Земли запаса. Разрешение. Порядок использования в 2021 году

Содержание
  1. Как узнать категорию земель по кадастровому номеру
  2. Общие сведения о землях запаса
  3. Что такое земли запаса
  4. Как поменять категорию земель запаса?
  5. Законодательные акты
  6. Виды разрешенного использования для земель населенных пунктов
  7. Динамика территории
  8. Что такое земли запаса и какие виды существуют
  9. Типы земель запаса
  10. Земли сельхозназначения
  11. Подкатегории земель сельхозназначения
  12. Сельскохозяйственные угодья
  13. Не сельскохозяйственные угодья
  14. Отличия первого от второго
  15. Еще по теме Понятие и правовой режим земель запаса.
  16. Ответственность за незаконную эксплуатацию
  17. Земли запаса и ООПТ
  18. Основные проблемы перераспределения участков
  19. Полезное видео
  20. Как узнать характеристики земельных участков для каждого ВРИ
  21. Как происходит перевод
  22. Сроки и стоимость получения категории для земель запаса
  23. Что делать после получения Постановления о смене категории
  24. Разрешенные цели использования
  25. Когда разрешается использование земель запаса

Как узнать категорию земель по кадастровому номеру

  1. Откройте публичную кадастровую карту Росреестра;
  2. Введите в поисковую строку кадастровый номер земельного участка;
  3. Получите данные о категории земель и виде разрешенного использования в режиме онлайн.

Как узнать категорию земель по кадастровому номеру

Чтобы документально подтвердить сведения рекомендую заказать выписку из Единого Государственного Реестра Недвижимости.

Обратите внимание, что Росреестр присылает выписки из ЕГРН в течение 3-х дней (бывают задержки). Если хотите узнать категорию земель быстрее, то рекомендую заказывать выписки напрямую через API Росреестра — так вы получите документ в течение дня. Стоимость та же — 250 рублей, данные официальные — из ЕГРН Росреестра и подтверждены электронной цифровой подписью регистратора (ЭЦП).

Выписка из ЕГРН

Выписка из ЕГРН, которую я недавно заказывал через API Росреестра

Общие сведения о землях запаса

Поскольку земли резерва являются особым видом территорий, то и режим их использования регулируется в законодательном плане тоже в особом порядке. Основой для любых действий в их отношении является Земельный Кодекс, а конкретнее – статьи кодекса 103 и 80, предусматривающие права пользователей. Последняя статья устанавливает правила образования резерва земель для последующего их перераспределения. Относительно перевода резервированной площади в категорию предназначенных для использования, то здесь руководствуются законом «О переводе земель в другую категорию».

На основе федеральных законов разрабатываются и региональные, уточняющие порядок регулирования обращения земельного запаса. А также местные законы определяют и конкретизируют порядок перевода земли для использования в тех или иных целях.

Что такое земли запаса

Понятие о землях запаса содержится в сто третьей статье Земельного кодекса: они образуются участками, по закону выведенными из обращения. К ним могут относиться следующие территории:

  • Земли запаса - резервный земельный фонд государствавременно неиспользуемые аграрные земли по причине падения их урожайности;
  • сельхозугодий, не вовлекаемых в эксплуатацию по причине достаточного количества уже обрабатываемых участков, которые обеспечивают потребности как внутреннего, так и внешнего рынка;
  • земфонд лесного хозяйства и неиспользуемые участки с кустарниковыми растениями или запланированные для застройки производственными объектами, коммуникационными сооружениями;
  • площади прудов, озёр и поймы рек, невостребованные из-за негодности в других сферах использования, кроме как в целях отдыха и развлечений.

К землям запаса относятся земли, находящиеся в собственности у государства. По иерархической принадлежности собственности государственного имущества резервные территории делятся на три группы. Это земфонды:

  • общегосударственные – с расположением на них объектов федеративного уровня и территории с приватизированными сооружениями, которые до разгосударствления находились в федеральной собственности, а теперь это право перешло предприятиям;
  • региональные – территории, включённые в границы муниципалитетов, или непосредственно расположенные в контуре субъекта РФ и участки, принадлежавшие до разгосударствления региону;
  • муниципальные – это все участки, не вошедшие в первые две группы.

Использование земель запаса допускается при возникновении острой потребности в них при условии, что их перевод в иную категорию был выполнен согласно правовым нормам и с учётом вероятного направления применения таких участков.

