Приватизация 90-х. Катастрофа национального масштаба.

Содержание
  1. Зачем была нужна приватизация
  2. 1. Что означает приватизация простыми словами
  3. Этот аккаунт заблокирован
  4. Малая приватизация
  5. Смотреть страницы где упоминается термин Малая приватизация
  6. Смотреть главы в:
  7. В каком году началась приватизация?
  8. 3.2. :
  9. Способы приватизации государственного и муниципального имущества
  10. Какие варианты приватизации имущества государства и муниципалитетов допускает законодательство РФ?
  11. 2. История приватизации
  12. Причины и источники приватизации в России
  13. ГКИ.
  14. Приоритет законодательства о приватизации
  15. Приватизация земли
  16. Земля сельскохозяйственного назначения
  17. Дачная земля (земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства)
  18. Итоги
  19. Особенности и этапы приватизации в России
  20. По словам президента, все спорные вопросы относятся лишь к компетенции правоохранительных органов, государство в них вмешиваться не намерено
  21. Никита Кричевский, доктор  экономи­ческих наук, профессор
  22. Виды приватизации
  23. Сколько раз может быть реализована бесплатная приватизация?
  24. Особенности бессрочной приватизации
  25. Черты приватизации.
  26. Этапы приватизации в России
  27. Залоговые аукционы
  28. Начало отечественной приватизации
  29. 5. Статистика некоторых результатов приватизации в России
  30. Мы раздаём, они собирают
  31. Социально-экономические последствия приватизации в России
  32. Ссылки
  33. Приватизация через суд: подводные камни процедуры

Зачем была нужна приватизация

В конце 1991 года Россия была фактически банкротом.

“Валютные резервы на нуле, отсутствие денег не только на закупку зерна, но и на оплату фрахта судов для его доставки. Запасов зерна, по оптимистичным прогнозам, хватало примерно до февраля-марта 1992 года”, — так описывали состояние российской экономики того времени Анатолий Чубайс и Егор Гайдар в книге “Развилки новейшей истории России”.

В декабре 1991 года Борис Ельцин подписывает указ о либерализации цен, который вступает в силу с 1 января 1992 года. Но “шоковая терапия” не решает всех проблем, главная из которых — неэффективность госпредприятий, привыкших к плановой экономике и не способной быстро реагировать на быстро меняющуюся экономическую ситуацию. Приватизация была неизбежна, оставалось только выбрать модель.

1. Что означает приватизация простыми словами

Приватизация — это мероприятие, направленный на переход государственного имущества к частным лицам. Это одна из форм преобразования юридического статуса недвижимости или иной государственной собственности. Является широкомасштабной и осуществляется государством.

Частные лица – это:

  • Коммерческие компании;
  • Домохозяйства;
  • Люди.

По сути, приватизация – это разгосударствление собственности страны. Тем не менее, стоит отметить, что разгосударствление не обязательно происходит после приватизации. Оно может осуществляться независимо.

Термин «приватизация» образован от латинского «privatus» и означает «частный». Но, фактически, приватизация представляет собой сочетание государственного и частного секторов в экономике.

Приватизация не является средством экономического развития. Но представляет собой инструмент, с помощью которого оно происходит. Она направлена:

  • На сокращение государственного сектора;
  • На перевод макроэкономической политики от плановой к рыночной (либерализация).

Подразумевается, что приватизация доступна каждому лицу на определенных условиях.

Объекты приватизации:

  • Промышленные предприятия;
  • Сельскохозяйственные предприятия;
  • Земля;
  • Жилой фонд.
npbfx.gif

В рамках приватизации осуществляются юридические операции. Регулируется процесс специальным законами. Их несколько для каждого типа государственной собственности.

Условия реализации:

  • Не менее 2-х участников процесса;
  • Один из участников – это государственная организация.

Приватизация всегда реализуется с учётом описания условий финансовых операций, осуществляемых в процессе, если они предусмотрены. Метка о условиях финансовой составляющей или ее отсутствия прописывается в договоре.

Таким образом, приватизация может осуществляться:

  • Безвозмездно;
  • За оплату.

Приватизация символизирует переход от социального строя к капитализму.

Этот аккаунт заблокирован

Свяжитесь с отделом оплат или технической поддержки как можно скорее.

Малая приватизация

Основой перехода к рыночным отношениям является становление негосударственных форм собственности. Осуществляемая сейчас приватизация подразумевает, что акционированные предприятия выходят из прямого подчинения отраслевым министерствам и ведомствам. Предусматривается преобразование крупных государственных предприятий в открытые акционерные общества и широкое развитие “малой приватизации”. Возрастает значение коммерческих конкурсов и инвестиционных торгов при продаже несостоятельных предприятий. [c.191]

Анализ и оценка количественных и качественных итогов первого этапа приватизации позволяют сделать следующие выводы о положительных сдвигах в структуре собственности в российской экономике 1) решена главная задача — устранена монополия госсобственности в экономике, заложены основы рыночной экономики многоукладного типа 2) разгосударствление и приватизация заняли ключевое место в процессе трансформации экономики России 3) центральное место в приватизации госпредприятий заняли чековые аукционы 4) была создана и начала работать модель приватизации, позволившая осуществить передачу в частную собственность имущество десятков тысяч предприятий. Так, большая часть объектов малой приватизации к середине 1994 г. была переведена в частные руки (свыше 85 тыс. магазинов, ресторанов, кафе, предприятий службы сбыта). На базе средних, мелких и крупных госпредприятий к середине 1994 г. было создано 20 тыс. АО. К концу 1994 г. было приватизировано 110 тыс. предприятий. [c.53]

Итоги малой приватизации характеризовались такими данными доля приватизированных предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания составила более 75%. Основная масса этих предприятий была приватизирована по конкурсу, в том числе инвестиционному. Более чем в 65% объектов малой приватизации собственниками стали члены трудовых коллективов. [c.170]

В рамках программы малой приватизации к 1 июля 1994 г. в [c.68]

В России, других странах СНГ, ЦВЕ приоритетным направлением рыночных реформ выступала приватизация. Повсеместно довольно быстро и без особых трудностей прошла малая приватизация — передача малых и средних предприятий через аренду, продажу и реституцию (возвращение прежним владельцам собственности, национализированной после Второй мировой войны) эта последняя форма приватизации использовалась в странах ЦВЕ и Балтии. [c.639]

