Особенности и традиции семьи и брака в буддизме

Особенности бракосочетания в Тибете

Фото 2Народные традиции современного Китая и обычаи коренных жителей Тибета наложили свой отпечаток на процесс заключения брачного союза последних.

Из-за присутствия демографической напряжённости и социального неравенства в регионе допустимо многомужество.

Это не решает всех проблем, но позволяет нищим семьям сэкономить на калыме.

Празднование свадеб проводится в окружении большого количества людей и с необходимой частью показной роскоши. На церемонии гости облачатся в национальную одежду всех цветов радуги и шествуют по улицам района, чтобы продемонстрировать свой статус.

У дома невесты собирается братия, в которой обязательно наличие родственника и друзей жениха. Они должны прицениться к невесте и дождаться явления будущего мужа, который может приехать на белом коне, что в буддизме является добрым знаком для начинания семейной жизни.

Фото 3Собравшиеся у дома гости поют песни, провожающие молодожёнов в добрый путь. Невесту обязательно несут к дому жениха так, чтобы она не касалась дороги.

Самая забавная церемониальная традиция – это шарада. В доме жених встречает несколько девушек, что скрывают свои лица под одеждой. Он должен угадать, кто из них является его суженной. После паре поют молитвы, а гости угощаются сладкой едой и фруктами, запивая всё чаем с молоком.

Праздником руководит тамада вместе с близким родственником невесты, например дядей. В процессе свадьбы встречаются свои конкурсы и обычаи, например, существует торжественный обряд открытия вина и окропления присутствующих водой из святого источника.

На следующий день свадьбы невеста возвращается в дом своих родителей, а за ней выкладывается линия из красной ленты, по которой она обязана вернуться в дом жениха.

На свадьбе принято дарить белые вещи как символ священности обряда. Особенной популярностью пользуется светлый шарф. Далее следует обряд поклонения лошади. На листе бумаги рисуется образ лошади и слова благодарности.

Бумажный холст относят на высокое место и отдают в руки ветру. Это призывает удачу в дом новой семьи. Свадьбу жители будут отмечать несколько дней, пока не иссякнет рука дающая.

Конечно же, пышность торжества и разнообразие блюд зависит от уровня жизни семей невесты и жениха.

Особенности воспитания буддистов

Данная религия отличается от прочих тем, что является монашеским установлением. Легенда о Будде гласит, что он в свое время отказался от мирских удовольствий и принял целибат (обет безбрачия). Вера позволяет принимать в монахи с ранних лет.

Традиции воспитания в буддизме предусматривают самосовершенствование, освобождение от страданий, любовь и сострадание ко всему живому. Родители должны стремиться привить своим детям качества, которые обеспечат им хорошую карму.

Традиции семьи и брака в буддизме

Фото 4«В жизни страдания довлеют над нами, что произрастают из семени желания» – так наставлял Будда свои учеников. Для достижения божественного сознания согласно теориям буддизма, человеку следовало отказаться от мирского пути и постричься в монахи.

При этом необходимо дать обет безбрачия. Но не всем удостоена эта дорога. Многие способны достичь просветления через семейные ценности, о чём подробно сказано в религиозных писаниях.

Причём, второстепенность этого выбора вовсе не означает низкий уровень важности в общественной жизни граждан. Буддизм соотносит понятие любви к эгоистичным чувствам, что проявляются в нашей потребности в окружающих.

Поэтому больше внимания уделено отношениям между детьми и родителями, так Будда считал материнскую любовь и отцовский долг эмоциями высшего порядка и признавал их за настоящую любовь. Получая относительную свободу от своей религии в плане отношения к браку, каждый буддист знает, что выбор служения людям, семье или собственным идеалам ему всё равно придётся сделать.

Такие древние религии, как индуизм, иудаизм ставят семью на первое место, считая брак основой для построения процветающего общества. Тогда как в буддизме больше внимания уделено одиночеству и осознанию в себе пути праведника.

Буддистский брак с точки зрения государства

Брак в буддизме считается личной и индивидуальной заботой, а не религиозным долгом или таинством. Это скорее социальная конвенция, призванная способствовать благополучию и счастью, а также отличать людей от жизни других животных. Например, только 61% буддистов, живущих в Таиланде, оформляют свой брак официально.

Подобно отсутствию законов о браке в буддийской вере, нет части заключения официального брака в традиционной церемонии, оставляя все на усмотрение молодоженам.

