Прекращение земельных правоотношений

Комментарии к ст. 45 ЗК РФ

1. В данной статье объединены основания прекращения двух видов прав на землю, которые объединяет то, что они являются иными, кроме собственности, правами и, кроме того, правами вещными, а не обязательственными (как аренда и право безвозмездного срочного пользования), притом существующими только в отношении земельных участков, а не какого-либо иного имущества.

Землевладелец и землепользователь не пользуются правом распоряжения земельным участком путем его отчуждения, поэтому единственный путь, по которому они могут добровольно прекратить свои права на земельный участок, – это отказаться от него по правилам, установленном ст. 53 ЗК РФ (см. комментарий).

2. Основания принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения во многом совпадают с рассмотренными в комментарии к предыдущей статье основаниями прекращения права собственности на землю.

Отличия состоят в следующем:

  • перечень этих оснований, установленных комментируемой статьей, не является закрытым, в отличие от оснований прекращения права собственности;
  • в данной статье по сравнению с предыдущей приведен более широкий перечень случаев ненадлежащего использования земельного участка, при которых он может быть изъят из постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения;
  • конфискация земельного участка может быть осуществлена только у собственника этого участка.

Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, а также его реквизиция у землевладельцев и землепользователей осуществляются в тех же случаях, что у собственников, арендаторов и временных пользователей.

Что же касается оснований изъятия земельного участка вследствие ненадлежащего использования, то три из них полностью совпадают с рассмотренными в комментарии к предыдущей статье, установленными ГК РФ, основаниями изъятия земельных участков у собственников: это использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель; использование земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки; неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет. Отличным же является перечень земельных правонарушений (подп. 3 п. 2), совершение которых при указанных в законе обстоятельствах может повлечь принудительное прекращение права постоянного бессрочного пользования или права пожизненного наследуемого владения земельным участком. Однако изучение этого перечня приводит к выводу о том, что указанные в данном пункте комментируемой статьи нарушения в определенной мере повторяют уже названные в других пунктах основания прекращения прав на землю.

Например, отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, – это и есть использование земельного участка способами, которые приводят к значительному ухудшению экологической обстановки; систематическое невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель, охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв, – использование земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель.

Следует обратить внимание на то, что прекращение права на землю предусмотрено ЗК РФ как санкция не за любое земельное правонарушение. За нарушения в использовании земель законодательством предусмотрены различные виды ответственности, в том числе взыскание штрафов в административном порядке (см. комментарий к гл. 13 настоящего Кодекса). Вопрос же об изъятии земельного участка может ставиться только при таких нарушениях земельного законодательства, которые названы в комментируемой статье. При этом речь идет только о правонарушениях, совершенных умышленно, и при условии, если нарушения не устранены совершившим их субъектом. В соответствии со ст. 74 ЗК РФ привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.

Правовой режим использования земель, о котором идет речь в подп. 3 п. 2 комментируемой статьи, связан с ограничением или запрещением тех видов деятельности, которые несовместимы с основным назначением данного вида земель. Земельный кодекс устанавливает только некоторые основные черты такого режима, детально же он регулируется федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Например, особый режим использования установлен законодательством для земель особо охраняемых природных территорий. Хозяйственная и рекреационная деятельность на них допускается в ограниченном масштабе и на специально выделенных участках; при этом на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещается строительство не связанных с функционированием таких территорий промышленных, хозяйственных и жилых объектов, дорог и иных коммуникаций, движение и стоянка механизированных транспортных средств, прогон животных, предоставление дачных и садоводческих участков (ст. 96 ЗК РФ).

Земли, подвергшиеся радиоактивному загрязнению, в соответствии со ст. 14 ЗК РФ подлежат ограничению в использовании: на них, в частности, запрещаются производство и реализация сельскохозяйственной продукции.

