Для целей, связанных состроительством

О порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством

(с изменениями на 14 января 2015 года)
(редакция, действующая с 1 мая 2017 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2018 года на основании

Закона Санкт-Петербурга от 14 мая 2015 года N 233-39____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
С 1 марта 2015 года до 1 января 2018 года настоящий Закон применяется в части предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, а также земельных участков, расположенных на территории Санкт-Петербурга и государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, до 1 января 2018 года в случае, установленном в части 3 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ “О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации”, – статья 2 Закона Санкт-Петербурга от 14 мая 2015 года N 233-39.
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Санкт-Петербурга от 4 июля 2011 года N 388-80 (Петербургский Дневник, N 26, 14.07.2011);
Законом Санкт-Петербурга от 21 октября 2011 года N 585-115 (Петербургский Дневник, N 29, 02.08.2010);
Законом Санкт-Петербурга от 6 декабря 2011 года N 710-136 (Санкт-Петербургские ведомости, N 240, 20.12.2011);
Законом Санкт-Петербурга от 19 декабря 2011 года N 779-153 (Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга, N 49/1, 30.12.2011);
Законом Санкт-Петербурга от 23 ноября 2012 года N 601-101 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 27.11.2012);
Законом Санкт-Петербурга от 14 февраля 2013 года N 25-12 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 15.02.2013);
Законом Санкт-Петербурга от 9 июля 2014 года N 425-85 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 11.07.2014);
Законом Санкт-Петербурга от 14 мая 2015 года N 233-39 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa,15.05.2015) (распространяется на правоотношения, возникшие с 1 марта 2015 года);
Законом Санкт-Петербурга от 14 января 2015 года N 688-1 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 15.01.2015).
____________________________________________________________________

Принят

Законодательным Собранием
Санкт-Петербурга
30 июня 2010 года

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Законом Санкт-Петербурга

Настоящий Закон Санкт-Петербурга в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает процедуры и критерии предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, а также земельных – участков, расположенных на территории Санкт-Петербурга и государственная собственность на которые не разграничена (далее – земельные участки), в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством.

Статья 2. Общие положения

1. Предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, осуществляется Правительством Санкт-Петербурга на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности установленных процедур.

2. Земельные участки для целей, не связанных со строительством, предоставляются гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам в аренду.

3. Предоставление земельных участков в аренду гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам для целей, не связанных со строительством, осуществляется по результатам торгов на право заключения договоров аренды земельных участков для целей, не связанных со строительством (далее – торги), либо без проведения торгов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Санкт-Петербурга.

4. Торги являются открытыми по составу участников и проводятся в форме аукциона или конкурса. Форма проведения торгов определяется Правительством Санкт-Петербурга при принятии решения о проведении торгов.

5. Организация и проведение торгов осуществляются Правительством Санкт-Петербурга, либо по его поручению функции по организации и проведению торгов осуществляются специализированной организацией, единственным учредителем которой является Санкт-Петербург, осуществляющей функции по подготовке имущества Санкт-Петербурга к приватизации, исполнению решений об условиях приватизации имущества Санкт-Петербурга и осуществлению контроля за приватизацией имущества Санкт-Петербурга.

6. Правительство Санкт-Петербурга обеспечивает подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам в аренду для целей, не связанных со строительством, и заблаговременную публикацию указанной информации в порядке, установленном законами Санкт-Петербурга и нормативными правовыми актами Правительства Санкт-Петербурга.

7. Не допускается изменение целей использования земельных участков, предоставленных по результатам торгов либо без проведения торгов.

8. Пункт исключен с 26 февраля 2013 года – Закон Санкт-Петербурга от 14 февраля 2013 года N 25-12..

Статья 3. Критерии и процедура предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, в аренду на торгах

1. Решения о проведении торгов принимаются Правительством Санкт-Петербурга по одному из следующих оснований:

1) заявок граждан, индивидуальных предпринимателей или юридических лиц о предоставлении земельных участков в аренду для целей, не связанных со строительством, в которых указываются цели использования земельных участков, их предполагаемые размеры и местоположение (далее – заявки);

2) представлений исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, в которых указываются цели использования земельных участков, их предполагаемые размеры и местоположение (далее – представления);

3) схемы размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, утвержденной в порядке, установленном Правительством Санкт-Петербурга, за исключением случаев, установленных действующим законодательством.
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2013 года Законом Санкт-Петербурга от 23 ноября 2012 года N 601-101.