Выполнение буддийской церемонии само по себе не дает юридического статуса в браке.

Если вы хотите, чтобы брак был юридически обязательным, вам необходимо пройти процесс регистрации законного брака. Чтобы это произошло, брак должен быть зарегистрирован в ЗАГСе. Пожалуйста, обратите внимание, что свадьба в буддизме или такие церемонии – это просто формы праздника, а не законное бракосочетание, которое может официально доказать, что пара официально вместе.

Особенности и традиции семьи и брака в буддизмеИтак, буддистская свадьба – своеобразный ритуал, который традиционно не оформляется официально. Считается, что ритуал бракосочетания – вполне достаточное основание для семейной жизни. С этой точки зрения, такой брак официально считается гражданским, со стороны закона два человека, заключившие такой брак считаются незамужними. Для того чтобы брак считался официальным, требуется официальная регистрация в ЗАГСе.

Как семья помогает развиваться

Существует мнение, что в Кали-югу в семьях воплощаются враги из прошлых жизней. И если эта теория верна, то происходит это вовсе не с целью «наказания», а для того чтобы те, кто в прошлых жизнях друг друга ненавидел, смогли, максимально тесно взаимодействуя друг с другом, разрешить все свои разногласия и, развязав кармические узлы, стать друзьями. Поэтому важно понимать, что наши родственники — это самые прочные кармические связи, и, если мы сможем помочь им на пути духовного развития, это будет большим благом как для них, так и для нас самих.

Часто можно слышать отзывы о том, что один человек становится на путь духовного развития, а другие члены семьи не готовы принять перемены. В самом деле: жил человек, как все, и вдруг начинает вести трезвый образ жизни или переходит на вегетарианство. К таким переменам не каждый готов привыкнуть, тем более, что часто они происходят очень резко.

И тут есть один пример с цепочкой. Положите цепочку на стол, а затем поднимите крайнее звено. Что происходит? Остальные звенья начинают тоже подниматься вслед за первым. И наша задача, встав на путь духовного развития, не оборвать связь с остальными звеньями цепи, а наоборот — подняться как можно выше, чтобы поднять и остальных.

И эта метафора действительно отражает суть вещей. Есть множество примеров того, как один из членов семьи, начиная развиваться, на некоем тонком энергетическом плане влияет и на своих близких. Как говорил Серафим Саровский, «спасись сам, и тысячи спасутся вокруг тебя». Задача не в том, чтобы закрыться в пещере, порвав все связи со своей семьёй. Задача в том, чтобы стать путеводной звездой для других.

Особенности и традиции семьи и брака в буддизме

Обязательства родителей и детей

Отдельное внимание уделяется родственным отношениям в каждой буддистской семье. Есть ряд обязанностей, которые должны выполнять мать и отец перед своими детьми. В свою очередь и они имеют несколько указаний, чтобы отблагодарить своих родителей.

Обязательства родителей

Особенности и традиции семьи и брака в буддизме

Сигаловада Сутта повествует, что есть 5 направлений, согласно которых мать и отец проявляют наивысшие светлые и непорочные чувства к своим детям:

  • Защита от всякого зла.
  • Обучение добру и добрым действиям.
  • Обеспечение достойного образования.
  • Благоустройство брака с честным и подходящим человеком.
  • Своевременная передача наследия.

Будда гласит, что дети за все свое существование не способны отплатить своим родителям за их любовь и заботу, но, прежде всего, за подаренную ими жизнь.

Обязательства детей

От того как дети воспитаны зависит и качество выполнения таких обязанностей:

  • Всесторонняя поддержка родителей;
  • Исполнение обязательств перед семьей;
  • Почитать и хранить семейные традиции;
  • Быть достойными наследниками;
  • Осуществлять молитву и религиозные подношения в честь матери и отца.

Рождение собственных детей и их воспитание – это тоже дань долга своим родителям. Ведь продолжение рода считается великим смыслом жизни человека.

Ведическая семейная этика

Сигаловада Сутта – всемирно известный кодекс дисциплины для людей, что выбирают долг мирянина.

Это своеобразный диалог между Буддой и молодым человеком, которого пророк желает привести к благополучию с помощью житейской мудрости и праведных деяний.

Разговор вошёл в основы создания семейной этики буддийских семей, и каждый верующий обязан соблюдать предписанные законы, если желает приблизиться к богу. При этом сформирован чёткий порядок взаимоотношений между категориями.