Осуществление мероприятий по охране земель составляет одну из обязанностей землевладельцев и землепользователей, установленных ст. 13 ЗК РФ. Решения о необходимости проведения тех или иных агротехнических, мелиоративных и иных мероприятий они принимают самостоятельно, но некоторые действия в этом направлении обязательны. Ведь процессы, к примеру, эрозии почв, образования оврагов могут затронуть и соседние участки. Обязательные мероприятия по охране земель с учетом специфики хозяйственной деятельности, природных и других условий включаются в федеральные, региональные и местные программы по охране земель.

Меры по охране земель должны приниматься также при мелиорации земель, размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений (ст. 43 Федерального закона об охране окружающей среды). Порядок проведения мелиоративных мероприятий на сельскохозяйственных землях и возникающие в связи с этим отношения урегулированы Федеральным законом о мелиорации.

Обязанность своевременно производить платежи за земельные участки относится к числу основных обязанностей землевладельцев и землепользователей (ст. 42 ЗК РФ). Порядок взимания земельного налога в настоящее время регулируется гл. 31 Налогового кодекса РФ (НК РФ).

До последнего времени перечень оснований принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения земельными участками (так же, как и оснований принудительного прекращения аренды – см. след. статью) был исчерпывающим. Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ п. 2 комментируемой статьи дополнен подп. 7, согласно которому федеральными законами могут быть предусмотрены и иные случаи прекращения данных прав на земельные участки.

Например, этим же Федеральным законом Закон о введении в действие ЗК РФ дополнен ст. 3.2, в соответствии с которой, в частности, орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение полутора лет с момента принятия решения о включении в границы населенных пунктов для жилищного строительства, строительства объектов социальной инфраструктуры или комплексного освоения в целях жилищного строительства земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в федеральной собственности и предоставленных федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям, прекратить право постоянного (бессрочного) пользования этими земельными участками. При этом право постоянного (бессрочного) пользования такими земельными участками может быть прекращено органами государственной власти субъектов Российской Федерации в установленном п. п. 3 – 6 ст. 53 ЗК РФ порядке либо принудительно прекращено независимо от оснований, предусмотренных п. 2 ст. 45 ЗК РФ. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации при наличии заявления таких федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, права на земельные участки которых принудительно прекращены, обязаны предоставить в порядке, предусмотренном ст. 34 ЗК РФ, этим предприятиям, учреждениям равнозначные по площади, целевому назначению и виду разрешенного использования земельные участки.

Следует специально отметить, что не является основанием прекращения прав на земельный участок непереоформление прав на него. Как отмечалось выше, Федеральным законом о введении в действие ЗК РФ установлен срок переоформления прав на землю для юридических лиц, которые в соответствии с ЗК РФ не имеют права получать земельные участки в постоянное бессрочное пользование; по окончании этого срока вступит в силу норма КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность юридических лиц за нарушение правил переоформления земельных участков. Однако такая форма ответственности, как изъятие земельного участка, законом не предусмотрена, на что, в частности, неоднократно обращал внимание в своих решениях Высший Арбитражный Суд РФ.

См., напр.: п. 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27 февраля 2001 г. N 61 “Обзор практики применения арбитражными судами земельного законодательства” // Вестник ВАС РФ. 2001. N 5.

3. Условия и порядок принудительного лишения прав на земельный участок лиц, не являющихся его собственниками, из-за ненадлежащего использования земельного участка регулируются ст. 54 ЗК РФ (см. комментарий к ней). При этом, если до последнего времени действовало правило, что решение о принудительном прекращении прав на земельные участки должно приниматься только судом, упоминавшимся выше Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ в комментируемую статью внесены изменения, согласно которым федеральными законами из этого правила могут быть установлены исключения. В частности, в рассмотренной в предыдущем пункте комментария к данной статье ст. 3.2 Федерального закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен особый порядок прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, в отношении которого в период с 1 мая 2007 г. по 1 ноября 2008 г. принято решение о включении в границы населенных пунктов для жилищного строительства. Установлено, что право постоянного (бессрочного) пользования таким земельным участком, не зарегистрированное в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, прекращается с даты принятия решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в соответствии с настоящим пунктом. Если же право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, орган государственной власти субъекта Российской Федерации в недельный срок с даты принятия решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком обращается в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для государственной регистрации прекращения права.

