Право собственности и другие права на участки леса

См. также[править | править код]

  • Всемирный Лесной Дозор

Поиск объекта в ЕГРН

Расширенный поиск

Состав и правовое положение земель лесного фонда

Земли лесного фонда включают в себя следующие типы земельных участков и лесов:

  • защитные территории;
  • эксплуатационные территории;
  • резервные территории;
  • иные земельные участки, предназначенные для лесов, которые определяются как защитные территории;
  • земли лесного фонда;
  • другие категории любых земель, которые могут быть использованы для лесного фонда.

Понятие и состав земель лесного фонда подразумевают использование земельных участков исключительно с первоначальным целевым назначением.

Правовой режим лесного фонда прописан и четко указан не только в земельном и лесном законодательстве, но и в других нормативно-правовых актах, которые предписывают использование земельных участков под леса и лесные территории.

В частности, это касается Постановления Правительства РФ № 48, где прописаны все аспекты и особенности документов, касающихся перевода земель из категории лесного фонда в любую другую и наоборот.

Правовой режим лесного земельного фонда подразумевает использование участков только для осуществления лесохозяйственной деятельности или под леса. К примеру, эксплуатационные леса – это те лесные земельные участки, которые эксплуатируются для проведения этой самой деятельности: вырубка леса, переработка лесопродуктов и прочая деятельность.

Согласно статье 5 Лесного кодекса РФ вся деятельность, касающаяся лесных земельных участков, должна осуществляться, исходя из понятия леса как целой экологической системе, которая нуждается в защите и безопасности.

Понятие категории

состав земель лесного фонда

Под землями государственного лесного фонда следует понимать земли как лесного, так и нелесного типа. Первые либо покрыты растительностью, либо нет, однако необходимы для ее восстановления. Сюда целесообразно отнести гари, вырубки, прогалины, пустыри и так далее. Нелесными называются такие земли, которые предназначены для хозяйственных нужд. Это дороги, сельскохозяйственные угодья, просеки, а также другие территории, находящиеся в составе земель лесного фонда (например, неудобья и болота).

Особенности правового режима

Государственный лесной фонд — это огромная территория, больше половины всей площади страны. Разработан целый свод законов, который определяет пользование землями данной категории.

Земли лесного фонда И основные из них — это Лесной Кодекс и Земельный. Задача Лесного Кодекса — способствование защите лесных ресурсов государства. Лесной фонд имеет огромное экологическое, экономическое значение.

Поэтому в Кодексе указывается, кто распоряжается землями лесного фонда, какой статус они имеют, какие меры должны соблюдаться по защите лесов. Также Лесной Кодекс определяет и право пользования продукцией хозяйства, по каким нормативам должно вестись строительство на землях лесного фонда. 

Изначально земли лесного фонда принадлежат государству, но оно может передавать их в собственность регионам.

ВРИ у данных земель

Статья 25 Лесного кодекса выделяет следующие виды разрешенной эксплуатации земель из лесного фонда:

  • заготовка древесины, живицы, недревесных лесных ресурсов, пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений;
  • охотничье хозяйство;
  • ведение с/х;
  • научно-исследовательская и образовательная деятельность в сфере лесного хозяйства;
  • рекреационная деятельность;
  • выращивание лесных плантаций;
  • выращивание саженцев, ягодных, плодовых, декоративных растений;
  • геолого-исследовательские работы;
  • строительство водохранилищ, линейных объектов, переработка древесины;
  • религиозная деятельность.

Законы Российской Федерации по ЗК РФ

Все документы >>>

Муниципальная собственность на леса

В Лесном кодексе России предусмотрено также введение иной формы собственности на леса – муниципальная собственность. В полномочия органов местного управления по отношению к лесным участкам входит владение, пользование и распоряжение этими лесными участками (пункт 1 части 1 статьи 84 Лесного Кодекса России). Муниципальная собственность на земельные участки также предусматривается Земельным Кодексом Российской Федерации. Согласно статье 19 Земельного Кодекса России в муниципальную собственность входят земельные участки, признанные такими федеральным законодательством и принятые в соответствии с ним законами субъектов России, право муниципальной собственности на которые появилось при разделении госсобственности на землю, приобретенные по основаниям из гражданского законодательства.