Обязанности мужа по отношению к жене

Фото 5Муж обязан почитать жену свою и относиться к ней с уважением. Если мужчина прелюбодействует с другими женщинами, это разрушает брак и нарушает благополучие в семье.

В этом случае ему предназначены страдания морального плана. Муж должен понимать, что женщина – основа семьи и может иметь свою точку зрения.

Помимо ласки и слов благодарности мужчина должен дарить любимой подарки, чтобы показать, как сильно он ею дорожит.

Обязанности жены по отношению к мужу

Фото 6Жена должна любить своего суженного и заботиться о нём так же, как мать о своём ребёнке. Она должна хранить верность, чтобы не приносить страдания в дом.

Хорошая жена должна быть другом своему мужу и всегда рада проводить с ним время, а также прислушиваться к его мнению и почитать, как родная сестра.

Жена должна проявлять гостеприимство и следить за чистотой и спокойствием в доме мужа, сохранять имущество и быть трудолюбивой.

Обязанности ребенка по отношению к родителям

Дети по отношению к родителям имеют следующие обязанности: 

Фото 7

  • чтить своих родителей и поддерживать их;
  • выполнять свои обязанности;
  • относиться с уважением к семейным традициям;
  • быть достойным своего наследства;
  • дарить подарки и выполнять свой религиозный долг перед мёртвыми.

Будда верил, что ребёнок в неоплатном долгу перед своей мамой и отцом за величайший подарок – жизнь.

Если родители не уважают детей своих и не выполняют обязанности, это не повод отказываться от них. Дети должны помогать родителям и в горе и в радости.

Обязанности родителей по отношению к детям

Согласно ведическим текстам, существует несколько типов выражения любви, что испытывают родители к своим детям:

Фото 8

  • уберечь их от зла;
  • дать стремление нести добро;
  • подарить образование;
  • найти пару для семейной жизни;
  • передать наследство.

Мать и отец должны быть примером для своего чада и во всём помогать ему на пути к совершенству. Присутствие в отношениях юмора, радости, благодарных слов важно для каждого этапа жизни.

В традициях тибетских семей дарить друг другу подарки и удовольствие от общения. Подчёркивать своё уважение можно не только словами, но и действиями, направленными на поддержание крепкой дружбы между разными поколениями.

«Зло наказывает само себя» – говорил Будда. Поэтому родители всегда должны доверять детям и уважать проявление их воли.

К порядкам, изложенным выше, стоит прислушаться только потому, что в них есть здравая мысль и мудрые наставления.

Дорогие читатели! Для решения вашей проблемы прямо сейчас,

получите бесплатную консультацию

— обратитесь к дежурному юристу в онлайн-чат справа или звоните по телефонам:

Вам не нужно будет тратить свое

время и нервы

— опытный юрист возмет решение всех ваших проблем на себя!

Брак с точки зрения Буддизма

С точки зрения буддизма брак не является ни святым, ни нечестивым. Буддизм не рассматривает брак как религиозный долг и как таинство, которое совершается на небесах. Брак в основном является личным решением, он не является обязательным. Мужчина и женщины имеют свободу решать жениться или нет.

Это не означает, что буддизм против брака. Никто в этом мире не сказал бы, что брак плох, и нет религии, которая против брака.

Ангуттара Никая содержит ценный совет, который Будда дал молодым девушкам до их брака. Понимая, что могут возникнуть трудности с новыми родственниками, девочкам было предписано проявлять все уважение к родителям мужа, любить их как своих родителей. Предполагалось, что они будут уважать родственников и друзей своего мужа, создавая благоприятную и счастливую атмосферу в своих новых домах. Совет, данный Буддой более двадцати пяти веков назад, остается в силе и сегодня.

Важный аспект буддизма состоит в том, что Будда не налагал никаких религиозных законов или заповедей, Будда был уникальным учителем, который изложил ряд дисциплинарных кодов для нас. Те, кто следуют заветам, соблюдают их добровольно, но не как обязательные религиозные законы. В то же время некоторые хорошие качества, такие как терпение и понимание, которые мы узнали через религию, являются важными активами, чтобы помочь нам вести мирную семейную жизнь.

