Принципы публичной собственности основаны на феодальном праве

Содержание
  1. ()
  2. Комментарий к Статье 214 ГК РФ
  3. Что это такое
  4. Какие есть ветви формы
  5. Законодательная база
  6. Собственность публично-правовых образований — что это значит?   
  7. Что такое публично-правовое образование
  8. Публично-правовые компании
  9. Собственность государственных и муниципальных ППО
  10. Передача прав собственности
  11. Принцип сохранности целевого использования
  12. Невозможность передачи особо важных объектов
  13. Срочность и возвратность земельных наделов
  14. Совместное управление публичной собственностью
  15. Право на публичный сервитут
  16. Концепция права в основе публичной собственности в РФ
  17. Понятие публичной собственности: что это означает
  18. Комментарий к Ст. 214 ГК РФ
  19. Понятие и виды публичной собственности
  20. Что такое собственность, ее виды и формы
  21. Публично-правовые компании
  22. Распоряжение землей
  23. Распоряжение общественным имуществом
  24. Какие участки могут находиться в публичной собственности?
  25. Похожие ответы в сканвордах
  26. Передача полномочий
  27. Участие публично-правовых образований в имущественном обороте
  28. Передача в частную собственность
  29. Документы
  30. Участие в имущественном обороте
  31. Плюсы и минусы
  32. Отличия от частной собственности
  33. Плюсы и минусы
  34. Объекты госсобственности
  35. Видео: Право публичной собственности
  36. Природные ресурсы
  37. Законодательство
  38. Ответственность
  39. Субъекты и объекты

()

1.

. , , .. , . , , (, ; , , ..).

” “, ” ” ( ” “), – . – , ( ), , (, ). ( – ) . , , , .

” ” ( ), .

, – () , .. , , , ( ) , , – . – , , .

2.

(- ) , . (). , -, , (), , ; -, () .

– . , ( , ) – , , .. ( , ). , (-) , .. , , .., (. 3 . 214 ). (. 125 ).

, , – . , . ( ). , – . .

. 1 . 215 . – (. 125, . 2 . 215 ), .

, . , – . . . , . , . – , .

(” “) . ( ). , – ( ) . ” , “, – .

3.

, , , , , , , ” ” , . – , , , , , .

, . (. 5 . 214 ). 27 1991 . N 3020-1 ” , , , , , , – “.

, ( 3 ), . ( 1) , ( 2). , ( ). , , , () . .

. . . , (. 5 . 113 ) – . , (. 2 . 296 ) (. 7 . 63 ), , , (. 1 . 295 ).

, ( ), , – . , (). (. 1 . 126 ).

, – , . , – ( ) () . – (, .).

, – , (. 2 . 1 . 126 ). , , , .

, , , (. 2 . 129 ). , , , , . .

, , , , ( , ..), – , , . , , .

, . , , ” “, , , , , .

, , , ( ) . , ( , ..). . 2 . 214 , , , . , , () . , . , ( ), .

(), , : , , , . – , ( , ).

1.

, , , . , , . , , .

, . :

  • – (” “);
  • – ;
  • – ( , , );
  • – () .

– . , “” ” ” ( ).

” ” – , , , , . .

, – ( – -, ” ” – ) . () . .

. 217 , , . () , . , . , .

1997 . . , , . . , , .

2.

, .

() . – , , , , – () .

. 2 . 7 . 10 ” , ” ” “, – ” , , , ” , “” (. 11). , , , . .

() . 1 . 9 , , 25%. , , – , . . ( , ()); , – ( ) 25% ( ); ( , , . 37 ).

:

  1. ;
  2. , , , ;
  3. ;
  4. ;
  5. .

, . – (, ) – , . – , , ( , , , , ) , . (. 5 . 29 ). . 1 . 16 :

  1. 100% (.. ” “);
  2. ;
  3. ;
  4. ;

– ;

– ;

  1. ;
  2. ;
  3. , ( ” “, ), . 24 ( ).

, () , , – .

() , . ( ) . , “”, ( , , , ” ” ). “” .

. – , . , .. – , , ” ” , . ” “, .. .

3.

( , – 200 , ) . .

, , ( ), . , , . , , ( ). ( , ” ” – ) . , . .

, , . 15 . . , .

( ) .

25% () ( 20 ) 10% () : , 30% ( ).

51% (.. ) , () ( ).

, ( – ) , ( ), 30% 20% ( 30% ) ( ).

, , . 25 .

, . , () , , , . (), , , . , , , .

, , ( , ), ” “, ” ” ( – ) . ” ” ” “, , , (. 1 . 5 ).

– , , , , . , , . . , – , – . 100%- (. 20 ). ” “, , , .

4.

( 200 ) .

, .

, (. 1 . 22 ). , ( ) ( ), . , . . 22 ( , ).

(, , , ..), . , , ( , , , ).

. 21 () . , , . , , .. , . 2 . 21 ( ) .

, “” , . , ( , , ). . , .

– .

5.

, 80- . (“”). , 17 1991 . ( ) , ( ). , , , , “” (. 2 . 15 ). , (, ) ( , ).

( , ) . (. 1 . 26 ). , ( 100%- ) , , () (. 8 . 20 ). , “” ( ) .

(. 23 ) . – 25%, .

, , , (, , ). , , , ” ” (), ( ). () , . , – .

( , ), ( ), , , . () , , , .

, . 1 . 16 .

6.

, (“”), . , ( 35 90%) “”, . , “”.

, , , “” , . ” “.

. 12 , () () , .. , . . 2 . 12 , ” “. “” ( – ) , , .

Комментарий к Статье 214 ГК РФ

Комментарий дорабатывается и временно отсутствует.

Что это такое

По нормативам РФ, имущество в стране разделяется между некоторыми субъектами, самыми известными из них являются частные владельцы, то есть граждане, и организации, тогда собственность называется корпоративной.

Таким образом, публично-правовые образования тоже могут владеть имуществом, и в государственном масштабе это как само государство, так и субъекты, и даже муниципалитеты.

Из этого выводится основное правило, согласно которому имущество таких образований — это все, что не принадлежит организациям или частным лицам.

Государство может распоряжаться собственным имуществом по усмотрению, и даже передавать его частным лицам или компаниям, но на это должны быть отдельные причины, доказывающие необходимость данной процедуры.

Но и имущество других форм собственности может стать достоянием публично-правовых образований, к примеру, если земля или объект недвижимости отчуждаются за долги, либо умирает человек, у которых нет наследников и правопреемников.

Какие есть ветви формы

Публичная собственность разделяется на типы:

Государственная Сюда относятся объекты имущества, которые принадлежат либо центральным властям, либо же региональным субъектам
Муниципальная Принадлежит городам, поселениям, деревням и прочим составным частям областей, округов и прочих формирований побольше

Решения касательно судьбы этого имущества принимаются органами власти и ответственными учреждениями, а конкретные вердикты выносятся только после обсуждения и изучения документов.