У муниципальных образований, выступающих в качестве собственников лесных участков, есть полномочия владения, пользования и распоряжения данными лесными участками. Полномочиями органов местного управления является определение ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, а также ставок платы за единицу площади этого лесного участка с целью аренды; проведение муниципального лесного контроля и надзора по отношению к таким лесным участкам; организация исполнения мер по пожарной безопасности в лесах и пр. (часть 1 статьи 84 Лесного Кодекса России). Помимо этого, органами местного управления осуществляется разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, которые находятся на землях населенных пунктов с городскими лесами (часть 1.1 статьи 84 Лесного Кодекса России).

Замечание 1

Причем перечень полномочий органов местного управления не исчерпывающий: органы местного управления наделяются отдельными гос. полномочиями по использованию, охране, защите, воспроизводству лесов в законодательном порядке (часть 2 статьи 84 Лесного Кодекса России).

В Лесном Кодексе России не предусматривается возможность передачи лесных участков из земель лесного фонда субъектам России и муниципальным образованиям.

В частную собственность могут входить леса, растущие на земельных участках, предоставленных в частную собственность, к примеру, участки из состава земель сельхозназначения.

Важная особенность госсобственности заключается в том, что она организуется и функционирует для осуществления задач государства. Причем государство защищает свое право собственности на таких же основаниях, что и остальные собственники. В государственную собственность входят известные властные, публичные элементы, ограниченные законом при последовательной демократической организации общества.

Как оформить в собственность землю лесного фонда

Единственным законным способом получения земли из ЛФ в свою собственность, является изменение ее категории. На территории Российской Федерации подобные вопросы регулируются специализированным Департаментом лесного хозяйства, представительства которого расположены в каждом, даже провинциальном населенном пункте.

Процесс перевода земель «неразграниченной» государственной собственности проводится Правительством России.

Для успешного переведения земель, необходимо будет подготовить объемный пакет тщательно собранной документации, которая будет рассмотрена в 3 стадии – на местном уровне, в масштабах субъекта Федерации, и, наконец, на Федеральном уровне.

Каковы положения закона

Кому принадлежат леса в России? Государству. Изъять их из лесфонда или включить туда, передать в пользование субъекту Федерации возможно, лишь соблюдая указания Федерального Закона.

Зато находиться там вправе каждый гражданин, чтобы поохотиться (если это законно), собрать для личных нужд дары природы (ягоды, грибы, орехи, целебные растения).

Чтобы на территории гослесфонда дозволено было заниматься строительными работами, прокладывать инженерные сети, добывать полезные ископаемые, обойтись при этом без смены категории, от лесхоза потребуется разрешение. В нем требуется оговорить все предстоящие виды работ и положенные охранные меры.

Северо-Кавказский ФО

  • Кабардино-Балкарская Республика ()

    • Право собственности и другие права на участки леса
  • Карачаево-Черкесская Республика ()

    • Право собственности и другие права на участки леса
  • Республика Дагестан ()

    • Право собственности и другие права на участки леса
  • Республика Ингушетия ()

    • Право собственности и другие права на участки леса
  • Республика Северная Осетия-Алания ()

    • Право собственности и другие права на участки леса
  • Ставропольский край ()

    • Право собственности и другие права на участки леса
  • Чеченская Республика ()

    • Право собственности и другие права на участки леса

Как проводится аукцион?

Возможно ли оформить переуступку правТорги на право оформления договора для пользования землями лесополосы осуществляются во всех случаях. Исключением являются ситуации, описанные в ст. 36 и 43-45 Лесного Кодекса России.

Организацией аукциона занимаются госорганы или люди, уполномоченные согласно договору с этими госорганами. Организатор объявляет о проведении торгов на соответствующем интернет-ресурсе не позднее, чем за один месяц до даты начала. В объявлении должна быть информация о предмете, его подробных характеристиках, месте проведения, сроках принятия заявок, начальной стоимости лота.

Важно! Первоначальная цена участка, принадлежащего лесному хозяйству, определяется согласно ст. 73 и 76 Лесного Кодекса РФ.

Организатором разрабатывается кадастр реализуемого участка, подготавливается вся документация, договор аренды, а также определяется минимальный “шаг” торгов, то есть повышение стоимости в ходе аукциона. Как правило, “шаг” не превышает 5% от первоначально выставленной цены.

При подаче заявки для участия в торгах, физическому лицу необходимо указывать персональные данные, а юридическому – название и форму ведения бизнеса, его юридическое и фактическое местонахождение, банковские реквизиты.

