Особенности предоставления земельных участков

Понятие «земельные отношения»

Под «земельными отношениями» понимаются урегулированные нормами земельного права общественные отношения по поводу приобретения (приватизации, купли-продажи и иных сделок), ис­пользования и охраны земель, складывающиеся между органами власти, физическими и юридическими лицами. 

Земля рассматривается в качестве объекта земельных правоотношений (как разновидности общественных отношений) не только ввиду того, что она – объект природы, составная часть окружающей среды, а вследствие экономической выгоды от ее использования человеком. Это важное обстоятельство определяет экономическое, социальное и экологическое значение земельных отношений. Тем не менее, земля как объект общественных отношений продолжает оставаться объектом природы даже тогда, когда к ней прикладывается человеческий труд. В этом одна из основных особенностей земли в качестве объекта общественных отношений и соответственно самих земельных отношений.

В ст. 3 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ (далее – ЗК РФ) «Отношения, регулируемые земельным законодательством» приводится легальное определение «земельных отношений», под которыми понимают отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. К такого рода отношениям  относятся отношения по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых объектов, объектов культурного наследия народов РФ. При этом имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

,

. . , , . , , .

, , , . .

52 53 , ,. , .. , . : , , , , ; ‘ , , , ; .

:

  • , , , ;
  • , ;
  • ;
  • , , -, , .

, . 101 , , . , , : ; , ; , , , , , , , , , . , , , – .

, ; , , .

. , . , , , .

, 15 1998 . 66- « , » (. 2 . 19) , ; , , , -, (, ). 11 « () » , , , , , .

. 7 « » , , , , , : , , , ; .

8 : , , ; , , , , , , .

, 19 1997 . 109- « »* . . 22 , , , (), .

, . . , .

, , , , – , , .

. 46 « ». , , , , , , , , , , , .

, , , – , , , .

, , . 47 , , , , , , , , . , , .

. , , . — . . , , , , , .

. 83 , :

  • , ;
  • , , , ;
  • ( ) ;
  • ;
  • , , , , , ;
  • , , , , , , , , , . , .

, . . , .

, . 10 , , , , , . , , . . , , .

, , , – , , .

, , , , , , . .

. 20 . : ; , , , , ; , , , , ..

– , , , , 30 1999 . 52- « – »* (. 21). , , , (), .

, . – .

, , , , , , , , , , . , , , , , .

25 1995 . 153- « », . 5 , , , , , .

15 1999 . 26 « » (. 7) , , : ; , ; , ; , , ..

. , . 117 , (, ); , , ; ; , , , .

. , , 21 1996 . 306 « », 23 1996 . 328 « 1996—1997 , », 5 1995 . 13 « , » .

, , , , , .

Особенности предоставления земельных участков в целях строительства жилья

Муниципальные власти и государство предоставляют свои земли гражданам и организациям в целях строительства жилья на основании статей Гражданского, Земельного, Жилищного и Градостроительного кодексов.

земельный участок под строительствоВведение Градостроительного кодекса РФ потребовало определенной синхронизации положений Земельного кодекса. В результате проведенных изменений в Земельный кодекс были добавлены новые статьи, касающиеся отношений по жилищному строительству.

В статье 30.1 кодифицированного нормативно-правового акта в сфере земельных отношений содержится специальное регулирование по отношению к статье 30 того же кодекса. Статья 30 устанавливает общие правила предоставления земельных наделов в целях строительства.

Если участки предоставляются для строительства жилья, то положения статьи 30 будут применяться с учетом оговорок, содержащихся в статье 30.1.

В соответствии с 1-м пунктом статьи 30.1 земельные участки для жилищного строительства могут выделяться государственными или муниципальными властями и в собственность, и в аренду, а также в срочное пользование на безвозмездных условиях по основаниям, закрепленным Земельным кодексом РФ.