Как поменять категорию земель запаса?

Процесс перемены категории расписан в отдельных нормативных документах. Существует закон, в котором расписываются основания и процедуры изменения категорий.

 Согласно ему, процесс заключается в нескольких стадиях:

  • найти орган, который вправе решать вопрос об изменении цели использования участка;
  • подготовить ходатайство, собрать бумаги;
  • оформить свое право собственности уже с учетом изменения цели использования.

Кадастровые данные не всегда полные, и, при нехватке, они берутся из договора, иной бумаги, подтверждающей право собственности. Ранее действующее законодательство постоянно менялось и гражданам приходится сталкиваться  с путаницей, отсутствием данных.

Инициировать вопрос об уточнении категории обязаны владельцы, собственники участков, после чего и принимаются решения органами власти.

Если есть различия между данными в кадастре и данными, отраженным в бумагах, приоритет отдается бумагам, если оформление состоялось после 05.01.2005.

Если сведений нет ни в свидетельстве, ни в акте на землю, ни в кадастре, муниципальные власти (местный совет) принимают решение о цели использования земель). Записи в кадастре делаются бесплатно, изменения в реестре оплачиваются пошлиной.

Предусмотрены полномочия в вопросе изменения категорий при отсутствии разделения  государственных земель:

  • изменение категорий земли и изменение из-за этого границ земель Москвы, Петербурга, утверждается федеральным правительством (по Севастополю изменений не вносилось);
  • перевод земель запаса в иную категорию в общегосударственных целях проводится федеральным правительством;

В оставшихся случаях перевод земель запаса осуществляют или региональные власти или муниципальные власти, смотря, как распределяются полномочия между ними. Муниципальные власти могут получить такое право от региональных властей.

Переводом земель, относящихся к городским округам, районным или населенным пунктам занимаются органы власти, действующие в их пределах, если только земли находились в пределах территориальных образований до 05.01.2005.

Отмечается, что изменение по внутригородским, поселковым землям проводится исключительно решением органов власти, собственники и владельцы в решении вопроса не участвуют.

Описанные правила касаются регионов, где не разделены земли между центральным правительством и региональными властями, что затрагивает и муниципальные власти. Если же разграничение проведено, каждый уровень власти  решает вопросы по землям, находящимся под его ответственностью.

Законодательные акты

Порядок распоряжения, назначения категорий и охраны земель запаса прописан в законодательстве:

  • Земельный Кодекс;
  • федеральные и региональные постановления и законы.

В соответствии с нормативной базой использование участков такого типа строго ограничено, передача в частные руки невозможна без назначения категории, а ответственность за их состояние полностью возложена на субъект, на чьей территории этот участок расположен.

Виды разрешенного использования для земель населенных пунктов

1. Индивидуальное жилищное строительство (ИЖС) – участки данного вида расположены только на территории земель населенных пунктов

2. Личное подсобное хозяйство (ЛПХ) – участки сельхоз земель и населенных пунктов

3. Дачное строительство – преимущественно земли сельхозназначения, реже – земли населенных пунктов, получивших разрешение на использование с целью дачного строительства

Динамика территории

Существуют факторы, способствующие изменению площадей земель запаса, как в большую, так и меньшую сторону

Существуют факторы, способствующие изменению площадей земель запаса, как в большую, так и меньшую сторону

Запасы непрерывно пополняются или уменьшаются в зависимости от законодательных решений.

Резервные территории увеличиваются благодаря:

  • возврату по окончании срока использования;
  • добровольным отказам освоения территории;
    минования надобности использования участков;
  • изъятию за нарушение закона;
  • выведенным из хозоборота землям и др.

Уменьшение земельного фонда запаса происходит в результате принятых решений о:

  • создании целевых фондов;
  • предоставлении участков казачьим обществам;
  • расселении беженцев и размещении вынужденных переселенцев;
  • о жилищном строительстве;
  • организации фермерских хозяйств;
  • формировании кооперативов и др.

Что такое земли запаса и какие виды существуют

Статья 103 Земельного Кодекса Российской Федерации дает конкретное определение, что можно считать землями запаса.

