Расторжение брака по исламским законам

Развод при наличии детей

– Если жена беременна, может ли муж заявить о разводе?

– Может. Только в этом случае трехмесячный срок «гыйдда» будет продолжаться до рождения ребенка. Женщина не может выйти замуж, пока не родит. Пока жена беременна, муж обязан обеспечивать ее.

Конечно, за это время он может вернуть жену. Но после рождения ребенка считается, что «испытательный» срок завершен. Мужчина обеспечивает женщину и после рождения ребенка, дает деньги на все расходы ребенка. По шариату жена может просить у мужа деньги за то, что она этого ребенка кормит грудью. По шариату она не обязана его кормить. Она может привести ребенка к мужу и сказать – на, забирай, найди кормилицу, это твой ребенок, я уже не твоя жена.

– Если в семье были и другие дети, с кем они остаются?

– Обычно ребенок остается с матерью до того момента, как он начнет сам ухаживать за собой. У отца прав на ребенка больше. Для того чтобы растить ребенка, нужны деньги, его надо куда-то водить, защищать. Поэтому у отца больше права оставить его у себя. Казый может вынести решение оставить ребенка с матерью до достижения им 3 – 5 лет. Когда ребенок достигает возраста, когда он сам может себя обслуживать, то его возвращают отцу.

Если мать повторно выходит замуж, то ребенка тут же забирают у нее и отдают отцу. То есть ребенок не будет жить с новым мужем матери.

– Могут родители договориться и оставить ребенка с матерью?

– Могут. Но будет лучше, если они будут придерживаться шариата. Эти законы надо знать еще до развода, это может повлиять на решение – разводиться или нет. Мужчина будет знать, что при разводе с беременной женой в будущем ему придется взять на себя воспитание этого ребенка. Жена тоже будет думать: если мы разведемся, ребенок останется с отцом, я не смогу видеть его, когда захочу. То есть перед тем, как разорвать отношения, они должны думать, чем это обернется.

Почему ребенок остается с отцом? Из-за расходов на его воспитание, и вторая причина – потому что новый муж женщины никогда не примет чужого ребенка. Когда мужчина говорит «люблю как своего», он говорит неправду. Потому что так не бывает. Мужчина все равно будет знать, что это не его ребенок, Поэтому у нас в религии нет понятия «усыновление», есть только опекунство. Ребенок все равно остается сыном или дочерью своего отца, носит его фамилию, отчество.

Чужой мужчина может обижать ребенка, и доброго, ласкового отношения от отчима он может не получать.

Для матери это тоже стресс, она всегда будет бояться, что отчим будет жесток с ребенком. Пытаясь угодить мужу, она может обижать своего ребенка. В этом случае ребенок будет винить мать в том, что она выбрала «этого мужчину, а не меня». Это все приводит к психологическим проблемам. Поэтому будет лучше, если ребенка вернуть отцу. Отец как мужчина, главный в семье, он сможет защитить своего ребенка от своей новой жены, вплоть до развода с ней за плохое обращение с его ребенком. Ребенок отдается мужу из-за того, что мужчина может защитить интересы ребенка.

– Если новый муж женщины не принимает чужого ребенка, то принимает ли женщина детей своего мужа от другого брака?

– Да, женщине легче. Всевышний создал женщину великодушной. Женщине легче принять другого мужчину, а мужчине принять другую женщину сложнее. Мужчина по своей природе консервативный. А женщина милосердная, ей больше присуще сострадание, прощение. Она и чужого ребенка может принять как своего, вырастить в одинаковой любви со своими детьми.

– Какую сумму мужчина должен выплатить жене при разводе? Как поступают с махром? Как делят общее имущество?

– Если развод происходит по инициативе жены, то мужчина может попросить вернуть выплаченный им махр. Если разводится муж, а махр не выплачен, то он должен его выплатить тут же. Например, муж обещал построить женщине дом, копил деньги весь год, но решил по своей инициативе развестись с женой. Он должен тут же выплатить махр. Он уже не может тянуть дальше.

– А если не может выплатить?

– Если не может, зачем тогда женился? Значит, пусть не разводится. Как это – ты разрываешь отношения с женщиной, практически оставляешь ее без поддержки и махр тоже не выплачиваешь. Конечно, так делать легко. Но так нельзя. Поэтому надо думать перед тем, как что-то сказать. Выплатишь махр – разведешься.

