Как оформить реестр собственников помещений в МКД в 2018 году

Что такое реестр собственников

Реестр собственников МКД является важнейшим документом, в котором в рамках действующего российского законодательства содержится информация о каждом владельце нежилых и жилых помещений. Эта информация может быть зафиксирована как на бумажном носителе, так и в электронном виде.

Данный документ должен храниться в организации, ответственной за содержание многоквартирного здания, то есть в управляющей компании или ТСЖ.

Он содержит ФИО всех владельцев, номер квартиры, площадь квартиры, серию и номер свидетельства, право собственности, дату постановки на учёт, кадастровый номер, долю собственности.

Как часто нужно обновлять реестр собственников

В п. «б» ч. 4 постановления Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 указано, что стандарты управления многоквартирным домом обеспечиваются обновлением актуальных списков. И всё же неясно, как часто следует обновлять сведения: ежегодно, ежемесячно, ежечасно или в другие сроки?

В схожих нормативных актах, например, в постановлении Правительства РФ от 10.07.2013 № 583 «Об обеспечении доступа к общедоступной информации и прочее» требования к периодичности и срокам обновления утверждаются решением соответствующего государственного органа или органа местного самоуправления. По поводу обновления реестра собственников никаких решений и сроков не принято.

Управляющим организациям можно самостоятельно разработать регламент ведения реестра собственников помещений в МКД внутри управляющей организации или ТСН. Приказом следует назначить ответственное лицо, которое в определенные даты будет обновлять информацию (это может быть каждый месяц, раз в три месяца, или иная дата).

В таком случае при запросе сведений вы сможете выдать последнюю актуализированную версию реестра собственников. Если же окажется, что информация устарела, вы сможете доказать, что в полном объёме выполняли обязательства по актуализации, потому что обновляли данные в установленные внутренним приказом сроки. А законодательство иных сроков не устанавливает.

Получение реестра собственников МКД

В 2021 году изменений, касающихся внесения изменений в процесс получения рассматриваемого акта не произошло. Реестр формируется частными организациями, которые оказывают услуги, в большинстве своем, в режиме онлайн.

Запрос на оформление документа не может быть направлен в отделение Росреестра, так как указанный орган не осуществляет функций, связанных с выдачей реестра. Однако у гражданина, который заинтересован в получении акта, есть возможность сформировать его самостоятельно.

В данном случае алгоритм действий такой:

  • оформление заявления на предоставление выписок на каждое помещение МКД;
  • направление заявок в Росреестр и внесение оплаты за оказанную услугу;
  • получение ответа;
  • составление реестра.

В этой ситуации удастся получить реестр собственников МКД бесплатно с той точки зрения, что оплачивать услуги по составлению акта не потребуется. Гражданин при использовании данного варианта теряет много времени и средств, так как придется оплатить получение всех выписок.

Зачем, когда и кому нужен реестр

Зачем, когда и кому нужен реестрОсновные функции реестра собственников недвижимости:

  • Упрощение работы управляющей компании с жильцами МКД. Информация о собственниках недвижимости собрана в единый документ. Это дает возможность быстрее коммуницировать с гражданами и решать текущие вопросы, связанные с эксплуатацией жилья (погашение задолженностей);
  • Возможность проведения общего собрания собственников и подсчет голосов в процентном соотношении. Протокол ОСС является правомерным при наличии реестра;
  • Учет постановки и снятия с регистрации жильцов;
  • Хранение расширенных сведений о каждом зарегистрированном жителе дома.

Цели создания рассматриваемого Акта:

  1. Формирование инициативной группы, которая будет заниматься организацией функционирования МКД;
  2. Проведение косметического и капитального ремонта объекта;
  3. Сдача помещений в аренду;
  4. Сбор средств на содержание здания.

Данные вопросы рассматриваются на общем собрании собственников. Провести его можно при наличии специального перечня жильцов и их характеристик.

Примерный формат реестра

Реестр владельцев жилья не имеет определенной формы. Подразумевается, что при оформлении акта используется произвольный формат документа.

