и других коммуникаций;
  • строительство жилья, реконструкция жилого фонда, объектов социально-культурного назначения, восстановление историко-архитектурных памятников, комплексов, заповедных зон;
  • обслуживание пассажирского транспорта, работа организаций связи;
  • эксплуатация жилищно-коммунального хозяйства и бытовое обслуживание населения;
  • озеленение и благоустройство территорий, развитие лесопаркового хозяйства, зон отдыха и туризма;
  • уход за престарелыми, инвалидами и больными;обеспечение оздоровления и отдыха детей в период каникул, обслуживание санаторно-курортных зон;
  • организация сбора и переработки вторичного сырья и отходов;
  • проведение мероприятий общественно-культурного назначения (перепись населения, спортивные соревнования, фестивали и т.д.);
  • и другим направлениям трудовой деятельности.

Порядок организации работ

В организации и проведении временных работ участвуют Центр занятости населения и работодатели путем заключения соответствующих договоров. Работодатель определяет виды, объемы и сроки выполнения работ, предоставляет соответствующие рабочие места и заключает с работниками, направленными Центром для участия во временных работах, срочные трудовые договоры в соответствии с требованиями законодательства о труде и социальном страховании.

В срочном трудовом договоре между гражданином и работодателем определяются права и обязанности сторон, виды и объемы работ, условия труда, рабочее время, выходные дни, оплата труда и дополнительные льготы, предоставление необходимого оборудования.

Срочный трудовой договор об участии гражданина в общественных работах может быть расторгнут им досрочно при устройстве на постоянную или временную работу.

Время, в течение которого гражданин принимает участие в оплачиваемых общественных работах, не прерывает трудового стажа и засчитывается в страховой стаж, учитываемый при определении на трудовую пенсию.

Финансирование и оплата труда

При участии в общественных работах безработные граждане получают:

  • заработную плату, установленную и выплачиваемую работодателем за фактически отработанное время (выполненную работу). Оплата труда безработным гражданам, производится работодателем в соответствии с действующим законодательством. Заработная плата не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации.
  • материальную поддержку, за счет средств областного бюджета (не ниже минимальной величины пособия по безработице и не выше двукратной минимальной величины пособия по безработице) в случаях, предусмотренных законодательством, путем перечисления через кредитные организации на лицевые счета, указанные в заявлениях безработных граждан, направленных Центром для временного трудоустройства. Расчет материальной поддержки безработным гражданам производится за календарные дни (за любой период (день, неделя) участия в общественных работах, в том числе за период временной нетрудоспособности, наступившей в период участия в работах.

Получите профессиональную консультацию юриста по вопросам трудоустройства, защиты прав и ТК РФ.

Кто может рассчитывать?

Обратиться за назначением пособия вправе граждане, которым присвоен официальный статус безработного. Получить его могут лица не младше 16 лет, которые:

  • Не проходят очное обучение в образовательных учреждениях.
  • Не трудоустроены.
  • Не имеют дохода.
  • Не получают накопительные и страховые пенсионные выплаты.

Помимо пособия, граждане, желающие трудоустроиться, могут получить дополнительные денежные выплаты и компенсации, психологическую помощь, возможность прохождения переобучения и иные меры поддержки.

,

, , . , .

. , , , . , , , . , .

, . , , . :

( ), ();

() (), (12-) :

18 , 3 ;

;

, , , ;

;

( ) ;

.

.

, . , , , . .

.

.

Общественные работы в строительной сфере

Одной из самых востребованных сфер, где практикуются общественные работы, является строительство. Как правило, в Центр занятости поступают заявки со сдаваемых объектов на благоустройство прилегающей территории, а также на вспомогательные работы по озеленению дворов и устройству детских площадок близ новостроек.

В строительной сфере безработным предлагаются следующие виды общественных работ:

  • Правовые основы социальной поддержки безработных и членов их семейдемонтаж зданий и хозяйственных построек, подлежащих сносу;
  • выгрузка кирпича и другого строительного материала;
  • вспомогательные работы, связанные с покраской и побелкой хозяйственных и складских помещений;
  • земляные работы;
  • любые штукатурные и малярные работы на сдаваемых объектах;
  • прокладка коммуникацией к строящимся объектам (имеются в виду подсобные работы по устройству траншей для газовых и водопроводных магистралей);
  • вывоз строительного мусора;
  • покраска и побелка бордюров в прилегающей к сдаваемому объекту территории.

Если застройщик испытывает трудности с трудовыми ресурсами, то общественные работы от Центра занятости будут одинаково полезны как безработным, так и руководителям объекта.

Новости по теме

  • 20.05.2020 г.