Заявки и представления подлежат рассмотрению Правительством Санкт-Петербурга в срок не более двух месяцев.

2. Решение о проведении торгов не принимается в случае:

1) подачи заявки или представления, в которых отсутствуют сведения, указанные соответственно в подпунктах 1 или 2 пункта 1 настоящей статьи;

2) наличия принятого ранее даты подачи заявки или представления решения о распоряжении земельным участком;

3) наличия ранее поданной заявки о предоставлении земельного участка на торгах, местоположение которого частично совпадает с местоположением испрашиваемого земельного участка;

4) наличия ранее поданной заявки о предоставлении земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством, в соответствии со статьей 4 настоящего Закона Санкт-Петербурга или заявления, поданного в соответствии с пунктом 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае полного или частичного совпадения местоположения земельного участка, указанного в заявке или заявлении, и испрашиваемого земельного участка;

5) подпункт исключен с 10 января 2012 года – Закон Санкт-Петербурга от 19 декабря 2011 года N 779-153.;

6) наличия предусмотренных в действующем законодательстве, а также в санитарных и технических правилах и нормах оснований, в соответствии с которыми невозможно предоставление земельного участка в аренду в целях использования земельного участка, указанных в заявке или представлении;

7) подачи заявки в отношении земельного участка, включенного в адресную программу предоставления земельных участков гражданам Российской Федерации, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно для индивидуального жилищного или дачного строительства (подпункт дополнительно включен с 1 января 2012 года Законом Санкт-Петербурга от 6 декабря 2011 года N 710-136).

3. Порядок принятия решений о проведении торгов устанавливается Правительством Санкт-Петербурга.

В случаях, установленных Правительством Санкт-Петербурга, торги могут проводиться в электронной форме, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

4. На основании решения о проведении торгов, принимаемого Правительством Санкт-Петербурга, осуществляется подготовка документации, необходимой для проведения торгов.

5. Извещение о проведении торгов публикуется:

за счет средств бюджета Санкт-Петербурга в официальных печатных изданиях, определенных исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга;

на официальном сайте исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченного Правительством Санкт-Петербурга.

6. В случае признания торгов несостоявшимися Правительство Санкт-Петербурга, если иное не установлено действующим законодательством, вправе принять решение о проведении повторных торгов, в том числе с изменением первоначальных условий торгов.

Статья 4. Критерии и процедура предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, в аренду без проведения торгов

1. Без проведения торгов земельные участки предоставляются в аренду гражданам для целей, не связанных со строительством, в случае использования ими земельных участков не в целях осуществления предпринимательской деятельности.

2. Указанным в пункте 1 настоящей статьи гражданам земельные участки предоставляются в аренду в порядке, установленном в пунктах 2-6 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.

3. Без проведения торгов земельные участки предоставляются в аренду индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам для целей, не связанных со строительством, в следующих случаях:

1) использования земельного участка для целей благоустройства, реализации деятельности в сфере физической культуры и спорта, культуры, искусства, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

2) выполнения юридически значимых действий в отношении земельных участков, которые Санкт-Петербург обязан совершить в силу требований гражданского законодательства;

3) предоставления земельных участков в аренду на новый срок с учетом преимущественного права арендатора на заключение нового договора аренды земельного участка;

4) предоставления альтернативных земельных участков при прекращении по инициативе Санкт-Петербурга договоров аренды земельных участков с добросовестными арендаторами в порядке, установленном Правительством Санкт-Петербурга;

5) предоставления государственным унитарным предприятиям для целей развития образования и науки, проведения научных исследований, защиты окружающей среды, сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, развития культуры, искусства и сохранения культурных ценностей, развития физической культуры и спорта, обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства, производства сельскохозяйственной продукции, социальной защиты населения, охраны труда, охраны здоровья граждан, развития инженерной и транспортной инфраструктур;

6) подпункт исключен с 10 января 2012 года – Закон Санкт-Петербурга от 19 декабря 2011 года N 779-153.;

7) использования земельного участка для проведения разовых публичных мероприятий (фестивалей, выставок, концертов, иных праздничных мероприятий, за исключением ярмарок). Критерии отнесения мероприятий к разовым публичным мероприятиям устанавливаются Правительством Санкт-Петербурга;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 мая 2017 года Законом Санкт-Петербурга от 14 января 2015 года N 688-1.