Особенности предоставления земельных участков

Жилищное строительство — создание зданий, строений, сооружений, которые будут являться объектами жилищных прав.

Жилищный кодекс закрепляет за жилыми помещениями статус объектов жилищных прав (ч. 1 ст. 15).

Конкретными видами объектов жилищных прав являются жилые дома, части жилых домов, квартиры, части квартир, комнаты (жилых домов и квартир).

Жилой дом — индивидуальное здание с комнатами и помещениями вспомогательного применения, которые предназначаются для обеспечения бытовых и других нужд граждан, касающихся их проживания в таком здании (ч. 2 ст. 16 Жилищного кодекса РФ).

проведение аукциона по продаже землиСтроительство жилья ведется в жилых зонах, формируемых по итогам градостроительного зонирования. В жилые зоны могут входить застройки домами различной этажности. В жилых зонах разрешается строить раздельно стоящие, встроенные или пристроенные социальные и коммунально-бытовые объекты, объекты здравоохранения, образования, здания культуры, стоянки автотранспорта, гаражи, объекты, обеспечивающие проживание граждан и не действующие отрицательно на окружающую среду.

В случае осуществляется предоставление земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства из фонда муниципальной и государственной собственности, то предварительной договоренности о месте расположения объекта не требуется.

Согласно земельному законодательству земельные наделы для жилищного строительства продаются или предоставляются в аренду посредством проведения аукциона, кроме ситуаций, предусмотренных законами.

Без проведения торгов предоставляются земли:

  • Лицам, с которыми государство или муниципалитет заключили контракт на постройку объекта недвижимости, причем подобное строительство может проводиться только за счет средств федерального или местного бюджета в соответствии с заказом для государственных или муниципальных нужд;
  • Жилищно-строительным кооперативам по основаниям, предусмотренным законодательством;
  • Для строительства в пределах застроенной зоны, в отношении которой приняли решение о развитии;
  • При несостоявшихся аукционных торгах, если в них принимало участие менее 2-х лиц.

Участок также может быть предоставлен на условиях аренды для ИЖС (индивидуальное жилищное строительство). Земля в таком случае предоставляется на основании заявления лица, желающего получить земельную собственность.

Индивидуальное жилищное строительство на участке имеет свою специфику.

Особенности предоставления земельных участков

Если гражданин приобретет участок или возьмет в аренду для целей

ИЖС

, то ни в коем случае он не сможет возвести на нем многоквартирный жилой дом, так как такое строительство не попадает в категорию ИЖС построек.

земля под ИЖС молодой семьиЗемля для индивидуального жилищного строительства может выделяться в жилых зонах, которые соответственно определяются градостроительным зонированием. Градостроительное зонирование всегда предусматривает обширные территории, отделенные для застройки индивидуальными жилыми домами.

Стоит отметить, что в жилищном законодательстве РФ нет такого понятия, как «индивидуальный жилой дом». Существует лишь родовое, цельное понятие «жилой дом».

В части 3 статьи 48 Градостроительного кодекса объектом индивидуального жилищного строительства признается отдельно стоящий жилой дом с этажами не больше 3-х. При этом в таком доме может проживать только одна семья.

Таким образом, земельные участки выделяются гражданам и юридическим лицам в целях строительства на них жилья на условиях, предусмотренных вышеназванными кодексами, другими законами и местными актами локального правового регулирования.

Размеры земельных наделов

Закон устанавливает предельную величину участков, которые могут быть получены у муниципалитета. Ограничение предусмотрено минимальной и максимальной величины. Оно зависит от назначения земельного надела.

Важно! Ограничения установлены исключительно при предоставлении участков на безвозмездной основе или в аренду на длительный срок. Если гражданин желает приобрести землю в собственность, то размер наделов не ограничивается.

Показатель застройки, которые влияют на предельный размер участка:

  • минимальная и максимальная высота строения или количество этажей;
  • процент застройки (рассчитывается исходя из застроенной площади к общей площади земельного надела);
  • величина отступов, которые не подлежат застройке.