Малая приватизация оказалась в институциональном и организационном аспектах не слишком сложной проблемой и прошла в большинстве стран довольно быстро. Пожалуй, единственной проблемой, значительно ее осложнившей, была реституция, т.е. возвращение хозяйственных объектов лицам, которые ими владели ранее (до социалистической революции), или их наследникам. К счастью для России и других стран — членов СНГ они не были серьезно обременены этой проблемой, ибо Октябрьская революция, экспроприировавшая частную собственность, произошла еще в 1917 г. В других же странах эта проблема стояла достаточно остро и породила сложные общественные коллизии. Так, в сельском хозяйстве Болгарии многолетнее перетягивание каната между отдельными крестьянами за возвращение им только их прежних (а не других, равноценных) участков нанесло тяжелый удар по аграрному производству — важнейшему сектору национальной экономики этой страны. Напротив, в тех странах, например, в Венгрии, где власти придерживались принципа приоритета равноценной компенсации перед собственно реституцией, эта проблема была решена более или менее безболезненно. [c.660]

В российской приватизации выделяются два этапа. Первый из них пришелся на 1992 г. — первую половину 1994 г. В этот период малая приватизация охватила 70% предприятий этой категории. К июню 1994 г. 85 тыс. магазинов, предприятий общественного питания и службы быта перешли в частные руки. Малые предприятия подлежали продаже на аукционах и по конкурсу. В итоге же получилось так, что подавляющее большинство из них выкупили их коллективы. [c.663]

Малая приватизация не достигла своей главной экономической и социальной цели — создать мощный средний класс, который во всех развитых странах является важнейшей опорой общества, гарантом его стабильного развития. Многочисленные проявления в РФ в пореформенный период экономической, социальной и политической нестабильности во многом являются результатом именно этого обстоятельства. [c.664]

Кроме того, сроки начала приватизации и ее осуществления зависят от конкретной ситуации в той или иной стране — рт политической обстановки, первоочередности целей, подготовленности населения к проведению массовой приватизации, организационных и финансовых возможностей и т.п. Так, если во всех восточно-европейских и прибалтийских странах так называемая малая приватизация и денационализация земли были проведены практически одномоментно, а большая потребовала сравнительно продолжительного времени, то в России и малая, и большая приватизация осуществлялись одновременно и в сжатые сроки, хотя радикально решить проблему приватизации земли из-за мощного сопротивления оппозиционных сил практически не удалось. Вот в Китае, наоборот, приватизационные процессы в деревне были проведены быстро и решительно, а к большой приватизации страна так и не приступила. [c.273]

К объектам малой приватизации обычно относят небольшие или средние по размерам предприятия (по числу работников, производственным площадям, объемам выпускаемой продукции или оказываемых услуг). Это главным образом предприятия торговли, сферы бытовых услуг. Основные способы осуществления малой приватизации — это продажа объектов государственной собственности, в том числе муниципальной, с использованием конкурсов, аукционов, тендеров, а также акционирования с последующей продажей акций и аренды с последующей продажей имущества (недвижимости). [c.275]

Малая приватизация в городе, возникновение фермерских хозяйств в деревне, приватизация квартир, вовлечение значительного числа горожан в посредническую торговлю, в том числе и так называемую челночную, приобретение многими гражданами акций предприятий как за ваучеры, так и за собственные средства, вовлечение многих людей в предпринимательскую деятельность — все это привело к созданию в большинстве стран широкого слоя частных собственников. В течение крайне ограниченного исторического отрезка времени в этих странах возникла принципиально иная социально-экономическая ситуация, причем без каких-либо мощных социальных потрясений и революций. [c.277]

Так называемая малая приватизация — передача в частные руки прачечных, булочных, магазинов, кафе, ремонтных мастерских, парикмахерских и т.п. была завершена уже в 1992-м. [c.210]

Объекты малой приватизации Техническое перевооружение Прочие материальные Опционы и фьючерсы Валютные ценности Патенты Новые технологии [c.314]

Малая приватизация Малое предприятие Маржа Маркетинг [c.520]

В отраслевой структуре преобладали объекты т.н. малой приватизации — предприятия торговли, общественного [c.340]

Приватизация методом прямых продаж государственных активов. На ваучерном этапе продаже подлежали объекты малой приватизации (с численностью персонала до 200 чел. и стоимостью фондов менее 1 млн руб.). Приватизация этих объектов происходила путем продажи на конкурсах и аукционах. При продаже на аукционах право собственности на объект переходило к покупателю, предложившему в ходе торгов максимальную цену. [c.129]

Всего за 1992-1997 гг. было приватизировано около 127 тыс. хозяйственных объектов. Количество государственных предприятий сократилось более чем в два раза. Малая приватизация привела к переходу в частную собственность за указанный период 88,6% розничной торговли и общественного питания. [c.130]

В России в основном завершена малая приватизация — переход в частную собственность мелких предприятий торговли, общественного питания, сферы услуг. Большая приватизация (акционирование и распределение активов крупных предприятий) происходит довольно медленно и с немалыми трудностями. [c.144]

В Чешской Республике приватизация проходила в двух формах — малая приватизация и большая. Малая приватизация затрагивала предприятия сферы розничной торговли, бытового обслуживания, предприятия общественного питания и других подобных предприятий. Экономический и социальный эффект — стабилизация положения на крупных предприятиях, рассасывание безработицы, сохранение и даже увеличение рабочих мест. [c.37]

Малая” приватизация, аукционы и конкурсы как форма приватизации. Коммерциализация и акционирование госпредприятий. Приватизация открытых акционерных обществ. Особенности акционирования и приватизации предприятий в магистральных отраслях промышленности. Контрактные формы производственно-технологических комплексов. [c.57]

Появление и распространение новых форм собственности и хозяйствования. Процесс приватизации крупных промышленных предприятий. “Малая” приватизация. [c.122]

Социальные проблемы малой приватизации. [c.123]

Субъекты рыночной экономики в “малой” приватизации / Л.В. Бабаева и др. М., 1994. [c.123]

Укрепляется либеральная тенденция в приватизации, когда госпредприятие продается или на льготных условиях передается в руки реальных частных собственников. По принципу выкупа осуществляется практически вся малая приватизация, а частично и большая (например, третий вариант льгот в российской программе приватизации). [c.398]

Разграничивались условия и методы приватизации мелких и крупных предприятий. Малая приватизация касалась преимущественно предприятий торговли, общественного питания, гостиничного хозяйства, сферы услуг. Она проходила в большинстве стран эффективно и быстро. При малой приватизации новый собственник, как правило, обязан был в течение определенного срока сохранить профиль предприятия. [c.336]

В сфере малой приватизации разукрупнение и коммерциализация торговли и сферы услуг способствовали созданию конкурентной среды. В сфере же большой приватизации выделение структурных подразделений и предприятий из состава единых производственных комплексов привело к разрыву сложившихся хозяйственных связей и часто – к усилению монополизма. [c.337]