Законодательное регулирование

Законодательное регулирование процесса прекращения права постоянного бессрочного пользования землей происходит в соответствии с Земельным Кодексом Российской Федерации.

В рамках этого нормативного акта рассматриваются основания для прекращения такого права, а также варианты ответственности за нарушение условий договора.

Прекращение земельных правоотношений

Так, основания для прекращения права постоянного бессрочного пользования изложены подробно в рамках статьи 45 этого нормативного акта.

Если говорить о порядке прекращения такого права, то следует отметить статью 53, вземельный кодекс РФ которой рассматривается весь пошаговый процесс, но в том случае, если отказ от права происходит на добровольной основе.

Если же речь идет об изъятии участка из обращения у того лица, которому он был предоставлен, то здесь необходимо рассматривать положения статьи 54, которая тщательно регламентирует весь процесс.

Так как при оформлении права постоянного бессрочного пользования земельным участком происходит составление договора использования (он сродни договору аренды, однако вопрос размера и порядка выплаты арендной платы рассматривается отдельно, возможно, даже в рамках отдельного соглашения), регулирование этой стороны взаимоотношений между пользователем и государством происходит в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации.

Глава 29 посвящена изменению и расторжению заключенного договора.

Соответственно, именно эта часть данного нормативного акта будет выступать в качестве еще одного регулятора процесса прекращения права постоянного бессрочного пользования на выделенный земельный участок.

договор купли-продажи нежилого зданияКроме двух указанных законов, регулирование вопроса прекращения права постоянного бессрочного пользования происходит с помощью Федерального закона “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения” в той его части, которая касается именно земель, используемых для организации сельскохозяйственного производства.

Кроме того, говоря о процессе регулирования процедуры прекращения права постоянного бессрочного пользования на землю, необходимо упомянуть также и местное законодательство, которое также может контролировать весь процесс.

Прекращение земельных правоотношений

Однако его использование возможно в том случае, если оно не вступает в противоречие с федеральным законодательством.

Классификация юридических фактов

Все юридические факты можно классифицировать:

  1. Правоустанавливающие юридические факты (при наличии которых возникают земельные правоотношения). Так, при заключении договора аренды земельного участка возникают правоотношения по аренде земли; при заключении договора залога возникают кредитные отношения и смешанное право на заложенный земельный участок до ликвидации кредита и т.д.
  2. Правоизменяющие факты (в случаях, когда возникшее земельное правоотношение подвергается какому-либо изменению) и это изменение может осуществляться: а) по объекту земельного правоотношения. Например, при деградации земель сельскохозяйственного назначения, делающей невозможным восстановить в ближайшее время плодородие почв, данный земельный участок консервируется в порядке, устанавливаемом правительством, а в связи с изменением правового статуса этого объекта изменяются и земельные правоотношения в отношении его; б) по субъектам земельных правоотношений. Так, в случае смерти главы крестьянского (фермерского) хозяйства земельный участок передается по наследству одному из членов этого хозяйства по согласованию с другими членами этого хозяйства, то есть данный факт изменяет субъектный состав; в) по содержанию правоотношения. К примеру, появление на земельном участке водной или ветровой эрозии становится юридическим фактом, порождающим для лиц, использующих этот участок, обязанность осуществлять комплекс защитных мероприятий по устранению этого неблагоприятного явления.
  3. Правопрекращающие факты (с возникновением которых земельные правоотношения прекращаются). Так, в земельном законодательстве дан исчерпывающий и не подлежащий расширительному толкованию перечень юридических фактов – оснований прекращения правоотношений по использованию земель.

Каждый из юридических фактов (в том числе и правопрекращающих в земельном праве) может быть либо событием, либо поведением.