Если мужчина скончался, а махр не был выплачен, махр тут же возвращается женщине. Ее имущество не включается в наследство мужчины, не делится между наследниками, никто не имеет права посягать на махр женщины. Если после выплаты махра у мужчины остается имущество, то оно делится между наследниками. Выплата махра жене – это главное условие.

Общее имущество супругов. Обычно по исламу женщине необязательно работать. Если она не работает, значит, в семье у нее нет имущества. Ее собственностью считаются только подарки, которые дарил ей муж. Все, что есть в доме, если это не было подарком мужа жене, остается после развода мужу. Жена забирает свой махр, подарки, свое наследство. Например, у них есть сын. Он был богат, но умер молодым. Тогда имущество сына делится между родителями. Это считается имуществом жены. То, что досталось ей от отца, других родственников, тоже принадлежит ей.

Когда муж и жена работают. Это уже ситуация, свойственная нашей местности. В этом случае имущество делится по размеру заработка. Если женщина зарабатывала так же, как муж, то и совместно нажитое имущество ни делят поровну.

Но по шариату женщина имеет право не тратить свой заработок на семью, а только на себя или же копить для себя. Даже на ребенка может не тратить, потому что ребенка, семью полностью должен обеспечивать муж. Заработанные женщиной деньги принадлежат только ей. Но у нас обычно супруги тратят деньги вместе. В тяжелой ситуации женщина может дать свои сбережения мужу. Но она не обязана. Мужчина не может требовать у нее отдать эти деньги на общие расходы.

– Известно, что махр выплачивается женщине на случай развода. Конечно, если она просила дом, это очень хорошая поддержка. А если девушка по своей наивности попросила какой-то незначительный подарок? В таком случае должен ли муж как-то помочь ей после развода? Можно ли махр как-то изменить?

– Во-первых, неправильно считать, что махр должен быть такой суммы, чтобы женщине хватило на какое-то время жить после развода.

Женщина может тут же потратить выплаченный ей махр, кому-то подарить. В каких-то сложных обстоятельствах вернуть мужу, чтобы поддержать его. Махр – это символ уважения мужчины к женщине, знак того, что он может вести семью.

Женщина просит маленький махр по своей наивности и мягкости. В мужчине все равно есть прагматизм, он может думать, считать деньги. Он может сказать: «Давай я тебе подарю колечко». Оно может стоить всего 2 – 5 тысяч. Женщина из-за любви к мужу может согласиться. Поэтому при назначении махра большая роль отца невесты.

Будет лучше, если невеста поручит решение вопроса о махре отцу. По нашему ханафитскому мазхабу для никаха согласие отца необязательно. Но обязательно участие отца при назначении махра. Если отец не участвовал, то он потом после никаха может обжаловать у казыя, сказать, что махр назначен маленький, потребовать доплаты или расторжения никаха.

Отец девушки знает материальное положение будущего жениха и его возможности, поэтому он вместо колечка может попросить, например, 100 тысяч долларов. Если отец не хочет вести переговоры или не хватает знаний в этой области, то вопрос должен решать хазрат, так как он на никахе сидит еще и для этого. Хазрат не просто читает никах, он еще и решает вопрос махра, он пришел, чтобы защищать интересы женщины. Если он видит, что жених явно недооценивает невесту, хочет выплатить маленький махр, то хазрат ему напоминает, что так делать нельзя, и добивается увеличения махра.

– Если мужчина трижды сказал «талак», он может после этого вернуть жену? Бывают ли случаи, когда женщина выходит замуж за другого человека, разводится с ним и снова выходит замуж за первого мужа.

– Такие случаи могут быть. Их довольно много. Женщина выходит замуж второй раз, видит, что недостатки, которые были у первого мужа, у второго тоже есть, а может, это и другие недостатки, еще хуже…

Поэтому, после некоторый раздумий, люди могут сойтись снова. Но если три раза произнесено «талак», то женщину просто так не вернуть. Она сначала должна выйти замуж за другого человека. Этот брак не может быть фиктивным – то есть прочитали никах, и тут же мужчина развелся с ней. Нет. Они должны вступить в интимные отношения.

