Приватизация государственного и муниципального имущества

Содержание
  1. Как происходит приватизация государственного и муниципального имущества
  2. Область действия ФЗ № 178
  3. Кто является покупателями имущества
  4. Порядок приватизации государственного и муниципального имущества
  5. Как приватизируются имущественные комплексы
  6. Приватизационная цена
  7. Способы приватизации
  8. Информация о приватизации
  9. Документы претендентов на приватизацию
  10. Способы приватизации имущества
  11. Продажа на аукционах
  12. Продажа акций на аукционах
  13. Какое имущество может продаваться через конкурсы
  14. Продажа путем публичного предложения (ПП)
  15. О приватизации государственного и муниципального имущества без объявления цены
  16. Внесение имущества в виде вклада в УК
  17. Продажа акций доверительным управляющим
  18. Как происходит отчуждение земельных участков при приватизации
  19. Понятие и функции приватизации
  20. ,
  21. О ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА
  22. Закон
  23. Кто и что может приватизировать
  24. Разновидности объектов, подлежащих приватизации
  25. «Спутник V» выдержал испытание
  26. До 1 октября инвалидность будет оформляться по упрощенной схеме
  27. Разница между государственным и муниципальным имуществом
  28. Кто может участвовать
  29. Последствия [ править| править код]
  30. Глава I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  31. Статья 1. Понятие приватизации государственного и муниципального имущества
  32. Статья 2. Основные принципы приватизации государственного и муниципального имущества
  33. Статья 3. Сфера действия настоящего Федерального закона
  34. Необходимые условия
  35. Способы приватизации
  36. Способы приватизации государственного и муниципального имущества в 2021 году
  37. Глава VI. Оплата и распределение денежных средств от продажи имущества
  38. Примечания [ править| править код]
  39. Преимущества
  40. Банк России отметил значительное развитие долевого строительства
  41. Что для этого нужно
  42. Видео: «Приватизация жилья»

Как происходит приватизация государственного и муниципального имущества

  • При­ва­ти­за­ция, на осно­ва­нии ст. 4 ФЗ № 178, про­ис­хо­дит соглас­но дан­но­му зако­ну, зако­нам, при­ни­ма­е­мым субъ­ек­та­ми Феде­ра­ции и иным НПА (нор­ма­тив­но-пра­во­вым актам).
  • При­ва­ти­за­ция муни­ци­паль­но­го иму­ще­ства про­во­дит­ся само­сто­я­тель­но ОМСУ (орга­на­ми мест­но­го само­управ­ле­ния) соглас­но зако­нам РФ.

Область действия ФЗ № 178

Ст. 3 Феде­раль­но­го зако­на № 178 — ФЗ дей­ству­ет от обрат­но­го, то есть опре­де­ля­ет те виды иму­ще­ства, кото­рые не могут быть при­ва­ти­зи­ро­ва­ны. Итак, нель­зя приватизировать:

  • сво­бод­ные ЗУ, на кото­рых нет объ­ек­тов недвижимости;
  • при­род­ные ресурсы;
  • иму­ще­ство жилищ­ных гос. и мун. фондов;
  • вхо­дя­щее в госу­дар­ствен­ный резерв;
  • им-во, нахо­дя­ще­е­ся за пре­де­ла­ми РФ;
  • не под­ле­жа­щее при­ва­ти­за­ции по меж­ду­на­род­ным договорам;
  • пере­дан­ное в собств-сть НО (неком­мер­че­ским орга­ни­за­ци­ям), кото­рые ранее явля­лись гос. и мун. уни­тар­ны­ми пред­при­я­ти­я­ми (УП);
  • им-во, пере­дан­ное на без­воз­мезд­ной осно­ве рели­ги­оз­ным орга­ни­за­ци­ям и ОООИ (обще­рос­сий­ским обществ. орг. инвалидов);
  • пере­дан­ное гос. и мун. пред­при­я­ти­ям для веде­ния хозяй­ствен­ной и управ­ля­ю­щей деятельности;
  • дру­гие виды иму­ще­ства (пол­ный спи­сок в ст. 3 ФЗ № 178).

Кто является покупателями имущества

Обра­ти­те вни­ма­ние, что ста­тья 5 так­же не опре­де­ля­ет, а исклю­ча­ет круг лиц, кото­рые не могут купить гос. и мун. иму­ще­ство. Не могут являть­ся покупателями:

  • гос. и мун. учре­жде­ния или УП;
  • юр. лица, доля РФ в устав­ном капи­та­ле (УК) кото­рых боль­ше 25 % (кро­ме того слу­чая, когда гос. и мун. им-во вно­сит­ся в каче­стве вкла­да в УК, соглас­но ст. 25 ФЗ № 178);
  • юр. лица, заре­ги­стри­ро­ван­ные в офф­шор­ных зонах.

Дан­ные огра­ни­че­ния вве­де­ны из сооб­ра­же­ний защи­ты кон­сти­ту­ци­он­но­го поряд­ка, инте­ре­сов отдель­ных лиц, укреп­ле­ния обо­ро­но­спо­соб­но­сти и без­опас­но­сти РФ. Они не каса­ют­ся соб­ствен­ни­ков объ­ек­тов, рас­по­ло­жен­ных на земель­ных участ­ках, при­об­ре­тен­ных ими в соб­ствен­ность (при усло­вии, что дан­ные объ­ек­ты недви­жи­мо­сти не явля­ют­ся само­воль­ны­ми постройками).

Огра­ни­че­но пра­во АО и ООО, чей устав­ный капи­тал был при­ва­ти­зи­ро­ван в соот­вет­ствии с дан­ным ФЗ, на при­об­ре­те­ние соб­ствен­ных акций или доли УК.

При­ва­ти­за­ция, осу­ществ­лен­ная лицом, не име­ю­щим на это пра­ва, при­зна­ет­ся неза­кон­ной (п. 4 ст. 5).

Порядок приватизации государственного и муниципального имущества

Как приватизируются имущественные комплексы

При­ва­ти­за­ция иму­ще­ствен­но­го ком­плек­са (ИК) УП (ст. 11 ФЗ) про­ис­хо­дит на осно­ве пере­да­точ­но­го акта, определяющего:

  • виды при­ва­ти­зи­ру­е­мо­го имущества;
  • его балан­со­вую сто­и­мость (сум­ма всех чистых акти­вов по послед­не­му бух­гал­тер­ско­му отчету);
  • раз­мер устав­но­го капитала;
  • кадаст­ро­вую сто­и­мость при­ва­ти­зи­ру­е­мо­го земель­но­го участка.

Иму­ще­ство, не пред­на­зна­чен­ное для при­ва­ти­за­ции, отда­ет­ся собственнику.

Приватизация государственного и муниципального имущества

При­ва­ти­за­ция акти­вов кор­по­ра­ции Рос­кос­мос, а так­же соб­ствен­но­сти УП, кото­рой Рос­кос­мос рас­по­ря­жа­ет­ся, про­во­дит­ся по ФЗ № 216 о госкор­по­ра­ции Роскосмос.

Приватизационная цена

Началь­ная цена гос. или мун. иму­ще­ства уста­нав­ли­ва­ет­ся по его оцен­ке, при усло­вии что с ее момен­та до раз­ме­ще­ния в интер­не­те объ­яв­ле­ния о про­да­же про­шло не более полу­го­да (ст. 12 ФЗ).

