Перераспределение земельных участков

Перераспределение земельных участков

Эта процедура ведет к образованию новых границ. Если прежние смежные наделы находились в частной собственности, то и новые будут иметь такой же статус.

Вот какие территории могут стать объектами подобной процедуры:

  • смежные наделы;
  • участки, которые не находятся под санкциями или под арестом.

К территориям, подлежащим перераспределению, предъявляют некоторые требования. Эти угодья должны:

  • быть зарегистрированы в гос. кадастре;
  • принадлежать единому муниципальному округу, так как данная процедура не должна приводить к изменению границ административных земель;
  • иметь однотипную целевую категорию.

Обратите внимание!

Перераспределение личной территории граждан должно производиться по их взаимному согласию.

Если данная процедура приведет к нарушению норм, установленных законом (например, площадь при этом уменьшится или увеличится, присоединение будет невыгодно одной из сторон, будет затруднен проезд к участку), такая сделка не может состояться.

Если территории находятся в ведении федеральных властей или муниципалитета, эти участки не могут быть перемежеваны с наделами частных граждан и между собой даже путем перераспределения. Исключение составляет застройка, иные случаи, которые необходимы для пересмотра кадастрового плана всей территории.

Право участвовать в перераспределении (если нет исключений) имеют:

  • землепользователи;
  • граждане, арендующие землю;
  • залогодержатели;
  • землевладельцы.

Изъятие земель у собственников

Первоначальным источником фонда стали изъятые у колхозов и совхозов пашни (10%) согласно Постановлению Президиума Верховного Совета РСФСР, Совмина РСФСР № 891-1 (15 марта 1991г.). Изъятые земли предназначались для снабжения участками земли новых крестьянских хозяйств.

1.443 Как формируется фонд перераспределения земель?

Вариант ответа 1 – За счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения физическим лицом права собственности на земельный участок

Вариант ответа 2 – За счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок
Вариант ответа 3 – За счет земельных участков из земель запаса, поступающих в этот фонд в случае приобретения субъектом Российской Федерации права собственности на земельный участок

Комментарии

Понятие фонда перераспределения земель

Сам факт появления фондов перераспределения земель можно отнести к периоду осуществления земельной реформы, которая проводилась в начале девяностых.

О фонде перераспределения можно сказать следующее:

  • Одной из главных задач организации является решение поставленной задачи по созданию крестьянских и фермерских хозяйств, а так же общего развития сельского хозяйства на территории страны.
  • Следовательно, данная организация выполняет своеобразную ресурсную функцию, используя которую удается найти наделы для людей, желающих взяться за создание крестьянского или фермерского хозяйства. Как правило, эта категория граждан не имела изначальных прав на землю, по той причине, что они не находились в членском составе сельскохозяйственных предприятий.
  • В большинстве своём сюда вошли земли, в ходе проверки которых было выяснено, что их использование не является рациональным. Чаще всего это территории, не подвергавшиеся вообще никакой обработке.
  • К концу 2001 года, практика по организации земельного фонда перераспределения была оговорена в законодательстве, а если быть точным, то речь идёт о Земельном Кодексе Российской Федерации.

Для чего был создан фонд?

Он создавался для того, чтобы отрегулировать процедуру перераспределения земельных наделов, имеющих сельскохозяйственное предназначение. Подобные участки часто выступают в качестве объекта разного рода правовых отношений.

Полезно знать! Фонд так же регулирует порядок использования, оборот и правовое регулирование различных вопросов, которые связаны с земельными участками сельскохозяйственного назначения.

Фонд перераспределения земель

Перераспределение земельных участков

У государства должны быть свободные земельные территории, чтобы оно могло при необходимости передать их юрлицам или гражданам для сельскохозяйственной деятельности. Для этого был создан Фонд перераспределения земель.

На этих угодьях можно основать:

  • сельские товарищества;
  • фермерские хозяйства;
  • сельхоз. кооперативы;
  • выпасы для скота;
  • лесопосадки;
  • научно-исследовательские общества;
  • сенокосные луга и т.п.

Иногда такие территории могут быть отданы для организации промыслов и быта малочисленным народностям

Вот какими путями наделы попадают в данный фонд:

  • граждане добровольно отказались от своих участков, не желают или не имеют возможности обрабатывать их;
  • собственник скончался, не оставив завещания, а законных наследников у него нет, или они отказались от доставшегося им участка;
  • принудительное изъятие надела по решению суда. В этом случае компенсация бывшему владельцу не полагается;
  • выкуп земли властями, если надел потребовался для государственных нужд.