События как юридические факты представляют собой обстоятельства, возникающие помимо воли человека. Например, пригодность или непригодность земель для нужд сельского хозяйства обусловлена объективными причинами, и правоотношения по отнесению или неотнесению их в категорию земель сельскохозяйственного назначения возникают, таким образом, на событии – природном формировании данного типа земель, происшедшем, возможно, миллионы лет назад.

События как юридические факты не всегда происходят самопроизвольно, зачастую они связаны с деятельностью человека, что дает основание подразделить их на: абсолютные и относительные.

  • абсолютные события (как юридический факт в земельном праве): явления, которые как в своем возникновении, так и в своем дальнейшем развитии не имеют непосредственной связи с волевой деятельностью человека. Например, абсолютным событием следует считать водно-эрозионные почвенные процессы, возникающие самопроизвольно по причине природных явлений (ливни, гибель растительности и т.п.);
  • относительные события – явления, возникающие в результате деятельности человека, но которые происходят (развиваются) независимо от этих действий и даже вопреки воле человека. Так, относительным событием можно назвать эрозионные почвенные процессы, возникшие в результате неправильной обработки склоновых земель и прогрессирующие, несмотря на принимаемые противоэрозионные меры.

Поведение людей как юридический факт имеет в земельном праве множество аспектов, к числу которых можно отнести:

1) действия физических и юридических лиц, государственных или иных органов власти (вмешательство со стороны государственных органов в деятельность собственника земельного участка, связанную с использованием земли, является юридическим фактом, дающим право взыскивать причиненные таким вмешательством убытки и восстанавливать нарушенные права в установленном законом порядке);

2) бездействие вышеуказанных лиц и иных субъектов земельных правоотношений (неиспользование в течение года земельного участка или его части, предоставленного для сельскохозяйственного производства, за исключением периода мелиоративного строительства и случаев, вызванных стихийными бедствиями, является юридическим фактом, влекущим прекращение права собственности на этот участок);

3) юридическое состояние субъектов земельных правоотношений (временная нетрудоспособность собственника земельного участка или выход его на пенсию является юридическим фактом, предоставляющим собственнику право сдавать свои земельные участки в аренду без изменения целевого назначения сроком до пяти лет).

Поведение людей как юридический факт в земельном праве можно подразделить на: правомерное и неправомерное.

  • к правомерным относятся юридические факты, обуславливающие возникновение юридических прав и обязанностей, предусмотренных нормами земельного права. В случаях нарушения прав, они защищаются соответствующими положениями земельного законодательства. К числу правомерных юридических фактов относят поведение граждан и юридических лиц, которое: а) соответствует действующему земельному законодательству (например, каждый гражданин, имеющий земельный участок, закрепленный за ним на праве собственности, может свободно хозяйствовать на этом участке и совершать различного рода сделки с данным участком, так как «государство гарантирует неприкосновенность и защиту частной собственности на землю, а также защиту прав собственников земли при совершении ими сделок с землей»); б) не соответствует действующему законодательству, но и не противоречит ему. При предоставлении земельного участка организациям для выполнения ими уставных целей, они могут использовать участок и в иных целях (даже, возможно, не отраженных в документах о предоставлении земли), однако их действия в целом должны соответствовать основным положениям устава этих организаций. В качестве примера можно привести случаи, когда субъекты земельных правоотношений Министерства обороны РФ используют закрепленные за ними земли для коллективного огородничества, при условии выполнения этими воинскими частями поставленных перед ними задач;
  • к неправомерным юридическим фактам относится поведение субъектов земельных правоотношений, нарушающих действующее законодательство, вступает с ним в конфликт. Так, при строительстве и вводе в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на состояние земель, к лицам, их производящим, органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ могут применить санкцию в виде наложения штрафа. К числу неправомерных юридических фактов относится также поведение участников земельных правоотношений, которое выражается в бездействии. Непродление срока договора аренды земельного участка влечет за собой прекращение всех прав со стороны арендатора по использованию арендованного земельного участка.

Данная статья была полезна для Вас?