Прошу прощения за такие подробности, но есть определенные правила совершения этого полового акта. Это касается степени проникновения мужчины в женщину. Это должен быть полноценный акт. Даже такие нюансы предусмотрены. После этого, если мужчина соглашается развестись с женой, он дает развод, и жена возвращается к прежнему мужу. Но женщине придется выждать три месяца «гыйдда», как того требуют правила.

– Если женщине приходится побывать замужем за другим мужчиной, то обязан ли муж также повторно жениться?

– Нет, не обязан. Женщине важнее побыть женой другого человека, чтобы она могла сравнить. За три месяца, которые она поживет с новым мужем, она может понять, что уже разлюбила бывшего мужа, новый ей нравится больше.

– Насколько часто встречается такая практика – возобновление брака после повторного замужества жены?

– Бывает. Не много, но довольно часто встречается. Бывает и так, что со вторым мужем живут несколько лет, потом разводятся и воссоединяются с первым мужем. И мужчины возвращались к жене, пожив еще с несколькими женами, они понимали, что первая была лучше. Всевышний знает, что люди могут захотеть вернуться, и дает такую возможность.

Иногда бывает, люди сходятся уже на старости лет. Бывают и разводы. Помню случай, когда развелись 80-летние дедушка и бабушка. Бабушка узнала, что к мужу в свое время приставала другая женщина. И не смогла простить. Они развелись, поделили квартиру, жили и умерли в разных квартирах.

Идеальная пара

– Что вы скажете тем, кто собирается разводиться?

– Однажды мне девушка задала вопрос. Она собиралась замуж, влюблена в своего жениха, пребывала в романтических чувствах. Спрашивает: хазрат, а вы видели идеальные пары? Таких, что полностью понимают друг друга, не ссорятся, все делают вместе. Я говорю – таких пар нет. Люди не могут так жить, это из области фантастики. Какие-то обиды, разногласия все равно бывают.

Идеальная, счастливая пара – это которая не дошла до развода. Пусть дерутся, ругаются, орут, делят имущество, могут говорить друг другу всякое. Но главное, чтобы не дошли до развода, сохранили семью. Это счастливые пары.

По молодости многие не понимают ценности семьи. Семья нужна в старости. Если молодым ты еще можешь жить в любых условиях, хоть на улице спать, старым ты уже не можешь. Нужна семья, поддержка.

Если человек, несмотря на трудности, смог сохранить семью, не развелся, то в мире вечном за это он получит вознаграждение. В нашей религии так: у человека богобоязненного, праведного, ученого за его поведение в семье его степень, почтенность только растут. Если он терпит плохую жену, тем самым его благочестивость увеличивается. Если он не разводится с ней, Аллах прибавляет ему степени. А если не выдержит и разведется, перед Всевышним его степень падает. Поэтому здесь надо думать не только о себе, но и о довольстве Аллаха.

У одного ученого спросили: у тебя жена злословит, болтает что попало, распускает слухи о тебе, с такой женой ведь рекомендуется развестись, почему не разводишься? Он сказал так: я знаю, что она плохая, но если я с ней разведусь, кто-то на ней женится и будет с ней мучиться. Пусть уж лучше я один буду страдать на этом свете. Вот какая жертва ради довольства Аллаха. Семья не распадается, в мире вечном они оба получат за это воздаяние.

Самое интересное, в исламе любовь, романтика не заканчиваются со смертью. В кино говорят «пока смерть не разлучит нас». У нас такого нет, если муж и жена оба попали в рай, они и там будут составлять пару. Их любовь, семейная жизнь – вечные. Кто-то может сказать – придется ли мне терпеть эту жену и на том свете? Но там характер человека меняется. Они там становятся идеальной парой друг для друга.

Хочу напомнить хадис. Мужчину в раю приводят к гурии – красивой девушке. Он в нее влюбляется, хочет остаться с ней. Но ему говорят – ты ведь еще не видел другой комнаты. В следующей комнате он видит девушку еще краше. Снова влюбляется, говорит, что ему никто не нужен, только она. Но его ведут в следующую комнату – и в этой комнате еще одна гурия, еще более красивая. Мужчина снова хочет остаться, но ему говорят – подожди, посмотри еще. И приводят в еще одну комнату. В этой комнате девушка невиданной красоты. Мужчина поражается ее красоте, спрашивает – кто это, ангел, или джинн, или человек, как такая красота возможна? Ему говорят – это твоя жена, с которой ты жил в миру. Мужчина говорит, что останется с ней.

