Опека над опекой

Оговорка в законе

Появление в семье ребенка – это огромная радость для его родителей. По факту рождения ребенку законодательством Российской Федерации дано право жить и воспитываться в своей семье, соответственно, право знать своих родителей, право на их заботу и совместное с ними проживание (часть 2 статьи 54 Семейного Кодекса российской Федерации). Однако есть оговорка: если это не противоречит его интересам. Что это означает?

Родители, воспитывающие ребенка, обязаны заботиться о его физическом, духовном и нравственном развитии. А именно:

  • обеспечение ребенку проживания в надлежащих условиях, соответствующее норме санитарное состояние жилого помещения;
  • обеспечение элементарных требований (наличие спального места, места для уроков, обеспечение питанием, одеждой и обувью по сезону и т. д.);
  • заботиться о сохранности жизни и здоровья своего ребенка, а значит своевременно обеспечивать прохождение медицинских осмотров, приемов, обследований, а также исполнять рекомендации органов здравоохранения по лечению несовершеннолетнего;
  • заботиться о духовном и нравственном развитии своих детей – способствовать получению ими образования, воспитывать в надлежащих условиях.

Противоречие интересам ребенка – есть грубое несоблюдение прав и законных интересов несовершеннолетнего, а именно: содержание в ненадлежащих условиях, пренебрежение нуждами ребенка (отказ от медицинской помощи несовершеннолетнему, воспрепятствование получению несовершеннолетним образования, необеспечение ребенка необходимыми одеждой, обувью, продуктами питания и т.д.). В случаях, когда такое пренебрежение представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью несовершеннолетнего, у специально уполномоченных органов – органов опеки и попечительства возникает обязанность изъять ребенка из семьи.

Нормативная база

В каких случаях органы опеки могут забрать ребенкаХотя вопросам обязанностей родителей в отношении своих детей посвящено достаточное количество законодательных актов, большая проблема их заключается в отсутствии подробного трактования имеющихся правовых норм. Например, ст. 63 СК РФ устанавливает, что родители обязаны обеспечивать полноценное физическое, психическое и духовное развитие детей. Никаких пояснений относительно того, что подразумевать под таким развитием, не содержится. Получается, что трактовкой закона занимаются сотрудники органов опеки и попечительства и судьи.

Комментарий специалиста

Горчаков Владимир

Юрист

Задать вопрос эксперту

Такое положение часто приводит к перекосам в судебно-исполнительной системе при решении вопроса. Т.е. на практике в ряде случаев в отношении явно маргинальных семей никаких действий не предпринимается, т.к. сотрудники органов опеки не усматривают в их деяниях нарушения закона. Зато за банальный недосмотр на родителей могут наложить серьезный штраф. Система и процедура изъятия ребенка из семьи тоже имеет множество недоработок на законодательном уровне.

В Семейном Кодексе ей посвящены следующие статьи:

Ст. 69-70 СК РФ

устанавливают причины, по которым позволительно лишать родительских прав и регламентируют процедуру осуществления

Ст. 71-72 СК РФ

указывают на последствия для родителей и детей, которые наступают после лишения родительских прав и предписывают возможность их восстановления при соблюдении ряда условий

Ст. 73-76 СК РФ

регламентируют причины, осуществление и последствия процедуры ограничения родительских прав

Ст. 77 СК РФ

устанавливает причины и процедуру отнятия ребенка у родителя или обоих

Вопрос, связанный с родительскими правами регулирует также ряд федеральных законов:

ФЗ РФ № 120 (от 24.06.1999)

рассматривает вопросы, связанные с безнадзорностью несовершеннолетних детей

ФЗ РФ № 124 (от 24.07.1998)

устанавливает перечень прав, которыми обладают несовершеннолетние граждане РФ, и определяет порядок их реализации

ФЗ РФ № 159 (от 21.12.1996)

гарантирует дополнительные меры социальной поддержки в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, т.е., в частности, тех, в отношении которых граждане были лишены родительских прав

Схватить пострадавшего и запихнуть в детдом

— Это правда, что на сегодняшний день фактически нет иных вариантов, кроме изъятия ребенка из семьи, где по отношению к нему — действительно или возможно — проявляют насилие?

