Право собственности на земельный участок и другие вещные права на землю. Все об объектах и субъектах!

Содержание
  1. Добавление отзыва к работе
  2. Изменение прав на земельный участок
  3. Ограничения в части приобретения земельных участков
  4. Основания
  5. Целевое назначение земли
  6. Кто может распоряжаться федеральной собственностью?
  7. Законодательство
  8. Основа богатства страны
  9. Основные формы
  10. Государственная
  11. Федеральных субъектов
  12. Муниципальная
  13. Частная форма
  14. Сколько земельных участков можно иметь в собственности?
  15. Виды государственной собственности
  16. ОБЪЕКТЫ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, КОТОРЫЕ МОГУТ ПЕРЕДАВАТЬСЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ СОБСТВЕННОСТЬ РЕСПУБЛИК В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, КРАЕВ, ОБЛАСТЕЙ, АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ, АВТОНОМНЫХ ОКРУГОВ, ГОРОДОВ МОСКВЫ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
  17. Процедура передачи земель из федеральной собственности в муниципальную
  18. В каких случаях государство не может отказать в предоставлении земельного участка из федеральной собственности владельцу?
  19. Национализация как способ приобретения земельных участков в федеральную собственность
  20. Основания
  21. Нюансы узаконивания в собственность
  22. Что нужно знать о бесхозных участках
  23. Последствия прирезки
  24. Какие сотки не получится узаконить
  25. Рекомендуем:
  26. Изъятие

Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.

Изменение прав на земельный участок

Если надел принадлежит лицу на каком-либо праве, это не значит, что ситуация неизменная: форму права на земельный участок можно изменить. Так, например, если надел принадлежал субъекту на праве безвозмездного пользования, по истечении 5 лет он может приватизировать земельный участок, то есть обрести на него право собственности. Право пожизненного наследуемого владения может трансформироваться в право собственности, если субъект обратиться с этой целью в Росреестр.

Важно! Если вы владеете наделом и хотите сделать его своей собственностью — обращайтесь к земельным адвокатам общественной организации «Правовой Петербург». Мы выясним, есть ли для этого основания, и поможем собрать все необходимые бумаги.

Отдельно стоит сказать о прекращении прав на надел. Каждый вид правомочий предполагает свои основания для этого. Так, например, если речь идет о безвозмездном пользовании, то это:

  1. Завершение срока, на который надел предоставлялся.
  2. Прекращение трудовых отношений (если надел был служебным).
  3. Отказ субъекта от надела.
  4. Принудительное изъятие надела в случае нарушения субъектом земельного законодательства или при необходимости использования участка для нужд государства или муниципалитета.

Если речь идет о праве собственности, то это правомочие может прекратиться вследствие отчуждения земли по договору, отказа от участка собственника, реквизиции и иных оснований. В ряде случаев возможно принудительное изъятие без предоставления денежной компенсации (конфискация).

Желаете узнать больше информации о правах на участки и порядке их изменения? Получите бесплатную консультацию сотрудников организации «Правовой Петербург» по телефону +7(812)603-72-21 или на странице «Юридическая консультация в СПб».

Ограничения в части приобретения земельных участков

В п.3 ст.15 ЗК РФ определено, что иностранные граждане, иностранные компании не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ, и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральными законами.

Это означает, что иностранцы и иностранные компании не могут выкупить земельный участок, который находится на приграничной территории или в границах морского порта (п.3 ст.15 ЗК РФ, ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 08.11.2007 г. №261-ФЗ).

Перечень приграничный территорий определен Указом Президента РФ от 09.01.2011 г. №26 «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками».

Важно!

Например, иностранцу или иностранной компании нельзя приобрести землю в Краснодарском крае в отношении следующих муниципальных образований: Ейский район, Каневской район, Мостовский район, Приморско-Ахтарский район, Славянский район, Темрюкский район, Туапсинский район, Щербиновский район, город-курорт Анапа, город-курорт Геленджик, город Новороссийск, город-курорт Сочи.

