Новые формы уведомлений о постановке мигрантов на регистрационный учет

Содержание
  1. Комментарии
  2. Для чего это нужно
  3. Процесс постановки на миграционный учет иностранных граждан
  4. Цели постановки на миграционный учет иностранных граждан
  5. Иностранец должен пройти регистрацию на следующий день после приезда в тех случаях, если он:
  6. Как быстро нужно переоформить миграционный учет? Как работодатель может помочь работнику это сделать?
  7. Обязанности работодателя
  8. Форма уведомления о выбытии
  9. Срок исполнения обязанности
  10. Подробнее о принимающей стороне
  11. Способы постановки на миграционный учет
  12. Нарушение миграционного учета
  13. Принимающая сторона
  14. Мероприятия, осуществляемые в ходе проверки
  15. Ужесточение миграционного контроля в СПб
  16. Как определяется категория риска работодателя? На что она влияет?
  17. Периодичность плановых проверок в зависимости от категории риска
  18. Изменение условий пребывания
  19. Особое мнение
  20. Что делать работодателю иностранных работников?
  21. Иные нововведения для работодателей, пользующихся иностранной рабочей силой
  22. Снятие с миграционного учета

Комментарии

Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Я согласен(на) на обработку моих персональных данных.

Подробнее

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Для чего это нужно

Важность миграционного учета неоспорима, поскольку он требуется для таких целей:

  • обеспечение оптимальных условий для осуществления свободы иностранных граждан, прибывших в Россию, а также для выполнения возлагаемых на них обязанностей;
Миграционный учет имеет большое значение

Миграционный учет имеет большое значение

  • соблюдение государственной политики в этой области;
  • ведение статического наблюдения за перемещением мигрантов по стране. В первую очередь, контроль необходим для прогнозирования возможных последствий таких перемещений по территории РФ;
  • получение возможности планировать дальнейшее развитие международной инфраструктуры;
Значение миграционного учета

Значение миграционного учета

  • управление страной в условиях кризисных ситуаций;
  • обеспечение национальной безопасности государства посредством пресечения незаконной миграции;
  • получение всех необходимых сведений об иностранцах, прибывающих в Россию (их действия в РФ и перемещения);
  • решение разного рода вопросов, которые могут возникнуть на фоне тех или иных ситуаций.
Миграционный учет

Миграционный учет

Важность миграционного учета очень высока, поэтому игнорировать правила и законы, касающиеся постановки на учет, нельзя. В противном случае это может грозить крупными штрафами.

Процесс постановки на миграционный учет иностранных граждан

Суть данного процесса состоит в том, чтобы предоставить временную регистрацию жителям других государств, приехавших в Россию. Это означает, что в обязанности каждого иностранного гражданина, приехавшего на территорию РФ, входит процедура вставания на миграционный учет.

Миграционный учет иностранных граждан в Российской Федерации основывается на ФЗ 109 «О миграционном учете иностранных граждан, и лиц без гражданства в РФ». Настоящий закон о миграционном учете дополнен Постановлением Правительства РФ № 9 касательно «Порядка осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства РФ» и «Административным регламентом… по предоставлению государственной услуги по осуществлению государственного учета иностранных граждан….» (Приказ МВД № 881 от 23 ноября 2017 года).

Федеральный надзор за миграционными потоками подразумевает контроль за пребыванием, проживанием и трудовой деятельностью иностранцев в РФ.

Цели постановки на миграционный учет иностранных граждан

  • Решение проблем миграционной политики, а также вопросов политики и экономики.
  • Получение точных данных о миграционных потоках в РФ, которые нужны для ведения статистики миграции и осуществления прогнозов.
  • Планирование демографического развития страны.
  • Управление положением в случае чрезвычайных ситуаций.
  • Защита конституции и интересов граждан РФ.