Злоупотребление этим правом наказывается по закону и уголовному кодексу, поскольку немотивированная передача другим субъектам собственности может быть частью преступной схемы.

Схема публично-правовых образований

Фото: схема публично-правовых образований

Поэтому все решения по поводу распоряжения вещами, принадлежащими государству или муниципальным органам, должны быть прозрачными и идти на пользу бюджету.

Законодательная база

В Советском Союзе владение землей было прерогативой государства, а другие участники могли только получить ее во временное пользование, как и в случае с недвижимостью.

Приватизация позволила многим гражданам и юридическим лицам получить в собственность объекты, но при этом некоторые из них попали и к муниципальным образованиям.

Среди законодательных актов, которые регулируют публичную форму владения, присутствуют Земельный и Гражданский кодексы.

Так, в главе 3 ЗК РФ оговаривается порядок появление и регулирования прав, связанных с землей. А вот государственное владение территориями описано в главе 17 этого же документа.

Гражданский кодекс тоже регулирует собственность, к примеру, статья 218 оговаривает то, на каком основании возникают права на имущество.

В число таких попадают:

Сделка по законодательству Которая предполагает формирование гражданско-правового договора
Получение земли У которой нет собственника
Формирование нового участка Путем объединения нескольких или разделения большего по размерам
Выделение из федерального фонда на безвозмездной основе

Собственность публично-правовых образований — что это значит?   

Суще­ству­ют раз­ные кон­цеп­ции пра­ва собственности:

  • рим­ское пра­во воз­ник­ло еще в Древ­нем Риме и Визан­тии, одна­ко поло­же­но в осно­ву такой рас­про­стра­нен­ной фор­мы вла­сти, как Рес­пуб­ли­ка (в нем зало­же­ны прин­ци­пы спра­вед­ли­во­сти, вер­хо­вен­ства судеб­ной вла­сти, недо­пу­сти­мость двух форм соб­ствен­но­сти на один и тот же земель­ный надел);
  • англо-аме­ри­кан­ское пра­во заим­ство­ва­ло из фео­да­лиз­ма прин­цип суве­рен­но­сти (пол­но­цен­ным соб­ствен­ни­ком недви­жи­мо­го иму­ще­ства может быть толь­ко “суве­рен”, а “вас­са­лы” доволь­ству­ют­ся огра­ни­чен­ны­ми титуль­ны­ми правами);
  • рос­сий­ское пра­во соб­ствен­но­сти осно­вы­ва­ет­ся на прин­ци­пах вла­де­ния, поль­зо­ва­ния и рас­по­ря­же­ния имуществом.

Попы­та­ем­ся разо­брать­ся, как дей­ству­ют эти прин­ци­пы на самом деле.

Что такое публично-правовое образование

  • Пер­вая поло­ви­на назва­ния содер­жит сло­во “пуб­лич­ное”: это озна­ча­ет, что дан­ный вид соб­ствен­но­сти явля­ет­ся общим, то есть ею не может вла­деть част­ное лицо.
  • Вто­рая поло­ви­на соче­та­ния “пра­во­вой” наде­ля­ет соб­ствен­ни­ка боль­ши­ми пра­ва­ми в отно­ше­нии иму­ще­ства, чем ими могут обла­дать обыч­ные граж­дане, пред­при­ни­ма­те­ли, пред­при­я­тия, кор­по­ра­ции и пр.

Принципы публичной собственности основаны на феодальном праве

Заве­са начи­на­ет поти­хонь­ку при­от­кры­вать­ся: неуже­ли это госу­дар­ство? И точ­но — опре­де­ле­ние в сло­ва­рях это подтверждает:

Пуб­лич­но-пра­во­вое обра­зо­ва­ние (ППО) — это госу­дар­ство Рос­сий­ская Феде­ра­ция, субъ­ек­ты РФ и муни­ци­паль­ные обра­зо­ва­ния (МО). Они пред­став­ля­ют собой орга­ны пуб­лич­ной вла­сти (в том чис­ле и само­управ­ле­ния) и инсти­ту­та пра­ва. ППО явля­ют­ся субъ­ек­та­ми пра­ва, то есть могут обла­дать соб­ствен­но­стью. Глав­ное отли­чие ППО от дру­гих соб­ствен­ни­ков — это пра­во самим изда­вать зако­ны, нор­ма­тив­но-пра­во­вые акты, каса­ю­щи­е­ся самой собственности:

  • пра­вил про­ве­де­ния сделок;
  • выде­ле­ния земель­ных участков;
  • нало­же­ния пуб­лич­но­го сервитута;
  • рас­по­ря­же­ния вымо­роч­ным имуществом;
  • рек­ви­зи­ции и кон­фис­ка­ции иму­ще­ства и т.д.

Пуб­лич­но-пра­во­вое обра­зо­ва­ние име­ет стро­го иерар­хи­че­скую струк­ту­ру, обра­зо­ван­ную по прин­ци­пу гене­а­ло­ги­че­ско­го древа:

  • вер­хуш­ка (пра­ро­ди­тель) — государство;
  • вет­ви — субъ­ек­ты РФ;
  • ответв­ле­ния — муни­ци­паль­ные образования.

Публично-правовые компании

В 2016 г. Феде­раль­ным при­ка­зом №236 создан еще один вид ППО — пуб­лич­но-пра­во­вая ком­па­ния (ППК), пред­став­ля­ю­щая инте­ре­сы госу­дар­ства и обще­ства: она ока­зы­ва­ет госус­лу­ги, управ­ля­ет госи­му­ще­ством, реа­ли­зу­ет госу­дар­ствен­ные про­ек­ты и про­грам­мы. Пра­во­вые ком­па­нии долж­ны заме­нить госкор­по­ра­ции. Фак­ти­че­ски это госу­дар­ствен­ный испол­ни­тель­ный орган вла­сти, наде­лен­ный власт­ны­ми полномочиями.

Принципы публичной собственности основаны на феодальном праве

ППК, как и дру­гие ППО, так­же име­ют пра­во без­воз­мезд­но­го поль­зо­ва­ния госу­дар­ствен­ной (муни­ци­паль­ной) соб­ствен­но­стью или вымо­роч­ным иму­ще­ством.

