§ 6. Договор аренды земельного участка

Содержание
  1. Аренда земельного участка, ГК РФ: что является объектом?
  2. О предоставлении земельных участков в городе Москве с проведением процедуры торгов
  3. существует не 16, а более 35 оснований взять землю в аренду у государства без торгов.
  4. Кто является сторонами договора?
  5. Вопрос-Ответ
  6. Можно ли расширить свой участок за счет пустующих бесхозных территорий?
  7. Кто может получить?
  8. Физические лица
  9. Юридические лица
  10. Виды ЗУ
  11. Как взять землю в аренду у администрации города без торгов?
  12. Судебная практика по статье 609 ГК РФ
  13. Условия
  14. Оценка права аренды ЗУ и особенности составления отчета
  15. Цена
  16. Продажа права пользования
  17. Основания для отказа в предоставлении земельного участка
  18. У СНТ
  19. Причины отказа в предоставлении земли
  20. На какой срок можно взять
  21. Если в безвозмездное пользование взят участок лесного фонда, то через 5 лет можно только арендовать землю.
  22. Можно ли выкупить арендованную землю
  23. Размер арендной платы. Окончание срока аренды земельного участка
  24. Автор статьи
  25. Кузнецов Федор Николаевич
  26. Срок аренды земельного участка составляет от 20 до 49 лет.
  27. 8. Аренда участка под зданиями и сооружения.

Аренда земельного участка, ГК РФ: что является объектом?

По Гражданскому кодексу РФ объектом договора аренды является земля. При условии, что вместе с ней сдаются и постройки, расположенные на территории, это также указывается в соглашении:

  • Жилой дом.
  • Природный объект.
  • Коммерческое здание.
  • Подсобные строения.
  • Гаражи.
  • Объекты коммуникаций.
  • Небольшие водоемы.

Обязательно указываются цели и характер использования – как арендатор будет эксплуатировать надел и расположенные на нем объекты:

  • Вести личное подсобное хозяйство.
  • Проживать в жилом доме в течение определенного срока.
  • Разводить животных, заниматься огородничеством.
  • Использовать коммерческое помещение для производства и других видов предпринимательской деятельности.

По каждому объекту в договоре прописываются наименование, характеристики и особенности.

Не могут сдаваться в аренду участки:

  • Заповедники и другие природоохранные объекты.
  • Территория, находящаяся во владении Федеральной службы безопасности.
  • Земля, где проводятся военные учения и испытания.
  • Зоны, где хранятся радиоактивные отходы.

Кто является сторонами договора

О предоставлении земельных участков в городе Москве с проведением процедуры торгов

(с изменениями на 23 июня 2020 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Москвы от 2 октября 2012 года N 528-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 57, 15.10.2012);
постановлением Правительства Москвы от 13 ноября 2012 года N 636-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 64, 13.11.2012);
постановлением Правительства Москвы от 17 декабря 2012 года N 737-ПП (Официальный портал Мэра и Правительства Москвы, www.mos.ru, 19.12.2012);
постановлением Правительства Москвы от 7 октября 2014 года N 591-ПП (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 09.10.2014);
постановлением Правительства Москвы от 19 мая 2015 года N 301-ПП (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 21.05.2015);
постановлением Правительства Москвы от 1 сентября 2015 года N 557-ПП (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 02.09.2015);
постановлением Правительства Москвы от 11 апреля 2017 года N 185-ПП (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 12.04.2017);
постановлением Правительства Москвы от 19 ноября 2019 года N 1534-ПП (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 20.11.2019);
постановлением Правительства Москвы от 23 июня 2020 года N 849-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 36, 30.06.2020).
____________________________________________________________________

________________
* Наименование в редакции, введенной в действие с 24 ноября 2012 года постановлением Правительства Москвы от 13 ноября 2012 года N 636-ПП. – См. предыдущую редакцию.

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Москвы от 16 ноября 2010 года N 1019-ПП “О создании Градостроительно-земельной комиссии города Москвы”, а также в целях установления на территории города Москвы единого порядка предоставления земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, с применением процедуры торгов Правительство Москвы
(Преамбула в редакции, введенной в действие с 24 ноября 2012 года постановлением Правительства Москвы от 13 ноября 2012 года N 636-ПП; в редакции, введенной в действие с 1 июня 2015 года постановлением Правительства Москвы от 19 мая 2015 года N 301-ПП.