На какие участки предельные нормы не распространяются?

Нормативы применяются к определенным земельным участка. Закон предусматривает перечень земель, на которые нормы не распространяются:

  • выкупаемые из муниципальной или государственной собственности;
  • предназначенные для расположения объектов государственных и муниципальных предприятий.

Основным условием является целевое использование надела. Перечень объектов, которые могут располагаться на таких участках:

  • автомобильные дороги;
  • муниципальные объекты электроснабжения, водоснабжения, отопления;
  • федеральные и региональные объекты транспорта и путей сообщения;
  • федеральные и региональные электрические системы.

Кроме того, закон устанавливает понятие неделимых наделов. Под неделимыми понимаются земли, площадь которых меньше установленного минимального предела в определенном муниципальном образовании.

Виды земельных правоотношений

Земельные правоотношения можно классифицировать:

– по характеру содержания правоотношения (по функциональной роли): регулятивные и охранительные.

– регулятивные земельные отношения – отношения, складывающиеся в процессе реализации земельно-правовых норм, не связанных с применением юридической ответственности, и которые выражаются, как правило, в совершении участниками данных отношений позитивных действий. Традиционно, на практике возникают именно такие отношения (изъятие земельного участка у собственника для государственных или муниципальных нужд, заключение договора аренды земли и т.д.).

– охранительные земельные правоотношения возникают в связи с совершенными правонарушениями, либо с наличием угрозы их совершения и реализуются при применении юридической ответственности. К примеру, самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы влечет наложение административного штрафа на виновных граждан, должностных лиц и юридических лиц.

по степени определенности сторон правоотношения: абсолютные и относительные.

– абсолютные правоотношения – это те, в которых определена только одна сторона – носитель субъективного права. Один субъект наделяется субъективным правом, остальные же субъекты обязаны не нарушать это субъективное право. Примером данного правоотношения будет являться реализация субъектом права собственности. Собственник имеет правомочия владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему земельным участком, при этом все остальные лица обязаны уважать и не нарушать эти правомочия.

– относительные правоотношения – правоотношения, в которых оба субъекта строго определены и являются носителями прав и обязанностей по отношению друг к другу. Примером относительного правоотношения будут правоотношения, которые связаны с нормами гражданского права и, соответственно, переплетаются с положениями земельного права. Так, согласно договору купли-продажи между продавцом и покупателем земельного участка возникают конкретные, относительные правоотношения

 по характеру регулирования отношений: материальные и процессуальные.

– материальные земельные правоотношения устанавливают права и обязанности субъектов права по поводу охраны и использования земли, а также запреты на совершение тех или иных действий в отношении земель. Другими словами, это правоотношения, которые складываются в связи с использованием прав и обязанностей, предусмотренных нормами земельного права. В данном случае примером может являться право на залог земельного участка; обязанность не нарушать права других лиц, использующих землю.

– процессуальные земельные правоотношения выражаются в нормах, устанавливающих порядок возникновения, изменения, прекращения и осуществления материальных правоотношений, то есть правовому регулированию подвергаются не сами земельные правоотношения, а способ их реализации. Примером данных правоотношений может являться порядок оформления сделок с землей, порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд и т.д.

– по целевому назначения земель: по использованию земель сельскохозяйственного назначения; по использованию земель поселений; по использованию земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, обороны и иного специального назначения; по использованию земель особо охраняемых территорий; по использованию земель лесного фонда; по использованию земель водного фонда;  по использованию земель запаса.

Также земельные отношения классифицируются в зависимости от своего содержания. По данному основанию выделяют:

– Земельные правоотношения в сфере собственности на землю. Возможность наличия частной собственности на землю определяет содержание земельных правоотношений, а именно отношений по владению, пользованию и распоряжению землей, особенности правового режима земельных участков.

