Жилищные права и их ограничения

Содержание
  1. Судебная практика и законодательство — Жилищный кодекс РФ. Статья 1. Основные начала жилищного законодательства
  2. Читайте также
  3. Основные понятия
  4. Основные понятия
  5. Основные понятия
  6. Основные понятия
  7. Основные понятия
  8. Основные понятия
  9. Основные понятия
  10. Основные понятия
  11. Основные понятия
  12. Основные понятия
  13. Основные понятия
  14. Основные понятия
  15. Основные понятия
  16. Основные понятия
  17. Жилищные права: понятие, термины и суть системы
  18. 1. Понятие, предмет и метод жилищного права
  19. В каких случаях допускается ограничение
  20. Особенности развития жилищного и гражданского законодательства во времени, которые изменяли существо таких прав.
  21. Способы реализации конституционного права на жилище
  22. Автор статьи
  23. Кузнецов Федор Николаевич
  24. Ссылки [ править| править код]
  25. Развитие жилищного права и законодательства
  26. Что понимается под ограничением
  27. Основные примеры
  28. Дополнительные классификации ограничений
  29. 3. Субъекты и объекты жилищного права

Судебная практика и законодательство — Жилищный кодекс РФ. Статья 1. Основные начала жилищного законодательства

Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 15.02.2017 N 38-АПГ16-11Об оставлении без изменения решения Тульского областного суда от 20.09.2016, которым был признан недействующим пункт 3 решения Собрания депутатов муниципального образования г. Новомосковск от 31.05.2016 N 44-6 “О внесении изменений в Положение о порядке исключения служебных жилых помещений из состава специализированного жилищного фонда муниципального образования город Новомосковск” в части.

В то же время анализ положений статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, статей 1, 5, 6, 14, 92 Жилищного кодекса РФ, Устава муниципального образования город Новомосковск позволил суду первой инстанции прийти к обоснованному выводу о том, что расширив решением Собрания депутатов муниципального образования город Новомосковск от 31 мая 2016 года N 44-6 перечень оснований для отказа в исключении жилых помещений из состава специализированного жилищного фонда и распространив его действие на правоотношения, возникшие со дня вступления в силу решения Собрания депутатов муниципального образования город Новомосковск от 26 августа 2014 года N 14-13 “Об утверждении Положения о порядке исключения служебных жилых помещений из состава специализированного жилищного фонда муниципального образования город Новомосковск”, то есть с 26 августа 2014 года, представительный орган местного самоуправления ухудшил положение Матыкина Н.И., лишив его права на снятие с занимаемого им жилого помещения статуса служебного, которое он имел в соответствии с первоначальной редакцией названного Положения, действовавшей на момент его обращения по данному вопросу 21 января 2016 года в администрацию муниципального образования город Новомосковск.

Определение Конституционного Суда РФ от 28.02.2017 N 309-О-Р”Об отказе в принятии к рассмотрению ходатайства гражданина Петрова Евгения Владимировича о разъяснении Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2016 года N 2004-О”

1. Конституционный Суд Российской Федерации Определением от 29 сентября 2016 года N 2004-О отказал в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Е.В. Петрова на нарушение его конституционных прав положениями части 2 статьи 1 “Основные начала жилищного законодательства”, статьи 5 “Жилищное законодательство”, части 2 статьи 7 “Применение жилищного законодательства по аналогии”, статьи 8 “Применение к жилищным отношениям иного законодательства”, пункта 3 части 3 статьи 11 “Защита жилищных прав” Жилищного кодекса Российской Федерации; статьи 3 “Право на обращение в суд”, части первой статьи 4 “Возбуждение гражданского дела в суде”, части второй статьи 61 “Основания для освобождения от доказывания”, части третьей статьи 167 “Последствия неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей”, части третьей статьи 196 “Вопросы, разрешаемые при принятии решения суда”, а также в целом глав 12 и 41 ГПК Российской Федерации, поскольку она не отвечала требованиям Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации”, в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 18.01.2017 N 82-АПГ16-5Об оставлении без изменения решения Курганского областного суда от 07.09.2016, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими отдельных положений государственной Программы Курганской области “Развитие жилищного строительства” на 2014 – 2018 годы, утвержденной постановлением Правительства Курганской области от 14.10.2013 N 504.

По мнению административных истцов, оспариваемая норма не соответствует статье 1, пунктам 1, 2 и 4 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Указу Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351 “Об утверждении концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года” (разделу 6 Концепции демографического развития Российской Федерации), Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 600 “О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг”.

Определение Верховного Суда РФ от 05.12.2016 N 307-ЭС16-15801 по делу N А56-58386/2015Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебного акта по делу о признании частично недействительным договора электроснабжения.Решение: В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как в отсутствие законодательного запрета согласование сторонами в договоре размера неустойки за просрочку денежного обязательства само по себе не могло служить основанием для признания этого условия недействительным.

Суд округа в своих выводах руководствовался статьями 1, 4, 15, 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ “О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан”, Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ “Об электроэнергетике”, постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 N 16 “О свободе договора и ее пределах”.