У нас такая цель: жить вместе в миру и также оказаться вместе в раю. Если жизнь в мире вечном, жизнь в раю, жизнь ради довольства Аллаха будут для нас приоритетными, то это будет лучше.

1. Тёща – друг?

Тему развода невозможно обойти без тёщи, а как же иначе. Нередко можно наблюдать картину, как матери вмешиваются в семейную жизнь дочерей. И дочери чаще всего слушаются своих мам, тогда как после замужества на первом месте должен стоять муж.

Претензии мамаш различны и касаются материального достатка мужа, его заработка, внешнего вида, образа жизни и т.п. Выпячивая перед дочерью недостатки её мужа, матери способствуют ухудшению их взаимоотношений, что в итоге может привести к разводу.

Мамы не понимают, что своими действиями разрушают семейный очаг, а, следовательно, обрекают себя на гнев Господа и Его Посланника . Хадис гласит: «Кто настраивает жену против мужа, а раба против хозяина, тот не из нас» (Абу Давуд).

Тёща - друг?

В Коране

В Коране можно различить четыре вида развода: две прямые формы развода — таляк и таляк иф­тидат («выкуп») [2:229] и две процедуры, приводящие к разводу — иля (или зихар) [2:226-227; 58:2-4] и ли‘ан [24:6-9]. Основные положения развода упомянуты в начале суры ат-Таляк («Развод»): «О, Пророк (и его община), когда вы даёте жёнам развод, то разводитесь с ними по установленному для них сроку, и отсчитывайте этот срок, и остерегайтесь (наказания) Ал­ла­ха, Господа вашего (также и при разводе)! Не выгоняйте их из их домов, и пусть они (сами то­же) не выходят, если только они не совершат явную мерзость. Таковы границы (установлен­ные) Ал­ла­хом. А кто преступает границы (установленные) Аллахом, тот (значит) причинил самому се­бе зло. Ты (о, разводящийся муж­чи­на) не знаешь, может быть, Аллах произведёт после этого ка­кое-нибудь дело (что ты решишь вернуть её обратно). ۝ А когда они достигнут своего пре­де­ла, то удерживайте их (о, мужья) согласно принятому или расставай­тесь с ними согласно при­ня­то­му. И (для возврата разводимой жены или же окончательного расставания с ней) призови­те в сви­дете­ли двух справедливых (мужчин) из числа вас и (о, свидетели) исполняйте свидетель­ст­во (то­ль­ко) ради Аллаха (а не для чего-либо другого). Этим увещается тот, кто верует в Аллаха и в Последний день. А кто бу­дет ос­те­регаться (наказания) Аллаха, тому Он сделает выход (из любого за­труднительного положения) ۝ и Он даст ему пропитание, от­ку­да он и не рассчитывает. И кто полагается на Аллаха, то для того Он достаточен (как в этом мире, так и в Вечной жиз­ни). (Ведь) по­ис­тине Аллах доводит Свое дело (до конца). (И) уже установил Аллах для каждой вещи меру. ۝ А те, которые уже от­чая­лись в ме­сяч­ных из ваших жён – если вы сомневаетесь (относительно их положения), то (знайте, что) их срок – три месяца, как и для тех, у ко­то­рых еще не было месячных. А у которых (есть) ноша – их (разводный) срок, чтобы они сложили свою ношу. И кто осте­ре­га­ет­ся (на­ка­зания) Аллаха, тому Он сделает в его деле лёгкость (и в этом мире и в Вечной жизни). ۝ Это – повеление Аллаха, которое Он низ­вёл вам (о, люди) (чтобы вы исполняли их). И кто остере­га­ет­ся (нака­за­ния) Аллаха, того Он очистит от его плохих деяний и уве­ли­чит ему наг­раду (за его благие деяния). ۝ Поселяйте их там, где вы сами поселились по вашему достатку: и не причиняйте им вре­да, при­тес­няя их. А если они с ношей, то расходуйте на них, пока они не сло­жат своей ноши. А если они выкармливают для вас (ва­ше­го ре­бёнка), то (вы) давайте им их плату (за кормление) и сове­туй­тесь (об оплате) между собой согласно принятого. А если вы на­хо­ди­тесь в за­тру­дне­нии, то будет кормить (ребенка) для него другая (кор­ми­ли­ца). ۝ Пусть обладающий достатком расходует (на со­дер­жа­ние быв­шей жены, которая кормит для него ребёнка) из своего дос­тат­ка. А тот, у кого удел его ограничен, то пусть он рас­хо­ду­ет из то­го, что дал ему Аллах. Не возлагает Аллах на душу сверх того, что Он дал ей. И Аллах устроит после тяготы об­лег­че­ние (ес­ли он бу­дет остерегаться наказания Аллаха).» [65:1-7]