Жена

Его советы были реалистичными и практичными, когда он объяснял большое количество повседневных характеристик, которые женщина должна или не должна культивировать. В разное время Будда советовал, что жена должна:

  • не скрывать злых мыслей против своего мужа;
  • не быть жестокой, суровой или властной;
  • не быть расточительной;
  • охранять и сберегать с трудом заработанные деньги и имущество мужа;
  • всегда быть внимательной и целомудренной в уме и действии;
  • быть верной;
  • быть утонченной в речи и вежливой в делах.

Согласно тому, что Будда учил о законе Кармы, человек несет ответственность за свои действия и его последствия. Рождается сын или дочь, определяется не отцом или матерью, а кармой ребенка. Каждый несет ответственность за свои действия.

Особенности и традиции семьи и брака в буддизмеМуж

Будда заявил, что муж должен всегда уважать свою жену, будучи верным ей, предоставляя ей необходимые полномочия для управления внутренними делами и путем предоставления ей подобающих украшений.

Муж должен быть верным своей жене, а это означает, что муж должен выполнять и поддерживать свои супружеские обязательства перед своей женой, тем самым поддерживая доверие к супружеским отношениям во всех смыслах этого слова. Предоставление достойных украшений жене должно быть символом любви, заботы и внимания мужа к жене.

В буддизме можно найти все необходимые советы, которые могут помочь счастливой семейной жизни. В своих рассуждениях Будда давал различные советы для супружеских пар и для тех, кто задумывается о замужестве. Будда сказал: «Если человек найдет подходящую и понимающую жену, а женщина найдет подходящего и понимающего мужа, то оба удачливы».

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей

Семейные ценности буддизма

В буддизме есть такое понятие, как «три драгоценности» — Будда, Дхарма и Сангха. Термин «Сангха» часто переводится как ‘монашеская община’, или ‘сообщество практиков’. Однако не будем привязываться к концепциям и постараемся понять суть. Почему в буддизме считается важным иметь попутчиков на духовном пути?

Можно привести тот самый пример с прутиком и веником, который, в отличие от прутика сложно сломать. О важности духовных друзей писал и философ Шантидэва: «Никогда, даже если придётся пожертвовать жизнью, не отвергай духовного друга».

И объективно говоря, семья — это наши самые близкие друзья. И если мы даже с ними не смогли найти взаимопонимания, о каком принципе Сангхи можно говорить?

Семья — это первый круг людей, с которыми человек сталкивается перед тем, как выйти в социум. И если он не справился с самым первым уровнем, сложно говорить о гармоничной жизни в социуме и нормальных отношениях с окружающими.

Таким образом, принцип ценности Сангхи можно рассматривать и в контексте семьи, ведь и семью можно превратить в Сангху — сообщество людей, которые вместе идут по пути духовного развития. Тут многое зависит от нас.

Важно никому ничего не навязывать, а помнить, что лучшая проповедь — это проповедь личным примером. Если близкие увидят, что вы счастливый, здоровый и адекватный человек, они сами захотят разделить с вами ваш путь. Это и будет ваша Сангха.

Особенности и традиции семьи и брака в буддизме

Периоды взросления и особенности воспитания

От первого дня появления малыша на свет, его воспитание условно подразделяется на «пятилетки». Так символически называют 4 этапа жизни детей, чья религия буддизм. Предлагается подробнее рассмотреть их по порядку.

Особенности и традиции семьи и брака в буддизме

С рождения до 5 лет

До пятилетнего возраста ребенок живет, словно в сказке, не зная слова «нет». Ему позволяется абсолютно все, к тому же никто ни за что не наказывает. Когда дитя начинает вести себя плохо родители стараются его отвлечь. В случае опасности, они с помощью мимики и жестов пытаются показать, что это рискованно.

Согласно воспитанию детей в буддизме, на этом отрезке жизни человеческое сознание лишь начинается формироваться. Когда малыш беззаботно резвится и норовит пошалить, он проявляет свою любознательность и познает мир. Нельзя ему этого запрещать.

От 6 до 10 лет

Сразу после пяти лет, у человека кардинально меняется способ жизни. Если в первые годы он бегал, прыгал, играл и делал, что хотел, то следующий этап существования пройдет в неких рамках. С шести лет ребенка заставляют выполнять некоторую работу и развиваться.

Это как раз тот возраст, когда человеческий организм способен стремительно развиваться не только физически, но и в умственном плане. Посему и рекомендуется увеличивать некоторые нагрузки. Кроме работы по дому, ребенок может заниматься творческой деятельностью: рисовать, петь, играть на инструменте, танцевать и прочее.

