Статья 39 ЗК РФ. Сохранение права на земельный участок лиц, не являющихся собственниками земельного участка, при разрушении здания, строения, сооружения

Содержание
  1. Комментарий к статье 39.3 ЗК РФ
  2. Консультации и комментарии юристов по ст 39.3 ЗК РФ
  3. Глава III. Собственность на землю
  4. Глава IV. Ограниченное пользование чужими земельными участками (сервитут), аренда земельных участков, безвозмездное пользование земельными участками
  5. Взаимодействие с другими нормами
  6. Примеры применения статьи
  7. Статья 39.25. Соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
  8. Возможные трудности
  9. Глава VIII. Возмещение убытков при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд
  10. Глава IX. Защита прав на землю и рассмотрение земельных споров
  11. Глава X. Плата за землю и оценка земли
  12. Глава XI. Мониторинг земель, землеустройство, государственный кадастровый учет земельных участков и резервирование земель для государственных и муниципальных нужд
  13. Глава XII. Государственный земельный надзор, муниципальный земельный контроль и общественный земельный контроль
  14. Глава XIII. Ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель
  15. Глава XIV. Земли сельскохозяйственного назначения
  16. Глава XVI. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения
  17. Глава XVII. Земли особо охраняемых территорий и объектов
  18. Глава XVIII. Земли лесного фонда, земли водного фонда и земли запаса

Комментарий к статье 39.3 ЗК РФ

Комментируемой статьей установлены случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов. Речь в данной статье идет только о случаях возмездной передачи в собственность земельных участков на основании договоров купли-продажи, случаи бесплатного предоставления земельных участков в собственность урегулированы ст. 39.5 ЗК РФ.

Так, по общему правилу продажа земельных участков осуществляется на торгах, проводимых в форме аукциона. Порядок организации и проведения аукциона урегулирован ст. 39.11 и 39.12 ЗК РФ.

Следует отметить, что ранее действовавшая ст. 30 ЗК РФ также предусматривала, что предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) (п.2 ст. 30 ЗК РФ). Вместе с тем земельным законодательством предусматривался ряд исключений из этого правила, которые нашли отражение и в комментируемой статье.

Необходимо отметить, что в отличие от ранее действующего порядка, правило о продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на аукционе распространяется и на земельные участки, вид разрешенного использования которых не предусматривает возможности строительства (ст. 34 ЗК РФ предусматривала возможность продажи земельных участков для целей, не связанных со строительством без проведения торгов).

Второй существенный момент – комментируемой статьей установлен четкий перечень случаев, когда продажа земельных участков осуществляется без проведения торгов. При этом можно выделить следующие группы таких случаев.

1. Продажа гражданину или юридическому лицу (его членам) земельных участков, образованных из ранее предоставленного такому гражданину или юридическому лицу земельного участка (подп.1-5 п.2 комментируемой статьи).

Наличие указанных случаев обусловлено тем, что уже имеется правообладатель исходного земельного участка, права которого зачастую возникают в результате заключения договора аренды по результатам аукциона.

Так, прежде всего без торгов осуществляется продажа земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного в аренду для комплексного освоения территории, лицу, с которым в соответствии с Градостроительным кодексом РФ заключен договор о комплексном освоении территории (п.1).

Следует отметить, что институт комплексного освоения земельного участка не является совершенно новым для российского законодательства. Так, согласно ст. 30.2 ЗК РФ (действовавшей до вступления в силу Закона N 171-ФЗ) земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, мог быть предоставлен в аренду для его комплексного освоения в целях жилищного строительства. Вместе с тем данный институт претерпел существенные изменения.