    Как будут помогать материально семьям с двумя детьми

    Семья с двумя детьми сможет получить больше 100 тысяч рублей государственной поддержки за три месяца. Об этом рассказал министр труда и социальной защиты Антон Котяков на совещании по реализации ранее принятых мер по поддержке экономики и социальной сферы.

  • 22.02.2019 г.

    Несколько регионов России запустили программы по выводу бедных семей из сложной ситуации

    Несколько российских регионов в рамках пилотного проекта запустили программы по выводу из сложной ситуации бедных семей. Малообеспеченным гражданам помогают не только субсидиями, продуктами и одеждой, но и предлагают возможности научиться зарабатывать самим. Так, в Ульяновской области обучают предпринимательству…

  • 21.11.2018 г.

    В ОНФ раскритиковали идею штрафовать безработных за неуплату взносов

    Эксперты Общероссийского народного фронта выступают против предложения обязать неработающих граждан платить все страховые взносы в социальные фонды и штрафовать их в случае неуплаты.

Недостаток кадров

Ответственные работники, курирующие службы занятости в высших эшелонах власти, объясняют множество ошибок в работе подопечных структур тем, что работы стало больше во время пандемии. Вновь принятые работники, не имея большого опыта работы, делают ошибки, стараясь выполнить работу в установленные сроки.

О плохой работе этих служб и их неподготовленности к работе в условиях пандемии заявлял и заместитель председателя Совета безопасности. Еще в мае текущего года он прямо указывал на недопустимость сложившейся ситуации в работе служб занятости и о необходимости скорейшего исправления дел. Однако, как говорится: «а воз и ныне там». Почему-то не слишком торопятся стабилизировать работу руководители служб занятости.

Фото из открытого источника

Фото из открытого источника

Выплаты семьям с детьми

До 1 октября 2020 года (в апреле — сентябре) выплачивали дополнительную материальную помощь безработным в России — по 3000 рублей на каждого несовершеннолетнего ребенка. Деньги перечисляли родителям, которые остались без работы.

Сейчас этой доплаты нет, но действует другая — ежемесячная, на детей от 3 до 7 лет. Это не субсидии для безработных, стоящих на учете в центре занятости населения, а адресная помощь всем семьям с низким уровнем дохода, независимо от того, без работы родители или нет. Компенсацию назначают семьям со среднедушевым доходом ниже регионального прожиточного минимума. Соцвыплата равна 50% регионального прожиточного минимума на детей, установленного на второй квартал предыдущего года. Деньги перечислят на каждого ребенка в семье.

Для граждан, потерявших работу в 2020 году и вставших на учет в центре занятости, действует послабление — при расчете среднедушевого дохода на семью до конца 2020 года их зарплата не учитывается.

Мониторинг рынка труда

Минтруд в еженедельном режиме будет осуществлять мониторинг ситуации на рынке труда, и речь идет о контроле «не только планируемых к высвобождению работников, их количества на предприятии, неполной занятости, [вводится] и мониторинг за переводом людей на удаленный режим работы, а также невыплатой заработной платы», уточнил Котяков.

Перевод на удаленный режим работы не должен привести к сокращению зарплаты. «Заработная плата при сохранении всего объема должностных обязанностей, возложенных на сотрудника, должна сохраниться, никакого уменьшения произойти не должно. Переход на удаленную работу предполагает обоюдное согласие сторон на организацию такого рабочего процесса», — отметил глава Минтруда. В настоящее время в режиме неполной занятости, по данным мониторинга министерства, трудятся 101 тыс. человек.

Последние федеральные новости по соцподдержке

  • 06.02.2021 г.

    Названы 6 льгот, которые может получить каждый пенсионер

    Не все пенсионеры знают о своих правах и о льготах, которыми можно воспользоваться.

  • 06.02.2021 г.

    Названа категория россиян, которая получит право на повышенную пенсию

    Минтруд разработал проект постановления “О внесении изменений в Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий”. Изменения касаются адвокатов, получающих военную пенсию.

  • 06.02.2021 г.

    В НАО детям-инвалидам будут оплачивать учебу до получения диплома

    В Ненецком автономном округе детям-инвалидам будут оплачивать учебу до получения диплома. Прежде образование оплачивалось только до совершеннолетия.

Кто может рассчитывать на социальную помощь в случае безработицы?

Социальная помощь в случае безработицы для граждан России предусмотрена в следующих случаях:

  1. если человек ранее нигде не работал и впервые хочет трудоустроиться (выпускники ВУЗов и других учебных заведений и т.д.);
  2. если человек более одного года, по тем или другим причинам, не работал, но хочет снова возобновить трудовую деятельность по своей специальности (после декретного отпуска, по другим причинам);
  3. уволенные из организаций и с предприятий, не считая случаев, когда человек уволен по статье за нарушение трудового режима или несоответствие занимаемой должности;
  4. отчисленные из учебных учреждений граждане, которых службы занятости направили на профессиональное обучение по той или иной профессии.

