Развод в исламе по желанию жены

Содержание
  1. Причины и социальные последствия разводов
  2. Махр.
  3. Слова развода бывают разными.
  4. Порядок развода.
  5. Пьяный развод.
  6. Плюсов больше, чем минусов.
  7. Какие виды разводов существуют в исламе
  8. Принуждение [ править| править код]
  9. В Коране
  10. Стереотипы о разводе
  11. Развод без причины
  12. По инициативе жены
  13. Формула развода [ править| править код]
  14. Как происходит талак
  15. Современная эра
  16. Правовая трансформация
  17. Методы реформирования
  18. Процедура
  19. Можно ли дать развод, если супруга беременна?
  20. После развода в исламе
  21. Как поступают с подарками
  22. Кто может совершать развод?
  23. Распространенность
  24. Как происходит хуль
  25. В каких случаях женщина может требовать расторжения брака?
  26. Развод в руках мужа – почему?
  27. Смотрите также
  28. Развод по инициативе женщины
  29. Основные причины, почему мусульмане решают развестись?
  30. внешние ссылки
  31. Порядок объявления развода
  32. Виды развода с учетом его формулировок

Причины и социальные последствия разводов

Причины и социальные последствия разводовРазвод в Исламе – это чрезвычайная мера. И без определённого повода давать развод по Шариату – это макрух, карахат тахрим. То есть он является нежелательным, близким к хараму. Без какого-либо повода давать развод супруге запрещено, потому что это причиняет боль, материальный ущерб, вред детям. Человек, который замышляет развод, пусть представит состояние своих детей, которые будут оторваны от родной матери или же от отца.

Свидетельством этому является хадис Пророка (мир ему и благословение), который сказал: «Всевышний не дозволил более ненавистное для Себя, нежели талак (развод)».
Что же может послужить причиной развода? Причиной может быть исключительно тот случай, когда супруга даёт повод усомниться в её верности. Когда супруг беспокоится и у него есть веские причины полагать, что она общается с посторонним мужчиной, вплоть до близости. Если такие факты существуют, то это, конечно, веская причина, дающая право на развод. В хадисе так сказано: «Женщине развод не дают, кроме как по подозрению в её измене». Это один из редких случаев нравственной деградации женщины.

А что касается других случаев, то они должны быть исключены, поскольку не могут быть причинами для развода. За исключением, конечно, если, например, супруга уклоняется от исполнения предписаний религии Всевышнего, проявляет небрежность в отношении велений и запретов Аллаха. В этом случае тоже развод допустим после применения определённых методов воздействия на супругу. Первый метод – это добрая подсказка, проповедь. Если это не возымело действия, то нужно в достаточно резкой и категоричной форме разъяснить супруге её обязанности, если и это не помогает, то обделить в ложе, можно повысить голос, если это необходимо, всё это гораздо лучше, чем развод. Развод – крайняя мера. Ибо в хадисе сказано: «Мы не имеем право причинять вред ни себе, ни другим». Человек, разрушая семью, должен помнить, что обе стороны страдают, они терпят убыток: и материальный и моральный.

Ещё при выборе супруги, молодой человек должен думать о том, чтобы с ней не пришлось разводиться. Должен выбирать так, чтобы вопрос развода вообще не возникал. Нельзя думать: «Женюсь, а если не понравится, я её отправлю». К сожалению, есть и такие случаи. Мусульманин отличается тем, что во всех сферах жизни руководствуется словом Всевышнего, Его велениями и Сунной Пророка (мир ему и благословение).

Когда ты не испытываешь каких-то эмоциональных состояний, придерживаться норм Шариата, конечно же, легче. Но твоя покорность, верность Аллаху проходят испытания именно тогда, когда ты весь в эмоциях, когда раздражён, ведь именно в такой момент должен сделать правильный выбор и сказать: «Я – мусульманин, я должен следовать нормам и принципам моей религии именно тогда, когда я в таком эмоциональном состоянии!» А не выплюнуть из уст эти слова развода, после которых обязательно оба же сожалеют.

Махр.

Нормы семейного права Ислама и сам процесс бракосочетания устроены таким образом, чтобы гарантировать максимальную прочность семье. Почему Всевышний не предоставил одинаковое право как мужчинам, так и женщинам разводиться? Для того чтобы сохранить брак, потому что женщины отличаются эмоциональностью, необдуманностью. Ислам предписывает материальное вознаграждение от мужа, то есть от жениха, которое он предоставляет за согласие своей будущей супруги – махр. Махр – это право женщины, которое материально закрепляет брак. Аллах предписал махр, чтобы мужчина, прежде чем развестись, задался вопросом: «Надо ли мне разводиться? Я же столько денег в качестве махра отдал ей, если я так буду менять жён – я прожить не смогу!» Вот смысл предписания махра в нашей религии. Другой вопрос – почему женщина не может, не вольна выдавать себя замуж? Известно, что относительно мужчины женщина слабее, не бывает так, чтобы женщина могла воспользоваться мужчиной, а бывает часто, что мужчина пытается воспользоваться слабостью женщины. И поэтому в нашей религии со стороны женщины выступает её опекун с целью у вступающего в брак мужчины вызвать наибольшую ответственность. Брак заключается между женихом и опекуном невесты. Для того чтобы жених знал, что она не одна, за её спиной есть опекуны, перед которыми он ответственен. Так предписано Всевышним, чтобы защитить права женщин от посягательства со стороны мужчин.