Постановление Конституционного Суда РФ от 10.11.2016 N 23-П”По делу о проверке конституционности положений абзаца второго пункта 1 статьи 2 Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” в связи с жалобой гражданина Н.Н. Марасанова”

Применительно к отношениям собственности в жилищной сфере отвечающее указанным критериям правовое регулирование призвано обеспечивать надлежащее исполнение органами государственной власти возложенной на них Конституцией Российской Федерации, ее статьей 40 (части 1 и 2), обязанности по созданию условий для осуществления права каждого на жилище, выступающей одновременно и в качестве гарантии его реализации. Приведенное конституционное предписание составляет основу законодательного регулирования жилищных отношений, базирующихся также на признании равенства участников этих отношений и необходимости обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению (часть 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации), и в этом смысле, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 12 апреля 2016 года N 10-П, означает обращенное к органам государственной власти и органам местного самоуправления требование об установлении таких правовых механизмов, которые позволяли бы обеспечить должное содержание и эксплуатацию жилищного фонда в целях создания безопасных и благоприятных условий для проживания в нем граждан, а также сохранение целевого назначения объектов жилищного фонда.

Определение Конституционного Суда РФ от 29.09.2016 N 2004-О”Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Петрова Евгения Владимировича на нарушение его конституционных прав рядом норм Жилищного кодекса Российской Федерации и Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации”

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Е.В. Петров оспаривает конституционность части 2 статьи 1 “Основные начала жилищного законодательства”, статьи 5 “Жилищное законодательство”, части 2 статьи 7 “Применение жилищного законодательства по аналогии”, статьи 8 “Применение к жилищным отношениям иного законодательства”, пункта 3 части 3 статьи 11 “Защита жилищных прав” Жилищного кодекса Российской Федерации; статьи 3 “Право на обращение в суд”, части первой статьи 4 “Возбуждение гражданского дела в суде”, части второй статьи 61 “Основания для освобождения от доказывания”, части третьей статьи 167 “Последствия неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей”, части третьей статьи 196 “Вопросы, разрешаемые при принятии решения суда”, а также в целом глав 12 и 41 ГПК Российской Федерации.

Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 10.08.2016 N 3-АПГ16-3Об оставлении без изменения решения Верховного Суда Республики Коми от 05.04.2016, которым были признаны недействующими отдельные положения части 1 статьи 3 и части 2 статьи 7 Закона Республики Коми от 25.12.2015 N 134-РЗ “О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан”.

Часть 4 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации указывает, что граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.

Определение Конституционного Суда РФ от 19.07.2016 N 1649-О”Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Моруги Светланы Григорьевны на нарушение ее конституционных прав пунктом 1 части первой статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации”

Так, вопросы, связанные с признанием жилого помещения непригодным для проживания, решаются межведомственными комиссиями, создаваемыми в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в связи с необходимостью обеспечения условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, а также в целях обеспечения контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда (часть 1 статьи 1, пункт 6 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).

Определение Верховного Суда РФ от 19.08.2016 N 308-КГ16-9865 по делу N А32-25791/2015Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по заявлению о признании недействительным решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку суд пришел к правильному выводу, что осуществление забора воды для водоснабжения спорных категорий абонентов не является водоснабжением населения.

Изучив полно и всесторонне представленные в материалы дела доказательства, оценив их в совокупности и взаимосвязи, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 11, 333.12 Налогового кодекса, статей 1, 15, 16, 19 Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации”, а также учитывая Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОК 029-2001), утвержденный постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст и правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении Президиума от 11.09.2012 N 5580/12, пришли к выводу, что осуществление забора воды для водоснабжения спорных категорий абонентов по своей правовой природе не является водоснабжением населения, поскольку данные помещения не предназначены для постоянного проживания граждан, являются местом их временного пребывания и не подпадают под понятие жилого помещения, в связи с чем применение обществом в данном случае льготной ставки водного налога является не правомерным.

Определение Верховного Суда РФ от 26.07.2016 N 35-КГ16-14Требование: О признании утратившим право пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета.Обстоятельства: Истица ссылается на то, что ответчик – ее сын, зарегистрированный в спорной квартире, в данной квартире не проживает, коммунальные услуги не оплачивает, его вещей в квартире нет, однако добровольно сняться с регистрационного учета он отказывается.Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку судом не принято во внимание то, что истица при обращении в суд с данными требованиями в обоснование своего иска ссылалась на добровольность выезда ответчика из спорного жилого помещения.

При этом также необходимо учитывать, что отсутствие у гражданина, добровольно выехавшего из жилого помещения в другое место жительства, в новом месте жительства права пользования жилым помещением по договору социального найма или права собственности на жилое помещение само по себе не может являться основанием для признания отсутствия этого гражданина в спорном жилом помещении временным, поскольку согласно части 2 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права. Намерение гражданина отказаться от пользования жилым помещением по договору социального найма может подтверждаться различными доказательствами, в том числе и определенными действиями, в совокупности свидетельствующими о таком волеизъявлении гражданина как стороны в договоре найма жилого помещения.