Цели создания фонда перераспределения земель

Целью создания фонда по перераспределению земельных территорий является организация государственных территорий исключительно сельскохозяйственного предназначения. Ключевым фактором в процессе учреждения такого фонда являлся показатель целевого назначения земель.

При наличии оснований для изъятия территорий и включения их в активы распределительного фонда все участки не теряют своего особого целевого назначения, так как продолжают использоваться для удовлетворения потребностей сельского хозяйства и фермерства после определения точного владельца, собственника или арендатора.

Государственный фонд перераспределения земель был создан с целью рационального распределения, а также грамотного разделения между гражданами и юридическими лицами всех земельных активов соответствующего фонда. Главной задачей распределительного фонда является такое распоряжение сельскохозяйственными территориями, которое будет гарантировать соблюдение правил целевого использования.

Перераспределение важно для последующего осуществления хозяйственной деятельности, проведения любых фермерских работ, а также расширения сельскохозяйственной деятельности, для организации подсобных личных хозяйств, садоводства и огородничества.

Пополнение фонда в результате земельной реформы

Земельная реформа в 90-х годах, а именно реорганизация колхозов и совхозов, приватизация их земель, формирование коллективно-долевой собственности, привела к появлению земельных излишков, которые стали следующим источником пополнения фонда перераспределения.

Земельная реформа происходила на основании ряда законодательных актов:

  • Земельный Кодекс РСФСР, принятый в 1991г.;
  • Указ Президента РФ № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР (27 декабря 1991г.);
  • Постановление Правительства РФ № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» (29 декабря 1991г.);
  • Постановление Правительства РФ № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» (04 сентября 1992г.).

Положения данных актов предусматривали осуществление реорганизации и приватизации в срок до 01.01.1993 года путем реализации следующих шагов:

  • формирование комиссий районного и внутрихозяйственного уровня по вопросам приватизации и реорганизации (во всех районах, колхозах и совхозах);
  • выбор коллективным хозяйством параметров реформы: форма собственности на землю, порядок направления заявления на предоставление земельного ресурса в выбранную форму собственности, на выкуп/в аренду участков земли с превышением нормы бесплатного предоставления.

Норма являлась среднерайонной, расчет ее осуществлялся делением общей площади земель в границах всех предприятий района сельскохозяйственного характера (за исключениями, установленными законом) на совокупное количество лиц, трудящихся в сельском хозяйстве, в том числе, пенсионеров и служащих социальной сферы. Совместно с применением такой средней нормы администрации районов были уполномочены использовать дифференциацию норм бесплатного предоставления угодий в собственность в зависимости от плотности населения зон районов.

Несмотря на разницу в плотности населения различных зон, дифференциация в большинстве случаев не применялась. Общая же площадь угодий, составляющих объем совместной долевой собственности, исчислялась перемножением среднерайонной нормы по бесплатному предоставлению и количества лиц, владеющих правом на земельную долю. Таким образом, распределение земельных долей в разных хозяйствах оказалось неравномерным: где-то размер доли получился меньшим, чем среднерайонная норма, в иных хозяйствах он оказался равен ей, а в третьих сложились излишки. Эти излишки отражали разницу между реальной площадью земли предприятия и определенной расчетно через применение среднерайонной нормы и стали очередным поступлением в фонд перераспределения земель.

Замечание 1

Надо отметить, что в рамках земельной реформы за колхозами и совхозами законодательно сохранилось право не изменять существующую организационно-правовую форму, т.е. не проводить реорганизацию. Однако, сельскохозяйственные угодья предприятий, воспользовавшихся этим правом, наравне со всеми прочими подлежали приватизации.

Как происходит формирование фонда?

Как происходит формирование фонда?

Фонд перераспределения земель создаётся из площадей, имеющих сельскохозяйственное предназначение, но в виду обстоятельств их эксплуатация приостановлена , или же они были переданы муниципальным органам в процессе совершения законной сделки.

В частности, если опираться на Земельный Кодекс Российской Федерации, то обсуждаемый фонд может получить землю при следующих обстоятельствах:

  • При отсутствии гражданина, который желает купить участок. В данном случае земля приобретается муниципальными органами согласно рыночной цене.
  • В ситуации, когда участок подвергается отчуждению. Речь идёт о случаях приобретения земли сельскохозяйственного назначения иностранцами, а также, компаниями, в уставном капитале которых большая часть принадлежит гражданам другого государства. Также земля попадает в фонд при отчуждении участка, площадь которого превышает допустимый законодательством размер земельных участков, принадлежащих одному гражданину.
  • Стоит заметить, что в ситуации, когда земельные участки выставляются на продажу, представители муниципальных образований имеют законное преимущество на покупку.
  • При добровольном отказе от земельного надела, участок становится официально бесхозным и все права, которые ранее на него имел собственник, должны быть прекращены в соответствии с требованиями закона.
  • Встречаются так же ситуации, когда земельный участок изымают принудительно, в случаях, оговоренных действующим законодательством Российской Федерации. Наиболее частой причиной является ненадлежащее использование земель.
  • В фонд попадают земли, когда после смерти собственника отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию. Или например, наследник совершил отказ от наследства в пользу государства.

