Границы муниципальных образований: установление и изменение

Содержание
  1. ,
  2. 34.Порядок установления и изменения границ муниципального образования.
  3. Виды муниципальной собственности
  4. Объекты и субъекты
  5. Представление земли в бессрочное и безвозмездное пользование
  6. Разграничение казны и «распределенного» имущества муниципального образования
  7. Дом на муниципальной земле
  8. Как разграничивают муниципальные земли?
  9. Порядок выкупа арендованных муниципальных земель
  10. Процедура разграничения муниципальной собственности на землю
  11. Процедура образования земельного участка из муниципальных земель
  12. Дом на муниципальной земле
  13. Аренда муниципальной земли
  14. Порядок проведения торгов
  15. Вопросы и ответы юристов
  16. Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам
  17. Процедура образования земельного участка из муниципальных земель
  18. Какими способами можно узнать кому принадлежит земельный участок
  19. Полезные ссылки

,

1 2008 . , , – , .

, , – . , ; .

, , – , , , – , – , , , , , .

– , . , ( ) ; , , , , , . , , , , , .

28 1995 . N 154-, , () , . – .

6 2003 . N 131- , . , . , , , . “” .

, , , . , . , , . .

.

, , () , () , .

, , , .

, () , , .

, , , , , .

N 131-. , , , – . , , , , , , .

, , , , .

– 6 2003 . N 131- . ” ” ” “. , .

, . .

N 131- , , , . , .

, , , . , , .

– , , , (), .

, , , . , , , .

, .

, , ( ) . , , ( ) . () .

, , , , . , , , “”, , .

6 2008 . , N 131-, , .. , . – , , , . , N 131-, . , , . , . , . , , , , , , , . , , .

N 131- – . , . , , 100 , . . .

. . , , 30-50- .

, , , , .

.

.

. , , (, , ). – . , , . – . . , , , – , . : . , , . .

, . , , .

; ; . , , , , , .

, , , , . , . , , , , “”, – . , .. – , , , , , , , .

, , -, , ; -, “” , , , . – .

-, “” , . , , , . – , , , .

, , , , , . . , , . , , , .

– . . , . . , , – .

, , . , , , , , , . ..

, , . , , , . . , , .

– , , .

. – . – . – -.

. , . . : , .

-, . , -, , , , N 131-, .

– , – . , , , .

, , . – .

34.Порядок установления и изменения границ муниципального образования.

Установлениетерритории и границ – необходимый этаппроцесса образования и преобразованиямуниципальных образований. Территориюмуниципального образования составляютземли городских, сельских населенныхпунктов, поселений, прилегающие к нимземли общего пользования, рекреационныезоны, земли, необходимые для развитияпоселений, и другие земли в границахмуниципального образования независимоот форм собственности и целевогоназначения. Территория муниципальногообразования должна быть единой и неможет состоять из территориально несвязанных друг с другом частей. Приопределении территории муниципальногообразования желательно сохранятьцелостность земельного участка,принадлежащего одному землепользователю.Установление и изменение территориимуниципального образования производятсяс учетом исторических и иных местныхтрадиций.

Надоиметь в виду, что законодательстворазводит понятия “муниципальнаятерритория” и “муниципальныеземли”, определяя их разный правовойрежим. Понятие “муниципальнаятерритория” служит для обозначенияпространственных рамок осуществлениявсего множества полномочий местногосамоуправления конкретных сообществжителей. Муниципальная территория – этовсегда и избирательная территория, итерритория проведения местныхреферендумов, собраний, сходов. Не всеземли, входящие в территорию муниципальногообразования, являются его муниципальнымиземлями. В состав территории муниципальногообразования помимо его собственныхземель могут входить земли государственные,частные, земли других муниципальныхобразований. В то же время землимуниципального образования могутнаходиться и за пределами его территории.Муниципальная территория – объектпубличного (конституционного, уставного)права, а муниципальные земли – объектгражданского и земельного права.

Закреплениеграниц муниципальных образованийудобнее проводить с опорой на триосновных правила: 1)в случае, еслимуниципальное образование наделяетсятерриторией, совпадающей с территориейадминистративно-территориальной единицы(населенного пункта), его границаопределяется по границам соответствующейадминистративно-территориальной единицы(населенного пункта); 2)в случае, еслимуниципальное образование наделяетсятерриторией, совпадающей с территориейнескольких административно-территориальныхединиц (населенных пунктов), его границаопределяется по несовпадающим границамсоответствующих административно-территориальныхединиц (населенных пунктов); 3)в случае,если муниципальное образование наделяетсятерриторией, частично или полностью несовпадающей с территориейадминистративно-территориальных единиц(населенных пунктов), его границаопределяется по границамадминистративно-территориальных единиц(населенных пунктов) в части их совпадения,а также по границам земельных участков,оформленных в установленном закономпорядке, и естественным границам (линиямрельефа, ясно видимым ориентирам, инымхарактерным точкам: дороги, просеки,опушки леса, мосты, линии электропередачи,трубопроводы, здания, сооружения,капитальные ограждения и т.п.) в части,в которой границы муниципальногообразования не совпадают с границамиадминистративно-территориальных единиц(населенных пунктов).