Образец для собраний выглядит так:

№ помещения

Владелец Размер помещения Доля Реквизиты правоустанавливающего акта Кол-во голосов Кадастровый номер

1

Иванов Петр Юрьевич 78,6 1 Собственность 25-43-54/654/765 78,6 34:132:52443:23
2 Кириллова Галина Петровна 54,3 1 Собственность 43-76-65/765/875 54,3

54:653:7654:54

3 Антонов Юрий Степанович 65,4 1 Собственность 87-54-76/732/123 65,4

54:533:7653:87

В реестре отражается информация относительно:

  • данных владельца жилого помещения: прописывается его фамилия и инициалы;
  • величины площади жилья;
  • размере доли в праве собственности;
  • основаниях возникновения прав на помещение;
  • количестве голосов;
  • кадастровых номерах.

Для проведения собрания акт является обязательным, поэтому реестр должен быть в каждом доме.

Законодательное регулирование

Правила оформления, структуру и содержание документа регламентируют следующие нормативные акты:

  • Жилищный Кодекс РФ;
  • ФЗ РФ № 485 (от 31.12.2017);
  • ФЗ РФ № 152 (от 27.07.2006) “О персональных данных”;
  • КоАП РФ;
  • Гражданский Кодекс России.

Ответственность за непредоставление реестра

Не предоставить реестр собственников помещений в МКД по запросу управляющая организация не может, поскольку эта обязанность в сентябре 2018 года стала лицензионным требованием.

Как вести реестр собственников помещений дома

Управляющая организация многоквартирного дома (УК, ТСЖ) должна выбирать такую систему документооборота, которая позволяла бы в любое время восстановить сведения о владельцах жилых помещений и продолжить мероприятия, связанные с ведением реестра при возникновении проблем с компьютерами, носителями информации или установленным программным обеспечением.

Включение собственника в реестр или исключение его из реестра, а также изменение сведений об участниках производится путем внесения соответствующей записи в реестр.

Система документооборота управляющей организации, ТСЖ, многоквартирного жома, выбравшего непосредственную форму управления должна предусматривать возможность восстановления всех данных о собственниках помещений в многоквартирном доме, а также возможность продолжения деятельности по ведению реестра в случае отказа компьютерного оборудования и (или) программного обеспечения.

Формирование и ведение реестра на электронных носителях применяется в целях унификации сведений, включаемых в реестр, для информационного взаимодействия с иными информационными системами.

Реестр на бумажных носителях состоит из книги учета собственников помещений в многоквартирном доме и регистрационных дел собственников помещений.

В классическом бумажном виде реестр включает книгу учета владельцев квартир в многоэтажном доме и регистрационные дела, содержащие информацию по каждому собственнику. Ведение указанных документов осуществляется управляющей организацией до тех пор, пока не закончится ее договор с жильцами. Реестр делится на отдельные годы, в начале каждого из которых создается новый раздел на бумажном носителе. В начале каждого года вводится новый раздел книги.

В регистрационное дело включаются в порядке поступления документы, представленные при включении собственника в реестр, внесении изменений в реестр, а также при исключении собственника из реестра.

Документы, являющиеся основанием для внесения записей в реестр, хранятся в месте, установленном на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и по окончании срока действия договора следуют судьбе технической документации на многоквартирный дом, в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Лицо, уполномоченное на ведение реестра (внесение записей в реестр), назначается руководителем управляющей организации или ТСЖ.

Включение собственника в реестр

Собственник помещения в течение десяти дней со дня возникновения основания для включения в реестр предоставляет в управляющую организации необходимые для внесения записи в реестр документы.

Основанием для включения сведений в Реестр является:

  • свидетельство органа государственной регистрации о праве собственности на помещение;
  • документы, на основании которых у собственника возникло право собственности (договор приватизации, купли-продажи, дарственная, наследование, нормативный акт органа государственной власти или органа местного самоуправления и др.).

Внесение записей в реестр производится на основании подлинников документов или копий, удостоверенных нотариально.

Идентификация зарегистрированных лиц, их уполномоченных представителей осуществляется на основании документа, удостоверяющего личность.