постановляет:

1. Установить, что:

1.1. Земельные участки с проведением процедуры торгов предоставляются в аренду, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 24 ноября 2012 года постановлением Правительства Москвы от 13 ноября 2012 года N 636-ПП. – См. предыдущую редакцию)

1.2. Торги проводятся в форме аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка (далее – аукцион) на Торговой площадке уполномоченного органа.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 24 ноября 2012 года постановлением Правительства Москвы от 13 ноября 2012 года N 636-ПП; в редакции, введенной в действие с 20 октября 2014 года постановлением Правительства Москвы от 7 октября 2014 года N 591-ПП; в редакции, введенной в действие с 1 июня 2015 года постановлением Правительства Москвы от 19 мая 2015 года N 301-ПП.

2. Основанием для проведения аукционов является решение Градостроительно-земельной комиссии города Москвы об одобрении перечней земельных участков, права на которые планируется реализовывать на торгах в целях осуществления строительства, комплексного освоения в целях жилищного строительства.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 26 октября 2012 года постановлением Правительства Москвы от 2 октября 2012 года N 528-ПП; в редакции, введенной в действие с 1 июня 2015 года постановлением Правительства Москвы от 19 мая 2015 года N 301-ПП.

3. В решении о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельных участков в качестве критерия определения победителя аукциона предусматривается размер арендной платы за земельный участок.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 26 октября 2012 года постановлением Правительства Москвы от 2 октября 2012 года N 528-ПП; в редакции, введенной в действие с 23 апреля 2017 года постановлением Правительства Москвы от 11 апреля 2017 года N 185-ПП.

4. Уполномочить Департамент городского имущества города Москвы:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 20 октября 2014 года постановлением Правительства Москвы от 7 октября 2014 года N 591-ПП.

4.1. Принимать правовые акты (решения) о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельных участков в соответствии с решениями Градостроительно-земельной комиссии города Москвы (п.2).

4.2. Обеспечивать проведение работ, в результате которых осуществляется подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о земельных участках (кадастровые работы), и постановка на государственный кадастровый учет земельных участков.

4.3. Определять на основании отчета независимого оценщика, составленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, начальный размер арендной платы за земельные участки (начальную цену права на заключение договора аренды).

4.4. Разрабатывать документацию об аукционе, включая проект договора аренды земельного участка с определением существенных условий договоров аренды земельных участков, заключаемых по результатам аукциона.

4.5. Заключать договоры аренды земельных участков по результатам аукционов.

4.6. Обеспечивать государственную регистрацию договоров аренды земельных участков, заключенных по результатам аукционов.

4.7. Пункт утратил силу с 20 ноября 2019 года – постановление Правительства Москвы от 19 ноября 2019 года N 1534-ПП. – См. предыдущую редакцию.

5. Установить, что в качестве организатора аукционов по продаже права на заключение договора аренды земельных участков выступает Департамент города Москвы по конкурентной политике.

6. Принятие решения об отказе в проведении аукциона, размещение извещения об отказе в проведении аукциона, извещение участников аукциона об отказе в проведении аукциона и возврат участникам аукциона внесенных задатков производится в соответствии с требованиями статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 20 октября 2014 года постановлением Правительства Москвы от 7 октября 2014 года N 591-ПП; в редакции, введенной в действие с 1 июня 2015 года постановлением Правительства Москвы от 19 мая 2015 года N 301-ПП; в редакции, введенной в действие с 23 апреля 2017 года постановлением Правительства Москвы от 11 апреля 2017 года N 185-ПП.

7. Установить, что комплект документации об аукционе формируется Департаментом города Москвы по конкурентной политике в течение 7 рабочих дней со дня представления комплекта документов Департаментом городского имущества города Москвы.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 20 октября 2014 года постановлением Правительства Москвы от 7 октября 2014 года N 591-ПП; в редакции, введенной в действие с 1 июня 2015 года постановлением Правительства Москвы от 19 мая 2015 года N 301-ПП.