Проголосовали:0

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

  • да

  • нет

Общие положения

Правом бессрочного постоянного землепользования могут обладать только привилегированные категории собственников. Такие земли могут использоваться:

  • центрами, сохраняющими историческое наследие бывших президентов РФ;
  • органами государственной и местной (администрациями, муниципальными управлениями) власти;
  • предприятиями, управляемыми государством  (заводами, фабриками, исследовательскими институтами);
  • учреждениями социального назначения (школами, ВУЗами, детскими садами, больницами, музеями и т.д.).

БПБП ЗУ

Граждане и частные организации к этим категориям не относятся, соответственно не могут получить землю в постоянное пользование. Для них действуют иные нормы. Например, в ст. 39.10 ЗК РФ закреплен порядок получения частными предприятиями или физическими лицами земельной территории на безвозмездной основе, но на установленный срок. Или ст. 39.5 ЗК РФ о безвозмездной передаче земельного надела на основании государственных программ таких как:

  • поддержка молодых либо многодетных семей;
  • инвалидов;
  • развитие жилых территорий;
  • поддержка детей-сирот.

Лица,Лица, обладающие правом БП земельным наделом

Государственные программы дают возможность перевести ЗУ в частную собственность по окончанию срока для пользования, а также при постройках на земельном наделе. А уже с законным имуществом собственник может распорядиться по своему усмотрению, например получить кредит под залог земельного участка.

Оценка права БП

Налоговым кодексом РФ установлена норма об оплате за бессрочное пользование (БП) земельным участком. Для расчета суммы земельного налога нужно знать инвентарную стоимость земли. Кадастровый паспорт содержит эти сведения.

Ст.394 НК РФ указывает размер налоговой ставки, которая составляет 0,3 % от общей кадастровой стоимости для земель:

  • сельскохозяйственного;
  • садово-огороднического назначения;
  • под индивидуальное жилищное строительство.

Для остальных же предусмотрена ставка 1,5 % от кадастровой цены ЗУ.

Виды прекращения постоянного бессрочного пользования

Прежде чем рассматривать варианты прекращения права постоянного бессрочного пользования землей, необходимо рассмотреть, что подразумевается под правом постоянного бессрочного пользования землей.

Этот вид использования земельных участков сохраняет свою актуальность ещё сПраво недвижимости периода советской России, когда это был единственно возможный вариант обладания этим ресурсом.

Суть этого типа использования земли заключается в том, что владелец (в ограниченном масштабе можно говорить о том, что у участка есть владелец) участка может только использовать землю, но передать его по наследству или подарить участок возможностей очень мало — эти права можно реализовать только после выкупа участка.

Прекращение земельных правоотношений

Прекращение права постоянного бессрочного пользования землей регулируется действующим земельным законодательством.

В соответствии со статьями 53 и 54 Земельного Кодекса выделяют два основания для прекращения права постоянного бессрочного пользования:

  • Добровольный отказ пользователя от своего права;
  • Принудительное изъятие участка из пользования.

Других вариантов прекращения права постоянного бессрочного пользования землей современное законодательство не предусматривает.

Добровольный отказ от права постоянного бессрочного пользования землей может быть оформлен лицом, обладающим таким правом, в любой момент времени с начала действия этого права.

Прекращение земельных правоотношений

Оформляется он специальным заявлением, направленным в уполномоченные органы власти, которые занимаются распределением недвижимого имущества.

продажа земельного участка через посредниковОтказ на добровольной основе от права постоянного бессрочного пользования землей может быть вызван разными причинами (например, невозможность владельцем ухаживать за участком в полной мере так, чтобы его плодородие не уменьшалось или нежелание заниматься участком).

Независимо от того, какая именно причина вынудила владельца отказаться от участка и права его использования, в заявлении на отказ эта причина не должна указываться, а требование ее отражения является незаконным.

В том случае, если после смерти наследодателя в права наследования никто не вступил, то прекращение эксплуатации участка также будет рассматриваться как добровольный отказ от права постоянного бессрочного пользования, но осуществленный владельцем при жизни (точнее, в день, предшествующий смерти).