– Правоотношения по поводу прав на землю, производных от права собственности. Эта группа правоотношений делится на правоотношения, имеющие характер вещных прав, и правоотношения, имеющие обязательственный характер.

3емельные правоотношения в сфере управления использованием земель и их охраны. Независимо от того, находится ли земля в частной, государственной или муниципальной собственности, государство в лице уполномоченных на то исполнительных органов государственной власти осуществляет определенные функции в целях организации рационального использования и охраны всех земель, входящих в состав земельного фонда России, исходя из общегосударственных интересов.

Правовое регулирование земельных правоотношений включается в себя систему регулятивных и охранительно-предупредительных норм.

Особенности предоставления земель сельскохозяйственного назначения

земля сельхозназначенияПредоставление гражданам и организациям в собственность или аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения, которые принадлежат государству или муниципалитету, проводится согласно Федеральному закону от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (дальше по тексту — Закон).

Согласно пункту 1-му ст. 10 Закона земельные наделы сельскохозяйственного назначения получают физические и юридические лица в собственность на основании проведенных торгов (аукцион, конкурс).

Арендные отношения по землям сельскохозяйственного назначения регулируются статьей 34 Земельного кодекса РФ. Если имеется одно заявление на сдачу в аренду земли, при этом предварительно и заблаговременно в СМИ публиковалась информация о торгах, то участок будет сдан в аренду единственному заявителю.

Особенности предоставления земельных участков

Если подано два и более заявления, то организуются торги, победитель которых получит участок в аренду.

Кроме того, уже арендованный участок может быть выкуплен временным владельцем по прошествии 3-х лет аренды по рыночной стоимости с условием, что участок был использован надлежащим образом.

Землю могут получить без торгов и других ограничений в аренду религиозные организации (объединения), казачьи общества, научно-исследовательские организации, образовательные учреждения сельскохозяйственного профиля, общины небольших народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в целях организации сельскохозяйственного производства, укрепления национального образа жизни, способов хозяйствования и промысла коренных народов различных отдаленных регионов Российской Федерации.

земля сельскохозяйственного назначенияПричем выкупить землю из аренды в собственность в вышеперечисленных случаях нельзя. Торги по продаже сельскохозяйственных земельных участков в собственность организуются и проводятся на основании статьи 38 Земельного кодекса.

Предоставление участков для коммерческой деятельности осуществляется согласно статье 34 ЗК РФ. Данная статья также регулирует заключение договоров аренды и купли-продажи для иных целей, не затрагивающих строительство.

Земли сельскохозяйственного профиля, принадлежащие государству или муниципалитету, получают крестьянско-фермерские хозяйства, сельскохозяйственные организации на срок до 5 лет, если такие субъекты хозяйствования участвуют в программах государственной поддержки по развитию сельского хозяйства. При этом перечисленные организации должны вести исключительно сельскохозяйственную деятельность.

Таким образом, предоставление государственных и муниципальных земель производится в соответствии с актами нормативного регулирования земельных отношений в России, при этом следует учитывать, что локальные нормы местных органов самоуправления играют не меньшую роль в организации порядка выделения земельных наделов.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей

Предельные размеры земельных участков зоны автомобильного транспорта

Следующий распространенный случай – выделение земельного надела под строительство или расширение автомобильных трасс (дорог).

Как следует из Федерального закона №257-ФЗ от 8 ноября 2007 года, в настоящее время можно выделить несколько разновидностей дорог, каждый из которых требует выделения участка строго определенной площади:

  • трассы федерального значения;
  • регионального или межмуниципального значения;
  • местного значения;
  • частные автотрассы.

Как следует из положений Строительных норм и правил №2.05.02-85, по категории, к которой относятся дороги, и их загруженности (интенсивности потока) выделяют следующие категории дорог: на I-а, I-б, II, III, IV и V.