Постановление Конституционного Суда РФ от 10.11.2016 N 23-П”По делу о проверке конституционности положений абзаца второго пункта 1 статьи 2 Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” в связи с жалобой гражданина Н.Н. Марасанова”

Применительно к отношениям собственности в жилищной сфере отвечающее указанным критериям правовое регулирование призвано обеспечивать надлежащее исполнение органами государственной власти возложенной на них Конституцией Российской Федерации, ее статьей 40 (части 1 и 2), обязанности по созданию условий для осуществления права каждого на жилище, выступающей одновременно и в качестве гарантии его реализации. Приведенное конституционное предписание составляет основу законодательного регулирования жилищных отношений, базирующихся также на признании равенства участников этих отношений и необходимости обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению (часть 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации), и в этом смысле, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 12 апреля 2016 года N 10-П, означает обращенное к органам государственной власти и органам местного самоуправления требование об установлении таких правовых механизмов, которые позволяли бы обеспечить должное содержание и эксплуатацию жилищного фонда в целях создания безопасных и благоприятных условий для проживания в нем граждан, а также сохранение целевого назначения объектов жилищного фонда.

Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 21.10.2015 N АКПИ15-1074

Гражданский кодекс Российской Федерации признает местом жительства гражданина место, где он постоянно или преимущественно проживает (пункт 1 статьи 20), и определяет право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства как личное неимущественное право гражданина (пункт 1 статьи 150), а Жилищный кодекс Российской Федерации устанавливает, что граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством (часть 4 статьи 1).

Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 12.02.2015 N АПЛ15-22

В апелляционной жалобе Ч. просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение об удовлетворении заявления. Считает, что оспариваемые в части Правила являются подзаконным нормативным правовым актом и не могут ограничивать жилищные права граждан, так как в соответствии с частью 3 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона. Ни Жилищный кодекс Российской Федерации, ни другие федеральные законы не предусматривают право исполнителя приостанавливать или ограничивать предоставление коммунальных услуг потребителям.

Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N АПЛ15-241

В апелляционной жалобе С., полагая решение суда необоснованным и незаконным, просит его отменить и принять по делу новое решение. Как указано в жалобе, требования абзаца третьего пункта 32 Правил, предъявляемые к молодым семьям, вступившим в Подпрограмму на основании пункта 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть имеющим на праве собственности жилье и сохранившим его после приобретения жилого помещения с использованием социальной выплаты, противоречат пункту 7 Правил (в части), абзацу второму пункта 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 1, пункту 2 части 1 и части 2 статьи 51, части 7 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и, следовательно, положениям части 4 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с чем являются недействующими с момента принятия в отношении названных семей.

Постановление Конституционного Суда РФ от 14.04.2008 N 7-П”По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона “О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан” в связи с жалобами ряда граждан”

Гражданский кодекс Российской Федерации признает местом жительства гражданина место, где он постоянно или преимущественно проживает (пункт 1 статьи 20), и определяет право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства как личное неимущественное право гражданина (пункт 1 статьи 150), а Жилищный кодекс Российской Федерации в части 4 статьи 1 устанавливает, что граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.

<Письмо> Роспотребнадзора от 08.02.2006 N 0100/1260-06-32″О повышении эффективности работы, связанной с обеспечением защиты прав потребителей в сфере жилищного строительства и при предоставлении жилищно-коммунальных услуг”

Кроме того, по мнению Роспотребнадзора, указанные положения никак не корреспондируются с принципами конституционных гарантий прав граждан на жилище, закрепленными в ч. 3 ст. 1 ЖК РФ, и необоснованно завышают степень тяжести соответствующей гражданско-правовой ответственности потребителей по сравнению с нормами, действовавшими до 1 марта 2005 года, поскольку ранее ст. 15.5 Закона РФ “Об основах федеральной жилищной политики” допускала возможность выселения соответствующих граждан только в случае неосуществления ими в течение шести месяцев оплаты жилья, которая включала в себя лишь внесение платы за содержание жилья, его ремонт и плату за наем жилого помещения, что в любом случае исключало возможность применения такой меры ответственности, как выселение в судебном порядке за несвоевременную оплату коммунальных услуг.

Определение Конституционного Суда РФ от 15.05.2007 N 379-О-П”Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Блинова Александра Михайловича на нарушение его конституционных прав пунктом 6 статьи 9 Федерального закона “Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта” и пунктом 15 статьи 43 Федерального закона “О приватизации государственного и муниципального имущества”

4. К основным началам жилищного законодательства Жилищный кодекс Российской Федерации, его статья 1, относит реализацию гражданами закрепленного в статье 40 (часть 1) Конституции Российской Федерации права на жилище и обусловливаемых им жилищных прав по своему усмотрению и в своих интересах.

<Письмо> Минрегиона РФ от 18.06.2009 N 18624-СК/14<О разъяснениях по вопросам отношений, регулируемых Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан и понятия “абонент”>

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Жилищного кодекса жилищное законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из Жилищного кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений.