Ограничения имеются и в других правовых пунктах. Так, земли сельскохозяйственного назначения иностранцы могут ее использовать исключительно на правах аренды. Законодательством об огородничестве и садоводстве также установлены определенные ограничения в части приобретения в собственность земельного участка.

Важно!

Иностранные граждане, иностранные компании, лица без гражданства, а также компании, в уставном капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 01.05.2016 г. №119-ФЗ (ст.3 Федерального закона от 24.07.2002 г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).

Но на практике данное ограничение обходят. Так, иностранные компании и иностранные граждане создают на территории России фирмы («дочки», «дочки дочек») и приобретают землю.

Также ограничение по приобретению земельных участков содержат Федеральный закон от 30.11.1995 г. №187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» и Закон Российской Федерации от 21.02.1992 г. №2395–1 «О недрах», которые закрепляют порядок пользования участками континентального шельфа и недрами.

Законодательством РФ запрещено иметь на праве собственности участки недр, участки континентального шельфа, участки лесного фонда. Эти объекты могут предоставляться иностранцам только на праве аренды и то при условии, что они имеют право заниматься соответствующим видом деятельности.

Основания

Причины внесения определенных территорий в список федеральной собственности указываются в 17 статье ЗК РФ (п. 1):

  • Участки могут принадлежать государству в рамках действующего законодательства.
  • Земли становятся частью федеральной собственности по итогам разграничения земельных владений страны.
  • Участки земли, которые приобретены органами государственной власти РФ.

Целевое назначение земли

Процесс приобретения и отчуждения земельных участков в России регулируется преимущественно главой 30 – «Продажа недвижимости» Гражданского кодекса РФ и ст. 37 – «Особенности купли-продажи земельных участков» Земельного кодекса РФ. Сделка купли-продажи для каждой категории земель имеет свои особенности, поэтому важно обратить внимание на целевое назначение участка.

Целевое назначение – это установленное законом разделение земельных участков по видам и назначению использования.

Часто после совершения сделки собственник обнаруживает, что приобретенная им земля, к примеру, имеет сельскохозяйственное назначение. А объект, который он хотел возвести на участке, относится к жилой застройке. Следовательно, собственник не может построить его на этом земельном участке. Чтобы избежать таких казусов, в первую очередь стоит проверить целевое назначение земли.

Земельные участки: категории и особенности выкупа

Ст. 7 Земельного кодекса РФ разделяет земли на следующие категории:

  • земли сельскохозяйственного назначения$
  • земли населенных пунктов;
  • земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
  • земли особо охраняемых территорий и объектов;
  • земли лесного фонда;
  • земли водного фонда;
  • земли запаса.

Кто может распоряжаться федеральной собственностью?

Данным имуществом могут распоряжаться только компетентные органы, которые действуют от имени государственной власти и защищают общественные интересы. Данные организации осуществляют их выкуп.

Они используются для муниципальных и государственных нужд.

Законодательство

Правовое регулирование федеральных земельных владений осуществляется в рамках:

  • Земельного кодекса (ЗК РФ);
  • Закона № 137 «О введении в действие ЗК РФ»;
  • Лесного кодекса;
  • Иных федеральных законов и постановлений правительства.
Право собственности на земельный участок и другие вещные права на землю. Все об объектах и субъектах!

Согласно п. 2 ст. 16 ЗК РФ, отнесение земель к федеральной собственности осуществляется путём принятия соответствующих федеральных законов.

Основа богатства страны

Объекты, которые составляют основу богатства России, это:

  • Ресурсы, относящиеся к континентальному шельфу, территориальным водам и морям РФ.
  • Природные объекты, которые охраняются или используются по-особенному. К таковым относятся заповедники, нацпарки, курорты и заказники.
  • Историко-культурные и природные объекты, культурные учреждения и художественные ценности.