Реальным резервом формирования среднего класса в ближайшем будущем являются представители малого бизнеса. Малый бизнес, являясь порождением малой приватизации , нуждается в активной поддержке со стороны государственной власти. Проведение такой политики и представляет собой действенную поддержку образования среднего класса. [c.247]

Подавляющее большинство разгосударствленных объектов (81,6%, или 1808) относятся к малой приватизации (группа А). Объекты большой приватизации (Б, В, Г) – составили 9,8%, или 217, незавершенного строительства (группа Д) – 6,1%, или 136, социальная сфера (группа Ж) – 2,5%, или 56 объектов (Рис. 6.2). [c.234]

Во-первых, малая приватизация в таких развитых экономиках, какая имелась в странах ЦВЕ на начало переходного периода, затронула, естест-it i-iHo, только периферию экономики, которая не может втянуть в рынок индустриальное ядро общественного производства. Это постоянно обнаруживает и доказывает все еще не побежденный экономический спад. [c.655]

Уже в 1992 году, начиная приватизацию, мы наметили среднесрочную программу на 1992-1998 годы, которая была реализована в три этапа на первом этапе (1992-1993 гг.), в основном, решалась задача расгосударствления (денационализация) и малая приватизация мелких предприятий в сфере торговли и услуг на втором этапе (1994-1995 гг.) была принята законодательная база и началась массовая (купонная) приватизация на третьем этапе (1996-1998 гг.) шло завершение массовой приватизации, денационализация и преобразование крупных государственных предприятий – монополистов и холдингов. [c.168]

Российской Федерации”, которым определяется комплекс мер, предусматривающих инвестиции в быстроокупаемые коммерческие проекты, намечаемые к размещению на конкурсной основе, квоту в размере 500 млдр. руб., в т.ч. 200 млрд. руб. (в неденоминированных руб.) для Центрально-Черноземного региона РФ, па представление кредитов субъектам малого предпринимательства по представлению Федерального фонда поддержки малого предпринимательства. В Указе предусматривается предоставление гос. гарантий на сумму не менее 200 млн. долл. США ежегодно иностранным кредитным организациям, выделяющим кредиты па поддержку малого предпринимательства, сохранение перечисления 5% средств от приватизации объектов федеральной собственности непосредственно в Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, выделение гос. льготных кредитов, направление не менее 40% средств Фонда занятости РФ на создание новых рабочих мест в этой сфере. Сохраняются налоговые льготы субъектам малого предпринимательства, банкам, лизинговым и страховым компаниям, обеспечивающим их кредитно-инвестиционное обслуживание. Освобождается от налогообложения доходов от деятельности Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, соответствующие гос. и муниципальные фонды. Поддержка безработных, стремящихся заняться бизнесом включает субсидии и оплату части затрат на открытие своего дела (на кредитование этой функции банков), оказание консультативных услуг, обучение малому бизнесу на основе “инкубаторов” малого бизнеса. Постановлением правительства от 12 мая 1993 г. предусмотрены такие меры поддержки малого предпринимательства, как освобождение от налогообложения прибыли, накопленной за определенный период развития собственного производства, продление налоговых каникул на третий и четвертый год работы малого предприятия. В январе 1996 г. вступил в силу Закон РФ “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства”, согласно которому может выплачиваться единый налог по упрощенной системе субъектами малого бизнеса с численностью не более 15 человек и совокупным доходом не более 100 тыс. ММОТ. В России сложился достаточно значительный по своим масштабам и качеству слой пред- [c.255]

Смотреть страницы где упоминается термин Малая приватизация

: [c.44]    [c.664]    [c.278]    [c.288]    [c.255]    [c.255]    [c.376]    [c.145]    [c.350]    [c.664]    [c.47]    [c.25]   

Смотреть главы в:

Экономика -> Малая приватизация

Экономика -> Малая приватизация

Copyright © 2017 – economy-ru.info

В каком году началась приватизация?

8 декабря 1991 г. Советский Союз официально прекратил своё существование, и это выпустило джина из бутылки. А точнее, этими «джинами» были Егор Гайдар и Анатолий Чубайс – главные либералы-реформаторы и идеологи приватизации.

privatizatsiya_90-ykh_v_rossii.jpeg

Конкретной даты, когда началась приватизация в России – не существует. В 1988 г. вышел закон о «государственном предприятии», что подразумевало подготовку юридической базы для проведения приватизации. Это был длительный процесс согласований, происходило вырабатывание правовой базы для проведения приватизации. А пока чётких правил передачи государственной собственности в частные руки не было, приватизировали кто как хотел, но «щипали» по чуть-чуть, опасаясь слишком жадничать.

Тем временем между Б. Ельциным с правительством и депутатским корпусом, во главе с Руцким и Хасбулатовым, постепенно нарастала конфронтация.

privatizatsiya_90-ykh_v_rossii.jpg

Депутаты требовали немедленно приостановить приватизацию и разработать ряд правил, чтобы не допустить разбазаривание государственной собственности. Однако, команда Ельцина обвинила депутатов в препятствии экономическим реформам, и попытке вернуться с советской модели государственности.

В итоге это противостояние вылилось на улицы Москвы. «Путч 1993 года» запустил по всей стране приватизацию, которая только называлась приватизацией, а на деле являлась чистым грабежом.

privatizatsiya_zhil'ya_90-ykh_v_rossii_1.jpg

3.2. :

  1. 2.5.
  2. 9
  3. 4.
  4. 2. :
  5. 3.4.2.
  6. 3.1.
  7. 1. ,

,

Способы приватизации государственного и муниципального имущества

Приватизация государственного и муниципального имущества осу­ществляется исключительно предусмотренными в законе способами. К их числу в соответствии со ст. 13 Закона о приватизации относятся:

    1. преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
    2. преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью;
    3. продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;
    4. продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
    5. продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;
    6. продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;
    7. продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли;
    8. продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;
    9. продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;
    10. внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;
    11. продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

При приватизации, осуществляемой путем преобразования унитар­ных предприятий в открытые акционерные общества, последние ста­новятся правопреемниками первых в соответствии с передаточным актом (п. 1 ст. 37 Закона о приватизации). При этом, однако, применяются об­щие нормы ГК о гарантиях прав кредиторов при реорганизации (ст. 60 ГК). Вместе с тем Российская Федерация и ее субъекты вправе устано­вить специальное право на участие в управлении акционерными обще­ствами, созданными на базе приватизированных предприятий, имею­щих особо важное народнохозяйственное значение («золотая акция»). Оно заключается в возможностях применения «права вето» (запрета) при принятии некоторых важнейших решений общим собранием обще­ства, а также внесения предложений в повестку дня годового собрания акционеров и требования созыва внеочередного общего собрания, не­смотря на наличие у публично-правового образования лишь 25% и ме­нее акций (и соответственно — голосов) такого общества.