В соответствии с этими целями и формируются Правила миграционного учета в Российской Федерации. Главными среди них являются:

  • После прибытия на территорию РФ, иностранец должен уведомить об этом Главное управление по вопросам миграции МВД России (далее – ГУВМ). В этой организации ведется специальный журнал регистрации иностранцев. В своей деятельности ГУВМ опирается на Административный регламент по миграционному учету.
  • Свидетельство того, что иностранный гражданин поставлен на учет – это отрывная часть бланка уведомления, в которой зафиксирован прием документов.
Отрывная часть бланка уведомления

Отрывная часть бланка уведомления, в которой зафиксирован прием документов

  • В законах оговаривается время, которое должно пройти после приезда иностранца до момента его регистрации. Это время варьируется для разных стран, но является одинаковым для жителей ЕАЭС, поэтому миграционный учет граждан Армении и миграционный учет граждан Кыргызстана проводится по одинаковым правилам и принципам. Отличия могут заключаться только для людей, которые приезжают в Россию на более длительный период, чем предусмотрено соглашениями ЕврАзЭс.
  • Основной срок, в который иностранец должен стать на миграционный учет по месту пребывания – неделя. За это время гражданин, имеющий право на проживание в РФ, обязан предоставить в органы миграционного учета заявление о своем прибытии в страну. Это правило, действует, например, при миграционном учете граждан Узбекистана и Молдовы.
Сроки постановки на миграционный учет

Сроки постановки на миграционный учет

  • Исключения делаются для граждан Таджикистана (15 дней на регистрацию) и Евразийского экономического союза (ЕАЭС) (месяц на регистрацию). В его состав входят Беларусь, Армения, Кыргызстан, Казахстан. Поэтому правила миграционного учета граждан Беларуси будут такими же, как для граждан Казахстана.

Иностранец должен пройти регистрацию на следующий день после приезда в тех случаях, если он:

  • Не имеет места жительства.
  • Работает вахтовым методом.
  • Проходит лечение.
  • Поселился в отель, гостиницу, пансионат и др.
  • Пребывает в местах заключения.

Несмотря на то, что правила миграционного учета граждан Киргизии, Беларуси, Армении, Казахстана, Кыргызстана можно назвать более лояльными, чем для других государств постсоветского пространства, нарушать их не рекомендуется.

Как быстро нужно переоформить миграционный учет? Как работодатель может помочь работнику это сделать?

Если иностранец был поставлен на миграционный учет до 8 июля 2018 года, до окончания срока действия текущего миграционного учета переоформлять ничего не нужно, поэтому у работодателей есть время на решение вопроса с регистрацией своих иностранных работников до окончания срока текущей регистрации.

Работодатель может оказать работнику следующую помощь: организовать проживание работника-иностранца в гостинице или иной организации, оказывающей гостиничные услуги, либо оборудовать в компании помещение, которое будет предназначено для проживания иностранца.

Обязанности работодателя

Новые формы уведомлений о постановке мигрантов на регистрационный учетЗаконом предусмотрена возможность постановки на миграционный учет иностранцев по месту работы.

Местом пребывания мигранта может быть жилое помещение, не являющееся для него местом жительства, а также организация или другое помещение, адрес которого указан в регистрации, вне зависимости от того, является ли помещение жилым.

Например, если иностранное лицо будет трудиться в поле, где нет никаких помещений. Однако, это место является фактическим местом работы. Работодатель в таком случае вправе зарегистрировать работника по месту пребывания, а именно – в поле.

Форма уведомления о выбытии

До августа 2018 г. гостиницы и прочие организации уведомляли о выбытии постояльца (пациента, осужденного) путем передачи в органы миграции отрывной части уведомления о прибытии, что неизменно вызывало немалые сложности, так как ИГ довольно часто оставляли их у себя. С введением обязательности снятия выбывших ИГ с учета была введена и временная форма уведомления о выбытии. Но 28.07.2019 в Минюсте зарегистрирован Приказ МВД от 18.03.2019 № 142, определивший новую форму уведомления и порядок ее заполнения.

Теперь она визуально похожа на бланк уведомления о прибытии в место пребывания и содержит необходимые данные.

forma-01.png

На лицевой части:

  • фамилия, имя, отчество, дата рождения иностранного гражданина;
  • дата убытия;
  • адрес места пребывания;
  • фамилия, имя, отчество, паспортные данные лица — представителя принимающей стороны.

На оборотной части:

  • наименование, адрес ИНН принимающей стороны — организации;
  • реквизиты документа, подтверждающие полномочия представителя;
  • подпись представителя и печать организации;
  • должность, фамилия, имя, отчество должностного лица, принявшего уведомление;
  • дата приема.