Орган местного самоуправления по запросу управляющей организации, ТСЖ, лица, уполномоченного собственниками помещений в многоквартирном доме, выбравшие непосредственную форму управления представляет сведения о муниципальной собственности в многоквартирном доме – копию правоустанавливающего документа или выписку из реестра муниципальной собственности.

Кроме того, внести в реестр информацию можно на основании выписки из ЕГРН — Единого государственного реестра недвижимости. Выписку можно получить как в виде бумажного документа, так и в электронном виде через портал Росреестра.

Каждый собственник имеет определенную долю в общедомовом имуществе, которая зафиксирована в реестре. Выражается она и в количестве голосов на собрании жильцов. Рассчитать, какую долю имеет собственник квартиры в общедомовом имуществе, можно по формуле:

D = (SK / SH) × DK × 100, где

  • D – доля, которую имеет собственник в общедомовом имуществе.
  • SK – общая площадь квартиры.
  • SH – общая площадь многоэтажного дома.
  • DK – доля в квартире или нежилом помещении, принадлежащая собственнику.

Исключение собственника из реестра

Исключить или изменить имеющиеся в реестре данные необходимо при:

  • отчуждении жилого помещения собственником;
  • смерти собственника или его признании без вести пропавшим;
  • ликвидации юридического лица;
  • иных обстоятельствах, к которым могут относиться изъятие помещения для государственных нужд или разрушение помещения.

Внесение в реестр собственников помещений в МКД записи об исключении собственника производится в десятидневный срок со дня представления документов, подтверждающих возникновение основания для исключения собственника из реестра.

Срок внесения записи о внесении или исключении собственника из реестра не должен составлять более одного месяца с даты возникновения соответствующего основания

Правила ведения реестра

Обязательность наличия рассматриваемого акта прописана в Федеральном законе №485 от 2011 года «О внесении изменений…». Данная информация позволяет руководству общего собрания делать выводы о том, сколько граждан наделены право на участие в собрании.

Кроме того, реестр указывает на количество голосов, принадлежащих каждому лицу. Данное значение имеет зависимость от размера квартиры. Чем обширнее помещение в собственности жильца, тем больше голосов у него есть.

В положениях статьи 45 ЖК РФ установлено, кто ведет акт.  Данная обязанность возложена на собрание собственников жилья. На данном мероприятии выбирается гражданин, который выполнят функции по заполнению документа и обеспечению его сохранности.

Предусматривается несколько вариантов отражения сведений в акте, форма может быть рукописной или печатной. Для того, чтобы акт не был уничтожен при возникновении чрезвычайной ситуации, использовать лучше оба варианта отражения сведений.

Предоставление реестра собственников всем подряд или только избранным?

vedenie-predostavlenie-reestra-BE399.png

Управление многоквартирным домом (далее – МКД) предполагает выполнение установленных стандартов, в частности, и ведение реестра собственников помещений в МКД в соответствии с частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ).

Данная норма возлагает на управляющую организацию (далее — УО), ТСЖ, ЖСК обязанность ведения реестра собственников помещений в МКД и его предоставление инициатору общего собрания собственников в течение пяти дней с момента поступления запроса о предоставлении реестра. При этом согласие собственников помещений на передачу персональных данных, содержащихся в реестре, при предоставлении этого реестра в целях созыва и организации проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.

С одной стороны, вполне понятным и обоснованным выглядит отказ УО в предоставлении реестра в ситуации, когда у УО возникают сомнения относительно статуса лица, обратившегося с запросом о предоставлении реестра собственников и преследуемых им целей. Ведь за разглашение персональных данных без согласия субъекта в случаях, не перечисленных в законе, можно получить очередной штраф.

С другой стороны, собственники помещений не торопятся своевременно предоставлять в УО сведения о зарегистрированных правах на принадлежащие им помещения, единственным способом для торжественного вручения УО реестра инициатору является истребование таких сведений из Росреестра. Однако, данная услуга является не бесплатной и на предоставление Росреестром данных о зарегистрированных правах на недвижимое имущество может потребоваться значительное количество времени.