Если говорить о добровольном отказе от права постоянного бессрочного пользования, то для него может быть ещё один вариант — желание пользователя приобрести участок в собственность путем приватизации или выкупа его в соответствии с нормами действующего законодательства.

Прекращение земельных правоотношений

Вторым вариантом прекращения права постоянного бессрочного пользования будет принудительное изъятие.

Для его осуществления государственные органы должны руководствоваться статьей 54 Земельного Кодекса.

Эта статья регламентирует порядок осуществления изъятия, в то время как основания для осуществления прекращения права постоянного бессрочного пользования землей зафиксированы в статье 45 указанного нормативного акта и включают в себя следующие положения:земля под строительство

  • Использование земельного участка в целях, которые нарушают принадлежность надела (например, на сельскохозяйственных землях осуществляется строительство многоквартирного жилого дома), то есть нецелевое использование предоставленного участка;
  • Порча земли, которая приведет к невозможности ее дальнейшего использования, независимо от ее целевого назначения;
  • Такое использование участка, которое приводит к существенному снижению плодородия земли или ухудшению качества производимых на ней продуктов;
  • Невыполнение обязанностей по обязательному сохранению плодородия земель, их охране и рекультивации;
  • Отказ от выполнения обязанностей по приведению выделенного участка в то состояние, которое позволит использовать его в дальнейшем по прямому назначению, определенному принадлежностью участка к его целевому фонду.

В том случае, если уполномоченные органы государственной власти на уровне субъекта или исполнительные органы власти муниципалитета выявляют в ходе проводимой проверки хотя бы одно из перечисленных нарушений в использовании выделенного земельного участка, они могут инициировать процедуру принудительного изъятия земли.

prekrashhenie-prava-postoyannogo-bessrochnogo-polzovaniya-zemelnym-uchastkom-osnovaniyaОснования

Основания для возникновения и прекращения прав постоянного бессрочного пользования участком регламентируются законом ГК РФ. Права на землю и все совершаемые с ней сделки должны проходить госрегистрацию.

Отказаться от земельного участка может сам гражданин, либо проявить такую инициативу за него могут соседи. В последнем случае, они подают жалобу в местный административный орган, в ней указывают причину, которая поспособствовала принятию этого решения. На основании поступившего сигнала, будет рассматриваться вопрос о прекращении права постоянного бессрочного пользования землёй.

Основания для прекращения прав:

  • систематическое невыполнение плана по улучшению плодородного слоя участка, охране почв от ветровой и водной эрозии;
  • задолженность по уплате налогов;
  • использование земли с нарушением основного целевого предназначения;
  • ухудшение общего состояние надела;
  • нарушение экологической обстановки;
  • не соблюдение режима зон культурного наследия или природоохранных зон;
  • другие причины.

Принудительно решить прав пользования земельным участком могут только через суд. После получения сигнала, местная администрация назначает день выезда комиссии. Она выявит соответствие полученной информации с реальными деталями. Если информация будет подтверждена, администрация передаёт дело для дальнейшего рассмотрения в судебную инстанцию. Там уже будут принимать окончательное решение по данному вопросу. Юридическое лицо может добровольно отказаться от земельного участка при ликвидации предприятия, так как его использование стало нецелесообразным.

Права и обязанности собственника земельного участка с правом бессрочного пользования

Согласно статье 40 ЗК РФ, права собственника земельного участка, предоставленного в постоянное пользование другому лицу, таковы:

  1. Собственник имеет право использовать для собственных нужд имеющиеся на участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, пруды, карьеры.
  2. Возводить жилые, производственные, культурно-бытовые здания и другие сооружения в соответствии с целевым назначением земли, а также с разрешением использования его согласно нормам градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарных, противопожарных и иных правил.
  3. Осуществлять оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, если имеется на это разрешение.
  4. Строить пруды и другие не запрещенные законом водные объекты.
  5. Также собственник имеет право на сельхозкультуры, с/х продукция и доходы, полученные от ее реализации.