8. Уполномочить Департамент города Москвы по конкурентной политике осуществлять формирование городских аукционных комиссий из числа своих штатных сотрудников и представителей Департамента городского имущества города Москвы с привлечением по согласованию представителей Москомархитектуры, Департамента градостроительной политики города Москвы, Департамента экономической политики и развития города Москвы и иных функциональных, отраслевых и территориальных органов власти города Москвы.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 20 октября 2014 года постановлением Правительства Москвы от 7 октября 2014 года N 591-ПП.

9. Пункт утратил силу с 1 июня 2015 года – постановление Правительства Москвы от 19 мая 2015 года N 301-ПП..

10. Утвердить Положение об особенностях организации и проведения аукционов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, расположенных на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена (приложение).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 24 ноября 2012 года постановлением Правительства Москвы от 13 ноября 2012 года N 636-ПП. – См. предыдущую редакцию)

11. Внести изменения в постановление Правительства Москвы от 20 мая 2008 года N 417-ПП “О дальнейшем развитии системы подготовки и проведения торгов при реализации инвестиционных проектов в сфере капитального строительства на территории города Москвы” (в редакции постановлений Правительства Москвы от 23 декабря 2008 года N 1193-ПП, от 30 июня 2009 г. N 643-ПП, от 29 июня 2010 года N 536-ПП):

11.1. Пункты постановления 1.1, 9.3, 9.4, 10, 13, 13.1, 13.2, 13.2.1, 13.2.2, 13.3, 18, 24.4 признать утратившими силу.

11.2. В пункте 3 постановления слова “незастроенного земельного участка для целей капитального строительства (п.1.1)” заменить словами “земельного участка для целей строительства в соответствии с правовыми актами Правительства Москвы”.

11.3. В пункте 12 постановления слова “с разделением на объекты городского и окружного уровней” исключить.

11.4. Пункт 14 постановления изложить в следующей редакции:

“14. Уполномочить действовать от имени Правительства Москвы в качестве организатора конкурсов и аукционов для реализации проектов (пп.1.2 и 1.3) Департамент города Москвы по конкурентной политике.”.

11.5. В пункте 15 постановления слова “с разделением на объекты городского и окружного уровней” исключить.

11.6. В пункте 17.2 постановления слова “(пп.1.1-1.3)” заменить словами “(пп.1.2 и 1.3)”.

11.7. В пунктах 19, 21.1, 22 постановления слова “городского и окружного уровней” исключить.

11.8. В пункте 23 постановления слова “городского уровня” исключить.

11.9. В пункте 24.3 постановления слова “(префектуры административных округов города Москвы)” исключить.

12. Пункт 2.1 постановления Правительства Москвы от 27 января 2009 года N 46-ПП “Об изменении порядка принятия решений о предоставлении земельных участков и внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы об образовании, предоставлении земельных участков и арендной платы за землю” (в редакции постановлений Правительства Москвы от 14 апреля 2009 года N 298-ПП, от 28 июля 2009 года N 685-ПП, от 1 декабря 2009 года N 1325-ПП, от 26 января 2010 года N 53-ПП, от 19 октября 2010 года N 943-ПП, от 15 февраля 2011 года N 35-ПП) признать утратившим силу.

13. Пункт 9.1 постановления Правительства Москвы от 30 июня 2009 года N 643-ПП “Об итогах работы Департамента земельных ресурсов города Москвы в 2008 году и мерах по реализации задач в сфере земельных отношений на 2009 год” (в редакции постановлений Правительства Москвы от 25 августа 2009 года N 806-ПП, от 22 декабря 2009 года N 1415-ПП, от 26 января 2010 года N 53-ПП, от 19 октября 2010 года N 943-ПП) признать утратившим силу.

14. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Ефимова В.В. и министра Правительства Москвы, руководителя Департамента городского имущества города Москвы Гамана М.Ф.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 20 октября 2014 года постановлением Правительства Москвы от 7 октября 2014 года N 591-ПП; в редакции, введенной в действие с 20 ноября 2019 года постановлением Правительства Москвы от 19 ноября 2019 года N 1534-ПП.

Мэр Москвы
С.С.Собянин

существует не 16, а более 35 оснований взять землю в аренду у государства без торгов.

Проверьте количество оснований для аренды земли в статье 39.6 Земельного кодекса.

В пункте 2 статьи перечислены тридцать с лишним оснований.

Каждое основание позволяет взять землю в аренду без аукциона.