Собственность государственных и муниципальных ППО

Абсо­лют­ны­ми пол­но­мо­чи­я­ми обла­да­ет госу­дар­ство. Ему принадлежат:

  • нед­ра, при­род­ные ресурсы;
  • зем­ли осо­бо охра­ня­е­мых при­род­ных тер­ри­то­рий (ООПТ) и лес­но­го фонда;
  • объ­ек­ты обо­рон­ной, кос­ми­че­ской отрасли;
  • неф­те- и газопроводы;
  • объ­ек­ты куль­тур­но-исто­ри­че­ско­го наследия;
  • желез­ная доро­га, трас­сы феде­раль­но­го значения;
  • объ­ек­ты воору­жен­ных сил;
  • каз­на­чей­ство, госу­дар­ствен­ные науч­ные, финан­со­вые и др. институты;
  • пло­ды интел­лек­ту­аль­ной соб­ствен­но­сти (науч­ные откры­тия и раз­ра­бот­ки, пред­став­ля­ю­щие осо­бую госу­дар­ствен­ную важ­ность) и пр.

В соб­ствен­но­сти субъ­ек­тов и МО находятся:

  • недви­жи­мые и дви­жи­мые объ­ек­ты (жилые и нежи­лые зда­ния и соору­же­ния, земель­ные участ­ки, обще­ствен­ный транс­порт, тех­ни­ка и т.д.);
  • инже­нер­ные соору­же­ния (элек­тро­стан­ции, ТЭЦ, очист­ные соору­же­ния и пр.);
  • ЖКХ и ком­му­ни­ка­ци­он­ные сети (газо‑, водо‑, электроснабжение);
  • объ­ек­ты куль­ту­ры и соци­аль­ной инфра­струк­ту­ры (теат­ры, музеи, боль­ни­цы, учеб­ные и дошколь­ные учре­жде­ния и др.)

Передача прав собственности

Пере­да­ча прав на пуб­лич­ную соб­ствен­ность про­ис­хо­дит по принципам:

  • сохран­но­сти ее целе­во­го назначения;
  • невоз­мож­но­сти пере­да­чи осо­бо важ­ных объ­ек­тов и исклю­чи­тель­ных прав;
  • сроч­но­сти и воз­врат­но­сти земель­ных участков;
  • воз­мож­но­сти сов­мест­но­го управления;
  • сохра­не­ния огра­ни­чен­но­го пра­ва на земель­ный надел в виде пуб­лич­но­го сервитута.

Рас­смот­рим эти прин­ци­пы подробнее.

Принципы публичной собственности основаны на феодальном праве

Принцип сохранности целевого использования

Нель­зя отдать:

  • зем­ли охран­ных при­род­ных тер­ри­то­рий под хозяй­ствен­ную дея­тель­ность или инди­ви­ду­аль­ное стро­и­тель­ство, кро­ме неко­то­рых отдель­ных слу­ча­ев: напри­мер, созда­ние лес­ни­че­ства или зоны отдыха;
  • музей с тем, что­бы его пере­обо­ру­до­ва­ли в столовую;
  • уча­сток доро­ги, если он будет выве­ден из соста­ва трас­сы и исполь­зо­вать­ся не по назна­че­нию и т.д.

Невозможность передачи особо важных объектов

Часть сво­их прав соб­ствен­но­сти госу­дар­ство может вре­мен­но пере­дать ниже­сто­я­щим струк­ту­рам (субъ­ек­там РФ и МО), граж­да­нам и юри­ди­че­ским лицам, например:

  • часть земель из лес­но­го фон­да или ООПТ для стро­и­тель­ства рекре­а­ци­он­ных объ­ек­тов (тури­сти­че­ских баз, домов отды­ха и пр.);
  • ресур­сы, добы­тые из недр (газ, неф­те­про­дук­ты, уголь и т.д.);
  • участ­ки авто­мо­биль­ных дорог (обслу­жи­ва­ние и ремонт дорог ведет­ся в основ­ном мест­ны­ми реги­о­наль­ны­ми структурами);
  • неко­то­рые объ­ек­ты куль­тур­но-исто­ри­че­ско­го насле­дия (кра­е­вед­че­ские музеи, памят­ни­ки и пр.).

Одна­ко не могут быть пере­да­ны в веде­ние реги­о­наль­ных и мест­ных вла­стей важ­ные обо­рон­ные, энер­ге­ти­че­ские объ­ек­ты, кос­мо­дро­мы, РЖД (рос­сий­ская желез­ная доро­га), пло­ды интел­лек­ту­аль­ной соб­ствен­но­сти (исклю­чи­тель­ные пра­ва) и т.д.

При­ме­ча­ние: Зем­ли, вре­мен­но не исполь­зу­е­мые для обо­рон­ных нужд, могут быть пере­да­ны госу­дар­ством граж­да­нам и юри­ди­че­ским лицам в сроч­ное без­воз­мезд­ное поль­зо­ва­ние для веде­ния сель­ско­хо­зяй­ствен­ной дея­тель­но­сти, созда­ния охот­но­го или лес­но­го хозяй­ства (п. 2. пп. 10, ст. 39.10 ЗК РФ) на срок не пре­вы­ша­ю­щий 5 лет.

Срочность и возвратность земельных наделов

Земель­ные участ­ки, могут быть пере­да­ны в посто­ян­ное поль­зо­ва­ние толь­ко пуб­лич­но-пра­во­вым обра­зо­ва­ни­ям, на осно­ва­нии ст. 39.9 Земель­но­го Кодек­са РФ. То есть ППО предо­став­ля­ют зем­лю в посто­ян­ное поль­зо­ва­ние самим себе.

Принципы публичной собственности основаны на феодальном праве

Граж­да­нам после 2001 г. земель­ные наде­лы из госу­дар­ствен­ных и муни­ци­паль­ных фон­дов в посто­ян­ное поль­зо­ва­ние не предоставляются.

Пра­вом без­воз­мезд­но­го сроч­но­го поль­зо­ва­ния обладают:

  • ППО и ППК;
  • неко­то­рые работ­ни­ки бюд­жет­ных учре­жде­ний, лес­ных хозяйств, запо­вед­ных зон и т.д.;
  • граж­дане для веде­ния инди­ви­ду­аль­но­го жило­го стро­и­тель­ства, фер­мер­ских и лич­ных под­соб­ных хозяйств;
  • СНТ и ОНТ;
  • граж­дане, про­жи­ва­ю­щие в слу­жеб­ных поме­ще­ни­ях, рас­по­ло­жен­ных на этих ЗУ и др. (см. ст. 39.10 ЗК РФ).

Срок поль­зо­ва­ния земель­ным участ­ком для каж­дой кате­го­рии субъ­ек­тов инди­ви­дуа­лен и состав­ля­ет от одно­го до 10 лет.

Важ­но, что зем­ля предо­став­ля­ет­ся не в соб­ствен­ность, а имен­но во вре­мен­ное поль­зо­ва­ние. Поль­зо­вать­ся участ­ком раз­ре­ша­ет­ся бес­плат­но, земель­ный налог пла­тить не надо. Един­ствен­ный минус — зем­лю после исте­че­ния сро­ка необ­хо­ди­мо воз­вра­тить госу­дар­ству или МО.