Развод без причины

Для развода в Исламе должна быть веская причина, только тогда он будет дозволен. Ислам порицает желание женщины развестись со своим мужем, если у нее нет достаточных на то оснований или серьезных причин, и даже Пророк Мухаммад ﷺ говорил, что «женщина которая желает развестись со своим мужем, но причин для этого серьезных нет, не почувствует даже запаха Рая».

Стереотипы о разводе

Некоторые люди склонны полагать, что развод в исламе является исключительным правом мужчины, а женщина ни в коем случае не может потребовать развод. Другие думают, что мусульмане разбрасываются разводами на каждом шагу и «меняют жен, как перчатки». Третья часть людей, к сожалению, склонна считать, что муж имеет право разводиться со своей женой, как хочет и когда захочет. Также, из-за невежества, некоторые разведённые после развода становятся лютыми врагами, а семьи бывших су­пру­гов начинают откровенно ненавидеть друг друга. В виду всех этих и других неправильных представлений о разводе и его последствиях, вкратце затронем наи­бо­лее важные нюансы, связанные с расторжением брака в исламе.

По инициативе жены

По канонам Корана не только муж может быть инициатором развода с женой, такое же право даётся и женщине в таких случаях как:

  1. Плохое отношение к жене, физическое или моральное насилие.
  2. Наличие у партнёра физического недостатка, который не позволяет ему вступать в половую близость, или муж не хочет этого.
  3. После заключения брака муж заболел серьезным недугом (сифилисом, проказой, туберкулёзом и др.), который опасен для жены.

При всех перечисленных обстоятельствах женщины могут требовать расторжения брака. Для получения развода жена выплачивает мужу хуль (компенсация за махр, который представляет сумму расходов на свадьбу).

Расторжение брака по исламским законам

Важно! При несогласии супруга на хуль правомочно обращение в суд со стороны жены для получения этого права.

2. Свекровь – подруга?

Другая опасность идёт уже со стороны матери мужа. Некоторые из матерей не могут никак принять тот факт, что их сыновья давно уже выросли и стали мужчинами, обременёнными семейными узами, и они уже не нуждаются в навязчивой материнской опеке.

Чтобы показать свою значимость в жизни сына, матери выискивают недостатки его жены, мол, она плохая хозяйка, не умеет готовить, плохо ухаживает за мужем, неправильно воспитывает детей и т.п.

Уважение к матери, которое должен проявлять каждый человек, не должно приводить к разрыву супружеских отношений, поэтому мужья должны постараться оградить своих жён от внешнего негативного влияния, защитить семейный очаг.

Развод должен соответствовать нормам ислама

Нужно понимать, что развод в исламе, так же как и женитьба (никах), является частью религии. И если человек желает, чтобы его раз­вод, с точки зрения ислама был действительным, то он должен выполнять соответствующие требования ислама к этому поступку. Мно­гие мусульмане скрупулёзно подходят к вопросу создания семьи и стараются, чтобы всё соответствовало канонам ислама, но при раз­во­де каждый изобретает свои формы и модели, в большинстве своём, противоречащие требованиям ислама.

Необходимо помнить о том, что Всевышний Аллах в Коране приказал пророку Мухаммаду , а вслед за ним и всем верующим, раз­водиться со своими жёнами только с учетом определённых условий. В Коране сказано: «О, Пророк, когда вы даёте жёнам развод, то разводитесь с ними по установленному для них сроку, и отсчитывайте этот срок, и остерегайтесь Аллаха, Господа вашего!» [65:1]. Поэтому следует помнить о том, что развод в исламе — это такая же часть ислама как и женитьба, и они оба напрямую связаны с ре­ли­гией. А нарушение каких-либо требований ислама при разводе — это такой же грех и ослушание Господа, как и нарушение тре­бо­ва­ний ислама при создании семьи.