Продажа приватизируемого имущества на аукционах и конкурсах различается тем, что на аукционе такое имущество продается покупа­телю, предложившему в ходе торгов наиболее высокую цену, тогда как конкурс («тендер») предполагает не только предложение наиболее высокой цены, но и выполнение покупателем определенных условий (сохранение определенного числа рабочих мест, сохранение профиля работы приватизированного предприятия и т.д.).

Внесение государственного и муниципального имущества в устав­ные капиталы открытых акционерных обществ в оплату приобретае­мых акций (ст. 25 Закона о приватизации) предполагает приобретение публично-правовым образованием их пакета в размере не менее, чем 25% плюс одна акция. Государственное имущество (помимо денеж­ных средств) может быть также внесено в уставные капиталы государ­ственных корпораций, юридически являющихся частными собственниками своего имущества. Однако в этом случае используются правила специальных законов о создании таких корпораций и не применяют­ся нормы Закона о приватизации.

Приватизация жилых помещений и земельных участков произво­дится в соответствии со специальными нормами жилищного и земель­ного законодательства.

Какие варианты приватизации имущества государства и муниципалитетов допускает законодательство РФ?

В соответствии с законодательством РФ есть следующие способы приватизации имущества, которое принадлежит государственным или же местным органам власти:

  • преобразование предприятия, имеющего статус унитарного, в АО или ООО;
  • продажа имущества, принадлежащего государству или муниципалитету, на аукционе, конкурсе;
  • продажа в рамках особых процедур ценных бумаг акционерных обществ, в том числе принадлежащих государству;
  • реализация имущества в рамках публичных предложений;
  • продажа активов, принадлежащих государству или муниципалитету, без публикации цены;
  • включение активов государственных или местных органов власти в уставные капиталы АО;
  • реализация акций АО по итогам доверительного управления в рамках механизмов, установленных законодательством.

Существует особая процедура, которая предусмотрена правовыми актами, регулирующими приватизацию, — преобразование имущественных комплексов предприятий в статусе унитарных в хозяйственные общества. Рассмотрим ее подробнее.

Формы и способы приватизации

2. История приватизации

Впервые коммерческие отношения между субъектами, близкие к приватизации, появились в Древнем Риме в сфере перераспределения общественных земель. Наименование процесса состояло из 2-х слов – «ager publicus».

Приватизация в Европе

Позже, реформация в Европе способствовала внедрению приватизации в виде секуляризации (saecularis).

Приватизация в США

В США вводилось понятие «гомстед акт» (homestead act) в 1862 г. для перераспределения земель между фермерами, железнодорожными компаниями при изменении юридической их формы собственности с государственной на частную.

Приватизация в Японии

В Японии государство целенаправленно создавало предприятия с целью их дальнейшей приватизации.

Приватизация в Китае

Китай активно участвовал в приватизации в эпоху Возрождения.

Приватизация в 20 веке

В конце 20-го века приватизация провозглашалась под лозунгом неолиберализма (neoliberalism). Наиболее масштабно процесс происходил в Венгрии, Чехии, Польше, России.

Приватизация в мире

В период с 1980-го, 1990-го года процесс приватизации охватил свыше 100 государств.

Великобритания приватизировала в числе прочих оборонные, аэрокосмические компании, сталелитейную компанию, телекоммуникационную компанию.

В странах восточной и центральной Европы приватизированы более 70 000 предприятий. Этот период сопровождался массовой безработицей, сокращениями заработных плат, коррупцией.

Причины и источники приватизации в России

Централизованная модель экономики предполагает сосредоточение всех экономических процессов в государственных руках. Такая модель существовала в разных странах. Особенно часто она встречалась в государствах «социалистического лагеря». Со временем стало понятно, что такая модель относится к устаревшим административно-командным системам. Рыночная же, напротив, представляется более гибкой и способной к саморегулированию. Столпы рыночной экономики  – частная собственность и свободное предпринимательство.

Причинами приватизации в России стали:

  • высокие государственные расходы;
  • неэффективная экономика и коррупция;
  • очевидная созревшая потребность в институте рыночной экономики;
  • устранение продуктового, товарного дефицита;
  • слабый бюджет, нужда в укреплении государственной валюты;
  • необходимость в развитии малого и среднего бизнеса.

Процесс приватизации проходил через оформление сделки купли-продажи равной финансовым расчетам. Ресурсом могли стать как чистые денежные средства предприятия, так и доли прибыли, фонды, прибыль частных лиц и самого предприятия. Второй источник — это заемные средства, а также деньги от реализации ценных бумаг. Третьим источником становятся личные средства сотрудников, частных лиц.

Обычно при проведении сделок использовался симбиоз доступных ресурсов. Но особенно выгодным вариантом было использование собственных средств предприятия. А займы, кредиты брались в последнюю очередь.

ГКИ.

В порядке ст.4 Закона РФ от 03.07.1991 N 1531-1 “О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации”

Приватизацию государственного имущества организует Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом.
Председатель Госкомимущества России входит в состав Правительства Российской Федерации и является заместителем Председателя Правительства Российской Федерации по должности.

То есть руководило приватизацией Госкомимущество РФ., которое возглавил не к ночи будет упомянутый А.Б.Чубайс,

6c6428c2648d99b0dcb3cbddbd59fbd8.png

но свое деятельное руководство он осуществлял при помощи и с непосредственным участием группы иностранных специалистов, консультантов и советников, которые совершенно не знали специфики России, и судьба ее была им безразлична.

Как указывает Л.Н.Шереметьева, канд. Филос. Наук в статье «Народная приватизация по-российски: оценки и выводы.»

по приглашению ведомства А. Чубайса в Россию прибыло более 200 иностранных консультантов, среди которых были кадровые сотрудники ЦРУ и кадровые военные разведчики. «Приказом № 141 по Госкомимуществу А. Чубайс назначил гражданина США Д. Хея (по некоторым данным— кадрового сотрудника ЦРУ) начальником отдела иностранной технической помощи и экспертизы. По инициативе последнего А. Чубайс, приказом от 5 октября 1992 г., создал в Госкомимуществе экспертную комиссию. В ее задачи входило: «В обязательном порядке рассматривать все проекты указов президента России, постановлений правительства, распоряжений председателя и заместителей председателя Госкомимущества по поводу определения специфики приватизации в отдельных отраслях народного хозяйства, создания холдинговых компаний и передачи управления предприятиями (пакетами акций в траст)»

Данная экспертная комиссия состояла из 11 человек, большая часть членов которой оказались иностранцами.