Главное, научить формирующуюся личность общению с людьми. То есть, важно объяснить какой будет реакция других на те, или иные действия. Наказывать можно, но в меру. Цель не унизить, я указать на ошибку. Также нельзя чрезмерно жалеть и опекать дитя, так как это может развить в нем инфантильность.

От 11 до 15 лет

В следующие годы с подростком общаются «на равных» и советоваться, чтобы тот начинал чувствовать себя взрослым. Такие действия помогают приучить человека к ответственности. Данный возраст формирует в юноше или девушке желание к независимости и самостоятельности.

Если поступки несут отрицательный характер и подросток проявляет негативные черты, то стоит деликатно указать ему на это. Ни в коем случае нельзя запрещать что-либо или стыдить, что лишь усугубит ситуацию.

С 16 лет и далее

Люди утверждают, что по истечению 15 лет, уже поздно что-то менять и начинать воспитывать своего отрока. После третьей «пятилетки» родителям остается наблюдать за результатом своих трудов. Главное, уважать любое решение своего ребенка, иначе, в момент совершеннолетия он уйдет из семьи окончательно и будет сторониться родителей из-за непонимания.

Статистика показывает, что дети, которых воспитывали в обычаях буддизма, чаще всего, отличаются особым миролюбием. Они отвечают за свои поступки, прежде всего, перед собой. И даже если им удастся поймать насекомое или птицу, они обязательно их отпустят, не причинив ни малейшего вреда.

В чём минус монашества

В буддийских текстах говорится, что тот, кто избрал в этой жизни путь монашества и полного отречения, в будущей жизни гарантированно родится человеком. Не факт, что он снова столкнётся с Дхармой, но человеческое рождение обретёт. Это зависит уже от того,

каким именно монахом человек был, каких плодов достиг на пути, но человеческое тело в будущей жизни ему гарантировано.

Однако можно вспомнить пример с Вималакирти. Почему он был столь эффективным? И был бы он так же эффективен в проповеди Дхармы, если бы был монахом и жил в пещере?

Во-первых, он бы не был столь почитаем жителями Вайшали. Одно дело, когда человек живёт обычной жизнью и с каждым у него есть, о чём поговорить: с монахом — о Дхарме, с чиновником — о законах, с семьянином – о воспитании детей, с торговцем – о ценах на рис. В этом случае йогин обладает определённым авторитетом, и ко всему, что он говорит, люди будут прислушиваться, даже если поначалу им будет не совсем понятно.

Другое дело, если речь идёт о монахе, живущем в пещере, который ходит в простыне и просит подаяния. Аскетизм и отречение от мира — это тоже достойный путь, но насколько такой человек будет эффективен в исполнении Дхармы? Более того, в современном мире для большинства людей такой человек будет в лучшем случае странным.

Во-вторых, Вималакирти, совмещая духовную и материальную жизнь, подавал пример другим, что это возможно. Даже если представить себе, что некий торговец, озабоченный лишь прибылью от торговли, послушает проповедь монаха-отшельника, то в конце он с ухмылкой скажет: мол, всё это, конечно, хорошо, но монах — бездельник, живущий на подаяние, а мне надо семью кормить и торговыми делами управлять; медитировать некогда.

И в чём-то этот человек будет прав. Путь монашества и отречения — это путь не для всех. И слушая проповеди такого человека, люди, даже если в чём-то и будут согласны с ним, всё равно в итоге скажут: «Нет, ходить в простыне и питаться подаянием — это не для меня».

Но в случае с Вималакирти ситуация совсем иная. Любому из таких торговцев или чиновников он может сказать: «Посмотрите на меня. Я успешен и на духовном пути, и в мирских делах». И слово такого человека будет обладать большим весом, ведь он живёт обычной мирской жизнью, как все.

Таким образом, на примере Вималакирти мы можем видеть, что жизнь мирянина вовсе не является в чём-то ущербной или неполноценной в плане возможности духовного развития. А даже напротив, она имеет свои плюсы. И сегодня задача каждого йогина — быть активным членом социума, чтобы, подобно Вималакирти, стать желанным гостем в каждом доме и, значит, идеальным проповедником.