Процедура

Для того, чтобы состоялся развод, в Исламе достаточно только слов мужчины, поэтому муж мусульманин должен следить за тем, что он говорит, поскольку слова, которые положат конец семейной жизни, могут быть как прямыми, так и иносказательными – к разводу могут привести слова, сказанные случайно, в гневе.

Муж-мусульманин может давать развод жене всего два раза, после каждого раза он должен прерывать с ней интимные отношения, талак данный три раза с коротким промежутком времени или даваемый в течении всей супружеской жизни является окончательным. Наличие свидетелей при даче развода не нужны.

У каждого народа – своя традиция и культура, и если у мусульманских народов произнесение слов «Я развелся с тобой» означают развод, то у некоторых  других мусульманских народностей могут стать сигналом к завершению семейной жизни даже такие слова, как «Иди, куда хочешь, ты свободна!». И если у семейной пары действительно было намерение прекратить свои супружеские отношения, то эти слова сделают развод действительным. Также могут стать свидетельством состоявшегося развода объявление об этом, сделанное мужем жене по телефону или посредством интернета.

Можно ли дать развод, если супруга беременна?

Фото 6Подобные меры разрешены в исламе. Подтверждением этого являются соответствующие строки в хадисе. В частности, там говорится о том, что Ибн Умар расторг отношения с супругой во время, когда у нее была менструация.

Пророк же сказал, чтобы он вернул свою жену, дождался окончания ее месячных, а развелся с нею, когда та будет беременна.

Среди мусульман не очень принято расторгать брак с женщиной, когда та вынашивает ребенка.

Это связано с порицанием мужчины, который решился на подобное действие.

Распространенность

По словам Йосефа Рапопорта, в 15 веке уровень разводов был выше, чем сегодня на современном Ближнем Востоке , где в целом низкий уровень разводов. В 15 веке Египет , Аль-Сахави записал семейные истории 500 женщин , крупнейший образец о браке в средних веках , и обнаружил , что по крайней мере треть всех женщин в мамлюках султанате Египта и Сирии в браке более чем один раз, с многие женятся три или более раз. По словам аль-Сахави, до трех из десяти браков в Каире 15 века заканчивались разводом. В начале 20 века в некоторых деревнях на западе Явы и на Малайском полуострове уровень разводов достигал 70%.

4. Материальные проблемы.

Обеспечить в семье необходимый материальный достаток – это обязанность мужа. Однако в жизни случается разное и заработок у супруга может уменьшиться. В таких случаях жёнам рекомендуется учесть эти обстоятельства и уменьшить свои расходы, дабы не нарушить благотворный микроклимат в семье.

Материальные проблемы

Но порой жёнам не хватает терпения, что выливается в бесконечные претензии к супругу. Есть также такая категория женщин, которым никогда не хватает заработка мужа, сколько бы денег он ни приносил домой.

Здесь можно привести в качестве примера жён Пророка Мухаммада , которые часто из-за отсутствия еды в доме не ели по нескольку дней. Но при всём при этом любили и уважали своего мужа, были ему опорой во всём.

Дорогие сёстры, будьте и вы опорой своим мужьям, поддержите их. Когда у мужчины есть дома крепкий тыл, ему легко преодолеть все проблемы в делах на работе. А следовательно и домой он будет возвращаться в хорошем расположении духа

Развод в руках мужа – почему?

Один из самых частых вопросов – почему именно мужу принадлежит право развода. Для этого существуют неоспоримые причины, среди которых и то, что женщина является более эмоциональной по своей натуре, а мужчина отличается более рациональным и практичным подходом к жизни.

Поскольку развод является шагом очень серьезным, его следует обдумать и не действовать под влиянием эмоции. Муж способен подойти к этому вопросу более взвешенно, поскольку после развода последует целый ряд неприятных моментов, которые он будет обязанным решить: необходимо позаботиться о материальном обеспечении женщины и детей, выплате махра и алиментов, определению дальнейшей судьбы несовершеннолетних детей, их воспитанию и возможности видеться со своим отцом или матерью, поэтому муж отнесется к вопросу развода серьезно, а женщина может принимать решения под влиянием эмоций.