Помимо прочего, если трасса пролегает вне населенного пункта (независимо от числа проживающих в нем человек), по ее краям должны быть предусмотрены придорожные полосы, ширина которых также определена законодателем и составляет:

  • 25 м – для трасс V категории;
  • 50 м – для дорог, относящихся к III или IV категориям;
  • 75 м – для автотрасс I или II категорий;
  • 100 м – для дорог, служащих для подъезда к городу со стороны иных населенных пунктов, для отрезков федеральных автотрасс общего пользования, сооруженных для объезда городов, в которых проживает не более 250000 человек.

Предельные размеры земельных участков для зоны религиозного назначения

Первый из рассматриваемых случаев – выделение земли под строительство культовых сооружений и связанные с ними постройки и прочие объекты.

Итак, наиболее важный объект комплекса – здание храма, должно быть построено таким образом, чтобы отступ от красной линии составлял хотя бы 3 м.

Однако это правило на деле является лишь рекомендацией: если подразумевается не строительство храма, а реконструкция уже существующего объекта, дистанция может быть существенно уменьшена, вплоть до полного совпадения с красной линией.

Законодатель также дает рекомендации по этажности храмов: приходские должны иметь от одного до двух этажей, кроме того, допускается устройство встроенно-пристроенных и просто встроенных сооружений. Максимальное значение застройки территории должно составлять не более 80%.

На том же участке, в соответствии с действующим проектом и техническими нормами, могут или должны быть:

  • построены сопутствующие основному культовому сооружению здания, напрямую относящиеся к назначению строительства;
  • проведено озеленение;
  • выстроено жилье для служителей культа и обслуживающего здание и прилегающие территории персонала;
  • построен хозяйственный корпус (или, при необходимости, несколько);
  • оборудованы парковки из расчета 7-10 мест для автомобилей и 15-20 – для мопедов и велосипедов на 100 одновременно находящихся на территории храма лиц. Площадь одного места для машины составляет, в зависимости от обстоятельств, 22,5-25 м2;
  • гостиницы различного типа, в также помещения для временного размещения приезжих (паломников);
  • временные торговые павильоны и киоски;
  • общественные туалеты;
  • объекты, предназначенные для поддержания пожарной безопасности.

Различия норм для различных видов земель

ППЗ различных муниципалитетов устанавливает минимальная и максимальная величина наделов земли, в зависимости:

  • от назначения участка;
  • норм для одной семьи;
  • норм для одного подсобного хозяйства.

ППЗ, установленные муниципалитетом, не должны противоречить нормам федерального и регионального земельного законодательства.

Для жилищного строительства

Нормативы для ижс устанавливаются с учетом:

  • правил застройки;
  • правил эксплуатации участков;
  • строительных норм и правил.

Важность минимального размера участка под застройку обуславливается опасностью для жителей соседних земель от возведенного объекта. Поэтому жилой дом не может строиться ближе определенной границы. Она зависит от материалов, которые используются при строительстве. Граница может составлять от 8 до 15 метров от границы надела.

Чтобы все требования по размещению объектов могли выполняться, величина должна формироваться с учетом данных:

  • об экономическом развитии муниципального образования;
  • о покупательском спросе на такие объекты;
  • о количестве участков;
  • о зоне размещения объектов.

Перед получением участка целесообразно уточнить нормативы в местной администрации.

Для подсобного хозяйства и садоводства

Пределы земли для лпх различаются в зависимости от назначения. Нормативы устанавливаются отдельно для дачного строительства и для фермерского хозяйства.

В среднем по федеральному законодательству минимальный размер составляет 6 соток. Максимальный не должен превышать 0,15 га.

Важно! Если муниципальное образование испытывает недостаток такого вида земель, то нормативы могут уменьшаться.

Наделы сельскохозяйственного назначения

Нормативы для сельскохозяйственных земель устанавливаются для того, чтобы избежать нецелевого использования надела.

