Что предусматривает закон о кадастре

Что изменилось в законодательстве

Какие изменения произошли в законе про кадастр? В 2019 году действующий закон о государственном земельном кадастре претерпел существенные изменения. В частности, из него был удален целый ряд статей (с 4-й по 28-ю). Из второй и третьей главы в настоящее время действует лишь статья 26.1, регламентирующая обжалование приостановки ведения учета ГКН. В ней описывается не только процедура, по которой может быть принято решение о приостановлении работ, связанных с подготовкой кадастровой документации, но и случаи, когда заинтересованное лицо имеет право обжаловать это постановление в административном порядке. При этом до вынесения решения суда кадастровый инженер имеет право продолжать межевые работы, несмотря на выдачу решения о приостановлении.

Стоит учесть, что процедура обжалования предусматривает обязательную подачу жалобы во внесудебном порядке на имя апелляционной комиссии, занимающейся разрешением споров, касающихся кадастровой деятельности во вверенном им городе или районе. Только после того, как комиссия отказала в обжаловании постановления о приостановке учета, землевладелец или представители геодезической фирмы, ответственной за межевание объекта, могут подать административный иск.

Оттягивать с подачей апелляции не нужно: в законе четко указано, что на подачу заявления для разрешения спора отводится не более одного месяца. При рассмотрении жалобы комиссия вправе инициировать проведение экспертизы на наличие ошибок при проведении кадастровых работ.

Изменения в законе коснулись и других глав. Начиная с 2019 года утратили силу статьи 34, 38, 41–44, 45.1 и 42.5.

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 4 февраля 2010 года №42

Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости

(В редакции Приказов Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.03.2014 г. №121, 12.03.2015 г. №137, 31.03.2015 г. №188, 16.06.2015 г. №376, 12.08.2015 г. №555, 24.11.2015 г. №878, 20.01.2016 г. №16)

В соответствии с частью 10 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 31, ст. 4017; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 52, ст. 6410, ст. 6419) и пунктом 5.2.18 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 24, ст. 2867; N 46, ст. 5337; 2009, N 3, ст. 378; N 18, ст. 2257; N 19, ст. 2344; N 25, ст. 3052; N 26, ст. 3190; N 38, ст. 4500; N 41, ст. 4777; N 46, ст. 5488), приказываю:

Утвердить прилагаемый Порядок ведения государственного кадастра недвижимости.

Утвержден Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 февраля 2010 года №42

Правовое регулирование

Вопросы, касающиеся Государственного кадастра недвижимости, регламентируются специальными нормативными правовыми актами. Основным является Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности». Он регулирует отношения, которые возникают в процессе осуществления деятельности такого характера. Также некоторые моменты, связанные с ГКН отражены в Федеральном законе от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Например, в статье 8 раскрывается само понятие такого учета и его содержания. Некоторые вопросы, касающиеся ГКН, отражены также в Земельном и Градостроительном кодексах РФ, Постановлении Правительства РФ от 1 июня 2009 года № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии».

Цели и задачи

Целью этого свода сведений является информационное обеспечение нескольких направлений государственной деятельности. Эти направления и составляют задачи земельного кадастра.

К ним относятся:

  • управление землями;
  • контроль за тем, чтобы земли использовались и охранялись надлежащим образом;
  • мероприятия, которые призваны сохранять и повышать плодородие почв;
  • госрегистрация прав на недвижимость и сделок с ней;
  • землеустройство;
  • оценка земель с экономической точки зрения и учёт стоимости земли наряду с другими природными ресурсами;
  • установление объективной платы за землю, размер которой подтверждается официально.

Принципы ведения кадастра

Основные принципы ведения государственного кадастра недвижимости перечислены в статье 4 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости». Можно выделить следующие принципы:

  1. единство, то есть на всей территории России государственный кадастр ведётся по единой технологии;
  2. общедоступность, то все получить необходимые сведения может любое физическое и юридическое лицо по запросу. Исключением являются сведения, составляющие государственную, коммерческую и иную, охраняемую законом, тайну;
  3. актуальность, то есть сведения постоянно обновляются;
  4. сопоставимость – все указанные в кадастре сведения сопоставимы со сведениями, которые содержаться на других информационных ресурсах;
  5. хранение сведений осуществляется на основании соответствующих нормативных актов;
  6. после того, как в кадастр будут внесены изменения (по необходимости), все ранние сведения сохраняются.

Ведение государственного кадастра недвижимости происходит на бумажных и электронных носителях. Если сведения на разных носителях отличаются друг от друга, то преимущественным являются бумажные носители.

Государственный кадастр объектов недвижимости на электронных носителях является частью единой государственной информационной системы, которая включает в себя также реестр прав на недвижимое имущество в электронном виде.