Постановление Конституционного Суда РФ от 15.06.2006 N 6-П”По делу о проверке конституционности положений подпункта 1 пункта 2 статьи 2 Федерального закона “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации” и части первой статьи 4 Закона Российской Федерации “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации” (в редакции статьи 12 Федерального закона “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации”) в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации и жалобой граждан М.Ш. Орлова, Х.Ф. Орлова и З.Х. Орловой”

2.3. К основным началам жилищного законодательства Жилищный кодекс Российской Федерации, его статья 1, относит реализацию гражданами закрепленного в статье 40 (часть 2) Конституции Российской Федерации права на жилище и обусловливаемых им жилищных прав по своему усмотрению и в своих интересах. В силу названного законодательного установления граждане в условиях рыночной экономики обеспечивают осуществление своих жилищных прав самостоятельно, используя для этого различные допускаемые законом способы.

Читайте также

Основные понятия

Основные понятияЖилищное право – это комплексная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения между субъектами жилищного права по поводу жилья.Комплексная отрасль – отрасль, включающая в себя совокупность норм

Основные понятия

Основные понятияЖилищный фонд – совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.Частный жилищный фонд – совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности гражданам и юридическим лицам.Государственный жилищный

Основные понятия

Основные понятияЖилое помещение – это помещение, обладающее признаками обособленности, недвижимости и пригодное для постоянного проживания.Жилой дом – индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования,

Основные понятия

Основные понятияУсловия и порядок перевода жилых помещений в нежилые. Перевод жилого помещения в нежилое не допускается , если: 1) доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, служащих проходом к жилым помещениям; 2) отсутствует техническая

Основные понятия

Основные понятияПереустройство – установка, замена или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменений в технический паспорт жилого помещения.Перепланировка – изменение конфигурации

Основные понятия

Основные понятияСобственник жилого помещения – лицо, осуществляющее права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования.Момент возникновения права

Основные понятия

Основные понятияОбщее имущество собственников в многоквартирном доме – имущество, принадлежащее на праве общей долевой собственности собственникам помещений в данном многоквартирном доме (как жилых, так и нежилых): 1) помещения в этом доме, не являющиеся частями

Основные понятия

Основные понятияМалоимущие граждане – граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества,

Основные понятия

Основные понятияДоговор социального найма – договор, по которому одна сторона – собственник жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного

Основные понятия

Основные понятияСпециализированный жилищный фонд – жилищный фонд, включающий в себя жилые помещения, предоставляемые гражданам в связи с их трудовой, учебной или служебной деятельностью либо социальным положением.Договор найма специализированного жилого помещения

Основные понятия

Основные понятияЖилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления жилыми и нежилыми помещениями в

Основные понятия

Основные понятияТоварищество собственников жилья (далее – ТСЖ) – это некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения

Основные понятия

Основные понятияОбязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги – обязанность своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг – имеющие целевое

Основные понятия

Основные понятияУправление многоквартирным домом – обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление

Жилищные права: понятие, термины и суть системы

В Российской правовой системе, вопрос жилищных прав особенно актуален, поскольку мы унаследовали и распределительную систему предоставления жилых помещений определенным категориям граждан, при которой государство заботится о жилищном вопросе, и выстраиваемую, новую рыночную модель, самостоятельного решения гражданами своего жилищного вопроса.

При этом гражданское и жилищное законодательство, развивались и продолжают развиваться параллельно, идеалистично закрепляя, регулируя систему прав на жилые помещения. Парадоксом правовой системы Российской Федерации является и то, что содержание одних и тех же видов жилищных прав, является неодинаковыми, что обусловлено длящийся природой прав.

Жилищное право - понятие, термины и суть

1. Понятие, предмет и метод жилищного права

Предмет жилищного права – общественные отношения, которые складываются при использовании жилых помещений для проживания; взаимоотношения с органами государственной власти и местного самоуправления по поводу изменения правового режима помещения или регистрации прав на жилое помещение и др. Гражданское и жилищное право регулируют вопросы о жилых помещениях, т. е. их объекты отчасти совпадают.

Согласно ч. 1 от. 4 Жилищного кодекса РФ от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ (ЖК РФ) жилищное законодательство регулирует отношения по поводу:

1) возникновения, изменения, прекращения права владения, пользования, распоряжения жилыми помещениями государственного, муниципального и частного жилищного фонда;

2) пользования общим имуществом собственников помещений и др.

Объект жилищного права – это жилое помещение и правоотношения, возникающие при его использовании. Жилищное право нельзя считать отдельной отраслью, так как часть правоотношений урегулирована гражданским правом, другая часть – гражданским и жилищным, третья – только жилищным.

Еще один критерий выделения отдельной отрасли – метод правового регулирования.

Методы правового регулирования:

1) императивный (властные предписания, основан на запретах, обязанностях, наказаниях);

2) диспозитивный (равноправие сторон, координация, основан на дозволениях);

3) поощрительный (вознаграждение за определенное заслуженное поведение);

4) рекомендательный (советы по осуществлению конкретного, желательного для общества и государства поведения и т. п.).

В гражданском праве используется императивный метод.