-К сожалению, на практике — да.

Очень часто, когда речь идет об угрозе для ребенка — например, папа или мама, или бабушка иногда выпивают и проявляют насилие по отношению к ребенку — вместо того, чтобы удалить этого взрослого, мы хватаем ребенка и запихиваем его в детский дом! Получается, он пострадал дважды: сначала он стал жертвой какого-то жестокого обращения, а потом его, в общем-то, сажают «в тюрьму» за то, что он стал жертвой. Почему так это происходит – большой вопрос! Наверное, потому, что никогда не задумывались в такой ситуации о благополучии ребенка.

Его благополучие – это, прежде всего, какая-то стабильность. Это наличие близких, заботящихся о нем взрослых, чтобы ему не было страшно, тревожно и одиноко в этой довольно стрессовой ситуации разборок, связанных с семьей.

Здесь может быть много вариантов. Если очевидно, что кто-то один из родителей наносит ребенку вред, я думаю, должна быть возможность подписать некий судебный ордер, который бы на время расследования запрещал бы этому родителю проживать в этой квартире и приближаться к ребенку. Пусть он едет к своим родственникам, снимает гостиницу. В крайнем случае, можно и нужно, наверно, создавать кризисные центры, как для женщин, так и для мужчин, которые являются в семье насильниками. То есть не только для жертв, но и для тех, от кого исходит угроза. Потому что все-таки, когда человек проявляет агрессию в первый раз, он может понять, что путь исправления еще не заказан.

Когда отселить человека невозможно или он отказывается покинуть помещение (при этом понятно, что у нас пока нет никаких судебных решений, позволяющих выселить его принудительно), переводить ребенка совместно с другими родителем или родственников в кризисный центр.

Если есть подозрение на сексуальное насилие в семье, и подозреваемый в насилии уходить не собирается, и в СИЗО его помещать не торопятся, понятно, что мы не можем оставить ребенка с ним. В таком случае ребенок вместе с другим родственником — например, с бабушкой — может быть временно размещен в каком-то кризисном центре, на время расследования.

Сегодня же, к сожалению, вариант только один: люди, которые не являются специалистами в детско-родительских отношениях, в вопросах распознания насилия, должны на глазок определить, что в семье происходит. Не являясь экспертами, они обычно обращают внимание на какие-то бытовые вещи. К тому же они должны очень быстро принять решение: отобрать – не отобрать. Причем мы не даем людям, которые принимают это решение, никакого времени. Оно принимается мгновенно! То есть человек должен мгновенно, не будучи специалистом, определить, что теперь из этой семьи ребенка можно забрать навсегда.

Если отбирают, значит, дальше ребенок едет «по этапу». При этом, если отобрание случается законно. То есть оформляется именно как отобрание. А тут один вариант ровно есть -по 77-й статье, это значит, в семидневный срок они обязаны подать иск в суд на лишение или ограничение родительских прав. То есть сама процедура не предполагает обратного пути! Просто считается, что отобрание детей — это крайняя мера.

— Сколько детей изымают в год?

— У нас в прошлом году было зафиксировано около трех с половиной тысяч отобраний, если не ошибаюсь.

Это статистика по Москве?

Нет, по России. Это семьи, которые прошли по 77-й статье. Но в реальности детей, которые увезены из семей государственными органами, намного больше, но они все оформлены либо по акту о  безнадзорности, который оформляет полиция, либо по «добровольно-принудительному» заявлению о размещении детей в приют или детский дом, подписанному родителями.

Речь не только о приемных семьях, а о любых?

Статистика этого не разделяет. Но, конечно, чаще всего это касается кровных семей, с приемными такое случается намного реже.