Каждый участник обязан оплатить задаток для принятия участия в торгах. После внесения необходимой суммы, квитанцию об уплате требуется прикрепить к заявке. Отказать от участия в аукционе организатор может в случае не поступления задатка, банкротства организации или отсутствия в заявке каких-то важных данных.

Сам аукцион проводится по стандартной схеме. Начальная стоимость лота постепенно увеличивается на минимальный “шаг” торгов. Каждую цену организатор обязан повторять трижды. В случае если после произнесения суммы на третий раз никто не повысит ставку, то победителем торгов станет участник, предложивший последнюю цену. Вся информация по окончанию торгов указывается в протоколе, который прикрепляется к договору. Он заключается через 10 дней после аукциона.

Важно! Всем участникам торгов, не выигравшим лот, задатки возвращаются в течение пяти дней после завершения аукциона.

Если на торгах аренды земель лесополосы имеется только один участник, то он автоматически становится победителем и обязуется подписать договор в течение 20 дней.

Если же на покупку права аренды за минимальную назначенную стоимость никто не соглашается, то после ее объявления три раза аукцион объявляется несостоявшимся.

Сибирский ФО

  • Алтайский край ()

    • Право собственности и другие права на участки леса
  • Забайкальский край ()

    • Право собственности и другие права на участки леса
  • Иркутская область ()

    • Право собственности и другие права на участки леса
  • Кемеровская область ()

    • Право собственности и другие права на участки леса
  • Красноярский край ()

    • Право собственности и другие права на участки леса
  • Новосибирская область ()

    • Право собственности и другие права на участки леса
  • Омская область ()

    • Право собственности и другие права на участки леса
  • Республика Алтай ()

    • Право собственности и другие права на участки леса
  • Республика Бурятия ()

    • Право собственности и другие права на участки леса
  • Республика Тыва ()

    • Право собственности и другие права на участки леса
  • Республика Хакасия ()

    • Право собственности и другие права на участки леса
  • Томская область ()

    • Право собственности и другие права на участки леса

Строительство

На землях лесного фонда допускаются строительные работы. Но построить на них частный дом нельзя. Законодательство допускает возведение следующих типов построек на лесных участках:

  • сторожки и иные строения подобного рода;
  • туристические лагеря;
  • физкультурные комплексы;
  • оздоровительные санатории.

Частные постройки допускается возводить только на землях населенных пунктов и сельскохозяйственных землях. При этом нередко застройка земель лесного фонда велась из-за нечеткого деления земель по категориям.

Перевод в земли населенных пунктов

Право собственности и другие права на участки лесаПеревод земель лесного фонда в землю населенных пунктов может потребоваться при необходимости проведения строительных работ на землях или использования их для иных целей, не предусмотрены действующей редакцией Земельного кодекса.

Также участок земли из Лесного фонда нельзя оформить в собственность до того как он не будет исключен из лесного реестра.

Такой перевод в землю населенного пункта производится в исключительных ситуациях и данная процедура предполагает специальный порядок.

Так, согласно действующему законодательству допускается подобный перевод в следующих случаях:

  • когда такое изменение предусмотрено лесоустроительной документацией/документацией территориального планирования;
  • при изменении черты поселений;
  • в целях создания охраняемых территорий, отнесения земель к историко-культурным, природоохранным зонам;
  • при отсутствии нужд в ЗУ у лесного хозяйства;
  • при невозможности дальше использовать землю целевым образом;
  • при потребности в землях в оборонных целях и пр.
земля многодетной семье условия полученияВыписаться из квартиры и прописаться в другую

можно достаточно просто, нужно собрать необходимый пакет документов и обратиться в соответствующие органы.

Сколько придется ждать многодетной семье, чтобы получить заветную землю? Узнайте об этом из нашей статьи.

Мечтаете получить земельный участок для ведение фермерской деятельности? Здесь есть пошаговая инструкция, как достичь своей цели максимально быстро.

Кто может заявить о переводе земель?

Заявить о переводе земель лесного фонда в категорию земель поселений могут физические и юридические лица, органы государственного и местного самоуправления. Для этого необходимо подать в Федеральное агентство лесного хозяйства комплект документов, включающий в свой состав:

  • ходатайство от заявителя;
  • паспорт заявителя для физлица, учредительных документов для юрлиц;
  • акт выбора ЗУ лесного фонда;
  • решение местного органа федерального агентства лесного хозяйства;
  • акт натурного техобследования участка лесного фонда;
  • расчет размера потерь лесного хозяйства;
  • схема размещаемого на участке лесного фонда объекта;
  • справка из территориального органа об отсутствии на участке полезных ископаемых;
  • заключение экологической экспертизы;
  • выписка ЕГРП на недвижимость и сделок на участок лесного фонда.