Способы приватизации

При­ва­ти­зи­ро­вать госу­дар­ствен­ное или муни­ци­паль­ное иму­ще­ство мож­но сле­ду­ю­щи­ми путями:

  • пре­вра­ще­ния госу­дар­ствен­но­го пред­при­я­тия в АО или ООО;
  • про­да­жа им-ва или акций на аук­ци­оне (для акций — спе­ци­аль­ном аукционе);
  • кон­курс­ная продажа;
  • про­да­жа акций ино­стран­ным компаниям;
  • реа­ли­за­ция путем пуб­лич­ной оферты;
  • при­ва­ти­за­ция без объ­яв­лен­ной цены;
  • путем вне­се­ния им-ва в виде вкла­да в УК АО;
  • про­да­жа акций АО посред­ством дове­ри­тель­но­го управления.

Иму­ще­ствен­ный ком­плекс, соглас­но п. 2 ст. 13 ФЗ № 178 о при­ва­ти­за­ции госу­дар­ствен­но­го и муни­ци­паль­но­го иму­ществ, может быть при­ва­ти­зи­ро­ван путем пре­об­ра­зо­ва­ния ИК в ХО (хозяй­ствен­ное обще­ство), АО или ООО. Спо­соб при­ва­ти­за­ции опре­де­ля­ет­ся раз­ме­ром устав­но­го капи­та­ла и уров­нем дохо­да ИК.

Информация о приватизации

Инфор­ма­ция о пред­сто­я­щей при­ва­ти­за­ция и о ее ито­гах долж­на быть откры­то раз­ме­ще­на на офи­ци­аль­ном сай­те РФ о про­ве­де­нии тор­гов не менее, чем за месяц до них.

Приватизация государственного и муниципального имущества

Инфор­ма­ция долж­на содержать:

  • наиме­но­ва­ние гос. орга­на, ОМСУ, раз­ре­шив­ше­го приватизацию;
  • наиме­но­ва­ние и спо­соб при­ва­ти­за­ции им-ва;
  • началь­ная цена им-ва и фор­ма подан­ных пред­ло­же­ний о его стоимости;
  • сро­ки пла­те­жа, бан­ков­ские рек­ви­зи­ты счета;
  • вели­чи­на задат­ка, све­де­ния о том, как и на какой счет его вносить;
  • дата начала/окончания и место пода­чи предложений;
  • усло­вия сдел­ки и дата ее проведения;
  • огра­ни­че­ния, каса­ю­щи­е­ся воз­мож­ных поку­па­те­лей и т.д.

Инфор­ма­ция подан­ная ХО, АО и ООО включает:

  • пол­ное наиме­но­ва­ние и адрес юр. лица;
  • раз­мер УК, кол-во и номи­наль­ная сто­и­мость акций;
  • опи­са­ние основ­ной деятельности;
  • инфор­ма­ция о доле про­из­во­ди­мо­го това­ра на рынке;
  • усло­вия конкурса;
  • кол-во работ­ни­ков ХО;
  • пло­щадь ЗУ, на кото­ром раз­ме­ще­ны ОН (объ­ек­ты недви­жи­мо­сти) и т.д.

Подроб­нее в ст. 15 ФЗ № 178.

Документы претендентов на приватизацию

Юри­ди­че­ские лица долж­ны пода­вать одно­вре­мен­но с заявкой:

  • копии УД (учр. док-тов);
  • доку­мент с инфор­ма­ци­ей о доле соб­ствен­но­сти РФ, субъ­ек­та РФ или МО (мун. обра­зо­ва­ния) в устав­ном капи­та­ле ю. л.;
  • доку­мент с под­твер­жде­ни­ем пра­ва руко­во­ди­те­ля ю.л. дей­ство­вать от его име­ни без доверенности.

Физи­че­ские лица подают:

  • удо­сто­ве­ре­ние лич­но­сти (либо копию всех листов);
  • нота­ри­аль­но заве­рен­ную либо под­пи­сан­ную руко­во­ди­те­лем ю. л. (если есть доку­мент, под­твер­жда­ю­щий это пра­во) дове­рен­ность упол­но­мо­чен­но­му пред­ста­ви­те­лю физ. лица.

Листы доку­мен­тов жела­тель­но про­ну­ме­ро­вать, хотя отсут­ствие нуме­ра­ции и не явля­ет­ся осно­ва­ни­ем отка­за в рас­смот­ре­нии заяв­ки. К паке­ту доку­мен­тов при­ла­га­ет­ся опись, кото­рая, как и заяв­ка, состав­ля­ет­ся в двух экземплярах.

Недо­ста­ток доку­мен­тов, недо­сто­вер­ные све­де­ния в них, непра­виль­но оформ­лен­ные дове­рен­но­сти явля­ют­ся осно­ва­ни­ем для отка­за пре­тен­ден­ту в уча­стии в приватизации.

Способы приватизации имущества

Продажа на аукционах

Гос. и мун. иму­ще­ство мож­но про­да­вать на аук­ци­о­нах, если отсут­ству­ют усло­вия, предъ­яв­ля­е­мые к пре­тен­ден­там, и про­да­жа про­из­во­дит­ся по мак­си­маль­но пред­ло­жен­ной цене.

  • Пред­ло­же­ния с цена­ми пода­ют­ся в запе­ча­тан­ных конвертах.
  • Заяв­ки на уча­стие при­ни­ма­ют­ся в тече­нии мини­мум 25 дней, при этом кол-во участ­ни­ков не огра­ни­чи­ва­ет­ся (мини­маль­ное кол-во — хотя бы два человека).
  • Участ­ник дол­жен выпла­тить зада­ток в р‑ре 20% от началь­ной цены ст-сти иму­ще­ста и предо­ста­вить выпис­ку сче­та с под­твер­жде­ни­ем выпла­ты. (Зада­ток про­иг­рав­шим участ­ни­кам воз­вра­ща­ет­ся в теч. 5 дней после аукциона).
  • Отсут­ствие необ­хо­ди­мых доку­мен­тов, не упла­чен­ный зада­ток явля­ет­ся при­чи­ной отка­за пре­тен­ден­ту в участии.
  • В аук­ци­оне с откры­той фор­мой пода­чи цено­вых пред­ло­же­ний зада­ет­ся шаг повы­ше­ния цены.
  • При закры­той фор­ме пред­ло­же­ния пода­ют­ся в послед­ний день аук­ци­о­на при под­ве­де­нии итогов.
  • Один участ­ник может подать толь­ко одну заявку.
  • Побе­ди­тель аук­ци­о­на име­ет пра­во под­пи­сать дого­вор куп­ли-про­да­жи по про­ше­ствию пяти дней после аукциона.

Пол­но­стью об аук­ци­о­нах мож­но про­честь в ст. 18 ФЗ № 178.

Продажа акций на аукционах

Про­да­жа акций, при­над­ле­жа­щих РФ, субъ­ек­там и МО, про­во­дит­ся на спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных аук­ци­о­нах (ст. 18 ФЗ № 178 о при­ва­ти­за­ции госу­дар­ствен­но­го и муни­ци­паль­но­го имущества).

Приватизация государственного и муниципального имущества

В основ­ном пра­ви­ла про­ве­де­ния такие же, как и на обыч­ных, за исклю­че­ни­ем даты оформ­ле­ния соб­ствен­но­сти и места при­е­ма заявок:

  • пере­ход прав собств-сти на акции оформ­ля­ет­ся через 30 дней после аукциона;
  • заяв­ки на уча­стие во все­рос­сий­ских и меж­ре­ги­о­наль­ных А. при­ни­ма­ют­ся в г. Москве, С‑Петербурге или субъ­ек­те РФ, где нахо­дит­ся эми­тент про­да­ва­е­мых акций и его дочер­ние орга­ни­за­ции с кол-вом работ­ни­ков не менее 1000 чел.