В жилищном праве используется диспозитивный и императивный методы. Жилищное право использует те же методы правового регулирования, что и гражданское, т. е. жилищное право не является отдельной отраслью права. Его можно назвать подотраслью гражданского права, но не его институтом, поскольку оно само состоит из институтов.

Институты жилищного права: права собственности, социального найма, правовое регулирование товарищества собственников жилья и т. д.

Жилищное право – это система общеобязательных, формально-определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю, устанавливаемых, обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений, складывающихся по поводу его предмета.

В объективном смысле это жилищное законодательство РФ, практика его применения, юридические обычаи. В субъективном – мера юридически возможного поведения, удовлетворяющего интересы лица – пользователя жилым помещением. Субъективные жилищные права – конкретные права и свободы личности относительно жилого помещения, которые принадлежат субъекту и зависят от его воли и сознания.

В каких случаях допускается ограничение

Основы Жилищного кодекса допускают возможность ограничения права на жилище. Жилищные права могут быть ограничены на основании специальных федеральных законов, касающихся жилищных отношений.

Важно! Законы могут иметь вид как отдельных законодательных актов, так и специальных постановлений, которые могут вноситься непосредственно в ЖК (то есть фактически правительство с помощью законов может редактировать нормы Жилищного кодекса).

На сегодняшний день жилищные права могут быть ограничены только с целью защиты таких объектов регулирования:

  • Конституционный строй государства.
  • Нравственный облик граждан.
  • Здоровье граждан.
  • Интересы граждан.
  • Обеспечение обороны страны.
  • Обеспечение безопасности государства.

свидетельство

Особенности развития жилищного и гражданского законодательства во времени, которые изменяли существо таких прав.

Таким образом тема нашей рубрики важна как с теоретической так и с практической точки зрения.

Ведь жилищных споров немало и часть из них поступает на разрешения, даже в Конституционный суд Российской Федерации, или в Европейский суд по правам человека, когда граждане полагают что подходы законодательного регулирования или практика складывающиеся в судах, является не правовой и противоречит Конституции Российской Федерации или Конвенции о защите прав и основных свобод европейской конвенции о правах человека.

С теоретической точки зрения, тема представляет интересы, для понимания видов жилищных прав, их комплексного правового закрепления и регулирования режима прав в рамках как жилищного, так и гражданского законодательства, а так же для выработки дальнейших путей системного совершенствования гражданского и жилищного законодательства.

Разработки концепции жилищной политики, которая бы учитывала аспекты, в том числе и градостроительного и земельного законодательства а также цели устойчивого развития и развития населенных пунктов.

С практической стороны вопросы жилищных прав значимы для понимания особенностей жилищных прав, оснований и порядка их возникновения, сложившейся системе жилищных прав исторически для правильного разрешения возникающих споров и естественно для эффективной защиты прав в том числе на уровне Конституционного суда и Европейского суда по правам человека.

Способы реализации конституционного права на жилище

Конституционное право граждан на жилище внедряется через систему мер содействия лицам, которые хотят сделать лучше условия проживания. В п. 2 ст. 40 Конституции России зафиксировано, что поощряется возведение жилья и создание условий для использования человеком своего права на жилище.
Так, граждане, которые не имеют жилья, могут рассчитывать на поддержку государства, которое развивает постройку домов различных жилищных фондов, предназначенных для предоставления по договору найма, а также через использование системы льгот и субсидий по оплате строительных и ремонтных работ.

Органы государственной власти и местного самоуправления должны:

  • дать возможность гражданам получить налоговую льготу или кредитную поддержку при возведении или покупке жилья;
  • обеспечить продажу участков земли для жилищного строительства на соответствующих территориях;
  • помочь в получении различных льгот предпринимателям и организациям, которые осуществляют строительные работы, ремонт жилищного фонда; 
  • поддерживать финансовые учреждения, которые выдают льготные кредиты и т.д.

Граждане, проживающие в России, могут рассчитывать на получение субсидий, которые позволяют оплачивать жилье в рамках определенных нормативов, с учетом общего дохода семьи. При строительстве или покупке можно рассчитывать на взятие ссуды под залог, например, недвижимого имущества, а также под гарантии органов государственной власти или же под гарантии общественных объединений.

Человеку, который проводит строительство или покупает жилье за личные средства или за счет целевого займа, предоставляются налоговые льготы. Лица, которые осуществляют индивидуальное строительство без использования наемного труда, в случае потери работы не по своей вине в течение двух лет получают дотации в порядке, определенном законодательством России для безработных, которые принимают участие в общественных работах.

Рыночная система экономики вызвала необходимость внедрения государством вспомогательных гарантий оказания помощи нуждающимся в жилье, в том числе малоимущим. Для некоторых категорий, таких как инвалиды ВОВ и лица, которые к ним приравниваются, ветераны войны, семьи, чей доход ниже прожиточного минимума и др., предусмотрена возможность получить жилье на условиях подписания договора найма в домах, принадлежащих государственному, муниципальному и прочим жилищным фондам, безвозмездно или за приемлемую цену.