Выплаты пособия по безработице проводятся в несколько периодов, которые оговорены в трудовом кодексе. Первый период составляет не более 12 месяцев. Пособие начисляют с первого дня, когда человека официально признали безработным. Для получения статуса нужно стать на учет в службу занятости и предоставить им паспорт, трудовую книжку и другие документы, которые могут потребоваться дополнительно.

Размер пособия по безработице

Размер пособия по безработице определяется в индивидуальном порядке. По прошествии 12 месяцев, если человек не трудоустроился, он может снова подать заявление на получение материальной помощи. Ежемесячно нужно проходить процедуру перерегистрации в соответствующих органах, так как в противном случае, в выплате пособия может быть отказано. Есть и другие меры социальной поддержки, о которых очень важно знать для этого загляните в раздел Новости на нашем сайте взаимопомощи ЛДЛ.

Бывают случаи ликвидации предприятий и организаций, когда безработными становятся сразу все сотрудники, включая тех, кому совсем немного осталось до пенсии по возрасту. Устроиться на работу людям предпенсионного возраста сегодня почти невозможно. Для таких людей предусмотрено назначение социальной пенсии до тех пор, пока по закону станет возможным назначить человеку пенсионное обеспечение, положенное по возрасту.

Общественные работы от Центра занятости: что это такое

Любая полезная работа, организуемая сотрудниками Центра занятости как вариант дополнительной социальной адаптации безработных граждан, называется общественной. Основанием для получения данной государственной услуги является персональное обращение гражданина, находящегося в статусе безработного, к сотрудникам Центра. Для этого необходимо заполнить анкету и личное заявление.

Как только гражданин зарегистрировался в службе занятости, ему сразу же начинает поступать информация об общественных работах, которые предлагаются Центром. Для человека, который находится в поисках основного заработка, это может быть хорошим подспорьем для семейного бюджета. Основное правило организации общественных работ от службы Центра занятости: они выполняются исключительно на добровольной основе.

Кроме того, важными факторами являются:

  • возрастные особенности;
  • наличие хронических заболеваний.

Поскольку большинство общественных работ для безработных связано с обслуживающей сферой и с областью городского благоустройства, то наличие профильного образования не учитывается при распределении нагрузки. В то же время общественные работы сохраняют мотивацию у граждан на сохранение или приобретение трудовых навыков.

Если человек откликается на все предложения специалистов центра и добросовестно выполняет предложенные ему работы, то у него повышается шанс на получение постоянного места занятости.

Приоритетное право на получение временной работы имеют все граждане в статусе безработного, которые не оформили пособие по безработице. Кроме того, сотрудники Центра обязаны трудоустроить на временную работу всех граждан, которые состоят на учете уже более полугода. Общественные работы от центра занятости не связаны со сменой места регистрации.

По мнению экспертов, озвученных Минтрудом мер недостаточно. Предложения министерства выглядят как бюрократическая реакция на поставленную задачу в условиях неопределенности и при ограниченных ресурсах, считает главный экономист рейтингового агентства «Эксперт РА», доцент экономического факультета МГУ Антон Табах. «Минтруд предложил не реальные инструменты, чтобы сохранить минимум миллион рабочих мест, которые исчезнут из-за карантинных мер, а отправил в правительство набор действий, которые применялись в прошлом. Основная проблема, что хорошие меры для поддержки занятости в моногородах слабо помогают для сферы услуг в крупных городах и курортных зонах», — сказал он.

Удар по рынку труда, по мнению Табаха, будет тяжелейший, но прежде всего пострадают те отрасли, которые сейчас достаточно плохо покрываются системой социального страхования и защиты интересов работников. Необходимо создать фонд содействия занятости, через который государство могло бы субсидировать расходы работодателя на выплату зарплат до уровня МРОТ, в условиях, когда у него не хватает оборотных средств для минимальной оплаты труда сотрудников, но он не готов сокращать штат, предлагает профессор Финансового университета при правительстве Александр Сафонов.

Уровень безработицы пока известен только за февраль 2020 года, он составил 4,6% от общей численности населения, или 3,4 млн человек, следует из данных Росстата. Это меньше чем в аналогичный период 2019 года, когда показатель оценивался в 4,9%, или 3,7 млн человек.

В целом численность рабочей силы в России старше 15 лет на февраль текущего года оценивалась в 74,5 млн человек. Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения в возрасте 15 лет и старше) оценивается Росстатом в 58,9%.