Законы нашей религии совершенны. К примеру, стал известен такой факт, что создавая законы, особенно касающиеся личных прав, семейных вопросов, французские законодатели в своё время использовали… ханафитский фикх. Когда Наполеон был в Египте, он увёз оттуда целую энциклопедию шариатской юриспруденции. Сегодня французы, не зная об этом, пользуются гуманностью Шариата.

Слова развода бывают разными.

Развод происходит тогда, когда муж говорит в адрес супруги слова развода. Слова развода бывают разными, бывают слова, прямо указывающие на развод, и бывают такие, которые лишь косвенно указывают на него. Прямо указывающие слова: «Я с тобой развожусь, я тебе дал развод!» или же «Я тебе дал талак!». когда муж адресует их своей жене. От того, что муж жене скажет «развод, развод!» или «талак, талак!» развод не совершится. То есть должно быть сказано предложение. Если муж говорит: «Я тебе дал талак» или «Я тебе объявил развод», то это будут слова, которые прямо указывают на развод. Когда мужчина прямо адресует их своей супруге, происходит развод. За исключением того случая, когда муж сказал их под угрозой смерти – тогда развод недействителен.
Не играйте лишний раз этими словами! Когда муж адресует супруге слова развода, прямо указывающие на него, развод происходит независимо от того, был он намерен давать развод или нет.

Но если речь идёт о других словах, которые могут подразумевать не только развод, например: «уходи отсюда, возвращайся к своим родителям, я тебя отпускаю…», то они могут иметь двоякий смысл, и в таком случае судьёю становится сам автор этих слов. Если он произнёс их с намерением развестись, то развод считается совершённым. А если он сказал так не с целью развода, а в ходе ссоры, будучи в гневе, то несёт полную ответственность перед Аллахом, Которому известно его истинное намерение. Здесь рассматривается не общее желание, а желание именно в тот момент, когда он эти слова выговаривал и был намерен дать развод – этого достаточно, чтобы развод состоялся.

Порядок развода.

У развода также есть свой порядок, который продиктован нам Сунной Пророка (мир ему и благословение). Если уж разводиться, то нужно знать, что есть Сунна Пророка (мир ему и благословение), согласно которой происходит этот развод. Есть развод «сунний» и «биий». Иначе говоря, развод, который человек может объявить, и при этом ещё совершить грех. Если он даже вынужден разводиться, человек может разводиться так, чтобы он соответствовал Сунне Пророка (мир ему и благословение). Бывает и так, что разводясь в определённое время человек, совершает большой грех.

Например, давать развод женщине, находящейся в состоянии критических дней, Шариат запрещает, потому что, когда муж объявляет супруге развод в период критических дней, они не входят в тот срок, который женщина должна выждать для того, чтобы иметь право выйти замуж за другого человека. После того как женщина получает развод, она вступает в определённый период, который называется «идда». Это срок в три периода между критическими днями. Если же муж дает ей развод в период критических дней, то её срок увеличивается. Обратите внимание, чтобы срок её идды не удлинять, Ислам запретил мужу давать развод в период критических дней!

Также нельзя давать развод, если ты по окончании критических дней вступил в интимную близость со своей супругой. Потому что этот период также не засчитывается для её срока. Также Ислам очень строго порицает объявлять развод беременной женщине. В период беременности и критических дней развод давать – харам! Но если кто-то развёлся, то этот развод считается действительным.

Поступайте по Сунне Пророка (мир ему и благословение) и Корану. Развод несёт в себе не только сам факт развода, но и возможный метод воздействия на супругу. Может случиться так, что в процессе развода передумаешь, и поэтому Аллах дал возможность троекратного, постепенного развода Глупо давать сразу троекратный развод, и это противоречит Сунне Пророка (мир ему и благословение).

Возникла сложная ситуация, но ещё есть надежда, что семья сохранится: муж даёт жене один развод. После этого супруга вступает в срок идды, но она ещё находится в его доме, под его опекой, они обдумывают будущее. Женщина ещё не освободилась, и муж, пока эти три очищения (месяца) не истекли, имеет полное право без возобновления никяха сказать супруге, желательно при свидетелях: «Я тебя возвращаю в супружество, я тебя оставляю своей супругой!». После чего действие такого развода аннулируется. Хотя на счету у мужа остаются только два развода. А если же ты все эти три месяца муж молчал, и после того, как она очистится от третьих критических дней, даёт ей развод, женщина становится свободной. Без её разрешения муж уже не сможет на ней жениться. Но с её согласия он может на ней заново жениться. Такая же история, если муж дал два развода. Иными словами, в таких случаях ещё сохраняется шанс возобновить брак.

Но когда уже был дан третий развод, мужчина может окончательно распрощаться со своей супругой: она для него не дозволена до тех пор, пока, возможно, не произойдёт так, что она выйдет замуж за другого и снова разведётся, пройдёт срок идды – и только потом он может жениться на ней!

Пьяный развод.