За что и когда органы опеки забирают детей: основания и порядок изъятия из семьи

О трудностях во время пандемии

— Сложно было после вступления в должность почти сразу столкнуться с пандемией?

— Я в январе вступила, а началось в марте. Сложность в том, что я не могла по тяжёлым случаям выехать в семью или в учреждения. Когда у нас началась история с дистантом, я понимала, что организацию процесса необходимо держать на контроле. Всё прошло в итоге удачно, но путь к этому у каждого образовательного учреждения был свой. Были и такие дни, когда система МЭШ (Московская электронная школа. — RT) не выдерживала и зависала. Мы, конечно, благодарны производителям коммерческих образовательных платформ, которые предоставили доступ бесплатно на период пандемии. Но с платформами была неразбериха, всплывал нежелательный контент. И учителя, и дети немного терялись. И мы сформировали предложения к московской системе образования, касающиеся организации дистанционного обучения, которые включали в себя также разработку единой платформы на российском ПО. Я как вижу? Когда ребёнок ходит в школу физически, то прикладывает на входе карточку и понимает: в этой школе направо пойдёшь — кабинет физики, налево — кабинет химии, там спортзал, там столовка, там директор сидит. По этому же принципу должен быть организован и дистант: один пароль и понятный дизайн.

— Как вы относитесь к обсуждениям того, что грядёт разделение: дистанционное обучение — для бедных, а элитные школы дистанционно учиться никогда не будут? 

— Никогда так не будет. В нашей стране обучение всегда будет оффлайн — даже президент уже об этом говорил.

Дистанционное обучение, конечно, имеет право на существование. Некоторым оно необходимо. У меня сын — профессиональный спортсмен. Вот если бы в его школьные годы было дистанционное образование, он бы смог нормально учиться, а не урывками. Есть дети, которые очень рано профессионально определились. Это юные спортсмены, музыканты. Им достаточно общеобразовательного курса на дистанте, который никак не повлияет ни на спортивный график, ни на гастрольный.

Стало также ясно, что дистант совершенно не подходит детям с ограниченными возможностями здоровья. Например, с расстройствами аутичного спектра, которые работают только глаза в глаза с дефектологами, логопедами, психологами. Эти дети оказались наедине с родителями. Их в школе не только социализируют, но и вводят в систему работы. Сейчас мы думаем о том, как решить эту проблему.

— Остальное всё работает?

— Остальное работает. Многие родители просто не понимали, как правильно жить по режиму. Обычно как? Подъём, ребёнка покормили — и в школу. Вот он и режим. На удалёнке это не работает. Подъём нужен независимо от того, что урок начинается в девять. Необходимо вставать в семь тридцать, зарядка, завтрак, уроки… С одной стороны, пандемия — это плохо, с другой — она выявила роль школы и учителя в каждодневной жизни семьи. Заставила родителей больше уважать учителей, их труд. Вынужденный карантин не только высветил проблемы, но и очеловечил нас. Мы поняли, что у нас есть тыл — наша семья, о чём мы в суете стали забывать.

— В связи с нынешней волной COVID-19 не все родители успели сделать обязательные прививки детям и теперь боятся санкций. Что посоветуете?

— В законе нет никаких санкций. С другой стороны, есть социальная ответственность всех людей в условиях пандемии. Исходя из этих постулатов и нужно действовать.

— Сегодня обсуждают регламентацию родительских чатов (только в определённых мессенджерах и только с участием школьных психологов). Насколько это актуальная мера и будет ли она способствовать оздоровлению общения в школах?

— Родительские чаты — это дело родителей. Модерировать их должны сами родители, возможно, родительский комитет. Что касается участия в них представителей образовательной организации — это вопрос корпоративной политики и этики организации. Регламенты, на мой взгляд, простые и понятные: взаимодействие участников должно происходить в рамках закона.