Анализируя положения Основного закона России и прочих нормативных актов, можно выделить также формы реализации права на жилище. А именно:

  • покупка или возведение жилища за личные средства без ограничения жилой площади;
  • приобретение жилого помещения за счет использования безвозмездных субсидий, банковской ипотеки, различных ссуд и на прочих законных основаниях, таких как принятие в дар, наследование и т.д.;
  • приобретение жилого помещения в доме, принадлежащем государственному или муниципальному жилищному фонду социального назначения на условиях договора найма.

Прочие формы жилищного обеспечения в России имеют временный характер. К ним относятся:

  • служебные помещения;
  • специализированные помещения: общежитие, дом-интернат и т.д.;
  • жилое помещение, предоставленное по контракту безвозмездного пользования;
  • помещения, которые предоставляются на условиях коммерческого найма в домах, принадлежащих к различным фондам.

Таким образом, в законодательстве сформирована мощная база для обеспечения условий реализации права человека на жилище.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Ссылки[править | править код]

  • Специальный докладчик ООН по адекватному жилищу как части права на адекватный уровень жизни (англ.)
    • Доклад Совету по правам человека ООН, 2008. A/HRC/7/16 (англ.)
    • Основные принципы и руководящие указания, касающиеся выселений и перемещений по соображениям развития, 2007
  • Международные стандарты в области права на жилище (англ.)
  • Housing Rights Legislation: Review of International and National Legal Instruments (англ.)
  • Замечания общего порядка Комитета по экономическим, социальным и культурным правам, ООН
    • Замечание общего порядка № 4: Право на достаточное жилище (пункт 1 статьи 11 Пакта), 1991
    • Замечание общего порядка № 7: Право на достаточное жилище (пункт 1 статьи 11 Пакта): принудительные выселения, 1997
  • Справка о праве на жилище, ООН (англ.)
  • Справка о праве на жилище и принудительных выселениях, ООН (англ.)
  • Комиссар СЕ по правам человека:
    • Рекомендация по осуществлению права на жилище, 2009 (англ.)
    • Жилищное право: Долг обеспечить кров каждому, 2008 (англ.)
    • Никто не должен оставаться бездомным: Нормальное жилье — это право человека, 2007
  • Интерпретация и применение статьи 31 ПЕСХ (англ.)//Digest of the Case Law of the European Committee on Social Rights, 2008 — pp. 169—173, 349—355

Развитие жилищного права и законодательства

После событий 1917 г. в России (РСФСР) кардинально стала меняться жилищная политика: государство перераспределяло жилые помещения, отбирая их у «богатых» и передавая «бедным», дробя отдельные квартиры, создавая небывалое количество коммунальных квартир. При этом первоначально создавались многочисленные жилтоварищества, затем, избавляясь от частной собственности на жилье, власти стимулировали заключение договоров найма.

Нового строительства практически не велось. В условиях быстрого роста городского населения за счет крестьян страна испытывала острый жилищный кризис. Стало очевидно, что бесконечно заниматься переделом жилищного фонда царской России нельзя.

В рамках нэпа Постановлением НКВД от 8 августа 1921 г. была объявлена и новая жилищная политика, которая «требует… предоставления коллективам жильцов, арендаторам и домовладельцам определенной самостоятельности в эксплуатации помещений… освобождения населения от излишних стеснений и регламентаций в занятии жилищ».

Главный признак новой жилищной политики заключался в том, что в жилищное хозяйство возвращались частная инициатива, личные денежные средства и частная собственность. Был дан старт процессу возвращения отобранного частного жилища его бывшим владельцам (а также проживающим в домовладениях коллективам жильцов) — демуниципализации.

В конце 1921 г. был издан Декрет о демуниципализации небольших жилых зданий. Декрет предписывал следующее: «Обязать коммунальные отделы в двухмесячный срок пересмотреть списки муниципализированных домов и представить в Народный комиссариат внутренних дел утвержденные списки тех домов, которые… могут быть переданы коллективам и отдельным лицам…». Коммунальным отделам НКВД было дано поручение выделить категорию ненужных местным исполкомам строений и передать их обратно владельцам или коллективам жильцов: «Дома могут быть возвращены бывшим владельцам лишь при условии производства в годичный срок полного ремонта дома».

Демуниципализации подлежали строения, не занятые государственными и коммунальными учреждениями, общежитиями рабочих или коллективами жильцов, небольшие — размером в одну-две квартиры с общей площадью до 25 кв. саженей (113,75 кв. м) в провинции и чуть больше — до пяти квартир — в Москве и Ленинграде (за исключением барских особняков). Часть жилья была возвращена прежним либо передана новым владельцам.

14 августа 1922 г. был принят Декрет ВЦИК и СНК «О праве застройки», в котором устанавливалась возможность заключения договоров о предоставлении городских участков под застройку, в том числе жилищную. Впоследствии текст этого Декрета практически целиком, лишь с некоторыми изменениями, был включен в раздел «Вещное право» Гражданского кодекса РСФСР 1922 г. (ст. ст. 71 — 84). В 1924 г. 72% вновь построенного жилья было возведено частным путем.

Другим аспектом жилищных отношений, которые также регулировал Гражданский кодекс РСФСР, был договор найма жилого помещения, регламентация которого была расположена в главе «Имущественный наем».