Ещё хочу сказать о разводе в состоянии опьянения, после которого, к примеру, муж говорит: «Нет, я ничего не помню…». Если же человек был невменяем по причине его добровольного опьянения – выпил и не помнит, что говорит, но дал разводы, то эти разводы действуют. Потому что, хоть он развод дал не по своей воле, будучи пьяным, но выпил-то он по своей воле! Любой светский закон здесь берёт пример с шариатского закона, любой светский закон также сильнее наказывает человека, совершившего преступление в состоянии алкогольного опьянения. Его не освобождают от ответственности перед законом и Шариат не освобождает. Поэтому не надейтесь, о люди, которые выпили и дали развод: если уж сказали слова развода, то они действуют. И это обстоятельство не смягчающее, а наоборот – отягчающее. Нам нельзя пить, алкоголь – это яд, он разрушает семьи, больше всего разводов возникает именно по причине этой мерзости!

Плюсов больше, чем минусов.

И в конце я ещё раз хочу сказать по поводу отношений между супругами. Полноценно совершенных людей не бывает: ни мужчин, ни женщин. А друг другу оценку нужно давать общую. Молодой человек, в порыве гнева, увидев какой-то недостаток в своей супруге, ставит на ней крест. Он разведётся с ней, возьмёт другую: так уже придётся два крестика ставить… возьмёт третью … Нужно давать друг другу общую объективную оценку. Этому нас учит хадис: «Пусть не презирает верующий мужчина верующую женщину, если ему один нрав не нравится, понравится другой». Надо уметь ставить на весы её плюсы и минусы: ведь обязательно плюсов окажется больше. Обязательно она – хорошая домохозяйка, обязательно она что-то хорошо делает. Знай, что если ты разведёшься и будешь искать другую, то найдешь ту, в которой будет ещё больше недостатков. Потому что –ещё раз повторяю! – ни мужчин, ни женщин совершенных не бывает. Поэтому давайте будем следовать Сунне Пророка (мир ему и благословение), взвешивать недостатки и положительные стороны, и поощрять положительные качества друг друга!

Дай Аллах, чтобы никому из нас не приходилось произносить слова развода, чтобы семьи у нас были крепкие! Если у нас в семьях не будет порядка, не будет порядка и в нашей религии. Если семья, как на пороховой бочке, ты смиренно полноценную молитву не совершишь! Поэтому надо воспитывать своих детей, жён и держать в порядке свои семьи. Амин.

Какие виды разводов существуют в исламе

В зависимости от того, кто из супругов выступает инициатором развода, можно выделить следующие варианты:

  • талак — о намерении прекратить брак заявляет мужчина;
  • хуль — инициатива идет со стороны женщины;
  • мубараах — муж и жена желают расстаться по обоюдному согласию;
  • лиан — принудительное расторжение союза в случае супружеской измены.

Для каждого из вариантов существуют свои правила, хотя есть и общие. Например, супругов никогда не разводят сразу, а дают минимум три месяца для примирения — этот период называется идда. К мужу и жене приставляются судьи — доверенные лица, которые вникают в семейный конфликт и помогают его разрешить, если это возможно. Пока длится идда, в интимные отношения супруги не вступают, но могут жить в одном доме.

Развод у мусульман

Принуждение[править | править код]

Мужчина, дающий развод жене, должен быть совершеннолетним, вменяемым и разводиться по собственной воле. Помимо ханафитов, учёные всех правовых школ (мазхабов) не признают действительным развод, данный по принуждению. Впрочем, в ряде случаев, когда муж откровенно не выполняет и не желает выполнять своих обязанностей по отношению к жене, шариатский судья имеет право принудить его дать ей развод. В случае же, если муж откажется, судья может сам развести женщину по её просьбе[2].