Однако большинство из этих оснований абсолютно не подходят для простых граждан.

Основная цель материала, показать:

Кто является сторонами договора?

Субъектами арендования могут быть как физические, так и юридические лица. Арендодатель:

  • Обязательно лицо, обладающее правом собственности, либо правом сдавать имущество третьим лицам.
  • Дееспособный гражданин. От лица недееспособного владельца может действовать опекун.
  • Надлежащим образом зарегистрированное юридическое лицо – в наличии должны быть подтверждающие уставные документы.
  • Индивидуальный предприниматель – при условии наличия Свидетельства регистрации в налоговом органе.
  • Государство или муниципальное образование.

Вопрос-Ответ

Галина Суженная

Практикующий юрист, оказываю консультации, представительство в суде, пишу статьи

Можно ли расширить свой участок за счет пустующих бесхозных территорий?

Галина Суженная

В отдаленных местностях и на бесхозных землях вопрос, думаю, до сих пор решается установкой забора. Никто отслеживать это не будет.)

Но для тех кто хочет оформить владение официально, есть упрощенный порядок. делается межевание через кадостровых инженеров, перераспределяется земля, участок после рассмотрения ставится на кадастровый учет.

Если будет вдруг обнаружен самозахват земли или сосед какой нажалуется то штраф 10-20 тысяч рублей + снос построек.

Кто может получить?

Получить землю без проведения торгов может практически любой человек. Если заявку на участие в аукционе подает только один претендент, он и станет арендатором.

Аукцион признается несостоявшимся, а участник получает землю по минимальной стоимости. Но закон предусматривает случаи, когда заявитель имеет преимущественное право аренды.

Для физических и юридических лиц действуют разные условия.

Физические лица

Обычные граждане получают преимущественное право аренды, если:

  1. foto6478-3На участке есть капитальное строение, которое находится в собственности претендента. Во внимание не принимается самострой. Дом должен быть зарегистрирован в собственность по всем правилам.
  2. Текущий арендатор начал строительные работы. Продление аренды осуществляется только 1 раз до завершения строительства.
  3. Текущий арендатор получил землю под садоводство, огородничество или другие хозяйственные нужды (например, сенокос или выпас животных) и подал заявление на продление аренды до истечения срока действия текущего договора.
  4. У гражданина были изъяты земли для государственных или муниципальных нужд. Он получает новый участок в качестве компенсации, поэтому аукцион не проводится.
  5. Претендент имеет право на первоочередное или внеочередное приобретение земли.

Не проводятся торги для предоставления земли в субаренду. Если основной арендатор получил участок от государства на срок больше 5 лет, он может полностью или частично передать право пользования третьим лицам, для выбора которых не проводятся торги. Размер платы устанавливается лично основным арендатором.

Юридические лица

“Льгот” для организаций намного больше, чем для частных лиц. Хотя количество пунктов меньше, под их влияние попадает огромное количество больших и малых фирм.

Без торгов можно обойтись, если земля будет использована для:

  • аграрной промышленности;
  • сельскохозяйственных работ некоммерческой организации;
  • строительства объектов энергетики, обороны, связи, ТВ и других важных отраслей, включая железнодорожное полотно и федеральные трассы.

Последний пункт является самым обширным. Преимущественное право получают как российские компании, так и зарубежные. При условии, что объект нужен для международного представительства России в этой сфере.

Также без торгов получить землю в аренду можно при наличии на территории участка капитального строения, которое принадлежит организации.

Виды ЗУ

Земля пользуется огромным спросом и практически каждый ее участок, является востребованным. К видам земельного пространства наемного типа относят: участки, как водного пространства и прилегающих к нему территорий, так и суши (включая леса и поля).

Стоит помнить, что арендуя участок водного типа, арендатору около него запрещено вспахивать землю, садоводство, хранение удобрения, возведение построек, загрязнение отходами и мойка техники или транспорта.

Виды земель, содержащие зеленые растения в пределах населенных пунктов, а также полосы с насаждениями, являющимися защитными для дорог или полей, вовсе не подлежат аренде.

Как взять землю в аренду у администрации города без торгов?

Для того, чтобы запустить процедуру получения земли в аренду нужно подать одно из заявлений:

  • заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка,
  • заявление о предоставлении земельного участка.

Рассмотрим их подробнее.