Это озна­ча­ет, что и все постро­ен­ное за это вре­мя на ЗУ перей­дет в соб­ствен­ность госу­дар­ства или муни­ци­па­ли­те­та, так как стро­е­ния сле­ду­ют за судь­бой земель­но­го участ­ка, на кото­ром нахо­дят­ся. Так­же и земель­ный уча­сток дол­жен быть пере­дан в соб­ствен­ность лица, к кото­ро­му пере­шли пра­ва на воз­ве­ден­ные соору­же­ния. Поэто­му граж­да­нам жела­тель­но не воз­во­дить на наде­лах, предо­став­лен­ных во вре­мен­ное поль­зо­ва­ние, ниче­го капи­таль­но­го, если дого­вор без­воз­мезд­но­го поль­зо­ва­ния не содер­жит усло­вия о покуп­ке постро­ен­ных объ­ек­тов соб­ствен­ни­ком зем­ли или о выпла­те ком­пен­са­ции за них.

Совместное управление публичной собственностью

При этой фор­ме огра­ни­чен­ное пра­во соб­ствен­но­сти может быть вре­мен­но пере­да­но пуб­лич­но-пра­во­вы­ми орга­на­ми в соб­ствен­ных гра­ни­цах по иерар­хи­че­ско­му дре­ву (напри­мер, из госу­дар­ствен­но­го фон­да в фонд субъ­ек­та или муни­ци­па­ли­те­та), либо учре­жде­ни­ям и юри­ди­че­ским лицам. При этом ста­вят­ся усло­вия поль­зо­ва­ния: напри­мер, раз­ре­ше­на толь­ко хозяй­ствен­ное управ­ле­ние, кото­рое опла­чи­ва­ет­ся из бюд­же­та, а дохо­ды от экс­плу­а­та­ции объ­ек­та при­над­ле­жат посто­ян­но­му владельцу.

По этой схе­ме пере­да­ют­ся в управ­ле­ние доро­ги, важ­ные про­мыш­лен­ные объ­ек­ты и др.

Право на публичный сервитут

Пра­во на серви­тут огра­ни­чи­ва­ет пра­ва земель­ных вла­дель­цев. На земель­ный уча­сток или его часть может быть нало­жен пуб­лич­ный серви­тут, если, напри­мер, в реги­оне нач­нет­ся стро­и­тель­ство обще­ствен­но зна­чи­мо­го объ­ек­та (доро­ги, вет­ки мет­ро, газо­про­во­да и т.д.). Пра­ва соб­ствен­но­сти на земель­ные участ­ки (или их части) при пуб­лич­ном серви­ту­те пере­хо­дят пуб­лич­но-пра­во­вым образованиям

Концепция права в основе публичной собственности в РФ

По зако­ну муни­ци­паль­ная соб­ствен­ность при­над­ле­жит насе­ле­нию, так как рас­по­ря­жать­ся ею могут орга­ны мест­но­го само­управ­ле­ния (ОМСУ), кото­рые изби­ра­ют­ся граж­да­на­ми. Одна­ко на прак­ти­ке насе­ле­ние не участ­ву­ет в рас­пре­де­ле­нии ни жило­го, ни земель­но­го фон­да. Это реша­ют упол­но­мо­чен­ные пред­ста­ви­те­ли вла­сти на осно­ва­нии при­ня­тых ими пра­во­вых актов. Сове­тов у граж­дан по пово­ду при­ня­тия каж­до­го зако­на не спра­ши­ва­ют. Поэто­му мож­но сде­лать вывод, что прин­цип само­управ­ле­ния соб­ствен­но­стью на местах прак­ти­че­ски не выполняется.

Прин­ци­пы пра­ва соб­ствен­но­сти в РФ в насто­я­щее вре­мя при­бли­же­ны к англо-аме­ри­кан­ско­му варианту:

  • в роли глав­ных соб­ствен­ни­ков (“сеньо­ров”) высту­па­ют пуб­лич­но-пра­во­вые обра­зо­ва­ния (госу­дар­ство, орга­ны реги­о­наль­ной и муни­ци­паль­ной власти);
  • в роли вре­мен­ных поль­зо­ва­те­лей (“вас­са­лов”) — граж­дане и юри­ди­че­ские лица.

Принципы публичной собственности основаны на феодальном праве

Это под­твер­жда­ет двой­ствен­ность пра­ва на зем­лю (ею одно­вре­мен­но вла­де­ют два субъ­ек­та с раз­ны­ми пра­ва­ми). В боль­шем при­о­ри­те­те соб­ствен­ность пуб­лич­но пра­во­вых обра­зо­ва­ний на земель­ный участок:

  • ЗУ может нахо­дить­ся в посто­ян­ной соб­ствен­но­сти госу­дар­ства и дру­гих ППО;
  • насе­ле­ние, пред­при­я­тия, учре­жде­ния, пред­при­ни­ма­те­ли име­ют пра­во без­воз­мезд­но­го или воз­мезд­но­го сроч­но­го поль­зо­ва­ния (то есть их пра­ва соб­ствен­ни­ков ограничены);
  • пра­во соб­ствен­но­сти субъ­ек­тов, посто­ян­но вла­де­ю­щих зем­лей, так­же не абсо­лют­но из-за воз­мож­но­сти нало­же­ния сервитута..

Выво­ды

Пре­об­ла­да­ю­щи­ми пра­ва­ми обла­да­ет пуб­лич­ная соб­ствен­ность. Ее нель­зя кон­фис­ко­вать или нало­жить на нее обре­ме­не­ние, так как при­над­ле­жит она орга­нам, кото­рые впра­ве сами решать подоб­ные вопросы.

Част­ная соб­ствен­ность более огра­ни­че­на в пра­вах, осо­бен­но по отно­ше­нию к земель­ным наделам.

Понятие публичной собственности: что это означает

Итак, собственность публично-правовых образований – это государственные или муниципальные земельные участки.

Участок не может быть бесхозным. Публичная собственность бывает:

  • Разграниченная – на земельные участки и ОКС (объекты капитального строительства), права на которые зарегистрированы за РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями и запись об этом имеется в ЕГРН. Границы таких участков определены (было межевание).
  • Неразграниченная, не сформированная в отдельные участки. До разграничения государственная регистрация на земельные участки не требуется.

Принципы публичной собственности основаны на феодальном праве

Нажмите для увеличения изображения

Публичная собственность передается в постоянное бессрочное пользование государственным структурам, различным бюджетным организациям, а также в аренду и собственность гражданам и юридическим лицам.

Определенный законом перечень земельных участков государственной собственности не подлежит передаче ни на одном из видов права (земли обороны, для размещения космических объектов, земли запаса и т. п.)

Комментарий к Ст. 214 ГК РФ

1. Праву публичной (государственной и муниципальной) собственности посвящены ст. ст. 214 и 215 ГК РФ.