Смотрите также

  • Аннулирование
  • Аннулирование (католическая церковь)           
  • Ат-Талак – развод
  • Развод в Пакистане
  • Получить (документ о разводе)
  • Брак в исламе
  • Права и обязанности супругов в исламе

Развод по инициативе жены

Вид развода по инициативе жены именуется аль-хуль‘. Этот вид предполагает, что жена, не желающая жить с мужем, даже выполняю­щим свои обязанности, может потребовать развод в определённых случаях. Но, опять-таки, как и в случае, когда развод даёт муж, жен­щи­на при требовании развода также должна иметь веские причины. К ним относится неприязнь к мужу, по причине его дурного ха­рак­те­ра и т. д. Если жена требует развод, то она должна вернуть мужу свадебный дар (махр), который получила от него или установ­лен­ную по обоюдному согласию сумму денег. Возврат махра или обговоренного имущества даст ему возможность жениться на другой жен­щи­не. После этого муж обязательно должен дать ей развод. В случае возникнове­ния разногласий по данному вопросу они оба мо­гут обратиться к судье. Вывод из вышеупомянутого заключается в том, что в исламе преимущественное право на развод принадле­жит му­жу, но это вовсе не означает, что женщина не может инициировать развод, как было видно при разборе вышеупомянутых ситуаций. Так­же мы узнали о том, что мусульманский судья по просьбе женщины может расторгнуть брак с её мужем, если на то есть весомая при­чи­на.

5. Тайный брак.

Когда мужчина жениться ещё на одной женщине, то старается это делать втайне от своей первой супруги и своего окружения. Подобный шаг чреват многими отрицательными последствиями, так как женщина, вступившая в подобный брак, оказывается не совсем защищённой. Чаще всего им уделяется меньше внимание нежели к другим жёнам, что не может не вызвать протестную реакцию, а следовательно и конфликт во взаимоотношениях.

Тайный брак

Сохранность семьи обеспечивают множество факторов, и одним из них является общественное мнение, учитывать которое вынуждены оба супруга, так как безответственное поведение кого-то из супругов вызовет общественное осуждение. В случае тайного брака, этот фактор отсутствует, что приводит к частым разводам.

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru

Основные причины, почему мусульмане решают развестись?

В исламе существует такое понятие, как мубараах. В соответствии с ним супруги могут расторгнуть брак по взаимному согласию. Это самый простой способ выйти из официальных отношений.

Наиболее часто мубараах инициируется по следующим причинам:

  • ошибочный выбор супруга/супруги;
  • сватовство (вмешательство родителей);
  • взаимное неисполнение супружеских обязанностей;
  • не очень хорошее материальное положение;
  • отсутствие доверительных отношений.

При этом предпочтительно, чтобы муж и жена обоюдно приняли соответствующее решение. Однако при желании мужчина может развестись с женой и без ее согласия.

В то же время женщина, согласно мусульманским традициям, не может этого сделать.

Время объявления развода

Развод следует совершить только в определённое время, и если мусульманин нарушит этот порядок, будет считаться грешником, со­вер­шаю­щим нововведение, однако такой развод, по мнению большинства мусульманских правоведов, всё равно будет считаться дей­ст­ви­тель­ным. Ранее говорилось о том, что развод в исламе является религиозной нормой, и что тот, кто хочет его совершить обязательно должен следовать предписаниям ислама в этом вопросе. Всевышний Аллах в Коране сказал: «О Пророк! Когда вы даёте жёнам раз­вод, то разводитесь в течение установленного срока.» [65:1]. Имам Ибн Касир в своём известном труде по толкованию Корана напи­сал, что мусульманские учёные в этом аяте под «установленным сроком» понимали «чистый пе­ри­од», во время которого женщина не всту­пала в близость со своим мужем (то есть период между двумя месячными, в течение которого между супругами не было половой близости). Очень часто приходится слышать о том, что многие современные мусульмане сразу же после конфликтов или возникнове­ния проблем, без учета времени и других обстоятельств, разводятся со своими супругами. Приведённый выше аят Корана указывает на то, что такой развод является греховным поступком и нововведением. Таким образом, в соответствии с установлениями ислама, развод должен быть совершён только в «чистое время», в течение которого между супругами не было близости. Иначе развод будет считаться нововведением и греховным действием, но по мнению большинства правоведов развод будет иметь юридическую силу.