Причины, по которым могут отнять ребенка

В 77 статье СК РФ сказано, что органы опеки имеют право отбирать детей из неблагополучных семей при наличии угрозы их жизни. Подобному критерию соответствуют такие случаи:

  • отсутствует пища;
  • ребенку не предоставляется необходимая медицинская помощь;
  • родители страдают от алкоголизма и наркомании;
  • условия проживания не соответствуют общепринятым нормам;
  • ребенок находится в постоянной опасности.

Сотрудники органов опеки не могут следить за всеми семьями сразу, поэтому немаловажная роль отводится очевидцам плохого обращения с детьми. После их обращения в семью наведается уполномоченное лицо с целью проверки условий жизни и опроса малыша.

Изымать ребенка органы опеки могут лишь на основании заверенного акта, в котором озвучены причины данного решения. В дальнейшем его переведут в специальное учреждение. Если есть близкие родственники или люди, желающие взять на себя обязанности по воспитанию, то органы опеки одобрят опекунство или попечительство.

Отказ в праве получения образования

Законное право получать образование дано всем детям. Оно закреплено конституцией (статьей 43):

  • Дети могут и должны получить полное среднее образование.
  • Государство гарантирует бесплатное и доступное обучение (дошкольное, среднее).
  • На конкурсной основе любой гражданин РФ имеет возможность получить высшее образование совершенно бесплатно.
  • Среднее образование должно быть получено всеми детьми. Отвечают за выполнения данного условия родители, опекуны или органы опеки.
  • Органы власти РФ поддерживают принятые формы обучения (очное, заочное, очно-заочное) и устанавливают базовые стандарты, которые определяют уровень образования.

За что и когда органы опеки забирают детей: основания и порядок изъятия из семьиГосударство делает все возможное для получения ребенком необходимых знаний, выделяя средства из бюджета и создавая специальные программы для малоимущих семей. Матери или отцу остается лишь отвести малыша на учебу. Если родители не имеют возможности или не хотят выполнять возложенные на них обязанности, то может последовать штраф и даже уголовная ответственность. Органы опеки вправе отобрать ребенка за данный проступок, но первоначально обычно следует предупреждение.

Зафиксированные инциденты насилия могут стать основанием, чтобы органы опеки немедленно могли отобрать ребенка. Принято делить данный критерий на несколько форм:

Из-за жестокого обращения ребенок становится замкнутым или слишком агрессивным. При отсутствии действий со стороны органов опеки высока вероятность нанесения психических и физических травм, оказывающих негативное воздействие на мировоззрение малыша.

Пренебрежение жизненно важными нуждами

Ни для кого не новость, что родители должны одевать, кормить и следить за гигиеной и условиями проживания детей

Не менее важно ежегодно полностью обследовать ребенка, проходить вакцинацию и обращаться к педиатру или терапевту при выявлении признаков болезни

Срочное вмешательство органов опеки необходимо, если малыш не ходит школу, отстает в развитии от сверстников и не имеет возможности тепло одеться. В некоторых неблагополучных семьях дети и вовсе умирают от голода и холода, так как родители перестают за ними следить. Такие ситуации приводят к печальным последствиям, поэтому требуют принятия срочных мер.

Неучастие в воспитании детей

Основной обязанностью родителей является воспитания своих малышей. Они должны направлять ребенка и предоставлять ему кров, пищу, медикаменты и возможность развиваться физически и интеллектуально. Полное обеспечение происходит до совершеннолетия. Органы опеки могут забрать ребенка за неучастие родителей в его воспитании или прибегнуть к определенным санкциям: За что и когда органы опеки забирают детей: основания и порядок изъятия из семьи

  • постановка на учет;
  • регулярные визиты представителей органов опеки;
  • ограничение или аннулирование отцовских и материнских прав;
  • осуждение в СМИ.

Как вести себя во время проверки органами опеки

Самое главное, что нужно помнить – это то, что изъятие детей из семьи без оснований невозможно. Если в семье все нормально, между родителями и детьми хорошие отношения, нет никаких проблем с продуктами питания, учебой и одеждой, никто ребенка не заберет.