В Коране

В Коране можно различить четыре вида развода: две прямые формы развода — таляк и таляк иф­тидат («выкуп») [2:229] и две процедуры, приводящие к разводу — иля (или зихар) [2:226-227; 58:2-4] и ли‘ан [24:6-9]. Основные положения развода упомянуты в начале суры ат-Таляк («Развод»): «О, Пророк (и его община), когда вы даёте жёнам развод, то разводитесь с ними по установленному для них сроку, и отсчитывайте этот срок, и остерегайтесь (наказания) Ал­ла­ха, Господа вашего (также и при разводе)! Не выгоняйте их из их домов, и пусть они (сами то­же) не выходят, если только они не совершат явную мерзость. Таковы границы (установлен­ные) Ал­ла­хом. А кто преступает границы (установленные) Аллахом, тот (значит) причинил самому се­бе зло. Ты (о, разводящийся муж­чи­на) не знаешь, может быть, Аллах произведёт после этого ка­кое-нибудь дело (что ты решишь вернуть её обратно). ۝ А когда они достигнут своего пре­де­ла, то удерживайте их (о, мужья) согласно принятому или расставай­тесь с ними согласно при­ня­то­му. И (для возврата разводимой жены или же окончательного расставания с ней) призови­те в сви­дете­ли двух справедливых (мужчин) из числа вас и (о, свидетели) исполняйте свидетель­ст­во (то­ль­ко) ради Аллаха (а не для чего-либо другого). Этим увещается тот, кто верует в Аллаха и в Последний день. А кто бу­дет ос­те­регаться (наказания) Аллаха, тому Он сделает выход (из любого за­труднительного положения) ۝ и Он даст ему пропитание, от­ку­да он и не рассчитывает. И кто полагается на Аллаха, то для того Он достаточен (как в этом мире, так и в Вечной жиз­ни). (Ведь) по­ис­тине Аллах доводит Свое дело (до конца). (И) уже установил Аллах для каждой вещи меру. ۝ А те, которые уже от­чая­лись в ме­сяч­ных из ваших жён – если вы сомневаетесь (относительно их положения), то (знайте, что) их срок – три месяца, как и для тех, у ко­то­рых еще не было месячных. А у которых (есть) ноша – их (разводный) срок, чтобы они сложили свою ношу. И кто осте­ре­га­ет­ся (на­ка­зания) Аллаха, тому Он сделает в его деле лёгкость (и в этом мире и в Вечной жизни). ۝ Это – повеление Аллаха, которое Он низ­вёл вам (о, люди) (чтобы вы исполняли их). И кто остере­га­ет­ся (нака­за­ния) Аллаха, того Он очистит от его плохих деяний и уве­ли­чит ему наг­раду (за его благие деяния). ۝ Поселяйте их там, где вы сами поселились по вашему достатку: и не причиняйте им вре­да, при­тес­няя их. А если они с ношей, то расходуйте на них, пока они не сло­жат своей ноши. А если они выкармливают для вас (ва­ше­го ре­бёнка), то (вы) давайте им их плату (за кормление) и сове­туй­тесь (об оплате) между собой согласно принятого. А если вы на­хо­ди­тесь в за­тру­дне­нии, то будет кормить (ребенка) для него другая (кор­ми­ли­ца). ۝ Пусть обладающий достатком расходует (на со­дер­жа­ние быв­шей жены, которая кормит для него ребёнка) из своего дос­тат­ка. А тот, у кого удел его ограничен, то пусть он рас­хо­ду­ет из то­го, что дал ему Аллах. Не возлагает Аллах на душу сверх того, что Он дал ей. И Аллах устроит после тяготы об­лег­че­ние (ес­ли он бу­дет остерегаться наказания Аллаха).» [65:1-7]

Стереотипы о разводе

Некоторые люди склонны полагать, что развод в исламе является исключительным правом мужчины, а женщина ни в коем случае не может потребовать развод. Другие думают, что мусульмане разбрасываются разводами на каждом шагу и «меняют жен, как перчатки». Третья часть людей, к сожалению, склонна считать, что муж имеет право разводиться со своей женой, как хочет и когда захочет. Также, из-за невежества, некоторые разведённые после развода становятся лютыми врагами, а семьи бывших су­пру­гов начинают откровенно ненавидеть друг друга. В виду всех этих и других неправильных представлений о разводе и его последствиях, вкратце затронем наи­бо­лее важные нюансы, связанные с расторжением брака в исламе.

Развод без причины

Для развода в Исламе должна быть веская причина, только тогда он будет дозволен. Ислам порицает желание женщины развестись со своим мужем, если у нее нет достаточных на то оснований или серьезных причин, и даже Пророк Мухаммад ﷺ говорил, что «женщина которая желает развестись со своим мужем, но причин для этого серьезных нет, не почувствует даже запаха Рая».

По инициативе жены

По канонам Корана не только муж может быть инициатором развода с женой, такое же право даётся и женщине в таких случаях как:

  1. Плохое отношение к жене, физическое или моральное насилие.
  2. Наличие у партнёра физического недостатка, который не позволяет ему вступать в половую близость, или муж не хочет этого.
  3. После заключения брака муж заболел серьезным недугом (сифилисом, проказой, туберкулёзом и др.), который опасен для жены.

При всех перечисленных обстоятельствах женщины могут требовать расторжения брака. Для получения развода жена выплачивает мужу хуль (компенсация за махр, который представляет сумму расходов на свадьбу).

Развод в исламе по желанию жены

Важно! При несогласии супруга на хуль правомочно обращение в суд со стороны жены для получения этого права.

Формула развода[править | править код]

Кроме того, шииты, в отличие от представителей четырёх суннитских мазхабов, требуют произнесения особой формулы развода, включающей в себя оборот «талик» (однокоренные производные от этого слова не допускаются). Муж не может делегировать жене право произнести эту формулу. Вне зависимости от того, сколько раз он повторил эту формулу, в джафаритском мазхабе развод расценивается как однократный, а не трёхкратный (в отличие от суннитских мазхабов, где троекратное произнесение формулы развода означает развод без права возвращения). Формула должна быть произнесена мужем или его представителем, развод в письменной форме или на языке жестов считается недействительным. При этом должны обязательно присутствовать двое справедливых (адиль) свидетелей.

Однако в суннитских мазхабах присутствие свидетелей не обязательно и не прописана никакая формула. Важно отметить, что если муж-суннит даёт развод жене-шиитке и не соблюдает вышеуказанных условий (например, при разводе отсутствуют свидетели или не произносится особая формула), развод всё равно считается действительным (в соответствии с хадисами имама Джафара ас-Садика и имама Мухаммада аль-Джавада). Но если муж-шиит даёт развод жене-суннитке, он обязан соблюсти условия, предписанные джафаритским мазхабом.