Заместителем председателя был назначен Д.Хэй. И как это часто бывало в истории нашей страны, иностранные специалисты оказались нечисты на руки, так как консультируя младореформаторов, они параллельно торговали ценными бумагами российских предприятий. И в отношении некоторых этих персонажей в США в дальнейшем возбудили уголовные дела.

Приоритет законодательства о приватизации

Вопросы приватизации до сих пор вызывают оживленные споры и дискуссии. В начале 90-х годов, когда только начался этот процесс, не были прописаны основополагающие моменты, касающиеся передачи права собственности, и потому многие объекты продавались за бесценок, что нанесло огромные убытки для экономики страны в целом. Способы приватизации государственного и муниципального имущества, которые применялись в то время, зачастую противоречили основным положениям законодательства.

Однако со временем государство начало контролировать и регулировать данный процесс. Для этого были внедрены особые правила приватизации, применение которых стало обязательным, и которые помогали защитить интересы и права всех участников процесса.

Особенно значимым считается вопрос о соотношении норм гражданского права и действующих правовых актов о приватизации. Как показывает практика, между этими нормативами зачастую возникают противоречия, однако государство определяет, что приоритетом будет применение тех норм и догм, которые указаны в актах о приватизации. Так, в некоторых ситуациях требования ст.3 ГК РФ могут быть проигнорированы.

Таким образом, законодатель создает условия, при которых приоритет получают те правовые нормативы, которые упомянуты в специальных правовых актах, посвященных приватизации и ее ключевым положениям.

Приватизация земли

До 1990 года СССР имел монополию на всю землю и её недра. Никто не имел права владеть землёй, её недрами, водами и лесом — это было закреплено в статье 11 Конституции СССР.[45]

6 марта 1990 года был принят закон «О собственности в СССР», который вводил многообразие публичных форм собственности на землю. В частности, допускалась общая долевая собственность на землю.[46]

Принятый в 1991 году Земельный Кодекс РСФСР впервые ввел разделение земли по 7 категориям целевого использования (сельскохозяйственного назначения / промышленности / населенных пунктов / лесного фонда и т. д.).

Принятая в 1993 году Конституция РФ гарантировала гражданам право частной собственности на землю.[47]

В 2001 году, после длительных согласований, был принят новый Земельный Кодекс. Основные положения Кодекса предусматривали:

  • введение в гражданский оборот[48] земель промышленности и поселений (~2 % земельного фонда, однако наиболее экономически значимые)
  • принцип единства объекта недвижимого имущества, то есть строения и земельного участка, на котором оно стоит (дало право промышленным предприятиям на выкуп занимаемой ими земли)
  • возможность однократного бесплатного переоформления в частную собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков[49]

В 2002 году отдельным законом были введены в оборот земли сельскохозяйственного назначения.[50]

Земля сельскохозяйственного назначения

Приватизация земель сельхозназначения являлась наиболее спорным моментом земельной реформы в России; попытки правительства легализовать частную собственность на землю в 1990-х блокировались Госдумой. В связи с этим, приватизация с/х земель, вплоть до принятия в 2002 году закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», регулировалась Указами Президента РФ.

27 декабря 1991 года был принят Указ Президента России № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», который (вместе с Постановлением Правительства РФ № 86 от 29.12.1992) предписывал[51]

  • колхозам и совхозам — в срок до 1 марта 1992 г. принять решение о переходе к частной, коллективно-долевой и другим формам собственности.
  • Всем членам колхоза и работники совхоза, в том числе и ушедшим на пенсию, предоставить право на бесплатный земельный и имущественный пай в общей долевой собственности.[52][53]

В результате около 12 миллионов человек стали собственниками земельных паев (долей), дающих в сумме право на более чем 115 миллионов гектаров сельскохозяйственных земель.[54]

В 1995-96 гг рядом Указов и Постановлений было уточнено какие именно операции могли осуществляться с земельным паем (долей) — в частности, внесение в уставной капитал, аренда, продажа и т. д.[55]

Дачная земля (земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства)

С 2001 года приватизация дачных участков стала возможной на основаниях, прописанных в Земельном Кодексе — то есть, путем выкупа земли в собственность по ставкам, установленным местными органами власти.

В июне 2006 года был принят закон № 93-ФЗ (Дачная амнистия), установивший упрощенный порядок приватизации дачных участков. Согласно положениям этого закона, в бесплатном (и упрошенном) порядке можно приватизировать дачные участки, полученные до 2001 года. Срок бесплатной приватизации — до 1 марта 2018 года.

Итоги

По состоянию на 2015 год, в частной собственности находилось 133,4 млн га земель, что составило 7,8 % земельного фонда страны.[56]

Наименование категорий земель Всего, млн га В частн. собств, млн. га %
Земли сельскохозяйственного назначения 383,7 128,4 33,5 %
Земли населенных пунктов 20,3 0,5 2,5 %
Земли промышленности 17,4 0,3 1,7 %
Земли особо охраняемых территорий и объектов 47,0
Земли лесного фонда 1126,3
Земли водного фонда 28,1
Земли запаса 89,7
Итого земель в Российской Федерации 1712,5 133,4 7,8 %

В июле 2017 года был выпущен доклад ЦСР «Земля для людей», согласно которому несовершенство земельного законодательства стало барьером на пути устойчивого развития страны. Из проблем, в частности, отмечалось что:

1) 90 % земель с/х назначения и населенных пунктов, находящихся в госсобственности, до сих пор не разграничены между РФ / субъектом РФ / муниципалитетом — что препятствует вводу этих земель в оборот (не проведено межевание, то есть фактически не разграничены);

2) менее 50 % участков, поставленных на учёт в Государственном кадастре недвижимости имеют границы, установленные в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства;

3) ввиду отсутствия границ участков, признаваемых государством, осуществление сделок купли-продажи или получение кредитов под залог и т. д. затруднено;

В качестве мер по исправлению ситуации экспертами ЦСР была рекомендована постановка на кадастровый учёт, за государственный счет, всех земельных участков, и разграничение прав на землю, находящуюся в госсобственности, с передачей основной части в муниципальную собственность.[57]

К иным проблемам поведения реформы относились сложности с обработкой земли: отсутствие необходимой техники, доступа к дешёвым кредитам (либо невозможности выплаты таковых, что вело к банкротству), а также противодействие со стороны местных властей и в некоторой степени — самих колхозников.[58]

Особенности и этапы приватизации в России

Ваучерная приватизация в России стартовала в октябре 1992 г. Все предприятия должны были быть преобразованы в Акционерные Общества и проданы. Исключение составляли лесные хозяйства, автодороги, шельфы, места добычи полезных ископаемых, телестанции и стратегические объекты.