На отрывной части:

  • фамилия, имя, отчество убывшего гражданина;
  • дата рождения;
  • должность, фамилия, имя, отчество, подпись должностного лица, принявшего уведомление;
  • дата приема.

Как и любые документы, подаваемые в отдел по вопросам миграции (ОВМ), форма заполняется черными или синими чернилами печатными буквами либо на компьютере. Подают ее лично в ОВМ, через МФЦ или по почте.

Срок исполнения обязанности

90_13.jpg

Закон отводит ограниченное время для исполнения обязанности по постановке на учет – семь рабочих дней. Срок отсчитывается со дня прибытия иностранца к месту пребывания. Обратите внимание, что срок установлен в рабочих днях, следовательно, выходные или праздники увеличивают фактический период, в течение которого должна быть исполнена обязанность.

Если последний день срока выпадает на выходной или праздничный день, обязанность должна быть исполнена не позже двадцати четырех часов первого рабочего дня.

Подробнее о принимающей стороне

Представителем принимающей стороны, который будет отвечать за иностранца, выполняющего при посещении РФ трудовую деятельность, может быть россиянин или лица других стран. К ним относятся:

  • иностранец или человек, не имеющий гражданства, который проживает в России на постоянной основе;
Требования к принимающей стороне

Требования к принимающей стороне

  • юридическое лицо, проживающее и работающее в России, или его официальный представитель;
  • федеральные организации государственной власти;
  • представитель структуры органов местного самоуправления;
  • консульство иностранного государства, расположенное на территории России, или дипломатическое правительство (диппредставительство);
  • члены правительства международной организации;
  • представители другой страны, работающие в компании на территории РФ;
  • квалифицированный специалист в какой-либо сфере, являющийся гражданином другого государства;
  • представитель другой страны, владеющий недвижимостью в РФ. Он также может выступать в качестве принимающей стороны по отношению к членам семьи, которые на данный момент находятся за пределами России.
Постановка на миграционный учет

Постановка на миграционный учет

Способы постановки на миграционный учет

Перед каждым прибывшим иностранцем встает небольшая проблема в поиске места, где можно сделать регистрацию. На данный момент существует несколько учреждений, в которые можно подать документы.

Уведомления принимают:

  1. Территориальный орган управления по вопросам миграции;
  2. Многофункциональный центр или другой центр оказания государственных услуг;
  3. При невозможности личного оформления документы можно отправить по почте.

Въезжающим иностранцам следует помнить, что им дается семь суток для оформления первичного миграционного учета. После получения разрешения на пребывание иностранец вправе находиться в стране до девяноста дней. В случае истечения указанного срока он обязан продлить регистрацию или покинуть территорию нашей страны.

Нарушение миграционного учета

  • Ответственность за несоблюдение или невыполнение принципов миграционного учета несут лица, нарушившие правила въезда или пребывания в стране. Нарушением этих правил является потеря подтверждения на право пребывания в РФ или проживание в стране дольше разрешенного срока.
  • Штраф за нарушение миграционного учета, за которым для нарушителя может последовать дальнейший запрет на пересечение границы РФ, может достигать 7 тыс. р. и зависит от региона страны.
  • За фиктивную регистрацию мигрантов могут оштрафовать на сумму до 500 тыс. р.
  • С 2017 года наказанием за фиктивную регистрацию в нежилом помещении является уголовная ответственность.


Суммы штрафов, которые налагаются на принимающую сторону, в случае нарушения правил миграционного учета, следующие:

  • Для физических лиц – до 4 тыс. р.
  • Для юридических лиц – до 1 млн. р.

А также приостанавливается деятельность юридических лиц на срок до 3 месяцев. Несоблюдение правил миграционного учета в Санкт-Петербурге или Москве подразумевает наложения штрафа на должностное лицо на сумму до 50 тыс. р., для юридического лица – до 800 тыс. рублей.

Принимающая сторона

84_14.jpg

Для простоты администрирования закон возлагает обязанность уведомлять о прибытии иностранного гостя не самого иностранца, а принимающую сторону.