Основания включения земельных участков в фонд перераспределения земель

Законодательством определены те случаи, которые являются основаниями для включения территорий в специальный фонд с целью дальнейшего распоряжения и перераспределения участков среди частных пользователей (физических и юридических лиц), а также государственных и муниципальных органов и предприятий. Основаниями для включения земельных участков в государственный фонд перераспределения земель являются следующие территории:

  • участки, которые не стали объектом наследования, так как в силу обстоятельств не оказалось наследников, которые претендуют на территорию на любых основаниях (в законном порядке, при наличии завещания);
  • территории, которые не были унаследованы, так как лицо, выступающее в роли завещателя, добровольно лишило всех наследников прав на владение данным участком;
  • земельные участки, от которых наследники добровольно отказались без указания конкретного субъекта, который стал бы законным владельцем территории;
  • недвижимое имущество, по поводу которого было подано заявление о добровольном отказе от участка;
  • участки, которые не были объектом наследования, если ни один из законных наследников не объявил о своем праве на владение участком в установленном порядке и в дозволенные сроки;
  • участки, которые были переданы наследователем в государственную собственность на добровольных началах;
  • недвижимое имущество в виде земельных участков, которое было изъято из собственности, владения или пользования при наличии законных оснований, связанных с нарушением земельного законодательства (нарушение правил целевого использования земель, нанесение вреда, нарушение правил и невыполнение прямых обязанностей, заключение незаконных сделок и др.).

Проект перераспределения земель

Перераспределение земельных участковПроект составляется для упорядочения использования земель сельскохозяйственного назначения физическим и юридическими лицами, а также для повышения эффективности процесса создания новых земельных участков, выделяемых в счет долей.

Создание проекта не обходится без технической, правовой и экономической документации. Обязательны расчеты, подробное описание и создание проектных планов. Все мероприятия, которые планируется проводить при образовании новых участков и упорядочении уже существующих, должны быть обоснованы.

Материалы приводятся в текстовой и графической форме.В рамках проекта может быть проведено измерение долей и границ территории.

Работы по его составлению состоят из следующих этапов:

  • проведение подготовительных работ;
  • этап разработки;
  • согласование;
  • утверждение;
  • процесс формирования землеустроительного дела;
  • сдача дела заказчику, его копия направляется в органы государственной власти.

При проведении подготовительных работ осуществляется сбор сведений о территории. Проект состоит из графической части и текстовой. Он должен быть согласован с органами местного самоуправления, кадастровой службой и другими органами власти, права которых затрагивает этот проект. Также он должен быть утвержден собственниками участков.

рассчитать больничный лист по беременности и родамТарифная и бестарифная система оплаты труда

 — какую выбрать?

Узнать о том, как правильно рассчитать больничный во время вашей беременности, и разобраться в этом вопросе, вы можете здесь.

На какой максимальный срок можно рассчитывать при получении больничного, вы узнаете, если пройдете по ссылке и прочтете наш материал.

Как происходит формирование фонда перераспределения земель?

Поступление земель в нецелевую категорию составляет главную основу пополнения фонда. Для того, чтобы получить сведения о наличии земель в фонде перераспределения, категория должна иметь несколько нераспределенных участков.

Способы пополнения фонда перераспределения земли:

  • отказ от земли в добровольном порядке (например, за ненадобностью);
  • признание земли выморочной недвижимостью по наследству (в случае отсутствия наследников, их отказа, признания претендентов недостойными, отсутствие указания адресата при отказе от наследства и т.д.);
  • изъятие земельного участка в принудительном порядке (ненадлежащее использование).

Принудительное изъятие земли происходит в следующих случаях:

  • Изъятие на государственные нужды – ст. 279-282 ГК РФ устанавливают обязательный выкуп требуемой земли у собственника участка.
  • Согласно ст. 50 ЗК РФ, принудительное изъятие земли без компенсации происходит в случае совершения лицом преступления.
  • Принудительное лишение права собственности на землю и дальнейшее изъятие участка может быть связано с нецелевым использованием надела, о чем прописано в ст. 54 ЗК РФ.

Таким образом, фонд перераспределения земель может пополняться из разных источников. При этом угодья подлежат занесению в отдельный список на основании особенностей их местоположения и характера почвы.