Границытерриторий муниципальных образованийустанавливаются и изменяются законамисубъектов Федерации в соответствии стребованиями федерального законодательства.

Изменениеграниц муниципального образованияосуществляется по инициативе населения,органов местного самоуправления, органовгосударственной власти субъектаФедерации, федеральных органовгосударственной власти. Инициативанаселения об изменении границмуниципального образования реализуетсяв порядке, установленном для выдвиженияинициативы проведения местногореферендума. Инициатива органов местногосамоуправления, органов государственнойвласти об изменении границ муниципальногообразования оформляется решениямисоответствующих органов местногосамоуправления, органов государственнойвласти.

Изменениеграниц муниципальных районов, влекущееотнесение территорий отдельных входящихв их состав поселений и (или) населенныхпунктов к территориям других муниципальныхрайонов, или изменение границ поселений,влекущее отнесение территорий отдельныхвходящих в их состав населенных пунктовк территориям других поселений,осуществляется с согласия населенияданных поселений и (или) населенныхпунктов. Согласие населения выявляетсяпутем голосования, предусмотренногост. 24 Закона от 6 октября 2003 г., либо насходах граждан с учетом мненияпредставительных органов соответствующихмуниципальных образований.

Изменениеграниц муниципальных районов и поселений,не влекущее отнесения территорийотдельных входящих в их состав поселенийи (или) населенных пунктов соответственнок территориям других муниципальныхрайонов или поселений, осуществляетсяс учетом мнения населения, выраженногопредставительными органами соответствующихмуниципальных районов и поселений.

Виды муниципальной собственности

На сегодняшний день земли муниципальной собственности классифицируют в следующем порядке:

  • Закрытые – для того, чтобы попасть на эти участки нужно иметь специальный пропуск. Обычно это здания оборонного или стратегического характера, а также здания органов властей.
  • Публичные – это участки, которые находятся в общем доступе каждому гражданину. Дороги, парки, скверы – это публичные земли.
  • Нераспределённые – это участки земли, которые предназначены для сдачи в аренду или передачи в собственность гражданам;
  • Предоставленные – земли, которые раньше использовались властями, а на сегодняшний день передаются в право собственности частным лицам.

Объекты и субъекты

Объектами муниципальной собственности могут выступать земельные наделы, находящиеся в границах данного муниципалитета. К таким надела могут относиться как земли, находящиеся в пользовании частных и государственных структур, так и в общей собственности (например, земли придомовых территорий жилищных кооперативов).

Границы муниципальных образований: установление и изменение

Субъекты муниципальной собственности – это должностные лица и организации, осуществляющие непосредственное управление и распоряжение землями данного муниципального образования.

Такими субъектами могут выступать:кадастровый инженер

  • Главы муниципальных образований;
  • Законодательные органы власти;
  • Подразделения городской администрации;
  • Унитарные предприятия;
  • Частные организации, привлечённые органами власти для управления муниципальными землями по договору подряда.

Управляющие субъекты осуществляют функции управления от имени муниципалитета, но являются подконтрольными выборным руководящим органам территориальных образований.

Представление земли в бессрочное и безвозмездное пользование

Данные формы пользования специфические, и имущество, которое находится в государственном полном владении, может предоставляться лишь некоторым субъектам по такому порядку.

Если речь идёт о  пользовании без установления срока, то тогда закон определяет конкретный перечень субъектов, которые имеют право на такую привилегию:

  • органы власти, как государственные, так и местные;
  • различные учреждения государственного или муниципального назначения;
  • предприятиям, являющимся казенными;
  • центры, которые сосредоточивают в себе историческое наследие президентов, в том числе тех, кто сложил свои полномочия.

Само решение приниматься будет также соответствующим органом. Оно опирается также на  правила представления участков, конкретные документы и критерии земли.

Муниципальная земляРешение, принимаемое органом власти, должно сдержать в себе большое количество информации. В первую очередь, это характеристика объектов, которые стали предметом договора. Также обязательно вносить сведения о субъекте, то есть об органе и организации, которым должны быть представлены наделы в пользование.