В комментируемой статье в соответствии с уровнями государственной власти, определенными в ст. 11 Конституции РФ, прежде всего названы субъекты права государственной собственности. Российской Федерации имущество принадлежит на праве федеральной собственности, а субъектам Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам — на праве государственной собственности субъекта Федерации.

Именно раздельность (обособленность) имущества Российской Федерации и ее составных частей (субъектов Федерации) предопределяет самостоятельное участие этих публично-правовых образований в гражданских правоотношениях (ст. 124 ГК). С этим обстоятельством связана и самостоятельная имущественная ответственность таких лиц. В соответствии со ст. 126 Кодекса Российская Федерация не отвечает по обязательствам субъектов Федерации и муниципальных образований. Субъекты Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам Российской Федерации.

Принцип раздельности имущества, относящегося к федеральной собственности и к собственности субъектов Федерации, отразился и на содержании конституционных положений о полномочиях публично-правовых образований. В соответствии со ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находится федеральная государственная собственность и управление ею. Управление имуществом, относящимся к собственности субъектов Федерации, с позиции ст. ст. 72 — 73 Конституции РФ относится к исключительной компетенции субъектов Федерации.

2. Право государственной собственности, как правило, может возникать по тем же основаниям, что и право частной или муниципальной собственности, например на основании сделки об отчуждении. В то же время в силу специфики правового положения государства ГК РФ закрепляет ряд специальных оснований возникновения государственной собственности (например, обнаружение клада, содержащего вещи, относящиеся к памятникам истории или культуры, — п. 2 ст. 233 ГК).

Однако необходимо иметь в виду, что в большинстве случаев основания возникновения права государственной собственности определяются не положениями ГК РФ, а нормами специального акта — Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». В соответствии с п. 5 комментируемой статьи отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом. В силу ст. 4 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» названное Постановление, как и иные нормативные акты Верховного Совета РСФСР, Верховного Совета РФ, не являющиеся законами, считаются действующими впредь до введения в действие соответствующих законов.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 утвердило перечень имущества, относящегося к федеральной собственности, собственности субъектов Федерации и к муниципальной собственности. Так, например, исключительно к федеральной собственности были отнесены ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны Российской Федерации, охраняемые или особым образом используемые природные объекты (заповедники, в том числе биосферные, национальные природные парки, курорты, а также заказники, имеющие общереспубликанское значение), объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории РФ, государственная казна РФ (средства республиканского бюджета РФ, Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования и других государственных внебюджетных фондов РФ, Центрального банка РФ; золотой запас, алмазный и валютный фонды). Указанный перечень относил к числу объектов права собственности учреждения и предприятия — субъекты гражданских правоотношений, при этом подразумевалось, что публично-правовым образованиям принадлежит имущество таких лиц.

Таким образом, принадлежность имущества Российской Федерации названным Постановлением Верховного Совета РФ была определена в силу закона, а не в силу какого-либо юридического факта. В то же время это Постановление предполагало передачу некоторых объектов в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Такая передача осуществлялась на основании постановления или иного акта Правительства РФ .

———————————
См., например, распоряжение Правительства РФ от 27 сентября 1994 N 1549-р «О передаче в собственность г. Москвы ряда государственных предприятий, находящихся в федеральной собственности».

Как отмечается в Постановлении Пленума ВАС РФ от 25 февраля 1998 г. N 8 , документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности. До момента внесения объектов в соответствующий реестр таким документом является перечень объектов, составленный в соответствии с Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» и с Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденным распоряжением Президента РФ от 18 марта 1992 г. N 114-рп. В то же время среди объектов, не включенных или необоснованно включенных в указанные реестр или перечень, приоритет имеют положения названного Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1.

———————————
Постановление Пленума ВАС РФ от 25 января 1998 г. N 8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».

3. К числу специальных оснований возникновения права государственной собственности относятся также выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей (ст. 240 ГК), национализация (абз. 10 п. 2 ст. 235 ГК) и др.

Особые правила установлены в ряде случаев для таких собственников, как города федерального значения Москва и Санкт-Петербург. На основании п. 4 ст. 225 ГК РФ в собственность этих субъектов Российской Федерации может поступить бесхозяйная недвижимая вещь, находящаяся на территориях этих городов, по истечении года со дня постановки такой вещи на учет и на основании судебного решения о признании права собственности городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на данную вещь. Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 1151 ГК РФ выморочное имущество в виде расположенного на территории субъекта Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга — жилого помещения переходит в собственность такого субъекта Федерации. Данное жилое помещение включается в соответствующий жилищный фонд социального использования.

4. В комментируемой статье разграничивается имущество государства и созданных им юридических лиц. Государственные предприятия и учреждения обладают имуществом на ограниченных вещных правах — праве хозяйственного ведения (ст. 294 ГК) и праве оперативного управления (ст. 296 ГК). В отечественном праве наделение указанных лиц имуществом на ограниченном вещном праве рассматривается как один из способов обособления имущества от имущества собственника, достаточный для создания юридического лица . Переданное юридическим лицам государственное имущество — «распределенное». «Нераспределенное» имущество называется казной. Как указывается в п. 4 комментируемой статьи, средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

———————————
См., например: Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: Научно-практический комментарий / Отв. ред. Т.Е. Абова, А.Ю. Кабалкин, В.П. Мозолин. М., 1996. С. 99.

Указанное деление имущества публично-правовых образований на «распределенное» и «нераспределенное» имеет огромное значение для уяснения гражданско-правовой ответственности государства и созданных им юридических лиц. В соответствии со ст. 126 ГК РФ Российская Федерация или субъект Федерации отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной собственности. При этом Российская Федерация, а также субъекты Федерации не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом. Так, например, в силу ст. 120 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

В свою очередь, юридические лица, созданные Российской Федерацией или субъектами Федерации, также не отвечают по их обязательствам.

Таким образом, по обязательствам Российской Федерации или субъекта Федерации взыскание может быть обращено на имущество, составляющее казну, причем лишь ту ее часть, которая не исключена из гражданского оборота .

———————————
Так, прямое указание на возмещение вреда за счет казны Российской Федерации или субъекта Федерации содержит ст. 1069 ГК РФ, устанавливающая основания возмещения вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов.

5. Согласно ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Сами по себе конституционные нормы, в отличие от положений Конституции СССР 1977 г. , напрямую не закрепляют принадлежность земли государству, а лишь предполагают возможность такой принадлежности.

———————————
В соответствии со ст. 11 Конституции СССР государственная собственность рассматривалась как общее достояние всего советского народа, основная форма социалистической собственности. В исключительной собственности государства находились земля, ее недра, воды, леса.

Упоминавшееся выше Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 не определило судьбу земель, ранее находившихся в государственной собственности, предусмотрев принятие в дальнейшем нормативных правовых актов, разграничивающих право собственности на землю и другие ресурсы. Следует признать, что, несмотря на принятие Земельного кодекса РФ, этот процесс нельзя считать завершенным. По сей день затруднительно установить, кому принадлежат многие земельные участки — физическим или юридическим лицам либо публично-правовым образованиям.