Во-первых, законодатель разделил ранее существовавший договор аренды земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства на два взаимосвязанных договора. Это договор аренды земельного участка, порядок заключения которого регулируется ЗК РФ, и договор о комплексном освоении территории. При этом содержание договора о комплексном освоении территории, права и обязанности сторон, порядок расторжения данного договора урегулированы Градостроительным кодексом РФ (ст. 46.4). Такое разделение следует признать обоснованным, поскольку включение всех условий, связанных непосредственно с комплексным освоением территории (разработка документации по планировке территории, строительство, благоустройство), с одной стороны, не соответствует предмету договора аренды земельного участка, с другой – непонятны последствия образования из исходного земельного участка, в отношении которого заключен договор аренды для комплексного освоения, иных земельных участков, поскольку, по сути, меняется предмет договора аренды и требуется заключение нового договора.

Во-вторых, учитывая, что в целом идея комплексного освоения территории показала свою эффективность, поскольку позволяет осваивать значительные по площади земельные участки, Законом N 171-ФЗ предусмотрено распространение института комплексного освоения территории на случаи любого строительства, а не только жилищного.

В-третьих, исключена возможность расторжения договора комплексного освоения территории по соглашению сторон – только по решению суда, а также уточнены условия такого договора, введена необходимость разработки графиков освоения территории с детальной регламентацией каждого мероприятия, что направлено на более эффективное освоение земельных участков.

Необходимо отметить, что не все земельные участки, образованные из земельного участка, в отношении которого заключен договор о комплексном освоении территории, подлежат продаже лицу, с которым заключен соответствующий договор. Так, если договором о комплексном освоении территории обязанность по созданию объектов инфраструктуры возложена на органы государственной власти или органы местного самоуправления, то предназначенные для размещения таких объектов земельные участки, а также земельные участки, относящиеся к территориям общего пользования, не могут быть предметом купли-продажи (подробнее см. комментарий к ст. 39.16 ЗК РФ).

Из общего предусмотренного подп.1 п.2 комментируемой статьи правила о предоставлении образованных земельных участков непосредственно лицу, с которым заключен договор о комплексном освоении территории, есть ряд исключений. Первое относится к земельным участкам, образованным из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства. В этом случае образованные земельные участки, непосредственно предназначенные для индивидуального жилищного строительства, предоставляются гражданам – членам этой некоммерческой организации или, если это предусмотрено решением общего собрания членов этой некоммерческой организации, этой же некоммерческой организации, а участки, относящиеся к имуществу общего пользования, – некоммерческой организации как юридическому лицу (подп.2, 4).

Второе исключение касается земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного юридическому лицу, заключившему договор о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса. Такие земельные участки вообще не подлежат продаже, а могут быть только предметом договора аренды. Это связано со спецификой договоров о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса (подробнее см. комментарий к ст. 39.6 ЗК РФ). В дальнейшем такие земельные участки могут быть реализованы собственникам построенных на них объектов недвижимости по основанию, предусмотренному подп.6 п.2 комментируемой статьи.

Подпунктом 3 и 5 урегулированы вопросы предоставления земельных участков, образованных из земельных участков, предоставленных некоммерческим организациям, созданным гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства. В этом случае образованные земельные участки, непосредственно предназначенные для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, предоставляются гражданам – членам некоммерческой организации. Это связано с тем, что в данном случае исходный земельный участок предоставляется некоммерческой организации для удовлетворения потребностей конкретных граждан, более того, для ведения садоводства и огородничества площадь земельного участка рассчитывается исходя из численности объединения (ст. 39.10 ЗК РФ). Земельный участок, образованный из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации граждан для ведения дачного хозяйства, и относящийся к имуществу общего пользования, предоставляется некоммерческой организации как юридическому лицу. Важно обратить внимание, что земельные участки, образованные из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации граждан для ведения садоводства или огородничества, и относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются некоммерческой организации бесплатно (ст. 39.5 ЗК РФ).

________________
Подробнее о дифференцированном подходе к регулированию отношений, связанных с предоставлением созданным гражданами некоммерческим организациям и их членам земельных участков для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, см. комментарий к ст. 39.10, 39.11 ЗК РФ.