Как происходит талак

У мужчин в мусульманских странах больше прав, поэтому чаще разводы инициируются именно с их стороны — им проще исполнить процедуру и получить одобрение официальных органов. Фактически, чтобы избавиться от жены, мужу следует трижды произнести «талак», что значит «я развожусь с тобой». Но слова должны прозвучать не сразу, а через промежутки: 1 раз в цикл менструации у женщины, то есть примерно раз в месяц (в итоге как раз и проходит тот самый трехмесячный период, отведенный на раздумья).

В исламе предусмотрено два вида развода по инициативе мужа: талак раджгий и талак баин. В первом случае супруги после прекращения брака имеют право снова сойтись со временем, а потом развестись (и сойтись снова) еще два раза. Во втором случае расставание будет уже окончательным.

Современная эра

Правовая трансформация

В современную эпоху законы, основанные на шариате, были широко заменены законами, основанными на европейских моделях, а его классические правила в значительной степени сохранились только в законах о личном статусе (семейных). Предлагались разные объяснения этому явлению. Некоторые ученые утверждали, что, поскольку эти законы более подробно описаны в Коране и хадисах, чем другие, верующим было трудно согласиться с отклонением от этих правил. Напротив, Ваэль Халлак видит в этом наследие колониализма: изменение семейных законов не принесло бы пользы колониальной администрации, а колониальные державы продвигали теорию о том, что эти законы были священными для населения, рекламируя их сохранение как знак уважения, что в свою очередь, привело к тому, что они стали отправной точкой в ​​современной политике мусульманской идентичности.

Важные изменения в семейном праве произошли в современную эпоху. Законы подверглись кодификации законодательными органами, а также были вытеснены из своего первоначального контекста в современные правовые системы, которые в целом следовали западной практике судебного процесса и юридического образования. Это отделяло их как от классической традиции интерпретации, так и от институциональных основ досовременной правовой системы, в которую они были встроены. В частности, контроль над нормами развода перешел от традиционных юристов к государству, хотя в целом они оставались «в орбите исламского права».

В своей статье «Неравное партнерство» Сулема Джахангир настаивает на том, что Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и другие международные стандарты требуют признания нефинансового вклада женщин в брак, чтобы обеспечить равное положение между супруги. Многие мусульманские страны ищут пути и средства для учета нефинансового вклада женщин в брак и улучшения компенсации при разводе. Некоторые мусульманские страны, такие как Иордания, Марокко, Алжир, Египет, Сирия, Ливия и Тунис, вводят в действие законы о выплате дополнительной компенсации, называемой «мата’а», как часть исламской доброты уходящим супругам в дополнение к приданому и содержанию. Многие мусульманские страны добавляют в брачные контракты условия, называемые «хак мехер» (право на финансовое обеспечение и денежное вознаграждение), называемые никахнама .

Методы реформирования

Изменение социальных условий привело к росту недовольства традиционным исламским законом о разводе с начала 20 века. Были предприняты различные реформы в попытке ограничить право мужа на односторонний отказ от брака и дать женщинам больше возможностей инициировать развод. В этих реформах использовался ряд методов, наиболее важными из которых являются:

  • Выбор среди классических юридических мнений без ограничения единой юридической школой ( тахайюр ) при кодификации государственного права
  • Расширение дискреционных полномочий суда
  • Административные меры, обоснованные ссылкой на классическую доктрину сияса шарийя , которая уполномочивает правителя проводить политику, исходя из соображений справедливости и целесообразности.
  • Применение штрафных санкций
  • Модернистская интерпретация священных писаний Корана (иногда называемая нео- иджтихадом и феминистским тафсиром )
  • Апелляция к доктрине общественных интересов ( маслахи )

По словам Сулема Джахангир в Турции, пересмотренный Гражданский кодекс предполагает равное разделение собственности и активов, приобретенных во время брака, в качестве режима собственности по умолчанию. В Индонезии и Сингапуре суды обладают дискреционными полномочиями; в Индонезии суды могут разделить супружескую собственность после развода для признания нефинансового вклада женщин в брак, где, как в Сингапуре, учитывается вклад жены в семью, и даже при отсутствии финансового вклада 35% активов должны быть разделены с женой как участие в уходе за домом и детьми, где, как в Малайзии, в зависимости от продолжительности брака и вклада каждого супруга разводящийся супруг может получить до одной трети доли в активах.

Индия Мусульманский закона Совет Все Личный издал кодекс поведения в апреле 2017 года в отношении талака в ответ на споры по поводу практики тройной талаки в Индии . Он также предупредил, что те, кто прибегает к тройному талаку или к разводу по опрометчивости, без оправдания или по причинам, не предусмотренным шариатом, будут подвергаться социальному бойкоту.

В Индии в июле 2019 года был принят Закон о мусульманских женщинах (защита прав в браке) 2019 года , который объявил мгновенный тройной талак (талак-е-биддах) в любой форме – устной, письменной или с помощью электронных средств – незаконным, недействительным, и наказывается лишением свободы на срок до трех лет. По новому закону потерпевшая женщина имеет право требовать алименты для своих детей-иждивенцев. Индия входит в число 23 стран, в которых запрещен тройной талак.