Основным критерием, позволяющим отнести физическое лицо или организацию к принимающей стороне, является характер отношений между этой стороной и прибывшим иностранцем. Принимающей стороной признаются любые физические или юридические лица, которые обеспечивают проживание гостя или вступают с ним в трудовые отношения на территории России (см. п. 7 ст. 2 109-ФЗ РФ). Таким образом, обязанность по уведомлению миграционных органов о прибытии иностранца несут не только российские граждане или организации, но также представительства зарубежных фирм, международные организации, иностранные граждане, наделенные правом постоянного проживания в нашей стране.

Говоря простым языком, кто принимает иностранного гостя, тот и обеспечивает исполнение им обязанностей по миграционному учету.

Важно! В двух случаях иностранец может обратиться в полицию самостоятельно: когда принимающая сторона не в состоянии сделать это самостоятельно по уважительным причинам; если гражданин имеет в собственности жилье на территории России и выбрал его местом пребывания.

Мероприятия, осуществляемые в ходе проверки

  1. Осмотр территории для установления факта нахождения иностранных граждан или ЛБГ по адресу работодателя (при выездной проверке);
  2. Проверка соблюдения положений миграционного законодательства РФ, законности трудовой деятельности иностранцев/ЛБГ, а также порядка привлечения в РФ и использования их труда;
  3. Получение информации и документов, являющихся объектами или относящихся к предмету документарной проверки на основании письменного запроса;
  4. Фиксирование фактов нарушения миграционного законодательства РФ.

По результатам проверки составляется акт по установленной форме.

Ужесточение миграционного контроля в СПб

Глядя на развитие миграционного законодательства, подтверждается линия правительства на усиление контроля в сфере трудовой миграции. Федераьный закон 163-ФЗ запрещает работодателю регистрировать иностранцев по юридическому адресу, без предоставления жилья, обязывает владельцев квартир делать регистрацию проживающим у них иностранным гражданам и регулярно ее продлевать. На этой почве появилось много фирм, предлагающих иностранцам за 1500-2000 рублей сделать регистрацию, в том числе на 3 месяца! Спрос не заставил себя ждать и сейчас в Санкт-Петербурге тысячи «серых» регистраций. И вот, вышло очередное обновление миграционных законов – обязанность снимать с учета, то есть аннулировать выданные ранее регистрации.

Теперь, нелегалов может стать больше, т.к. покупатели фальшивых регистраций не будут знать о том, что их уже сняли с учета.

Как определяется категория риска работодателя? На что она влияет?

Присвоенная работодателю категория риска влияет на периодичность плановых проверок МВД.

Категория присваивается с учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения работодателем требований закона и оценки вероятности их несоблюдения. 

Существует 5 категорий риска:

  1. Чрезвычайно высокий риск присваивается, если: 
    • есть вступивший в силу приговор суда о привлечении к уголовной ответственностидолжностного лица работодателя по статье 322.1 УК РФ (Организация незаконной миграции);
    • есть 35 и более вступивших в силу решений (постановлений) о назначении административного наказания работодателю /его должностному лицу по частям 1, 3 – 6 статьи 18.9   или статьями 18.15 – 18.17 КоАП РФ; 
  2. Высокий риск – при наличии от 25 до 34 таких решений ;
  3. Значительный риск – при наличии от 20 до 24 таких решений
  4. Умеренный риск – при наличии от 15 до 19 таких решений;
  5. Низкий риск – при отсутствии  таких решений.

Категория присваивается на основании нарушений за последние 2 года.

О категориях низкого-высокого риска принимает решение руководитель регионального МВД. 

Чтобы присвоить категорию чрезвычайного риска, территориальное МВД должно согласовать это с Главным управлением по вопросам миграции МВД РФ.

Чтобы узнать свою категорию, работодателю нужно обратиться с официальным запросом в территориальный орган МВД.  На сайте МВД должна появиться информация только о тех, кто попал в 3 категории с самым высоким риском. 

Если в отношении компании ещё нет решения о присвоении категории, то риск по умолчанию считается низким.

Компания вправе подать в МВД заявление об изменении категории риска.