2. Следующий случай продажи земельного участка без торгов вытекает из предусмотренного подп.5 п.1 ст. 1 ЗК РФ принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов и предусматривает продажу земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них (подп.6 п.2 комментируемой статьей). Следует отметить, что продажа земельных участков по данному основанию возможна только в случае, если все здания, сооружения или помещения в них находятся в частной собственности, и все собственники (участники долевой собственности) таких зданий, сооружений, помещений в них обращаются с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность (ст. 39.20 ЗК РФ).

В данную группу оснований можно также включить случай, предусмотренный п.20 ст. 3 Закона N 137-ФЗ, согласно которому граждане и юридические лица, право собственности которых на многолетние насаждения зарегистрировано в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” до дня вступления в силу Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ “О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации”, приобретают земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых находятся указанные многолетние насаждения, без торгов в собственность или в аренду по выбору указанных граждан и юридических лиц в соответствии с правилами, установленными главой 5.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

3. Третья группа оснований для предоставления земельных участков по договорам купли-продажи без проведения торгов – это продажа земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, указанным юридическим лицам, за исключением лиц, указанных в п.2 ст. 39.9 настоящего Кодекса (подп.7 п.2 комментируемой статьи). Фактически речь идет о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, обязанность которого вытекает из п.2 ст. 3 Закона N 137-ФЗ. В комментируемом подпункте речь идет только об юридических лицах, поскольку в отношении граждан предусмотрена процедура переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право собственности в соответствии с п.9.1 ст. 3 Закона N 137-ФЗ.

Анализируя данную группу оснований необходимо отметить, что п.3.2 ст. 3 Закона N 137-ФЗ предусмотрена возможность приобретения арендатором в собственность земельного участка, который предоставлен из земель сельскохозяйственного назначения или земель населенного пункта и предназначен для ведения сельскохозяйственного производства и на котором отсутствуют здания или сооружения, также в случае, если право аренды этого арендатора возникло в результате переоформления права постоянного (бессрочного) пользования или права пожизненного наследуемого владения таким земельным участком на право аренды.

4. Следующая группа случаев продажи земельных участков без проведения торгов вытекает из Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”. Сюда относятся случаи предоставления земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Законом N 101-ФЗ (подп.8 п.2). Так, согласно п.5.1 ст. 10 Закона N 101-ФЗ земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, передается использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение 6 месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок.

________________
СЗ РФ. 2002. N 30. Ст.3018; 2003. N 28. Ст.2882; 2004. N 41. Ст.3993; N 52. Ст.5276; 2005. N 30. Ст.3098; 2008. N 20. Ст.2251; N 49. Ст.5748; 2009. N 19. Ст.2283; 2011. N 1. Ст.32, 47; 2012. N 26. Ст.3446; N 27. Ст.3587; 2013. N 23. Ст.2866; N 49. Ст.6328; N 52. Ст.7011.

Подпункт 9 п.2 комментируемой статьи предусматривает возможность приобретения без торгов земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу. При этом для приобретения земельного участка по данному основанию требуется соблюдение целого ряда условий. Так, возможность приобрести земельный участок в собственность имеет только арендатор такого земельного участка. Указанная возможность возникает только по истечении 3 лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу. Участок должен использоваться надлежащим образом. Кроме того, заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов должно быть подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка. Последние условие обусловлено тем, что иной подход приводит к неопределенности вопроса о внесении платы за использование земельного участка в период с даты прекращения договора аренды и до возникновения права частной собственности на земельный участок.

Следует отметить, что данное основание приобретения в собственность земельного участка было перенесено из п.4 ст. 10 Закона N 101-ФЗ. При этом данное основание претерпело изменения. Так, помимо вышеуказанных условий было установлено, что возможность приобретения в собственность распространяется не только на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, но и на все земельные участки, предназначенные для ведения сельскохозяйственного производства (независимо от категории земель). Данный подход представляется верным, поскольку само по себе отнесение земельного участка к той или иной категории не гарантирует его использование в соответствии с определенным разрешенным использованием. С другой стороны, различное правовое регулирование в отношении земельных участков одного вида разрешенного использования только на основании отнесения их к разным категориям представляется недостаточно обоснованным, тем более учитывая, что законодатель предусмотрел возможность установления разных видов разрешенного использования в рамках одной категории земель и возможность уполномоченных органов изменить категорию земель без согласования с правообладателем земельного участка (например, путем изменения границы населенного пункта).