Примечание: запрещать сотрудникам ООиП входить в квартиру смысла нет, это их наоборот насторожит. Они все равно вернутся с полицейскими, и в жилье впустить придется.

На что обращает внимание комиссия в первую очередь:

  • Внешний вид детей и родителей;
  • Состояние жилья;
  • Ремонт, санитарные условия.

Комиссия может проверить холодильник, провести беседу со всеми членами семьи, а также уточнить, нуждается ли несовершеннолетний в лекарствах и медицинской помощи, если есть признаки такового. В некоторых случаях опрашивают и соседей, чтобы получить характеристику на родителей.

Как нужно вести себя в ходе проверки:

  • Не пытаться прогнать комиссию. Все равно до окончания детального обследования сотрудники не уйдут;
  • Не грубить. Это только негативно отразится в акте в дальнейшем;
  • Стараться вести себя вежливо, предоставлять доступ в комнаты детей;
  • Не выражаться нецензурно и не угрожать комиссии. В первом случае могут привлечь к административной, во втором – к уголовной ответственности. Это не решит проблему, а только усугубит ее.

Если родители ведут себя уверенно и вежливо, комиссия только составит акт и передаст один его экземпляр в течение трех дней. Никаких проблем в дальнейшем не будет. Если же позволять себе угрозы в адрес комиссии или устроить скандал, одним оформлением акта дело не закончится.

Детские дома — это замкнутый круг

Значит ли это, что их нет совсем в нашей стране – этих схем помощи?

Нет, схемы есть.

Они есть у фондов, у НКО и разных общественных организаций. А значит, на данном этапе, пока не разработана государством схема помощи семьям, нужен симбиоз. Когда выходит опека по сигналу в семью и видит, что там бедно, что требуется помощь, они дают сигнал в фонд или самой маме сообщают, куда можно обратиться, и проблема может начать решаться.

Фондов на всех социально неблагополучных граждан не хватит. Не смогут фонды заменить собой всю государственную социальную сферу. Но надо стараться сделать хотя бы то, что мы уже в силах сделать – помогать там, где можем. А еще нужно говорить о потребности в государственной схеме помощи (именно помощи) таким семьям, где можно и нужно сохранять детей.

Потому что детские дома — это замкнутый круг: травмированные дети выпускаются из детских домов и создают свои социально неблагополучные семьи, ибо нет у них перед глазами модели нормальной семьи и модели нормальной помощи, и их дети попадают опять в детские дома.

И, конечно же, все работники этой сферы должны пройти курс в  ШПР. Ибо очень часто, принимая решение об изъятии детей, сотрудники опек даже не догадываются, какая это страшная трагедия для ребенка. И это во сто крат страшнее, чем бедность родителей и текущие потолки в ванной.

Куда органы опеки помещают изъятых из семьи детей

Учреждение, в которое малыш будет помещен после изъятия из семьи, напрямую будет зависеть от оснований, по которым он был забран из семьи:

  1. При лишении или ограничении родительских прав. Несовершеннолетний помещается в социальное учреждение для несовершеннолетних. В зависимости от состояния здоровья и возраста ребенка это может быть детский приют (в настоящее время — центр семейного устройства), дом малютки, школа-интернат, другое социальное или медицинское учреждение для детей. Несовершеннолетнему присваивается статус оставшегося без попечения родителей.
  2. В случае отобрания. Если мать или отец нанесли вред здоровью ребенка, причинив ему травму, либо допустив переохлаждение, обморожение, получение ребенком ожогов), несовершеннолетний помещается в медицинское учреждение. При отсутствии медицинский показаний на помещение в стационар, малыш помещается в детский реабилитационный центр.

В любом случае малыш не может быть передан на воспитание другим своим родственникам сразу же после изъятия его из семьи. Понадобится какое-то время на оформление опеки:

  • предварительной (при твердом желании родственника взять на воспитание ребенка, а также при наличии положительного акта обследования жилищных условий в новой семье);
  • постоянной (после того, как потенциальный опекун соберет полный пакет документов и получит разрешение на оформление опеки).