Компетентные органы

В соответствии с требованиями действующего законодательства ведение кадастрового учета возложено на федеральные органы исполнительной власти. В данном случае основа системы – это Росреестр. На указанный орган возложен довольно большой круг обязанностей.

Некоторыми из них являются:

  1. Регистрация прав на недвижимость.
  2. Ведение ЕГРП.
  3. Государственный кадастровый учет.
  4. Ведение реестра соответствующих специалистов и органов, а также надзор за их деятельностью.
  5. Рассмотрение жалоб по вопросам ГКУ.
  6. Выдача лицензий по осуществлению кадастровой деятельности.
  7. Формирование каталогов и других баз данных.
  8. Определение кадастровой цены на недвижимость.

Также Росреестр вправе запрашивать информацию, необходимую для реализации своей деятельности, привлекать к решению поставленных задачи специалистов из других организаций.

Указанный перечень не является исчерпывающим. Более подробный список обязанностей и прав содержится в Постановлении № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии».

Принципы

Ведение Государственного кадастра основано на следующих принципах:

  • Последовательная организация сбора, обработки, учета и хранения информации, полученной при помощи картографических, оценочных, топографических, землеустроительных, почвенных, картографических, топографических, геодезических, геологических и иных видов работ, связанных с постановка земли на учет.
  • Единая система ведения кадастра по всей территории РФ. При этом для ведения кадастровой деятельности используются единые методы, а для отчетности – единые документы.
  • Взаимодействие ГЗК с иными государственными кадастрами: лесным, градостроительным и т.д. Это необходимо для сбора всей необходимой информации о недвижимости в одно целое.
  • Непрерывность осуществления кадастровой деятельности. Периодически в ГЗК должны заноситься новые сведения: постановка земель на учет, назначение новой кадастровой стоимости.
  • Достоверность информации. Внесенные данные всегда должны отображать существующую реальность. Так, Росреестр не реже чем раз в 5 лет пересматривает кадастровую стоимость каждого земельного участка.
  • Полнота информации. Все учтенные земли систематизируются по единому принципу. Определяется их площадь, назначается кадастровый номер (КН) и кадастровая стоимость и т.д. Не допускается пропуск одной или нескольких строк при заполнении информации.
  • Ведение ГЗК на электронном и бумажном носителях и их одинаковая значимость. Но в случае, если по одному и тому же участку имеется расхождения, верным признается вариант, указанный на бумажном носителе.
  • Постоянность хранения данных. Информация из ГЗК не может быть удалена. Ее можно обновить, дополнить, изменить и т.д., но старые данные не удаляются, а остаются на хранении у ответственной службы.
  • Организация работы снизу вверх. Всю основную информацию в ГЗК поставляют низшие, местные структурные подразделения. Значит, любая оптимизация деятельности в первую очередь должна быть направлена на низшие уровни кадастровой службы.
  • ГЗК является основой для решения большинства земельных споров. Оспорить данные, указанные в кадастре, можно только через суд.
  • Доступность данных из ГЗК. Любой желающий может получить интересующую его информацию по учтенному Росреестром земельному участку.
  • Централизованность в руководстве. Любое решение, принимаемое руководителем кадастровой палаты, является обязательным для исполнения всеми территориальными отделами кадастровой службы.

Судебная практика

Относительно судебной практики стоит сказать, что граждане обращаются в суд в следующих ситуациях. Когда данные, которые использовались для кадастровой оценки, были некорректными или рыночная стоимость оказалась ниже, чем утвержденная кадастровая. Подтверждено, что больше чем половина граждан, которые обращаются с подобными вопросами в суд, добиваются своего, то есть стоимость все же пересматривают. Это, естественно, ведет к тому, что граждане получают снижение суммы налога, который надо уплатить.

Что же до № 28-ФЗ, то судебная практика, связанная с ним, регулировалась рядом писем, приказов и постановлений. Они исходили и от Минэкономразвития, и от Минюста, и от Минфина, и от Правительства РФ, и от иных уполномоченных инстанций. Когда это был еще действующий закон, эти документы регулировали все, что касалось судебной практики, связанной с этим законом.

Теперь, в связи с рядом нововведений в этом году, в суд будут обращаться и по восстановлению прав на распоряжение участком, ведь если не проведены все необходимые процедуры, участок будет считаться ничейным и перейдет к государству. О чем его настоящий хозяин может узнать последним, когда решит, например, совершить продажу. Это все, разумеется, будет регулироваться действующими законами относительно земельного кадастра. Каков же будет процент выигравших граждан по этому вопросу, покажет время, но прогнозы строят далеко не оптимистичные и рекомендуют поторопиться заняться своим наделом земли.

Основная документация

Foto5Все документы, используемые при ведении Государственного земельного кадастра, можно разделить на три группы:

  • Основные;
  • Вспомогательные;
  • Производные.

Все документы оформляются по единому стандарту, независимо от региона страны.