Указанные документы рассматриваются в агентстве в течение 14 дней, после чего они возвращаются заявителю (при отрицательном решении).

Или же агентство готовит проект акта Правительства о переводе и предоставляет его в Министерство природных ресурсов, где он будет рассматриваться еще 15 дней.

В завершении Минприроды подготовит резолюцию о переводе земли из лесного фонда в другую категорию.

Чтобы воспользоваться нормами лесной амнистии собственнику земельного участка на спорной территории необходимо пройти следующие этапы:

  1. Подготовить межевой план ЗУ при помощи кадастровых инженеров или БТИ.
  2. Подготовить правоустанавливающие документы на участок, кадастровый паспорт; документы, по которым землепользователю предоставлялась земля.
  3. Обратиться с представленными документами в региональное отделение МФЦ или Росреестра.
  4. По результатам обращения площадь земельного участка, которая значится в лесном кадастре, будет приписана к площади участка населенного пункта. Данная услуга предоставляется бесплатно.

Таким образом, земли лесного фонда – особая категория участков, которая особо контролируется государством. С этим связаны сложности при переводе таких земель в другую категорию, которая может быть отведена под застройку. Без такого перевода на землях лесного фонда запрещено строительство частных владений.

Оформление лесного участка в собственность также невозможно: он может принадлежать только федеральным и региональным властям.

В отношении спорных земель, входящим одновременно в состав земель поселений и лесной фонд в 2017 году была объявлена амнистия. Она позволяет беспрепятственно перевести спорные территории в собственность землепользователя.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей

Третья группа

Третья группа земель лесного фонда — это леса многолесной местности, которые играют преимущественно эксплуатационную роль. В процессе заготовки древесины должно быть обеспечено сохранение экологического функционала этих участков. Стоит заметить, что леса представленной группы классифицируются на освоенные и резервные.

Как осуществляется управление

Управление базируется на положениях Лесного и Земельного кодексов и  предполагает соблюдение нескольких важных принципов:

  • Развитие экономики должно сочетаться с улучшением состояния окружающей среды.
  • Земли лесного фонда использоваться должны рационально и в интересах государства.
  • Государственное управление осуществляется Правительством РФ непосредственно, федеральными органами управления, а также через органы местной власти.

Основные функции по управлению землями лесного фонда на данное время со всей ответственностью возложены на Министерство природных ресурсов. Для ведения деятельности по использованию ресурсов лесного фонда необходимо получить лицензию.

ВНИМАНИЕ! Изъятие лесных и нелесных земель фонда осуществляется только в случае крайней необходимости.

Регулируется процесс изъятия статьей 49 Земельного Кодекса. Если нужно перевести земли из данной категории в другую, вопрос решается на уровне Правительства, органов власти субъектов Федерации, органов местного управления.

Какие участки земли лесополосы не подлежат переводу в частное владение?

Согласно ЗК РФ п.4 ст. 27 и ФЗ п.8 ст. 28 земли, ограниченные для использования или снятые с оборота, запрещено передавать во владение частным лицам.

К перечню таких участков относятся:

  • Кладбища.
  • Охраняемые территории лесного фонда и водные ресурсы на нем.
  • Участки земли, принадлежащие ВС РФ.
  • Заповедники, относящиеся к государству, а также национальная парковая зона.

Охрана

Лес является важным богатством страны, ее незаменимым ресурсом. Поэтому на государственном уровне разработаны различные законодательные акты, способные защитить лесные угодья. При нарушении законов об охране леса предусмотрено несколько видов ответственности — уголовная, административная, возмещение причиненного ущерба.

Если при этом правонарушитель занимался изготовлением лесопродуктов, они будут у него изъяты.Согласно статье 99 Лесного Кодекса назначение меры наказания по уголовной и административной ответственности не избавляет от возмещения причиненного лесу ущерба.

Комментарии

Необходимо отметить, что в лесах разобранных выше групп могут выделяться особо защитные лесные массивы с ограниченным режимом лесопользования. Сюда в первую очередь целесообразно включить берего-защитные и почво­защитные территории, проходящие вдоль берегов объектов водного типа, склонов оврагов. Помимо этого, сюда относятся места распространения находящихся под угрозой исчезновения и редких диких животных, представителей мира флоры и так далее.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...