Земли запаса. Разрешение. Порядок использования в 2021 году

тест

Формирование земель запаса происходит из участков, которые были специально выведены из оборота. К этой категории земель будут относиться:использование земельного участок

  • Сельскохозяйственные земли, использование которых временно не может осуществляться из-за снижения их плодородия.
  • Кроме того, сюда будут относиться и такие сельскохозяйственные угодья, эксплуатация которых не планируется ввиду отсутствия необходимости в этом (например, в конкретном регионе нет необходимости использовать резервные площади для возделывания сельскохозяйственных культур, так как получаемого урожая вполне хватает и для обеспечения внутренних нужд, и для поставки в другие регионы России).
  • Земли лесного фонда, а также участки, покрытые древесно-кустарниковой растительностью, использование которых либо на данный момент не представляется возможным, либо они находятся в резерве для последующего строительства необходимых для региона крупных объектов промышленности или инженерных сооружений.
  • Земли, на которых находятся естественные водоемы, в использовании которых нет необходимости ввиду их непригодности для иных вариантов эксплуатации, кроме рекреационных.

В целом же, земли запаса могут подразделяться на три основных вида по степени подчиненности ресурса одному из уровней собственности:проблемы при получении земли

  • Федеральные земли (если на них расположены объекты недвижимости федерального значения, а также такие участки, на которых расположены приватизированные объекты недвижимости, которые до прохождения процедуры приватизации находились в федеральной собственности);
  • Земли субъектов Российской Федерации (к ним относятся такие участки, которые были включены в территориальные границы муниципальных образований, находящихся на территории этого субъекта, или включенные в границы непосредственно субъекта, а также те земли, на которых находится недвижимость, принадлежавшая до приватизации субъекту Российской Федерации);
  • Земли муниципальных образований (в эту категорию включаются все остальные территории, не имеющие разделения на федеральный и региональный уровни).

Использование этих земель может производиться только в том случае, если в этом возникла крайняя необходимость, а участки были переведены в другую категорию земель в соответствии с положениями действующего законодательства с учетом возможных целей его использования.

Типы земель запаса

Сохранность территорий обеспечивает государство в лице:

  • федеральных властей, если земли содержат объекты с особым статусом (государственной важности);
  • властей субъектов РФ для тех земель, которые не принадлежат конкретному муниципалитету и просто входят в границы территории субъекта;
  • властей муниципалитета, если участок запаса находится в границах этого муниципалитета.

Земли сельхозназначения

Сельское хозяйство является базой существования любого общества и государства. Все это заставило законодателей выделить земли, пригодные к сельскохозяйственному использованию, в отдельную категорию.

В категорию земли сельскохозяйственного назначения входят земельные участки, расположенные вне поселений, хозяйственная функция которых состоит в том, чтобы производить сельскохозяйственную продукцию. Однако, подобно категории населенных пунктов, сельскохозяйственные земли включают в себя целый ряд земель, имеющих своё разрешенное использование.

В пределах земель сельскохозяйственного назначения могут быть следующие виды разрешенного использования:

  • Участки, занятые дорогами вместе с полосами отчуждения;
  • земли, занятые лесной растительностью (лесополосы, выполняющие функцию защиты полей, лесные участки иного предназначения);
  • участки, занятые под хозяйственные строения;
  • пашни;
  • сенокосы;
  • пастбища;
  • сады;
  • залежные земли.

Залежь может носить характер специального использования, например, с целью повышения плодородия почвы, а может быть вынужденной, когда владелец или пользователь по каким-то причинам прекращает обработку земли в соответствии с её разрешенным использованием. Обычно под залежью понимается последний случай. Преднамеренный перевод земель в залежь обычно производится при потере хозяйственной и экологической ценности участков в связи с природной и техногенной катастрофами, длительным загрязнением, эрозией почвы.

Подкатегории земель сельхозназначения

Как следует из названия, на этих землях должны проводиться сельскохозяйственные работы, а сами с/х земли должны находиться за пределами поселений. Категориальное деление земель определяет цель и содержание использования. Для сельхоз земель законодатель выделяет две подкатегории:

  1. сельскохозяйственные;
  2. и не сельскохозяйственные угодья.

Несмотря на кажущееся противопоставление, оба вида угодий подчинены одной цели — обеспечению условий для ведения сельскохозяйственного производства.