Важно. Если родственники малыша проживают совместно с родителями, у которых ребенок был изъят, передача несовершеннолетнего под опеку этого родственника не допускается.

Могут ли забрать без решения суда?

В стандартном случае изъятие из семьи происходит при наличии решения суда. Однако возможно временное изъятие несовершеннолетнего, если это соответствует его интересам.

Например, когда ему угрожает опасность и пребывание с родителями наносит вред здоровью и жизни несовершеннолетнего. В этом случае его забирают временно до вынесения решения судом и помещают в специализированное государственное учреждение.

Порядок изъятия ребенка из семьи

Действия попечительских комиссий происходят по определенной схеме:

  • поступает сигнал или жалоба от добропорядочных граждан;
  • проводят проверку, соблюдая законодательные предписания;
  • выявив незначительные нарушения, делают предупреждение нерадивым матери или отцу;
  • при выявлении соответствующих серьезных нарушений происходит изъятие несовершеннолетних под присмотр государства;
  • следуя предписанию закона, дети помещаются в государственные воспитательные учреждения «детские дома» или отдаются под временную опеку близким людям, имеющим право на уход и воспитание ребенка.

Если Ваше чадо забрали, Вы имеете возможность оспорить заключения муниципальных структур в законном порядке.

Передача детей органам опеки

Передача воспитанников происходит принудительно либо по согласию родителей. Безотлагательно забирают иждивенцев в случае возникновения опасности для их жизни и здоровья. А также если отец и мать:

  • не проживают больше 6 месяцев с детьми без уважительной причины;
  • официально признаны недееспособными;
  • пропали без вести.
За что могут забрать ребенка органы опеки: причины, порядок, последствия

Дети во время развода

— Ещё есть много тяжёлых ситуаций, когда родители при разводе начинают буквально делить детей, часто через суд. Доходит даже до похищения ребёнка одним родителем у другого. Как тут быть?

— Я, как уполномоченный, получаю очень много обращений, когда мама с папой делят ребёнка. Они крадут друг у друга детей. И я не имею права вмешиваться — по закону. Есть суд, который определяет порядок, с кем находится ребёнок, с кем он гуляет, когда с кем встречается. Это решение суда обязательно к исполнению. Но что происходит потом? Ребёнок становится часто в таких семьях причиной шантажа, один родитель не даёт общаться с ним другому. Тут вступают в дело судебные приставы. Они идут с вами в квартиру. (Просто вдумайтесь в это!) Судебные приставы отрывают ребёнка от матери и отдают отцу. Мне всё время хочется сказать: «Родители, очнитесь! Вы что творите со своими детьми?»

— А от вас, как от уполномоченного, такие родители чего ждут?

— Чтобы я решила их проблемы. Я бы очень хотела повсеместно включать в работу с ними медиаторов. Мне кажется, как только семья написала при разводе заявление в суд об определении места жительства ребёнка и о разграничении в правах — тут же должен включаться медиатор, который до судебного порядка сколько надо, столько и будет работать с семьёй, пока они не договорятся. И ребёнок никогда не будет страдать — вне зависимости от решения суда.

Сейчас система медиации существует, но она платная. А нужно, чтобы она стала государственной и оплачивалась из бюджета. Моя задача — защищать детей из семей, которые распались. По количеству обращений я понимаю, что эта проблема не решена. В десять лет ребёнок сможет своё мнение высказать, чтобы оно было учтено судом, но до этого времени ребёнка истерзают.

Так что же делать?

Что касается Вологодской области, где опекуны убили шестилетнего Степу Кукина, то здесь уже запустили пилотный проект по реформированию органов опеки. Полномочия по организации работы школ приемных родителей, функций по выявлению семей в социально опасном положении передали соцзащите. В регионе разработали регламент межведомственного взаимодействия по мониторингу жизни детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных родителей. В рамках этого регламента с семьями заключили дополнительное соглашение об участии в мониторинге всех субъектов профилактики. Его цель – не столько контролировать жизнь приемной семьи, сколько оказать помощь в воспитании приемного ребенка.