К основной документации относятся:

  • Реестр земель кадастрового района. Состоит из нескольких отдельных бланков. Предназначен для заполнения информации о ЗУ, получаемой в процессе кадастровой деятельности.
  • Кадастровые планы. Карты, ведущиеся в электронном и бумажном вариантах с подробным указанием границ ЗУ, территориальных зон и т.д.
  • Журнал учета КН. Записываются кадастровые номера всех учтенных земельных участков.
  • Кадастровые дела. Подшивка всех документов, связанных с проведением кадастрового учета ЗУ.

К вспомогательным документам относятся:

  • Книга учета входящих документов;
  • Книга учета выданных сведений.

К производным документам относятся справки (иные документы) выданные и заверенные самой кадастровой службой. Это могут быть кадастровые паспорта, статистические отчеты и т.д.

Как уже было указано выше, кадастровая деятельность характеризуется единством используемых документов. Это значит, что все кадастровые службы составляют указанную документацию по общему образцу, утвержденному Росреестром.

Кто имеет право заниматься кадастром

Депутатами Государственной Думы установлено четкое требование для каждого кадастрового инженера: быть членом местной саморегулируемой организации, в чьи функции среди прочих входит осуществление контроля над работой в сфере кадастра земли и других объектов недвижимости. Тем не менее, способ организации своей работы инженер может выбирать самостоятельно.

Согласно статьям 32–33 ФЗ «О государственном кадастре» деятельность кадастрового инженера может осуществляться в качестве:

  • частного предпринимателя;
  • сотрудника специализированной частной фирмы.

Федеральный закон
Если выбран второй вариант, то геодезическая фирма должна:

  • иметь в штате сотрудников как минимум двух квалифицированных инженеров, являющихся участниками профессиональной саморегулирующейся организации;
  • хранить документацию с результатами работ;
  • заключать с кадастровыми инженерами трудовой договор;
  • не допускать к выполнению заказов инженеров, которые были исключены из состава СО или отказались пройти квалификационные курсы.

Хранимые документы в виде копий заключенных договоров и результатами межевых работ могут быть востребованы у фирмы правоохранительными и контролирующими организациями на основании судебного решения.

Состав сведений

Состоять сведения об объекте недвижимости, которые должны быть включены в кадастр, должны из пунктов, указанных в статье 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ.

Их структура такова:

  1. Вид объекта недвижимости, например, участок земли, сооружение, здание, помещение, место для парковки.
  2. Кадастровый номер и дата его присвоения.
  3. Место расположения объекта.
  4. Учетный номер, который присваивался ранее.
  5. Сведений о ликвидации объекта.
  6. Номер объекта, в результате преобразования которого образовалась новая недвижимость.
  7. Основные характеристики. К ним относятся – площадь, протяженность, глубина, объем, высота, этажность.
  8. Степень готовности объекта строительства. Она указывается в процентах.
  9. Сведения о расположении помещений и строений общего пользования.
  10. Материалы наружных стен.
  11. Год ввода объекта недвижимости в эксплуатацию.
  12. Номера регистрации кадастровых специалистов и даты заключения договоров на осуществление работ соответствующего характера.
  13. Вид помещения, то есть является ли оно жилым или нет.

В кадастр также, как правило, включаются дополнительные сведения об объекте недвижимости:

  1. Стоимость.
  2. Картографические данные лесных, водных и других природных объектах, которые расположены в пределах объекта, если таковым является земельный участок.
  3. Оценка категории территории.
  4. Вид разрешенного использования объекта.
  5. Сведения о близости или частичном вхождении в зону с особыми условиями, в том числе и экономическими либо охраняемой территории.
  6. Данные о включении объекта в реестр культурного наследия.
  7. Наименование здания или сооружения.
  8. Назначение и функции предприятия.
  9. Данные о результатах земельного надзора.

Более подробный перечень содержится в статье 8 Закона № 128-ФЗ.

Как сведения о земельных участках вносятся в кадастр

Чтобы новые данные были внесены в сведения об интересующем наделе, лицо, которому это нужно, должно написать и подать в Росреестр заявление о кадастровом учете, по утвержденной форме. К заявлению прикладываются документы, подтверждающие изменение каких-то данных об участке, либо дополняющих ранее занесенные.

Сведения в поданных документах проверяются на подлинность и точность, чтобы не было основания для отказа их внесения в кадастр. Результаты проверки фиксируются в виде протокола. В нем отражается решение, принятое по каждому показателю проверки.

написание заявленияЭтот протокол представляет собой электронный документ, подписываемый простой электронной подписью уполномоченного лица, работающего в Федеральной службе госрегистрации, кадастра и картографии.

Затем этот протокол направляется в соответствующее отделение Росреестра, куда изначально было подано заявление. На это уходит 1 день. Переданные сведения включаются в кадастровые или учетные дела по данному земельному участку.