Сельскохозяйственные угодья

К ним относят земельные участки, используемые только для целей земледелия или животноводства. В свою очередь, сельскохозяйственные угодья делятся на пашни, сенокосы, пастбища, залежи (временно не обрабатываемые земли), участки с многолетними древесными насаждениями. Причем такое деление не произвольное, все виды сельхозугодий имеют специальный правовой статус, который не может быть изменен в произвольном порядке.

Особый статус имеют участки, подвергшиеся мелиорации. Это связано с тем, что для того, чтобы они приобрели необходимые ресурсные свойства, проводились затратные мероприятия по осушению, обводнения, восстановлению плодородия почвы, минимизации эрозии. Часто такие земли нуждаются в обеспечивающих бесперебойную мелиорацию работах.

Не сельскохозяйственные угодья

Не сельскохозяйственные угодья заняты различными сооружениями вспомогательного характера. К ним могут относиться: дороги, коммуникации, защитные лесополосы, водоёмы, строения, обеспечивающие сельскохозяйственное производство.

Этот не сельскохозяйственный статус находится под действием градостроительного регламента, в то время как на сельскохозяйственные угодья его нормативы не распространяются.

Отличия первого от второго

Следует отметить разницу между землями сельскохозяйственного назначения и участками земель селитебных территорий, на которых разрешено ведение сельского хозяйства. В первом случае земли являются категорией и имеют целевое назначение, во втором — находятся в черте населенного пункта и имеют специфическое разрешенное использование.

Сельскохозяйственные угодья неоднородны и имеют свои подразделения по принципу кадастровой стоимости:

  • Угодья с низким и средним уровнем стоимости. К ним обычно относятся земли длительных залежей, участки, обладающие низким плодородием, подвергшиеся эрозии, загрязнению и т.п;
  • Угодья с кадастровой стоимостью значительно выше (50% и более), чем в среднем по данной территориальной единице;
  • Угодья, обладающие особой ценностью. Их кадастровая стоимость намного превышает средние величины. Обычно к ним относятся пашни, давно вовлеченные в сельскохозяйственный оборот и обладающие высоким плодородием.

Еще по теме Понятие и правовой режим земель запаса.

  1. 83. Понятие и правовой режим земель запаса.
  2. Правовой режим земель лесного фонда, земель водного фонда и земель запаса
  3. 15.9. Правовой режим земель запаса
  4. 54. Состав земель России, понятие и виды правового режима земель.
  5. 74. Понятие правового режима земель поселений. Правовые основы планирования и застройки земель поселений.
  6. 74. Организационно-правовые средства охраны земель(учёт земель, земельный контроль, землеустройство, особый режим использования загрязнённых земель).
  7. № 44, 48, 49, 58. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, земель юридических и физических лиц
  8. 31. Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения. Особенности правового режима этой категории земель. Субъекты прав на земли сельскохозяйственного назначения.
  9. Понятие и правовой режим земель лесного фонда.
  10. Понятие, состав и правовой режим земель водного фонда.
  11. Вопрос 49. Понятие и состав земель населенных пунктов и особенности их правового режима.
  12. Понятие, состав и особенности правового режима земель особо охраняемых территорий и объектов.
  13. Вопрос 53. Понятие и общие черты правового режима земель промышленности, транспорта, связи, энергетики и иного назначения.
  14. 37. Земли населенных пунктов (понятие, виды, состав, особенности правового режима этой категории земель)
  15. Понятие и состав земель запаса.
  16. Вопрос 62. Понятие земель запаса.