8) предоставления земельных участков предприятиям общественного питания для размещения летних площадок кафе на срок до 180 календарных дней в течение 12 последовательных календарных месяцев в случае, если предоставляемый земельный участок непосредственно примыкает к земельному участку под зданием, строением или сооружением, в помещениях которого располагается указанное предприятие общественного питания;

9) предоставления земельных участков в аренду в соответствии с договорами (соглашениями), направленными на социально-экономическое развитие Санкт-Петербурга, заключенными Санкт-Петербургом или Правительством Санкт-Петербурга;

10) предоставления земельных участков для размещения временных строительных площадок (строительных городков) при строительстве, реконструкции, ремонте объектов недвижимости, объектов инженерной и транспортной инфраструктур и объектов капитального строительства на срок строительства, реконструкции или ремонта указанных объектов;

11) предоставления земельных участков для размещения стоянок грузовых транспортных средств с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонны;

12) подпункт исключен с 26 февраля 2013 года – Закон Санкт-Петербурга от 14 февраля 2013 года N 25-12;

13) предоставления индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам в аренду дополнительных земельных участков, необходимых для использования земельных участков, принадлежащих указанным лицам на правах, предусмотренных земельным законодательством;

14) предоставления собственникам, владельцам, арендаторам зданий, строений, сооружений, нежилых помещений земельных участков, непосредственно примыкающих к земельным участкам под указанными зданиями, строениями, сооружениями и необходимых для использования указанных зданий, строений, сооружений, нежилых помещений;

14_1) предоставления земельных участков для размещения линейных объектов (объектов электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, линейно-кабельных сооружений связи), не являющихся объектами капитального строительства (подпункт дополнительно включен с 25 июля 2011 года Законом Санкт-Петербурга от 4 июля 2011 года N 388-80);

14_2) предоставления земельных участков лицам, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт по результатам конкурса или аукциона, проведенных в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, если предоставление указанных земельных участков было предусмотрено документацией о закупке для целей исполнения этого государственного или муниципального контракта, за исключением случаев предоставления земельных участков лицам, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт на строительство объекта недвижимости, осуществляемое полностью за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации или средств местного бюджета. Срок предоставления указанных земельных участков не может превышать срок исполнения государственного или муниципального контракта;
(Подпункт дополнительно включен с 25 июля 2011 года Законом Санкт-Петербурга от 4 июля 2011 года N 388-80; в редакции, введенной в действие с 22 июля 2014 года Законом Санкт-Петербурга от 9 июля 2014 года N 425-85.

14_3) подпункт дополнительно включен с 25 июля 2011 года Законом Санкт-Петербурга от 4 июля 2011 года N 388-80; исключен с 1 января 2013 года – Закон Санкт-Петербурга от 23 ноября 2012 года N 601-101;

15) в иных случаях, установленных действующим земельным законодательством Российской Федерации и законодательством Санкт-Петербурга.

Абзац исключен с 1 января 2013 года – Закон Санкт-Петербурга от 23 ноября 2012 года N 601-101..

4. Предоставление земельных участков индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, указанным в пункте 3 настоящей статьи, осуществляется в соответствии со следующей процедурой:

1) подача заинтересованными в предоставлении земельных участков лицами (далее – заявители) заявок о предоставлении земельных участков в аренду для целей, не связанных со строительством, в которых указываются цели использования земельных участков, их предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на земельный участок (далее – Заявки);

2) рассмотрение Заявок;

3) утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории;

4) принятие решения о предоставлении заявителю земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством.

Заявка подлежит рассмотрению Правительством Санкт-Петербурга в срок не более двух месяцев.