Минимальный размер устанавливается на усмотрение муниципалитета. Величина максимальной величины ограничена федеральным законодательством. Она не может превышать 10% от всех сельскохозяйственных земель муниципального образования.

Ответственность за определение минимальной и максимальной величины участков возлагается на местные власти. Однако нормативы должны формироваться, основываясь на нормах федерального законодательства. Они различаются в зависимости от назначения земель.

Ваша оценка статье

Предельные минимальные и максимальные размеры участков

Здесь чётко обозначены виды использования территории, оптимальные размеры земли для огородничества, садоводства, фермерского хозяйства и иных назначений.

Под ИЖС

Чтобы сократить время проведения процедуры до минимума, есть определённый алгоритм действий. А именно:

  • Ознакомиться с тем градостроительным регламентом, который действует в данном регионе.
  • Изучить схему зонирования. Участок должен иметь чёткие границы, к нему должен быть свободный доступ. Убедиться, что он находится внутри территории РФ, и не выходит за её пределы.
  • Быть в курсе основных требований и условий для участков под ижс. Нельзя нарушать высотность и превышать указанное количество этажей. Жилое здание должно быть возведено на отведённой для него площади.
  • Обратиться в геодезическую компанию, чтобы оформить план размежевания и составить акт. В последнем документе будут указаны территориальные границы.

После получения кадастрового паспорта и госрегистрации, можно приступать к возведению объекта.

Для регистрации участка, придётся собрать следующий пакет документов:

  • заявление;
  • личный паспорт и ИНН;
  • план размежевания, акт и кадастровый паспорт;
  • квитанция об оплате государственной пошлины.

Минимальные и предельные максимальные размеры устанавливаются регионом или муниципалитетом. При возведении дома, следует помнить о территориальных границах. Дистанция должна быть в пределах 8-15 метров.

Для садоводства

Раньше эти земельные участки использовались по прямому целевому предназначению. Теперь же, дело обстоит иначе: вместе небольшого садового домика, можно построить полноценный коттедж и проживать в нём круглый год. Это делается для того, чтобы собственник или временный землепользователь смогли там прописаться. В случае отсутствии иного недвижимого имущества. Так, минимальный лимит установлен в рамках 300 квадратных метров. Его можно возвести на 15-20 сотках. Это средний показатель по стране.

Для ЛПХ

При получении земельного участка для лпх, необходимо ориентироваться на следующие нижеизложенные условия:

  • Общая площадь жилого строения должна быть в пределах 1500 квадратных метров. Разрешено строить не выше трёх этажей.
  • На 12 сотках можно построить лишь 1 жилое здание.
  • Удалённость от соседних строений 3 и более метров, хозпостройки — от 1 метра.

На таком земельном участке можно развести птицу, выращивать мелко- и крупнорогатый скот.

При перераспределении

Порядок перераспределения границ надела при оформлении «прирезков» регламентируется 2 конкретными статьями. А именно №39.28 и №39.29 ЗК РФ. Но при перераспределении необходимо помнить и об установленных ограничениях. А именно:

  • Изменение расположение территориальных границ, находящиеся в частном или муниципальном владении. Дополнительно необходимо подписать соглашение о развитии застроенного участка.
  • Перераспределение границ предотвращает вклинивания, вкрапления и изломанности. Единственное ограничение состоит в том, что увеличить площадь можно только до максимального значения.

Расширить границы можно для выращивания садов, ведения огородничества, строительства дома и хозпостроек.

Правило согласованности перераспределения. Оно заключается в том, что между собственниками и уполномоченным органом должно быть заключено соглашение. То есть каждый из них соглашается на процедуру перераспределения. К договору необходимо будет приложить паспорт кадастра. Его получить после изменения расположения территориальных границ и участков.

Перед изменением границ, нужно провести межевые работы. Формирование новых территориальных границ допускается на основании, имеющегося межевого проекта и схемы расположения надела.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...