По правилам приватизации, 71% акций должны были остаться в собственности предприятия и 29% проданы через аукционы.

71% акций делили между работниками предприятия, и эти акции им доставались бесплатно. Понятно, что дирекция по-своему понимала, как именно распределять акции между работниками и чаще всего, контрольный пакет оставался у верхушки предприятия, так называемых «Красных директоров».

Если же до контрольного пакета акций не хватало, дирекция выкупала у своих работников акции, по смешной цене. Наверняка многие помнят то время, когда предприятия практически остановились и люди месяцами не видели зарплаты. С развалом Советского Союза были разорваны хозяйственные связи с другими предприятиями, которые прежде были разбросаны по всем союзным республикам, и друг без друга они работать не могли.

В лучшем случае рабочие могли получать зарплату своей же продукцией, которую они потом реализовывали самостоятельно, и как-то выживали. Поэтому люди соглашались на предложение дирекции и отдавали свои акции за копейки. Воспитанные при коммунизме, люди не понимали, как это рабочие могут владеть предприятием и не осознавали ценности акций.

Для тех, кто не работал на предприятии, но хотел купить его акции, продавались ваучеры.

vauchernaya_privatizatsiya_90-ykh_v_rossii.jpg

Их распространяли через отделения Сбербанка, и один ваучер номиналом 10 тыс. руб. стоил 25 р. Ваучеры были не именные, и купить их с рук было достаточно легко. За ваучеры можно было купить акции какого-либо предприятия, и для этого специально организовывались аукционы. Никто не отслеживал источники доходов покупателей и нередко один—единственный покупатель, физическое лицо, становился владельцем крупного предприятия.

vauchernaya_privatizatsiya_90-ykh_v_rossii (2).jpg

По словам президента, все спорные вопросы относятся лишь к компетенции правоохранительных органов, государство в них вмешиваться не намерено

dulya_ot_pribyli.jpgПо словам главы государства, рассматривать все спорные моменты необходимо в соответствии с законом. В этом случае все будет зависеть от работы следственных органов. При этом Путин выразил надежду, что все решения будут лежать «не в уголовной, а в гражданско-правовой плоскости».

«Мы не имеем права отказать правоохранительным органам в том, чтобы конкретные случаи были расследованы», – отметил президент.

Также Владимир Путин прокомментировал ситуацию вокруг «Башнефти». Напомним, руководителя АФК «Система» Владимира Евтушенкова обвиняют в отмывании денег. Сейчас он находится под домашним арестом.

По словам главы государства, он не намерен вмешиваться в ход следствия. Никаких директивных указаний он давать также не намерен. 

источник

Приватизация 90-х. Катастрофа национального масштаба.Никита Кричевский, доктор  экономи­ческих наук, профессор

Год назад президент В. Путин, приводя аргументы приватизаторов, высказался так: «…Нужно продать любой ценой, даже за копейки, с целью институциональных изменений. Имею в виду, что частные компании работают эффективнее государст­венных. Часто это так и бывает, но далеко не всегда, мы с вами тоже знаем эти примеры».

«АиФ» уже рассказывал об этих «примерах». Так, в прошлом году («АиФ» № 24, 2012 г.) мы сравнили итоги работы в 2011 г. частной компании «Лукойл» и государственной «Роснефть». Оказалось, что «Лукойл», превосходивший «Роснефть» по объёмам выручки в 1,6 раза, показал чистую прибыль (и соответственно налог на неё), практически идентичную госкомпании! Кому нужна такая «эффективность»? Частным владельцам, кому ж ещё.

Виды приватизации

Российское законодательство предполагает три ключевых вида приватизации госимущества:

  • Приватизация жилищных объектов: предусматривает процедуру бесплатного переоформления права собственности для граждан, которые там проживают.
  • Переход в частную собственность земельных объектов: участок может быть приватизирован безвозмездно лишь в том случае, если он ранее был передан частному пользователю для эксплуатации, не имевшей ограничительного периода. На данный момент подобных участков в стране не осталось, а поэтому за приватизационную процедуру всем желающим стать землевладельцем приходится платить.
  • Передача права собственности на предприятия и прочие объекты госимущества – предусматривает платную форму.

Сколько раз может быть реализована бесплатная приватизация?

Согласно Закону о приватизации (ФЗ №1541-ФЗ), реализовать свое право на бесплатную приватизацию человек может один раз, однако, здесь же прописываются и исключения в праве на повторную безвозмездную процедуру. К ним относятся следующие категории граждан:

  • несовершеннолетние на момент приватизации лица (после наступления 18 лет за ними сохраняется право приватизации муниципальной собственности);
  • лица, пострадавшие и утратившие жилье вследствие катастроф, стихийных бедствий, терактов;
  • граждане, переселившиеся из регионов Крайнего Севера.

Особенности бессрочной приватизации

Как было упомянуто выше, принятый в феврале 2017 года Федеральный закон №14 снял все ограничения, связанные со сроками для реализации бесплатной приватизации – с 1 марта 2017 года для россиян остается доступным возможность принять право собственности на госимущество на бесплатной основе без каких-либо ограничительных сроков.

Бессрочная приватизация нивелировала, тем самым и сроки действия Закона о «дачной амнистии» – ранее возможность регистрации садовых дачных участков в упрощенном режиме была возможна до 2020 года.

Черты приватизации.

Отличительной чертой приватизации по-российски была низкая активность граждан страны, потерявших сбережения в результате предварительно проведенной либерализации цен.

Обещание главного идеолога приватизации А. Чубайса в виде двух автомобилей «Волга» каждому гражданину от общенародной собственности вызывало в народе только скептическую улыбку.

Но шумная рекламная кампания вокруг открывшихся «центров народной приватизации» привела в них миллионы граждан России, желающих получить свою долю общенародной собственности.

390cd5b849e3b8715e79afda5eda8774.png

Второй особенностью была высокая скорость приватизации и, следовательно, крайне низкая цена проданных предприятий. Государственные органы очень спешили, и предприятия не продавались, а дешево распродавались, и поэтому приватизация в РФ проходила при участии и часто даже под контролем криминальных структур.

А.Чубайс впоследствии признавал: «Мы отдали собственность тем, кто был к ней ближе: бандиты, секретари обкомов, директора заводов…»

Спешно проводимая, подчас в ущерб национальной безопасности государства, приватизация не принесла в государственный бюджет существенного дохода.