Периодичность плановых проверок в зависимости от категории риска

Чрезвычайно высокий риск 1 раз в год
Высокий риск 1 раз в 2 года
Значительный риск 1 раз в 3 года
Умеренный риск Не чаще 1 раза в 5 лет
Низкий риск Не чаще 1 раза в 10 лет

МВД может включить работодателя в ежегодный план проверок только если с даты окончания последней проверки прошёл соответствующий период. Например:

Если компания с низкой категорией риска прошла проверку 04.02.2019 г., то следующая плановая проверка возможна не ранее 04.02.2029 г.

Изменение условий пребывания

Во время пребывания на территории России, информация и обстоятельства, указанные в уведомлении о прибытии, могут измениться (см. п. 1 – 9 и 12 части 1 ст. 9 109-ФЗ РФ). Чаще всего гость продлевает срок, в течение которого намерен задержаться. В этих случаях необходимо направить новое уведомление, которое содержит уточненные сведения, приложить к нему заявление, поясняющее причину повторно представления, и копии документов.

Сообщить об изменении условий пребывания надо не позднее трех рабочих дней. В остальном, порядок взаимодействия ничем не отличается от стандартного.

Особое мнение

Новые формы уведомлений о постановке мигрантов на регистрационный учет

Алена Демьянчук,

менеджер проекта ООО «РЦ Автодорстрой»

Количество проверок работодателей на практике растет в центральных регионах страны. Размер штрафа за недобросовестно оформленного иностранного сотрудника приводит к нежеланию брать мигранта в бизнес мелкого и среднего размера. Обновления миграционного законодательства неравномерны, работодатель вынужден находиться в режиме контроля изменений, чтобы не прилетело «откуда не ждали».

Есть и хорошая сторона таких перемен: избирательный подход к иностранным кандидатам, рост ответственных мигрантов с патентом на работу, появление новой ветки услуг по подбору и помощи в оформлении разрешительной документации для работодателя и его будущих сотрудников.

Что делать работодателю иностранных работников?

Работодателям мы рекомендуем внимательно и регулярно отслеживать изменения в миграционном законодательстве или отдать этот вопрос на аутсорсинг профессионалам. 

Главное, при выборе партнера проверить государственную аккредитацию, договор и хотя бы поверхностно проанализировать предлагаемые решения. Аутстаффинговые компании, дорожащие своей репутацией в СПб, никогда не предложат сомнительных схем, выбивающихся из обычной деловой практики (регистрация на 3 мес за 1500 рублей или аутстаффинг за 3000 рублей, включая зарплату за месяц, налоги, услугу аутстаффера и т.п.). Все мы знаем, где лежит бесплатный сыр…

Будьте бдительны в вопросах трудоустройства иностранных работников, а мы всегда поможем Вам с предоставлением и оформлением иностранного персонала. 

Ваш, Капитал Кадры.

Иные нововведения для работодателей, пользующихся иностранной рабочей силой

Помимо действующих формулировок в законодательстве о миграционном учете, работодатели должны знать и о новых обязанностях, которые появились у них с 16.01.2019. Так, в соответствии с Федеральным законом от 19.07.2018 № 216-ФЗ, принимающая сторона (организация или гражданин) обязана:

  • обеспечить соблюдение мигрантом заявленной цели въезда в РФ. Для временно пребывающих иностранных граждан, которые приезжают с целью работать, введены патенты и разрешения на работу, где указана специальность (профессия), на которую принимают работника. Принимать гастарбайтера на иную работу запрещено. Если иностранец приехал лечиться, и эта цель указана в его миграционной карте, ни одна компания не имеет права принимать его на работу;
  • содействовать своевременному выезду иностранца за пределы страны по истечении срока пребывания. По закону, работодатель обязан сообщать о прибытии иностранца, следить за сроками его пребывания на основании выданных документов, ходатайствовать о продлении права иностранца на пребывание в РФ, и сообщать о прекращении трудовых договоров с ним. После того как срок действия документов, разрешающих нахождение на территории РФ, истечет, иностранный гражданин обязан выехать. Работодатель не в состоянии проконтролировать, покинул страну бывший работник или нет, но его задача — никоим образом не участвовать в незаконном нахождении иностранца на территории РФ. Если выяснится, что работник уже по истечении срока действия договора трудился на предприятии хотя бы 1 день, компанию накажут. Если будут доказательства, что работодатель прекратил трудовые отношения в установленный срок и уведомил об этом МВД, никаких штрафов не будет.