Заявка подлежит рассмотрению Правительством Санкт-Петербурга в срок не более месяца, а утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории не осуществляется при подаче Заявки о предоставлении:

земельных участков в аренду на новый срок с учетом преимущественного права арендатора на заключение нового договора аренды земельного участка;

земельных участков предприятиям общественного питания для размещения летних площадок кафе на срок до 180 календарных дней в течение 12 последовательных календарных месяцев в случае, если предоставляемый земельный участок непосредственно примыкает к земельному участку под зданием, строением или сооружением, в помещениях которого располагается указанное предприятие общественного питания, и был образован ранее;

собственникам, владельцам, арендаторам зданий, строений, сооружений, нежилых помещений земельных участков, непосредственно примыкающих к земельным участкам под указанными зданиями, строениями, сооружениями и необходимых для использования указанных зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, в случае, если предоставляемые земельные участки были образованы ранее;

земельных участков добросовестным арендаторам при прекращении с ними договоров аренды земельных участков по инициативе Санкт-Петербурга в случаях и на условиях, установленных Правительством Санкт-Петербурга, если предоставляемые земельные участки были образованы ранее.

Правительство Санкт-Петербурга устанавливает порядок рассмотрения Заявок, порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, а также при принятии решения о предоставлении земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством.

5. Предоставление земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством, без проведения торгов не осуществляется в случае:

1) подачи Заявки, в которой отсутствуют сведения, указанные в подпункте 1 пункта 4 настоящей статьи;

2) наличия принятого ранее даты подачи Заявки решения о распоряжении земельным участком;

3) наличия предусмотренных в действующем законодательстве, а также в санитарных и технических правилах и нормах оснований, в соответствии с которыми невозможно предоставление земельного участка в аренду в целях использования земельного участка, указанных в Заявке;

4) наличия ранее поданной Заявки в соответствии с требованиями настоящей статьи или заявления, поданного в соответствии с пунктом 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае полного или частичного совпадения местоположения земельного участка, указанного в Заявке или заявлении, и испрашиваемого земельного участка;

5) невозможности образования земельного участка в соответствии с требованиями федерального законодательства и законодательства Санкт-Петербурга;

6) подачи заявки в отношении земельного участка, включенного в адресную программу предоставления земельных участков гражданам Российской Федерации, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно для индивидуального жилищного или дачного строительства (подпункт дополнительно включен с 1 января 2012 года Законом Санкт-Петербурга от 6 декабря 2011 года N 710-136).

6. Правительство Санкт-Петербурга в двухнедельный срок со дня представления индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, указанными в пункте 3 настоящей статьи, кадастрового паспорта земельного участка, указанного в Заявке, принимает решение о предоставлении земельного участка в аренду указанным лицам и направляет им копию решения с приложением кадастрового паспорта земельного участка.

7. В недельный срок со дня принятия указанного в пункте 6 настоящей статьи решения Правительство Санкт-Петербурга направляет заявителю договор аренды земельного участка для подписания.

Статья 5. Заключительные положения

1. Настоящий Закон Санкт-Петербурга вступает в силу с 1 января 2011 года.

2. В случае если индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами поданы заявки о предоставлении земельных участков в аренду до вступления в силу настоящего Закона Санкт-Петербурга, предоставление земельных участков в аренду осуществляется в порядке, действовавшем до вступления в силу настоящего Закона Санкт-Петербурга.

Губернатор Санкт-Петербурга
В.И.Матвиенко

Санкт-Петербург
16 июля 2010 года
N 447-113

Редакция документа с учетом

изменений и дополнений подготовлена
АО “Кодекс”

Комментарий к Статье 34 Земельного кодекса РФ

Комментарий к Статье 34 ЗК РФ временно недоступен.

Законодательное регулирование

Особенности предоставления земель, строительство зданий на которых не предусмотрено, регулируются следующими законодательными актами:

  • Земельным кодексом;
  • Законом «О личном подсобном хозяйстве» № 112;
  • Законом № 101 «Об обороте сельскохозяйственных земель».

Глава 14 Земельного кодекса определяет состав и особенности эксплуатации сельскохозяйственных участков, закон № 112 описывает особенности использования полевых подсобных хозяйств, а ст. 10 закона № 101 регулирует правила выкупа сельскохозяйственных земель у государства.

Какие участки предоставляются не для строительства?

Для целей, связанных состроительством

Основную долю участков, не предназначенных для специального возведения строений, составляют земли сельскохозяйственного назначения.