Приватизационные чеки, полученные гражданами для обмена на акции предприятий, дешево скупались по бросовым ценам, а иногда и просто обменивались на сахар, алкоголь и иные товары народного потребления.

Впоследствии ваучеры собирали чековые фонды, которые затем благополучно исчезали.

Акции большинства предприятий, приобретенные гражданами на чеки, в дальнейшем были практически обнулены разными способами, в том числе дополнительной эмиссией акций.

Фактически предприятия были отданы за бесценок.

91e1f3a2e79665d0ea71baa03e40ee28.png

Ежегодно получаемая государством в 90-х сумма денег от приватизации была в несколько раз меньше суммы расходов федерального бюджета на обслуживание внешнего долга.

0f2889caa91f7474cef918158492460b.png

Можно считать, что все деньги, полученные государством за продажу предприятий в частные руки в эти годы, ушли за рубеж в уплату процентов по образовавшемуся внешнему долгу.

Народ этих денег, понятно, не увидел. Обобрали квалифицированно и улыбаясь с экранов.

В этой связи интересно мнение тех, кто непосредственно руководил этим процессом.

А. Кох, бывший председатель Госкомимущества РФ (ныне проживает в Германии), в интервью нью-йоркскому радио WMNB на вопрос по поводу отданных в процессе приватизации за бесценок предприятий ответил:
«Народ не был ограблен изначально, потому что все это ему не принадлежало…»

Если «все это» не принадлежало народу, значит, действительно, никто никого не ограбил, а иные уместные данному процессу слова относятся к нецензурной лексике, поэтому приводить их в публикации воздержусь.

Окончание следует.

Источник-«Народная приватизация по-российски: оценки и выводы.»:Подробнее >>>

Калабеков И.Г Статистический сборник « Российские реформы в цифрах и фактах»:http://refru.ru/

Если понравилась статья – делитесь публикацией со своими подписчиками и друзьями в социальных сетях, пишите комментарии, предложения, замечания, пожелания.

Ваше мнение очень важно для автора.

Будьте здоровы! И при возможности оцените усилия автора благожелательным лайком, это лучшая мотивация для дальнейшего «творчества».

Постараюсь помочь Вам в решении Вашей проблемы , гарантирую тщательный правовой анализ возникшей ситуации. Простые ответы на сложные вопросы.

Этапы приватизации в России

Реализация приватизации в России проходила в 2 этапа.

Первый этап: начало 1992 г. конец 1994 г. Характеризовался быстрым темпом и массовостью проводимых процессов, а также введением системы бесплатных приватизационных чеков на предъявителя.

Второй этап: начался в 1995 году. Реализуется по сей день. Главной задачей стало пополнение бюджета и сокращение бюджетного дефицита. Условно упоминаемый третий этап начался в 2000 г. Отличительная его особенность состоит в том, что теперь продаются не объекты государственной собственности, а пакеты акций. Цены же определяются рынком.

Залоговые аукционы

Для увеличения доходов прибыль от приватизации в 1995 году появляется посредством залоговых аукционов. Происходило это при помощи выдачи кредитов под залог акций государства некоторых больших фирм. Правительство отказалось выполнить свои обязательства, не вернуло кредиты, и контрольные пакеты акций стали принадлежать кредитным организациям. Размер суммы, получаемой правительством, колебался в пределах 1,85% прибыльного бюджета страны.

Залоговые аукционы породили класс общества – олигархи, которые сумели извлечь выгоду из возникшей ситуации.

Приватизация 90-х. Катастрофа национального масштаба.

После разгосударствления «Связьинвест», «Норильский никель» и других большинство людей взволновало множество скандалов и криминальных дел, связанных с темными махинациями по переходу госимущества к ненадежным собственникам. Ведь их целью было получение быстрой прибыли, а не долгосрочное развитие и укрепление компании.

Мероприятие получило негативную критику поскольку:

  • федеральная собственность продавалась по заниженным тарифам, а конкурсы были сфальсифицированы;
  • возникло недоверие у большинства жителей страны к разгосударствлению, вызванное нечестными итогами конкурсов.

Начало отечественной приватизации

Старт процедуре приватизации в нашей стране был дан в начале 1990 года, однако в полную силу он вошел уже после того, как произошел распад СССР на несколько суверенных государств. Стоит отметить, что разные эксперты по-разному оценивают результаты данной процедуры. Тем не менее, невозможно не заметить как положительные, так и отрицательные характеристики приватизационного процесса.

Среди факторов, которые сыграли негативное воздействие на становление экономики России того времени выделяют:

  • игнорирование интересов субъектов РФ и не принятие во внимание особенности внедрения приватизационного процесса в тот или иной субъект;
  • правительство поставило задачу в максимально сжатые сроки провести значительный объем приватизации по объектам народного хозяйства, что привело к созданию условий для развития коррупционных схем;
  • способ передачи собственности был выбран на бесплатном основании, или же за символическую плату. Из-за этого многие объекты важного значения были переданы в частные руки, и в последствии уничтожены;
  • приватизация промышленных объектов была в приоритете, и потому многие граждане не могли оформить собственность на свои жилые помещения, поскольку уполномоченные чиновники старались заниматься более выгодными для них сделками.

Итоги приватизационного периода в нашей истории по мнению многих являются неутешительными. В это время экономика понесла значительные потери, а коррупция достигла невиданных оборотов, что не сказалось благотворно на жителях нашей страны.

5. Статистика некоторых результатов приватизации в России

В 2001 г. завершился конечный этап приватизации угольной промышленности.

К 2006 г. 119 951 муниципальное, а также государственное предприятие приватизировано. Среди них – «Россгосстрах», частично «Сбербанк», «Роснефть», «Банк ВТБ» под лозунгом «народного IPO». Позже «Сбербанк» полностью переформатирован юридически в частную собственность. Свыше 50% акций принадлежит центральному банку России. Он не является государственной структурой. Однако, в 2020 г. произошел выкуп государством 51% акции «Сбербанка».

К 2009 г. госсектор сохранился в размере 35%. По оценке ФАС, остальные 65% государственного имущества перешли в частное управление. Однако, к 2015 году доля госсектора составила 70%. Осуществлен обратный процесс приватизации – реприватизация.

В 2015 г. как частная форма оформлено 133,4 млн Га земли. Это 7,8 % от общего числа земли в фонде России.

Утверждена правительством обновленная программа приватизации госимущества 2017 – 2019 гг. На основе нее сформированы доходы в счет государства в размере около 5,6 млрд российских рублей. Такая доходность в пользу государства, по расчетам, должна сохраняться ежегодно.