Все вышеуказанные права возможны, если они не прописаны в документации, и не нарушают оговоренных условий между владельцем участка и гражданином, с которым был заключен договор, подписан акт пользования землей.

Порядок оформления в собственность арендованного земельного участка – с постройками или без

Если данные права исключены, то собственник лишается их. Но он всегда может отменить действие договора, заключенного с учреждением или органом власти, если посчитает необходимым.

Стоит понимать, что право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком — это не право собственности. Распоряжаться землей будет так же, как и раньше, ее владелец — он сможет продать участок, обменять его, подарить, завещать или сдать в аренду.

Отметим еще один важный нюанс — с недавнего времени был наложен запрет на распоряжение земельными участками, переданными на правах постоянного, бессрочного пользования, для землепользователей (не собственников). Ранее землепользователи имели право с согласия собственника распоряжаться земельным участком путем сдачи его в аренду или передачи в безвозмездное срочное пользование (ст.270 ГК РФ). Теперь земельные участки могут быть предоставлены в аренду только их собственниками (п.2 ст.22 ЗК РФ).

Статья 47 ЗК РФ. Основания прекращения права безвозмездного срочного пользования земельным участком

  1. Право безвозмездного срочного пользования земельным участком прекращается по решению лица, предоставившего земельный участок, или по соглашению сторон:
    1) по истечении срока, на который земельный участок был предоставлен;
    2) по основаниям, указанным в пунктах 1 и 2 статьи 45 настоящего Кодекса.

  2. Право на служебный надел прекращается в силу прекращения работником трудовых отношений, в связи с которыми служебный надел был предоставлен, за исключением случаев, указанных в пунктах 3 и 4 настоящей статьи.

  3. Право на служебный надел сохраняется за работником, прекратившим трудовые отношения при переходе его на пенсию по старости или пенсию по инвалидности.

  4. Право на служебный надел сохраняется за одним из членов семьи:
    1) работника, призванного на действительную срочную военную службу или альтернативную службу, на весь срок прохождения службы;
    2) работника, принятого на обучение, на весь срок получения образования;
    3) работника, погибшего в связи с исполнением служебных обязанностей.
    Право на служебный надел сохраняется за нетрудоспособным супругом и престарелыми родителями работника пожизненно, детьми работников до их совершеннолетия.

  5. Прекращение права на служебный надел оформляется решением организации, предоставившей такой служебный надел в пользование.

  6. Работник, прекративший трудовые отношения с организацией, предоставившей служебный надел в пользование, имеет право использовать этот служебный надел после прекращения трудовых отношений в течение срока, необходимого для окончания сельскохозяйственных работ.

Статья 48 ЗК РФ. Основания прекращения сервитута

  1. Частный сервитут может быть прекращен по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

  2. Публичный сервитут может быть прекращен в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута.

Как переоформить?

Граждане, получали ЗУ в БП и в советское время. С вступлением в силу Земельного кодекса поменялись требования к документационному подтверждению прав на территорию. Соответственно за собственниками сохраняется полученное ранее право, но его требуется переоформить по нормам закона. В настоящее время право граждан получивших землю в советские годы не аннулируется, а предлагает пройти процедуру приватизации участка.

Для переоформления права БП предусмотрена процедура упрощенного порядка регистрации. Для этого гражданину нужны только: правоустанавливающий документ и кадастровый паспорт на участок.

Такими правоустанавливающими бумагами являются:

  • акты о предоставлении территории;
  • свидетельство “старого” вида на участок;
  • выписка о разрешении предоставить территорию земли для ведения подсобного хозяйства от местных органов самоуправления;
  • иные документы о факте предоставления участка.

Если ЗУ не учтен в кадастре, то расходы по межеванию и регистрации придется нести заинтересованному лицу, желающему оформить эту территорию в свою собственность.

КадастровыйКадастровый паспорт ЗУ

Обратите внимание: зарегистрировать земли с находящимися на них строениями можно было до 1 марта 2018 года. Для регистрации дачных участков, гаражных кооперативов и подсобных хозяйств временные границы не установлены.