________________
При этом в соответствии с п.1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ “О развитии сельского хозяйства” (СЗ РФ. 2007. N 1 (ч.1). Ст.27) под сельскохозяйственным производством признается совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке соответственно сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе оказание соответствующих услуг.

5. Пункт 2 комментируемой статьи также предусматривает возможность продажи без проведения торгов земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности. При этом такая продажа возможно только в случае, предусмотренном ст. 39.18 ЗК РФ, – при условии предварительного извещения о возможности приобретения земельного участка для указанных целей и отсутствия иных заинтересованных в приобретении такого земельного участка лиц.

Таким образом, в отличие от ранее действовавших норм ЗК РФ комментируемой статьей установлен исчерпывающий перечень случаев, при которых допускается продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков без проведения торгов.

________________
Наличие ряда дополнительных случаев в Законе N 137-ФЗ не противоречит данному выводу, поскольку предусмотренные им случаи носят временный характер и в силу юридико-кодификационных требований не могут быть включены в основной текст ЗК РФ.

Следует также отметить, что во всех случаях, предусмотренных п.2 комментируемой статьи, предусмотрена также возможность заключения договора аренды земельного участка без проведения торгов (п.2 ст. 39.6 ЗК РФ). В связи с этим важно отметить, что, в случае если в соответствии с ЗК РФ допускается предоставление земельного участка лицу в собственность или в аренду без проведения торгов, вид права, на котором предоставляется такой земельный участок, выбирает заявитель (п.6 ст. 39.14 ЗК РФ).

Пункт 3 также устанавливает новое для ЗК РФ правило, согласно которому в случае признания торгов не состоявшимися и наличия лиц, соответствующих условиям аукциона, договор купли-продажи земельного участка заключается с данным лицами (подробнее см. комментарий к ст. 39.12 ЗК РФ).

Консультации и комментарии юристов по ст 39.3 ЗК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 39.3 ЗК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Глава III. Собственность на землю

  • Статья 15 – Собственность на землю граждан и юридических лиц
  • Статья 16 – Государственная собственность на землю
  • Статья 17 – Собственность Российской Федерации (федеральная собственность) на землю
  • Статья 18 – Собственность на землю субъектов Российской Федерации
  • Статья 19 – Муниципальная собственность на землю

Глава IV. Ограниченное пользование чужими земельными участками (сервитут), аренда земельных участков, безвозмездное пользование земельными участками

  • Статья 20-21 – Утратили силу
  • Статья 22 – Аренда земельных участков
  • Статья 23 – Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)
  • Статья 24 – Безвозмездное пользование земельными участками

Взаимодействие с другими нормами

В законодательстве не найдется, пожалуй, ни одной статьи, главы или постановления (а также чего-либо подобного), которые не взаимодействовали бы ни с чем. Это же касается и ст. 39 ЗК РФ.

После 23.06.2014 она стала прямо взаимосвязана с № 171-ФЗ, по которому 01.03.2015 она утратила свою силу, а новому федеральному закону в нее, наоборот, пришло время вступить. Кроме этого, с ней имеют связь:

  1. Постановление Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 года. № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства».
  2. Постановление Президиума ВАС от 15.04.2008 № 17616/07.
  3. Гражданский кодекс также ссылается на Земельный кодекс в целом, так что в чем-то это касалось и данной статьи.

Российское законодательство не стоит на месте. Когда один закон отменяют, ему на смену приходит другой, более актуальный. Если этого не происходит, значит, с ним была взаимосвязана определенная законодательная норма (или несколько), и нет необходимости производить полноценную замену.