Процедура

Для того, чтобы состоялся развод, в Исламе достаточно только слов мужчины, поэтому муж мусульманин должен следить за тем, что он говорит, поскольку слова, которые положат конец семейной жизни, могут быть как прямыми, так и иносказательными – к разводу могут привести слова, сказанные случайно, в гневе.

Муж-мусульманин может давать развод жене всего два раза, после каждого раза он должен прерывать с ней интимные отношения, талак данный три раза с коротким промежутком времени или даваемый в течении всей супружеской жизни является окончательным. Наличие свидетелей при даче развода не нужны.

У каждого народа – своя традиция и культура, и если у мусульманских народов произнесение слов «Я развелся с тобой» означают развод, то у некоторых  других мусульманских народностей могут стать сигналом к завершению семейной жизни даже такие слова, как «Иди, куда хочешь, ты свободна!». И если у семейной пары действительно было намерение прекратить свои супружеские отношения, то эти слова сделают развод действительным. Также могут стать свидетельством состоявшегося развода объявление об этом, сделанное мужем жене по телефону или посредством интернета.

Можно ли дать развод, если супруга беременна?

Фото 6Подобные меры разрешены в исламе. Подтверждением этого являются соответствующие строки в хадисе. В частности, там говорится о том, что Ибн Умар расторг отношения с супругой во время, когда у нее была менструация.

Пророк же сказал, чтобы он вернул свою жену, дождался окончания ее месячных, а развелся с нею, когда та будет беременна.

Среди мусульман не очень принято расторгать брак с женщиной, когда та вынашивает ребенка.

Это связано с порицанием мужчины, который решился на подобное действие.

После развода в исламе

После того, как супруги расстались и оформили развод, наступает время для периода идда, когда женщина лишается права выходить замуж, если муж вступил с ней в половую связь уже после расставания.

Если в муж разводится или умирает после вступления в половые связи с супругой, женщина освобождается от обязанности соблюдения идды.

Период времени, когда бывшая жена не сможет снова вступить в брачный союз, определяется следующим образом:

  • если у женщины идут менструации, должно пройти 3 цикла;
  • когда менструации еще не начались в силу молодости жены, либо уже закончились, отсчитывают 3 месяца после развода;
  • в течение всей беременности, если мужчина расстался с беременной супругой.

Поскольку мужчина имеет право вернуть супругу в течение трех месяцев, а потом снова расстаться, возникает опасность того, что женщина будет постоянно находиться в периоде ожидания, когда закончится запрет на новые семейные отношения. Чтобы оградить женщин от произвола, предусмотрено правило, запрещающее мужчине вернуть жену после трех разводов. Таким образом, трижды получая развод, женщина становится запретной, т.е. мужчина больше не сможет ее вернуть.

Чтобы мужчина снова получил возможность взять бывшую супругу в жены, запретная женщина должна снова выйти замуж за другого мужчину, а затем развестись с ним. После этого появляется возможность у первого супруга снова оформить отношения с прежней женой.

Как поступают с подарками

При расставании решается вопрос с подарками, которые были принесены обеими сторонами в виде свадебного подарка. Если расставание произошло по инициативе мужа, подарки могу оставаться у женщины, требовать их никто не вправе.

Если состоялся развод по инициативе женщины, то подарки возвращаются мужчине в качестве компенсации, если муж не был согласен и хотел сохранить брак.

Развод в исламе требует соблюдения жесткого регламента и сопровождается порицанием. Однако, мусульмане сохраняют право на расставание и новые отношения, если предыдущие сопровождались нарушениями со стороны супругов. Сложнее всего добиться согласования женщине-мусульманке, в то врем как муж вправе отказываться и снова возвращать жену по собственному усмотрению в пределах трех раз.

Помимо сложностей в соблюдении правил, не меньшие проблемы приносят родственники, которые, в большинстве случаев, противятся расставанию и прикладывают все усилия, чтобы брак был сохранен.

Бесплатный вопрос юристу

Нуждаетесь в консультации? Задайте вопрос прямо на сайте. Все консультации бесплатны/ Качество и полнота ответа юриста зависит от того, насколько полно и четко вы опишете Вашу проблему:

© 2021 zakon-dostupno.ru

Кто может совершать развод?

В основе своей развод даёт муж и если он хочет дать своей жене развод, должен быть дееспособным и разводиться только по своей во­ле, однако согласно ханафитскому мазхабу, развод по принуждению считается дей­ст­ви­тель­ным. В случае необходимости жена тоже мо­жет инициировать развод, а судья должен помочь ей в решении этого вопроса. В хадисе Пророка сказано: «Право на развод при­над­лежит только мужу». Это значит, что в семейном союзе, в котором Господь распределил обязанности между супругами, пре­иму­щественное право на принятие решения о разводе принадлежит именно мужу. И с этим не поспоришь, ведь по физиологи­чес­ким особенностям мужчина и женщина отличаются друг от друга. Одно из таких различий заключается в том, что мужчина обычно бо­лее трезво оценивает ситуацию при принятии решений, нежели женщина.