Юридические лица, владеющие землей на праве БП, также могут претендовать на оформление её в частную собственность или же арендовать. Порядок оформления при этом будет общий, а не упрощенный.

prekrashhenie-prava-postoyannogo-bessrochnogo-polzovaniya-zemelnym-uchastkom-vozmozhnostiПрава и возможности после решения суда

Решение суда должно выноситься в соответствии со статьёй №54 пункт №2 ЗК РФ. Местная администрация должна выполнить и свою работу: наложение штрафа на землепользователя и вменение обязательства по устранению допущенных нарушений. Чтобы пользователь земельного участка устранил все недочёты, для этого ему отводится определённый промежуток времени. Если предупреждение будет проигнорировано, администрация присылает уведомление о возбуждении дела в судебной инстанции.

Если гражданину необходимо сохранить свои права, он устранит все нарушения. В противном случае, лишение права постоянного бессрочного пользования участком будет не только правомочным, но и целесообразным. После суда, землепользователь не уклоняется от возмещения ущерба, это подтверждает и судебное постановление.

В случае если инцидент был ничтожным для обращения в суд, гражданин может отстоять свои права через суд. При вынесении положительного решения, неправомерные взыскания, которые были наложены администрацией, будут отменены, а права восстановлены.

Вопросы и ответы юристов

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

Срочный вопрос

Прекращение прав в связи со смертью

Лица, не имеющие статуса собственника, могут иметь только вещные права. В статье под номером №268 ГК РФ прописано, на каких именно основаниях можно будет получить право на бессрочное использование земельного участка.

Родственники, в связи со смертью наследодателя, на законных основаниях получают права на все имеющиеся постройки на этой земле. Но имеются и исключения из этих правил. Они заключаются в следующем:

  • Наследники могут завершить оформление участка в собственность, если эта процедура была начата наследодателем, но не была закончена в связи с его смертью.
  • Наследники могут претендовать на имущество, которое оформлено в собственное владение. Участок необходимо приватизировать или оформить его иным образом, чтобы у наследников в последующем не возникло каких-либо проблем.

Граждане, получившие привилегию на бесплатную эксплуатацию участка ранее 2001 года, могут не волноваться о своих правах. Но их можно лишиться, если нарушить регламент применения. Физическим лицам необходимо пройти процедуру приватизации и оформить право собственности на землю. Для этого им нужно узнать в нотариальной конторе, куда обращаться для оформления всех этих документов. Это даст больше преимуществ при использовании территории, чем при бесплатном бессрочном пользовании. Оформить участок в собственное владение можно только по решению суда.

Договор на БП

Форма договора о бессрочном постоянном использовании ЗУ выглядит следующим образом:

ДоговорДоговор на БП землей

Проведение проводок при прекращении бессрочного права

Если право постоянного пользования участком прекращено, учитывать участок в бюджетном учёте 0.103.11.000 казённое учреждение не имеет права. В бюджетном учёте должны указываться все выбывшие участки из оборота, в том числе и изъятые из пользования у граждан. Основанием для постановки земли на учёт служит свидетельство, подтверждающее право пользования землёй.

Бухгалтерские проводки участка до момента регистрации права бессрочного пользования ведутся на забалансовом счёте 01. После того как получена выписка из единого кадастра недвижимости, участок принимается по дебетовому счёту 0.103.11.330. Автономные и бюджетные учреждения на стоимость принятого к учёту земельного участка должны откорректировать расчёты с учредителем. Все проводки проводятся по счёту 4.210.06.000.

Статья 56 ЗК РФ. Ограничение прав на землю

  1. Права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.

  2. Могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю:
    1) особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах;
    2) особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных;
    3) условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту, строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности;
    4) иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.

  3. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для охранных зон.

  4. Ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно или на определенный срок.

  5. Ограничения прав на землю сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу.

  6. Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.

  7. Ограничение прав на землю может быть обжаловано лицом, чьи права ограничены, в судебном порядке.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...