Земли лесного фонда и земли запаса

Согласно Земельному Кодексу РСФСР от 1991г. фонд перераспределения земель на первоначальном этапе развития крестьянских и дачных хозяйств пополнился также за счет земель лесного фонда (не покрытых лесом), а также земель запаса.

Определение 2

Земли запаса представляют собой земельные участки, собственником которых является муниципалитет или государство, не предоставленные физическим или юридическим лицам (ЗК РФ, ст. 103).

Субъекты эксплуатации земель

Формирование фонда перераспределения угодий и его дальнейшее использование подразумевает определение круга лиц, участвующих в эксплуатации земельных наделов в соответствии с нуждами.

Согласно ст. 78 ЗК РФ, к числу субъектов для использования сельскохозяйственных площадей относятся:

  • физические и юридические лица;
  • фермерские хозяйства, садоводческие и животноводческие общества;
  • нуждающиеся в пастбищах и выгулах;
  • товарищества на вере;
  • предприятия унитарного типа, коммерческие организации;
  • организации некоммерческого толка, включая религиозные фонды;
  • научные и производственные объединения;
  • сельскохозяйственные учебные заведения;
  • общины, ведущие промысловую деятельность (коренные народы крайнего Севера).

Вышеперечисленные субъекты входят в число основных претендентов на использование фонда перераспределения угодий под сельское хозяйство. Однако, перечень не является окончательным и может быть дополнен рядом субъектов, осуществляющих хозяйственную и прочую деятельность, связанную с задействованием угодий.

Субъектами для эксплуатации фонда перераспределения земель не могут быть признаны иностранные граждане и лица без гражданства. Для них отмечен особый порядок использования сельскохозяйственных земель, который предполагает исключительно аренду.

Как происходит регулирование фонда?

Как стать председателем ТСЖ?

По вопросам регулирования свободных площадей можно отметить следующее:

  • Распоряжение и обслуживание целиком ложиться на местную власть.
  • Данные о том, какие участки есть в земельном фонде, находятся в общем доступе. Так же в открытом доступе содержится и вся необходимая техническая информация, такая как: площадь, место расположения и т.д.
  • Всю необходимую информацию обязаны предоставлять уполномоченные представители местной администрации. Также новости о появлении новых участков публикуются в местных средствах массовой информации для того, чтобы население имело возможность использовать свои права.
  • Приобрести земельный участок из фонда перераспределения гражданин, имеющий соответствующий интерес, должен обратиться в администрацию муниципального района, который уполномочен на предоставление подобных земель в аренду или же для передачи в собственность.

Полезно знать! Фонд перераспределения земель открывает перед обычными гражданами и различными организации дополнительные возможности по получению земли сельскохозяйственного назначения. И если имеется какой-то интерес к этой сфере, тогда стоит обязательно изучить подобную возможность.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:
 
+7 (499) 350-37-25 (Москва)
+7 (812) 309-53-42 (Санкт-Петербург)
 
Это быстро и бесплатно!

Общедоступность сведений о земельных участках в составе фонда перераспределения

Фонд по осуществлению перераспределения создан не только для выполнения государственных регистрационных работ, но и для удобства граждан, которые заинтересованы в приобретении и использовании земельных территорий. Поэтому все граждане и предприятия, которые претендуют на данные земельные участки, могут в свободном доступе просмотреть всю необходимую информацию о любом территориальном объекте.

Фонд по проведению перераспределения государственных земельных территорий является открытой государственной структурой, поэтому все сведения о наличии земель в фонде перераспределения являются доступными для всех категорий граждан:

  • частных лиц (физических и юридических);
  • государственных и муниципальных органов местного самоуправления;
  • учреждений и предприятий, которые находятся в собственности муниципальных и государственных органов;
  • предприятий, которые созданы на некоммерческой основе.

Обеспечение и поддержка общедоступности информационной базы фонда по перераспределению входит в обязанности всех государственных исполнительных органов и местной муниципальной власти.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Как происходит регулирование?

Фонд перераспределения земель входит в зону ведения со стороны местных администраций субъектов Российской Федерации. Полномочия указанных органов закреплены в законодательных актах.

Согласно ст. 60 ЗК РФ, земли запаса могут использоваться физическими лицами, не входящими в состав колхозов, с/х объединений и прочих хозяйственных обществ.

В соответствии со ст. 68 ЗК РФ, сельскохозяйственные наделы для выращивания культур, заготовки сена и выпаса крупного рогатого скота предоставляются из фонда земель запаса только в аренду.

Ст. 85 ЗК РФ устанавливает, что в случае нехватки положенных по закону служебных земель, местные администрации вправе обратиться к фонду с целью предоставления угодий.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...