Авторское право —

Аграрное право —

Адвокатура —

Административное право —

Административный процесс —

Арбитражный процесс —

Банковское право —

Вещное право РФ —

Гендерные правоотношения —

Гражданский процесс —

Гражданское право —

Договорное право РФ —

Жилищное право —

Земельное право —

Избирательное право —

Инвестиционное право —

Информационное право —

Исполнительное производство —

Исторя государства и права —

Коммерческое право —

Конкурсное право —

Конституционное право России —

Корпоративное право —

Медицинское право —

Муниципальное право —

Налоговое право —

Нотариат России —

Образовательное право —

Права человека в России —

Право социального обеспечения —

Правовая статистика —

Правоведение России —

Правовое обеспечение деятельности юриста —

Правоохранительные органы РФ —

Предпринимательское право —

Прокурорский надзор —

Семейное право —

Страховое право —

Судебные и правоохранительные органы —

Таможенное право —

Теория государства и права —

Транспортное право —

Трудовое право —

Уголовно-исполнительное право России —

Уголовное право —

Уголовный процесс —

Финансовое право —

Хозяйственное право —

Экологическое право —

Ювенальное право —


Аудит —

Банковское дело —

Бухгалтерский учет —

География —

Журанлистика —

История —

Маркетинг —

Математика —

Медицина —

Менеджмент —

Общеобразовательные дисциплины —

Педагогика —

Политология —

Право зарубежных стран —

Право Р. Беларусь —

Право России —

Право України —

Психология —

Реклама, PR —

Технические науки —

Физика —

Философия —

Финансы —

Экономика —

Юриспруденция —

Ответственность за незаконную эксплуатацию

За незаконное использование любых территорий, в том числе относящихся к категории запаса, в законодательстве предусмотрено несколько видов ответственности.

  1. Финансовая. Нарушитель возмещает весь материальный ущерб, причиненный его действиями.
  2. Административная – за самовольное занятие земли предусмотрен штраф (ст. 7.1 Кодекса об административных правонарушениях).
  3. В соответствии с положениями ст. 76 Земельного кодекса РФ, самовольно занятые участки подлежат возврату собственникам без возмещения затрат за время незаконного пользования.
  4. Согласно ст. 254 Уголовного кодекса РФ, предусмотрена ответственность за интоксикацию или засорение грунтовых почв.

Земли запаса и ООПТ

Эти две категории земель изъяты из оборота. Земли особо охраняемых природных территорий являются, как правило, государственной собственностью, хотя закон допускает нахождение этих участков в частной собственности. Просто в России еще не было подобных прецедентов.

Земли, признанные особо ценными для общества, переводятся из одной категории в другую, изымаются из оборота и хозяйственного использования. Их обратный перевод в другую категорию законом не предусмотрен. Земли запаса нельзя использовать в хозяйственных целях, но можно перевести в иную категорию и с определенным разрешенным использованием.

Основные проблемы перераспределения участков

Россия занимает огромную площадь, а управление таким большим количеством территорий сопровождается проблемами в сфере перераспределения земель. К основным трудностям можно отнести:

  1. Бюрократизацию и длительный срок смены категории территории. Это приводит к задержке развития земель и даже может создавать препятствия для реализации национальных проектов.
  2. Обременение сервитутами участков, для которых запланировано изменение целевого назначения.
  3. Отсутствие надлежащим образом оформленной документации на землю или ее утеря.
  4. Невозможность перевести территорию в другую категорию из-за ее состояния: загрязнения, эрозии и так далее.

Полезное видео

Узнайте подробнее о том, сколько существует категорий земель, чем они отличаются, а также какие существуют виды разрешенного использования из данного видео:

Как узнать характеристики земельных участков для каждого ВРИ

  • В соответствии с пунктом 3 части 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
  • Вместе с тем, согласно пункту 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
  • Частью 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации и частью 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
  • В соответствии с пунктом 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42 (далее — Порядок), сведения о видах разрешенного использования земельного участка вносятся в реестр объектов недвижимости на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления. Если образование земельных участков не связано с изменением вида разрешенного использования исходного земельного участка, вид разрешенного использования образуемых земельных участков в реестре объектов недвижимости должен соответствовать виду разрешенного использования исходного земельного участка.
  • Согласно пункту 52 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 (далее — Требования), вид разрешенного использования образуемых земельных участков должен соответствовать сведениям государственного кадастра недвижимости о виде разрешенного использования исходного земельного участка, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации. В таких случаях вид разрешенного использования образуемого (образуемых) земельного участка в реквизите «4» раздела «Сведения об образуемых земельных участках и их частях» указывается при наличии оформленной на основании градостроительного регламента в произвольной форме декларации заинтересованного лица о выбранном виде разрешенного использования земельного участка либо при наличии акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, определяющего вид разрешенного использования образуемого земельного участка (декларация или копия акта, в соответствии с которым сведения о виде разрешенного использования земельного участка внесены в межевой план, включаются в состав Приложения к межевому плану).
  • Пунктами 6 — 7 статьи 11.9 Земельного Кодекса РФ предусматривается, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

На основании изложенных выше норм можно сделать вывод, что при установлении вида разрешенного использования образуемого земельного участка, необходимо учитывать цель его образования, рациональность использования, а также наличие законодательных актов, устанавливающих исключения из положений пункта 3 части 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, основные требования к образованию земельных участков закреплены в Земельном кодексе РФ, основные требования к установлению тех или иных ВРИ на территории содержатся в ПЗЗ вашего региона. К примеру, характеристики земельных участков под ЛПХ закрепляются в ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и в вашем региональном законе об обороте сельхоз земель.