Рекомендуем ознакомиться:

Указанным выше субъектам не представляются земли, принадлежащие государству или муниципалитету, на праве иного пользования. Для них действует только правило безвозмездного пользования наделом, за исключением случаев, описанных в законе.

Ещё одной специфической формой пользования является то, что оно не устанавливает сроков. В этом случае перечень лиц, которые могут пользоваться имуществом на таком праве гораздо шире.

В него входят следующие субъекты:

  • те же субъекты, которые имеют право на пользование без установления срока, только с ограниченным сроком до одного года;
  • организации, осуществляющие религиозную деятельность;
  • субъекты, которые имеют договор с органом власти на проведение реставрационных работ;
  • конкретные граждане, которые имеют целью проведение жилищного строительства индивидуального характера;
  • конкретные граждане, имеющие служебное помещение на участке, который передаётся в бессрочное пользование, однако только на срок пользования имеющимся строением;
  • субъекты, осуществляющие деятельность сельскохозяйственного типа;
  • некоммерческие организации, которые создавались для огородничества или строительства;
  • лица, чьи участки были ранее изъяты для нужд государства или муниципалитета;
  • граждане, которые нуждаются в содействие при осуществлении строительства жилых домов.

Срок пользования в данном случае будет определяться в зависимости от желания заявителя, но при этом с учётом тех ограничений, который изложены выше.

Когда участки предоставляются на праве безвозмездного пользования и при этом для конкретных целей, а именно садоводства, огородничества или даже сельскохозяйственной деятельности, то заявитель должен обеспечить подготовку и обработку земель, то есть по договору все обязанности по содержанию и поддержанию эксплуатационных характеристик лежат на субъекте данных отношений.

Разграничение казны и «распределенного» имущества муниципального образования

В соответствии с действительными нормами гражданского законодательства муниципальная собственность делится на две основные категории:

  • ресурсы, которые закреплены за определенными предприятиями и ведомствами муниципального значения, и которые используют имущество для ведения определенной хозяйственной деятельности. При этом доход от пользования имуществом будет принадлежать предприятию за вычетом налоговых и прочих сборов;
  • ресурсы и ценности, составляющие казну административного образования. В данном случае казна будет состоять из тех средств, которые есть в наличии у местного бюджета, и того имущества, которое не находится под управлением муниципальных производственных структур.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что общая масса имущества муниципального образования состоит из нескольких частей, которые между собой практически не взаимодействуют. Признание права муниципальной собственности основано на факте наличия определенных ценностей, которые будут выступать объектами защиты от нерационального и противозаконного применения.

Объектами собственности муниципального управления могут выступать только те имущественные ценности, которые необходимы для решения вопросов местного характера.

Дом на муниципальной земле

На сегодняшний день использование земли для строительства – один из самых выгодных и привлекательных способов инвестирования. Поэтому неудивительно, что муниципальная земля под строительство чрезвычайно востребована, а торги муниципальной земли вызывают огромный интерес.

Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности, установлен в Статье 30 ЗК РФ.

Органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно через торги.

В статьях 30.1. и 30.2. ЗК РФ говорится об особенностях предоставления земельных участков для жилищного строительства и их комплексного освоения в целях жилищного строительства из земель, находящихся в муниципальной (и государственной) собственности. В статье 36 ЗК РФ – о приобретении прав на земельные участки, которые находятся в муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения.

Как разграничивают муниципальные земли?

В свою очередь данные участки разграничивают по внутренним территориями:

  1. поселениям в городах;
  2. по округам;
  3. по районам муниципалитета;
  4. по пригороду;
  5. префектурами;
  6. другое.

Порядок выкупа арендованных муниципальных земель

Для того, чтобы произвести процедуру выкупа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, заинтересованное лицо должно предоставить соответствующий орган местного самоуправления:

  • паспорт;
  • заявление установленного образца;
  • договор аренды муниципальной земли;
  • квитанция об уплате государственной пошлины.

После согласования с органами местной власти в Росреестр предоставляются:

  • оригинал договора купли-продажи земельного участка;
  • заявление соответствующего образца о переходе права собственности;
  • квитанция об уплате государственной пошлины;
  • квитанция об уплате стоимости земельного участка;
  • расчет стоимости выкупа земли, выданного оценочной комиссией;
  • постановление о предоставлении земельного участка, выданного местными органами власти.

Право собственности заявитель приобретает с момента регистрации в соответствующих органах. Срок оформления документов составляет – 7 рабочих дней.