– Реформа самих органов опеки невозможна без реформы семейного законодательства. В нем должны появиться процедуры оценки реальных рисков для ребенка, оказания семье помощи и работы с ней над восстановлением детско-родительских отношений. Необходимо развивать семейную медиацию. Но законодательство по применению и развитию данной технологии не разработано, – говорит Ольга Смирнова.

Эксперт Александр Гезалов добавляет, что стоит пересмотреть и Семейный кодекс, те статьи, где регламент достаточно жесткий и ограниченный – ребенок в опасности. Надо говорить о том, что семья в опасности. Составить план, расписать все по пунктам, определить самые важные и первоочередные направления – работа, жилье, пособия, школа. Реально помогать, а не запугивать, карать и разрушать.

❓ Часто задаваемые вопросы

Лишают ли родителей родительских прав при изъятии ребенка из семьи?

Механизм лишения родительских прав достаточно сложен. И фактическое лишение может произойти только в том случае, если жизни или здоровью ребенка есть реальный вред. Однако в подавляющем большинстве случаев суд принимает решение сначала об ограничении в родительских правах.

А как за рубежом? Там тоже могут изъять детей из семьи?

За рубежом эта практика очень сильно развита – опека может изъять ребенка даже за простое повышение голоса. При этом ребенок может самостоятельно пожаловаться на своих родителей педагогу. И если последний оставит без внимания жалобу ребенка, то разбирательство будет происходить уже в отношении педагога.

Могут ли забрать ребенка из семьи, если родители малоимущие?

Если родители ничего не предпринимают для того, чтобы выйти из такой ситуации, то вполне возможно и изъятие. Если же родители смогут доказать, что такая ситуация для них временная, то опека будет решать вопрос индивидуально.

По чьему решению забирают ребенка – по решению суда или органов опеки?

Сейчас решение об изъятии детей принимают органы опеки. В будущем планируется, что данная процедура будет осуществляться только по решению суда. Сейчас же все случаи рассматривают только сотрудники опеки и принимают исключительно субъективное решение.

Где живут такие дети?

Если изъятие носит временный характер, то это, скорее всего, либо другая семья (но родственников или знакомых), либо специализированные реабилитационные центры. Если ясно, что изъятие будет длительным или постоянным, то рассматривается вопрос о направлении ребенка в детский дом, но после соблюдения процедуры изъятия.

Ребенок может вернуться домой? В каких случаях?

Если родители или другие люди, у которых, говоря казенным языком, ребенок находился на попечении, создали благоприятную обстановку для возвращения, постоянным образом ликвидирована угроза здоровью или жизни ребенка, то он может вернуться в семью. Но за такой семьей органы опеки будут следить очень пристально.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Юрист. Автор статей. Практика в сфере госзакупок, недвижимости, ДТП, споров со страховыми компаниями

Как себя вести при проверке из опеки

Рассмотрим, почему ребенок может быть изъят из нормальной семьи. В момент посещения специалистами, зачастую граждане теряются. Поэтому могут возникнуть недоразумения.

№ п/п Популярные ошибки Последствия
1 Не открывать дверь Так как обязанность по проверке возложена законодательно, специалисты будут приходить регулярно. В случае агрессивного отказа, могут быть привлечены сотрудники полиции. Проще 1 раз пройти проверку, чем создать негативное впечатление.
2 Грубить Конечно, проверка является стрессом для родителя. Но специалист просто выполняет свою работу. Спокойное общение и демонстрация личных вещей ребенка поможет сократить время посещения и создать положительное впечатление.
3 Угрожать Необходимо помнить, что действия специалиста отдела опеки попадают под выполнение должностных обязанностей. При угрозе возможно привлечение к уголовной ответственности.