И помните, что самая эффективная проповедь — это проповедь личным примером. Если окружающие будут видеть, что вы гармонично сочетаете мирскую и духовную жизнь, то они поймут, что эти понятия вовсе на антонимы, не небо и земля, а, как «инь» и «ян» — две половины одного целого.

Особенности и традиции семьи и брака в буддизме

Отношение к измене в буддистской семье

Согласно предписаниям, тибетский закон гласит: мужчина, что изменяет жене своей, или женщина, что спит с другими мужчинами, приносят в семью горе разлуки и не уважают себя и друг друга.

Последователь вероисповедания, сделавший своим выбором мирскую жизнь, обязан чтить родителей своих, заботиться о детях и хранить верность семейным традициям.

В случае присутствия во взаимоотношениях нерешаемых разногласий, супруги могут развестись. Это не только не запрещается в религии буддизма, но и поддерживается словами пророка о несовместимости.

Но, зачастую, такое поведение подвержено осуждению со стороны близких родственников и знакомых людей, что ревностно соблюдают священное предписание. Будда советовал выбирать пару себе с умом, а не плотскими желаниями. Старым не следует жениться на молодых, это обязательно приведёт к разрушению семейной гармонии.

Великая история Тибета напрямую связана с развитием древнего Китая. Принятое в идеологии межкультовых взаимоотношений конфуцианство настаивало на том, что всё начинается с семьи, а заключение брака – вынужденная мера по сохранению благосостояния.

Технологии буддийского мировоззрения смогли объяснить его ценность с иной точки зрения, пренебрегать которой лучше не стоит, так как основы, заложенные религиозными мыслителями, могут помочь обрести каждой современной семье свою частичку духовного счастья.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 938-66-24, Санкт-Петербург +7 (812) 425-62-38, Регионы 8800-350-97-52

Вторая точка зрения

Есть и другой взгляд на семейные отношения, взаимодействия с родственниками на Пути становления практика. Пока ум начинающего практика неспокоен, пока он ещё не взял под контроль свои шесть органов чувств (зрение, обоняние, осязание, вкус, слух, ум), пока не взращена нравственность (больше аспектов о духовном развитии можете прочитать в сутре «Секха-сутта: Ученик. МН53», где Ананда на большом собрании представителей рода Шакьев разъясняет по просьбе Будды о качествах ученика, вступившего на Путь), выстраивать новые путы привязанностей может быть неразумно.

Почему? В сутре «Секха-сутта: Ученик. МН53» Ананда поясняет один важный момент:

«Видя форму глазом, он не цепляется за её образ и черты. Ведь если бы он оставлял способность глаза неохраняемой, плохие, неблагие состояния алчности и грусти могли бы наводнить его. Он практикует путь сдержанности, он охраняет способность глаза, он предпринимает сдерживание способности глаза…».

Речь о контроле одного из органов чувств и его проявления. Представьте, что вам встретился человек, который каким-то образом кармически с вами тесно связан. Вы сразу чувствуете и энергетически, и физически, что вас так и влечет к этому человеку. И вот через некоторое время вы решаете создать семью.

Но на момент создания семьи вы проделали некоторый начальный путь в познании себя и пока не до конца проработали момент вовлечённости в различные жизненные процессы, не взрастили осознанность к проявлению шести органов чувств и часто вовлекаетесь в различного рода страсти. А пока осознанности нет, ум, который питают и развивают эти органы чувств (основные пять), будет часто ведом не вашей внутренней мудрой сутью, а эмоциями, чувствами, различными переживаниями, привязанностями, кем-то навязанными шаблонами поведения, стереотипами и прочим. Как вы думаете, насколько адекватной будет такая ячейка общества? Насколько полезной и эффективной будет она для социума?

В писаниях (сутрах) часто встречается одно и то же описание. К Будде приходит человек, который стремится пробудиться от неведения, познать свою истинную природу, и Татахагата даёт ему путь к архатству, методики, практики, которые прежде всего помогают разобраться со своим умом, взять под контроль его проявления (органы чувств) и далее пережить четыре дхьяны. Но и это состояние является лишь началом пробуждения.

Особенности и традиции семьи и брака в буддизме

Не цепляясь за приятные переживания во время дхьян, практик продолжает своё сосредоточение на внутреннем мире, идя дальше, оставив сферы чувствования. Он направляет внимание на воспоминание многочисленных прошлых жизней в подробностях и деталях. Здесь часто приводится сравнение со скорлупой яйца:

«Это его первое пробивание, подобное тому, как цыплята курицы пробивают свои скорлупки».