Основные формы

В российском законодательстве собственность на земельные участки подразделяется на 4 формы. Все формы земельной собственности закреплены в вышеуказанных статьях Конституции.

Земельный Кодекс РФ детализирует основные понятия, определяя, какие земли могут быть только государственными, либо только муниципальными.

В таблице указаны основополагающие формы собственности и формы по субъектности.

Формы собственности на земельные наделы

Государственная Муниципальная Частная Прочие формы
Федеральная

Субъектов

 Административных районов

Городов, сел, префектур

Физлиц

Юрлиц

Общая

Совместная

Долевая и т.д.

Государственная

К этой форме относятся федеральные владения — земли, принадлежащие Российской Федерации и земельные угодья субъектов РФ.

Право собственности на земельный участок и другие вещные права на землю. Все об объектах и субъектах!Федеральная собственность распространяется на ЗУ, которые не переданы другим владельцам.

Это земли, предназначенные для осуществления полномочий органов власти, оборонных и охранных потребностей, общегосударственных нужд. Федеральная собственность исключает наличие бесхозных ЗУ.

Распоряжаются угодьями федеральные органы власти, строго обязательное использование всех наделов не предусмотрено. Границы владения разграничиваются между землями субъектов РФ.

Важно! ЗУ могут быть переданы для распоряжения юридическим лицам в случаях, когда это допускается законодательством. Полученная рента от этого используется для народных интересов.

Федеральных субъектов

Это земли в пределах границ территории субъектов. Предназначение — обеспечение решения задач, стоящих перед областью, краем, республикой.

Разграничение осуществляется между федеральными землями и муниципальными. Распоряжаются ЗУ госорганы и органы местного самоуправления посредством принятия правовых документов.

Хозяйственное использование ЗУ осуществляют унитарные госпредприятия, коим делегируются полномочия по распоряжению землями в экономических интересах субъекта РФ для решения социальных задач. Выгода для регионального бюджета заключается в присвоении части ренты в виде арендной платы, земельного налога.

Муниципальная

Это земли, находящиеся во владении административно-территориальных единиц. Земельные участки районов, городов, сельских поселений, префектур.

Их предназначение — удовлетворять социально-экономические потребности населения, проживающего на данной территории. Использование земель осуществляется в строгом соответствии с назначением участков.

Частная форма

Право собственности на земельный участок и другие вещные права на землю. Все об объектах и субъектах!Частными владельцами земельных участков являются физические и юридические лица.

Они распоряжаются землёй, используют её по своему усмотрению.

Но из-за отнесения земли к особо ценным ресурсам землевладельцы имеют обязанности перед другими частными собственниками и государством.

Частная собственность на землю может быть двух видов — индивидуальной и коллективной.Например,земля под многоквартирным домом. Равнозначными данной категории можно считать иные формы собственности на землю — долевая, общая и другие.

Сколько земельных участков можно иметь в собственности?

Законодательством не предусмотрен регламент количества участков, оформленных в собственность физических или юридических лиц. Единственное ограничение накладывается на приватизацию ЗУ – она допускается единственный раз в течение жизни правообладателя. При этом муж и жена не несут солидарной ответственности за приватизацию друг друга. Соответственно, каждый член семьи вправе оформить один земельный участок.

Безвозмездное получение земельных участков в собственность многодетной семье допускается только при условии, что муж или жена ранее не участвовали в приватизации земель.

На гражданские сделки по приобретению наделов, ограничения не устанавливаются.

Виды государственной собственности

Категория государственного имущества, которая несет в себе важную культурную и историческую ценность (памятники, архитектурные сооружения), а так же, все многообразие естественных природных ресурсов.

  • Объекты, которые выполнением своих функций обеспечивают нормальное существование и развитие страны. К ним относятся некоммерческие предприятия, структуры ВС РФ, а также казна РФ;
  • Предприятия, которые выпускают продукцию, предназначенную для обороноспособности государства.
  • Общероссийские автомобильные дороги и те организации, которые осуществляют их обслуживание.
  • Организации, которые можно отнести к категории народного хозяйства страны.