Примеры применения статьи

Чтобы лучше разобраться в этой туманной и расплывчатой статье, стоит привести два примера. Возможно, они будут не слишком наглядными, потому что сам текст статьи не располагает к четким примерам.

Можно привести вполне реальный пример. В одном деле ФАС СЗО установил следующее. Во-первых, на земельном наделе остался только фундамент. Во-вторых, фундамент износился на 60%. Нет никаких доказательств того, что невозможно использовать спорный объект. Таким образом, право пользования частью участка принадлежит заявителю в силу прямого указания закона.

Также примером может быть такая предполагаемая ситуация. Гражданин А имеет в постоянном пользовании, например, по договору бессрочной аренды, баню с небольшой прилегающей территорией. В результате наводнения баню полностью смыло, и он остался только с участком земли, где стояла постройка, и с тех пор уже прошло два года девять месяцев.

Арендодатель знает Земельный кодекс наизусть, но также он хорошо знает гражданина А. Он знает, что может подать в суд и попытаться доказать, что через три месяца гражданин А теряет права на землю. Но также он знает, что у гражданина А из-за того наводнения и так одни сплошные убытки, и до восстановления бани он доберется не раньше, чем через четыре месяца. Как порядочный человек он не стал ни на чем настаивать и дал возможность своему знакомому взяться за баню, когда ему удобно. Гражданин А как честный человек взялся за восстановление бани через три года и два месяца и восстановил ее. Таким образом, ни один, ни другой, по сути, не действовали полностью в рамках закона.

Статья 39.25. Соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

1. Соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, должно содержать:

1) кадастровый номер земельного участка, в отношении которого предполагается установить сервитут;

2) учетный номер части земельного участка, применительно к которой устанавливается сервитут, за исключением случая установления сервитута в отношении всего земельного участка или случая, предусмотренного пунктом 4 настоящей статьи;

3) сведения о сторонах соглашения;

4) цели и основания установления сервитута;

5) срок действия сервитута;

6) размер платы, определяемой в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи;

7) права лица, в интересах которого установлен сервитут, осуществлять деятельность, в целях обеспечения которой установлен сервитут;

8) обязанность лица, в интересах которого установлен сервитут, вносить плату по соглашению;

9) обязанность лица, в интересах которого установлен сервитут, после прекращения действия сервитута привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с разрешенным использованием.

2. Если иное не установлено федеральными законами, плата по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется:

1) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;

2) в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;

3) в порядке, установленном органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

3. Плата по соглашению об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, поступает землепользователю, землевладельцу, арендатору земельного участка, с которыми заключено соглашение об установлении сервитута, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

В случае, если соглашение об установлении сервитута заключено с уполномоченным органом, государственным или муниципальным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, плата по этому соглашению вносится, поступает и зачисляется в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

4. В случае заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок до трех лет допускается по соглашению сторон установление сервитута в отношении части такого земельного участка без проведения работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о части земельного участка, в отношении которой устанавливается данный сервитут, без осуществления государственного кадастрового учета указанной части земельного участка и без государственной регистрации ограничения (обременения), возникающего в связи с установлением данного сервитута. В этом случае граница действия сервитута определяется в соответствии с прилагаемой к соглашению об установлении сервитута схемой границ сервитута на кадастровом плане территории.

Возможные трудности

Стоит учесть, что в некоторых случаях реализация права лица на получение участка в аренду без торгов может быть осложнена по нескольким причинам.

Статья 39 ЗК РФ. Сохранение права на земельный участок лиц, не являющихся собственниками земельного участка, при разрушении здания, строения, сооружения

Основной из них является отсутствие в собственности государственного или муниципального органа участка, соответствующего запросам заявителя или требованиям законодательства.

составление трудового договора с иностранцемЕще одной причиной возможных сложностей является тот факт, что предоставляемый участок может иметь определенные ограничения или обременения, в частности, сервитут. В этом случае его могут использовать третьи лица в тех пределах, которые определены законом. Арендатору придется согласиться на данные условия, поскольку они являются полностью законными.