Мы раздаём, они собирают

Мировая хозяйственная практика свидетельствует: в развитых странах наблюдается не только расширение государственного регулирования экономики, но и ускоренное строительство государственного капитализма, основанного на развитии государственного предпринимательства и государственно-частного партнёрства. Госкапитализм рассматривается как альтернатива транснациональным корпорациям, отличительной чертой которых является уменьшение  выплачиваемых налогов. Нам, как видно, мировой опыт не указ. За рубежом активы собирают, у нас – раздают. Чтобы потом выкупать втридорога.

По первому российскому «приватизационному» закону, принятому ещё во времена СССР, вопросы приватизации должен был решать законодательный (Верховный Совет), а не исполнительный (Совет министров) орган. Госпрограмма приватизации должна быть внесена Совмином на утверждение парламентом «не позже чем за месяц до обсуждения в первом чтении закона о республикан­ском бюджете РСФСР». Не пора ли отказаться от правительственных «филькиных грамот» и вновь придать приватизации законодательную основу? С предварительным общественным обсуждением и последующими вердиктами профильных парламентских комитетов. Хоть какая-то «защита от дураков» будет. 

источник

Социально-экономические последствия приватизации в России

В 90-х годах XX века произошли глобальные изменения во многих сферах деятельности России. Отношения форм собственности уже не могли оставаться на прежнем уровне, они также требовали новшеств и преобразований. Для дальнейшего подъема уровня экономики страны нужно было ослабить хватку государства и дать возможность людям управлять предприятиями по своим интересам. Однако, чтобы все прошло успешно, такие мероприятия нужно тщательно обдумывать и взвешивать относительно готовности жителей к таким переворотам. Этого сделано не было.

Нормативная база была построена на противоречивости, поспешности и неразборчивости. Основная цель по поиску эффективного и умеющего управлять собственника сменилась целью «купить подешевле, продать подороже». И пусть новый собственник регулирует сам все как надо. В результате можно наблюдать не страну, а страну с неустойчивой экономикой, зависящей от других государств и их цен.

Страна потеряла большие средства на приватизации именно из-за разницы между реальной ценой предприятия и полученной от приватизации.

Если же компания оказывалась у достойных хозяев, желающих процветания и развития бизнеса, то они также не смогли реализовать и улучшить состояние своих предприятий. Причинами этого стали зависимость от диктаторства на цены поставщиков сырья, системы налогообложения, отсутствие защиты со стороны государства от коррупции и криминала.

Сырьевые и энергетические предприятия, оказавшись в руках недобросовестных владельцев, приносят огромные прибыли директорам таких фирм. Компании с другой сферой деятельности не могут составить им достойную конкуренцию для инвесторов.

Приватизация 90-х. Катастрофа национального масштаба.

Отечественная приватизация 90-х годов, получившая итогом многочисленные негативные последствия, отрицательно отразилась и на инвестиционной привлекательности экономики страны. Любые махинации с движимым и недвижимым имуществом плохо влияют на сотрудничество с иностранными партнерами. Вывоз капитала из России происходит именно по этой причине. Для улучшения ситуации нужно срочно развеять имеющуюся неопределенность и обрести особую привлекательность для инвесторов.

Итоги приватизации, присущие нашей стране, – создание неравноправия в обществе. Понимающие в сложившейся ситуации люди успели нажиться за счет приватизационных чеков, а у замешкавшихся до сих пор дома лежат ваучеры. Поспешность и неопределенность, которые сопровождали приватизацию, не давали шанса выяснять ни честность осуществления сделок, ни происхождение денежных средств у покупателя.

В отечественном варианте приватизации не предусматривалось смягчение негативных сторон проведения этого процесса. В нашей стране до сих пор откликаются негативные социально-экономические последствия демонополизации собственности.

Ссылки

  • Отчёт Счётной палаты о приватизации в России
  • № 1 (22) (2005) журнала «Отечественные записки», посвященный собственности, в том числе проблемам приватизации в России. Справка ”Хроника российской приватизации
  • Подборка документов и материалов о ваучере в журнале «Обозреватель — Observer» №3, 1992
  • Медвежья услуга Гарварда России (недоступная ссылка)
  • Эдуард Толстун. Россию постоянно обманывали // «West East», Канада, Торонто, 13 ноября 2006 — роль советников США при приватизации в России
  • «Как товарищ чек стал господином ваучером» // журнал «Деньги» № 27(382) от 17.07.2002
  • «Приватизация по-российски» — сборник статей под редакцией А. Б. Чубайса /вебархив/
  • Берман В. Р., Филиппов П. С. «История приватизации в России» // 2010
  • Игра в ваучеры. «Народный капитализм» обошёлся почти без народа // Аргументы и факты № 46, 16.11.2016
modif.png

Эта страница в последний раз была отредактирована 17 января 2021 в 10:43.

Приватизация через суд: подводные камни процедуры

Итак, мы рассмотрели основные формы и способы приватизации, которые осуществляются на основе норм федеральных источников права. Но в ряде случаев осуществление передачи права собственности на тот или иной объект от государства гражданину или организации требует участия судов.

Например, это может быть обусловлено расхождениями сторон правоотношений в рамках приватизации в трактовке положений федерального законодательства — в части различных подводных камней в нормах права, или же иными спорами, которые сторонам не удается разрешить совместными усилиями без привлечения арбитража.

Способы приватизации в России

Какие распространенные подводные камни в рамках рассматриваемых правоотношений характеризуют процесс взаимодействия граждан и государства? Чаще всего обращение в суд осуществляется гражданами в случаях, когда:

– возникают проблемы с определением правового статуса приватизируемых объектов недвижимости — например, по причине отсутствия сведений о квартире в государственных реестрах;

– есть необходимость доказать в суде преимущественное право на выкуп той или иной недвижимости у государства или муниципального органа власти — в то время как данной возможностью желают воспользоваться другие граждане, и не всегда правомерно, или же возникает другая проблема — конкретные ведомства препятствуют инициативе гражданина приобрести имущество.

В исковом заявлении, которое направляется в судебную инстанцию, юристы рекомендуют фиксировать:

  • название суда, данные об истце — его Ф. И. О., адрес проживания, регистрации,
  • предмет спора или обжалования того или иного решения,
  • перечень доказательств нарушения прав гражданина,
  • конкретные требования истца,
  • перечень документов, которые дополняют заявление.

Стоит отметить, что основные способы приватизации, рассмотренные нами, при условии, что субъекты соответствующих правоотношений уделяют достаточное внимание обеспечению законности сделки, не предполагают в общем случае каких-либо сложностей. Самое главное — вовремя собрать документы. Еще лучше — уточнить их перечень в компетентном государственном или муниципальном органе власти.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...