При проведении проверки родитель должен показать:

  • документы (паспорт, свидетельство о рождении ребенка);
  • наличие еды для детей;
  • место для сна и отдыха несовершеннолетних;
  • детские личные вещи и сезонную одежду;
  • место для выполнения домашнего задания.

По возможности, необходимо дать пояснения о причинах возникновения сигнала. Например, конфликт с соседями, бывшим супругом, причины возникновения травмы.

Как вернуть ребенка?

У родителей, еще не лишенных прав на несовершеннолетнего, больше шансов на возвращение его домой. Для этого необходимо добиться соответствующего решения суда.

В качестве доказательств ошибочного изъятия могут служить:

  • показания свидетелей. Например, если в момент визита сотрудников опеки родители находились в нетрезвом виде, то можно доказать, что это единичный случай;
  • характеристики с места работы и учебы ребенка;
  • справки о доходах, как подтверждение финансовой состоятельности и т.д.

Если же родители лишены прав на несовершеннолетнего, то они могут попытаться восстановить их.

Совершенного сценария не существует, так как в зависимости от того, что послужило причиной лишения, необходимо доказать изменения поведения и отношения к чаду. В результате, изъятие несовершеннолетнего из семьи или у приемных родителей осуществляется по определенным причинам.

Органы опеки обычно приходят в семью после заявления свидетелей неадекватного отношения к ребенку и т.д. При вынесении судом решения о лишении прав, у родителя есть возможность восстановить их, но при условии изменения поведения.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 938-66-24, Санкт-Петербург +7 (812) 425-62-38, Регионы 8800-350-97-52

Дорога по восстановлению родительских прав тяжела

Вместе с тем, по наблюдениям Чесалиной, за последние 3—4 года уменьшилось количество постановлений, по которым судьи лишают людей родительских прав незамедлительно. По её словам, есть негласное указание давать родителям шанс исправиться, так как наверху поняли, что изъятий по стране слишком много.

«Человеку даётся полгода на исправление, и судьи подробно объясняют, что нужно делать. Если за это время он ничего не делает, то следует лишение прав. Зачастую из этого ничего не выходит. Непутёвые родители не понимают, как надо заботиться о детях, и не осознают, что нельзя оставлять малышей одних, что детям надо предоставить еду, воду, одежду, обучение и так далее», — считает юрист.

Впрочем, пока родители пытаются изменить свою жизнь, дети находятся в спецучреждении.

При этом, по словам Чесалиной, за всю её многолетнюю практику был только один случай, когда суд восстановил родителей в правах. Дети на тот момент находились в социально-реабилитационном центре. Мать пролечилась от алкогольной зависимости и устроилась в этот же центр на работу помощником повара. Всё это время за ней наблюдали органы опеки, и уже через полгода она забрала двух сыновей домой.

«Дорога по восстановлению родительских прав тяжела. У некоторых нет желания исправляться, а у других оно длится не так долго — люди настолько деградируют, что не знают, какие шаги им надо предпринять. У нас в обществе нет таких социальных лифтов, чтобы люди подхватили таких родителей и могли помогать им и сопровождать на протяжении всего реабилитационного пути», — считает Чесалина.

По словам юриста, многие из тех, у кого отнимали детей, находились на учёте в психоневрологическом диспансере и могли причинить вред ребёнку из-за отклонений. В её практике была такая ситуация, когда детей забрали якобы из-за беспорядка в квартире, обшарпанных стен и грязной посуды.

Тогда родители написали пост в Facebook и стали собирать деньги на устранение нарушений, новую одежду и кроватку.

«Я решила разобраться в ситуации, приехала к родителям и поняла, что эти люди не осознают своих действий. Мать грязной ложкой накладывает смесь в тарелку и заваривает её водой из-под крана. При этом, по её мнению, так и должно быть. Её никто не научил, как правильно это делать. Есть такая установка на служебном языке, что лучше забрать живого ребёнка, чем труп», — рассказывает Чесалина.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...