Меж­ре­ги­о­наль­ный аук­ци­он проводится:

  • если заяв­ки при­ни­ма­ют­ся не менее, чем в 15 субъ­ек­тах РФ;
  • АО, про­да­ю­щее акции, име­ет чистых акти­вов по балан­со­во­му отче­ту за пери­од, пред­ше­ству­ю­щий году при­ня­тия реше­ния о при­ва­ти­за­ции, на сум­му от 0.5 до 3 млн. МРОТ (мин. раз­ме­ров опла­ты труда).

Все­рос­сий­ский А проводится:

  • если заяв­ки при­ни­ма­ют­ся не менее, чем в 25 субъ­ек­тах РФ;
  • если чистых акти­вов у АО более, чем на 3 млн. МРОТ.

Какое имущество может продаваться через конкурсы

Посред­ством кон­кур­сов могут при­ва­ти­зи­ро­вать­ся, соглас­но ст. 20 ФЗ 178:

  • акции АО или доля УК в ООО, если они состав­ля­ют более 50% от УК;
  • объ­ек­ты куль­тур­но­го насле­дия (ОКН), вклю­чен­ные в реестр ОКН при усло­вии соблю­де­ния обре­ме­ни­тель­ных тре­бо­ва­ний ст. 29 ФЗ № 178: 
    • соб­ствен­ник, кото­рый при­об­рел в резуль­та­те кон­кур­са ОКН, обя­зан забо­тить­ся о его сохранности;
    • в слу­чае при­об­ре­те­ния ОКН в ненад­ле­жа­щем состо­я­нии соб­ствен­ник обя­зан про­ве­сти вос­ста­но­ви­тель­ные рабо­ты (началь­ная сто­и­мость на кон­кур­се тако­го объ­ек­та рав­но одно­му рублю);
    • при невы­пол­не­нии этих тре­бо­ва­ний дого­вор куп­ли-про­да­жи (ДКП) под­ле­жит рас­тор­же­нию, а объ­ект куль­тур­но­го насле­дия дол­жен быть воз­вра­щен в собств-сть ППО, про­во­дя­ще­го его приватизацию.

Пра­ви­ла орга­ни­за­ции кон­кур­са такие же, как у аук­ци­о­нов. Отли­чи­тель­ная чер­та кон­кур­сов в том, что ДКП содер­жит усло­вия кон­кур­са, срок выпол­не­ния кото­рых не может пре­вы­шать года.

Приватизация государственного и муниципального имущества

Побе­ди­тель до оформ­ле­ния прав собств-сти име­ет пра­во при­ни­мать уча­стие в голо­со­ва­ни­ях в управ­ле­нии АО или ООО, кро­ме реше­ния таких вопросов:

  • изме­не­нии учре­ди­тель­но­го доку­мен­та хоз. обще­ства (ХО);
  • отчуж­де­ние иму­ще­ства сто­и­мо­стью свы­ше 5 % УК ХО или доро­же МРОТ более, чем в 50 тыс. раз;
  • полу­че­ние кре­ди­та, р‑р кото­ро­го пре­вы­ша­ет 5 % чистых акти­вов ХО;
  • учре­жде­ние ХО и товарищества;
  • эмис­сия дру­гих цен­ных бумаг, кро­ме акций.

Усло­вия кон­кур­сов могут быть следующими:

  • запрет про­во­дить сокра­ще­ние шта­та сотрудников;
  • пере­обу­че­ние или пере­ква­ли­фи­ка­ция работников;
  • про­ве­де­ние ремонт­ных, рекон­струк­ци­он­ных работ в отно­ше­нии быто­вых, соци­аль­ных и куль­тур­ных объектов.
  • охра­на и вос­ста­нов­ле­ние объ­ек­тов куль­тур­но­го наследия.

Продажа путем публичного предложения (ПП)

Таким спо­со­бом при­ва­ти­за­ция госу­дар­ствен­но­го и муни­ци­паль­но­го иму­ще­ства про­из­во­дит­ся при несо­сто­яв­шем­ся аук­ци­оне (ст. 23 ФЗ № 178). Инфор­ма­ция о пред­сто­я­щей про­да­же путем ПП раз­ме­ща­ет­ся не позд­нее, чем через 3 мес. после неудав­ше­го­ся аукциона.

Инфор­ма­ция о про­да­же путем ПП долж­на содер­жать, кро­ме стан­дарт­ных све­де­ний (дата, вре­мя, место):

  • шаг пони­же­ния или шаг повы­ше­ния цены;
  • цену отсе­че­ния (мини­маль­но воз­мож­ную цену, кото­рая состав­ля­ет не менее 50 % от началь­ной цены торгов);
  • началь­ную цену, кото­рая долж­на быть не менее началь­ной цены несо­сто­яв­ше­го­ся аукциона.

Если в заяв­ках участ­ни­ков цена пред­ло­же­ния не пре­вы­ша­ет началь­ную цену, пра­во при­ва­ти­зи­ро­вать иму­ще­ство полу­ча­ет тот, кто пер­вый в каче­стве заяв­лен­ной цены ука­жет начальную.

Приватизация государственного и муниципального имущества

О приватизации государственного и муниципального имущества без объявления цены

Если аук­ци­он путем пуб­лич­но­го пред­ло­же­ния не состо­ял­ся (напри­мер, была при­ня­та заяв­ка все­го от одно­го участ­ни­ка), сле­ду­ю­щий шаг при­ва­ти­за­ция — про­да­жа без объ­яв­лен­ной цены (ст. 24 ФЗ).

Усло­вия при этом про­сты: побе­ди­те­лем аук­ци­о­на при­зна­ет­ся тот, кто даст наи­боль­шую цену.

Внесение имущества в виде вклада в УК

Госу­дар­ствен­ное или муни­ци­паль­ное иму­ще­ство может быть вне­се­но в устав­ный капи­тал АО в каче­стве вкла­да. При этом общая доля при­об­ре­та­е­мых госу­дар­ством, субъ­ек­том или МО РФ акций долж­но быть более 25 % УК.

Вне­се­ние гос. или мун. иму­ще­ства воз­мож­но при учре­жде­нии АО или в каче­стве опла­ты допол­ни­тель­ных акций при рас­ши­ре­нии УК АО, по реше­нию акци­о­нер­но­го обще­ства и в том слу­чае, если вно­сят­ся обыч­ные акции.

Кол-во при­об­ре­тен­ных акций, экви­ва­лент­ная им сто­и­мость вно­си­мо­го иму­ще­ства определяются:

  • на осно­ва­нии ФЗ об АО;
  • зако­но­да­тель­ства об оце­ноч­ной деятельности;
  • в иных слу­ча­ях — ФЗ о рас­по­ря­же­нии им-вом ж/д транс­пор­та и орга­ни­за­ций, свя­зан­ных с атом­ной отраслью.

Продажа акций доверительным управляющим

Акции АО могут быть при­ва­ти­зи­ро­ва­ны по резуль­та­там кон­кур­са на уча­стие в дове­ри­тель­ном управ­ле­нии (ДУ).

Приватизация государственного и муниципального имущества

  • Побе­ди­тель кон­кур­са, что­бы управ­лять акци­я­ми, дол­жен заклю­чить дого­вор ДУ одно­вре­мен­но с дого­во­ром купли-продажи.
  • Пра­во соб­ствен­но­сти на акции у дове­ри­тель­но­го управ­ля­ю­ще­го появ­ля­ют­ся по исте­че­нию сро­ка дого­во­ра ДУ и при усло­вии выпол­не­ния всех его условий.
  • Дове­ри­тель­ное управ­ле­ние госу­дар­ствен­ны­ми акци­я­ми АО уголь­ной про­мыш­лен­но­сти регла­мен­ти­ру­ет­ся пра­ви­тель­ствен­ны­ми поста­нов­ле­ни­ем № 1485 от 11 декаб­ря 1996 г.