Государство подробно регламентировало выселение граждан из занимаемых ими помещений. В Инструкции, утвержденной 9 января 1924 г. Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом (далее — ВЦИК) и Советом Народных Комиссаров (далее — СНК), устанавливалось, что дела о выселении граждан рассматриваются в суде по предъявлении соответствующего иска. Наряду с общими основаниями, предусмотренными для расторжения договора имущественного найма, а также для договора найма жилого помещения, Инструкция указывала на такое основание, как «хищническое отношение к жилищу». При этом таковым признавались действия, влекущие за собой порчу жилища, пользование помещением и общими частями дома вопреки их назначению и с нарушением установленных правил (колка дров в помещении, загрязнение канализационных труб и т.п.). В некоторых случаях предусматривалось внесудебное — административное — выселение. Через полгода, 14 июня 1926 г., ВЦИК и СНК РСФСР было принято Постановление, название которого говорит о сути данного документа: «Об условиях и порядке административного выселения граждан из занимаемых ими помещений».

Вместе с тем через два месяца политика опять изменилась и был принят документ, значительно сужающий пределы вмешательства государства в жилищные права граждан. Принятием 16 августа 1926 г. Постановления ВЦИК и СНК РСФСР «Об ограничении принудительных уплотнений и переселений в квартирах», по существу, был закончен период «великого передела» (перераспределения) жилищного фонда.

Второй, проект Центрожилсоюза (объединения жилищных кооперативов) был создан в 1930 г. с учетом проекта НКВД, но поскольку большим административным ресурсом не обладал, шансов практически не имел.

Оба проекта без властной поддержки и при наличии серьезных юридико-технических изъянов были подвергнуты резкой критике как с правовой, так и с идеологической стороны. Так, профессор права С.И. Раевич подготовил две разгромные статьи: одну в правовой журнал, другую в отраслевой, в которых указывал: «Выработанный комиссией СНК проект, как и проект Центрожилсоюза (последний, впрочем, в несколько меньшей мере), представляет довольно типичный пример творчества хотя бы и одушевленных лучшими намерениями буржуазных идеологов-юристов. Несмотря на то, что для выработки проекта авторы его имели более чем достаточно времени, он вышел не удовлетворяющим тем требованиям, какие мы должны к нему предъявить. Он не способен служить орудием пропаганды советской жилищной политики, не отражает перспектив социалистического строительства, дает случайное, на-глазок, без сколько-нибудь твердого обоснования, разрешение ряда важнейших вопросов, сохраняет в действующем законодательстве немало таких наследий буржуазного права, которые не имеют в нынешних условиях разумного оправдания, делает ряд важнейших политических ошибок правоуклонистского и отчасти «левацкого» типа, оставляет недоделанной даже задачу внешнего объединения всех важнейших норм в области жилищного права и злоупотребляет никому не нужной фразой». Дальше — больше: «…равным образом, неверие в перспективы социалистического строительства сквозит у авторов проекта также и в полном игнорировании перспектив расширения ресурсов жилплощади. На неопределенное количество лет вперед проектом фиксируются нормы в 6 и 8 кв. метров, наличие которых не только идет вразрез с указанными выше задачами пропаганды наших достижений и перспектив среди рабочего класса других стран, но и не отражает даже тех возможностей, которые намечены нынешней пятилеткой».

После таких негативных примеров дискуссии о Жилищном кодексе на некоторое время прекратились. К необходимости кодификации жилищного законодательства вернулись только в начале 1980-х гг.

Окончательное закрепление главенства административных начал в жилищном праве произошло в 1925 г. Декретом СНК РСФСР от 28 апреля 1925 г. «О прописке граждан в городских поселениях». Этот институт разрешительной регистрации граждан по месту жительства пережил СССР и был отменен только в 1993 г. Многие наши современники, даже не жившие в Советском Союзе, до сих пор регистрацию называют пропиской.

Что понимается под ограничением

Большинство юристов признают ограничения жилищных прав в качестве разновидности правовых ограничений, однако не все юристы имеют четкое определение этого понятия. Различные юристы предлагают следующие определения термина «ограничение жилищных прав»:

  • Изъятие некоторых прав из круга полномочий физических и юридических лиц.
  • Удержание жилищных правоотношений в определенных рамках с целью сдерживания деструктивной активности определенных лиц.
  • Установление специальных рамок и ограничений.
  • Исключение некоторых возможностей в сфере жилищного права с целью защиты прав более высокого порядка.

Все эти определения признаются в качестве равноценных, которые могут дополнять друг друга. Ни одно из них не признается в качестве единственно правильного, а в юридической, образовательной и деловой деятельности разрешается пользоваться всем этими определениями.

Основные примеры

Понятием ограничения жилищных прав нужно понимать специальные меры, предусмотреные  законами и устанавливающие рамки осуществления каких-либо правоотношений.

Важно! Основы Жилищного кодекса и федеральные законодательные акты подразумевают, что жилищные права могут быть ограничены в том случае, если эти ограничения будут направлены на защиту прав, морального облика и здоровья граждан.