Комментируемая статья в п. 2 фактически содержит основание возникновения права собственности в силу закона. В соответствии с этой нормой земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Таким образом, ГК РФ подтверждает факт правопреемства Российской Федерации после распада СССР, являвшегося собственником всех земель.

Цитированное положение рассматривается в судебной практике как основание для отказа в удовлетворении требований о признании права собственности на земельный участок в силу приобретательной давности . Е.А. Суханов полагает невозможным применение данного основания возникновения права собственности к земельным участкам в силу того, что в законодательстве установлена «презумпция их принадлежности только государственным образованиям», а поэтому «для этих объектов… не может возникнуть режим бесхозяйного имущества и приобретение их в собственность по давности владения» (ст. ст. 225, 234 ГК) . Некоторые авторы, напротив, возникновение права собственности на землю на основании приобретательной давности считают возможным, хотя и с некоторыми ограничениями.

———————————
См., например: Определение ВАС РФ от 10 октября 2008 г. N 11590/08 по делу N А40-58234/07-49/542.

Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика: Сб. памяти С.А. Хохлова / Отв. ред. А.Л. Маковский; Исследовательский центр частного права. М., 1998. С. 213 — 214.

6. В более очевидных ситуациях, когда происходит завладение иными объектами государственной собственности помимо земельного участка, препятствий к возникновению права частной собственности в силу приобретательной давности нет. При этом, как отмечает Пленум ВАС РФ, поскольку с момента введения в действие Закона СССР «О собственности в СССР» (1 июля 1990 г.) утратили силу положения ст. 90 ГК РСФСР 1964 г. о нераспространении исковой давности на требования государственных организаций о возврате государственного имущества из чужого незаконного владения, при применении положения п. 4 ст. 234 ГК РФ в отношении государственного имущества с этого момента действуют общие нормы об исчислении срока исковой давности .

———————————
Постановление Пленума ВАС РФ от 25 февраля 1998 г. N 8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».

7. Осуществление права государственной собственности возложено на органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Так, в соответствии со ст. 114 Конституции РФ эти функции в отношении имущества, относящегося к федеральной собственности, возложены на Правительство РФ, которое, в свою очередь, наделяет соответствующими полномочиями федеральные министерства и ведомства. Например, Министерство здравоохранения и социального развития РФ осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в соответствующей сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным данному Министерству. Министерство информационных технологий и связи РФ осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, подведомственным этому Министерству. Министерство обороны РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами России.

В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов Федерации, по их специальному поручению от их имени в отношениях собственности могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Понятие и виды публичной собственности

Наличие в гражданском законодательстве РФ нескольких различных форм собственности, в которых может находиться имущество, предоставляет возможность владения им множеству различных субъектов.

Одним из основных прав собственности является публичное, которое распространяется на недвижимость, принадлежащую государству. Далее будет более подробно рассмотрено понятие этого вида права, основания для его возникновения, а также отличительные особенности на примере такого вида недвижимости, как земельный участок.

Что такое собственность, ее виды и формы

В системе экономических отношений непременно в качестве основы выступают различные виды собственности. Именно они влияют на экономику, политическую обстановку в стране, идеологию и другие важные части жизни населения.

Публично-правовые компании

Согласно Федерального Закона №236 публично-правовая компания (ППП) – это организация, которая предоставляет услуги государства и защищает её интересы, управляет государственным имуществом, продвигает проекты и программы социального характера. ППП является органом государственной власти, который целенаправленно создан для предоставления услуг государственной власти, а также имеет полное право распоряжаться и пользоваться государственным имуществом.

Распоряжение землей

Для распоряжения государственным и муниципальным имуществом создана специальная правовая основа. Главное отличие государственной собственности от частной заключается в том, что объекты государственного имущества могут использоваться только в соответствии с целевым назначением этих объектов.

Так, органы местного самоуправления вправе использовать принадлежащие муниципалитету земельные участки исключительно для решения проблем населенного пункта.

Посмотрите видео. Виды права собственности:

Распоряжение общественным имуществом

Публичные структуры имеют право владеть и распоряжаться имуществом в рамках своих полномочий. Это право реализуется с помощью нормативных и законодательных актов, для его исполнения существуют министерства, ведомства, исполнительные органы разных уровней власти.

Существует несколько форм распоряжения имущественными объектами, которые могут осуществляться публично-правовыми структурами.

  1. Правоотношения общественной собственности, в которой объектом выступает непосредственно госимущество. Общественные владения могут использоваться только по целевому назначению, в отличие от частных объектов.
  2. Приватизация. Сюда можно отнести наиболее распространённый пример с приватизацией квартир проживающими в них гражданами.
  3. Деприватизация. Это обратный процесс, когда имущество изымается из частного владения путём национализации или конфискации.
  4. Корпоративные формы взаимоотношения. Публично-правовые образования имеют право делать вклад в уставной капитал частных компаний или выкупить часть доли.

Приватизация землиКроме указанных выше правоотношений, публичные организации могут участвовать в делах наследования, например приобретать выморочное имущество. Унитарные предприятия создаются исключительно на базе общественной собственности.

Государственные органы несут ответственность за осуществляемые правоотношения. Если происходит удовлетворение обращения взыскания, претензии лица удовлетворяются из бюджета или за счёт общественного имущества.

Обращение с общественным имуществом регламентируется

Земельным

и

Гражданским кодексами

Российской Федерации. В них говорится о праве приватизации, выделения из федерального владения на безвозмездной основе и возможности аренды имущества.

Какие участки могут находиться в публичной собственности?

Прежде всего, участок должен соответствовать общим требованиям, которые выдвигаются в законе к нему как к объекту права собственности:

  • наличие установленных границ;
  • определенное месторасположение или точный адрес;
  • постановка на государственный кадастровый учет.

В остальном государственные или муниципальные органы могут владеть землей практически без каких-либо ограничений. Стоит выделить отдельные виды участков, которые могут находиться только в государственной собственности:земли лесного фонда

  • земли лесного и водного фондов (в последнем случае водные объекты должны находиться в федеральной собственности);
  • особо охраняемые территории, которые имеют федеральное значение;
  • земли обороны и безопасности;
  • земли запаса, при условии размещения на них федерального недвижимого имущества;
  • земли населенных пунктов, транспорта, связи, промышленности, сельскохозяйственного назначения, телевидения и радиовещания, природоохранного и культурного значения, информатики, энергетики и космического назначения;
  • участки, под поверхностью которых находятся недра федерального значения.
Принципы публичной собственности основаны на феодальном праве

Этот перечень не является исчерпывающим, поэтому федеральными и региональными законами РФ могут быть определены и другие дополнительные основания для нахождения земли только в государственной собственности.