Предоставление земельных участков для целей, которые не связаны со строительством имеет несколько направлений. Ниже полный перечень земель, которые выделяются не для целей строительства. Он представлен таким образом:сельскохозяйственный земельный участок

  • Участки, предназначенные для ведения огородничества (выращивание овощных и плодово-ягодных культур), пчеловодства;
  • Участки, предназначенные для монтажа личных металлических гаражей;
  • Участки для расположения гостевых парковок, автостоянок, временных автостоянок;
  • Участки для расположения некапитальных объектов придорожного обслуживания;
  • Участки для благоустройства территории (устройство зеленых зон, территорий отдыха населения, детских и спортплощадок);
  • Земельные участки для сельскохозяйственных целей;
  • Участки для формирования полигонов, создания открытых мест складирования и зон для хранения (свалка, складирование металлов, строительных материалов, пиломатериалов, грунта и пр.);
  • Участки для образования карьеров, добывающих полезные ископаемые;
  • Участки для организации строительных работ в соответствии с утвержденным проектом за пределами земельного участка, выделенного для возведения объекта капитального строительства — прокладывание инженерных коммуникаций, формирование временного грунтового отвала, хранение стройматериалов, расположение строительной техники и инженерных конструкций и т.д.);
  • Земельные участки, используемые для организации массового отдыха граждан, оснащения пляжей;
  • Другие участки, не предполагающие строительство объектов капитального строительства.

Требования к участкам

Для целей, связанных состроительством

С 1 марта 2015 года начал действовать новый порядок предоставления земельных участков в собственность и в аренду в связи с началом действия Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с новым законодательным актом устанавливается основной принцип, исходя из которого местные власти сначала планируют использование территории, создают генеральные планы и схемы с определением границ участков, их категории.

проведение межевания участкаТолько после того, как государственные и муниципальные цели в области использования земель будут определены и спланированы, начинается процедура выделения земельных участков. До вступления изменений в силу для земельных участков не выносились проекты межевания, не было четкой проектной документации, определяющей местоположение, границы, площадь, иные количественные и качественные характеристики для муниципальных и государственных нужд.

Таким образом, изменения потребовали обязательного распределения земель на подведомственной муниципалитету территории по целям использования, в связи с чем непосредственно изменился порядок предоставления земельных наделов.

Другой комментарий к Ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации

1. Процедура предоставления земельных участков гражданам из состава государственных или муниципальных земель для целей, которые не связаны со строительством, например для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, огородничества, личного подсобного хозяйства и т.п., установлена в комментируемой статье.

В п. 1 комментируемой статьи закреплены основные требования, которым должна отвечать данная процедура. Во-первых, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны принять акт*(8), который будет регулировать порядок предоставления земельных участков. В этом документе, в частности, должно быть предусмотрено, что рассмотрению подлежат все заявки, поступившие от граждан до определенного срока. Не допускается установление каких-либо льгот для определенных категорий граждан, кроме тех, которые уже предусмотрены действующим законодательством. Во-вторых, должен быть определен орган, осуществляющий управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью. В-третьих, информация о предоставляемых земельных участках гражданам и юридическим лицам должна публиковаться.

Комментируемая статья 34 Земельного кодекса регулирует вопросы предоставления земель только гражданам. Однако в тексте статьи упоминаются и юридические лица, которые могут получить информацию о предоставляемых земельных участках. Исходя из этого, если юридическое лицо заинтересовано в получении земельного участка для целей, не связанных со строительством, то оно может получить такую информацию, но ему не может быть предоставлен земельный участок на основании комментируемой статьи.

Указанные требования должны обеспечить реализацию принципов эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедуры предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством. Причем указанные принципы касаются только случаев предоставления земель для целей, не связанных со строительством, и они не применяются к случаям предоставления земельных участков для строительства, предусмотренным ст. 30 ЗК РФ.

2. Граждане, которые заинтересованы в получении земельных участков, должны подать заявление либо в соответствующий орган государственной власти или орган местного самоуправления. В заявлении должны быть указаны цель, для которой предполагается использовать участок, его размеры, местоположение и титул (право собственности или аренда), на котором гражданин предполагает использовать землю. После этого орган местного самоуправления с учетом зонирования территорий в месячный срок утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель должен обеспечить за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обратиться с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого участка.