Судебная практика по статье 609 ГК РФ

Определение Верховного Суда РФ от 04.02.2019 N 302-ЭС18-24154 по делу N А33-17409/2017

Принимая обжалуемые судебные акты, суды, руководствуясь положениями статей 307, 309, 310, 450, 606, 607, 609, 614, 620, 651, 655 Гражданского кодекса Российской Федерации, исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, установив, что спорное помещение передано предпринимателем по акту приема-передачи N 1 в удовлетворительном состоянии и принято обществом, которое ненадлежащим образом исполнило обязательства по внесению арендных платежей в период до возврата помещения, удовлетворили иск предпринимателя.

Определение Верховного Суда РФ от 27.03.2019 N 308-ЭС18-24420 по делу N А32-18799/2017

Суд кассационной инстанции, действуя в пределах полномочий, установленных статьями 286 и 287 АПК РФ, установив, что суд апелляционной инстанции неправильно применил нормы материального права, а его выводы о том, что истец непрерывно в течение 15 лет владеет спорными земельными участками на основании договоров аренды не соответствуют имеющимся в деле доказательствам и фактическим обстоятельствам, руководствуясь статьями 421, 422, 445, 446, 609 ГК РФ, статьями 26, 39.3, подпунктом 2 пункта 2 статьи 39.4 ЗК РФ, статьей 21 Закона N 532-КЗ, разделом 2 Порядка определения цены, отменил постановление апелляционного суда в части установления выкупной стоимости земельных участков в редакции истца и урегулировал разногласия сторон в данной части, приняв пункты 2.1 договоров в редакции Департамента.

Определение Верховного Суда РФ от 31.07.2019 N 308-ЭС19-11437 по делу N А32-17515/2017

Договор аренды земельного участка N 0300000112 от 28.10.2002 не был зарегистрирован в установленном законом порядке. Срок данного договор составлял 11 месяцев, однако по истечении срока его действия арендатор продолжал использовать земельный участок еще в течение 5 лет. Вывод окружного суда о том, что последующая пролонгация данного договора не возлагала на его стороны обязанность осуществить его регистрацию, является неверным, противоречащим пункту 3 статьи 433, пункту 2 статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Определение Верховного Суда РФ от 17.10.2019 N 305-ЭС19-17514 по делу N А40-182515/2017

Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 11, 12, 309, 330, 331, 424, 552, 609, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), статьями 7, 22, 26, 35, 39.7, 39.20, 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), статьей 20 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 “О землепользовании в городе Москве”, постановлением Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП “О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве” (далее – постановление N 273-ПП), разъяснениями, изложенными в пункте 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 “О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства”, приняв во внимание обстоятельства, установленные Арбитражным судом города Москвы при рассмотрении дела N А40-197118/2016, пришли к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчиков задолженности за пользование земельным участком и об отсутствии оснований для удовлетворения встречных исков обществ “Варшавское 38А” и “Варшавское 38В”.

Определение Верховного Суда РФ от 23.10.2019 N 308-ЭС19-18509 по делу N А01-2452/2018

Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, проанализировав условия договора от 14.04.2008 N 1 и дополнительного соглашения к нему, руководствуясь статьями 309, 310, 606, 607, 609, 610, 614, 622, 650, 651 Гражданского кодекса Российской Федерации, приняв во внимание обстоятельства, установленные Арбитражным судом Республики Адыгея при рассмотрении спора N А01-184/2017, пришли к выводу о наличии оснований для взыскания с предпринимателя (арендатора) в пользу Общества (арендодателя) задолженности по арендной плате, поскольку факт использования предпринимателем в декабре 2016 года арендованного помещения по возобновленному на неопределенный срок договору от 14.04.2018 подтвержден представленными в материалы дела доказательствами.

Определение Верховного Суда РФ от 31.10.2019 N 307-ЭС19-19056 по делу N А05-13954/2018

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статей 65 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав условия договора аренды от 14.08.2012 N 101/12/Г земельного участка, предоставленного для размещения индивидуального гаража, и дополнительное соглашение к нему от 29.11.2017, суд, руководствуясь пунктом 1 статьи 164, пунктом 2 статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 14, статьями 26, 27, частью 12 статьи 29, частью 1 статьи 51 Закона о регистрации, признал, что после истечения срока действия указанного договора аренды, зарегистрированного в установленном порядке, ни одна из сторон не заявила о его расторжении, в связи с чем, в соответствии с пунктом 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, этот договор аренды считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок и на момент заключения дополнительного соглашения от 29.11.2017, которым срок действия этого договора установлен с 29.11.2017 до 29.11.2020, указанный договор аренды являлся действующим.

Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 02.10.2019 N 25-КА19-5

Согласно п. 2 ст. 609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом и в силу ч. 3 ст. 433 ГК РФ считается для третьих лиц заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.

Определение Верховного Суда РФ от 22.11.2019 N 306-ЭС19-20901 по делу N А12-32718/2018

Принимая обжалуемые судебные акты, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 309, 310, 329, 330, 333, 421, 607, 609 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 35, 39.20, 65 Земельного кодекса Российской Федерации, учитывая экспертное заключение, произвели перерасчет задолженности по арендной плате.

Определение Верховного Суда РФ от 18.11.2019 N 307-ЭС18-7543 по делу N А26-1401/2016

Руководствуясь статьями 167, 433, 609, 651, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ “Об электроэнергетике”, Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, суды оценили представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ и пришли к выводу о необоснованности заявленных требований. Суды указали, что сетевая организация вправе претендовать на получение платы за услуги, оказанные посредством объектов электросетевого хозяйства, затраты на содержание и эксплуатацию которых учтены при утверждении тарифного решения. Поскольку в данном случае такие затраты не учтены при формировании тарифов, суды отказали истцу в удовлетворении его требований.

Определение Верховного Суда РФ от 11.01.2019 N 306-КГ18-22382 по делу N А49-17020/2017

Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 198, 200, 201 АПК РФ, статьями 606, 607, 609 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 14, 18, 21, 44 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости”, разъяснениями, приведенными в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 “Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды”, пункте 9 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.07.2018, установив, что объект недвижимости – здание (часть которого является предметом договора аренды), принадлежащий Обществу на праве собственности, поставлен на государственный кадастровый учет и в кадастровом паспорте описаны все помещения, указанные в договоре аренды, предмет названного договора определен путем текстуального и графического описания, пришли к выводу об отсутствии у Управления Росреестра оснований для приостановления государственной регистрации договора аренды, поскольку Общество с заявлением на регистрацию права представило все необходимые документы.

Определение Верховного Суда РФ от 14.01.2019 N 307-КГ18-22594 по делу N А05-15055/2017

Удовлетворяя заявленные администрацией требования, суды руководствовались статьями 11, 26, 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 425, 433, 452, 609 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 9, 14, 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” и исходили из отсутствия у Управления Росреестра законных оснований для отказа администрации в государственной регистрации спорного дополнительного соглашения.

Условия

foto6478-4Без торгов предоставляется любой свободный участок. Однако если на территории находится объект общего пользования (река, лес, озеро), арендатор обязуется предоставить свободный доступ к природным ресурсам.

Организация не сможет претендовать на получение земли без проведения аукциона, если имеет неустраненные недочеты, выявленные земельным надзором.

Например, если из-за производственных работ ухудшается качество земли и ее плодородность.

Оценка права аренды ЗУ и особенности составления отчета

Оценка аренды земли проводится с помощью целого комплекса подходов – затратного, сравнительного и доходного. Лицо, проводящее оценку, имеет право выбрать любой из способов оценки к подходу (сравнительный способ, метод капитализации дохода, остаточную схему или методику предполагаемого использования).

Стоимость наемного права зависит от:

  • пользы территории;
  • выгоды с нее;
  • востребованности;
  • компетенции арендатора;
  • даты прекращения действия договора;
  • суммы уплачиваемой за наем земли;
  • количества лиц, имеющих права на землю;
  • назначения участка;
  • разрешения к использованию и других факторов.

Приведем пример оценки способом сравнения продаж. Чтобы правильно оценить право аренды земли, следует учесть конечную дату действия соглашения, сумму аренды, а также условия ее изменения, разрешение собственника на наем территории, возможность выкупа земли и продление договора на наем при изъявлении желания арендатора.