Женщина обычно прислушивается к эмоциям, а мужчина больше думает о последствиях. А быть семье в дальнейшем или нет — одно из судьбоносных решений, которое, как глава семьи, принимает мужчина. И если в добавок учитывать то, что все расходы, связанные с созданием семьи ложатся только на него, то он больше других будет заинтересован в том, чтобы сохранить семью, если для этого есть возможность. Но, к сожалению, бывают и такие случаи, когда муж не выполняет свои супружеские обязанности материального или ин­тим­но­го характера. В таких случаях жена может обратиться к судье, чтобы он заставил мужа выполнять свои обязанности или раз­вес­тись. А если муж не меняется в лучшую сторону и не даёт жене развод, то судья от имени ислама может их развести. Все это происхо­дит по инициативе жены. Таким образом, развод объявляет муж, а в некоторых случаях по требованию жены может объявить об их раз­воде мусульманский судья. Если же муж назначит кого-нибудь своим представителем, то он тоже от его имени может дать развод. Так­же действителен развод в письменной форме, при условии, что мужчина адресовал письмо с разводом именно своей жене и его по­черк будет понятным, а если муж не умеет говорить или писать, то развод, объявленный им на языке жестов будет считаться дей­ст­ви­те­ль­ным.

Распространенность

По словам Йосефа Рапопорта, в 15 веке уровень разводов был выше, чем сегодня на современном Ближнем Востоке , где в целом низкий уровень разводов. В 15 веке Египет , Аль-Сахави записал семейные истории 500 женщин , крупнейший образец о браке в средних веках , и обнаружил , что по крайней мере треть всех женщин в мамлюках султанате Египта и Сирии в браке более чем один раз, с многие женятся три или более раз. По словам аль-Сахави, до трех из десяти браков в Каире 15 века заканчивались разводом. В начале 20 века в некоторых деревнях на западе Явы и на Малайском полуострове уровень разводов достигал 70%.

Как происходит хуль

Женщине-мусульманке развестись по своей инициативе с мужем сложнее. Ей нужно иметь железобетонное обоснование для своего решения. Например, если имеет место супружеская измена, ее нужно доказать. То же самое касается жестокого обращения в семье и тому подобных вещей.

Женщина - мусульманка

Браки по инициативе супруги в исламе расторгаются редко — только если убедительно доказана тяжелая вина мужа, например, отречение от религии. Но в любом случае мужчина оставляет себе свадебный дар, выкуп — махр. А вот в случае талака он обязан вернуть его жене. Детей обычно оставляют матерям, если у бывшей жены не испорчена репутация. Если же женщина не имеет возможности заниматься их воспитанием, то суд передает их под опеку бабушки (матери супруги) либо отдает отцу и его сестре.

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен и ставьте палец вверх!

В каких случаях женщина может требовать расторжения брака?

Фото 7Супруга в исламе сравнительно обделена в правах.

Супруге дозволяется инициировать развод только в случаях измен мужа, и когда он не соблюдает моральные нормы.

При этом женщина обязательно должна доказывать, что мужчина является не очень хорошим семьянином или плохим мусульманином. Если ее доводы не смогут убедить судью, ей не позволят развестись.

Развод в руках мужа – почему?

Один из самых частых вопросов – почему именно мужу принадлежит право развода. Для этого существуют неоспоримые причины, среди которых и то, что женщина является более эмоциональной по своей натуре, а мужчина отличается более рациональным и практичным подходом к жизни.

Поскольку развод является шагом очень серьезным, его следует обдумать и не действовать под влиянием эмоции. Муж способен подойти к этому вопросу более взвешенно, поскольку после развода последует целый ряд неприятных моментов, которые он будет обязанным решить: необходимо позаботиться о материальном обеспечении женщины и детей, выплате махра и алиментов, определению дальнейшей судьбы несовершеннолетних детей, их воспитанию и возможности видеться со своим отцом или матерью, поэтому муж отнесется к вопросу развода серьезно, а женщина может принимать решения под влиянием эмоций.

Смотрите также

  • Аннулирование
  • Аннулирование (католическая церковь)           
  • Ат-Талак – развод
  • Развод в Пакистане
  • Получить (документ о разводе)
  • Брак в исламе
  • Права и обязанности супругов в исламе

Развод по инициативе женщины

Ислам дает и женщине право получить развод, но при определенных условиях. Это могут быть такие случаи:

  • когда муж пропал без вести;
  • материально не обеспечивает свою жену;
  • не выполняет своих супружеских обязанностей;
  • после того, как брак был заключен, обнаружились у мужа какие-то недостатки, о которых он умолчал, либо он скрыл какие-то болезни.

Женщина в таких случаях может подать на развод в суд. Муж может сам наделить женщину правом принимать решение о разводе, тогда это будет называться «тафуид».

Муж может передать жене право на развод либо по своей воле, либо по просьбе самой супруги. И если муж такое право жене передал, то отменить свое решение он уже не сможет.

Основные причины, почему мусульмане решают развестись?

В исламе существует такое понятие, как мубараах. В соответствии с ним супруги могут расторгнуть брак по взаимному согласию. Это самый простой способ выйти из официальных отношений.

Наиболее часто мубараах инициируется по следующим причинам:

  • ошибочный выбор супруга/супруги;
  • сватовство (вмешательство родителей);
  • взаимное неисполнение супружеских обязанностей;
  • не очень хорошее материальное положение;
  • отсутствие доверительных отношений.

При этом предпочтительно, чтобы муж и жена обоюдно приняли соответствующее решение. Однако при желании мужчина может развестись с женой и без ее согласия.