При этом, любое решение органа власти или должностного лица может быть оспорено в судебном порядке. Установить точную возможность принадлежности той или иной земли к необходимому ВРИ может только соответствующая экспертиза.

Как происходит перевод

Для перевода земель запаса в целевую категорию необходимо составить ходатайство. В нем заполняется следующая информация:

  1. Кадастровый номер выбранного земельного участка.
  2. Текущая категория земель запаса.
  3. Целевая категория, в которую предполагается перевод надела.
  4. Указание причин для перевода.

Еще по теме Чем коттедж отличается от частного дома?

К ходатайству нужно дополнительно приложить пакет из нотариальных документов:

  • Заявление, в котором указано присвоение наделу земли новой (целевой) категории.
  • Документ, который подтверждает личность заявителя (паспорт).
  • Специальная выписка из государственного кадастра земель о постановке участка на учет в качестве земель запаса.
  • Выписка из гос. реестра, которая подтверждает отсутствие реальных собственников земли.
  • Заключение от государственной службы экологических экспертиз.

Однако в процессе рассмотрения документов может получить отказ. Это происходит по следующим причинам:

  1. Заявитель признан ненадлежащим лицом для проведения обращений по переводу категорий из земель запаса в целевые.
  2. Предоставленные заявителем документы или содержание этих бумаг не соответствует тем правовым нормам, которые закреплены в федеральном законе.

В случае оглашения положительного решения заявитель получает акт о присвоении земельному участку целевой категории. После этого будущий собственник угодий должен в течение 2 недель обратиться в ближайший орган кадастра, где будут внесены соответствующие изменения в сведениях о земельном участке.

Необходимо при получении акта проверить наличие следующих сведений:

  • Причины изменения категории земли.
  • Окончательная граница и размеры надела, а также его площадь и присвоенный ранее кадастровый номер.
  • Заполнен пункт по старой и новой категории земель.

Перевод категории земель запаса в полноценный участки для строительства и возделывания — это длительный и не простой процесс, который потребует терпения и знания законодательных актов. Но в результате у Вас появится возможность использовать пустующую землю по своему назначению.

Больше нюансов о переводе земель из одной категории в другую можно узнать здесь.

В итоге участок принесет пользу не только владельцу земли, но и государству. Благодаря постоянному обновлению списка земель запаса на территории Российской Федерации у любого гражданина есть возможность претендовать на выделение, а в дальнейшем полностью задействовать такие наделы при производстве и фермерском хозяйстве.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl Enter.

Согласно общепринятому регламенту перевода территории из одной категории в другую, каждый из этих нюансов прописан в законе РФ.

Благодаря такому трансферту можно:

  • создавать национальные парки, заповедники и другие объекты естественных образований со статусом охраняемой территории природопользования;
  • пересматривать пограничные участки, которые относятся к региональной и муниципальной собственности, но это возможно только в случае появления иных административных единиц;
  • приостанавливать общее землепользование в связи с истощением природных ресурсов, к которым относят разные причины (например, неурожайный год);
  • прокладывать коммуникации и возводить сооружения согласно новому строительству, а также осуществление любых процессов реконструкции (строительство дорог, больниц, школ и т. д.);
  • постройка оборонных объектов, согласно общим целям укрепления безопасности не только на территории приграничных районов, но и по всей территории государства – касательно новых полигонов, а также военных городков и т. д.;
  • вовлекать в процесс эксплуатации рудопроявления, которые ранее не были использованы. Это возможно для проведения разведывательных операций, с дальнейшей целью постройки горнодобывающих организаций. На сегодняшний день иные причины не предусматриваются, но такое положение дел сохраняется, согласно закону. Для выполнения операций, касательно передачи территорий из запаса следует руководствоваться федеральным законом, и осуществляется передача таким образом.

Для начала следует подать ходатайство с просьбой о проведении как можно скорее перевода одного участка в другую категорию.