Отчет об оценки рыночной стоимости права аренды должен быть составлен согласно нормам оформления и содержать информацию о:

  • личных данных арендатора;
  • датах оценки и составления;
  • виде документа;
  • объектах оценки;
  • видах имущества;
  • наименовании и расположении рассматриваемого имущества;
  • категории земли и методах оценки.

Цена

Цена арендуемого надела определяется администрацией муниципального образования на основании норм ЗК РФ и рыночных показателей. Она может существенно различаться в зависимости от региона, в котором расположен земельный участок, и от его назначения.

Продажа права пользования

Это некая форма замены одной из сторон договора, которая не разрывает наемные правоотношения и заключается с собственником земли.

Продажа права возможна если, арендодатель дал согласие, договор продажи права аренды не изменен, а новый акт о продаже составлен в той же форме, что и старый договор и в некоторых случаях заверен нотариально.

Арендатор земельного участка также имеет право на переуступку права аренды и субаренду ЗУ.

Основания для отказа в предоставлении земельного участка

Действующее законодательство подразумевает возможные варианты отказа в возможности заключения договора аренды. Такое возможно в следующих случаях:расторжение договора купли-продажи земельного участка по соглашению сторон

  • Участок уже выделен в пользование или собственность другому лицу или организации;
  • На него наложено обременение, так как он может находиться в зоне отчуждения при реализации крупных инфраструктурных проектов;
  • Участок зарезервирован для иных целей и уже выставлен на соответствующий аукцион;
  • Цели использования, которые указал в первичном заявлении потенциальный арендатор, не соответствуют принадлежности к определенной категории этого участка;
  • Неиспользование земли в своих целях.

В том случае, если одно из этих оснований было выявлено, в праве заключения договора аренды может быть отказано. Но в таком случае возможно оспаривание решения.

§ 6. Договор аренды земельного участка

Обжаловать решение соответствующих органов можно в вышестоящие инстанции или суд.

Однако, при обжаловании для признания за потенциальным арендатором права на заключение договора, придётся доказать свою правоту, в том числе, предоставлением всех необходимых документов, даже особенности предоставления земельных участковесли они будут дублировать друг друга.

Получение земельного участка в аренду — процесс достаточно трудоемкий, так как требует тщательной подготовки всех необходимых документов. Действующее законодательство накладывает определенные ограничения для возможности заключения договора аренды для иностранных граждан и организаций, что обусловлено интересами и безопасностью государства.

Однако, для реализации практически всех целей использования земли арендаторами могут стать как российские граждане и организации, так и иностранные. Для иностранных контрагентов существует только одно ограничение — невозможность выкупа арендуемого участка.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей

У СНТ

Члены СНТ согласно изменениям законодательства, могут без торгов получить участки. Если те ранее не приватизированы и само товарищество арендует их, является собственником или пользуется безвозмездно.

Посторонним лицам, не членам СНТ землю можно выкупить, если владелец согласен. Чтобы арендовать землю, гражданину следует писать заявление, адресуя его председателю СНТ. Сначала вступить туда, потом, следуя внутренним порядкам товарищества, получить надел.

Причины отказа в предоставлении земли

Все основания для отказа в аренде площади земли приведены в статье 39.16 Земельном кодексе Российской Федерации. Самые распространенные основания для отказа:

  • отсутствие права получения земли без проведения торгов у некоторых лиц;
  • земля находится в постоянном, безвозмездном или пожизненном пользовании;
  • на участке находится объект незавершенного строительства;
  • территория забронирована для государственных нужд;
  • не соответствие целей использования участка его назначению.

Арендовать земельный участок не так сложно, как кажется на первый взгляд. Данная статья несколько облегчит эту задачу. Смело арендуйте и рационально используйте земельные участки!

На какой срок можно взять

Максимальная продолжительность аренды по законодательству – 49 лет. Эту цифру регионы корректируют, устанавливая самостоятельные значения смотря по категории, назначению и количеству объектов.

Ориентировочно:

· с/х угодий, где строить нельзя – 10 лет;

· занятие огородничеством – 3 года;

· на ИЖС – 3-10 лет;

· ведение ЛПХ хозяйства – 3-49 лет.

По возможности соглашения продлеваются. По заявлению арендатора, если собственник согласен.

Если в безвозмездное пользование взят участок лесного фонда, то через 5 лет можно только арендовать землю.

В собственность земельный участок не отдадут.