Но, данные обстоятельства мало кого волнуют…

Начитавшись в качестве настольной книги перед сном ЖК РФ, инициативные инициаторы на утро отправляются прямиком в ГЖИ, не дождавшись предоставления реестра собственников в установленный законом 5-дневный срок.

Поскольку ч. 3.1. ст. 45 ЖК РФ введена относительно недавно – с 11.01.2018г. судебная практика по данному вопросу только начинает формироваться.

Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19.03.2019г. № Ф04-386/2019 в удовлетворении требований УО о признании незаконным предписания ГЖИ было отказано.

Фабула дела такова: собственник, по инициативе которого созывается ОСС, обратился в УО с запросом о предоставлении реестра собственников помещений. УО реестр в ответ на запрос не направила, предложив заявителю предоставить информацию и документы, подтверждающие намерение провести ОСС.

Не согласившись с таким ответом УО, собственник обратился с жалобой в ГЖИ. В ходе проведенной проверки ГЖИ было установлено, что УО не исполнило обязанность, предусмотренную ч. 3.1. ст. 45 ЖК РФ, по предоставлению реестра собственников помещений, в отношении УО вынесено предписание.

Суды первой и апелляционной инстанции признавая оспариваемое предписание ГЖИ незаконным исходили из того, что в рассматриваемом случае для созыва собрания реестр собственников помещений в МКД не требовался, поскольку решением ОСС определен способ оповещения о проведении последующих общих собраний путем размещения уведомления на информационных стендах в подъезде дома.

Однако судом кассационной инстанции было указано, что суды не учли следующее:

«Из буквального толкования указанной нормы следует, что в заявлении о предоставлении реестра собственников помещений в МКД должна быть указана цель его получения — для созыва и проведения общего собрания, при этом необходимость предоставления каких-либо документов, подтверждающих намерение собственника выступить инициатором проведения общего собрания, не предусмотрена.

Кроме того, вопреки позиции судов предоставление реестра собственников помещений требуется не только для созыва общего собрания собственников помещений в МКД.

Согласно подпункту «а» пункта 19 Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 № 937/пр (далее — Требования № 937/пр), реестр собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий сведения обо всех собственниках помещений в многоквартирном доме с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) собственников — физических лиц, полного наименования и ОГРН юридических лиц, номеров принадлежащих им помещений, и реквизитов документов, подтверждающих права собственности на помещения, количества голосов, которым владеет каждый собственник помещения в многоквартирном доме, является обязательным приложением к протоколу общего собрания.

Без сведений, указанных в данном реестре, невозможно посчитать количество голосов для определения кворума, необходимого для проведения собрания и принятия решений, оформить результаты голосования (часть 1 статьи 46, части 1, 3, 5.1 статьи 48 ЖК РФ, пункт 11 Требований).

Принимая во внимание, что отказ ООО «Квартал-Сервис» в предоставлении Ильченко Н.В. реестра собственников помещений в МКД противоречит части 3.1 статьи 45 ЖК РФ и препятствует ей провести общее собрание собственников МКД, вывод судов об отсутствии у инспекции правовых оснований для вынесения оспариваемого предписания нельзя признать обоснованным».

Поскольку непредставление реестра собственников инициатору ОСС подпадает под нарушение лицензионных требований, а также учитывая вышеприведенную судебную практику, целесообразно не затягивать с выдачей реестра инициатору в целях созыва и организации проведения ОСС.

Компания «Бурмистр.ру» продолжает прием заявок на V юбилейный Слет по управлению МКД. Вся необходимая информация и заявка находятся здесь .

Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или же воспользуйтесь формой ниже.

vedenie-predostavlenie-reestra-CBD4213.gif

vedenie-predostavlenie-reestra-3F19.jpg vedenie-predostavlenie-reestra-3B81B39.gif vedenie-predostavlenie-reestra-1835.gif vedenie-predostavlenie-reestra-5782.jpg vedenie-predostavlenie-reestra-77BF19D.gif vedenie-predostavlenie-reestra-DFAC53A.gif

Рассылка новостей ЖКХ

Спасибо, вы успешно подписались на рассылку!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Спасибо, мы скоро свяжемся с Вами!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Статья 14.1.3. Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии

Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

2.Управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующие виды информации:

а) общая информация об управляющей организации, товариществе и кооперативе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива);

б) перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, с указанием адреса и основания управления по каждому многоквартирному дому, перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления, перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых в предыдущем году на общем собрании приняли решение о прекращении их объединения в товарищества для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах, а также перечень многоквартирных домов, в которых членами кооперативов в предыдущем году на их общем собрании приняты решения о преобразовании кооперативов в товарищества;

в) общая информация о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, в том числе характеристика многоквартирного дома (включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома), а также информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;

г) информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг;

д) информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг (нормативах накопления твердых коммунальных отходов);

е) информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме;

ж) информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Эти сведения раскрываются управляющей организацией по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на основании договора управления в случаях, когда управляющей организации поручена организация проведения капитального ремонта этого дома, а также товариществом и кооперативом, за исключением случаев формирования собственниками помещений в многоквартирном доме фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (региональный оператор);

з) информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний;

и) отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год;

к) информация о случаях привлечения управляющей организации, товарищества и кооператива, должностного лица управляющей организации, товарищества и кооператива к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.

Статья 5.62. Дискриминация

3.Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, — влечет наложение административного штрафа на на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

»

Следующая

ПриватизацияПриватизация квартиры с несовершеннолетним ребенком

Важность оформления акта

Решение всех важных вопросов, касающихся деятельности собрания собственников помещений в многоквартирном доме, производится на основании рассматриваемого акта. Данные положения предусматриваются ст. 44 ЖК РФ. Реестр оказывает влияние на точность и законность просчета голосов, отданных за конкретный вариант ответа.

В качестве несоответствующих действительности рассматриваются протоколы, введенные новшества, записи, которые сделаны в отсутствие данного акта. К протоколу собрания собственников жилья обязательно прикладывается реестр.

Если принято решение заполнять акт от руки, то подчерк должен быть разборчивым и аккуратным.

Скачать образец реестра собственников многоквартирного дома

По ссылкам ниже вы сможете скачать примерные образцы или бланки реестра собственников:

Сроки и стоимость оказания услуг

Время изготовления документа зависит от способа его оформления. Справку с информацией о владельцах можно запросить в управляющей компании. Организация обязана его предоставить в течение пяти дней с момента регистрации заявки.

В случае самостоятельного изготовления акта потребуется 10-15 минут, чтобы оформить выписки ЕГРН через портал EGRNKA.RU.

Получение информации о недвижимом имуществе и его владельцах предусматривает внесение госпошлины. Сумма зависит от выбранного формата документа. На сайте ЕГРНка.ру стоимость оформления справки из Росреестра – от 290 рублей.

Найти объект

Источник: https://egrnka.ru/info/obyazana-li-uk-predostavlyat-reestr-sobstvennikov/

Часто задаваемые вопросы

Когда УК должна предоставить реестр собственников?

Управляющая организация МКД обязана предоставить документ с учетом владельцев после запроса любого собственника или его официального представителя, госструктур, зарегистрированного гражданина, инициативной группы собрания жильцов.

Что делать, если УК не дает реестр?

Неправомерный отказ в выдаче документа управляющей компанией может быть обжалован в суде заявителем. Организация, в случае нарушения законодательства, несет административную ответственность.

Обязана ли УК выдавать реестр ОСС?

Да, согласно Жилищному кодексу РФ, управляющая компания обязана предоставить документ по запросу членов собрания владельцев помещений. Свой отказ в выдаче акта организация обязана подтвердить ссылками на действующие нормативы.

В каких случаях предусмотрен штраф за отказ в выдаче?

Нарушение лицензионных требований управляющей организацией является административным правонарушением. В случае отказа в выдаче документа с учетом владельцев, на УК могут наложить штрафные санкции.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...