Затем наступает этап, когда практик видит причины и следствия поступков разных существ, почему они перевоплощаются в тех или иных мирах, познаёт закон кармы. Это называется «вторым пробиванием скорлупки цыплят курицы». Затем реализуется «прямое знание, основанное на высочайшей осознанности, незапятнанной мудрости» – «третье пробивание, подобное тому, как цыплята пробивают свои скорлупки».

Таким образом практик достигает состояния архатства, становится полностью освобождённым. Пришедшим в поисках истины людям Будда рекомендовал выбрать уединённое место в лесу в пустой хижине или помост под деревом и заниматься самостоятельно созерцанием. Методики созерцания прекрасно описаны в подробностях и деталях во многих сутрах, к примеру «Сатипатхана-сутте: Основах осознанности», «Анапанасати-сутте. Осознанности к дыханию».

Достигнув своей духовной цели в познании себя, практик уже дальше двигался по жизни, будучи более мудрым и до некоторой степени освобождённым. Конечно, сейчас не те времена, когда мы, стремясь познать истинную природу ума, на время присоединимся к общине Будды, получим от него или его учеников-архатов руководство к практике и достигнем просветления. Нет самого Будды как личности в этом мире, но есть руководство к практике в сутрах: в подробностях и деталях описано, каким должны быть быт, умонастроение во время уединения.

Энергия Будды присутствует всегда и везде, достаточно устремить своё внимание к Нему: во время чтения сутр возрастает концентрация на сильной пробуждающей энергии Татхагаты, миров Будд и бодхисаттв. Ум может выстроить целые небоскрёбы причин, почему не стоит приступать к регулярным практикам и взращивать должные качества ученика, прикладывать усилия на Пути и проявлять должное усердие и сосредоточение.

Особенности и традиции семьи и брака в буддизме

Он может и делает именно так. Но его доводы пусты и обманчивы, и их следует с решительностью и смелостью отбросить. Почему? Потому что, даже если в этой жизни не получится достичь полного освобождения от всех внутренних загрязнений, завес, прикладывая усилия, стараясь культивировать благородные грани сознания во внутреннем мире, проявляя осознанность не только в личной практике, но и в остальное время дня и даже ночи (это называется «благородным бодрствованием»), мы имеем все возможности взять под контроль свой ум и его проявления в виде органов чувств.

Вот эта коварная цепочка: форма-ощущение-распознавание-ментальные факторы-сознание (пять скандх). Пример: видим человека, испытываем к нему интерес, начинаем общаться, испытываем приятные ощущения от общения, испытав приятные ощущения, мы попадаем в зависимость от этих ощущений.

Теперь для внутреннего удовлетворения нужно испытывать эти приятные ощущения снова и снова. Не получив нужной дозы приятного, испытываем разочарование, горечь и страдания. К сожалению, это стандартная ситуация работы бесконтрольного ума, касаемая вообще всего непостоянного, не только взаимоотношений с противоположным полом. Сегодня существуют возможности глубокого познания себя: випассаны, одиночные ретриты, онлайн-мероприятия (випассаны, курсы по освоению медитации на базе учения Будды, регулярные практики по развитию концентрации и медитации).

Зарождайте намерение участия в подобных мероприятиях и, когда появится возможность присоединиться, сделайте это, прислушиваясь к внутреннему миру, а не эгоистичному уму. Получив методики, получив первый опыт, вы сможете заниматься самостоятельно, устраивать себе дни, недели, а возможно, месяцы тишины и глубокого погружения. «Видя форму глазом», вы постепенно научитесь видеть форму, но не «цепляться умом» за неё, не отождествляться с ней.

Как следствие не вырастут корни привязанности, которые приведут к неизбежной «груде страданий» на фоне многочисленных чувственных переживаний, а будет ясное, мудрое, спокойное понимание происходящего. Как вы думаете, семья, члены которой прикладывают регулярные усилия в обуздании своих умов, культивировании нравственности и других благородных качеств ученика во время личной практики и в остальное время, принесёт ли пользу себе и окружающему пространству вокруг? Будет ли крепка их дружба и доверительны отношения? Послужат ли они примером своим детям, родителям, знакомым?

Особенности и традиции семьи и брака в буддизме

Попробуйте ответить, пожалуйста, самостоятельно на эти вопросы.