Чтобы у работодателей не было вопросов, как именно следить за иностранцами, в МВД написали отдельное Постановление Правительства об обязанностях лиц, выступающих в качестве принимающей стороны. Сейчас на едином портале проектов нормативных актов опубликована окончательная версия этого документа. В нем сказано, что должны делать физические и юридические лица, чтобы не нарушить закон:

  • вручить иностранному гражданину после его прибытия в РФ под подпись уведомление о необходимости соблюдения цели въезда и сроков пребывания по форме, установленной МВД, и предупреждение об ответственности за ее несоблюдение;
  • обеспечить условия для соблюдения приглашенным иностранным гражданином заявленной цели въезда (туризм, деловая, рабочая, учебная, гуманитарная, частная);
  • поддерживать связь с приглашенным иностранным гражданином, при необходимости вести с ним переписку;
  • не позднее чем за 10 дней до истечения срока действия визы (разрешительного документа) напомнить приглашенному иностранному гражданину о необходимости выезда из РФ по окончании срока действия визы: направить ему заказное письмо с уведомлением или вручить напоминание лично под подпись;
  • при наличии препятствий для своевременного выезда (отсутствие денег, утеря документов, заболевание, другие обстоятельства, не позволяющие покинуть территорию РФ в установленный срок) оказать содействие для их устранения;
  • в случае обнаружения несоблюдения приглашенным иностранным гражданином заявленной цели въезда, сроков пребывания или потери связи с ним проинформировать об этом территориальный орган МВД в течение пяти рабочих дней со дня выявления соответствующих фактов.

Документ еще не утвержден, в нем возможны изменения.

Снятие с миграционного учета

Cнятие иностранного гражданина с миграционного учета

336x280

Эта процедура происходит автоматически. Во время выезда из страны, информация об этом попадает в базу МВД и происходит снятие с учета. Если иностранный гражданин на территории России проживал в гостинице, на турбазе, в спортивном лагере или находился в больнице, то организация должна подать информацию о его отъезде в течение ближайших 12 часов.

В том случае, если иностранный гражданин отбывает на территории России наказание, то срок его пребывания в стране равен сроку исполнения наказания. Когда иностранец, совершивший правонарушение или преступление, попадает в подразделение полиции, необходимо уведомить об этом ГУВМ в течение суток.

Иностранец снимается с учета в случае смерти или объявления его пропавшим без вести. Снятие с миграционного учета происходит, когда истекает срок действия РВП.

Важные особенности:

  • Миграционный учет ребенка происходит таким же образом, как и взрослого. Дети иностранных граждан должны быть поставлены на учет в течение 7 дней после прибытия. Однако сроки постановки на учет имеют отличия, в зависимости от гражданства. Жители Украины должны регистрировать ребенка на протяжении 7 дней, подданные Таджикистана – 15 дней, граждане Казахстана, Армении, Беларуси, Киргизии, Кыргызстана – 30 дней. Продлить регистрацию ребенку иностранца можно в том случае, если его родители имеют на это основания – при наличии патента на работу или вида на жительство и др. При регистрации детей принимающей стороной не может быть юридическое лицо.
  • В случае миграционного учета беженцев принимающей стороной иностранных лиц, запрашивающих убежища, выступают органы местного самоуправления, которые решают вопросы их размещения.

Часто иностранцы не знают, как проверить свою регистрацию. Процесс проверки миграционного учета осуществляется так:

Вывеска Федеральной Миграционной Службы

  • Отправляется официальное письмо в ГУВМ с просьбой осуществить проверку факта постановки на учет.
  • Можно лично обратиться в  или его территориальное подразделение.
  • Проверка онлайн подобной информации на данный момент невозможна.
Новые формы уведомлений о постановке мигрантов на регистрационный учет

Подписаться на новости

* Конфиденциальность данных гарантируется, от подписки можно отказаться в любой момент

Новые формы уведомлений о постановке мигрантов на регистрационный учет

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...