Как происходит отчуждение земельных участков при приватизации

Зда­ния, соору­же­ния, недо­стро­ен­ные объ­ек­ты, иму­ще­ствен­ные ком­плек­сы уни­тар­ных госу­дар­ствен­ных пр‑й (УП) могут быть при­ва­ти­зи­ро­ва­ны толь­ко при отчуж­де­нии ЗУ, явля­ю­ще­го­ся госу­дар­ствен­ной или муни­ци­паль­ной соб­ствен­но­стью (ст. 29 ФЗ № 178).

При этом земель­ный надел дол­жен нахо­дить­ся в УП на пра­вах посто­ян­ной арен­ды или пользования.

  • Соб­ствен­ник недви­жи­мо­го объ­ек­та обя­зан выку­пить ЗУ или взять его в арен­ду. Арен­ду мож­но офор­мить на 49 лет, а на заре­зер­ви­ро­ван­ных госу­дар­ством зем­лях — на пери­од, не пре­вы­ша­ю­щий срок резервации.
  • Дого­вор арен­ды не пре­пят­ству­ет выку­пу дан­но­го ЗУ.
  • Отка­зать в арен­де или выку­пе соб­ствен­ни­ку не могут, кро­ме неко­то­рых исклю­чи­тель­ных случаев.
  • На отчуж­да­е­мые земель­ные участ­ки может быть нало­жен пуб­лич­ный сервитут.
  • Пра­во соб­ствен­но­сти на инже­нер­ные объ­ек­ты, явля­ю­щи­е­ся гос. или мун. им-вом и не отно­ся­щи­е­ся к при­ва­ти­зи­ро­ван­ным ОН, не переходит.

Отчуж­де­нию не подлежат:

  • зем­ли лес­но­го, вод­но­го фон­да, ООПТ;
  • зара­жен­ные земли;
  • тер­ри­то­рии обще­го пользования;
  • зем­ли, кото­рые запре­ще­но отчуждать.

При пере­да­че ЗУ в каче­стве вкла­да в устав­ный капи­тал не тре­бу­ет­ся соблю­де­ния пра­ви­ла, кото­рое уста­нав­ли­ва­ет долю при­об­ре­та­е­мых акций как 25 % + одна акция.

Приватизация государственного и муниципального имущества

Заклю­че­ние

ФЗ № 178 о при­ва­ти­за­ции госу­дар­ствен­но­го и муни­ци­паль­но­го иму­ще­ства устанавливает:

  • пере­чень иму­ще­ства, не под­ле­жа­ще­го при­ва­ти­за­ции: сво­бод­ные от стро­е­ний земель­ные наде­лы, резерв­ные зем­ли; жилая недви­жи­мость, нахо­дя­ща­я­ся в гос. или мун. фон­де; иму­ще­ство, без­воз­мезд­но пере­дан­ное быв­шим госу­дар­ствен­ным пред­при­я­ти­ям, рели­ги­оз­ным орга­ни­за­ци­ям и обще­ствам инвалидов;
  • круг лиц, кото­рые не могут являть­ся соб­ствен­ни­ка­ми госу­дар­ствен­но­го или муни­ци­паль­но­го имущества;
  • про­цесс пере­да­чи иму­ще­ства, спо­со­бы при­ва­ти­за­ции и т.д.

Читать пол­но­стью закон о при­ва­ти­за­ции госу­дар­ствен­но­го и муни­ци­паль­но­го иму­ще­ства мож­но здесь.

Понятие и функции приватизации

О приватизации государственного и муниципального имущества существует множество домыслов и мифов. И чтобы разобрать, в чем особенность данной процедуры, необходимо для начала разобраться, что же представляет собой этот процесс.

Под приватизацией понимают отчуждение имущества, которое ранее находилось под юрисдикцией государственных или муниципальных органов, в частные руки.

Вместе с тем, процесс передачи прав собственности происходит исключительно в том порядке, который ранее был установлен государством и утвержден на самом высоком законодательном уровне.

Стоит обратить внимание, что все сделки, которые связаны с приватизированным имуществом, относят к гражданско-правовым договоренностям, согласно с которыми стороны определены как приобретатель и отчуждатель. Исходя из этого, можно утверждать, что решение о приватизации конкретного объекта будет рассматриваться как одна из форм осуществления собственником своим правомочий по свободному распоряжению имущественными ценностями, которые находятся в его собственности.

,

, , , , . , , , (, , , ) . . , , , , , . . . . . . . ” ” , , ,, , , , , , , , ,

О ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО
И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА

Принят Государственной Думой30 ноября 2001 года
Одобрен Советом Федерации5 декабря 2001 года

Закон

Все сделки по приватизации в Российской Федерации регулируются следующими нормативными актами:

  • ФЗ-№178 от 21.12.2001;
  • ФЗ-№366 от 03.07.2016;
  • ФЗ-№1541-1 РФ от 04.07.1991;
  • Жилищным Кодексом;
  • Земельным Кодексом.

Кто и что может приватизировать

Приватизировать государственное и муниципальное имущество могут как физические, так и юридические лица (п.2 ст.2, закона №178-ФЗ), при условии, что они и цель приватизации соответствуют определенным требованиям:

Требования к субъектам приватизации Требования к объектам приватизации
Физические лица – только граждане РФ. Не относятся к общему имуществу (дороги, прибрежная зона).
При приватизации объектов жилищного фонда, должен быть заключен договор аренды или социального найма. Не выведены из оборота.
В случае с приватизацией земли – нужно пользоваться территорией не менее 5 лет или иметь 3-х и более детей. Не относятся к ветхому жилью.

Разновидности объектов, подлежащих приватизации

Все объекты, которые подлежат приватизации разделяются на три основных категории и в зависимости от их типа имеют разные особенности:

  • Жилье. Доступно для бесплатной приватизации, но только для физических лиц, оформивших договор социального найма.
  • Земля. Если это участок, который используется физическим лицом, есть вероятность, что его получится приватизировать бесплатно. В остальных случаях, в том числе и для юридических лиц, существует платная приватизация (фактически – выкуп земли у страны).
  • Нежилая недвижимость. Формально доступна для приватизации как физическим, так и юридическим лицам, но чаще всего занимаются данным вопросом именно последние. Бывает только платной, бесплатная передача нежилой недвижимости в частную собственность не предусматривается.

«Спутник V» выдержал испытание

Сегодня в 13:11 Экономика

До 1 октября инвалидность будет оформляться по упрощенной схеме

Сегодня в 12:39 Общество

Разница между государственным и муниципальным имуществом

Глобальной разницы между государственным и муниципальным имуществом нет – одно принадлежит стране в целом, а второй – конкретному населенному пункту.

Пример: Квартира, расположенная в черте города (если это не закрытый городок) относится к муниципальному имуществу, а, например, общежитие для военнослужащих – Министерству Обороны – то есть, государству.

С точки зрения приватизации, намного проще получить в собственность муниципальную недвижимость, чем государственную. Хотя бы потому, что значительная часть государственных объектов выведена из оборота и используется для конкретных целей.

Помимо всего прочего, следует учитывать и локальные законодательные акты, которые накладывают свои ограничения на приватизацию муниципального имущества в различных населенных пунктах, однако они обязаны не идти в разрез с общим для всех законодательством, а потому чаще всего мало отличаются друг от друга и в подавляющем большинстве случаев эти отличия лишь делают приватизацию проще.