Решение о предоставлении земельного участка должно быть принято в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка. В нем должен быть решен вопрос, предоставляется ли участок за плату, бесплатно или в аренду. Копия решения направляется заявителю с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Предусмотрено, что договор купли-продажи или аренды земельного участка должен быть заключен в недельный срок со дня принятия решения о предоставлении земельного участка.

Следует также иметь в виду, что ряд законодательных актов специально регулирует особенности предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, например федеральные законы “О крестьянском (фермерском) хозяйстве”, “О личном подсобном хозяйстве”, “О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан”, “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения” и др.

Цели использования земель без права строительства

Участки, строительство на которых не предусмотрено, могут быть использованы для целей:

  • занятия сельским хозяйством;
  • организации торговли;
  • создания парковочных мест;
  • организации спортивных соревнований.

Занятия сельским хозяйством является самым распространенным способом применения участков без права построек.

как оформить в собственность

Основные способы ведения сельского хозяйства:

  • частное огородничество;
  • сельскохозяйственный бизнес;
  • сенокошение;
  • выпас скота;
  • выращивание злаковых и овощей;
  • ведение ЛПХ.

Ведение подсобного хозяйства на полевых участках за границами поселений не предполагает постройки дома (п. 3 ст. 4 закона № 112 об ЛПХ), но всю выращенную продукцию владелец имеет право продавать, не открывая юридического лица.

Важно! Выращивание одной и той же сельскохозяйственной культуры в частном полевом ЛПХ и агропромышленной организации имеет различную структуру налогообложения при одном и том же объеме выручки – за продукцию из частного ЛПХ налог не взимается, а продукция сельскохозяйственного предприятия облагается НДС в 10%.

Кроме того, на участке, не предназначенном для строительства, допускается возведение временных построек без фундамента:

  • палаток;
  • вагончиков;
  • передвижных торговых ларьков;
  • разборных сцен и трибун.

Аренда государственных участков без права строительства на сезонный период позволяет извлекать прибыль путем организации палаточных рынков, ярмарок и концертов, а на участках, оформленных в собственность или долгосрочную аренду, можно установить некапитальную торговую точку или парковочное место с целью извлечения прибыли.

На каких участках можно возвести постройки?

строительствоФедеральный закон «О личном подсобном хозяйстве» разграничивает земельные участки на полевые земельные участки и приусадебные земельные участки. Приусадебный земельный участок — участок, находящийся в черте поселений, а полевой — располагающийся за границами поселений.

Закон определяет возможность использования приусадебного земельного участка в целях производства сельскохозяйственной продукции, не для строительства, при этом, если того требует сельскохозяйственное производство, разрешается возводить жилой дом, производственные, бытовые и другие здания, строения, сооружения.

Для целей, связанных состроительством

При возведении вышеперечисленных построек должны в обязательном порядке соблюдаться градостроительные регламенты, строительные, экологические, санитарно-гигиенические, противопожарные, иные правила и нормативы.

В свою очередь, полевой земельный участок использовать для строительства запрещается, на нем допускается лишь производить сельскохозяйственную продукцию.

Согласно закону «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» садовые земельные участки выделяются гражданам или приобретаются ими в целях культивации плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха, что предусматривает возведение жилого строения без возможности зарегистрироваться в нем, строительство хозяйственных зданий и сооружений.

с/х земляЗемельные участки для ведения огородничества могут предоставляться с правом возводить на них некапитальные жилые и хозяйственные строения. Зависит такое право от вида разрешенного использования, который определяется во время территориального зонирования. Тоже самое касается дачных земельных участков.

Закон требует предоставлять земельные участки для вышеназванных целей, основываясь на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедуры выделения таких земель. Принципы, в первую очередь, обращают особое внимание на действие органов государственной власти или местного самоуправления в области распоряжения земельными ресурсами.

Прежде чем принимать решение о выделении земельного участка в собственность или в аренду, властям необходимо провести подготовку сведений о земельных участках, предоставляемых гражданам и юридическим лицам на определенном праве и особых условиях, а также заблаговременно опубликовать такую информацию.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...