как выписать бывшую жену из квартирыЕсли вы хотите купить квартиру в Турции на берегу моря, то сейчас это очень просто сделать!

Вам необходимо выписать свою бывшую жену из квартиры и вы не знаете, как это сделать? Прочтите нашу статью.

По договору социального найма можно обменять только равноценную квартиру. Как это сделать, читайте  в тематическом материале.

ОБЪЕКТЫ,
ОТНОСЯЩИЕСЯ К ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, КОТОРЫЕ МОГУТ ПЕРЕДАВАТЬСЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ СОБСТВЕННОСТЬ РЕСПУБЛИК В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, КРАЕВ, ОБЛАСТЕЙ, АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ, АВТОНОМНЫХ ОКРУГОВ, ГОРОДОВ МОСКВЫ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

1. Предприятия всех отраслей народного хозяйства, признанные в соответствии с законодательством Российской Федерации занимающими доминирующее положение на республиканском (Российской Федерации) или местных рынках товаров (работ, услуг).

2. Крупнейшие предприятия народного хозяйства (со среднегодовой стоимостью основных фондов на 1 января 1992 года более 200 млн. рублей или численностью занятых более 10 тысяч человек).

3. Предприятия атомного и энергетического машиностроения.

4. Предприятия рыбопромысловой промышленности.

5. Зверосовхозы.

6. Государственные санаторно-курортные учреждения (не входящие в состав имущества предприятий), объекты гостиничного хозяйства, находящиеся в ведении центральных органов государственного управления Российской Федерации.

7. Учреждения здравоохранения и народного образования, культуры и спорта, кроме указанных в Приложении 3 (не входящие в составе имущества предприятий).

8. Научно-исследовательские, проектно-конструкторские, геологоразведочные и изыскательские организации, а в случае нахождения их в составе научно-производственных объединений – указанные объединения.

9. Предприятия автомобильного транспорта (за исключением указанных в Приложении 3).

10. Предприятия по строительству и эксплуатации водохозяйственных систем и сооружений.

11. Предприятия телевидения и радиовещания, полиграфические предприятия, издательства, информационные и телеграфные агентства, находящиеся в ведении Министерства печати и массовой информации Российской Федерации.

12. Средние специальные и профессиональные учебные заведения.

13. Предприятия общереспубликанского значения в строительстве, производстве строительных материалов и конструкций.

14. Оптово-складские помещения, элеваторное хозяйство, холодильные установки, базы комплектации, имеющие общереспубликанское значение.

15. Предприятия, включенные в перечень организаций, привлекаемых для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Приложение 3
к постановлению ВС РФ
от 27 декабря 1991 г. N 3020-1

Процедура передачи земель из федеральной собственности в муниципальную

Передача федеральных земель муниципалитетам осуществляется в следующих случаях:кадастровый инженер

  • При наличии на федеральных участках строений, относящихся к муниципальной собственности;
  • В целях выполнения региональных и местных программ по предоставлению участков земли нуждающимся лицам;
  • В целях реализации плана застройки и/или развития территории.

Процедура передачи земель в ведение муниципалитета осуществляется следующим образом:

  • Подача заявления о передаче в федеральные органы исполнительной власти;
  • Рассмотрение заявления в течение 30 дней;
  • Принятие решения о передаче участка или об отказе в передаче;
  • Принятие решения о проведении кадастровых работ по образованию границ передаваемого участка (при отсутствии кадастрового номера или при первичном разграничении);
  • Согласование процедуры передачи;
  • Регистрация муниципального права собственности в органах Росимущества.

В каких случаях государство не может отказать в предоставлении земельного участка из федеральной собственности владельцу?