Кто может участвовать

Приобретать имущество при приватизации могут граждане и организации, за исключением:

  • компании, принадлежащие государству или муниципальным образованиям;
  • общества, в которых государству принадлежит более четверти активов;
  • организации, контролируемые из офшоров;
  • компании, зарегистрированные в государствах, чьё законодательство не предусматривает раскрытие информации о финансовых операциях (перечень утверждается Минфином).

Последствия[править | править код]

  1. Произошёл переход от социализма к капитализму, за счет появления частной собственности на землю, промышленные предприятия и жилфонд.
  2. Появилась группа так называемых «олигархов», владеющих собственностью, которая досталась им за сравнительно небольшие деньги.
  3. Приватизация скомпрометировала себя в глазах многих россиян. Политический рейтинг одного из главных идеологов приватизации Анатолия Чубайса до сих пор является одним из самых низких среди российских политических деятелей.
  4. Около 80 % граждан России в 2008 году продолжают считать приватизацию нечестной и готовы в той или иной степени к пересмотру её итогов.
  5. С 1992 по 2006 г. в России было приватизировано 119 951 государственное и муниципальное предприятие, за которые в бюджет поступило 505,9 млрд рублей, или (в расчёте по усредненному курсу 30 рублей за 1 доллар США) 16,9 млрд долларов[59]. Из них больше трети (42 924 предприятий) было приватизировано в 1993 году, принеся в бюджет всего 450 млрд тогдашних обесценившихся рублей, или, по существовавшему в те годы курсу рубля, около 90 млн долларов[59].

Глава I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Понятие приватизации государственного и муниципального имущества

Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее – федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Статья 217 ГК РФ предусматривает, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества[3].

Комментируемая статья дает легальное определение приватизации государственного и муниципального имущества. С учетом данного определения можно выделить следующие признаки приватизации государственного и муниципального имущества:

объектом является имущество, находящееся в собственности Российской Федерации (федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

отчуждение имущества;

возмездность отчуждения;

покупателями являются физические и юридические лица; имущество из публичной собственности переходит в частную собственность.

Так как общего закона о приватизации не существует, то определение, закрепленное в комментируемой статье, относится только к государственному и муниципальному имуществу. На другие объекты, например, земельные участки, жилье и иные объекты социального, научного и культурного назначения, данное определение не распространяется.

Отчуждение имущества основывается на праве собственника по распоряжению своим имуществом, закрепленном ст. 209 ГК РФ.

Возмездность приватизации означает, что имущественному предоставлению со стороны государства или муниципального образования, исполняющего свою обязанность, соответствует встречное имущественное предоставление покупателя.

Приватизация является специальным, особым способом прекращения и приобретения права собственности. При этом прекращается собственность публичных образований (государства, субъекта РФ, муниципального образования) и приобретается частная собственность (физического или юридического лица).

Для целей приватизации частным собственником, имеющим право приобрести имущество в порядке приватизации, являются те юридические лица, в том числе хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля государства не превышает установленного размера (25 %).

Статья 2. Основные принципы приватизации государственного и муниципального имущества

1. Приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

2. Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество).

3. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Под принципом понимают общую исходную идею, руководящее начало.

В соответствии с комментируемой статьей можно выделить следующие принципы приватизации государственного и муниципального имущества:

принцип равенства покупателей государственного и муниципального имущества;

принцип открытости деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления;

принцип возмездности;

принцип самостоятельности органов местного самоуправления при отчуждении муниципального имущества.

Первый и второй принципы закреплены в ч. 1 ст. 2 Закона.

Принцип равенства покупателей государственного и муниципального имущества базируется на основах гражданского законодательства, которые закрепляют равенство участников гражданских правоотношений (п. 1 ст. 1 ГК РФ). Покупатели имущества должны находиться в юридическом равенстве (с одинаковыми правами и обязанностями), не иметь служебной или иной юридической зависимости. При этом юридическое равенство не исключает различий в объеме и содержании принадлежащих им субъективных гражданских прав. Такие различия неизбежны в силу разных имущественных возможностей отдельных субъектов гражданского права, вследствие степени их образования и способностей, а также различия их жизненных и хозяйственных интересов.

В качестве примера приведем постановление ФАС Волго-Вятского округа от 12 мая 2008 г. по делу № А82-7632/2007-45. В рамках данного спора истец обжалует положения договора о задатке, на основании которого он участвовал в аукционе, но не оспаривает порядка проведения аукциона и его результатов (ст. 449 ГК РФ). Суд указал, что «отсутствуют основания для удовлетворения требования о признании ничтожным условия договора о задатке при отсутствии факта оспаривания порядка проведения и результатов этого аукциона, так как удовлетворение требования приведет к уменьшению стоимости затрат истца на покупку помещений и ущемлению прав других участников аукциона, которые на тех же условиях заключили договоры о задатке и торговались на аукционе, как и истец, с учетом этого положения договора».

Принцип открытости деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления при отчуждении государственного и муниципального имущества означает, что процедура приватизации предусматривает свободный доступ всех желающих к участию. Реализация данного принципа заключается в неукоснительном выполнении органами исполнительной власти положений ст. 15 комментируемого Закона, закрепляющего информационное обеспечение приватизации государственного и муниципального имущества.

Так, отсутствие надлежащего информирования населения о продаже муниципального имущества лишает предполагаемых покупателей права реализовать свои возможности на приобретение приватизируемого недвижимого имущества (постановление ФАС Центрального округа от 27 января 2009 г. по делу № А68-3194/2008-175/5).

Кроме того, основанием для признания незаконным бездействия органа местного самоуправления может являться неопубликование решения о продаже муниципального имущества путем проведения аукциона (постановление ФАС Московского округа от 21 февраля 2007 г. № КГ-А41/13904-06-2 по делу № А41-К2-985/06).

Принцип возмездности закреплен п. 2 ст. 2 комментируемого Закона. По своей сути приватизация является договором, в котором одна сторона – орган исполнительной власти или местного самоуправления – отчуждает государственное (муниципальное) имущество, а другая сторона – покупатель – это имущество приобретает. При этом закрепленное в законе понятие «покупатель», характерное для договора купли-продажи[4], подразумевает, что сторона оплачивает приобретаемое имущество.

В соответствии с п. 1 ст. 422 ГК РФ договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей, является возмездным. Возмездность договора означает, что имущественному предоставлению со стороны контрагента, исполняющего свою обязанность, соответствует встречное имущественное предоставление другого контрагента.

Разграничение договоров на возмездные и безвозмездные имеет несомненное практическое значение, в частности при решении вопроса об имущественной ответственности сторон. В некоторых случаях ответственность лица, не извлекающего из договора материальной выгоды, – менее строгая, чем лица, заключающего договор в своем интересе. В данной ситуации можно сравнить возмездную приватизацию в соответствии с комментируемым законом и безвозмездную приватизацию жилья.

При оспаривании результатов безвозмездной приватизации жилья будут действовать нормы ст. 167 ГК РФ, когда стороны возвращают все полученное по сделке. Признание недействительным договора приватизации жилья влечет возврат имущества в муниципальную собственность, муниципальные власти приобретателю жилья ничего не должны (напр.: решение Советского районного суда г. Владивостока от 4 мая 2006 г. по делу № 2-78).

Возмездность приватизации в комментируемом законе выражается:

в отчуждении имущества за плату;

Так, основанием для признания недействительной сделки по передаче муниципального имущества является его дарение как безвозмездная сделка (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 10 июня 2004 г. № А39-3859/2003-295/8);

в передаче в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество.