«Слыша звук ухом..
Обоняя запах носом..
Пробуя вкус языком..
Касаясь осязаемой вещи телом..»

Хочу поделиться высказыванием одного брахмана по имени Сананкумара, которое было одобрено Татхагатой:

«Член варны Кшатриев – вот лучший из людей Для тех, кто меряет всё в рамках варн, Но тот, кто совершенства в знании и поведении Достиг, – Тот величайший из Богов и из людей».

Также показателен пример великого йогина Миларепы, который жил в Тибете в XI веке. Он знаменит своими песнями «100 тысяч песен Миларепы» (milarepa.ru). Миларепа был реализованным практиком, достигшим освобождения. Неоднократно в песнях-учениях он упоминает о том, что на пути становления, пока практик учится брать под контроль ум, органы чувств и их проявления, нужно вести уединённый образ жизни, отдалиться от всего, что вызывает сильные привязанности в материальном мире, и как бы неприятно это ни прозвучало, да, это прежде всего наши родственники и родные. Нужно время, чтобы разобраться со своим внутренним миром, успокоить ум, а потом, уже будучи более мудрым и спокойным, осознанным человеком, возвращаться, заводить семью и т. д.

Путы привязанности, злости и глупости в будущих жизнях становятся лишь прочнее. Средство от них сейчас приготовьте лучше

Миларепа

К этой же теме можно отнести эпизод из сутры «Махасаччака-сутта: Большая беседа с Саччакой. МН 36», где Будда вспоминает, как и он когда-то, будучи непробуждённым человеком, решил оставить всё, что ему было дорого, и отправиться на поиски ответов на свои вопросы.

Особенности и традиции семьи и брака в буддизме

Даже Татхагате, с его огромным потенциалом, нужно было это сделать, чтобы пробудиться и в итоге принести благо многим поколениям:

«Перед моим просветлением, когда я был все ещё непросветлённым бодхисаттвой я подумал: Домохозяйская жизнь тесная и пыльная. Бездомная жизнь подобна бескрайним просторам. Непросто, проживая дома, вести святую жизнь всецело чистую и совершенную, словно отполированная морская раковина. Что если я оставлю домохозяйкую жизнь ради жизни бездомной?».

Попробуйте найти для себя оптимальную золотую середину, согласованную с вашими целями и стремлениями в этом воплощении. Можно по-разному жить семейной жизнью: в страстях или без них, проявляя осознанность или не проявляя её. Мы знаем множество примеров семейных ситуаций, когда члены семьи не прикладывают усилия в обуздании своих страстей, знаем, к чему это приводит, и также знаем примеры практиков, таких как Вималакирти, Марпа (учитель Миларепы), Мачиг Лабдрон, которые, очистив внутренний мир от вредоносных качеств, обуздав ум, обзавелись семьей и принесли очень много блага этому миру.

В завершении рекомендуем к прочтению сутру «Сигаловада-сутта: Беседа с Сигалой. ДН 31», где Будда описывает критерии правильной жизни для мирян. Приведём небольшую цитату из неё:

«Пятью способами, молодой домохозяин, должен муж служить жене:

  • быть вежливым с ней
  • не презирать её
  • быть верным ей
  • передавать ей полномочия
  • обеспечивая её украшениями

Жена, которой её муж так служит, проявляет сострадание к своему мужу пятью способами:

  • она хорошо исполняет свои обязанности
  • она гостеприимна к родственникам и окружающим
  • она верна
  • она сберегает то, что он приносит
  • она искусна и трудолюбива в исполнении своих обязанностей

Этими пятью способами жена проявляет сострадание к своему мужу, который служит ей. Так он охватывает стороны света, делая их безопасными и надежными».

Попробуйте также ознакомиться с сутрой «Агганнья сутта: О происхождении» о том, что же является первопричиной страстей в мире, возникновении домов, взаимоотношений между мужчиной и женщиной, образовании сословий и т. д. Очень интересная и важная сутра.

Получается, что каждый в словах Будды увидит своё, и только время покажет, насколько он ошибался или был прав в своих суждениях. Остаётся надеяться, что из жизни в жизнь, ошибочных суждений будет меньше, а верных – больше. И мир вокруг такого практика будет становиться гармоничнее, так как его эгоцентричные воззрения не будут мешать развиваться ему самому и окружающим людям.

Особенности и традиции семьи и брака в буддизме
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...