В выкупе муниципальной земли в собственность может быть отказано на следующих основаниях:

  1. при подаче неполного пакета документов либо его ненадлежащем оформлении;
  2. при установлении факта процедуры банкротства/прекращения деятельности покупателя – юридического лица;
  3. при предоставлении недостоверной информации о покупателе либо выкупаемом земельном участке;
  4. при невозможности выкупа муниципальной земли ввиду ее особого целевого назначения (земли общего пользования, заповедники, земли лесных и водных фондов и т.д. ).
  5. выкуп муниципальных земельных участков невозможен для нерезидентов Российской Федерации.

Процедура разграничения муниципальной собственности на землю

Под разграничением земель понимается отнесение конкретного земельного надела к федеральной, региональной или муниципальной собственности.

Разграничение федеральных земель происходит путём принятия постановлений правительства РФ о таком разграничении, а также федеральных законов, изменяющих границы субъектов федерации.

Границы муниципальных образований: установление и изменение

Формирование права муниципальной собственности в результате разграничения может осуществляться как путём принятия федеральных законов, так и постановлениями региональных органов власти.

Муниципальные земли, в свою очередь, могут быть разграничены по следующим внутренним территориям:освобождение от уплаты земельного налога

  • Городскими поселениями;
  • Округами;
  • Муниципальными районами;
  • Пригородными районами;
  • Префектурами;
  • Внутренними территориальными образованиями городов федерального значения.
Границы муниципальных образований: установление и изменение

Разграничение возможно только для земель, которые отображены на государственной кадастровой карте.

Процедура разграничения осуществляется следующим образом:налоговая декларация

  • Федеральные законодательные органы определяют границы земель субъектов федерации;
  • Власти субъектов федерации, на основе федеральных законов, определяют границы внутренних муниципальных городских и районных территорий;
  • Муниципальные власти осуществляют разграничение земельных наделов, находящихся в их ведении, между внутригородскими административными единицами.

Внутригородское деление земель утверждается после проведений публичных слушаний в местной администрации.

Важно знать, что региональные органы власти не вправе принимать законы, определяющие границы муниципальных округов, противоречащие разграничению, установленному на уровне федерации.

Границы муниципальных образований: установление и изменение

В случае принятия подобных постановлений они могут быть оспорены в судах высшей инстанции, рассматривающих легитимность решений власти.

Процедура образования земельного участка из муниципальных земель

Муниципальный участок может быть создан на основе земель, которые находились в муниципальной собственности местных органов властей и быть образован в следующих случаях:

  1. если участок был предоставлен садоводческому или дачному товариществу;
  2. если участок переходит в право собственности физическому или юридическому лицу;
  3. если участок переходит к предприятию, которое вместе с местными властями занимается развитием территории;
  4. если участок выделяется под застройку жилого дома;
  5. если участок выделяется для застройку муниципального учреждения;
  6. если участок переходит под застройку линейных объектов.

Образования любого муниципального земельного участка возможно только по согласию местных властей. Как правило, данное решение выносит либо архитектурно-градостроительный комитет, либо местная администрация.

Дом на муниципальной земле

Дом на муниципальной земле можно и построить. К арендаторам земли будут выноситься отдельные требования. Как правило, такие земельные участки предоставляются на безвозмездной основе. Также можно выкупить муниципальную землю у местных властей, если на ней уже возведён дом.

Аренда муниципальной земли

Согласно законодательству Российской Федерации муниципальный земельный участок можно арендовать на условиях платного и бесплатного, срочного и бессрочного пользования.

Взять в аренду землю может как физическое, так и юридическое лицо. Если арендованная земля планируется использоваться под застройку, то право аренды будут передаваться на торги. Этот вид аренды является долгосрочным и имеет свои нюансы.

Отказать в аренде муниципального земельного участка могут в случаях, если произошло изъятие земли из оборота муниципального владения.

Порядок проведения торгов

АукционВ случае с покупкой имущества, которое принадлежит государству или же муниципалитету, возможно два порядка его приобретения. В одном случае проводятся специальные аукционы, во втором случае проведение торгов исключается.