Например, при приватизации через аукцион или по конкурсу возмездность выражается в получении собственником имущества его стоимости. А при внесении имущества в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества необходимо определить не только рыночную стоимость вносимого муниципалитетом имущества, но и доли (количества) приобретаемых им акций, что влечет необходимость оценки в таком же порядке вклада других учредителей, создающих вместе с муниципалитетом (органом государственной власти) открытое акционерное общество.

Принцип самостоятельности органов местного самоуправления при отчуждении муниципального имущества закреплен п. 3 ст. 2.

В соответствии со ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью[5].

В собственности муниципальных образований может находиться:

имущество, предназначенное для решения установленных Федеральным законом вопросов местного значения;

имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в установленном порядке;

имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования;

имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения (ст. 50 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»)[6].

В собственности муниципальных образований могут находиться объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в случае, если такие объекты необходимы для осуществления полномочий органов местного самоуправления, а также в иных случаях, установленных федеральным законом. Кроме того, в собственности муниципальных образований также может находиться имущество, необходимое для осуществления полномочий, право осуществления которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами.

При этом п. 5 ст. 50 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ предусматривает перепрофилирование (изменение целевого назначения имущества) либо отчуждение имущества, находящегося в муниципальной собственности, не предназначенного для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений. Порядок и сроки отчуждения такого имущества устанавливаются федеральным законом. При этом муниципальные образования до 1 января 2012 г. осуществляют в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, отчуждение или производят перепрофилирование муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности на 1 января 2006 г., не соответствующего требованиям ст. 50 настоящего Федерального закона и не переданного в федеральную собственность (п. 4 ст. 85 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Органы местного самоуправления самостоятельно определяют порядок принятия решений об условиях приватизации муниципального имущества. Доходы от продажи муниципального имущества поступают в местные бюджеты.

Статья 3. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при приватизации государственного и муниципального имущества, и связанные сними отношения по управлению государственным и муниципальным имуществом.

2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении:

2) природных ресурсов;

3) государственного и муниципального жилищного фонда;

4) государственного резерва;

5) государственного и муниципального имущества, находящегося за пределами территории Российской Федерации;

6) государственного и муниципального имущества в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;

7) безвозмездно в собственность религиозных организаций для использования в соответствующих целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного находящегося в государственной или муниципальной собственности имущества религиозного назначения, а также безвозмездно в собственность общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся в собственности указанных организаций;

8) государственного и муниципального имущества в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных учреждений, а также федерального имущества, передаваемого государственным корпорациям в качестве имущественного взноса Российской Федерации;

9) государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении;

10) государственного и муниципального имущества на основании судебного решения;

11) акций в предусмотренных федеральными законами случаях возникновения у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований права требовать выкупа их акционерным обществом;

12) акций открытого акционерного общества, а также ценных бумаг, конвертируемых в акции открытого акционерного общества, в случае их выкупа в порядке, установленном статьей 84.8 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;

13) имущества, переданного центру исторического наследия Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий;

14) имущества, передаваемого в собственность Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства в качестве имущественного взноса Российской Федерации.

Отчуждение указанного в настоящем пункте государственного и муниципального имущества регулируется иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

3. Приватизации не подлежит имущество, отнесенное федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым из оборота), а также имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

4. К отношениям по отчуждению государственного и муниципального имущества, не урегулированным настоящим Федеральным законом, применяются нормы гражданского законодательства.

5. Особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества могут быть установлены федеральным законом.

1. Комментируемая статья устанавливает круг отношений, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.

Пункт 1 закрепляет две группы отношений:

отношения, возникающие при приватизации государственного и муниципального имущества;

отношения по управлению государственным и муниципальным имуществом.

Концепция управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, одобренная постановлением Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. № 1024 (действует в ред. постановления Правительства РФ от 29 ноября 2000 г. № 903), закрепляет: Цели, задачи и принципы государственной политики Российской Федерации в сфере управления государственным сектором экономики, под которым понимается совокупность экономических отношений, связанных с использованием государственного имущества, закрепленного за федеральными государственными унитарными предприятиями, основанными на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, государственными учреждениями, государственной казны Российской Федерации, а также имущественных прав Российской Федерации, вытекающих из ее участия в коммерческих организациях (за исключением государственного имущества, вовлекаемого в соответствии с законодательством Российской Федерации в бюджетный процесс).

Государственная политика, в основу которой положена указанная Концепция, преследует следующие цели:

увеличение доходов федерального бюджета на основе эффективного управления государственной собственностью;

оптимизация структуры собственности (с точки зрения пропорций на макро– и микроуровне) в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста;

вовлечение максимального количества объектов государственной собственности в процесс совершенствования управления;

использование государственных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики;

повышение конкурентоспособности коммерческих организаций, улучшение финансово-экономических показателей их деятельности путем содействия внутренним преобразованиям в них и прекращению выполнения несвойственных им функций.

Для реализации указанных целей федеральным органам исполнительной власти необходимо решить следующие задачи:

полная инвентаризация объектов государственной собственности, разработка и реализация системы учета этих объектов и оформление прав на них;

повышение эффективности управления государственным имуществом с использованием всех современных методов и финансовых инструментов, детальная правовая регламентация процессов управления;

классификация объектов государственной собственности по признакам, определяющим специфику управления;

оптимизация количества объектов управления и переход к пообъектному управлению;

определение цели государственного управления по каждому объекту управления (группе объектов);

обеспечение прав государства как участника (акционера) коммерческих и некоммерческих организаций;

обеспечение контроля за использованием и сохранностью государственного имущества, а также контроля за деятельностью лиц, привлекаемых в качестве управляющих;

обеспечение поступления дополнительных доходов в федеральный бюджет путем создания новых возобновляемых источников платежей и более эффективного использования имеющегося имущества.

Цели, задачи и принципы приватизации государственного имущества. Целью государственной политики в области приватизации в соответствии с Концепцией является кардинальное повышение эффективности функционирования российских предприятий и народнохозяйственного комплекса в целом.

Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:

создание благоприятной экономической среды для развития бизнеса, прежде всего в реальном секторе российской экономики;

вовлечение в гражданский оборот максимального количества объектов государственной собственности, оптимизация структуры государственной собственности, включая структуру участия государства в хозяйственных товариществах и обществах, уменьшение расходов федерального бюджета на управление государственным имуществом;

привлечение инвестиций в реальный сектор российской экономики, прежде всего за счет инвесторов, заинтересованных в долгосрочном развитии российских предприятий, готовых взять на себя обязательства по реализации инвестиционных и (или) социальных условий и безусловно их выполнять;

создание широкого слоя эффективных собственников, ориентированных на долгосрочное развитие предприятий, насыщение отечественной продукцией российского рынка и ее продвижение на мировой рынок, расширение производства и создание новых рабочих мест;

обеспечение контроля за выполнением обязательств собственниками приватизируемого имущества;

существенное повышение качества менеджмента и эффективности управления за счет усиления ответственности собственников приватизированных предприятий и заинтересованности руководства и персонала предприятий в результатах их производственной деятельности;

формирование более эффективной структуры горизонтальных и вертикальных связей в реальном секторе российской экономики; восстановление активного функционирования фондового рынка; рациональное пополнение доходной части бюджета с акцентом на Бюджет развития Российской Федерации;

усиление социальной направленности процесса приватизации государственного имущества.

В рамках концепции предполагалось установить меры ответственности федеральных органов исполнительной власти за реализацию предоставленных им полномочий по управлению и распоряжению государственным имуществом. Однако эти нормы не были разработаны.