Что касается муниципальной, то в нее могут быть переданы любые виды участков, принадлежащие как государству, так и частным лицам (например, в случае их смерти или добровольного отказа от земли).

Похожие ответы в сканвордах

  • Казна – Государство как владелец этих средств 5 букв
  • Казна – Деньги, имущество, принадлежащие государству или общине организации 5 букв
  • Казна – Денежные средства, ценности 5 букв
  • Казна – Денежные средства 5 букв
  • Казна – Деньги, имущество, принадлежащее государству или общине 5 букв
  • Казна – Хранилище денежных средств, ценностей 5 букв
  • Казна – Центральное госучреждение на Руси 5 букв
  • Казна – Средства бюджета и иное государственное имущество, нераспределенное между государственными предприятиями и учреждениями и принадлежащее государству либо административно-территориальному образованию на праве собственности 5 букв
  • Казна – Государственный кошелек 5 букв
  • Казна – Воровской общак по сути 5 букв
  • Казна – Анаграмма к слову “наказ” 5 букв
  • Казна – И фиск, и общак 5 букв
  • Казна – Деньги государства 5 букв
  • Казна – Государственный карман 5 букв
  • Казна – Кошелёк госмасштаба 5 букв
  • Казна – Мошна страны 5 букв
  • Казна – “Общак” страны 5 букв
  • Казна – Копилка всея Руси 5 букв
  • Казна – Кошелёк государства 5 букв
  • Казна – Фиск 5 букв
  • Казна – “Кошелёк” страны 5 букв
  • Казна – Деньги страны 5 букв
  • Казна – Мошна государства 5 букв
  • Казна – Центральное государственное учреждение на Руси в 15-16 вв 5 букв
  • Казна – Деньги, имущество, принадлежащие государству или общине 5 букв
  • Казна – Государство как владелец этих денег, имущества 5 букв
  • Казна – Государственный “кошелек” 5 букв
  • Казна – «Державный кошелёк» 5 букв
  • Казна – Деньги, имущество, принадлежащие государству, общине 5 букв
  • Казна – Государство, как владелец этих средств 5 букв
  • Казна – В рф государственную к 5 букв

Передача полномочий

Собственник (государство, муниципалитет) может передавать права на земельные участки, в том числе и частным лицам, имея для этого основания и правильно оформив передачу. Передаче земли уделяется особенное внимание, так как это самый ценный природный ресурс.

К тому же, помимо грунта на участке могут быть еще и природные ископаемые или объекты строения.

Оборот земельных ресурсов находится по строгим контролем, но все же передача площадей от одного собственника другому возможна, даже передача недр частным лицам. Для такого процесса организовываются торги.

Государство может отдавать землю профильным предприятиям для их работы, хозяйственной деятельности. Передавать права на землю можно полностью (она становится постоянной собственностью) или частично (для аренды).

Участие публично-правовых образований в имущественном обороте

  1. Правоотношения публичной собственности. Объектом выступает принадлежащее субъекту имущество. Существенным отличием публичной от частной собственности является использование ее только по целевому назначению.
  2. Приватизация и деприватизация. Публично-правовые образования участвуют в процессах приватизации, а также изымаются из частных владений в публичную собственность путем конфискации, национализации.
  3. Обязательственные отношения. Публично-правовые образования в соответствии с Федеральными законами участвуют в таком виде правоотношений относительно исполнения обязательств по договорам, где выступают заказчиками работ и услуг для государственных нужд.
  4. Корпоративные отношения. Публично-правовые образования вправе принимать участие в уставном капитале организаций. Это происходит на основании законодательства и является вкладом государства в увеличение объема капитала.

Распоряжение и управление недвижимым имуществом и земельными участками, принадлежащими государству, осуществляется уполномоченным органом Росимущества и его территориальными единицами.

Передача в частную собственность

Передача прав собственности от ППО к гражданам осуществляется согласно законодательству Российской Федерации, а именно Жилищного и Земельного кодексов. На безвозмездной основе земли и недвижимость предоставляется:

  • многодетным семьям;
  • гражданам, которые пользуются землёй на правах аренды;
  • граждане, которые получили надел для ведения фермерского хозяйства;
  • земли дачных и садовых кооперативов;
  • граждане, которые получили земельный надел под строительство.

Документы

Для оформления земли в частную собственность гражданин должен предоставить и собрать следующий пакет документов:

  • заявление о предоставлении земельного надела;
  • копия паспорта и его оригинал;
  • акт о территориальном местоположении надела;
  • межевой план;
  • свидетельство о том, что земля используется на законных основаниях;
  • документы, которые подтвердят, что гражданин имеет право претендовать на получение участка в частную собственность;
  • чек об уплате государственной пошлины;
  • заявление в участиях на аукционе и протокол с его проведения;
  • другое.

оформление документов

Участие в имущественном обороте

Участие в имущественном обороте подразумевает под собой использование по целевому назначению имущества, которое входит в публичную собственность.

ППО принимают участия в приватизациях, могут изъять или конфисковать имущество для нужд государства. ППО обязательно должны предоставлять интересы страны и выступать в качестве заказчика различных услуг.

Публично-правовые образования имеют законное право на участие в уставном капитале.

Плюсы и минусы

К преимуществам стоит отнести следующие позиции:

  • защищённость от мошенников
  • нет налогообложения;
  • замена имущества в случае её потери;
  • возможность улучшения имущества через договор социального найма.

К недостаткам относятся:

  • гражданин не имеет права дарить, продавать, распоряжаться имуществом;
  • гражданин не имеет права вносить в качестве залога под ипотечные кредит;
  • гражданин может потерять право на использование имущества.

Отличия от частной собственности

Публичная собственность имеет множество признаков и особенностей, которые отличают ее от другой предусмотренной в российском законодательстве формы собственности — частной.

Принципы публичной собственности основаны на феодальном праве

Главная разница состоит в том, что при публичной собственности отсутствуют конкретные лица, которые владеют или могут распоряжаться недвижимостью.