При заключении договора аренды на длительный срок (до 49 лет) его условия за этот период могут существенно изменяться. Поэтому периодически у сторон будет возникать необходимость в пересмотре данных условий и их документальном оформлении. Делается это при помощи специального документа — дополнительного соглашения к договору.

В остальных ситуациях получить претендент сможет довольно быстро получить землю в аренду без необходимости участия в аукционе, при условии его соответствия законодательным требованиям. Важным преимуществом при этом будет также тот факт, что стоимость аренды в таком случае будет значительно ниже, чем в ситуации с частной собственностью. Поэтому гражданам и предприятиям стоит внимательно изучать свои земельные права и по возможности реализовывать их.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей

Глава VIII. Возмещение убытков при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд

  • Статья 57 – Возмещение убытков при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, ухудшении качества земель, временном занятии земельных участков, ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков
  • Статья 58 – Утратила силу

Глава IX. Защита прав на землю и рассмотрение земельных споров

  • Статья 59 – Признание права на земельный участок
  • Статья 60 – Восстановление положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок, и пресечение действий, нарушающих право на земельный участок или создающих угрозу его нарушения
  • Статья 61 – Признание недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления
  • Статья 62 – Возмещение убытков
  • Статья 63 – Гарантии прав на землю при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд
  • Статья 64 – Рассмотрение земельных споров

Глава X. Плата за землю и оценка земли

  • Статья 65 – Платность использования земли
  • Статья 66 – Оценка земли

Глава XI. Мониторинг земель, землеустройство, государственный кадастровый учет земельных участков и резервирование земель для государственных и муниципальных нужд

  • Статья 67 – Государственный мониторинг земель
  • Статья 68 – Землеустройство
  • Статья 69 – Организация и порядок проведения землеустройства
  • Статья 70 – Государственный кадастровый учет земельных участков
  • Статья 70.1 – Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд

Глава XII. Государственный земельный надзор, муниципальный земельный контроль и общественный земельный контроль

  • Статья 71 – Государственный земельный надзор
  • Статья 71.1 – Особенности организации и проведения проверок соблюдения требований земельного законодательства
  • Статья 71.2 – Административное обследование объектов земельных отношений
  • Статья 72 – Муниципальный земельный контроль
  • Статья 72.1 – Общественный земельный контроль
  • Статья 73 – Утратила силу

Глава XIII. Ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель

  • Статья 74 – Административная и уголовная ответственность за земельные правонарушения
  • Статья 75 – Дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения
  • Статья 76 – Возмещение вреда, причиненного земельными правонарушениями

Глава XIV. Земли сельскохозяйственного назначения

  • Статья 77 – Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения
  • Статья 78 – Использование земель сельскохозяйственного назначения
  • Статья 79 – Особенности использования сельскохозяйственных угодий
  • Статья 80 – Фонд перераспределения земель
  • Статья 81-82 – Утратили силу

Глава XVI. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения

  • Статья 87 – Состав земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения
  • Статья 88 – Земли промышленности
  • Статья 89 – Земли энергетики
  • Статья 90 – Земли транспорта
  • Статья 91 – Земли связи, радиовещания, телевидения, информатики
  • Статья 92 – Земли для обеспечения космической деятельности
  • Статья 93 – Земли обороны и безопасности

Глава XVII. Земли особо охраняемых территорий и объектов

  • Статья 94 – Понятие и состав земель особо охраняемых территорий
  • Статья 95 – Земли особо охраняемых природных территорий
  • Статья 96 – Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов
  • Статья 97 – Земли природоохранного назначения
  • Статья 98 – Земли рекреационного назначения
  • Статья 99 – Земли историко-культурного назначения
  • Статья 100 – Особо ценные земли

Глава XVIII. Земли лесного фонда, земли водного фонда и земли запаса

  • Статья 101 – Земли лесного фонда
  • Статья 102 – Земли водного фонда
  • Статья 103 – Земли запаса
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...