На сегодняшний день, законодательство о дальневосточном гектаре не дает лесные участки в собственность.

Можно ли выкупить арендованную землю

Существует 5 законных способов выполнить это. Советуем не торопиться, т.к. у арендатора достаточно прав распоряжаться объектом и так. Например, он вправе сдавать другим людям в аренду, продать (переуступить) или подарить, оставить потомкам землю. Если гражданин получил ее для ИЖС, выгоднее переоформить позднее, когда завершится строительство.

Варианты получения участка в собственность:

a) Согласно положениям ФЗ-93 люди, получившие ранее территорию для ведения там ЛПХ (подсобного хозяйства), ИЖС, садоводства и иных нужд вправе оформить ее в собственность по упрощенке. Если они получали до появления ЗК РФ (30.10.2001 год). Причем, это право сохраняется без временных ограничений.

b) Оформить право по достижению приобретательной давности. Это записано в 234 статье (ГК РФ). Возникает оно по прошествии 15 лет целевого использования земли.

c) Стать собственником после приобретения жилого дома, находящегося на участке. Если сделка покупки завершена раньше 06.03.1990 года, но документы не были полностью оформлены как полагается.

d) Купить арендованный ранее у государства надел через аукцион. Траты большие, стоимость лота будет приравнена к кадастровой, возможно выше.

e) Выкупить арендованный ранее надел без аукциона. Условия приобретения можно обсудить заранее с собственником и указать в договоре. По которым пользователь мог бы стать собственником. Если в соглашении нет оговоренного срока аренды или прямого запрета – тоже возможно. Купля – продажа происходит согласно общим правилам, собственники домов и разных нежилых помещений, расположенных на территории получают льготу для выкупа земли.

Последний вариант самый популярный среди населения.

Желающим потребуются следующие документы:

• договор аренды/переуступки права;

• паспорт гражданина;

• оригинал постановления, выданного ранее муниципалитетом, согласно которому была передана территория;

• постановление властей, касающееся расторжения арендного соглашения;

• постановление перевести данный участок в частную собственность;

• кадастровый паспорт объекта;

• выписка ЕГРН на него и постройки.

Выписки дает Росреестр, а за выкупом гражданин обращается к собственнику. Там же получает постановления.

Некоторые категории наделов выкупать нельзя:

  • объекты, являющиеся частью государственных или муниципальных программ;
  • изъятые ранее из оборота;
  • всех разновидностей транспорта;
  • вооруженных сил;
  • городские зоны;
  • охранные зоны – для водозабора, очистных сооружений;
  • природоохранные;
  • собственность Министерства Обороны.

Причем, собственник может отдавать эти территории временно для использования частным лицам.

Размер арендной платы. Окончание срока аренды земельного участка

Расчет (определение) арендной платы за земельный участок, если он был приобретен на торгах, устанавливается протоколом о результатах проведения аукциона. Кроме того, размер стоимости аренды земли может быть изменен, что не противоречит законодательству РФ. При этом расчет аренды идет в большинстве случаев в сторону увеличения.

Расчет (определение) арендной платы и ее размер за сделку с государственной собственностью регламентируется:

  • постановлениями Правительства РФ.
  • законами и указами федеральных органов власти и органов местного самоуправления.

После того как срок аренды закончится, заявитель может заключить соглашение о его продлении. Для этого необходимо обратиться к собственнику участка и перезаключить договор, если иное не предусмотрено его условиями. В ином случае происходит расторжение договора аренды земельного участка.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Срок аренды земельного участка составляет от 20 до 49 лет.

В подпункте 24 части 2 2 статьи 39.6 ЗК РФ найдете точное описание данного основания для получения земли в аренду.

8. Аренда участка под зданиями и сооружения.

Собственники домов, зданий, сооружений и помещений имеют исключительное право арендовать землю, на которой расположены эти объекты недвижимости.

Некоторые организации могут владеть зданиями и любым другим имуществом только на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Такие организации тоже могут без торгов арендовать землю под своими зданиями.

Подробности смотрите в подпункте 9 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ.

На этом первая часть статьи о том, в каких случаях можно без торгов арендовать земельные участки, закончена.

Напомню, что для успешного получения земельного участка лучше использовать инструкцию, потому что она  содержит готовые шаблоны документов и пошаговый алгоритм действий.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...