внешние ссылки

  • Сайед, Ибрагим Б. (1988). «Тройной талак» . Международный фонд исламских исследований, Inc.
  • Ул Ахир, Джамади (октябрь 1997 г.). «Наш диалог» . Исламский голос . Том 11-10 Номер: 129
  • Какахель, Миан Мухибулла (23 сентября 2008 г.). «Закон о разводе в Пакистане» .

С кем остаются дети?

Маленьких детей, как правило, оставляют матерям. Это обуславливается тем, что у женщин больше милосердия и терпения.

Фото 8Мать обязана соблюсти ряд условий, чтобы ее дети были с ней. Ей нужно:

  • находиться в мусульманской вере;
  • не заниматься воровством, не вступать в половую связь вне замужества;
  • не иметь супруга махрама (близкого родственника).

Суд может не передать матери ее ребенка, если она имеет слабый рассудок и/или считается нечестной.

Если же по каким-то причинам соответствующая всем вышеприведенным критериям разведенная женщина не желает заниматься воспитанием своих детей, суд может передать их на опеку бабушке по линии матери. Бывают ситуации, когда и эта возможность недоступна. В таком случае дети могут быть переданы матери отца или его сестре.

Как можно убедиться, в исламе существуют достаточно жесткие ограничения на развод. При этом необходимо соблюсти ряд достаточно трудных в исполнении правил, чтобы его получить. Но мужчины все-таки находятся в более выгодном положении.

Единственная для них ощутимая трудность – это соблюдение трехмесячного периода воздержания. Менее значимая проблема – сдерживание родственниками, которые в мусульманских семьях оказывают большое влияние на семейную жизнь супругов.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 938-66-24, Санкт-Петербург +7 (812) 425-62-38, Регионы 8800-350-97-52

Виды развода с учетом его формулировок

Развод в исламе бывает откровенным (сарих) и метафорой (кинайа). Многие мусульмане постоянно обращаются с вопросами по по­во­ду фраз, используемых при разводе. Пока одни думают, что любая ссора между супругами является разводом, другие все-таки на­де­ют­ся, что от сказанных ими слов при разводе будет зависеть возможность сохранить семью. Чтобы помочь и тем и другим, хочется об­ра­тить внимание мусульман на то, что от использованных слов при разногласиях супругов, действительно, многое зависит. Если это бы­ли слова, указывающие только на развод, в таком случае развод действителен. Слова, указывающие на однозначное желание мужа со­вер­шить развод со своей женой называются откровенными (сарих). К ним относится слово «развод» и глаголы, связанные с ним, как «я раз­вёл­ся с тобой», «ты разведена». Исключением из этого являются только те случаи, когда муж был невменяемым или в случае, ес­ли он не разведётся, была реальная угроза для его жизни.

Если муж использовал слова, указывающие на развод и ещё на что-то другое, то развод будет действительным только в том случае, ес­ли у мужа было намерение разводиться с женой. Такая форма развода называется метафорой (кинайа), и действительна только при на­ли­чии намерения на развод. К примеру, если вовремя разногласия между супругами, муж скажет своей жене: «уезжай к своим ро­ди­те­лям» или «я не хочу с тобой общаться», то в таких случай развод не наступает, пока муж не объяснит, что он имел в виду именно раз­вод. Если у него в это время было намерение развестись с ней, то комментарии излишни и развод действителен, а если он хотел, что­бы они какое-то время пожили раздельно, для того чтобы смогли успокоиться и переосмыслить свои ошибки, то это разводом не счи­та­ет­ся. Таким образом, по мнению большинства мусульманских правоведов не существует специальных формулировок, которые не­об­хо­ди­мо произносить при расторжении брака. Также стоит знать о том, что по мнению большинства правоведов не требуется на­ли­чие сви­де­те­лей во время развода, хотя при заключении брака присутствие двух свидетелей является обязательным требованием.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...