В то же время женщина, согласно мусульманским традициям, не может этого сделать.

внешние ссылки

  • Сайед, Ибрагим Б. (1988). «Тройной талак» . Международный фонд исламских исследований, Inc.
  • Ул Ахир, Джамади (октябрь 1997 г.). «Наш диалог» . Исламский голос . Том 11-10 Номер: 129
  • Какахель, Миан Мухибулла (23 сентября 2008 г.). «Закон о разводе в Пакистане» .

Порядок объявления развода

Согласно исламу, мужу дается право на три раза развода со своей женой, однако ислам запрещает ему давать более одного развода за раз. После объявления третьего окончательного развода супруги больше не могут заново сойтись в браке, пока разведенная женщина не выйдет замуж за другого чело­века, с которым должна жить полноценной супружеской жизнью. Если же потом она разведётся с ним или станет вдовой, то она может заново заключить брак с мужчиной, который до этого был женат на ней. В Коране сказано: «Если он развёлся с ней в третий раз, то ему не дозволено жениться на ней, пока она не выйдет замуж за другого. И если тот разведётся с ней, то они не совершат греха, если воссоединятся, полагая, что они смогут соблюсти ограничения Аллаха. Таковы ограничения Ал­ла­ха. Он разъясняет их для людей знающих.» [2:230]. Поэтому категорически нельзя разбрасываться разводами, как поступают не­ко­то­рые невежественные мужчины в наше время. Для многих из них дать три развода за один раз или подряд, без учёта времени стало чуть ли не героизмом, даже встречаются такие, кто считает, что по исламу именно так и нужно разводиться, — не иначе.

Всевышний Аллах в Коране сказал: «Развод допускается дважды, после чего надо либо удержать жену на разумных условиях, либо отпустить её по-доброму.» [2:229]. Учёные говорят, что если бы сразу можно было давать три развода, то Всевышний Аллах не уточ­нил бы количество разводов тремя отдельными разводами. Мусульманские ученые единодушны в том, что категорически запре­ща­ется разводиться два или три раза подряд в течение одного «чистого периода», также как нельзя разводиться во время месячных и в «чистое время», в течение которого супруги вступали в близость. Запрет на использование более одного развода в один «чистый пе­ри­од» свя­зан с желанием ислама сохранить супругам шансы для примирения, так как использование двух разводов подряд умень­ша­ет эти шан­сы, а троекратный развод вовсе лишает супругов возможности спасти семью от полного распада.

По мнению большинства правоведов после развода жена должна оставаться в супружеском доме до окончания трёх месячных после произнесения слов развода. Этот послеразводный период, в течение которого женщине запрещается выходить замуж за другого чело­века называется ‘иддой. По мнению правоведов шафиитского мазхаба ‘идда заканчивается после окончания трёх «чистых периодов». По мнению учёных ханафитского мазхаба также разрешается давать во время ‘идды по одному разводу в течение трёх «чистых пе­ри­одов» между месячными, пока разводов в сумме не получится три. Стоит отметить, что ‘идда беременной женщины продолжается до рождения ребёнка, а в случае смерти мужа ‘идда вдовы составляет четыре месяца и десять дней.

Виды развода с учетом его формулировок

Развод в исламе бывает откровенным (сарих) и метафорой (кинайа). Многие мусульмане постоянно обращаются с вопросами по по­во­ду фраз, используемых при разводе. Пока одни думают, что любая ссора между супругами является разводом, другие все-таки на­де­ют­ся, что от сказанных ими слов при разводе будет зависеть возможность сохранить семью. Чтобы помочь и тем и другим, хочется об­ра­тить внимание мусульман на то, что от использованных слов при разногласиях супругов, действительно, многое зависит. Если это бы­ли слова, указывающие только на развод, в таком случае развод действителен. Слова, указывающие на однозначное желание мужа со­вер­шить развод со своей женой называются откровенными (сарих). К ним относится слово «развод» и глаголы, связанные с ним, как «я раз­вёл­ся с тобой», «ты разведена». Исключением из этого являются только те случаи, когда муж был невменяемым или в случае, ес­ли он не разведётся, была реальная угроза для его жизни.

Если муж использовал слова, указывающие на развод и ещё на что-то другое, то развод будет действительным только в том случае, ес­ли у мужа было намерение разводиться с женой. Такая форма развода называется метафорой (кинайа), и действительна только при на­ли­чии намерения на развод. К примеру, если вовремя разногласия между супругами, муж скажет своей жене: «уезжай к своим ро­ди­те­лям» или «я не хочу с тобой общаться», то в таких случай развод не наступает, пока муж не объяснит, что он имел в виду именно раз­вод. Если у него в это время было намерение развестись с ней, то комментарии излишни и развод действителен, а если он хотел, что­бы они какое-то время пожили раздельно, для того чтобы смогли успокоиться и переосмыслить свои ошибки, то это разводом не счи­та­ет­ся. Таким образом, по мнению большинства мусульманских правоведов не существует специальных формулировок, которые не­об­хо­ди­мо произносить при расторжении брака. Также стоит знать о том, что по мнению большинства правоведов не требуется на­ли­чие сви­де­те­лей во время развода, хотя при заключении брака присутствие двух свидетелей является обязательным требованием.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...