Для большей наглядности основные отличия можно представить в виде таблицы:

Критерий Публичная Частная
Субъект Государство или субъект РФ (в лице государственных органов исполнительной власти), муниципалитет Юридическое или физическое лицо (гражданин или предприниматель)
Налогообложение Отсутствует Присутствует — собственники обязаны уплачивать такой местный сбор, как земельный налог
Возможность передачи конкретным частным лицам На правах аренды или пользования, а также путем приватизации (но только в случаях, когда это допускается законом, и в отношении не всех видов земель) На основании любой законной сделки по отчуждению имущества
Возможность передачи иностранным лицам Практически отсутствует (земли могут быть переданы только с целью обустройства посольств или консульств) Имеется — собственник может свободно продавать свое имущество иностранцам (кроме некоторых видов земель, установленных ЗК РФ)
Получение благ от пользования землей Блага предназначаются народу и в целях выполнения государством (муниципалитетом) своих обязанностей перед гражданами Собственник может использовать их лично и в любых целях, не противоречащих закону
Срок владения В большинстве случаев ограниченный (речь идет о случаях, когда земля предоставляется в пользование частным лицам) Не имеет сроков (право может прекратиться только после передачи его другим лицам)
Цели использования Только те, которые предусмотрены законодательством и договором Любые, не противоречащие закону

Очевидно, что больше прав и преимуществ для землевладельца имеется в том случае, когда участок принадлежит ему на праве частной собственности. Однако и публичная имеет определенные выгоды — например, отсутствие необходимости платить налоги, а также некоторая защищенность со стороны государства (например, эту землю не смогут отобрать мошенники или незаконно захватить соседи). Поэтому получение таких наделов является достаточно выгодной сделкой, тем более что при наличии оснований участок может быть со временем приватизирован.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей

Плюсы и минусы

К преимуществам такой формы собственности относятся:

  1. Защита от мошеннических действий. Ни квартиру, ни участок земли, которые переданы гражданину государством по договору аренды, непросто перевести в частную собственность. Это отпугивает мошенников, поскольку заниматься такими объектами становится не выгодно и даже опасно.
  2. Не нужно платить ежегодный налог. Арендатор оплачивает только сумму, выставленную по договору, а уплата налогов в бюджет – обязанность собственника. Наниматель жилья не принимает участие в финансовых расчетах.
  3. Утрата имущества влечет за собой замену. Это значит, что при наступлении неких форс-мажорных обстоятельств (вследствие пожара, наводнения, аварийного состояния) государственное жилье может быть утрачено, но взамен гражданину обязаны предоставить другое жилье.
  4. Возможность улучшить условия проживания. При увеличении семьи и несоответствии санитарных норм жилплощади на одного человека государство обязано предоставить жилье, большее по размерам.

К минусам публичной формы собственности отнесем:

  1. Невозможность совершать любые сделки с недвижимостью, поскольку не являетесь собственником. Ее нельзя подарить, поменять, продать и прочее.
  2. Существует риск лишиться объекта недвижимости. Наниматель обязан неукоснительно соблюдать все нормы и требования, которые предъявляет государство к пользованию имуществом. При нарушении их гражданину грозит выселение без предоставления другого взамен.

Распоряжение государственной и частной собственностью в этом существенно отличаются. Все моменты относительно федерального или муниципального имущества диктуют соответствующие законодательные акты. Частным же имуществом гражданин распоряжается самостоятельно в полном объеме и в рамках установленных норм.

Объекты госсобственности

Как выше говорилось, имущество страны разделяется между федеральной, региональной и местной властью. Круг объектов, принадлежащих РФ, достаточно широк. У регионов, как публично-правовых образований, в собственности не может находиться федеральное имущество. Речь, в частности, об энергетических и военных объектах, железнодорожном транспорте и инфраструктуре и пр.

Разграничение собственности публично-правовых образований было проведено еще в 1991 г. В настоящее время действует порядок, закрепленный Постановлением ВС РСФСР № 3020-1 от 27.12.1991 г. В Приложениях № 1 и № 2 к этому акту содержатся перечни объектов федеральной собственности и имущества, которое может передаваться регионам.

Видео: Право публичной собственности

Рассказывает юрист с большим опытом в конфликтных ситуациях, Иван Медведев. Если нужно полностью разобраться в данной теме, то просмотрите данную лекцию до конца.

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему! Напишите прямо сейчас нашему консультанту.

Природные ресурсы

Они считаются важнейшим объектом собственности публично-правовых образований. Участки недр, полезные ископаемые, присутствующие в них, принадлежат исключительно государству. Их оборот ограничен. Они могут предоставляться в пользование. При этом ресурсы, извлеченные из недр, могут переходить к организациям или гражданам в собственность.

Собственность публично-правовых образований

На земельные участки публично-правовых образований также могут претендовать частные лица. Приобретение прав на наделы может осуществляться в рамках торгов. Участки приобретаются в собственность или аренду. Кроме того, находясь в собственности публично-правовых образований, земля предоставляется в хозяйственное ведение или оперативное управление муниципальным и государственным учреждениям и организациям.

Лесной фонд находится в федеральной собственности. При этом его часть может передаваться регионам. Оборот лесов, согласно законодательству, ограничен. Такие участки могут предоставляться заинтересованным лицам (организациям, гражданам) в пользование. Физлица вправе свободно находиться в лесах на основании публичного сервитута.

Водные объекты находятся в госсобственности. В законодательстве, однако, предусмотрена возможность перехода некоторых из них в частные руки или к муниципалитетам. Она распространяется на определенные виды обособленных видов объектов, перечень которых определяет Правительство.

Законодательство

Длительное время основным собственником земли являлось государство, как и собственником жилых зданий. Это значит, что получить землю в большинстве случаев, можно было только во временное пользование.

Но такая печальная картина изменилась с введением приватизации, стал возможным частный вид собственности. Юридические и физические лица получили возможность приватизировать земельные участки, на которых они давно уже работали, или квартиры, в которых уже давно жили, стать их полноправными владельцами.

Необходимо только правильно оформить собственность, зарегистрировать ее в Росреестре. Но осталось достаточно земли в собственности государства и муниципалитетов, эти земли также регистрируются, указываются на кадастровой карте.

Предлагаем ознакомиться: Порядок прекращения права собственности на земельный участок

Ответственность

РФ и ее регионы отвечают по обязательствам имуществом, входящим в казну. В его состав не включаются объекты, переданные предприятиям и учреждениям, а также принадлежащие исключительно государству.

В судебных спорах в качестве ответчиков признаются РФ или регион в лице соответствующих финансовых или управленческих органов. К ним относят, в частности, федеральное казначейство или региональное финансовое управление. При удовлетворении претензий взыскание осуществляется из бюджета соответствующего уровня.

Учреждения отвечают по своим обязательствам средствами, находящимися в их распоряжении. В случае недостаточности финансов субсидиарную ответственность несет собственник имущества.

Субъекты и объекты

Независимо от того, являются субъекты собственности частными или государственными, они действуют по единым нормам. Следует подчеркнуть, что хотя государство и обладает определенными преимуществами и полномочиями в сфере распоряжения землей, оно должно соблюдать нормы действующего законодательства Российской Федерации в отношении использования земли.

Ко всем без исключения собственникам земельных участков предъявляются следующие требования:

  • использовать земельный участок по целевому назначению исходя из категории земель, к которым этот участок относится;
  • в процессе использования земельного участка принимать исчерпывающие меры по охране окружающей среды и снижению негативного воздействия;
  • вести регистрационный учет земель.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...