Чаще всего встречается вариант с аукционами, который подразумевает определённый порядок действий:

Рекомендуем ознакомиться:

  1. Подготовка аукциона. Этим может заниматься либо орган власти, либо сам заявитель. На данном этапе важно оценить земельный участок, утвердить различные проекты, в том числе межевания. Если инициатором является гражданин или организация, то они просто подают заявку, а орган власти самостоятельно проводит данные мероприятия.
  2. Утверждение схем надела. Этим также занимается орган власти. Проводится данное мероприятие по окончании подготовительных действий для дальнейшего выдвижения участка на торги. Инициатором утверждения схемы может быть либо сам орган, либо заявитель.
  3. Проверка оснований. Она осуществляется органом власти. В итоге выноситься решение, которое может и отказывать заявителю. Срок для этого определяется в два месяца.
  4. Осуществление кадастровых работ. Здесь речь идёт о проведении мероприятий на самом участке, так как необходимо уточнение всех характеристик. Также на этом этапе проводится постановка надела на учёт.
  5. Подача заявления на проведение аукциона. Это делает заинтересованный субъект. Орган власти проводит ещё одну проверку самого участка, оснований и документов, а также устанавливает инженерное обеспечение к наделу, чтобы при необходимости могли проводиться требуемые работы.

Сам аукцион проводится в виде торгов. Если заявитель один, то надел передаётся ему за конкретно определённую плату, которая будет зависеть от ранее установленной кадастровой стоимости.

Извещение и привлечение потенциальных покупателей должно обеспечиваться организаторами аукциона. Кроме того, необходимо сообщать все сведения о самом порядке проведения аукциона, его организаторах и участниках.

Также закон обозначает ситуации, при которых аукцион проводиться не может.

Муниципальная земляОни определяются с учётом характеристик земли:

  • не уточнены границы надела;
  • право собственности не было зарегистрировано;
  • не установлено параметров допустимого строительства на участке;
  • нет конкретно определённой категории участка, а также его назначения;
  • земля ограничена в обороте или вовсе изъята из него;
  • на участке имеются строения, строительные работы по которым не завершены;
  • надел предназначен для нужд государства или муниципалитета;
  • необходимо дополнительное согласование по поводу проведения аукциона;
  • участок предназначен только для общего его использования;
  • земли больше не входят в перечень тех, что предназначены для нужд государства или муниципалитета.

Если представленных выше обстоятельств нет, то земля может свободно выставляться на торги. Начальная цена будет сформирована как раз с учётом кадастровых показателей, а также при определении доработок и изменений её характеристик.

Вопросы и ответы юристов

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

Срочный вопрос

Процедура образования земельного участка из муниципальных земель

Земельный участок может быть образован из земель, находящихся в муниципальной собственности, в следующих случаях:оформление документов

  • При предоставлении участка садоводческому иди дачному товариществу;
  • Для предоставления частному физическому или юридическому лицу в пользование;
  • При выделении участка организации, с которой заключен договор комплексного развития территории;
  • При выделении участка строительной организации для возведения жилых домов;
  • Для строительства линейных объектов;
  • Для строительства объектов муниципальных предприятий.

Образование земельного надела из муниципальных земель возможно только посредством принятия соответствующего постановления субъекта муниципальной собственности.

Границы муниципальных образований: установление и изменение

Таким субъектом в большинстве случаев выступает земельный или архитектурно-градостроительный комитет местной администрации.

Процедура выделения земельного участка из муниципальных земель в отдельный надел для предоставления в аренду или собственность состоит из следующих шагов:заполнение документов

  • Подача заявления в земельный комитет о предоставлении участка в пользовании;
  • Получение положительного решения комитета;
  • Заказ и проведение межевых работ по выделу земельного участка;
  • Предоставление в кадастровую палату межевого плана;
  • Выдача кадастрового паспорта на образуемый участок;
  • Утверждение участка в определённых границах земельным комитетом.

Образование земельного участка подразумевает выделение его отдельных границ таким образом, чтобы площадь нового участка соответствовала указанной в разрешении земельного комитета.

Межевые работы осуществляются частными геодезическими компаниями или кадастровыми инженерами, с которыми заключен договор подряда.

Важно учесть, что геодезические работы по определению границ участка, образуемого из муниципальных земель, осуществляются за счёт организации или физического лица, подавшего заявление на получение участка в пользование.

Какими способами можно узнать кому принадлежит земельный участок

Для того чтобы установить кому принадлежит земельный участок можно обратиться в следующие органы властей:

  1. Кадастровая палата – по кадастровому номеру определят владельца. Самый быстрый способ.
  2. Федеральная регистрационная служба – в ней есть все данные о сделках, которые были проведены с данным участком земли.
  3. Росреестр –можно получить выписку со сведениями о владельце земли.
  4. Администрация муниципального образования.
  5. Налоговая.

Полезные ссылки

Как правильно выбрать земельный участок для строительства дома

Стоит ли покупать земельный участок в водоохранной зоне

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...