Земли в Российской Федерации разделены на земли сельского хозяйства, пунктов населения, спецназначения, территорий и объектов с особой охраной, лесного фонда, водных объектов и запаса. Давайте разберемся с последним типом земель. И так, что же имеет под собой эта категория земель?

Статья 103 ЗК РФ гласит, что землями запаса принято считать территории, принадлежащие государственным или муниципальным органам власти, кроме, конечно же, земель фонда перераспределения для сельхозцелей. К сведению, согласно статье 96 ЗК РФ, запрещено передавать такого рода земли арендаторам или новым владельцам из-за отсутствия ее целевого назначения.

На основании определения, область этой категории делят на

  1. Государственные:
    • федерального запаса;
  2. запаса субъекта Федерации.
  3. Муниципальные.

Закон запрещает использование земель запаса до момента осуществления их перевода в иную земельную категорию. Но статья 45 ЗК гласит о возможности проводить на этой территории землеустройство, поиск геодезические, геологосъемочные, кадастровые и другие работы по исследованию местности.

Стоит понимать, что к данному виду принадлежат участки, которые больше не являются частью или прошли процедуру исключения из другой катеории. Одним из признаков земель запаса является пребывание их в собственности муниципалитета или государства.

Кроме того, такие земельные участки не могут быть предоставлены юридическим лицам и гражданам, поэтому запрещается их фактическое использование до смены кода категоризации и предоставления иным лицам для последующего хозяйствования.

При этом, это не бесхозные участки, так как:

  • находятся на учете и в кадастровой документации указана вся экономическая, правая и хозяйственная информацию;
  • закон защищает их от самовольного присвоения и любых других действий, несогласованных с государством или муниципалитетом;

Как уже упоминалось, земли запаса находятся в полной собственности органов государственной или местной власти и имеют резервное значение. Поэтому в обязанности этих органов входит постановка этих земель на учет для будущего предоставления их людям для ведения хоздеятельности или для других оправданных целей. Некоторые источники твердят о сходстве земель запаса с землями консервации, но важно понимать, что их правовой статус значительно разнится:

  • земли запаса можно использовать соответственно с их целевым назначением в отличие от законсервированных земель;
  • последние находятся не только под контролем органов местной власти, но и госорганов для обеспечения дополнительной экологической безопасности страны;
  • возврат первых в хозоборот не требует проведения никаких спецмероприятий, в которых нуждаются земли консервации.

Статьей 60 ЗК законодатель предоставляет органам местной власти необходимые полномочия для наделения граждан, которые не работают на сельхозпредприятии и не являются членами колхоза, участками из земель запаса, находящимся в специальном фонде, для создания фермерских хозяйств.

В рамках фонда перераспределения земли чаще всего передаются в соответствии с результатами проведенного конкурса (аукциона) или арендатору с правом выкупа. Те, которые по определенным обстоятельствам не были распределены, могут быть переданы в бесплатное пользование или проданы по нормативной цене.

Если речь идет о целевом фонде, это не значит, что земли запаса приобретают свое целевое назначение без перевода в советующую категорию. Работа фонда заключается в формировании группы лиц, которые могут претендовать на последующее использование земли. В основном земля предоставляется казачьим обществам с целью их расширения, для создания производственного комплекса и дальнейшей реализации сельхозпродукции, гражданам (вне общественных организаций) для собственного владения, либо аренды.

Начиная процесс смены категории земель запаса, помните, что он достаточно сложен и занимает долгий период. Его результатом становится решение со стороны государственной или муниципальной власти. После того, как ваш участок выйдет из категории запаса и получит новую, он сможет быть использован вами только в соответствии с назначением. Вы можете перевести землю запаса в категорию земель:

  • сельскохозяйственного назначения – место расположения построек, перерабатывающих хозпродукцию, дорог и соединений для хозяйственной деятельности, насаждения лесов и даже локализации водоемов;
  • населенных пунктов под застройку объектами для дальнейшего проживания;
  • промышленности – место для дальнейшего строительства производственного комплекса, чаще всего, вне пункта населения;
  • относящихся к лесному и водному фондам.

Еще по теме Какие существуют компенсационные выплаты по системе социального обеспечения и кому они положены?