Они могут ограничиваться для защиты государства и конституционного строя (простой пример — военнослужащий может быть ограничен в выборе жилых помещений для проживания, которые расположены на территории военного поселения).

Следует понимать, что ограничиваться могут не только сами права, но и объекты этих прав. Давайте перечислим основные примеры ограничений:

  • Предметом договора социального найма не может быть признана квартира, которая не изолирована от других квартир.
  • Если специальная экспертиза показала, что жилье является непригодным для проживания, то в таком случае запрещено менять такое жилье на другую квартиру согласно договору мены.
  • Собственник обязан соблюдать порядок перепланировки здания, что может быть фактически признано в качестве ограничения.
  • Если человек является собственником помещения в многоквартирном доме, то он обязывается хотя бы раз в году принимать участие в собрании жильцов.
  • В случае изменения статуса помещения собственник должен придерживаться специального регламента.
  • Если человек сдает в аренду какое-либо помещение, то он обязан заранее уведомлять нанимателя о том, что в это жилье могут в скором времени въехать временные жильцы.
  • Все жильцы многоквартирного дома должны выполнять соседские обязанности по содержанию и уборке общей территории, что может расцениваться в качестве ограничения (соседские правоотношения тоже регулирует ЖК РФ).
  • Жильцам многоквартирного дома запрещается проводить серьезную перепланировку здания без согласования с жилищной инспекцией, если это может привести к изменению эксплуатационно-технических характеристик. Рассмотрим такой пример: ванную комнату и туалет можно объединить в одну комнату без согласования с жилищной инспекцией, а вот расширять ванную комнату или туалет за счет жилой площади без согласования нельзя.

исковая давность

Дополнительные классификации ограничений

Некоторые юристы используют дополнительные классификации ограничений. Одна из таких классификаций гласит, что все ограничений можно разделить на постоянные и временные. Существуют особые временные ограничения, которые направлены на решение и предотвращения появления некоторых спорных ситуаций. Давайте перечислим несколько примеров таких временных ограничений, регулируемых жилищным законодательством:

  • Если человек хочет сдать в аренду переустраиваемое помещение, то о факте переустройства он должен уведомить потенциальных жильцов перед сдачей жилья в аренду. Чтобы не возникло проблем в будущем, он должен получить письменное разрешение всех членов семьи, которые будут проживать в этом переустраиваемом помещении. Нужно помнить, что отношения между арендодателем и нанимателем регулирует ЖК РФ.
  • Если человек сдает в аренду жилое помещение по договору социального найма и он хочет, чтобы его наниматели переселились в другое жилье (которым владеет арендодатель), то в таком случае хозяин жилья должен получить письменное согласие всех членов семьи, которые будут проживать в этом новом жилье.

3. Субъекты и объекты жилищного права

Субъекты жилищного права – это лица, участвующие в данных правоотношениях.

Субъектами жилищных правоотношений являются граждане и юридические лица, РФ, субъекты РФ, муниципальные образования (от. 4 ЖК РФ). Положения ЖК РФ применяются к жилищным отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, если иное не установлено ЖК РФ или другим федеральным законом. Круг субъектов широк и разнообразен:

1) стороны жилищного обязательства;

2) пользователи жилых помещений, несовпадающие со сторонами обязательства;

3) лица, которые имеют самостоятельное право пользования жилыми помещениями;

4) лица, права которых имеют зависимый, производный характер, и т. д.

Например, сторонами жилищных организационных отношений выступают органы, уполномоченные вести учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и граждане, имеющие право на получение жилья в данном жилищном фонде. В жилищных имущественных отношениях в качестве пользователя жилого помещения могут быть только граждане, члены их семей. В жилищном праве семья понимается иначе, чем в семейном праве.

Семья – группа лиц, общность людей, основанная на браке, родстве, свойстве или совместном проживании в одном жилище и ведущая с нанимателем жилого помещения совместное

хозяйство (включая общий бюджет, взаимную заботу и т. д.). Тем не менее законодательство построено таким образом, что семья как общность людей субъектом жилищных отношений не является.

Согласно ч. 1 от. 15 ЖК РФ единственным объектом жилищного права являются жилые помещения. Это жилые дома, их части; квартиры и их части; комнаты. Заселение жилых помещений, признанных в соответствии с санитарным законодательством РФ непригодными для проживания, равно как и предоставление гражданам для постоянного или временного проживания нежилых помещений, не допускаются.

Жилищное законодательство предъявляет к жилым помещениям определенные требования. Прежде всего оно должно быть жилым, т. е. функционально предназначенным для проживания граждан круглогодично. Это означает, что жилой дом, в котором находится жилое помещение, должен быть строением капитального типа. Всевозможные времянки, вагончики и иное к таковым строениям не относятся и в состав жилищного фонда не включаются. В подобных помещениях могут проживать граждане, нос ними должен заключаться договор аренды (имущественного найма). Предметом жилищного права не могут быть подсобные помещения (кухни, коридоры ит.п.).

Статья 673 ГК РФ относительно объекта договора коммерческого найма устанавливает два требования: жилое помещение должно быть изолированным и пригодным для постоянного проживания.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...