Государство обязано предоставить заявителю земельный участок в следующих случаях:

  • Для строительства жилья. Исключением являются случаи, когда данная земля была изъята из оборота;
  • Если по закону он имеет право на данные участки, но на них наложен запрет на приватизацию;
  • В случае резервирования земли для государственных и муниципальных служб.

Однако не следует думать, что любой из граждан может получить право на пользование землей из федеральной собственности. Для оформления также существуют серьезные проблемы.

Процесс распределения землей осуществляется Законом о планировании использования земельных участков. Благодаря ему определяются цели использования земли. Также при предоставлении земли важную роль играет правовой статус граждан.

Национализация как способ приобретения земельных участков в федеральную собственность

Национализация земли представляет собой самостоятельный механизм изъятия частных землевладений в федеральную собственность.

Национализация земли регламентирована ст. 235 ГК РФ.

Если обратиться к гражданскому праву, то понятие «национализация земли» или другого имущества является одной из самых непроработанных категорий права. В литературе приводится несколько определений данному понятию, огласим лишь одно из них.

Национализация – это государственно-властный акт, созданный на законных основаниях, направленный на принудительное прекращение права частной собственности и передачу имущества в федеральную собственность с целью обеспечения условий для функционирования того или иного государственного сектора.

Данное определение позволяет вывести следующие отличительные черты национализации:

  • государственно-волевой акт, иными словами, национализация земель возможна только уполномоченными представителями органов исполнительной власти (ст. 35 Конституции РФ).
  • законный акт: национализация земли возможна только при соблюдении законности. В ином случае любые действия будут признаны насилием и принуждением со стороны органов государственной власти, несмотря на основания возникновения нужд.
  • принудительный акт: оспорить необходимость национализации невозможно, но при этом не должны отмечаться факты уменьшения размера имущества.
  • возмездный акт: национализация земли должна происходить только на основе равноценной выплаты владельцу справедливой стоимости земельного участка. В ином случае национализация земли будет признаваться незаконным действием со стороны органов исполнительной власти.

Основания

В п. 1 ст. 17 ЗК РФ определены основания, при которых земли находятся в федеральной собственности. Это:

  • Принадлежность участков государству в пределах законодательства.
  • Становление части федеральной собственности по результатам разграничения земельных наделов.
  • Приобретение госорганами, обладающими соответствующими полномочиями.

Нюансы узаконивания в собственность

Закон устанавливает нормы, при которых узаконивание возможно:

  • В земельном законодательстве есть понятие предельного минимального размера участка. Этот показатель отличается для разных категорий земель. Площадь прирезок не должна быть больше этого показателя. Если лишних земель больше, узаконить их нельзя. Например, минимальная площадь участка для СНТ – 6 соток. Это означает, что к своим «законным» шести соткам в деревне вы сможете прирезать максимум такую же площадь. В этой норме права есть еще один важный момент, который нельзя не учитывать. Дело в том, что минимальный размер земли устанавливают местные органы власти, а не федеральные. И может оказаться, что в некоторых регионах таких норм просто нет. В этом случае вы сможете прирезать не больше, чем одна десятая часть вашего участка.
  • Важно помнить и еще один момент. Когда вы заказываете межевание, вы должны предоставить документы на землю. И в этих документах указана площадь ЗУ. Когда фактическая площадь отличается, кадастровый инженер должен не просто установить новые границы, но и обосновать отклонения. Фактические границы должны существовать не менее 15 лет и быть закреплены какими-то объектами. Объекты могут быть природными или искусственными. Важно, чтобы они позволяли точно определить, как проходят границы земли.

Что нужно знать о бесхозных участках

Собственники земельных паев часто пытаются увеличить их за счет соседних земель, которые не используются. Но в таком случае можно легко попасть в установленную ловушку.

Прежде чем, попытаться заполучить землю, нужно выяснить чей это участок. Сделать это просто, достаточно написать заявление на сайте Ростреестра и заказать расширенную справку из ЕГРН. Быстро и просто ее можно заказать через сайт EGRNKa.ru.