2. Объектом данных отношений является государственное и муниципальное имущество. Как разновидность объектов гражданских прав, имущество закреплено ст. 128 ГК РФ. Понятие «имущество» в гражданском праве имеет весьма объемное смысловое значение. В самом широком значении оно охватывает вещи, имущественные права и имущественные обязанности. В этом же значении оно используется в ст. 217 ГК РФ о приватизации государственного и муниципального имущества.

В соответствии с комментируемым законом его процедуры не распространяются на отчуждение объектов, закрепленных п. 2 ст. 3.

1) Статьей 129 ГК РФ установлено, что земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

По общему правилу находящиеся в публичной собственности земельные участки предоставляются в собственность граждан за плату (хотя законодательством могут предусматриваться и случаи их бесплатного предоставления в собственность) и с соблюдением установленных нормативными актами предельных (максимальных и минимальных) размеров (ст. 333 КРФ). Порядок предоставления земельных участков в собственность граждан из государственных или муниципальных земель определяется Земельным кодексом.

В сферу действия комментируемого Закона включаются только случаи отчуждения в частную собственность земельных участков, на которых расположены принадлежащие публичным собственникам объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы (предприятия).

Таким образом, возможность получения права собственности на земельный участок под приватизируемым имущественным комплексом унитарного предприятия поставлена Законом в зависимость от наличия или отсутствия у государственных унитарных предприятий прав аренды (постоянного (бессрочного) пользования) на этот участок.

При наличии указанных прав земельный участок приватизируется в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 28 Закона. В случае их отсутствия участок приватизируется по основанию, установленному в абз. 3 п. 2 ст. 28 Закона.

2) Легальное определение природных ресурсов закреплено в Федеральном законе от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»: природные ресурсы – компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность[7].

Так, земли лесного фонда находятся в федеральной собственности (ст. 8 Лесного кодекса)[8]. Исходя из этой нормы, арбитражные суды отказывают в удовлетворении требований о признании незаконным отказа в государственной регистрации прав муниципальной собственности на земельный участок в связи с отсутствием оснований для регистрации права собственности администрации на спорный земельный участок, так как он отнесен к категории городских лесов, или отсутствии сведений о том, что спорный участок лесного фонда (или его часть) изъят из лесного фонда (осуществлен перевод земель лесного фонда в другую категорию земель) в установленном законом порядке (постановления ФАС Дальневосточного округа от 3 июня 2008 г. № Ф03-А51/08-1/1223 по делу № А51-7075/2007-24-242; ФАС Дальневосточного округа от 30 мая 2008 г. № Ф03-А51/08-1/862 по делу № А51-5630/2007-4-298).

Водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением прудов, обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находящихся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица (ст. 8 Водного кодекса РФ)[9]. Следует учесть, что право собственности на пруды связано с правом собственности на земельные участки.

Необходимые условия

Федеральным законодательством определёны требования к лицам, которые могут претендовать на приобретение государственного имущества.

Условия участия в приватизации определяются её процедурой.

Например, торги предполагают внесение всеми заинтересованными лицами задатка в определённом размере от первоначальной стоимости лота.

Способы приватизации

Выделяют несколько основных способов приватизации муниципального и государственного имущества:

  • Классическая бесплатная приватизация жилья.
  • Превращение муниципального объекта в акционерное общество или ООО.
  • Покупка акций компании/завода/предприятия на аукционе.
  • Прямая продажа объекта на торгах.

Ранее существовали еще такие варианты как ЧИФ (Чековый инвестиционный фонд), ваучеры и так далее. На данный момент они уже не актуальны и не используются.

Способы приватизации государственного и муниципального имущества в 2021 году

  • переоформление предприятия в акционерное общество;
  • преобразование объекта в ООО без акционирования;
  • продажа имущества через открытые аукционы, биржевые торги, конкурсные мероприятия;
  • обмен объекта с необъявленной ценой и т. д.

Приватизация муниципальной собственности практически ничем не отличается от стандартной процедуры. Главная особенность — это то, что процесс приватизации комнаты, квартиры, земли или дачи осуществляется не только по ФЗ 178, но и опираясь на нормативные акты, действующие на местном уровне.

Все эти варианты начали действовать с 2001 года, когда в федеральный закон были внесены поправки. Стоит понимать, что не все имущество можно перевести в частный фонд. Каждый случай приватизации является индивидуальным и требует внимательно изучения, а также индивидуального подхода. Одним из видов приватизационного процесса является обмен служебного жилья в личную собственность. Задумываясь, как приватизировать муниципальную квартиру в 2021 году, следует учитывать ряд особенностей и некоторых условий.

Довольно часто семьи военнослужащих сталкиваются с проблемами, когда пытаются провести обмен комнаты в общежитии на частное жилье или его часть. Приватизация помещения военного фонда осуществляется, если будут соблюдены все условия и грамотно подготовлены документы, как того требует федеральный закон. Провести обмен ФЗ 178 позволяет при наличии согласия и разрешения командования. До приватизации семьи военнослужащих проживают в квартирах или комнате общежития по договору социального найма, после того, как произойдет приватизационный обмен, недвижимость перейдет в их личную собственность.

Глава VI. Оплата и распределение денежных средств от продажи имущества

Статья 33. Утратила силу

Статья 34. Средства платежа при продаже государственного и муниципального имущества

Статья 35. Порядок оплаты государственного или муниципального имущества

Статья 36. Порядок возврата денежных средств по недействительным сделкам купли-продажи государственного или муниципального имущества

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 Илларионов, Андрей Николаевич. Государство в долгу: как уничтожили сбережения граждан в Сбербанке СССР (неопр.). Forbes.ru (7 мая 2013). Дата обращения: 24 ноября 2020.
  2. Закон РСФСР ОТ 24.12.90 N 443-1 О СОБСТВЕННОСТИ В РСФСР (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 10 июня 2017. Архивировано 3 января 2014 года.
  3. Закон РФ от 03.07.1991 N 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» (в редакции от 5 июня 1992 года)
  4. О преобразовании производственного объединения «КАМАЗ» в акционерное общество «КАМАЗ» (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 7 августа 2017. Архивировано 25 мая 2016 года.
  5. Автомобильная промышленность Коммерсантъ
  6. Чубайс, Анатолий
  7. Указ Президента РФ от 29.12.91 Г. N 341 «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» от 24/12/1990 (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 10 июня 2017. Архивировано 19 апреля 2017 года.
  8. Указ Президента РФ от 29.01. 1992 «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий»
  9. «Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год»
  10. «1992: ни шагу назад», Нижегородская правда, 06.05.2013 (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 10 июня 2017. Архивировано 23 октября 2014 года.
  11. «История приватизации в России», Берман В. Р., Филиппов П. С.
  12. Бывший министр экономики экономист Андрей Нечаев так прокомментировал ваучерную схему:

    С точки зрения применявшейся модели приватизации номинал ваучера не имел никакого значения. Ваучер определял лишь право что-то купить при приватизации. Реальная его стоимость зависела от конкретной приватизационной ситуации на конкретном предприятии. Где-то на ваучер можно было получить 3 акции, а где-то — 300. В этом смысле на нём можно было написать и 1 рубль, и 100 тысяч рублей, что не изменило бы его покупательную способность ни на йоту. По-моему, идея снабдить эту ценную бумагу номиналом принадлежала Верховному совету. Чтобы придать номиналу хотя бы какую-то рациональную основу, решили привязать его к стоимости основных фондов на душу населения.