Если уполномоченное должностное лицо Росреестра принимает решения о том, чтобы исправить технические ошибки в сведениях об участке, оно дополнительно тоже оформляется как электронный документ, но подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью. Затем регистрируется в установленной форме.

Таковы особенности госкадастра недвижимости (ранее – земельного кадастра) и его ведения.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Юрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей

Важные нюансы

Пожалуй, самым важным нюансом будет то, что этот закон уже несколько раз видоизменялся. Например, № 28-ФЗ уже не имеет значения.

Он утратил силу, и на смену ему пришли другие. Так, № 218-ФЗ все еще действует, хотя и подвергся редакции не один раз.

В нем содержатся значительные нововведения на текущий момент. Так что все эти изменения вполне оправданы.

gosudarstvennom-zemelnom-kadastre-A17A7.jpg

Так на 2018 год обстоят дела:

Важно! Новые нормы, установленные в редакции от 2018 года, подразумевают, что земля непременно должна быть поставлена на учет в ГЗК, а также необходимо пройти процедуру межевания с соседями. Без этого можно потерять свою землю. Облегчить этот процесс была призвана «дачная амнистия» 2017 года, но насколько она оказалась эффективна, судить тем, кто занимался своей землей в это время.

Довольно важный нюанс, кроме прочего, это ответ на вопрос, что же нового в законе о земельном кадастре на сегодняшний день. С 01.01.2018 власти решили сократить количество участков, которое до сих пор не зарегистрированы.

Планируется четко установить уже имеющиеся границы, то есть необходимо всем владельцам участков, которые не размежеваны, срочно установить месторасположение границ своих владений. В противном случае владельцы лишаются прав распоряжаться своей землей.

Тем, кто ставил землю на учет до 2008 года, также необходимо это сделать, ведь тогда процедура межевания была необязательной. Это необходимо знать не только лицам, которые собираются заняться своей землей, но и тем, кто давно забыл, что у него есть еще бабушкин дачный участок.

Если последний ничего не предпримет, то участок его бабушки вот-вот станет не его бабушки, а государства.

Естественно, тут возникли разногласия власти и народа. Чиновники говорят о желании навести порядок в земельной сфере.

Мнение эксперта

Козлов Максим Игоревич

Юрист-консульт с 7-летним стажем. Специализируется в области гражданского права. Имеет опыт в защите в суде.

Народ, чьим гласом являются многочисленные комментарии в интернете, говорит, что власти хотят отжать у них имущество. Кто же окажется прав, покажет исключительно время.

Но все же знающие люди склоняются к тому, что все будет не так плохо, как кажется.

gosudarstvennom-zemelnom-kadastre-06AAD.jpg

Автор статьи

Юрист-консульт с 7-летним стажем. Специализируется в области гражданского права. Имеет опыт в защите в суде.

Следующая

РедакцииФЗ 477 о межевании в редакции 2021 года

Договор на выполнение кадастровых работ

Чтобы межевание было выполнено точно и согласно действующему законодательству, между заказчиком и подрядчиком должен быть заключен договор, куда обязательно вписываются:

  • условия выполнения заказа (время, место, объем и содержание работ);
  • обязанности обеих сторон договора.

Стоимость на выполнение работ должна быть определена на основании проведенной сметы и утверждена обеими сторонами.

Достаточно часто заказчики обращаются в геодезические фирмы по телефону, требуя указать примерную стоимость нужных им работ. Однако подобный способ получения информации о цене выполнения выноса границ в натуре или межевания может быть неточным. Весьма вероятно, что впоследствии стоимость работ будет скорректирована исходя из особенностей местности и других нюансов, узнать о которых по телефону бывает довольно непросто.

Кроме того, в договоре желательно указать предельный срок выполнения работ. Особенно это важно, если оформление тех- или кадастрового паспорта вскоре понадобится для отчуждения объекта недвижимости. Соблюдение точных сроков в подготовке документации лучше всего упомянуть отдельным пунктом в договоре.

Заключение договора

Предназначение службы госкадастра

Служба земельного кадастра выполняет следующие функции:

  • Постановка на учет земельных участков (иных объектов недвижимости). Учет новых земель производится по заявлению заинтересованных сторон. Например, юридического лица, желающего взять в аренду земельный участок.
  • Учет данных о кадастровой стоимости. Не реже, чем раз в 5 лет должна производиться переоценка кадастровой стоимости всех земельных участков. Задача кадастровой службы – фиксировать все изменения в оценке ЗУ, определенные независимыми оценщиками.
  • Предоставление зарегистрированной информации всем заинтересованным лицам (государственным органам, гражданам и т.д.).

Образцы документов

Образец заявления о постановке на кадастровый учет

Полезное видео

Смотрите интересный видеоматериал, в котором рассказано, что такое земельный кадастр и когда он возник.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...