Дополнительная земля может быть в собственности, в бессрочном пользовании, во владении пожизненно. Узнав такие данные, можно попробовать заключить сделку с хозяином земли. Если не получиться, попытаться решить вопрос на законных основаниях, используя то, что земля не применяется по назначению. Если попытаетесь незаконно завладеть участком, то владелец может легко через суд, вернуть свою землю.

Использование лишних соток чужой территории считается самозахватом, карается по закону. Также, если вы решите продать участок, то лишние сотки привлекут проблемы. Ведь если нет юридических прав, то проводить манипуляции нужно только со своей землей. Также, стоит заметить, что лишняя земля приносит дополнительные риски не только вам, но и вашим наследникам.

Последствия прирезки

Согласно Закона 150-ФЗ от 17.06.2019 года, который вступил в законную силу с 16.09.2019г. — россиянам официально была разрешена регистрация лишних участков земли. Это решение положительно отразилось на владельцах участков. Ведь оформленная земля на законном основании будет собственностью граждан и повысятся доходы в казну, за счет оплаты земельного налога.

Какие сотки не получится узаконить

Даже если вы фактически пользуетесь землей долгие годы, а площадь прирезок соответствует закону, есть риск того, что вам откажут в их оформлении. Есть категории земель, которые не могут быть оформлены в частную собственность:

  • Лишняя земля относится к категории особо охраняемых территорий или земель лесного фонда.
  • Если есть водный объект, который находится в федеральной или муниципальной собственности.
  • Земли, которые предоставлены для служб транспорта или связи.
  • Участки, которые находятся рядом с землями, необходимыми для государственных нужд.
  • Сотки, которые заходят на зоны санитарной охраны водоемов хозяйственно-бытового значения или на береговую зону.

В практике чаще всего встречаются случаи, когда в оформлении лишних соток отказывают, так как они относятся к лесному фонду. Зарегистрировать их в собственность нельзя. Но в этом случае есть возможность оформить аренду. Чтобы заранее знать, какими возможностями вы можете воспользоваться, приходите на консультацию к нашему эксперту.

Источники

  • https://1kvartirka.ru/skolko-zemelnyh-uchastkov-mozhno-imet-v-sobstvennosti/
  • https://realtyinfo.online/4661-stoimost-osobennosti-oformleniya-zemelnogo-uchastka-v-sobstvennost
  • https://vostok-kvartal.ru/uchastok/skolko-polozheno-sotok-zemli-na-cheloveka-2.html
  • https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/sobstvennost/formy/skolko-mozhno-imet-zemli.html
  • https://zakonometr.ru/zemlja/dokumenty/uchastok/sobstvennost/predely-sobstvennosti.html
  • https://aif.ru/society/law/kakie_izlishki_zemli_mozhno_besplatno_oformit_v_sobstvennost_po_novomu_zako
  • https://GeomerGroup.ru/article/kak-oformit-i-uzakonit-lishnie-sotki.html
  • https://EGRNka.ru/info/lishnie-sotki-zemli-kak-oformit/

[свернуть]

Рекомендуем:

Изъятие

Данная процедура регламентируется Земельным кодексом. Выкуп – это один из наиболее востребованных правовых инструментов такого изъятия. По закону, выкуп наделов земли с целью обеспечения государственных и муниципальных нужд может иметь место только в исключительных случаях. Этот принцип защищает права граждан. Об этом исполнительный орган выносит специальное распоряжение.

Решение может быть принято в отношении федеральной собственности, собственности субъектов РФ соответствующими органами. Местные власти не имеют таких полномочий. Поэтому для этого им приходится обращаться в вышестоящие инстанции. Как показывает юридическая практика, которая направлена на выкуп земли для государственных нужд, обычно право собственности передается третьему лицу.

Федеральная собственность, субъектов РФ
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...