  13. 1 2 ‘Voucher privatization in Russia’ by Jermakowicz, Pankow, Abramov, Center for Social & Economic Research, Warsaw, May 1994
  14. У Мавроди оказалось 7 проц. акций “Газпрома” (неопр.). Finmarket.ru (30 мая 2007). Дата обращения: 20 января 2019.
  15. Бумаги “Газпрома” (рус.). Творчество Сергея Мавроди (20 января 2019). Дата обращения: 20 января 2019.
  16. Андрей Бунич. Статьи. «Залоговые аукционы стали вопиющим нарушением всех законов по приватизации». Приватизация и национализация (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 10 июня 2017. Архивировано 7 января 2012 года.
  17. Грядет крах олигархов | Залоговые аукционы незаконны | Суд над олигархами
  18. «Тюменская нефтяная компания»
  19. ‘Anatomy of an Oil Company Sell-Off’ by A. Raff, The Moscow Times, May 30, 2002
  20. NEWSru.com: «Нефтяная компания „ОНАКО“ продана за 1,08 миллиарда долларов». 19.09.2000
  21. Отчет Счётной Палаты о результатах проверки аукциона по «Славнефти»
  22. BBC Russian: «„Славнефть“ продали „Сибнефти“ и ТНК». 18.12.2002
  23. ConocoPhillips Acquires Russian Government’s Stake in Lukoil, by Peter Finn, The Washington Post, September 30, 2004
  24. Арестант по нефтяному делу Журнал Коммерсантъ Деньги № 29 от 28.07.2014, с. 30.
  25. The Privatization of the Russian Coal Industry, by I. Artemiev & M. Haney, 2002
  26. Павел Миледин, Ирина Малкова. Как рос «Госстрах» // Forbes, № 94, Январь 2012]
  27. NEWSru.com: «Котировки „Сбербанка“ вернулись на уровень „народного IPO“». 19.01.2010
  28. BBC Russian: «Путин и ВТБ огласили условия выкупа акций „народного“ IPO». 9.02.2012
  29. Елена Медведева, Светлана Иванова: «Точка невозврата» (недоступная ссылка). «Ведомости», № 248 (2022), 29.12.2007
  30. BBC Russian: «Правительство России начало программу приватизации с ВТБ». 14.02.2011
  31. «РИА Новости»: «SPO Сбербанка: экзамен сдан на „пять“, хоть руки и дрожали». 19.09.2012
  32. Алексей Непомнящий. «Лисин купил ПГК по стартовой цене» (неопр.). //vedomosti.ru. Дата обращения: 28 октября 2011.
  33. Глеб Столяров, Александра Гелогаева. «Компания Лисина покупает 75% ПГК за 125,5 млрд рублей» (неопр.). //ru.reuters.com. Дата обращения: 30 октября 2011. Архивировано 7 июня 2012 года.
  34. Дмитрий Симаков. «Компания недели: РЖД продешевила на продаже вагонов» (неопр.). //vedomosti.ru. Дата обращения: 3 ноября 2011.
  35. Lenta.Ru: «Подарок бюджету: Россия провела крупнейшую приватизацию 2016 года». 08.12.2016
  36. «Государство и госкомпании контролируют 70 % российской экономики», Е. Мереминская, газета «Ведомости», 29.09.2016
  37. «Правительство утвердило план приватизации на 2017—2019 годы», Лента.ру, 15 февраля 2017
  38. 1 2 3 Приватизация жилья в России. Досье
  39. СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР. ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 2 декабря 1988 г. N 1400 О ПРОДАЖЕ ГРАЖДАНАМ В ЛИЧНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ КВАРТИР В ДОМАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО И ОБЩЕСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА
  40. «Приватизация жилья: как это было?», В. Костров, БН-Газета, 23.06.2011
  41. (не дает право продавать или сдавать в аренду квартиру, но освобождает от уплаты налога на недвижимость и платы за капремонт)
  42. ЗАКОН О ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 04.07.1991
  43. «Правительство не будет прекращать бесплатную приватизацию жилья», газета Ведомости, 07.02.2017
  44. «Безлимитная и бесплатная: Госдума отменила сроки окончания приватизации жилья», tass.ru, 08.02.2017
  45. «Статья 11. Государственная собственность — общее достояние всего советского народа, основная форма социалистической собственности. В исключительной собственности государства находятся: земля, её недра, воды, леса.»
  46. Статья 3.1 «В собственности могут находиться земля…»; Статья4 «Собственность в СССР выступает в форме собственности советских граждан, коллективной и государственной собственности… Имущество может принадлежать на праве общей (долевой или совместной) собственности одновременно нескольким лицам, независимо от формы собственности.»
  47. статья 36: «1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.»
  48. то есть, разрешена свободная купля-продажа, в смысле ст. 129 ГК РФ
  49. О. Кирчик, «Земельная реформа: 1990—2002», выпуск № 1 (16) 2004
  50. Федеральный закон от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»
  51. Указ Президента Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 323: О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР (рус.), Президент России. Дата обращения 6 февраля 2018.
  52. Указ Президента России от 27 декабря 1991 года N 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР»
  53. Постановление Правительства России от 29 декабря 1991 г. N 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов»
  54. Липски С. А., «О Приватизации сельскохозяйственных земель в постсоветской России и государственном регулировании их оборота»
  55. Постановление Правительства РФ от 1 февраля 1995 г. N 96 «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев» и Указ Президента РФ от 7 марта 1996 г. N 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю»
  56. Росреестр, Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации за 2015 год
  57. «Как уйти от хаоса в земельных отношениях», 27.07.2017
  58. Земельная реформа: 1990–2002. (рус.), Отечественные записки. Дата обращения 20 февраля 2018.
  59. 1 2 Институт Европы РАН (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 10 июня 2017. Архивировано 4 марта 2016 года.

Преимущества

Приватизация интересна людям, которые делают инвестиции различного характера.

  • Так бизнесмены могут получить предприятие, которое потом пройдёт модернизацию и выйдет на новый конкурентный уровень.
  • Приобретение акций созданного АО даст контроль над процедурой принятия управленческих решений. Часть прибыли по итогам года будет распределена между собственниками. Поэтому приватизация – относительно простой и понятный способ стать владельцем части крупного предприятия.

Для государства в приватизации также есть некоторые преимущества.

  • При приватизации сложных имущественных комплексов, связанных с производством, власти ищут способ улучшить качество их работы.
  • При контроле за деятельностью организации на уровне министерств и ведомств сложно обеспечить объективность процесса. Чиновник материально не заинтересован в процветании конкретного предприятия.
  • Кроме того, без детального анализа деятельности предприятия, сложно со стороны оценить правильность его работы. У должностных лиц в министерствах просто нет достаточного количества времени для проверки функционирования подведомственных организаций.

к содержанию ↑

Банк России отметил значительное развитие долевого строительства

5 февраля в 14:33 Недвижимость

Что для этого нужно

Имущество реализуется не в произвольном порядке.

Госдумой утверждается план по приватизации, в который включаются объекты, подлежащие продаже в определённом периоде.

Программа на 2021 год содержит примерные сроки реализации мероприятий по продаже имущества.

Когда заканчивается бесплатная приватизация? Узнайте здесь.

О приватизации очередного объекта все заинтересованные лица извещаются через СМИ или посредством почты.

Например, если продаётся доля в ОАО, то другие акционеры информируются в первую очередь.

к содержанию ↑

Видео: «Приватизация жилья»

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область – +7 (499) 110-56-12
    • Санкт-Петербург и область – +7 (812) 317-50-97
    • Регионы – 8 (800) 222-69-48

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...