В условиях угрозы дальнейшего распространения коронавирусной инфекции «можно и нужно использовать самые разные гибкие формы занятости людей — где-то сокращенный рабочий день, где-то удаленку, которая в наибольшей степени соответствует рекомендациям медиков», — заявлял ранее премьер-министр Михаил Мишустин. Но увольнение должно быть крайней мерой, говорил он. У многих предприятий из-за сокращения числа клиентов могут возникнуть финансовые трудности, кассовые разрывы и другие вопросы, которые связаны с невозможностью для работников исполнять свои обязанности, но сотрудники здесь страдать не должны. «Если у кого-то возникнет соблазн воспользоваться шумихой вокруг коронавируса и решить свои текущие проблемы за счет сокращения персонала, такие предприятия будет проверять Трудовая инспекция, Федеральная налоговая служба и прокуратура», — предупреждал премьер.

Согласно действующему трудовому законодательству, если сотрудника увольняют в связи с ликвидацией организации или по сокращению штата, ему полагается выходное пособие в размере средней зарплаты за месяц, за ним также сохраняется заработок на период трудоустройства в течение двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). При этом работодатель обязан предупредить работника о расторжении трудового договора за два месяца.

Мнение автора.

Тем, кто потерял работу в столь сложное время желаю побыстрее трудоустроиться.

Сохраняйте спокойствие и сосредоточьтесь на поиске новой работы, публикуйте резюме, откликайтесь на вакансии.

Не сомневайтесь, спустя время вы обязательно найдете новую работу. Удачи Вам!

Начало положено

В правительстве принимаются разные постановления для модернизации службы занятости. Этот процесс рассчитан на три года. Ожидается, что в результате все службы будут иметь единые требования к организации работы центров занятости и будут обеспечены методическим сопровождением их внедрения. Проект предусматривает также и изменение существующего закона о занятости.

Особые случаи

Имея определенный опыт общественной работы, гражданин может согласиться на предложение службы занятости, взять направление на предприятие, но на этапе переговоров отказаться от оформления трудовых отношений по существенным для него причинам. Как в данном случае расценивать действия лица? Будет ли его отказ считаться непринятием подходящей работы? Ответы на эти вопросы зависят от конкретных обстоятельств. В частности, необходимо выяснить, что именно не устроило гражданина. Возможно, условия, которые предлагал наниматель, противоречили ТК или не были заранее оговорены со службой занятости. В урегулировании ситуации обязательным является участие органа, выдавшего направление.

Расторжение соглашения

Трудовые отношения могут быть прекращены по инициативе гражданина, если он устроился на постоянную или временную работу. Контракт оформляется добровольно, на такой же основе он может и расторгаться. В законодательстве, к сожалению, недостаточно четко излагается порядок, по которому осуществляется перезаключение или прекращение контракта. В целом в данном случае действует общее правило. В соответствии с ним оформляется приказ об увольнении. Факт прекращения деятельности отражается в трудовой книжке. оплачиваемые общественные работы

Как получить информацию о ходе рассмотрения заявления и принятом решении

Все заявления, поданные в дистанционном режиме через Портал «Работа в России», поступают непосредственно в выбранный гражданином в заявлении центр занятости по месту его постоянной регистрации.

Обработка заявления, сбор необходимых для назначения пособия сведений и подтверждение сведений, указанных гражданином в заявлении, производится центром занятости по каналам межведомственного электронного взаимодействия.

Решение о признании гражданина безработным и назначении и выплате ему пособия принимается центром занятости населения.

Таким образом, для получения информации о ходе рассмотрения заявления, регистрации в качестве безработного и назначении пособия по безработице, гражданину необходимо обращаться непосредственно в указанный им в заявлении центр занятости в дистанционном режиме по телефону или электронной почте с указанием регистрационного номера заявления.

Информация о центрах занятости в субъектах Российской Федерации размещена на Портале «Работа в России» (trudvsem.ru) в разделе «Соискатель» – «Государственная служба занятости».

Общественные работы: наказание

УК предусматривает различные виды санкций за преступления. В качестве одной из них выступают общественные работы. Наказание исполняется по месту проживания осужденного на объектах, которые определяются распорядительными и административными органами по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией (УИИ). Субъекты привлекаются к деятельности не позже 15 суток после поступления в инспекцию соответствующего судебного распоряжения с копией решения (приговора). Инспекция ведет учет осужденных, разъясняет условия и порядок отбывания наказания. Кроме этого УИИ определяет деятельность, которую будут осуществлять субъекты, согласовывает перечень объектов с распорядительными и административными органами. В обязанности инспекции входит также обеспечение контроля поведения осужденных, ведение суммарного учета отработанного ими времени.

роль общественных работ

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...