Для того чтобы вы смогли запустить процесс изменения категорийности своего земельного участка, необходимо, первоочередно, составить ходатайство, на основании следующей информации:

  • номер участка в кадастровом реестре;
  • текущей и желаемой категорийности земельного участка;
  • аргументирования желания сменить категорию участка.

Кроме того, еще нужно подготовить пакет документов для присвоения иной категории земли. Первое — заявление и документы, удостоверяющие личность. Во-вторых, необходимо приложить выписки из госреестра и госкадастра. В первом случае подается информация об отсутствии документарного владельца участка, а во втором – об отношении земли к одной из категорий. И последнее, но не менее важное, – заключение экспертизы от государственной экологической инспекции РФ.

Ожидать ответ придется максимум 30 дней. При положительном результате вам выдадут акт о присвоении категории этому земельному участку, если же ответ не в вашу пользу – акт об отказе присвоить запрашиваемую категорию.

В каких же случаях стоит ожидать отказа?

  1. Если органы власти сочтут вас ненадлежащим лицом, обращающимся с такого рода запросом, вы получите отрицательный ответ.
  2. Если предоставленный пакет документов не удовлетворяет требования действующих законодательных норм и правил.

Получив акт о присвоении землям новой категории, вы обнаружите в нем информацию о:

  • причинах изменения категории;
  • размере площади, очертании границ участка и его номере в кадастровом учете;
  • предыдущей категории и вновь присвоенной.

Если вам необходимо перевести участок из указанной категории в любую из перечисленных выше категорий, что даст возможность использовать его с пользой, как для вас, так и для государства, то, возможно, вы столкнетесь с рядом возникших трудностей. Это достаточно важный вопрос, к которому нужно подходить с умом и при необходимости обращаться к квалифицированным специалистам.

Сроки и стоимость получения категории для земель запаса

Процедура принятия решения делится на два этапа.

Первый – проверка документов на подлинность и соответствие реальности. На это у властей уходит 30 календарных дней. Если найдены нарушения, заявитель получает акт об отказе. Бумаги, прошедшие проверку успешно, направляются дальше.

Второй этап – рассмотрение заявки по существу и вынесение постановления. Сроки – 2 месяца для муниципальных участков и земель субъектов, 3 месяца – для федеральных земель.

Подача пакета документов бесплатна. Заплатить придётся за подготовительный этап: межевание, заключение экологической комиссии и прочие пункты.

Что делать после получения Постановления о смене категории

Дальнейшая судьба участка определяется:

  • конкурсом или аукционом, на который нужно подавать заявку;
  • передачей участка по договору выкупа, долгосрочной аренды или передачи в безвозмездное пользование.

Разрешенные цели использования

Применение земель запаса для некоторых целей является допустимым, после проведения процедуры их перевода в другую категорию. Однако существуют исключительные случаи, в которых эксплуатация данных участков :

В каких случаях можно использовать земли запаса

  1. Использование природных объектов, расположенных на землях данной категории. Ярким примером может служить ловля рыбы в водоемах, если нет запрета на эксплуатацию данного объекта частными лицами.
  2. Земли запаса можно применять в качестве пути для перевода животных на место выпаса. Еще одной разрешенной для использования целью является охота на диких зверей.
  3. На подобных территориях возможен сбор сухостоя, который планируется использовать в целях печного отопления.

Применение земель в данных целях является невозможным, если:

  1. Участок земли является закрытым для вторжения посторонних лиц;
  2. При перегоне домашнего скота на участке запаса делаются остановки для непосредственного выпаса животных.
  3. Производится вырубка лесного массива.
  4. Сбор валежника осуществляется в целях его продажи и получения прибыли.

Когда разрешается использование земель запаса

Инициировать изменение категории земельного участка разрешено не всегда. Для этого есть предусмотренные законодательством случаи:

    • Если целевым назначением участка станет создание заповедной зоны или парка;
    • Если возникает нужда в расширении границ действующего населенного пункта или в создании нового;
    • Если качественный уровень части земель какой-либо категории снизился, возникает необходимость в поиске альтернативного участка. Хорошим вариантом в этом случае станут земли запаса;
    • Если требуются территории для строительства дорог, предприятий, муниципальных образований, и т.д.;
    • Если на участке запаса существует месторождение полезных ископаемых, его дальнейшее применение в этих целях может быть одобрено.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-33-98.
  • Санкт-Петербург: .
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...